Спорные вопросы законодательной регламентации и практики помещения подростков в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей

Аватар пользователя Кузнецов Анатолий Владимирович
  • Текст
  • Кратко
  • Справка
  • Рецензии*

В целях пресечения и недопущения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, полиция использует возможности специализированных учреждений, действующих в органах внутренних дел - центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее ЦВСНП).

Изначально данные учреждения создавались для изоляции подростков, совершивших правонарушения, затем основной целью стала профилактика правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защита безнадзорных и беспризорных детей от преступных посягательств.

К основным задачам современных ЦВСНП относятся:

1.Обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.

2.Проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений.

3.Доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП.

Помещение и содержание несовершеннолетнего в ЦВСНП регламентировано федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также ведомственными нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При этом, в правоприменительной практике сложился ряд спорных вопросов, связанных с отсутствием четкой правовой регламентации процедуры помещения подростков в ЦВСНП, требующих научного осмысления.Так, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не предусмотрен порядок прохождения медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не указаны должностные лица, на которых возложена обязанность по обеспечению и осуществлению медицинского освидетельствования, их полномочия, порядок отказа в помещении в ЦВСНП в случае наличия определенного заболевания, нет требования прилагать к материалам, направляемым в суд, документа о состоянии здоровья подростка.

Вместе с тем, процедура медицинского освидетельствования, а также перечень заболеваний, с которыми подростка нельзя помещать в специализированные учреждения, нормативно достаточно подробно регламентированы, только распространяются исключительно на помещение несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г.

№ 518 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа», постановление Правительства РФ № 259 от 28 марта 2012 г.«Об утверждении правил медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа»).

По нашему мнению, перечисленные в перечне заболевания должны исключать помещение несовершеннолетнего правонарушителя и в ЦВСНП, то есть установленные постановлением Правительства РФ требования, следует распространить на процедуру помещения его в ЦВСНП.

Такова и позиция правоприменителя, в доказательство этого можно привести законопроект, разработанный в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, который пока не внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В данном проекте Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предлагается дополнить статьей 22.1 следующего содержания:

" ….2.В целях определения состояния здоровья несовершеннолетнего, наличия у него телесных повреждений при его поступлении, а также в период содержания в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел медицинским работником медицинской организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения проводится медицинский осмотр в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.При выявлении медицинским работником медицинской организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в ходе медицинского осмотра такого состояния здоровья, которое может повлечь за собой наступление юридически значимых последствий, в отношении несовершеннолетнего проводится медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

3.В случае направления несовершеннолетнего на стационарное лечение в медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также при выявлении заболевания, получении им травмы или увечья, препятствующих содержанию в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, незамедлительно извещаются его родители или иные законные представители, прокурор по месту нахождения центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, а также следователь либо дознаватель, по ходатайству которого в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого была избрана мера пресечения в виде помещения в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

4.

В случае смерти несовершеннолетнего в период его содержания в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел администрация данного учреждения незамедлительно уведомляет об этом его родителей или иных законных представителей, прокурора, следователя либо дознавателя, по ходатайству которого в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого была избрана мера пресечения в виде помещения в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.Тела несовершеннолетних, умерших в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, после патолого-анатомического исследования, проведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, передаются их родителям или иным законным представителям.

5.Администрация, сотрудники центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и медицинские работники медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, обязаны выполнять санитарно-эпидемиологические требования, постановления и предписания должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивающие охрану здоровья несовершеннолетних, содержащихся в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в том числе проводить при необходимости их принудительную санитарную обработку в порядке, определенном Правилами внутреннего распорядка.Санитарная обработка несовершеннолетних, содержащихся в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, проводится в присутствии сотрудников этого центра одного пола с обрабатываемыми несовершеннолетними.

6.Порядок оказания медицинской помощи и профилактики заболеваний несовершеннолетних в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел."

Предложенные изменения закона действительно необходимы, они внесут больше ясности в процедуру помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП, оказание ему медицинской помощи в случае необходимости.

Пока, в практической деятельности, имеются случаи отказов судов в помещении несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП по медицинским противопоказаниям, хотя они не предусмотрены ни законом, ни какими-либо другими нормативными правовыми актами.

При этом отмечаются неправомерные требования судей о предоставлении документов, подтверждающих состояние здоровья несовершеннолетнего.Отдельные суды ссылаются в данном случае на п.1 ст.27 Закона, смысл которой состоит в том, что медицинские документы предоставляются в суд только при рассмотрении материалов о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

В этой связи в ряде регионов России наработана практика обращения в органы прокуратуры и внесения протестов о незаконности принимаемых судами решений.Такие примеры отмечаются в Чувашской Республике, Приморском, Камчатском краях, Омской, Новосибирской, Оренбургской, Архангельской, Кемеровской, Орловской, Ярославской областях.Остается надеяться, что в случае более подробной правовой регламентации этого аспекта, сложностей в деятельности ЦВСНП станет меньше.

