2013avtoref888

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Веревкина Юлия Юрьевна
 
20 июня 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Взаимоотношения конституции и конституционализма в России» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д.002.002.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Веревкина Ю.Ю. Взаимоотношения конституции и конституционализма в России: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 31.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref888 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Веревкина Ю.Ю. Взаимоотношения конституции и конституционализма в России: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 31.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
На правах рукописи
Веревкина Юлия Юрьевна
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ И
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В РОССИИ
Специальность: 12.00.02 – конституционное право; конституционный
судебный процесс; муниципальное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва - 2013
2
Диссертация выполнена в секторе теории конституционного права Федерального
государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской
академии наук.
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ
Шульженко Юрий Леонидович
Официальные оппоненты:
доктор юридических наук, профессор, советник губернатора
в представительстве Правительства Еврейской
автономной области при Правительстве РФ в г.Москва
Пархоменко Александр Григорьевич
кандидат юридических наук, профессор, заслуженный
юрист РФ, старший научный сотрудник сектора
административного права Федерального государственного
бюджетного учреждения науки Института государства и
права Российской академии наук
Альхименко Владимир Владимирович
Ведущая организация: Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московская академия экономики и права
Защита состоится «20» июня 2013 г. в 14-00 на заседании диссертационного совета Д.002.002.02
при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте государства и права
Российской академии наук по адресу: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 10.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного
учреждения науки Института государства и права Российской академии наук.
Автореферат разослан «____» мая 2013 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Д.002.002.02
кандидат юридических наук, доцент Е.В. Понизова
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Конституционализм – это
сложная, многогранная государственно–правовая категория как в
практическом, так и в теоретическом плане. Его реальное наличие, как
показывает мировой опыт сегодня, один из важнейших атрибутов, условий
демократического, прогрессивного развития любого общества, государства.
Следует отметить, что в годы социализма в нашей стране, особенно в
последние его два десятилетия существования, конституционализм под
большим нажимом со стороны ученых фактически был признан. Заговорили
о его социалистической разновидности, сосредоточив основное внимание на
раскрытии и обосновании его «преимуществ» перед капиталистическим.
Однако на практике все обстояло не так гладко. Социалистический
конституционализм, несмотря на провозглашаемые пафосные лозунги,
определенное конституционное закрепление, был на практике фикцией.
Робкие попытки преодолеть это негативное явление были предприняты в
годы перестройки. Но слабость, нерешительность, половинчатость
тогдашних решений, цепляние за старые идеологические концепции лишь
усугубили ситуацию в СССР. Страна впала в глубочайший кризис. Это, как
показали дальнейшие события, привело к краху социализма, отказу от него и
в конечном результате распаду СССР.
Вступление России в новый этап общественного развития, особенно
после принятия ее нового Основного закона в 1993 г., поставило на повестку
дня задачу создания в стране демократического, правового, федеративного с
республиканской формой правления государства, основанного на принципе
разделения властей. Решение ее невозможно без конституционализма. Это
касается, прежде всего, его практической стороны: не программы, лозунги, а
реальные, действенные решения, направленные главным образом на
интересы человека, защиту, гарантии его прав и свобод. И именно в этом
4
направлении, несмотря на огромные сложности, вызванные внешними и
внутренними факторами, а отсюда и естественными ошибками, идет в целом
наша страна. Поиск оптимальных практических решений в данной области,
учитывающих как общие закономерности, так и, что особенно важно,
специфику России, – одна из важнейших задач отечественных ученых-
обществоведов.
Особое значение имеет и теоретическая разработка проблематики
конституционализма. Сложных, мало разработанных вопросов здесь
предостаточно. Один из актуальных – взаимоотношение таких ключевых,
основополагающих понятий, как конституция и конституционализм. Они
теснейшим образом взаимосвязаны в различных формах. Выявление, анализ
последних имеет важное теоретическое и практическое значение. Это дает
возможность показать реальность конституционализма в жизни, выявить
недостатки, наметить пути и определить средства их преодоления в
направлении прогресса. Все это обусловливает актуальность избранной темы
данного исследования.
Степень научной разработки. В годы абсолютной монархии
проблематика конституционализма отечественными учеными не
рассматривалась. Определенное внимание уделялось лишь вопросам статуса
конституций в зарубежных странах, анализу таких институтов, как народное
представительство, самоуправление, законность. Это нашло свое отражение в
трудах, прежде всего, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова. Сам термин
«конституционализм» стал встречаться в русской правовой литературе в
начале XX в. с принятием Основных государственных законов 1906 г., с
установлением в стране конституционной монархии. Само это понятие не
разрабатывалось. Вместе с тем серьезному научному анализу подверглись,
например, такие его основополагающие институты, как правовое
государство, парламентаризм, самоуправление. Наибольший вклад внесли
такие ученые-юристы, как В.М. Гессен, Н.А. Захаров, Н.И. Лазаревский,
Н.К. Соколов, Л.А. Шалланд.
5
В советский период в теоретическом плане подход к вопросам
конституционализма был различен. Долгое время его ценности отрицались.
Лишь в конце 70-х гг. прошлого века начались определение и разработка
данной проблематики через призму «советского конституционализма».
Отметим немногочисленные, главным образом, статьи таких ученых, как
Ю.П. Еременко, Ю.И. Скуратова, И.М. Степанова.
Существенные изменения начинаются со второй половины 80-х гг.
ХХ в. Они связаны с началом реформирования российского общества.
С этого времени и по сей день проблематика конституции,
конституционализма занимает одно из центральных мест в теоретической
разработке отечественных ученых-государствоведов. Увидели свет
фундаментальные труды в данной области следующих авторов: С.А.
Авакьян, А.С. Автономов, М.В. Баглай, Н.А. Богданова, Н.А. Боброва, Н.С.
Бондырь, Н.В. Витрук, В.В. Гошуляк, В.Т. Кабышев, Е.И. Козлова, И.М.
Кравец, О.Е. Кутафин, А.Г. Пархоменко, Т.М. Пряхина, Ю.В. Пуздрач, В.И.
Фадеев, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеев и др.
