2013avtoref1713

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Хомяков Иван Дмитриевич
 
26 декабря 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Организационно-правовые основы участия внутренних войск МВД СССР в охране общественного порядка во второй половине XX века» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 203.019.01
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Хомяков И.Д. Организационно-правовые основы участия внутренних войск МВД СССР в охране общественного порядка во второй половине XX века: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 27.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1713 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Хомяков И.Д. Организационно-правовые основы участия внутренних войск МВД СССР в охране общественного порядка во второй половине XX века: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 27.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

На правах рукописи
Исх. № 8/5471
от 19 ноября 2013 г.
ХОМЯКОВ
Иван Дмитриевич
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД СССР В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
(историко-правовой аспект)
Специальность 12.00.01 –
теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Автореферат
на соискание учѐной степени
кандидата юридических наук
Москва – 2013
2
Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права Федерального государственного казѐнного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский военный институт МВД России»
Научный руководитель:
кандидат юридических наук, доцент
Стремоухов Александр Алексеевич
Официальные оппоненты:
Глушаченко Сергей Борисович, доктор юридических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени И. А. Герцена, заведующей кафедрой государственного права юридического факультета
Зокоев Валерий Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Рос-сийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви-дации последствий стихийных бедствий, на-чальник кафедры защиты населения и территории
Ведущая организация:
Федеральное государственное казѐнное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнауль-ский юридический институт МВД России»
Защита состоится 26 декабря 2013 г. в 11 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 203.019.01, созданного на базе Московского университета МВД России (117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12.)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.
Автореферат разослан 25 ноября 2013 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент Ю.Ю. Кулакова
3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования
В условиях строительства демократического и правового государства в России вопросы обеспечения надежного общественного порядка, защиты прав и свобод человека и гражданина все чаще оказываются в центре внимания об-щественности, а также появляются в повестке дня работы государственных ор-ганов. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку и гражданину на всей территории России обеспечение личной безопасности, за-щиты его конституционных прав и свобод (ст. 45)1.
Изучение социально-политической обстановки начала 1990-х годов, со-временной общественно-политической жизни России, позволяет утверждать, что публичные акции протеста при определенных условиях могут перерасти в массовые беспорядки, представляющие угрозу национальной безопасности страны. Названным обстоятельством обусловлена необходимость создания вы-сокоэффективного механизма, функционирование которого будет направлено на профилактику и пресечение нарушений общественного порядка. Одной из структур такого механизма являются внутренние войска МВД России, служеб-ная деятельность которых и направлена на обеспечение правопорядка. Они не-однократно доказывали, что являются гарантом стабильности государственной системы, охраны общественного порядка и способны в любой ситуации эффек-тивно выполнять поставленные задачи.
За последние годы произошли изменения в социально-экономической сфере, которые существенно повлияли на состояние общественных отношений, обострили социальные конфликты. Некоторые из них находят свое выражение в форме противоправных массовых акций. Ежегодно проводится большое ко-личество митингов, шествий, демонстраций, но некоторые из них проходят без какого-либо разрешения, с нарушением установленных норм. При их проведе-нии значительно возрастает угроза нарушения общественного порядка, совер-шения террористических актов и иных посягательств на безопасность граждан, что требует привлечения большого количества сил и средств для пресечения подобных действий.
Создание необходимой для этого нормативно-правовой базы и механизма ее применения в настоящее время рассматривается как одна из основных задач в области обеспечения внутренней безопасности государства.
В этой связи историко-правовой анализ охраны общественного порядка не только не утратили своей значимости, а напротив, приобрел еще большую актуальность. При этом особо значимым представляется исследование периода второй половины ХХ в., связанного с выработкой качественно новых принци-
1 Конституция Российской Федерации. – М., 2012.
4
пов и приоритетов в деятельности внутренних войск по охране общественного порядка.
Степень разработанности проблемы. Тема диссертации охватывает широкий круг вопросов, связанных с организацией и служебно-боевой деятель-ностью внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка во второй половине ХХ в., которые до настоящего времени специальным предме-том научного исследования в отечественной историко-правовой науке не явля-лись. Объясняется такая ситуация прежде всего закрытостью деятельности внутренних войск МВД СССР, выполнявших служебно-боевые задачи по несе-нию патрульно-постовой службы. Различные аспекты охраны общественного порядка исследовались в работах Н. М. Безрядина, А. М. Васильева, В. И. Ва-ренко, И. И. Веремеенко, А. В. Готовцева, Э. П. Григониса, М. И. Еропкина, Н. Н. Жильского, И. Ю. Загоруйко, М. М. Звягина, Ф. Е. Колонтаевского, Б. П. Кондрашева, А. П. Коренева, Д. А. Коротченкова, В. В. Лазарева, Л. Л. Попова, А. В. Серегина, В. В. Склярова, С. А. Терентьева, А. И. Числова, А. А. Чувилева, Х. А. Юсупова, А. Ю. Якимова. Отдельные вопросы, касаю-щиеся истории внутренних войск, нашли свое отражение в исследованиях уче-ных-историков, юристов, социологов, политологов, таких как А. Е. Алексеен-ков, В. П. Баранов, Б. П. Белозеров, В. П. Журавель, А. А. Климов, С. Г. Лысенков, В. Ф. Некрасов, С. Н. Рожнов, П. Н. Саклаков, В. П. Сидоренко, С. М. Штутман и др., вышедших уже в современной России, когда гриф секрет-ности с документов, касающихся этого вида деятельности был снят.
Таким образом, несмотря на многолетний интерес ученых к истории слу-жебно-боевой деятельности внутренних войск МВД СССР по охране общест-венного порядка вплоть до настоящего времени работы, непосредственно об-ращенные к историко-правовому анализу организационно-правовых основ дея-тельности внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка, от-сутствуют. Данная диссертация направлена на восполнение этого пробела.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникав-шие в процессе деятельности внутренних войск МВД СССР по охране обществен-ного порядка.
Предметом исследования выступают исторические закономерности раз-вития общественных отношений в сфере охраны общественного порядка в СССР во второй половине ХХ в.; понятийно-категориальный аппарат, позво-ляющий наиболее полно осуществлять феноменологическую характеристику правового регулирования охраны общественного порядка в социально-историческом контексте развития российской государственности; закономерно-сти развития нормативно-правового регулирования, деятельности внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка в исследуемый период;
5
деятельность внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка во второй половине ХХ в.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный историко-правовой анализ содержания и правовой регламентации деятельности внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка и формулиро-вание на этой основе предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности внутренних войск и практического применения форм и методов выполнения ими служебно-боевых задач.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
– сформулировать понятие охраны общественного порядка как формы реализации правоохранительной функции государства;
– выявить предпосылки создания подразделений и частей внутренних войск МВД СССР для выполнения задач по охране общественного порядка во второй половине ХХ в.;
– охарактеризовать нормативно-правовое обеспечение деятельности внутренних войск МВД СССР в сфере охраны общественного порядка;
– раскрыть направления деятельности внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка;
– исследовать содержание и правовое обеспечение деятельности специ-альных моторизованных частей милиции как одного из основных элементов системы охраны общественного порядка;
– выявить особенности охраны общественного порядка при урегулирова-нии межнациональных конфликтов частями и подразделениями внутренних войск МВД СССР;
- сформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности внутренних войск в современных условиях.
Хронологические рамки диссертационного исследования обусловлены общественно-политическими процессами, протекавшими в стране и трансфор-мацией военной организации государства. Они охватывают период от начала 50-х годов ХХ в.2, связанный с изменениями в структуре и характере деятель-ности внутренних войск МВД СССР, до начала 90-х годов XX в., связанный с распадом СССР и принятием Закона Российской Федерации «О внутренних войсках МВД России»3.
