Инновационные и традиционные методы проведения аудиторных занятий в ВУЗах системы МВД России по дисциплине «Уголовное право»

Аватар пользователя Черемнова Наталья Александровна
  • Текст
  • Кратко
  • Справка
  • Рецензии*
Главной задачей высшего учебного заведения является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире.В связи с этим основное предназначение  преподавателя соответствовать динамичной действительности и уметь применять в своей профессиональной деятельности современные методы обучения.
В настоящее время актуальны методы и формы обучения, стимулирующие познавательную активность и самостоятельность обучающихся.Реализации указанной задачи способствует методика, которую условно можно назвать тренирующей, инновационной, ориентированной на обучаемого (Филатова Ю.В.)[1].
Инновационные методы позволили изменить роль преподавателя, который является теперь не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски обучающихся.
Суть инновационной методики, ориентированной на обучение, можно изложить следующим образом: преподаватель – эксперт, тренер, организатор процесса обучения, совместного решения проблемы.
Обучающийся – активное звено, он собирает информацию, применяет свои навыки и использует знания в конкретной ситуации.
Интерактивные методики предусматривают позицию обучающегося как субъекта обучения, предполагают более активный диалог с преподавателем, сотрудничество.
Педагог при этом играет роль более опытного организатора процесса обучения, обмена информацией, совместного решения проблемы, построения модели, оценки действий коллег.
Обучающийся стимулирует себя сам – на каждом этапе он проверяет собственные силы, способности, возможности.
Соответственно, и цели активной методики обучения, как отмечает исследователь Эсаулов А.Ф., существенно расширяются и включают не только знание и понимание, но и применение (использование знания для решения практических задач), анализ (установление причинно-следственных связей, выявление и фиксацию ошибок), оценку и доказывание выдвигаемых положений[2].
Несмотря на активный интерес, проявляемый в настоящее время к инновационным методам проведения аудиторных занятий, следует признать, что отдельные аспекты новых современных методик не получили надлежащей научной разработки, некоторые из них характеризуются противоречивым толкованием и требуют не только дальнейшего, более глубокого изучения, но и поиска новых подходов к их использованию.
Так, к примеру, нет единства мнений относительно применения интерактивных методов в преподавании дисциплины уголовное право.Не получили должного анализа вопросы проведения отдельных форм и видов занятий и их содержания.
Традиционные же методы обучения позволяют сформировать у обучающихся базовые знания по изучаемым дисциплинам.
Традиционную форму проведения группового занятия, по мнению ученого Филатовой Ю.В.
можно назвать обучающей, ориентированной на преподавателя[3].Это пассивная форма проведения занятия, при которой обучающийся выступает объектом образовательного процесса и должен усвоить и преподнести материал, который донес до него преподаватель.Следовательно, такое обучение направлено лишь на знание, включающее заучивание, запоминание, воспроизведение и понимание, заключающееся в объяснении, переданном другими словами.
Согласно данной методике, одни обучающиеся, приходя на групповое занятие, отвечают по вопросам, представляют рефераты, доклады, другие – их слушают.Преподаватель стремится активизировать аудиторию, организовать дискуссию и, в конечном счете, выставить заслуженные оценки.
Суть традиционной методики можно изложить следующим образом: преподаватель – активное звено, он знает, что нужно делать, как учить, что иметь в результате.Обучающийся – пассивное звено, он получает набор информации, обрабатывает ее, сообщает результат.
Одним из условий проведения подобного группового занятия является желание самого обучающегося подготовиться к занятию.Принято считать, что если обучающийся поступил в учебное заведение, то он однозначно заинтересован участвовать во всех формах учебы.В действительности это не совсем так.Преподаватель стимулирует его учебу приближением итоговой аттестации – зачета или экзамена.
При этом очевидно, что применение исключительно традиционных подходов в преподавании не всегда дает желаемые результаты и не позволяет сформировать необходимых качеств у обучающихся.
В связи с этим можно установить основную тенденцию, наметившуюся в системе высшего образования: оптимальное сочетание традиционных и современных педагогических технологий.
Выбор же наиболее эффективной модели проведения аудиторного занятия определяется такими факторами, как специфика предмета, потребности подготовки конкретных специалистов, возможности преподавателя и готовность обучающихся.
Итак, остановимся подробнее на отдельных инновационных методах обучения.Чаще всего они предусматривают интерактивные технологии: включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.