Цель, предмет исследования. Цель диссертационной работы – анализ
состояния и развития отечественного основного закона и
конституционализма на различных этапах общественного развития нашей
страны. Центральное место отведено выявлению и характеристике форм их
взаимоотношений и в соответствии с этим выработке предложений по
совершенствованию современного законодательства.
Задачи исследования:
– проанализировать теоретические основы отечественной конституции;
– проанализировать теоретические основы отечественного
конституционализма;
– выявить и охарактеризовать основные формы взаимоотношений
основного закона и конституционализма;
– дать характеристику классификаций периодов состояния, развития
конституций, конституционализма, их взаимоотношений в России;
6
– проанализировать элементы практического конституционализма в
России в период абсолютной монархии;
– охарактеризовать соотношение основного закона и
конституционализма в период конституционной монархии в России;
– дать анализ элементов практического конституционализма в период
буржуазной республики в России;
– охарактеризовать соотношение конституции и практического
конституционализма в советский период в нашей стране;
– дать характеристику соотношения конституции и практического
конституционализма в современных условиях России;
– на основе изученных материалов, сделанных выводов выдвинуть ряд
предложений по совершенствованию современного отечественного
законодательства.
Методологические основы исследования. Предмет исследования в
методологическом плане сложный, неоднородный. В связи с этим при его
разработке был использован комплекс методов, вытекающих из системного
подхода. Центральное место было отведено трем основным методам: во-
первых, юридическому (догматическому) при анализе законодательства; во-
вторых, историко-правовому; в-третьих, сравнительно-правовому.
Теоретическую базу составили работы российских, зарубежных ученых,
прежде всего, по теории государства и права, политологии, истории
государства и права, конституционному (государственному) праву.
Эмпирическая база исследования – законодательство России, ряда
зарубежных государств.
Научная новизна исследования. Дана обобщающая характеристика
таких феноменов, как конституция, и конституционализм, важнейших
атрибутов любого демократического, прогрессивного государства. Показано,
что на практике они неотделимы друг от друга. Исходя из этого, выявлены,
всесторонне проанализированы важнейшие формы взаимоотношений
основного закона и конституционализма, их взаимосвязанности. Центральное
7
место отведено характеристике таких форм на различных этапах
общественного развития России. Обосновывается вывод о том, что сегодня
наша страна стоит на пути создания реального практического
конституционализма. Выдвинут ряд предложений, направленных на
совершенствование отечественного законодательства.
Положения, выводы, выносимые на защиту.
1) Был и остается спорным в отечественной науке
конституционного (государственного) права вопрос о том, были ли
Основные государственные законы 1906 г. общероссийской конституцией.
Дореволюционные ученые-юристы были едины. Они подчеркивали, что
Основные государственные законы – это первая общероссийская
конституция. В годы советской власти Основные государственные законы
1906 г. подавляющим большинством ученых не признавались конституцией.
Господствовал подход отрицания всего старого, хотя прогрессивного.
Центральное место занимала позиция, что только социализм может дать
первую общероссийскую конституцию, в качестве таковой и называлась
Конституция РСФСР 1918 г. Различные подходы по данной проблеме
встречаются и сегодня. Мы придерживаемся позиции тех, кто считает, что
структура Основных государственных законов 1906 г., их объем, сущность,
содержание вопросов, регулируемых ими, свидетельствуют о том, что это
правовой акт ранга конституции.
2) В научной литературе спорным является вопрос о том, что
относится сегодня к институтам конституционализма, их количестве.
С нашей точки зрения, основополагающим является народный суверенитет.
Следующий по значению – это институт демократии, ее конкретные формы.
При этом особый статус народного представительства, парламентаризма.
Далее характеристика свойств государства как правового, социального,
светского, деятельность которого основана на принципе разделения властей;
форма правления (предпочтительно республика); форма государственного
устройства (для РФ – федерация); местное самоуправление и, прежде всего,
8
его уровень самостоятельности от государственной власти. Сегодня на
первый план выдвинуты и такие институты, как демократический статус
человека, гражданина, его права и свободы, их реальные гарантии в
экономической, политической, идеологической сферах; признание, защита
всех форм собственности; идеологическое разнообразие; политический
плюрализм, многопартийность; реальная правовая охрана основного закона.
3) Выявлены формы влияния конституции на практический
конституционализм. Важнейшая – учредительная, которая имеет две
стороны. Первая, основополагающая, состоит в том, что сам факт
существования конституции как особого правового источника
свидетельствует об учреждении и наличии конституционализма, таким
образом, есть конституция – есть практический конституционализм, нет
конституции – нет практического конституционализма. Вторая сторона –
конституция закрепляет, придает юридическую сущность, содержание
основам статуса, составляющим конституционализм. В результате такие
нормы основного закона приобретают высшую юридическую силу. Вторая
важнейшая форма влияния конституции на практический конституционализм
– организационная, суть ее состоит в том, что основной закон обеспечивает
на высшем уровне системное единство, сбалансированность всех составных
конституционализма. Она нацеливает и стимулирует все составляющие,
граждан на деятельность в духе и формуле конституции. Третья форма
влияния - программная, суть которой состоит в определении на длительный
период направления государственного, общественного развития.
4) Форму влияния практического конституционализма на
конституцию можно охарактеризовать как коррекционную,
совершенствующую. Она связана с тем, что основной закон должен отвечать
реальной действительности, состоянию конституционализма на практике. Те
или иные новые решения, конструкции в данной области, возникающие в
жизни, в случае своей значимости, перспективности должны найти свое
выражение, закрепление в конституционной норме.
9
5) Выявлены конкретные примеры проявления коррекционной
формы влияния отечественного конституционализма на конституцию.
Период 1965–1977 гг. характеризуется повышением роли трудовых
коллективов в жизни советского общества. Отдельные стороны этого нашли
свое законодательное отражение, в частности, в Конституции СССР 1977 г.
Таким образом, реальная действительность практического
конституционализма инициировала и способствовала конституционному
закреплению статуса трудового коллектива.