Методологическую основу диссертационного исследования составил диалектический метод познания общественных процессов и социально-правовых явлений, в рамках которого применены общенаучные и частнонауч-
2 Вопросы МГБ СССР : постановление Совета Министров СССР от 6 мая 1951 г. № 1482-748сс; О реорганиза-ции конвойных войск МВД СССР : приказ МВД СССР от 18 мая 1951 г. № 00260 // ВЧК-ОГПУ-КВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ (1917–1960) : справ. / под общ. ред. акад. А. Н. Яковлева. М. : Издание МФД, 1997. С. 101.
3 О внутренних войсках МВД России : Закон Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. № 3534-I // Ведомо-сти СНД и ВС Российской Федерации.1992. № 42. Ст. 2334.
6
ные методы.
Сравнительно-правовой метод позволил выявить сходство и отличие нормативных правовых актов, регламентировавших служебно-боевую деятель-ность внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка в иссле-дуемом периоде.
При помощи хронологического метода были определены целесообразные временные границы проводимого исследования.
Логический метод был использован при исследовании наиболее значи-мых событий, повлиявших на организацию деятельности внутренних войск МВД СССР в их последовательности и причинно-следственной связи.
Системно-структурный метод способствовал научному познанию объекта исследования как единой системы и выделению в его структуре взаимодейст-вующих элементов.
Работа над диссертацией велась на основе принципа историзма. Общест-венные явления анализировались в динамике их развития на различных этапах функционирования государства и его институтов. Это позволило рассмотреть становление правовых основ участия внутренних войск МВД СССР в охране общественного порядка с учетом особенностей конкретных общественно-политических и социально-экономических условий.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечест-венных ученых-юристов и зарубежных исследователей, посвященные анализу понятия «охрана общественного порядка» (Н. М. Безрядин, А. М. Васильев, В. И. Варенко, И. И. Веремеенко, А. В. Готовцев, Э. П. Григонис, М. И. Ероп-кин, Н. Н. Жильский, И. Ю. Загоруйко, М. М. Звягин, Ф. Е. Колонтаевский, Б. П. Кондрашев, А. П. Коренев, В. В. Лазарев, Л. Л. Попов, А. В. Серегин, А. И. Числов, А. А. Чувилев, Х. А. Юсупов, А. Ю. Якимов и др.) и развитию служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД СССР (А. Е. Алексеен-ков, В. П. Баранов, Б. П. Белозеров, В. П. Журавель, А. А. Климов, С. Г. Лысенков, В. Ф. Некрасов, С. Н. Рожнов, П. Н. Саклаков, В. П. Сидоренко, С. М. Штутман и др.).
Источниковую базу исследования составляют законодательные и ведом-ственные нормативные правовые акты, статистические сборники, аналитиче-ские обзоры, официальные письма и доклады должностных лиц, материалы пе-риодической печати. Важными источниками диссертации послужили докумен-ты, полученные из Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного военного архива (РГВА), Центрального архива Министерства внутренних дел России (ЦА МВД России), Центрального архива внутренних войск Министерства внутренних дел России (ЦАВВ), из фондов Центрального музея внутренних войск и его филиалов в Москве и Санкт-Петербурге, отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ).
7
Научная новизна диссертации определяется авторским подходом к ис-следованию вопросов диссертационной проблематики и полученными при этом результатами. Впервые в юридической литературе войска правопорядка рас-сматриваются в качестве одного из субъектов правоотношений, складываю-щихся в сфере поддержания общественного порядка.
Диссертация является первым в историко-правовой науке исследованием, в котором раскрыт организационно-правовой механизм привлечения внутрен-них войск МВД СССР к охране общественного порядка во второй половине XX в.
При этом новыми для историко-правовых исследований являются сле-дующие результаты, полученные лично соискателем:
– дано авторское определение направлений деятельности внутренних войск МВД СССР в сфере охраны общественного порядка во второй половине ХХ в.;
– предложено определение охраны общественного порядка как формы реализации правоохранительной функции государства;
– предпринята попытка реконструкции процесса привлечения внутренних войск для урегулирования межнациональных конфликтов 80-х годов ХХ в. в хронологической последовательности, в результате чего диссертант отмечает, что первым таким использованием внутренних войск для урегулирования меж-национальных конфликтов состоялось в 1981 г. во Владикавказе, а не в 1986 г. в Алма-Ате, как это указывается в опубликованных исследованиях4;
– в научный оборот впервые введены архивные документы и материалы, характеризующие структуру и деятельность внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка, а также ведомственные нормативные правовые акты, касающиеся деятельности внутренних войск второй половины ХХ в.;
– представлена характеристика нормативно-правового обеспечения дея-тельности внутренних войск МВД СССР во второй половине ХХ в.;
– сформулированы выводы о возможности использования российскими правоохранительными органами опыта, накопленного частями и подразделе-ниями при выполнении задач по охране общественного порядка в период обес-печения спортивно-массовых мероприятий международного характера.
Положения, выносимые на защиту: 1. Охрана общественного порядка – это одна из форм реализации право-охранительной функции государства, которая представляет собой деятельность компетентных органов, осуществляемую установленными законом способами и направленную на защиту сложившихся в обществе общественных отношений и устранение причин их дестабилизирующих.
4 Например, Ташпеков, В. А. Однажды в Карабахе. М., 2009. С. 5.; Шубин, А. В. Золотая осень, или период за-стоя в 1975–1985 годы. М., 2008. С. 138–139.
8
2. Деятельность внутренних войск в рассматриваемый период в сфере ох-раны общественного порядка регламентировалась преимущественно подзакон-ными актами, носившими, как правило, закрытый характер. Названное обстоя-тельство выводило внутренние войска из-под общественного контроля, что противоречило курсу КПСС и руководства СССР на демократизацию общест-венных отношений в стране.
3. В исследуемый период издание нормативных правовых актов в сфере деятельности внутренних войск происходило с нарушением одного из принци-пов правотворчества – своевременности, что негативно влияло на выполнение ими задач охраны общественного порядка.
4. Отсутствие нормативного регулирования привлечения внутренних войск к урегулированию межнациональных конфликтов отрицательно сказыва-лось на взаимоотношении их с гражданами при выполнении поставленных за-дач.
5. В ходе исследования автором выделены направления деятельности внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка фактически реализуемых, но не определенные руководящими документами: несение пат-рульно-постовой службы на улицах городов, на стадионах, в парках и других общественных местах; пресечение массовых беспорядков и групповых хули-ганских проявлений в населенных пунктах; охрану общественного порядка при ликвидации последствий землетрясений, стихийных бедствий, аварий и катаст-роф, лесных пожаров, при обеспечении карантинных мероприятий; охрану об-щественного порядка в ходе подготовки и проведения мероприятий спортивно-го, политического и международного характера; участие в урегулировании межнациональных конфликтов.