Вторая проблема законодательства в сфере организации работы ЦВСН, на которую следует обратить внимание, заключается в том, что нижняя граница возраста подростка, с которого он может быть помещен в ЦВСНП ни федеральным законодательством, ни ведомственными нормативными актами не установлена.

Еще один пробел законодательства заключается в отсутствии четко закрепленного периода времени после совершения общественно опасного деяния по истечении которого можно поместить подростка в ЦВСНП.По нашему мнению, данное обстоятельство связано с эффективностью проводимой с подростком профилактической работы.

Считаем, что помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП нецелесообразно в тех случаях, когда с момента совершения подростком общественно опасного деяния прошел довольно длительный промежуток времени (более двух месяцев с момента вынесения постановления об отказе или о прекращении уголовного дела) и новых правонарушений он не совершил, такую установку следует также закрепить законодательно.

Особо сложным вопросом в организации работы с несовершеннолетними правонарушителями, является неявка подростка в судебное заседание, которая может служить препятствием для рассмотрения ходатайств о его помещении в ЦВСНП.

Присутствие лица в судебном заседании обеспечивает орган внутренних дел, по инициативе которого рассматриваются материалы, вместе с тем, законом не предусмотрена возможность принудительного привода лиц в суд для рассмотрения материалов о помещении в ЦВСНП, а лица в возрасте до 14-ти лет вообще не могут быть подвергнуты приводу.В связи с этими обстоятельствами зачастую суд лишается возможности рассмотреть представленные материалы.Таким образом, правовой механизм, способствующий своевременному и беспрепятственному отправлению правосудия, отсутствует, полномочия сотрудника полиции в части обязанности по исполнению доставления подростка в ЦВСНП не понятны.

Данная проблема также требует каких-то путей решения, а принцип «нет человека-нет проблемы» здесь не должен применяться.Возможно, законодательно установить право сотрудников полиции на привод несовершеннолетнего в судебное заседание, в том случае, когда решается вопрос о помещении подростка в ЦВСНП, либо установить какой-либо другой способ рассмотрения материалов в отсутствии на судебном заседании несовершеннолетнего.

Действующая практика позволяет сделать вывод о том, что суды, как правило, отказывают в помещении в ЦВСНП несовершеннолетнего, совершившего общественно-опасное деяние впервые.По мнению большинства судей, помещению в ЦВСНП должно предшествовать стабильно противоправное поведение подростка, что не согласуется с положениями Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также утрачивается смысл данной меры профилактики, поскольку законодатель предусмотрел помещение в ЦВСНП несовершеннолетнего именно в целях недопущения повторных правонарушений.

Вместе с тем по результатам изучения материалов судебной практики, имеющихся у Верховного Суда Российской Федерации, при принятии решения об отказе в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП судьи, как правило, ссылались на отсутствие достаточных данных, подтверждающих совершение несовершеннолетним повторного общественно-опасного деяния.Кроме того, суды указывали на преждевременность помещения несовершеннолетнего в Центр в связи с отсутствием надлежащей профилактической работы.По тому же основанию суд отказывал в удовлетворении ходатайства в случаях, когда с момента принятия процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела до обращения с ходатайством в суд проходил длительный период времени, за который несовершеннолетний успевал исправить свое поведение.

По мнению Верховного Суда Российской Федерации, основной причиной отказа судами в помещении в ЦВСНП несовершеннолетних, совершивших правонарушение, являлось невыполнение требования положений ст.31.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» о том, что постановление о помещении в ЦВСНП несовершеннолетнего должно сопровождаться материалами, подтверждающими обоснованность помещения подростка в указанное учреждение.Также Верховный Суд Российской Федерации обращает внимание на недостаточно обоснованные мотивировки, содержащиеся в ходатайствах начальников органов внутренних дел о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП, такие как «в целях предупреждения повторного общественно опасного деяния».

Таким образом, исходя из сложившейся судебной практики при помещении в ЦВСНП, наибольшее значение имеет качество подготовки сотрудниками органов внутренних дел соответствующих материалов, содержащих аргументированные выводы о противоправном поведении подростка.

Кроме того, сотрудники полиции должны обладать навыками отстаивания указанной позиции в суде.

Не смотря на многочисленные отказы судов в помещении в ЦВСНП несовершеннолетних после однократного совершения общественно опасного деяния, имеется необходимость подготовки материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших тяжкие и особо тяжкие общественно опасные деяния, совершивших их в составе групп, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, проживающих в неблагополучных семьях.Кроме того, необходимо учитывать позицию потерпевшей стороны и готовность свидетельствовать в судебном заседании.

Для объективного установления факта возможности совершения повторного преступления несовершеннолетним и принятия законного решения, можно предложить правоприменителю, следующий алгоритм действий: во-первых, оценить обстановку на момент документирования необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетних или предупреждения совершения несовершеннолетним повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если его личность не установлена, либо если он не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено общественно опасное деяние, либо если он проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не может быть передан родителям или иным законным представителям.