Пример такого рода в наши дни – это касается самоуправления, с
недостатками законодательного плана, слабой его эффективностью в
реальности. Определенным образом, с нашей точки зрения, это обусловлено
формулой, закрепленной в ст. 12 Конституции РФ 1993 г.: «Органы местного
самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Исторический опыт нашей страны, в особенности реформ земского и
городского самоуправления России второй половины XIX в. – 20-х гг. ХХ в.,
зарубежный опыт свидетельствуют о том, что наибольшего эффекта здесь
можно достигнуть через государственное самоуправление, т.е. существенное
влияние государства на эти процессы; постепенный, поэтапный подход в
вопросах взаимосвязи органов государства и органов самоуправления.
Возможен и вариант определения органов местного самоуправления в
качестве продолжения низовых звеньев органов государственной власти. Все
это требует отражения, закрепления в Основном законе России.
6) Теснейшая взаимосвязь существует между конституцией и
теоретическим конституционализмом. С одной стороны, основной закон
должен учитывать все прогрессивные достижения научной мысли в данной
области, а с другой – все конструкции конституционализма, регулируемые
основным законом, должны находить свое теоретическое обоснование,
объяснение.
7) В научной литературе ведутся споры о том, нужны ли
референдумы. Высказываются различные суждения «за» и «против». Мы
10
придерживаемся позиций тех авторов, которые выступают за реальное
практическое существование этой важной формы непосредственной
демократии, волеизъявления народа. Но к данному вопросу надо подходить с
большой серьезностью, ответственностью, без злоупотребления. Обратим
внимание на институт всенародного обсуждения проектов законов,
важнейших вопросов жизни общества. Он предусматривался Конституцией
СССР 1977 г., Конституцией РСФСР 1978 г. Был принят в 1988 г. и
специальный закон РСФСР «О народном обсуждении важнейших вопросов
государственной жизни». Конституцией РФ 1993 г. институт всенародного
обсуждения не предусматривается. Вместе с тем, как показала отечественная
практика прошлых лет, это эффективная форма непосредственной
демократии, которая дает возможность выявить мнение народа, различные
позиции по проблемам, получить конкретные предложения, направленные на
совершенствование проектов законов, политических документов. Все это
требует, с нашей точки зрения, реального использования института
всенародного обсуждения, четкого определения его правового статуса.
Теоретическая, практическая значимость диссертации.
В теоретическом плане значимость данного исследования состоит в том, что
его положения могут быть использованы в качестве дополнительных
научных материалов для студентов, изучающих курсы «Конституционное
право России», «Теория государства и права», «История государства и права
России». Предложения, представленные в данной работе, могут быть учтены
в деле совершенствования законодательства, практической деятельности
органов государственной власти нашей страны.
Апробация результатов исследования. Был сделан доклад на
заседании сектора теории конституционного права Института государства и
права РАН, на котором были представлены основные выводы исследования.
Они прозвучали и в ряде научных конференций. Важнейшие положения
диссертации представлены в публикациях автора в «Трудах Института
государства и права РАН».
11
Структура диссертации. В соответствии с целью, задачами
исследования, логикой изложения была избрана структура диссертации. Она
состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, библиографии.
Содержание работы.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации и
показывается степень научной разработки проблемы, определяются цели,
предмет, задачи исследования, методологические и теоретические основы,
научная новизна, практическая значимость, формулируются положения,
выносимые на защиту, указываются направления апробации.
В первой главе «Теоретико-исторические основы отечественной
конституции и конституционализма» в центре внимания вопрос о понятии
конституции. В отечественной научной литературе сам термин
«конституция» в определенной степени начинает разрабатываться во второй
половине XIX в. При этом подчеркивается такая черта конституции, как ее
верховенство в правовой иерархии, полное соответствие ей иных правовых
актов. Существенные изменения в данной области происходят в России с
переходом к новой форме правления – конституционной монархии. Вопросы
понятия, сущности конституции, ее места в правовой иерархии ставятся в
центре внимания отечественной юридической науки. Это связано, главным
образом, с тем, что конституция стала практической реальностью в стране.
Подчеркивая так же, как и ранее, верховенство конституции, ученые-юристы
того времени сосредоточили свое внимание на таких проблемах, как
соотношение понятий: «конституция», «основные законы»,
«конституционные законы», «конституционное право».
Резко меняется подход к понятию, сущности конституции в советский
период. Они трактуются с классовой позиции, как соотношение сил в
классовой борьбе. Отправным стало определение конституции, данное
В.И.Лениным: «Сущность конституции в том, что основные законы
государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в
12
представительные учреждения, и компетенции и прочее, выражают
действительное соотношение сил в классовой борьбе. Фиктивна
конституция, когда закон и действительность расходятся; не фиктивна, когда
они сходятся»1. Наиболее ярко такой подход культивировался в юридической
науке в эпоху Сталина, его культа личности. В период «хрущевской
оттепели» классовый подход слегка смягчается. Акцент делается на историю,
трактовку конституции как основного закона. В период застоя – вторая
половина 60-х годов – до конца существования социализма в нашей стране
подходы к понятию «конституция», ее характеристики строились, главным
образом, на подчеркивании в той или иной мере ее классового характера.
В современных отечественных определениях конституции произошел
отход от характеристики конституции с классовых позиций. Акцент делается
на то, что она представляет собой, прежде всего, учредительный,
юридический акт, основной закон, находящийся на вершине правовой
иерархии, устанавливающий важнейшие начала жизни государства,
общества. Например, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин считают: «Современная
конституция – это учредительный правовой акт, основной закон государства,
принимаемый и изменяемый в усложненном порядке, обладающий в
современных условиях особым объектом регулирования, высшей
юридической силой и являющийся юридической базой для правотворчества,
правоприменения и правосознания»2.
Возникновение термина «конституционализм» в начале теоретической
разработки данного понятия связано с Конституцией США 1787 г. Ее
создатели трактовали его как «верховенство конституции над иными
правовыми актами». В России сам термин «конституционализм» стал
использоваться во второй половине XIX в. – начале ХХ в. Вместе с тем,
данное понятие фактически не разрабатывалось, не раскрывалось. Оно, как
показывает анализ правовой литературы того времени, как правило,
1 Ленин В.И. Полн. собр.соч. Т.17. С.345.