Ученый Калинин С.В.выделяет в системе методов и форм формирования профессиональных компетенций следующие методы: специальные учения и военные игры, организационно-деятельностные и ролевые игры, тематические викторины, игровое проектирование, круглый стол, межотраслевые комплексные занятия мозговую атаку; а также методы мониторинга, специализированные тесты, кейс – метод, портфолио, метод развивающейся кооперации, тестирование, анкетирование, опрос, беседы, наблюдение, консультирование, методы модульно-рейтинговой системы оценки[4].
Подробнее о содержании методов:
1.
Организационно-деятельностная игра, в ней моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности сотрудников полиции, где отрабатываются профессиональные умения и навыки.
2.Викторина – активный игровой метод обучения, заключающийся в индивидуальном и коллективном поиске ответов на устные или письменные вопросы из различных областей знаний правоохранительной деятельности.
3.Игровое проектирование - метод интенсивного обучения, посредством создания проектов при решении задач по областям профессиональной деятельности.
4.Круглый стол – проводится в форме конференции или собрания в рамках более крупного мероприятия, реализуется как свободная дискуссия компетентных и разнородных участников для непосредственного обсуждения правоохранительных проблем.
5.Межотраслевое комплексное занятие – активный метод, реализующий конструирование и проведение комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер правоохранительной деятельности.
6.Мозговая атака – активный метод обучения и решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором сотрудникам полиции предлагается высказывать как можно большее количество вариантов решения.
7.Ролевая игра – метод обучающего и развивающего назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках заданных им профессиональных должностей, руководствуясь характером своей роли и логикой среды, решают профессиональные задачи.Данный метод позволяет проводить индивидуальную и коллективную оценку действий, обеспечивает дух состязательности.
Изучив разные методики формирования профессиональных компетенций, можно отметить, что основой всех методов является следующее:
– игровые творческие моменты, которые обеспечивают наибольшую включенность в процесс познания;
– метод развивающейся кооперации – интерактивный метод, в котором постановка задач требует объединение обучающихся в различные профессионально-служебные коллективы, для решения задач правоохранительной направленности;
– наглядность: схемы, диаграммы, видео, аудио и т.д.;
– формирование кейсов (подборка различных служебных документов, карт, схем, которые пригодятся при составлении документов в профессиональной деятельности);
– формирование портфолио (личные достижения и грамоты).
Наиболее эффективные инновационные методы обучения:
А.семинар-коллоквиум. В методологическом плане обеспечению возможности опроса всей аудитории может служить такой вид семинара, как семинар-коллоквиум. Данную методику успешно применяет в своей деятельности начальник кафедры криминологии, психологии и педагогики в деятельности органов внутренних дел профессор, доктор юридических наук В.В.
Бабурин.
На примере дисциплины «Уголовное право» этот вид семинара может быть проведен после изучения определенного смыслового блока материала.Например, после изучения темы «Преступления против собственности».
Накануне семинара преподаватель выдает группе список вопросов, которые обучающиеся должны подготовить к занятию.Обычно это вопросы для подготовки к экзамену и они должны быть сформулированы таким образом, чтобы обучающийся ответил на них максимально лаконично.Например: понятие «хищения», признак «изъятие», формы хищений, признаки тайного хищения.
Количество вопросов должно соответствовать количеству обучающихся, чтобы опросить каждого, например, по три раза.Само занятие проходит достаточно интенсивно и темп должен быть оптимальным для того, чтобы сохранялась общая динамика и одновременно обучающиеся успевали ответить на вопрос.
Опрашиваются обучающиеся либо по списку, либо по порядку, как они сидят в аудитории.Если обучающийся не отвечает на вопрос, он получает минус, а сам вопрос переадресуется следующему человеку.Получение трех минусов является основанием для выставления неудовлетворительной оценки.Получение положительной оценки зависит от количества данных верных ответов, их полноты и четкости.
Б.Творческие (проблемные) задания. Требуют от участников не просто воспроизведения информации, а творчества, так как в условиях содержится элемент неизвестности и имеется несколько правильных ответов, причем часто правильный ответ неизвестен преподавателю.
Проблемное содержание составляет основу любой интерактивной методики.
Так, помимо приглашения на занятие практических работников, можно  провести проблемные семинары двух видов:
1.Изначально обозначается проблема, для решения которой необходимо найти примеры из практической деятельности и предложить на занятии свой аргументированный ответ.
2.Предлагается изучить практику применения определенных норм (например, изучить преступления против собственности) и самим выделить те проблемы, с которыми сталкиваются практические работники в процессе принятия решения.На самом семинаре обучающиеся сообщают о тех примерах, которые они изучили, какие проблемы выявили, и какое решение  предлагают практические работники, согласны ли он с таким подходом – аргументация.