6. В целях повышения эффективности выполнения задач по охране обще-ственного порядка внутренними войсками МВД СССР требовалась специаль-ная подготовка военнослужащих, а при отборе на службу – соблюдение особых критериальных требований к кандидатам. В ходе исследования автором уста-новлено, что требования к гражданам, которыми комплектуются внутренние войска на современном этапе, снизились, что можно рассматривать как небла-гоприятный фактор при выполнении внутренними войсками стоящих задач. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в дис-сертации освещаются вопросы, имеющие существенную значимость для исто-рико-правовой науки, дополняя, конкретизируя и уточняя отдельные разделы истории государства и права, истории органов внутренних дел и внутренних войск. Проведенное исследование, в процессе которого в научный оборот вве-ден ряд новых, ранее не используемых архивных источников, является вкладом в расширение и углубление научных знаний об историческом опыте организа-ции и функционирования внутренних войск как составной части государствен-
9
ного механизма. Оно позволяет осмыслить в исторической ретроспективе место и роль войск в одной из ведущих сфер жизнедеятельности общества – обеспе-чении правопорядка в стране, в том числе и при урегулировании межнацио-нальных конфликтов в конце ХХ в.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его ре-зультаты могут быть использованы: в научно-исследовательской работе, свя-занной с анализом деятельности внутренних войск; в правотворческой деятель-ности, направленной на обеспечение правопорядка; в совершенствовании пра-вового регулирования деятельности как внутренних войск, так и полиции; в об-разовательном процессе юридических вузов. Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, нашли свое отражение в под-готовленных автором публикациях и обсуждались: на VI Международной на-учно-практической конференции «Наука и современность-2010» (Новосибирск, 19 ноября 2010 г.); на XI Международной научно-практической конференции «Проблемы методологии правовых научных исследований и экспертиз» (Моск-ва, 28 ноября 2010 г.); на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития внутренних войск МВД России: история и современность (к 200-летию внутренних войск МВД России)» (Санкт-Петербург, 8 февраля 2011 г.); на VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современных наук» (г. Прземисл, 7–15 июля 2011 г.); на III Международной научно-практической конференции «Государственно-правовая политика в Северо-Западном регионе» (Санкт-Петербург, 27–28 октября 2011 г.); на Х всероссийской научно-теоретической конференции «Правовая система России: традиции и иннова-ции» (Санкт-Петербург, 25–27 апреля 2013 г.); на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы предупреждения и борьбы с преступле-ниями и иными правонарушениями» (Новосибирск, 17 мая 2013 г.). Кроме того, основные положения настоящего исследования обсуждались в ходе проводи-мых на кафедре теории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России научно-методологических семинаров преподавателей и адъюнктов. Результаты исследования внедрены в филиале ФГКУ «ВНИИ МВД Рос-сии» по Сибирскому федеральному округу, используются в образовательных процессах Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России и Новосибирского военного института внутренних войск имени генера-ла армии И. К. Яковлева МВД России при преподавании курса «История госу-дарства и права России».
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, вклю-чающих пять параграфов, заключения, списка источников и литературы.
10
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследова-ния, освещается степень ее разработанности, определяются цели, задачи, теоре-тическая и методологическая основы исследования, характеризуется источни-ковая база диссертационного исследования, его хронологические рамки и науч-ная новизна, приводятся основные положения, выносимые на защиту, указыва-ются теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе – «Организационно-правовые основы формирования частей и подразделений внутренних войск МВД СССР для выполнения за-дач по охране общественного порядка» – исследуются вопросы формирова-ния, служебного применения и нормативного обеспечения частей и подразде-лений внутренних войск МВД СССР для выполнения задач, связанных с охра-ной общественного порядка во второй половине ХХ в.
В первом параграфе главы – «Охрана общественного порядка как форма реализации правоохранительной функции государства» – отмечается что обще-значимые государственные задачи решаются посредством реализации опреде-ленных функций. В теории государства и права функции понимаются как глав-ные направления деятельности государства по решению основных задач, стоя-щих перед ним на том или ином этапе развития. Формирование функций госу-дарства происходит в процессе его становления и развития. Последователь-ность возникновения функций зависит от поставленных целей и очередности задач, встающих перед обществом. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэто-му в деятельности государства ключевое значение приобретает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политических функций государственной власти. Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятель-ность в конкретной сфере общественной жизни. Основным критерием же клас-сификации функций государства является сфера жизни общества, на которую оказывается государственное воздействие.
Не вдаваясь в подробное рассмотрение различных точек зрения на клас-сификацию функций государства, диссертант констатирует, что в целом авторы в той или иной степени отмечают, что объектом воздействия функций государ-ства являются крупные сферы общественной жизни – экономика, социальная структура, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок и как одну из функций государства практически все государствоведы выделяют деятельность в сфере защиты прав граждан и обеспечения правопорядка.
11
В диссертации отмечено, что правоохранительная функция государства в современной юридической литературе именуется по-разному: функция защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопоряд-ка5; функция охраны правопорядка и укрепления законности6; функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка7; правоохрани-тельная функция8; функция охраны прав и свобод личности9; охранительная функция10; правозащитная функция11 и др.
Из-за такого разнообразия определений создается проблема единого кате-гориального понимания функционирования государства в сфере правоохрани-тельной деятельности. Автор полагает, что в наибольшей степени соответству-ет правоохранительной функции деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, органи-зациями, государственными органами. Она включает в себя также охрану об-щественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправ-ных посягательств.
В теоретической науке принято выделять правовые и организационные формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона.
Одной из форм правоохранительной функции государства является пра-воохранительная деятельность, под которой автор понимает властную опера-тивную деятельность органов государства по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выпол-нения возложенных на них юридических обязанностей. Следует согласиться с Э. П. Григонисом и О. В. Харченко, которые выде-лили следующие виды правоохранительной деятельности: судебную деятель-ность, прокурорскую деятельность, и полицейскую деятельность, включающую в себя охрану общественного порядка, выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие и расследова-
5 См.: Морозова, Л. А. Проблемы современной российской государственности: учеб. пособие. М.: Юрид. лит, 1998. С. 68.
6 См.: Сырых, В. М. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1998. С. 32.
7 Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов : СВШ МВД РФ, 1995. С. 57.
8 См.: Загидуллин, Р. И. Правоохранительная функция современного российского государства (вопросы теории и практики) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. Уфа, 2004. С. 8.
9 См.: Сим, А. В. Функция охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004. С. 11.
10 См.: Степанов, О. А. Правовые основы обеспечения охранительной функции государства в условиях исполь-зования новых информационных технологий. М., 2000. С. 14.
11См.: Нерсесянц, В. С. Теория государства и права: крат. учеб. курс. М.: Норма, 2005. С. 68–69.
12
ние преступлений, рассмотрение административных правонарушений несудеб-ными органами, исполнение судебных решений12.
В деятельности по охране общественного порядка участвуют представи-тельные органы государственной власти, органы государственного управления, суда и прокуратуры. Каждый из них выполняет свойственные ему функции. Специальным отраслевым органом в общегосударственной системе охраны общественного порядка является министерство внутренних дел, одной из глав-ных функций которого, наряду с борьбой с преступностью, является охрана общественного порядка. В систему МВД входят внутренние войска, в структу-ре которых есть подразделения, непосредственно выполняющие только задачи по охране общественного порядка.
Охрану общественного порядка, по мнению автора, следует понимать как одну из форм реализации правоохранительной функции государства, кото-рая представляет собой деятельность компетентных органов, осуществляемую установленными законом способами и направленную на защиту сложившихся в обществе общественных отношений и устранение причин, их дестабилизирую-щих.
Во втором параграфе главы – «Организационная основа создания частей и подразделений внутренних войск, предназначенных для охраны общественно-го порядка» – исследуется история создания и применения особой военной пра-воохранительной структуры в системе МВД СССР с функцией охраны общест-венного порядка.
Послевоенный период развития внутренних войск в системе МГБ и МВД СССР связан с процессом реорганизации их сложившейся структуры. Причина реформирования внутренних войск объясняется экономическими трудностями послевоенного периода развития СССР и политическими факторами.
Перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное госу-дарство благотворно сказалось на развитии Советских Вооруженных Сил, в со-став которых входили внутренние войска. Этот период характеризуется расши-рением сферы применения внутренних войск по своему прямому предназначе-нию.
На основании совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1966 г. № 571 «О мерах по усилению борьбы с преступно-стью»13 Министерству охраны общественного порядка (МООП) СССР предла-галось сформировать в составе внутренних войск, внутренней и конвойной ох-раны специальные подразделения для несения патрульно-постовой службы по охране общественного порядка. Согласно приказу министра охраны общест-
12 См.: Григонис, Э. П., Харченко, О. В. Правоохранительная функция государства и формы ее реализации : моногр. – СПб. : Книжный дом, 2007. С. 53.
13 Правда. 1966. 27 июля.
13
венного порядка СССР 30 сентября 1966 г. в составе внутренних войск, внут-ренней и конвойной охраны начали формироваться специальные моторизован-ные части милиции для несения патрульно-постовой службы по охране обще-ственного порядка14.
Всего к 1 января 1967 г. было сформировано 43 подразделения внутрен-них войск, в том числе 3 полка – по одному в Москве, Ленинграде и Киеве и 40 отдельных батальонов – в крупных административных и промышленных цен-трах СССР (Алма-Ата, Фрунзе, Куйбышев, Уфа, Свердловск, Баку, Ереван и др.). Общая численность специальных моторизованных частей милиции на мо-мент образования составляла 10 тысяч человек. В последующие годы эта цифра увеличивалась.