2 Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005. С.39.
13
отождествлялось с понятиями «конституционный режим», «конституция»,
«конституционное государство», «конституционные формы и идеи»,
«конституционное движение», «представительство», «парламент».
В советский период в теоретическом плане подход к
конституционализму строился по-разному. До конца 70-х гг. ХХ в.
господствующей была позиция отрицания ценностей конституционализма,
утверждения о его неприемлемости в советском государстве.
Малопродуктивным в данной области был период до середины 50-х гг. Наука
строилась исключительно на основе марксистско-ленинской теории.
Главенствующее место в теоретическом плане отводилось идеям, позициям
партийно-государственных лидеров, восхвалению их «огромного вклада» в
развитие марксистско-ленинской теории. Отрицалось всякое инакомыслие.
Ситуация меняется в конце 70-х годов прошлого века. Признаются
отдельные ценности конституционализма, в целом, его признание на основе
введения понятия «социалистический конституционализм». Таким образом,
были сделаны определенные шаги в теоретической разработке вопросов
конституционализма в нашей стране, что в значительной мере стало основой
для дальнейших исследований отечественных ученых в данной области.
Ситуация резко меняется в начале 90-х годов прошлого века. Это
связано с распадом Советского Союза, отказом от социалистического пути
развития, вступлением России в новый этап своего развития. Основная
задача – создание демократического, правового, федеративного государства,
основанного на принципе разделения властей. Как показывает мировая
практика, это невозможно сделать без реального, а не фиктивного
конституционализма. Все это стало мощным ускорителем разработки
теоретической стороны данного вопроса в целом, понятия
«конституционализм», в частности.
Подходов к понятию «конституционализм» по сравнению с прошлым
теперь стало несколько. Некоторые авторы трактуют конституционализм в
узком смысле. Приверженцы его немногочисленны. Преобладающим стал
14
более широкий подход. При этом выдвигаются самые различные критерии. В
конце 90-х годов ХХ в. – в первое десятилетие XXI в. в рамках широкого,
многостороннего начала, с нашей точки зрения, обособляется подход к
понятию «конституционализм», его составляющих через политико-правовые
критерии. Отсюда было вполне закономерно появление значительного
количества многосторонних определений конституционализма.
Имеет место и подход, в котором ставится вообще под сомнение
возможность существования исчерпывающего определения
конституционализма. В связи с этим В.Е. Чиркин отмечает, что содержание
понятия «современный конституционализм» – богато, многообразно, но
«исследователи правы, что вряд ли можно дать краткое определение
конституционализма XXI в.». Вместе с тем, выделяя его важнейшие
составные, автор указывает, что «это общественно-политическое движение,
научная теория, государственная доктрина и конституционная практика,
соответствующие общечеловеческим ценностям, идеям свободного,
открытого общества, демократического, социального, правового и светского
государства»1.
Важное научное и практическое значение имеет проблема
взаимоотношений конституции и конституционализма. С нашей точки
зрения, данный вопрос имеет два аспекта. Во-первых, в каких формах
конституция влияет на конституционализм; во-вторых, конституционализм
на конституцию. Ранее мы указали на взаимосвязи конституции и
практического конституционализма. Обратим внимание и на взаимосвязь
конституции с теоретическим конституционализмом. С одной стороны,
основной закон должен учитывать все прогрессивные достижения научной
мысли в данной области, которые своевременно должны находить свое
отражение в его тексте; а с другой - все конструкции конституционализма,
регулируемые основным законом, должны находить свое теоретическое
1 Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование./ отв.ред. В.И. Чиркин. М., 2011. С.85.
15
обоснование, объяснение. Определенную роль здесь играет и реальный,
практический конституционализм. Те или иные новые решения, конструкции
в данной области, возникающие в жизни, должны быть оценены и в случае
своей значимости, перспективности найти свое выражение, закрепление в
конституционной норме. При этом особое значение, еще раз подчеркнем,
придается учету общего, особенного, единичного в государственно-правовом
развитии общества, государства.
Глава вторая «Отечественная конституция и практический
конституционализм» посвящена анализу этих феноменов в различные
периоды истории России. Прежде всего, отмечается, что в годы абсолютной
монархии в стране общероссийской конституции не было. Она основной
показатель практического конституционализма. В связи с этим говорить о
наличии его в данный период невозможно. Вместе с тем вполне обоснованно
в современной отечественной правовой литературе подчеркивается, что до
1906 г. имели место, правда в значительной мере условно, «прообразы
конституционных институтов, элементов практического конституционализма
на общероссийском уровне»1. В Древнерусском государстве это, например,
вече – народное собрание, которое созывалось для решения важнейших
государственных вопросов. Это в определенной мере зачаточная,
примитивная форма непосредственной демократии. Сюда следует отнести и
Земские соборы XVI–XVII вв., которые состояли из царя, Боярской думы,
Освященного собора, различного ранга чиновников. Такие соборы в
определенной мере также зачаток представительной демократии – показателя
практического конституционализма.
Интересен в этом плане период царствования Александра II, его
реформы. Одна из важнейших – земская. Началом ее являлось принятие в
1864 г. Положения о губернских и уездных земских учреждениях, в
соответствии с которым в стране создавались земские выборные,
1 Шульженко Ю.Л. Отечественный конституционализм. Историко-юридическое исследование. М., 2010.
С.13.
16
распорядительные органы – губернские, уездные земские собрания и
избираемые ими исполнительные органы, соответственно, губернские и
уездные управы. К управлению на местах привлекается местное население в
лице избираемых гласных. Организация городского самоуправления
регламентировалась Городовым положением 1878 г., которое было основано
на тех же принципах, что и земское управление. Таким образом, создание в
России местного самоуправления являлось в определенной мере признаком
практического конституционализма.
В 1905 – 1907 гг. в России происходит первая буржуазно-
демократическая революция, в результате которой в стране устанавливается
конституционная монархия. Реальным становится и практический
конституционализм. Главный его показатель, отправная точка – наличие
конституции. Таковой являлись Основные государственные законы 1906 г.