Во втором случае преподаватель должен сам провести такую подготовку и знать, какие проблемные ситуации существуют в настоящее время и как решают их практические работники, а как решать наиболее оптимально.
Важны следующие моменты:
– постановка проблемного вопроса и организация дискуссии;
– рассмотрение типовых ситуаций;
– анализ различных точек зрений ученых;
– назначение двух экспертов, которые будут давать свое заключение по ответу основного докладчика и др.
В.
Интеллект-карта. Преподаватели кафедры уголовного права ОмА МВД РФ при проведении занятий часто используют прием отображения информации в виде схематического рисунка.Смысл метода заключается в том, что у любого понятия есть базовое  слово, которое обозначается в центре схемы.От данного слова выстраиваются логические связи второго, третьего и других уровней.
Так, на занятиях можно дать задание обучающимся составить интеллект карту по определенному вопросу или блоку вопросов.
Например, успешно этот прием мы используем при изучении тем:
– состав преступления
– соучастие
– уголовная ответственность несовершеннолетних
Есть несколько путей, по которым можно пойти:
– составить схему преподавателю самому;
– предложить ее составить обучающимся, а затем воссоздать на доске одному из учеников;
– составить совместно с обучающимися, когда один из них играет роль основного ответчика.
Также достаточно положительные результаты у такого приема: основной отвечающий докладывает информацию по вопросу, а второй фиксирует основные положения в виде схемы.
Как считает профессор Казакова В.А., практика преподавания уголовного права показывает, что значительно полезнее не демонстрировать готовые схемы с их комментарием, а путем стимулирования обучающихся к самостоятельному мышлению строить схему с их непосредственным участием[5].
Г.Интерактивное выступление. Публичное выступление – неотъемлемая часть работы юриста.Выступление традиционно представляется как монолог оратора, однако профессиональная задача юриста – не столько поразить слушателей своим ораторским искусством, сколько добиться желаемого результата.
В качестве тренинга для получения этого навыка можно использовать доклады, подготовленные обучающимися, при оглашении которых требуется включать некоторые интерактивные методы, например:
– использование в выступлении диалога, в ходе которого обучающиеся задают вопросы докладчику и получают на них ответы;
– можно провести небольшую игру, иллюстрирующую текст;
– разделить доклад на двух ораторов, периодическая смена которых поспособствует поддержанию внимания аудитории.
Д.«Философия Moodle» (педагогическая теория). Социальное конструирование и педагогическая практика Джерджен, Кеннет Дж., профессор психологии Свартморского Kолледжа, штат Пенсильвания, США[6].
Конструкционизм утверждает, что обучение особенно эффективно, когда учащийся в процессе обучения формирует что-то для других.
Так, положительные результаты при применении этого метода дает прием «обучающийся в роли преподавателя», когда, заранее подготовившись или без подготовки, обучающийся занимает место преподавателя и проводит занятие по обсуждению какого-либо вопроса по теме семинара.
В этом случае преподаватель занимает позицию соведущего или эксперта, дающего заключение по наиболее спорным моментам.
Необходимо подготовить ведущего к проведению занятия в творческом ключе: рассказать особенности и дать задание подготовиться к первой половине семинара по традиционной схеме, а второй половине, например, в игровой форме.
Во второй части занятия (либо предусмотреть отдельное занятие) ведущему могут помогать другие обучающиеся, которые накануне подготовят проблемные вопросы для мини групп.Уже на самом занятии необходимо предложить аудитории разделиться на несколько подгрупп и каждой раздать творческие задания: например, показать эпизод по заданной ситуации.Другие группы должны дать аргументированное решение предложенной фабулы.
По-сути это занятие включает в себя несколько интерактивных методов.Роль преподавателя заключается в помощи ведущим в поддержании динамики во время игры и даче экспертного заключение по всем ситуациям.Ведущие осуществляют весь процесс игры и отслеживают работу группы целом и отдельных обучающихся с выставлением на доске баллов.В конце занятия необходимо подвести итоги и проанализировать все занятие и работу отдельных выступающих.
Занятие с применением указанных методов было неоднократно проведено авторами данной статьи.В качестве положительных моментов следует отметить, что ведущие играли роль преподавателя с большим интересом и, несмотря на некоторые сложности, справлялись отлично.Проявились способности обучающихся в умении руководить и организовывать учебный процесс.Остальная аудитория подошла к выполнению задания достаточно ответственно.Данная форма занятия позволила преподавателю увидеть работу группы со «стороны» и глубже проникнуть в атмосферу и суть взаимоотношений между обучающимися.
Таким образом, рациональное сочетание традиционных и интерактивных методов проведения занятий позволяет наиболее эффективно решать задачи и достигать цели обучения в ВУЗах системы МВД России при преподавании дисциплины «Уголовное право».
 