Специальные моторизованные части милиции МООП СССР были пред-назначены для несения патрульно-постовой службы и вели борьбу с хулиганст-вом, а также иными проявлениями преступности на улицах, стадионах, в пар-ках, клубах и других общественных местах; выполняли другие, внезапно воз-никающие оперативно-служебные задачи по охране общественного порядка.
В связи с образованием новых подразделений в составе внутренних войск возникали проблемы с укомплектованием офицерских должностей квалифици-рованными специалистами не только способными управлять подразделениями, но и знавшими методику выполнения служебных задач по охране общественно-го порядка. Поэтому МООП СССР было принято решение, что эти должности могут быть укомплектованы также офицерами и сержантами из числа подго-товленных сотрудников Советской милиции. Офицеры и сержанты, как из внутренних войск, так и из числа сотрудников милиции, должны быть призва-ны на службу во внутренние войска (или находиться на военной службе); иметь необходимое военное или специальное образование и опыт службы в воинских подразделениях, а также при рассмотрении кандидатов из Советской милиции учитывалось знание основ патрульно-постовой службы. Личный состав органов милиции, зачисленный на службу в подразделения специальных моторизован-ных частей милиции, в обязательном порядке проходил переаттестацию, и им присваивались воинские звания личного состава внутренней охраны.
В интересах внутренних войск, внутренней и конвойной охраны управле-ния охраны общественного порядка союзных, автономных республик и управ-ления охраны общественного порядка краевых и областных исполнительных комитетов отобрали для замещения вакантных должностей в специальных мо-торизованных частях милиции 568 сотрудников Советской милиции, из них 30 человек – на должности командиров рот, 33 – заместителей командиров рот по политической части, 248 командиров взводов, 257 сотрудников – на замещение
14 Центральный Архив МВД России (далее – ЦА МВД России). Ф. 48. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.
14
должностей различных специалистов (офицеры службы связи, врачи, старшие фельдшера и т.п.).
Выделенные органами охраны общественного порядка сотрудники при-нимались на службу в специальные моторизованные части милиции по персо-нальному отбору командиров воинских соединений. В. Ф. Некрасов в своих трудах неоднократно отмечал, что «…для службы в милицейских частях под-бирались офицеры, положительно зарекомендовавшие себя, обладавшие опы-том работы и авторитетом у подчиненных. Значительная часть должностей ко-мандиров, политработников, специалистов была укомплектована за счет офи-церов Советской милиции»15.
Главным штабом внутренних войск, внутренней и конвойной охраны особое внимание уделялось отбору солдат, которых призывали на службу в специальные моторизованные части милиции. Призыв личного состава на дей-ствительную срочную военную службу производился министром обороны СССР по заявкам МВД СССР. Граждане, призываемые для прохождения сроч-ной службы в специальные моторизованные части милиции отбирались из чис-ла годных по состоянию здоровья к строевой службе, ранее не судимых, с обра-зованием не ниже 7 классов, имевших рост не менее 170 сантиметров, обла-давшие навыками в военно-прикладных видах спорта16. По просьбе Министер-ства внутренних дел СССР Генеральный штаб Вооруженных сил СССР запре-тил военкоматам направлять во внутренние войска призывников, близкие род-ственники которых имели судимость. По инициативе Главного управления внутренних войск с 1969 г. производился предварительный отбор кандидатов для службы в специальных моторизованных частях милиции, а также специ-альная проверка по оперативным учетам в ОВД и КГБ17. Для сравнения необ-ходимо отметить, что в современных условиях во внутренние войска для вы-полнения задач по охране общественного порядка могут быть призваны граж-дане не только без среднего общего образования, но и даже без начального18. В последнее время стали призывать и осужденных граждан, но не всегда их до-пускают к несению патрульно-постовой службы19.
Подчиненность специальных моторизованных частей милиции была своеобразной. Так, специальный моторизированный полк города Москвы под-чинялся отдельной мотострелковой ордена Ленина Краснознаменной дивизии особого назначения им. Ф. Э. Дзержинского. Остальные части и подразделения
15 МВД России: 200 лет на страже закона и правопорядка. М., 2002. С. 168.
16 П. 2. Положения о специальных моторизованных частях милиции // ЦАВВ Ф. 94. Оп. 1. Д. 43. Л. 167.
17 ЦАВВ Ф. 94. Оп. 1. Д. 227. Л. 86.
18 Об увольнении с военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин, срок военной службы по призыву которых истек, приеме, распределении молодого пополнения в апреле–июле 2012 г. и организация ими военной службы: директива ГКВВ от 10 апреля 2012 г. № 1 (текст документа официально опубликован не был).
19 О состоянии воинской дисциплины и правопорядка во внутренних войсках МВД России в 2011 году и мерах по их поддержанию в 2012 году : приказ ГКВВ МВД России от 30 января 2012 г. № 30 (текст документа официально опубликован не был).
15
в РСФСР были подчинены отделам конвойной охраны МООП Ленинграда, Куйбышева, Ростова-на-Дону, Горького, Иркутска, Перми Кемерово и других городов. Части, которые располагались в союзных республиках, были подчине-ны управлениям внутренних войск, внутренней и конвойной охраны союзных республик. В автономных республиках части и подразделения подчинялись от-делам внутренней и конвойной охраны МООП автономных республик. Общее руководство осуществляли министр охраны общественного порядка СССР и начальник внутренних войск, внутренней и конвойной охраны, а в вопросах оперативно-служебного использования по территориальности – министры ох-раны общественного порядка союзных и автономных республик20.
Организационно специальные моторизованные части милиции состояли из полков, батальонов, рот, взводов, отделений. Отличие от общевойсковой ор-ганизационной структуры было в том, что специальные моторизованные ба-тальоны милиции могли быть как ротного, так и взводного состава. Батальон ротного состава обычно дислоцировался в крупном городе, где население пре-вышало 1,5 миллиона человек, и состоял из двух–трех патрульных рот трех-взводного состава и автомобильной роты (два–три взвода: как правило, два ав-томобильных и хозяйственный взводы). Батальон взводного состава дислоци-ровался в крупном городе численностью до одного миллиона человек. Состоял он из 4–5 патрульных взводов, в которых было по 3–4 отделения и одного–двух автомобильных взводов.
Личным составом внутренних войск уже в первом полугодии 1967 г. бы-ло предотвращено и пресечено свыше 43 тысяч преступлений и нарушений об-щественного порядка21, а в период по 1972 г. специальные моторизованные части милиции задержали за различные нарушения свыше 420 тысяч человек, в том числе за убийство, грабежи и насилие – 1470 человек, ими предотвращено 1940 преступлений, изъято у преступников 210 единиц огнестрельного и 1170 единиц холодного оружия22. Приведенные данные свидетельствуют о высокой эффективности служебной деятельности названных частей.
С образованием в составе внутренних войск МООП СССР специальных моторизованных частей милиции значительно повысилось качество охраны общественного порядка и снизилось количество правонарушений и уличной преступности в стране.
В третьем параграфе главы – «Нормативное регулирование деятельно-сти внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка во второй половине ХХ в.» – рассматривается нормативно-правовая составляющая слу-жебной деятельности внутренних войск МВД СССР по охране общественного
20 П. 12. Положения о специальных моторизованных частях милиции // ЦАВВ Ф. 94. Оп. 1. Д. 43. Л. 169.
21 ЦАВВ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 16. Л. 333.
22 Некрасов, В. Ф. Внутренние войска советского государства (1917–1977 гг.). М. : Академия МВД СССР, 1980. С. 175.
16
порядка во второй половине ХХ в. Деятельность частей и подразделений внутренних войск, выполнявших задачи по охране общественного порядка требовала от государства принятия таких нормативных актов, которые не только регламентировали правовой ста-тус военнослужащих, но и учитывали большой опыт организации и несения патрульно-постовой службы, обеспечения массово-политических мероприятий, а также участия войсковых нарядов в выполнении задач в условиях осложнения оперативно-служебной обстановки (стихийные бедствия, карантинные меро-приятия, ликвидация групповых и вооруженных побегов осужденных и др.).