Они выполнили по отношению к практическому конституционализму
функцию закрепления, придания юридической силы, содержания статуса его
институтов. Центральное место принадлежит созданию, функционированию
парламента – важнейшего института представительной демократии. И такой
двухпалатный орган в лице Государственного Совета и Государственной
Думы создается в России в ходе реформ 1905 – 1907 гг. Особое значение
имело закрепление положений, связанных с организацией и деятельностью
Государственной Думы – реального народного представительства,
важнейшей составной части практического конституционализма.
Основные государственные законы 1906 г. с формальной точки зрения
закрепили ряд положений демократического характера, отвечающих
требованиям практического конституционализма, связанных с местом, ролью
закона, законности; правового статуса российских подданных. Что касается
последнего, то данным вопросам была посвящена отдельная глава II. Особый
упор был сделан на права и свободы подданных: обеспечение
неприкосновенности личности, жилища, свободы совести, слова, печати,
собраний и союзов.
17
В феврале 1917 г. в России свершилась вторая буржуазно-
демократическая революция. На место монархии приходит буржуазная
республика. Происходит фактическая ликвидация всех высших
государственных органов страны, включая народное представительство.
Высшим законодательным и исполнительным органом в России становится
Временное правительство. Вторую власть в стране представляли Советы,
которые обладали реальной силой благодаря их значительной поддержке со
стороны рабочих и солдат. После падения монархии в России отменяются,
перестают действовать Основные государственные законы 1906 г. Не стало
первой общероссийской конституции. Таким образом, не стало в России и
практического конституционализма. Вместе с тем некоторые его элементы
сохранились и даже получили определенное развитие.
Существенные изменения происходили в самоуправлении в
направлении расширения, сосредоточения прав его органов в решении
вопросов местного значения, ослабления за ними контроля, надзора со
стороны государства. Эта реформа носила многоэтапный характер.
Признаками конституционализма служили и конкретные меры по реальному
расширению прав и свобод граждан. Например, объявление полной
амнистии, отмена смертной казни, национальных и вероисповедательных
ограничений; принятие ряда правовых актов в области печати –
постановления Временного правительства «О печати», «Об учреждении по
делам печати»; «О свободе совести».
В 1918 г. принимается Конституция РСФСР – основополагающий
показатель наличия практического конституционализма. Это был и первый
основной закон советского типа, связанный с переходом от капитализма к
социализму. Всесторонне подчеркивалось, обосновывалось, что он результат
революционного опыта, торжества трудящихся масс, классовой борьбы,
закрепивший ее результаты. Конституция РСФСР 1918 г. выполнила свои
функции по отношению к советскому практическому конституционализму:
учредительную, организационную. Она закрепила его основные институты,
18
исходя из постулатов марксистско-ленинской теории, реально сложившейся
практики. Прежде всего, следует отметить, что в целом Основной закон
РСФСР 1918 г. носил явно выраженный идеологический характер, характер
жесточайшей диктатуры пролетариата, хотя в нем нет ее прямого
определения.
В соответствии со ст.10 Конституции РСФСР Россия объявлялась
Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Отвергался такой общедемократический принцип, один из постулатов
реального практического конституционализма, как народ – носитель,
источник суверенитета. Впервые, по сравнению с действовавшими на тот
момент аналогичными правовыми актами зарубежных государств,
закрепляются основы экономической системы. Значительное место было
отведено представительной демократии и статусу парламента, который имел
своего рода сдвоенный характер. Высшим органом являлся Всероссийский
съезд Советов, а в период между его съездами – ВЦИК. Органами власти на
местах были областные, губернские, уездные, волостные съезды Советов и
их исполнительные комитеты.
Еще один важнейший показатель практического конституционализма –
фиксация важнейших прав и свобод граждан. Основной закон РСФСР 1918 г.
устанавливал: свободу совести, выражения мнений, свободу собраний,
митингов, шествий, демонстраций, союзов, доступа к знаниям,
предоставление политических прав трудящимся иностранцам, право
убежища, равноправие граждан независимо от их расовой и национальной
принадлежности. Вместе с тем не фиксировались такие важнейшие,
общечеловеческие, наиболее важные права, как право на труд, на отдых,
образование. Особенность Конституции РСФСР состояла в том, что она
содержала ряд положений идеологического, политического, своего рода
«программного» характера, обращенных ко всему миру.
В 1922 г. Создается Союз ССР. В 1924 г. утверждается окончательно
его первая Конституция. В ней не было фактически положений об основах
19
социально-экономического, политического строя, прав, свобод, обязанностей
граждан, что характерно в той или иной мере для подавляющего
большинства конституций. Данные вопросы отражены в основных законах
союзных и автономных республик. Конституция СССР 1924 г. сосредоточила
свое внимание на ключевых вопросах государственного устройства новой
страны в форме федерации. Центральное место в системе органов
государственной власти СССР отводилось парламенту – атрибуту
практического конституционализма. В соответствии с Конституцией СССР
1924 г. верховным органом власти Союза ССР является съезд Советов, а в
период между съездами – Центральный Исполнительный Комитет СССР,
состоящий из двух равноправных палат – Союзного Совета и Совета
Национальностей. Нашли свое конституционное оформление и такие
составляющие практического конституционализма, как порядок принятия,
изменения, дополнения Основного закона, конституционный контроль.
В 1936 г. была принята Конституция СССР, получившая название
Сталинской. Она внесла ряд существенных новшеств в вопрос
осуществления учредительной, организационной функций по отношению к
практическому советскому конституционализму. Это касается, прежде всего,
закрепления места и роли фактически всех основных элементов
политической системы, чего не было раньше. Как и прежде, формой
государства называлась республика Советов. Классовой сущностью ее
оставалась диктатура пролетариата. Впервые фиксируются место и роль
такого основополагающего элемента советской политической системы, как
коммунистическая партия. Это было сделано косвенным путем в главе Х,
посвященной статусу граждан: через право граждан СССР объединяться в
общественные организации. Статья 126 определяла партию как
«руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и
государственных».