Во-вторых, установить, в чем проявляются намерения несовершеннолетнего совершить повторное общественно опасное деяние (подготовка орудий и средств совершения преступления, подыскание соучастников, высказывание преступных намерений и т.д.).

В-третьих, оценить степень общественной опасности и характер реализации преступного намерения несовершеннолетнего, то есть совершение деяния: с применением насилия не опасного для жизни или здоровья; с применением насилия опасного для жизни и здоровья; корыстной направленности и др.

Обязательно следует обозначить причинную связь между поведением несовершеннолетнего и необходимостью помещения его в ЦВСНП, задокументировать преступные намерения несовершеннолетнего посредством отбора объяснений, затем, внести ходатайство перед судом о необходимости помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП и обеспечить его практическое сопровождение.

В статье обозначены лишь некоторые проблемные вопросы, как законодательной регламентации, так и трактовок имеющихся положений, с которыми постоянно сталкиваются правоприменители, работающие с несовершеннолетними правонарушителями и инспекторы по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, прокуроры и судьи, а также медицинские работники.

Существующая организация работы ЦВСНП, а также материалы прокурорских проверок и судебной практики приводит к выводам, что нормативная регламентация некоторых процедур при помещении и содержании несовершеннолетнего правонарушителя в ЦВСНП требует некоторой законодательной доработки, вместе с тем, следует обращать особое внимание при подготовке материалов для помещения несовершеннолетнего правонарушителя в ЦВСНП, чтобы их законность не вызывала сомнений надзорных и контролирующих органов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Настольная книга инспектора по делам несовершеннолетних: Методическое пособие / под ред.

С.И.Гирько, Ю.Н.Демидовой.М., 2014.С.86.

Колоколов Н.А., Медвецкий А.М., Рябинина Т.К.Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) - теория и практика // Вопросы ювенальной юстиции.2006.№ 3.С. 18.

Беженцев А.А. Эволюция отечественных государственных органов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции.2013.№ 2.С. 3-6.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
Проблемы и решения: 

При этом, в правоприменительной практике сложился ряд спорных вопросов, связанных с отсутствием четкой правовой регламентации процедуры помещения подростков в ЦВСНП, требующих научного осмысления. Так, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не предусмотрен порядок прохождения медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не указаны должностные лица, на которых возложена обязанность по обеспечению и осуществлению медицинского освидетельствования, их полномочия, порядок отказа в помещении в ЦВСНП в случае наличия определенного заболевания,нет требования прилагать к материалам, направляемым в суд, документа о состоянии здоровья подростка.

Вторая проблема законодательства в сфере организации работы ЦВСН, на которую следует обратить внимание, заключается в том, что нижняя граница возраста подростка, с которого он может быть помещен в ЦВСНП ни федеральным законодательством, ни ведомственными нормативными актами не установлена.

Еще один пробел законодательства заключается в отсутствии четко закрепленного периода времени после совершения общественно опасного деяния по истечении которого можно поместить подростка в ЦВСНП.

Считаем, что помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП нецелесообразно в тех случаях, когда с момента совершения подростком общественно опасного деяния прошел довольно длительный промежуток времени (более двух месяцев с момента вынесения постановления об отказе или о прекращении уголовного дела) и новых правонарушений он не совершил, такую установку следует также закрепить законодательно.

Особо сложным вопросом в организации работы с несовершеннолетними правонарушителями, является неявка подростка в судебное заседание, которая может служить препятствием для рассмотрения ходатайств о его помещении в ЦВСНП.

Возможно, законодательно установить право сотрудников полиции на привод несовершеннолетнего в судебное заседание, в том случае, когда решается вопрос о помещении подростка в ЦВСНП, либо установить какой-либо другой способ рассмотрения материалов в отсутствии на судебном заседании несовершеннолетнего.

Существующая организация работы ЦВСНП, а также материалы прокурорских проверок и судебной практики приводит к выводам, что нормативная регламентация некоторых процедур при помещении и содержании несовершеннолетнего правонарушителя в ЦВСНП требует некоторой законодательной доработки, вместе с тем, следует обращать особое внимание при подготовке материалов для помещения несовершеннолетнего правонарушителя в ЦВСНП, чтобы их законность не вызывала сомнений надзорных и контролирующих органов.

Zip_слово: 
ЦВСНП
Статус автора: 
Преподаватель
Описание статьи / тезисов
Публикуются: 
Статья
Тип статьи / тезисов: 
Практическая
Article name /Название статьи (анг.): 
Controversial issues of legal regulation and practice of placing adolescents in a temporary detention centre for juvenile offenders
Аннотация: 
Статья посвящена рассмотрению проблем помещения несовершеннолетних правонарушителей в специальные учреждения органов внутренних дел, созданные с целью профилактики детской преступности и правонарушений и преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних
Annotation/ Аннотация (анг.): 
The article is devoted to the problem of premises juvenile offenders in institutions of internal affairs created for the purpose of prevention of juvenile crime and delinquency and crimes committed against juveniles
Направляется в редакцию: 
Журнал "Правовые технологии"
Статус статьи/тезисов: 
Публикуется впервые