Военнослужащие внутренних войск, как это им и предписывалось прика-зом МООП СССР от 30 сентября 1966 г., руководствовались при несении пат-рульно-постовой службы документами, которыми пользовались сотрудники Советской милиции, для выполнения аналогичных задач. В период создания специальных моторизованных частей милиции действовал Устав патрульно-постовой службы милиции РСФСР, объявленный приказом МООП РСФСР от 1 августа 1963 г. № 46023, в который неоднократно вносились изменения24. Одна-ко в несении патрульно-постовой службы военнослужащими внутренних войск имелись особенности, отличавшие ее от выполнения аналогичных задач Совет-ской милицией. Именно эта специфика требовала нормативно-правового акта, содержание которого охватывало бы всю сферу деятельности и служебно-боевого применения подразделений и частей внутренних войск МВД СССР, привлекаемых к охране общественного порядка.
Изучение нормативных актов, составлявших правовую основу деятельно-сти внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка во второй половине ХХ в., позволяет утверждать, что основным средством нормативного регулирования деятельности внутренних войск МВД СССР в этой сфере явля-лось издание ведомственных актов, как правило, носивших закрытый характер. Анализ архивных документов показывает, что части и подразделения внутрен-них войск МВД СССР использовали для выполнения задач, связанных с охра-ной общественного порядка инструкцию25, которая носила временный харак-тер. В ней министр охраны общественного порядка указал, что «… в срок до 1 октября 1967 г. необходимо представить предложения по изменению и допол-нению временной институции»26.
Принятие документа, который регламентировал бы порядок деятельности
23 О введение в действие Устава патрульно-постовой службы милиции РСФСР : приказ МООП РСФСР от 1 августа 1963 г. № 460 // ЦА МВД России. Ф.48. Оп. 1.
24 О внесении изменений в Устав патрульно-постовой службы милиции РСФСР : приказ МООП РСФСР от 11 мая 1964 г.; О внесении изменений в Устав патрульно-постовой службы милиции РСФСР : приказ МВД СССР от 16 июля 1970 г. № 241; Указание МВД СССР от 19 апреля 1971 г. // ЦА МВД России. Ф.48. Оп. 1.
25 ЦА МВД России. Ф. 48. Оп.1. Д. 514. Л. 213.
26 Об утверждении временной инструкции по службе специальных моторизованных частей милиции МООП СССР : приказ МООП СССР от 28 апреля 1967 г. № 225 // ЦА МВД России. Ф. 48. Оп.1. Д. 514. Л. 213.
17
военнослужащих внутренних войск при выполнении задач по охране общест-венного порядка было необходимо, тем более в своих приказах министр ООП СССР четко определял сроки его разработки. Таким документом стало Настав-ление по службе специальных моторизованных частей милиции, принятое спустя пять лет в 1972 г27. Наставление, в отличие от инструкции – являлось систематизированным сводом правил деятельности. Значительная часть норм наставления носила описательный характер, но соблюдение их было обязатель-ным. В него вошли временная инструкция и вновь разработанные правила пат-рульно-постовой службы. Наставление по службе специальных моторизован-ных частей милиции определило четкие организационно-правовые границы деятельности внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка.
Автор отмечает, что командиры получили эффективный инструмент для организации и управления служебной деятельностью по охране общественного порядка. В Наставлении отражены основные принципы использования специальных моторизованных частей милиции: содержание частей, подразделений и войсковых нарядов в постоянной боевой готовности; централизация управления и сохранение войсковой подчиненности при выполнении задач, возложенных на подразделения (войсковые наряды); рациональное, экономное и массированное использование сил и средств; постоянное взаимодействие подразделений и войсковых нарядов между со-бой, с органами внутренних дел (милиции), добровольными народными дружинами и гарнизонными патрулями; умелый и своевременный маневр силами и средствами; непрерывное материально-техническое обеспечение подразделений и войсковых на-рядов при выполнении ими задач в любой обстановке. Следование названным принципам позволило командирам и штабам успешно осуществлять мероприятия по повышению эффективности использования сил и средств внутренних войск МВД СССР в охране общественного порядка.
В условиях начавшейся демократизации общества, провозглашения глас-ности и открытости функционирования государственного механизма, в 80-е го-ды ХХ в. ведомственная регламентация деятельности одной из вооруженных структур государства вступала в противоречие с внутренней политикой власти. Сложилась объективная потребность в принятии принципиально новых, консо-лидированных нормативных актов общегосударственного значения, юридиче-ски закреплявших правовой статус внутренних войск и регламентирующий их служебно-боевую деятельность, в том числе и по охране общественного поряд-ка.
В соответствии с решениями XXVII съезда КПСС и XIX Всесоюзной конференции КПСС в СССР начала последовательно осуществляться широкая правовая реформа, призванная обеспечить верховенство закона во всех сферах
27 О введение в действие Наставления по службе специальных моторизованных частей милиции МВД СССР : приказ МВД СССР от 7 июня 1972 г. № 205 // ЦА МВД России. Ф. 48. Д. 297. Л. 120.
18
жизни общества и усилить механизм поддержания правопорядка. Одним из на-правлений этой реформы стало урегулирование деятельности внутренних войск по охране общественного порядка28.
Выполнение воинскими частями и подразделениями внутренних войск МВД СССР служебно-боевых задач по предотвращению и ликвидации межна-циональных конфликтов на территории республик СССР, выявило проблему отсутствия законодательно урегулированного механизма привлечения внутрен-них войск к выполнению задач по восстановлению и охране общественного по-рядка. Подзаконные нормативно-правовые акты не могли в полной мере соот-ветствовать принципу законности применения внутренних войск, что показали события в Закавказье и Средней Азии. В связи с этими событиями Президиум Верховного Совета СССР 28 июля 1988 г. издал Указ № 9307-IX «Об обязанно-стях и правах внутренних войск МВД СССР при охране общественного поряд-ка»29 (далее – Указ № 9307-IX), который стал существенным вкладом в прово-димую правовую реформу. Анализируя статьи Указа № 9307-IX, автор отмечает, что он не в полной мере отвечал требованиям того времени поскольку регулировал лишь отдель-ные вопросы многогранной служебно-боевой деятельности внутренних войск, в том числе и давал широкие полномочия по предотвращению несанкциониро-ванных манифестаций. Данный Указ стал первым нормативным актом, носив-шим надведомственный характер, устанавливавшим основы правового регули-рования деятельности внутренних войск по охране общественного порядка. На внутренние войск МВД СССР была возложена охрана государственных объек-тов, специальных грузов, исправительно-трудовых колоний, воспитательно-трудовых профилакториев и другие обязанности, вытекавшие из решаемых ими задач. Им же вменялось оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка.
Следующим этапом в развитии нормативного обеспечения деятельности внутренних войск в сфере охраны общественного порядка стало принятие За-кона СССР от 26 марта 1990 г. № 1388-I «Об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР при охране общественного порядка»30. Анализ его содержа-ния позволяет сделать вывод о том, что данный документ фактически представ-лял собой новую редакцию возведенного в ранг закона Указа № 9307-IX с не-значительными изменениями. В Законе был конкретизирован порядок привле-чения внутренних войск МВД СССР к выполнению служебных обязанностей, связанных с охраной общественного порядка. Так, особыми случаями были признаны «принятие участия в пресечении нарушений общественного порядка,
28 Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня–1 июля 1988 г. М. : Политиздат, 1988. С. 69. 29 Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 31. Ст. 505.
30 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 14. Ст. 223.
19
если эти нарушения носят массовых характер, представляют угрозу жизни и здоровью граждан, дезорганизуют работу предприятий, учреждений и органи-заций, либо направлены на разрушение или уничтожение государственного, общественного и личного имущества. В этих случаях решение принималось по просьбе Совета Министров соответствующей союзной или автономной респуб-лики, либо с согласия Совета Министров СССР при обязательном рассмотре-нии данного вопроса с Советом Министров соответствующей союзной или ав-тономной республики, либо во исполнение указа Президента СССР»31. Новым в СССР стало определение случаев применения специальных средств военно-служащими внутренних войск.
