Что делать, когда статья не пишется? (интервью)

Аватар пользователя Турышев Александр Александрович
  • Текст
  • Кратко
  • Справка
  • Рецензии*
Вопрос: Что делать, когда статья не пишется?
Направления раскрытия вопроса: что Вас вдохновляет на написание научной статьи; в каких условиях и обстановке вам хорошо пишется; как Вы себя стимулируете на написание статей; что Вы посоветуете начинающим авторам; как выработать навык написания научной статьи.
 
Векленко Сергей Владимирович
Векленко Сергей Владимирович – начальник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор
 
Что делать, когда статья не пишется? Основополагающим принципом здесь считаю всем известный со школьной скамьи закон диалектики о переходе количества в качество: если автору не пишется, значит он еще не накопил достаточного объема информации, которую можно использовать для аргументации и обоснования своих выводов.Самые смелые идеи, как правило, приходят на стыке различных отраслей знания.
 

 


Корецкий Данил Аркадьевич
Корецкий Данил Аркадьевич – профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Южного Федерального университета, Заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор, полковник милиции в отставке, член Союза Российских писателей
 
Что делать, когда статья не пишется? А что тут делать? Если не пишется, то и не напишется.А начинающим авторам посоветую вникать в проблему.Чем больше знаешь, тем больше мыслей появляется, тем легче их высказать. Однако и тут надо помнить, про неуловимую материю творчества - увы, не все могут заниматься наукой.Хотя в последние годы об этом как-то забыли.
 

 


Егорова Наталья Александровна
Егорова Наталья Александровна – профессор кафедры уголовного права Волгоградской академии МВД России, доктор юридических наук, доцент
 
Что делать, когда статья не пишется? «Не пишется» - значит, тема статьи надуманна, либо автор испытывает затруднения с поиском или осмыслением материала.В первом случае надо прекратить заниматься самоистязанием.Во втором – продолжать искать нужные источники (например, судебную практику), отложить на время написание текста.
 
 
   

 


Бабурин Василий Васильевич
 

Бабурин Василий Васильевич – профессор кафедры уголовного права Омской академии МВД России, доктор юридических наук, профессор
 
Что делать, когда статья не пишется? Нужно тренироваться.В свое время, когда мы с Сергеем Васильевичем Максимовым начинали свою научную деятельность в стенах Омской высшей школы милиции, Михаил Петрович Клейменов поручил нам написать рецензии на учебные пособия.Мне досталось пособие, посвященное борьбе с правонарушениями несовершеннолетних.Это был мой первый серьезный опубликованный труд.Писать рецензии, с одной стороны, проще, не нужно ничего выдумывать по содержанию, надо анализировать то, что есть.Есть заранее данные позиции, которые нужно оценить: достоверность, новизну, объективность и т.д.

Как я вижу, написание рецензии является правильным путем выработки навыков написания научной работы, статьи.Развернутые, подробные рецензии – это как рукопись первоклассника, когда он начинает набивать руку и ставить почерк.Правильно написанная рецензия форматирует разум и приучает работать с научным текстом.
Каждый в свое время сталкивался с вопросом: что делать, если статья не пишется? Во-первых, нужно заранее обдумывать, о чем будет статья, очень четко себе это представлять.Во-вторых, важно определить направление написания статьи – от общего к частному или от частного к общему.Любая работа содержит начало, центральную часть, заключение и выводы, поэтому нужно концентрироваться на определенном элементе.
В конечном итоге нужно представлять матрицу всей научной деятельности, где тезисы – начальная точка, своего рода недоработанная, неотшлифованная статья.Тезисы – заявка на будущее, так сказать, отточковал, обозначил сферу (проблемы, решения).При этом нужно проявлять «научную хозяйственность»: использовать и развивать идеи, чтобы не ушли в пустоту и не остались тезисами.Добавили аргументацию и преобразовали в одну или несколько статей.Следующее логичное действие – структурировали, доработали материал – получился параграф учебного пособия.Объединили параграфы – получили раздел учебного пособия.Так формируется технология научной деятельности, когда мы все помещаем в конструкцию и схему.Такая своеобразная технософия.