Более четко закреплены вопросы экономической системы. Основой
провозглашались социалистическая система хозяйства и социалистическая
20
собственность на орудия и средства производства. Ясные очертания
получили в Конституции СССР 1936 г. вопросы национальной политики,
федеративного устройства – принцип добровольности объединения и
равноправия союзных республик, предметы ведения СССР, отношение
суверенитета СССР и его субъектов, соотношение их законодательства.
Основным законом СССР 1936 г. устанавливается, закрепляется новая
система органов государственной власти. Это касалось, прежде всего,
представительных органов – главенствующей составной части практического
конституционализма. Советы рабочих, крестьянских и красноармейских
депутатов стали называться Советами депутатов трудящихся, что
свидетельствовало о более высокой степени консолидации советского
общества, развитии его социальной активности.
Прогрессивным показателем практического советского
конституционализма стало закрепление в Конституции СССР 1936 г. новых
положений, связанных с правовым статусом граждан. Это нашло, в
частности, выражение в существенном расширении перечня прав, свобод
граждан на труд, отдых, социальное обеспечение, неприкосновенность
личности, жилища и тайну переписки и др. В правовой литературе тех лет
делался упор на то, что Конституция СССР 1936 г. особое значение отводила
закреплению гарантий данных прав и свобод: «Сталинская Конституция не
ограничивается только фиксированием формальных прав граждан, что
характерно для буржуазных конституций, а переносит центр тяжести на
вопрос о гарантиях этих прав, на вопрос о средствах осуществления этих
прав, и в этом еще одна ее особенность»1.
1977 г. – год принятия новой Конституции СССР – Основного закона
«развитого» социализма. Она выполнила свои функции по отношению к
практическому конституционализму – учредительную, закрепившую
моменты, связанные со статусом его составляющих; организационную,
1 Советское государственное право: учебник/ под общ.ред. А.Я. Вышинского. М., 1938. С.119.
21
программную. Положительным фактором является введение новой категории
полновластия народа. «Вся власть в СССР принадлежит народу» – гласит ч.1
ст.2 Конституции СССР 1977 г. Ранее, например, в Основном законе СССР
1936 г. содержалась формула о принадлежности власти «трудящимся города
и деревни» (ст.3). Вводилась новая глава I «Политическая система», в
которой определялся статус всех ее основных элементов. В первую очередь
это касалось государства, которое в условиях развитого социализма из
государства диктатуры пролетариата переросло в общенародное.
Для практического конституционализма важное значение имеет
закрепление места и роли представительных органов, которые теперь стали
именоваться Советами депутатов трудящихся. Часть 2 ст.2 Конституции
четко определяет, что «народ осуществляет государственную власть через
Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР».
Подчеркивается и их верховенствующая роль.
В Основном законе СССР в широкой развернутой форме фиксируются
место, роль Коммунистической партии в советском обществе, государстве.
Этим вопросам посвящена специальная ст.6 главы о политической системе.
Часть I ее гласит: «Руководящей и направляющей силой советского
общества, ядром его политической системы, государственных и
общественных организаций является Коммунистическая партия Советского
Союза. КПСС существует для народа и служит народу». Определены
основные направления такой руководящей роли.
Впервые закрепляются конкретные формы непосредственной
демократии. Это относится, в первую очередь, к институту референдума. В
первый раз была отражена в Конституции такая специфика советского
конституционализма, как трудовой коллектив. Более широко регулировались
вопросы экономической системы. К новеллам следует отнести выделение
собственности профсоюзов и иных общественных организаций.
Положительным являлось и конституционное закрепление основ социальной
политики, а также специальной главы о внешней политике.
22
Определенные шаги в деле демократизации советского практического
конституционализма были сделаны в конституционном закреплении
правового статуса личности, гражданина. Этим вопросам был посвящен
специальный раздел II. В прежних конституциях он располагался в конце.
Выделен такой основополагающий, демократический принцип правового
положения личности, гражданина, как равноправие. Повысилась роль
конституционных прав и свобод. Они заняли центральное место в
конституционном закреплении статуса личности, гражданина. Расширилось
содержание прав, свобод, установленных еще Конституцией СССР 1936 г., в
направлении усиления их гарантий. Особое значение имел и тот факт, что
Конституция СССР 1977 г. расширила и сам круг прав и свобод. Это,
например, право на охрану здоровья, право на жилище, свобода научного,
технического и художественного творчества.
Четко прослеживается преемственность в регулировании вопросов
государственного устройства СССР в форме федерации. Данный акт не
изменил существовавшую ранее в целом систему органов государственной
власти. Вместе с тем был внесен ряд новых моментов, связанных с их
организацией и деятельностью. Важен тот факт, что Конституция закрепила
место и роль парламента, это – один из важнейших показателей
практического конституционализма.
Наиболее удачная характеристика в целом практического советского
конституционализма дается В.Е. Чиркиным. По его мнению, важнейшие
черты конституционализма сводились к следующему: «Неизменная
руководящая роль одной (Коммунистической) партии в обществе и
государстве; политико-идеологическая и в минимальной степени
юридическая роль конституции; необходимость упразднения частной
собственности и предпринимательской деятельности; неодинаковое правовое
положение общественных классов; необходимость ликвидации разделения
властей и местного самоуправления, соединение единого центра
государственной власти – органов типа Советов (на деле властвовала
23
партийно-государственная номенклатура); непризнание естественных прав
человека и подчиненность прав граждан интересам социализма, жесткого
планирования. На первый план выдвигались интересы общества,
государства, коллектива (только коллективов, действовавших в целях
построения социализма и коммунизма). Личность обрекалась на пассивное
подчинение»1.
Мы придерживаемся позиции тех ученых, которые в целом оценивают
советский практический конституционализм как фиктивный.
Аргументируется это следующими примерами: конституция, законы на деле
не были верховными актами в стране - программы, уставы, решения лидеров
Коммунистической партии были основным законом; безответственность,
неподконтрольность правительства; конституционные права и свободы
граждан не имели реальных гарантий, бесцеремонно нарушались, что
особенно ярко проявилось в годы культа личности Сталина; фактическое
отсутствие, формальность, неэффективность конституционного контроля.