Список использованных источников
Казакова В.А.Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин // Юридическое образование и наука.2012.№ 4.
Калинин С.В.Технологии формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции МВД России: дисс … к.ю.н.юрид.наук.Барнаул, 2015.
Эсаулов А.Ф.Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: науч.-метод.пособие.М., 2008.
 

[1] URL: https://studopedia.ru/6_157532_individualizatsiya-i-differentsiatsiya-v-... (дата обращения 15.03.2018 г.).
[2] Эсаулов А.Ф.Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: Науч.-метод.пособие.М., 2008.С.88.
[3] URL: https://studopedia.ru/6_157532_individualizatsiya-i-differentsiatsiya-v-... (дата обращения 15.03.2018 г.).
[4] Калинин С.В.Технологии формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции МВД России: дисс … к.ю.н.
юрид.наук.Барнаул, 2015.С.56.
[5] Казакова В.А.Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин // Юридическое образование и наука.2012.№ 4.С 32.
[6] URL: http://charko.narod.ru/tekst/alm4/dg.html (дата обращения 15.03.2018 г.)
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
Zip_слово: 
аудиторные занятия
Статус автора: 
Преподаватель
Отрасли: 
Уголовное право
Описание статьи / тезисов
Публикуются: 
Статья
Тип статьи / тезисов: 
Методическая
Article name /Название статьи (анг.): 
111
Аннотация: 

111

Annotation/ Аннотация (анг.): 

111

Направляется в редакцию: 
Журнал "Правовые технологии"
Статус статьи/тезисов: 
Публикуется впервые