По мнению автора, с принятием нормативных актов высшим государст-венным органом законодательной власти – Верховным Советом СССР – право-охранительная деятельность внутренних войск МВД СССР по охране общест-венного порядка стала носить открытый, публично-правовой характер. Норма-тивное регулирование деятельности внутренних войск МВД СССР, которое во второй половине ХХ в. строилось в основном на принятии ведомственных ак-тов МВД СССР, к концу ХХ в. осуществлялось уже только государственными органами.
Вторая глава – «Правоохранительная деятельность внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка во второй половине ХХ в.» – по-священа вопросам применения внутренних войск МВД СССР для охраны об-щественного порядка как в повседневной жизнедеятельности, так и при резких изменениях оперативной обстановки.
В первом параграфе главы – «Направления деятельности внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка» – исследуется служебная деятельность внутренних войск, связанная с охраной общественного порядка в рассматриваемый период.
Диссертант, изучая архивные источники и научную литературу, приходит к выводу о том, что основными направлениями служебной деятельности внут-ренних войск МВД СССР во второй половине ХХ в. являлись: выполнение за-дач по несению патрульно-постовой службы на улицах городов, на стадионах, в парках и других общественных местах для борьбы с хулиганством и иными проявлениями преступности; участие в пресечении массовых беспорядков и групповых хулиганских проявлений в населенных пунктах, в том числе и в уре-гулировании межнациональных конфликтов; привлечение к охране обществен-ного порядка при ликвидации последствий землетрясений, стихийных бедствий, аварий и катастроф, лесных пожаров, при обеспечении карантинных мероприя-
31 Ст. 3 Закона СССР от 26 марта 1990 г. № 1388-I // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховно-го Совета СССР. 1990. № 14. Ст. 223.
20
тий; охрана общественного порядка в ходе подготовки и проведения мероприя-тий спортивного, политического и международного характера. B послевоенные годы важное значение имела охрана общественного по-рядка и социалистической собственности. Большую помощь органам внутрен-них дел в этом оказывали военнослужащие внутренних войск. Благодаря пат-рулям внутренних войск были обезврежены многие организованные преступ-ные группировки, активно велась борьба со всякого рода хулиганствующими элементами, мешавшими нормальной жизни городов и населенных пунктов.
Рассматривая служебное применение внутренних войск во второй поло-вине ХХ в., автором отмечено, что к выполнению задач по охране обществен-ного порядка до 1967 г. привлекались только оперативные части внутренних войск. Их привлекали, как правило, только при проведении политических и праздничных мероприятий в стране. Большой объем выполняла отдельная мо-тострелковая дивизия особого назначения им. Ф. Э. Дзержинского (ОМСДОН). На них возлагалось несение патрульно-постовой службы в Москве, 15 приго-родных районах Московской области и на 9 железнодорожных вокзалах Мос-ковского железнодорожного узла. Дивизия выделяла для этой цели по субботам и воскресеньям по 3600 человек, в остальные дни недели – по 2700 человек.
С 1954 по 1960 г. на 12 отдел внутренней и конвойной охраны МВД СССР и его части (г. Вильнюс) также были возложены задачи по охране обще-ственного порядка в городах Белорусской, Литовской, Латвийской ССР и Ка-лининградской области32.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов ряд частей внутренних войск, внут-ренней и конвойной охраны получили опыт ликвидации массовых беспорядков в населенных пунктах страны. Исследуя архивные материалы, автор отмечает, что такие операции по восстановлению общественного порядка как в городах Темиртау в 1959 г., Александрове в 1961 г. и Новочеркасске в 1962 г.33 стали если не характерными, то весьма распространенными.
Неоднократно части и подразделения внутренних войск привлекались к выполнению специальных задач по обеспечению режима карантинных меро-приятий. Обилие влаги и тепла явилось благоприятным климатическим факто-ром для развития, распространения и сохранения бактериальной флоры. В СССР в 1970 г. зарегистрировано несколько очагов заболевания холерой, по-этому в ряде мест был введен карантин.34 В связи с эпидемией холеры в неко-торых районах страны всего для обеспечения карантинно-эпидемиологической безопасности было привлечено 2890 военнослужащих внутренних войск МВД
32 Российский государственный военный архив (далее – РГВА). Ф. 38672. Оп. 1. предисловие. Л. 4.
33 История внутренних войск. Хроника событий (1811–1991 гг.). М., 1995. С. 73–74; ЦАВВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 203. ЛЛ. 185–319.
34 Теммоев, С. М., Коновалов, А. В. Внутренние войска в 1968–1991 гг. : аналит. обзор. – Владикавказ : СКВИ ВВ МВД России, 2009. С. 15.
21
СССР35. Они выполняли задачи по охране пионерских лагерей, несли службы на КПП и командных пунктах, патрулировали на водной акватории, осуществ-ляли проверку железнодорожных составов, охраняли госпитали и обсервации36.
В период с 9 июля по 21 августа 1972 г. соединения и части внутренних войск МВД СССР снова привлекались к обеспечению карантинных мероприя-тий по борьбе с холерой в Астрахани и Астраханской области. Общая числен-ность военнослужащих внутренних войск МВД СССР в этом районе составила 1061 человек. Под охрану было принято 45 объектов. Пример ревностного выполнения своих обязанностей показали несколько лет спустя военнослужащие в период селеопасной обстановки в урочище Медео близ г. Алма-Аты и в район г. Иссык. Рассматривая направления деятельности внутренних войск МВД СССР в охране общественного порядка, автор отмечает их большой вклад в обеспече-ние безопасности при организации и проведении международных спортивных соревнований.
23 октября 1974 г. в Вене на 75 сессии Международного Олимпийского комитета г. Москва была избрана местом проведения XXII летних Олимпий-ских игр37.
Подготовка к Олимпийским играм в СССР находилась в центре внимания ЦК КПСС и Советского правительства. После официального решения Между-народного Олимпийского комитета, было принято закрытое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по подготовке и проведению Олимпийских игр 1980 г. в Москве»38, в котором на министерство внутренних дел СССР возложена задача «по обеспечению образцового общественного по-рядка в период игр и безопасности участников, официальных лиц, журнали-стов, гостей и туристов прибывающих на игры и совершающих экскурсии по стране»39. Указывалось на недопущение сентябрьской трагедии 1972 г. в Мюн-хене, когда террористы уничтожили 13 членов израильской команды, и собы-тий 8 января 1977 г. в Москве, когда прогремели три взрыва – самый крупный террористический акт в СССР за весь послевоенный период, в результате кото-рого погибли 7, ранения получили более 40 человек40. Для успешного осуществления разработанных мер по охране обществен-ного порядка и обеспечению безопасности в местах проживания участников и гостей игр на спортивных сооружениях и других местах, связанных с проведе-нием Олимпиады министр внутренних дел СССР генерал-армии Н. А. Щелоков
35 Там же. Л. 200.
36 ЦАВВ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 1521. Л. 271.
37 Осадчая, Ю. В преддверии Олимпийских игр // Морской флот. 2008. № 4. С. 90–91.
38 Хлобустов, О. М. Олимпиада-80: неизвестная история. М.: Самиздат. 2010. С. 3.
39 На боевом посту. 1979. № 37. С. 7.
40 Юршина, М. История террора в Москве: от смертных приговоров до смертников. URL: www.gzt.ru.
22
принял решение усилить органы внутренних дел городов Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, а также Московской области в период с 15 июня по 15 августа 1980 г. за счет курсантов и слушателей учебных заведений внутренних войск МВД СССР. Так, в Ленинграде для охраны общественного порядка были при-влечены курсанты Ленинградского высшего политического училища им. 60-летия ВЛКСМ МВД СССР, специальный моторизованный полк милиции и от-дельный мотострелковый батальон внутренних войск.