В определенной степени исключением были последние годы
существования СССР, так называемого периода «перестройки», когда был
предпринят ряд мер в деле создания реального практического
конституционализма в нашей стране. Из Конституции СССР 1977 г. была
исключена ст.6, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе и
государстве. На конституционный уровень поднимается многопартийность,
при этом устанавливается, что все партии, общественные организации
действуют в рамках Конституции, советских законов. Аналогичные
изменения вносятся и в Конституцию РСФСР, и ряд других положений,
носящих характер реального практического конституционализма: «О
решимости создать демократическое правовое государство», «Разделение
законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим
принципом функционирования РСФСР как правового государства»;
1 Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. М., 2002. С.20.
24
намечается и перспектива преобразования Советов в местные органы
самоуправления (в июле 1991 г. принимается закон о местном
самоуправлении в РСФСР, который стал основным началом реформирования
местных органов власти, формирования системы местного самоуправления в
России). Определенные шаги были сделаны в деле создания реальной,
эффективной правовой охраны конституции. В конце 1989 г. создается
надзорно-контрольный орган – Комитет конституционного надзора СССР. В
мае 1991 г. принимается Закон о Конституционном Суде РСФСР.
С конца 1991 г. Россия вступает в новый (переходный) период
общественного развития. Он именуется, характеризуется в научной
литературе по-разному, «постсоциалистический», «посткоммунистический»,
«от социализма к капитализму», «переходного государства и правовой
системы», «переходного состояния государства и правовой системы» и др.
Важнейшее предназначение такого периода заключается в том, чтобы
обеспечить прогрессивное развитие российского общества, государства.
Принятая в 1993 г. новая Конституция России – основополагающий
документ такого переходного периода. Она стала основой для создания
реального, демократического, практического конституционализма, выполнив
по отношению к нему, в первую очередь, учредительную, организационные
функции, четко закрепив его важнейшие институты, на основе которых он
строится, функционирует. В наиболее общей, лаконичной форме они
закреплены в ч.1 ст.1: «Российская Федерация (Россия) есть демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Нашел свое конституционное закрепление и основополагающий принцип
реального практического конституционализма – разделение властей (ст.10).
Демократизм российского общества, государства, конституционализма
находит свое выражение, прежде всего, в народовластии. Следует отметить,
что государственную власть характеризует суверенитет государства,
показателями которого являются ее независимость, верховенство.
Конституция РФ 1993 г. идет по пути признания народа в качестве носителя
25
всей государственной власти. Это является выражением народного
суверенитета, свидетельством того, что народ осуществляет данную власть
самостоятельно, независимо. Закреплены и важнейшие формы демократии –
представительная и непосредственная. Установлено, что «народ
осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим
непосредственным выражением власти народа являются референдум и
свободные выборы» (ч.2, 3 ст.3 Конституции).
Четко установлена система органов государственной власти.
В соответствии со ст.11 Конституции России государственную власть в РФ
осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и
Государственная дума), Правительство, суды РФ; в субъектах РФ –
образуемые ими органы государственной власти. Важнейшим показателем
народовластия, правового государства, а следовательно и реального
конституционализма, является наличие народного представительства. Особая
роль отводится созданию, функционированию парламента – верховного
народного представительства. Статья 94 Конституции РФ 1993 г. гласит:
«Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является
представительным и законодательным органом Российской Федерации».
Важнейшее значение для реального конституционализма имеет
закрепление в Основном законе форм непосредственной демократии.
Конституция РФ 1993 г. указывает, прежде всего, на референдум. Подробно
данные вопросы урегулированы в Федеральном конституционном законе
«О референдуме Российской Федерации», принятом в 2004 г. В нем данная
форма непосредственной демократии определяется как «всенародное
голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие
в референдуме, по вопросам государственного значения» (ст.1).
Закреплена и такая важнейшая форма непосредственной демократии,
как выборы, с помощью которой народ выбирает своих представителей в
органы государственной власти, органы местного самоуправления. Воля
26
избирателей, выраженная на выборах, становится обязательной для
избранных. Конституция РФ устанавливает важнейшие демократические
принципы избирательной системы – всеобщее, равное и прямое
избирательное право при тайном голосовании.
Показатель реального практического конституционализма –
идеологическое, политическое многообразие. Суть его состоит в следующем:
никакая идеология не имеет статуса государственной, официальной,
обязательной. Указанный принцип нашел свое четкое закрепление в ч.1, 2
ст.13 Конституции РФ 1993 г.: «В Российской Федерации признается
идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться
в качестве государственной или обязательной». Важнейшей формой
реализации права на идеологическое, политическое многообразие является
наличие многопартийности, что нашло свое закрепление в ч.3 ст.13
Конституции РФ 1993 г.: «В Российской Федерации признаются
политическое многообразие, многопартийность».
Важнейший показатель демократизма любого общества, реального
практического конституционализма – наличие самоуправления.
«В Российской Федерации признается и гарантируется местное
самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий
самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти», – гласит ст.12 Конституции РФ 1993 г.
Для практического конституционализма важное значение имеют
положения Основного закона, касающиеся правового статуса человека,
гражданина, его прав и свобод. Конституция РФ 1993 г. впервые в
отечественной истории выдвинула личность на первый план, провозгласила
принцип «не личность для государства, а государство для личности».
Вопросы прав и свобод выделены в специальную главу 2, которая в тексте
Конституции РФ 1993 г. поставлена на 2-е место, вслед за главой об основах
конституционного строя. Этим, в частности, подчеркнута важность,
первостепенное значение данных вопросов. Конституция РФ 1993 г.
27
устанавливает широкий перечень прав и свобод человека, гражданина. По
сравнению с прошлым, на первый план поставлены личные права и свободы,
что особенно важно для жизни, свободы человека, гражданина, а не
экономические, как было при социализме. Перечень личных прав и свобод
широк. Это право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность,
неприкосновенность личной жизни, жилища, свободу передвижения, выбора
места жительства, свободу совести, мысли и слова, право обращения в
государственные органы и органы местного самоуправления, право на
юридическую защиту и др. В Конституции РФ 1993 г. нашел свое четкое
выражение такой универсальный демократический принцип реального
конституционализма, как взаимосвязь прав и обязанностей человека,
гражданина. Особую роль играет конституционное положение о том, что
Россия – социальное государство, «политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека» (ч.1 ст.7 Конституции).