Бавсун Максим Викторович
 

Бавсун Максим Викторович – начальник кафедры уголовного права Омской академии МВД России, доктор юридических наук, доцент
 
Что делать, когда статья не пишется? Из личного опыта: статья не пишется, на мой взгляд, когда автор заходит в тупик или когда продуктивность деятельности значительно снижается или резко падает.Я думаю, что каждый, тем более начинающий исследователь, с этим сталкивался.Что нужно в этой ситуации делать? У меня есть только две рекомендации, третьего пока еще не выработал.Первое – это полное, абсолютно полное отключение от этой работы и оставление ее на некоторое время полностью без внимания, т.е.нужно выдержать паузу при проведении этого исследования, тем более если терпят сроки, если есть возможность продолжить позже.В этом случае, пауза как ничто другое, может очень сильно помочь прежде всего в том, что у соискателя появится возможность отвлечься и при перечитывании через неделю того, что было уже написано, по-иному взглянуть на те проблемы, которые он исследовал, и те трудности, с которыми он столкнулся.Очень часто возникает ситуация, когда выхода не видишь.Прошла неделя – и совершенно по-другому смотришь на свою работу.Вторая рекомендация, которая мне очень сильно помогает, следующая.
Если я столкнулся с какой-либо нерешенной трудностью и не могу выйти из неё, то почти наверняка, с очень большой долей вероятности, я что-то где-то не дочитал.

И в этой ситуации, как ни парадоксально, нужно не писать, не продолжать упираться в ту же самую стену, а начать читать об этой проблематике.Если начитка позволит решить возникшие проблемы, значит мы двигались верным путем, где-то подсознательно дошли то того уровня, который позволяет нам решать ту или иную проблему.Очень часто излишняя погруженность в проблему и недостаток информации, в том числе научной, не позволяет автору сдвинуться с места, и он сталкивается с двумя проблемами: сложности при дальнейшем написании и в конечном итоге – некачественная статья, написанная через силу, через «не могу».
Развивая последний тезис: можно начать читать даже не на эту тему, а на что-то смежное, что-то близкое, похожее.Например, пишу я статью по убийству матерью новорожденного ребенка в период родов или сразу после родов, читаю юридическую литературу, вроде бы движусь по теме, вроде пишу, но чувствую, что чего-то не хватает.Начинаю поднимать литературу по акушерству, по гинекологии, начинаю разговаривать с акушерами-гинекологами.Они отправляют к иной нормативно-правовой базе, которая для нас, юристов, не является очевидной, а именно минздравовские приказы, распоряжения, инструкции.Начинаю смотреть их и получаю в разговорах, в литературе, не имеющей отношение собственно к моему исследованию, информацию, формирующую абсолютно иное мнение по проблеме.Могу привести пример, когда смежная литература помогла решить проблему при написании статьи по разработке критериев оценочных признаков уголовного закона.Как это ни парадоксально, огромный массив литературы, существующий в уголовном праве, в  определенный момент для меня оказался бесполезным: очень много друг у друга взято, много точек зрения, отличающихся незначительными моментами.Выходом из этой ситуации стало изучение литературы по спортивной акробатике, фигурному катанию, спортивной гимнастике, где устанавливаются критерии оценки выступлений спортсменов по данным видам спорта.Заложенный там, в критериях оценки, математический анализ (пришлось взять работы по математике в том числе) позволил сформировать абсолютно отличную точку зрения и найти очень оригинальный выход, научно обоснованный и уже подтвержденный другими отраслями знаний, где он давно используется.Была использована аналогия и получен совершенно иной результат, на который мы изначально не рассчитывали.
 



Ссылки на другие интервью:
Критерии качества научной статьи (интервью)
Ваш наиболее используемый (любимый) вид научной статьи? (интервью)
Оптимальный объем научной статьи (интервью)
Повышение производительности написания научной статьи (интервью)
 
  • 1
  • 2
  • 3
Article name /Название статьи (анг.): 
What to do when the article is not written? (interview)
Аннотация: 
Что делать, если при написании научной статьи покинула муза? Своими мыслями делятся доктора юридических наук по преодолению творческого кризиса. Интервью содержит полезные рекомендации для начинающих авторов
Annotation/ Аннотация (анг.): 
What to do if muse left while writing scientific articles? Doctors of Law share their thoughts how to overcome creative crisis. Interview contains useful advice for beginning authors
Zip_слово: 
не пишется
Картинка: 
Отрасли: 
Уголовное право