В соответствии с приказом МВД № 0789-79 г. внутренние войска МВД СССР совместно с КГБ и ОВД с 15 июля 1980 г. обеспечивали охрану в Олим-пийской деревне, Международном Молодежном лагере, на 27 основных спор-тивных объектах, 5 олимпийских городах, 20 местных тренировок, 30 трассах коридоров безопасности, сопровождали Олимпийский огонь по территории Со-ветского Союза. Всего для выполнения задач по охране общественного порядка в период подготовки и проведения Олимпиады-80 привлекалось более 22500 военнослужащих внутренних войск МВД СССР41.
Особое место занимает участие военнослужащих внутренних войск в ли-квидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Первая информа-ция об аварии на Чернобыльской АЭС в Главное управление внутренних войск МВД СССР по разным источникам поступила между 1 часом 30 минутами42 и 3 часами 20 минутами 26 апреля 1986 г43. Она была недостаточно четкой и ясной. Истинных причин аварии никто еще не знал, время ликвидации ее последствий определить было невозможно. Поэтому перед командованием и штабом войск стояла задача в кратчайшие сроки детально разобраться в обстановке и принять наиболее целесообразное решение для обеспечения надежной охраны АЭС и участия войск в ликвидации последствий аварии.
Всего в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. приняло участие 18,5 тысяч сотрудников органов внутренних дел и 14,5 тысяч военнослужащих внутренних войск МВД СССР44. Только с апреля 1986 г. по март 1987 г. личным составом внутренних войск было задержано почти 11 тысяч нарушителей режима 30-ти километро-вой зоны и мародеров. Целенаправленная работа командования смогла обеспе-чить организованность военнослужащих внутренних войск, несущих боевую службу, устойчивую воинскую дисциплину, здоровую морально-психологическую обстановку в воинских коллективах, повседневную служебно-боевую активность войсковых нарядов и всего личного состава внутренних войск. Военнослужащие внутренних войск стойко преодолевали трудности экстремаль-
41 ЦАВВ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 791. Л. 190–192.
42 Опыт ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы / Научно-публиц. моногр. к 18-летию катастрофы (в 2-х частях) / под ред. акад. РАН В. Н. Михайлова. М., 2004. Гл. 4.3.
43 Алекса, Н. Т. В особых условиях – по боевому URL:www.pobratimi.org.
44 ЦАВВ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 1644. Л. 24.
23
ных условий службы, действовали решительно и самоотверженно. За проявленные мужество и самоотверженность в ходе ликвидации последствий аварии на Черно-быльской АЭС Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1986 г. 276 военнослужащих внутренних войск были награждены орденами и медаля-ми45. Исключительно сложные задачи решали военнослужащие внутренних войск в декабре 1988 г. Ликвидируя последствия землетрясения северных рай-онов Армении на территории с населением свыше 700 тыс. человек. Совместно с сотрудниками милиции солдаты, сержанты, прапорщики и офицеры приняли непосредственное участие в проведении спасательных работ. Они оказывали помощь пострадавшим, обеспечивали пожарную безопасность и беспрепятст-венный проезд транспорта, вывозящего из зоны поражения погибших и ране-ных, осуществляли переброску в район землетрясения спасательных отрядов, машин и механизмов, санитарной техники и медикаментов. Личным составом внутренних войск было спасено 1357 человек, обнару-жен и извлечен из завалов 1121 погибший. В последующем совместно с сотруд-никами органов внутренних дел военнослужащие внутренних войск несли службу по обеспечению общественного порядка в зоне спасательных работ. Под охрану были приняты банки, сберкассы, базы, склады, магазины, промыш-ленные предприятия. Всего охранялось 136 объектов, осуществлялось патрули-рование на 52 маршрутах. Понимая важность выполняемых задач, военнослу-жащие войск проявляли высокую ответственность и бдительность.
Во второй половине ХХ в. внутренние войска привлекались выполнению и других не менее важных задач по охране общественного порядка.
Во втором параграфе главы – «Особенности служебно-боевой деятель-ности внутренних войск при урегулировании межнациональных конфликтов в конце ХХ в.» – что к концу ХХ в. проблемы межнациональных отношений в стране приобрели особую остроту. Под демократическими лозунгами в ряде союзных республик СССР оживились националистические настроения, появи-лись группы сепаратистов и экстремистов. Неотложное решение этих проблем стало необходимым условием сохранения целостности страны и будущего ее народов.
Резко обострилась оперативно-служебная обстановка в Казахстане, Узбе-кистане, Краснодарском крае, Крыму, Херсоне, Запорожье46. Общественный резонанс в стране и зарубежом вызвали националистические выступления в Армении и Азербайджане, повлекшие человеческие жертвы47. В. П. Баранов
45 Внутренние войска. Исторический очерк. М., 2007. С. 190.
46 Баранов, В. П., Беркутов, А. С., Климов, А. А., Марценюк, Ю. А., Ченцов, А. С. История внутренних войск МВД России. Том 4 (1945–1991 гг.): военно-историч. труд. – М.: Редакция журнала «На боевом посту» внут-ренних войск МВД России. 2011. С. 286.
47 ЦАВВ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 1712. Л. 32.
24
отмечает, что «обеспечение охраны порядка осложнилось в Ташкенте, Душан-бе, Ереване, Риге, Орджоникидзе, Казани, Элисте, Махачкале, Уфе, где в обще-ственных местах совершалось от 40 до 67 % преступлений, регистрируемых в каждой из соответствующих республик. Такое положение было типично и для других республик, краевых и областных центров. Обеспечение общественной безопасности затруднялось рядом объективных обстоятельств. В частности, не хватало работников строевых подразделений патрульно-постовой службы, спе-циальные моторизованные части милиции за 1987–1988 годы отвлекались от несения службы в городах, где они дислоцировались, для решения в 384 случа-ях внезапно возникающих задач в других регионах»48.
Изучая историю применения внутренних войск в 80-е годы ХХ в., неко-торые исследователи отмечали, что впервые привлекались части внутренних войск МВД СССР к наведению порядка в 1986 г. в Алма-Ате49. Однако необхо-димо подчеркнуть, что первые кровопролитные беспорядки на национальной почве были отмечены в 1981 г. во Владикавказе50. Затем массовые выступле-ния, руководимые националистами, произошли в Казахстане, Азербайджане и Армении. Автором впервые в юридической литературе предпринимается по-пытка реконструкции этих событий в хронологической последовательности, о чем подробно изложено в диссертации. Опыт применения частей внутренних войск по пресечению массовых беспорядков на национальной почве в Алма-Ате показал, что для эффективного решения таких задач необходимо было изменение организационно-штатной структуры оперативных соединений и частей, их материально-технического оснащения. Необходимо было также решить проблему нормативного обеспече-ния привлечения внутренних войск к урегулированию подобных конфликтов, юридического закрепления порядка применения огнестрельного оружия и спе-циальных средств. Это потребовало от высших органов государственной власти выработки политических, правовых решений по применению внутренних войск в условиях обострения межнациональных конфликтов. Но нормативное регу-лирование руководством страны было осуществлено только два года спустя, когда был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. № 9307-IX «Об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР при ох-ране общественного порядка»51.
В конце 80-х годов появились экстремистские и националистические движения в других регионах Советского Союза. Автором рассмотрено приме-нение внутренних войск МВД СССР для урегулирования межнациональных конфликтов в Ереване, Баку, Нагорно-Карабахской автономной области, Фер-
48 Баранов, В. П., Беркутов, А. С., Климов, А. А., Марценюк, Ю. А., Ченцов, А. С. Указ. соч. М., 2011. С. 286.
49 Ташпеков, В. А. Однажды в Карабахе. М., 2009. С. 5.
50 Шубин, А. В. Золотая осень, или период застоя в 1975–1985 гг. М., 2008. С. 138–139.
51 Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 31. Ст. 505.
25
ганской области, Абхазской ССР, Молдавской ССР. Для нормализации обста-новки в некоторых районах вводилось чрезвычайное положение и комендант-ский час.