Основной закон РФ 1993 г. закрепляет ряд важнейших положений,
связанных с характеристикой России как правового государства, важнейшего
атрибута практического конституционализма. Отправной принцип –
верховенство права, верховенство закона. Главенствующее место отведено
Конституции – центру, вершине правовой системы страны, базовому
юридическому, политическому, социальному, экономическому документу.
Эта позиция четко отражена в Основном законе РФ 1993 г. Часть 1 ст.15 его
гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской
Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Новым для отечественного конституционного регулирования стал
вопрос о соотношении внутреннего и международного права. Основной
закон РФ 1993 г. исходит из того, что наша страна является членом мирового
сообщества. В связи с этим ч.4 ст.15 Конституции содержит следующую
28
формулу: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации являются составной
частью ее правовой системы. Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора».
Показатель правового государства, реального конституционализма –
независимый суд. Это позволяет обеспечить объективное и беспристрастное
осуществление правосудия, защищать права, законные интересы человека.
Часть 1 ст.120 Конституции РФ 1993 г. гласит: «Судьи независимы и
подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному
закону».
В Основном законе РФ 1993 г. традиционно весьма подробно
регулируются вопросы экономической системы страны, атрибута реального
практического конституционализма. Важно отметить и тот факт, что в
Конституции подчеркивается, что «право частной собственности охраняется
законом», что «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть,
пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими
лицами», «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по
решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных
нужд может быть произведено только при условии предварительного и
равноценного возмещения. Право наследования гарантируется» (ст.35).
Особое значение имеет четкое конституционное закрепление формы
государственного устройства нашей страны – федерация; конституционное
регулирование основ ее функционирования. Они в наиболее обобщенной
форме установлены в ст.5 Конституции РФ 1993 г. В ней, прежде всего,
определены субъекты РФ, подчеркнуто их равноправие: «Российская
Федерация состоит их республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов – равноправных
субъектов Российской Федерации» (ч.1 ст.5).
29
Реальное значение для отечественного конституционализма имело
создание на практике системы конституционного контроля, которого в годы
социализма практически не было. Особая, главенствующая роль отведена
Конституционному Суду РФ. Основной закон РФ 1993 г. существенно
изменил его статус. Подробно вопросы организации и деятельности этого
органа определил Федеральный конституционный закон «О
Конституционном Суде Российской Федерации», принятый в 1994 г. В
научной литературе отмечается, что «регламентация статуса
Конституционного Суда, применяемой им процедуры, именно федеральным
конституционным законом подчеркивает важность этого органа в механизме
государственной власти и в то же время обеспечивает более стабильную
правовую основу его деятельности, поскольку такие законы принимаются и
изменяются в особом порядке»1.
Следует отметить, что конституционные (уставные) суды созданы и в
ряде субъектов Российской Федерации. Процесс этот идет медленно,
затягивается. Причины такой ситуации всесторонне анализируются в
отечественной правовой науке. Подчеркивается настоятельная
необходимость, связанная, прежде всего, с переходом от фиктивного к
реальному федерализму в нашей стране, заключающаяся в создании
конституционных (уставных) судов во всех субъектах РФ. Обоснованно
отмечается решающая из всех причин – обеспечение верховенства и
правовой охраны конституций и уставов субъектов РФ.
Таким образом, Конституция РФ 1993 г. закрепила важнейшие
институты реального практического конституционализма. «Это
демократический способ разработки и принятия конституции; ее высшая
юридическая сила и связанная с этим необходимость конституционного
контроля; роль конституции как юридического, политического и
идеологического документа; стабильность основного закона и в то же время
1 Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М., 1998. С.63.
30
изменчивость некоторых его норм; переход от инструментальных к
социальным конституциям, основанным на признании современных
общечеловеческих ценностей, взаимосвязь прав и обязанностей человека,
коллектива (к которому он принадлежит), государства и общества»1. Такой
подход в целом отвечает современной мировой доктрине
конституционализма, специфике переходного периода в нашей стране.
Вместе с тем это лишь определенный шаг на пути к истинному
реальному конституционализму на практике. Заметим, что в научной
литературе содержатся различного рода оценки его состояния на
современном этапе. Например, О.Е.Кутафин называет его «мнимым»:
«Говоря о современном российском конституционализме, нельзя не заметить,
что он носит в значительной мере характер мнимого конституционализма,
поскольку отличается неустойчивостью, возможностью обращения вспять,
очевидной вероятностью перехода конституционных по происхождению и
политической терминологии феноменов в свою противоположность –
авторитаризм»2. Причины такой ситуации называются различные. Так, они
вытекают из недостатков самого текста Конституции РФ 1993 г., а также
того, что демократический потенциал Основного закона РФ реализуется
непоследовательно, отступлений от его требований; недостаточно
экономического, политического, идеологического, организационно-
правового обеспечения демократического потенциала Конституции РФ
1993 г.
1 Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. М., 2002. С.21.
2 Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2006. С.149.
31
Основные положения диссертации нашли свое отражение в
следующих публикациях автора (статьи опубликованы в изданиях,
рецензируемых ВАК России):
1. Веревкина Ю.Ю. Понятие «конституционализм»: подходы советских
ученых // Труды Института государства и права РАН. 2012. № 2. C.13-24 (0,7
п.л.).
2. Веревкина Ю.Ю. Основной закон и практический
конституционализм в период конституционной монархии в России // Труды
Института государства и права РАН. 2012. № 4. С.30-46 (0,9 п.л.).
3. Веревкина Ю.Ю. Формы взаимоотношения конституции и
конституционализма // Труды Института государства и права РАН. 2012.
№ 5. С.125-137 (0,9 п.л.).
Файлы: 
Порядок отображения: 
0