При выполнении поставленных служебно-боевых задач соединения, во-инские части, подразделения и военнослужащие внутренних войск руково-дствовались, прежде всего, ведомственным Уставом боевой службы внутрен-них войск МВД СССР52. Кроме того, при выполнении задач патрульно-постовой службы специальные моторизованные части милиции внутренних войск руководствовались Уставом патрульно-постовой службы Советской ми-лиции, утверждѐнным приказом Министра внутренних дел СССР от 20 июля 1974 г. № 20053.
Автор полагает, что нормативное обеспечение служебно-боевой деятель-ности стало достаточным только после опубликования Закона СССР от 28 ок-тября 1988 г. № 9704-XI54, который в полной мере урегулировал механизм при-влечения внутренних войск к выполнению задач по охране общественного по-рядка.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основ-ные выводы и предложения, которые могут быть учтены при организации дея-тельности специальных служб в борьбе с экстремизмом.
Основные научные результаты и положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:
III. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Хомяков, И. Д. О некоторых вопросах применения специальных мо-торизованных частей милиции ВВ МВД СССР в охране общественного порядка во второй половине ХХ века / И. Д. Хомяков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2011. – № 1 (49). – С. 43–48. – 0,7 п. л.
2. Хомяков, И. Д. К вопросу о нормативном регулировании деятельно-сти внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка в 60–70-е годы ХХ века / Д. В. Волков, И. Д. Хомяков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 3 (55). – С. 9–13. – 0,6 п. л.
3. Хомяков, И. Д. Проблемы понятия охраны общественного порядка как формы реализации правоохранительной функции государства / И. Д. Хомя-ков // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – № 4 (5). – С. 146–153. – 0.9 п. л.
4. Хомяков, И. Д. Служебное применение войск МВД СССР при лик-видации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС / И. Д. Хомяков // Научное мнение. – 2013. – № 8. – С. 178–181. – 0.3 п. л.
52 ЦА МВД России. Ф. 48. Оп. 1. Д. 665.
53 Там же. Д. 617.
54 Об утверждении Указов Президиума Верховного совета СССР о внесении изменений и дополнений в некото-рые законодательные акты СССР : закон СССР от 28 октября 1988 г. № 9704-XI // Ведомости Верховного Сове-та СССР от 2 ноября 1998 г. № 44. Ст. 684.
26
Статьи, опубликованные в иных научных изданиях:
1. Хомяков, И. Д. Особенности понятия «охрана общественного поряд-ка» как функции государства / И. Д. Хомяков // Наука и современность-2010. Сб. материалов VI Международной научно-практич. конф.: в 2-х частях. Часть 2 / под ред. С. С. Чернова. – Новосибирск : Издательство НГТУ, 2010. – С. 435–440. – 0,3 п. л.
2. Хомяков, И. Д. Образование подразделений и частей внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка и обеспечению общест-венной безопасности / И. Д. Хомяков // Правовая система общества: проблемы теории и практики: Труды международной научно-практич. конф. – Санкт-Петербург, 12 ноября 2010 г. – СПб. : Издат. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. – С. 512–515. – 0,3 п. л.
3. Хомяков, И. Д. Применение внутренних войск МВД СССР по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий международ-ного характера (на примере игр ХХII олимпиады 1980 г.) / Д. В. Волков, И. Д. Хомяков // Актуальные проблемы развития внутренних войск МВД России: ис-тория и современность (к 200-летию внутренних войск МВД России). Сб. Все-росс. межвузовской научно-практич. конф. Санкт-Петербург, 8 февраля 2011 г. Часть I / С. А. Гончар, А. Н. Сивак, А. Ю. Кеклис, В. А. Кравцова. – СПб. : Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2011. – С. 37–39. – 0,3 п. л.
4. Хомяков, И. Д. Правовой статус военнослужащих внутренних войск МВД СССР при выполнении служебных задач по охране общественного поряд-ка в конце 80-х годов ХХ века / И. Д. Хомяков // Materiały VII Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Aktualne problemy nowoczesnych nauk – 2011» Volume 13. Prawo. – Przemyśl : Nauka i studia. 2011. – С. 26–28. – 0,3 п. л.
5. Хомяков, И. Д. Правовое регулирование деятельности специальных моторизованных частей милиции внутренних войск МВД СССР в охране обще-ственного порядка во второй половине ХХ века / И. Д. Хомяков // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 11. В двух томах. Том 1. М.: «Издательство «Юрист», 2011. – С. 1053–1059. – 0,35 п. л.
6. Хомяков, И. Д. Опыт обеспечения массовых мероприятий междуна-родного характера внутренними войсками МВД СССР в Ленинграде, на приме-ре игр ХХII Олимпиады 1980 г. (историко-правовой аспект) / Н. Н. Миняйленко, И. Д. Хомяков // Государственно-правовая политика в Севе-ро-Западном регионе: сб. трудов участников III Международной научно-практич. конф. Санкт-Петербург, 27–28 октября 2011 г. / под общ. ред. К. Н. Серова, А. В. Кузьмина. СПб.: Санкт-Петербургский государственный универ-ситет сервиса и экономики, 2011. – С. 262–265. – 0,4 п. л.
7. Хомяков, И. Д. Особенности обучения военнослужащих внутренних войск охране общественного порядка при организации и проведении мероприя-тий международного характера / Н. Н. Миняйленко, И. Д. Хомяков // Направле-ния и перспективы развития образования в ВОУВПО ВВ МВД России: мате-риалы III межвуз. научно-практич. конф. – Новосибирск: Новосибирский воен-
27
ный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД Рос-сии, 2011. – С. 242–248. – 0,4 п. л.
8. Хомяков, И. Д. К вопросу о применении внутренних войск МВД СССР в охране общественного порядка при ликвидации последствий стихий-ных бедствий / И. Д. Хомяков // Военное образование: проблемы и пути реше-ния, опыт и перспективы (к 15-летию военного института внутренних войск МВД Республики Казахстан)». Сб. материалов междунар. научн.-теорет, конф. В 2-частях, Часть 1. – Петропавловск: ВИ ВВ МВД Республики Казахстан, 2012.– С. 82–85. – 0,4 п. л.
9. Хомяков, И. Д. Нормативное регулирование деятельности внутренних войск МВД СССР в 80-е годы ХХ в. / Н. Н. Миняйленко, И. Д. Хомяков // Во-енно-юридический журнал. 2012. № 8. – С. 15–19. – 0,5 п. л.
10. Хомяков, И. Д. Выполнение служебных задач Внутренними войсками МВД СССР по охране общественного порядка во второй половине ХХ века (на примере участия в ликвидации последствий в Армении в 1988 г.) / А. А. Стремо-ухов, И. Д. Хомяков // 210 лет МВД России: история и современность: материа-лы всеросс.научно-практич. конф. Санкт-Петербург, 21 сентября 2012 г. : В 4-х ч. Ч. 3 / под общ. ред. Н. С. Нижник. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2013. – С. 258–261. – 0,2 п. л.
11. Хомяков, И. Д. Охрана общественного порядка внутренними войска-ми как элемент обеспечения национальной безопасности в Российской Федера-ции / Е. Ю. Суховецкая, И. Д. Хомяков // Актуальные проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Сб. науч. ст. межвузовской научно-практич. конф. Санкт-Петербург, 15 февраля 2013 г. СПб.: СПб ВИ ВВ МВД России, 2013. Часть 2. – С. 125–127. – 0,2 п. л.
12. Хомяков, И. Д. Понятие и содержание охраны общественного по-рядка / И.Д. Хомяков // Правовая система России: традиции и инновации: мате-риалы Х всеросс. научно-теорет. конф., Санкт-Петербург, 25–27 апреля 2013 г. : В 5 ч. Ч. 1 / под общ. ред. Н. С. Нижник. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД Рос-сии, 2013. – С. 115–120. – 0,3 п. л.
Общий объем опубликованных по теме диссертации научных работ, под-готовленных лично соискателем, составляет 6,15 п. л.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0