2013avtoref709
01 октября 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Законодательное регулирование миграционных процессов в дореволюционной России (вторая половина XVII - начало XX вв.)» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 002.002.07
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
На электронную версию:
Полякова В.А. Законодательное регулирование миграционных процессов в дореволюционной России (вторая половина XVII - начало XX вв.): автореф. дис... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2013. С. 32. // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref709 (дата обращения: укажите свою дату).
На бумажный вариант:
Полякова В.А. Законодательное регулирование миграционных процессов в дореволюционной России (вторая половина XVII - начало XX вв.): автореф. дис... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2013. С. 32.
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
Текст автореферата диссертации:
Полякова Вера Алексеевна
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
(вторая половина XVII - начало XX вв.)
(историко-юридическое исследование)
Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Нижний Новгород – 2013
негосударственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Нижегородская правовая академия» (институт).
Научный руководитель: |
доктор юридических наук, профессор
Научный руководитель: |
Галай Юрий Григорьевич
доктор юридических наук, профессор
Официальные оппоненты: |
Лаптева Людмила Евгеньевна
доктор юридических наук, профессор,
заведующая кафедрой теории и истории
государства и права Российского
университета дружбы народов
Немытина Марина Викторовна;
кандидат юридических наук, доцент
кафедры истории государства и права
Уральской государственной юридической
академии
Зипунникова Наталья Николаевна
Ведущая организация: |
Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова
Защита состоится «1» октября 2013 г. в 15 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 002.002.07 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте государства и права Российской академии наук, по адресу: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 10.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской академии наук.
Автореферат разослан «____» _____________ 2013 г.
Диссертационного совета Д 002.002.07 кандидат юридических наук, профессор
Н.Н. Ефремова 2
Актуальность темы диссертационного исследования. В настоящее время свобода передвижения и выбора места жительства является неотъемлемым правом человека. Миграционные процессы составляют важную часть государственной и общественной жизни – они тесно связаны с социальным и экономическим развитием страны, безопасностью человека в отдельности и государства в целом. Усиление иммиграционного потока из стран ближнего зарубежья, с одной стороны, и «утечка» из России высококвалифицированных кадров – с другой, ставят перед государством сложные задачи сохранения баланса между соблюдением прав и свобод иностранных граждан (в том числе, свободы перемещения и выбора места жительства) и обеспечением достойного уровня жизни российских граждан (в том числе, реализации права на жизнь, здоровье, труд). Отдельную проблему составляет перенаселенность столицы и ее городов-спутников, а также недостаток рабочих рук в сельской местности.
Обращение к историческому опыту поможет оценить актуальное состояние миграционных процессов в государстве, определить насколько степень и характер нормативной регламентации в этой сфере соответствует декларированным целям государственной политики. Изучение истории вопроса предоставит возможность лучше предвидеть социальные последствия правового регулирования миграционных процессов, избежать многих ошибок в правотворческой деятельности.
В России вследствие особенностей ее территориального расположения, соседства с малонаселенными странами, наличия большого количества свободных земель, а также некоторых черт русского менталитета, связанных со стремлением к заселению свободных территорий, переселение всегда играло особенную роль. В.О. Ключевский писал: «История России есть история страны, которая колонизуется»1. П.Н.Милюков подчеркивал, что
1 Ключевский В.О.: Сочинения в 9 Т.: том 1. – М.,1987. – С. 50.
3
История российского государства и права показывает, что правоприменительная практика в сфере реально складывающихся общественных отношений нередко была далека от законодательных предписаний, не учитывавших многих жизненных реалий. Даже теперь, когда уровень законодательной техники и правовой культуры существенно возрос по сравнению с эпохой дореволюционной России, государству не всегда удается справиться с задачами, стоящими перед миграционным законодательством.
Отдельным вопросом является проблема выстраивания такой государственной политики по отношению к иностранным мигрантам, которая не ущемляла бы права и интересы граждан государства. В этой связи актуальным является анализ такой малоизученной области как иностранная колонизация России, осмысление ее истинных предпосылок, целей и последствий законодательной регламентации.
Взгляд в ретроспективу способствует осознанию ценности территориальной целостности нашего государства. Это позволит относиться бережно и с уважением к государственной территории России, доставшейся путем неимоверных затрат человеческих и финансовых ресурсов.
Степень научной разработанности темы. Вопросам правовой регламентации переселений посвятили свои работы в дореволюционный период А.А.Васильчиков, Г.Г. Писаревский, Д.И. Багалей, П.Н. Буцинский, Д.А. Корсаков, И.Н. Миклашевский, Д.Л.Пестржецкий, Фирсов Н.А., Алексеев В.В. и некоторые другие исследователи3. Колонизации территории Российского государства иностранным элементом в историко-правовой литературе уделено не так много внимания. Подробное описание
2Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры.: в 3 Т. – Т.1. – М., 1993. – С.52. 3Васильчиков А. Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах. – Спб., 1881; Пестржецкий Д. Заселение окраин. – Спб., 1908; Фирсов Н.А. Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 г. и колонизация закамских земель в это время. – Казань, 1869; Багалей Д.И. Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства. – М., 1887; Алексеев В.В. Переселение в Сибирь. – Спб., 1905.
4
Вопросу заселения Сибири посвящено немало работ, особенно на рубеже XIX-XX столетий, когда размах переселенческого движения достиг своего апогея8. Особенного внимания заслуживает изданная Комитетом Министров и получившая признание в 1900 году на Всемирной выставке в Париже книга «Колонизация Сибири в связи с общим переселенческим вопросом». Исторические факты, иллюстрирующие заселение Сибири, начиная от самых истоков этого движения, рассматриваются через призму
4Клаус А. Наши колонии. – Спб., 1869.
5Писаревский Г.Г. Из истории иностранной колонизации в России в XVIII в. (По неизданным архивным документам). – М., 1909; Цветаев Д. Иностранная колонизация в России в новой ученой разработке Русский Архив. – 1909. – т.I (4). – С.636-640; Шафранов П.А. Отзыв о книге Г.Г.Писаревского…- М.,1909; Писаревский Г.Г. Вызов колонистов из Южной Европы и бунт корсиканцев. – М., 1901; Писаревский Г.Г. Переселение прусских меннонитов в Россию при Александре I. – Ростов-на-Дону,1917; Писаревский Г.Г. Внутренний распорядок в колониях Поволжья при Екатерине II. – Варшава, 1914. 6Потто В.А. Переселение христиан из Турции. – Спб.,1901.
7Bartlett R. Human Capital. The Settlement of Foreigners in Russia, 1762-1804. – Cambridge, 1979.
8Гурвич И.А. Переселение крестьян в Сибирь. – М., 1888; Ставровский Я.Ф., Алексеев В.В. Переселение в Сибирь.– Спб., 1905; Пестржецкий Д. Заселение окраин. – Спб., 1908.
5
Советский период представлен работами В.М. Кабузана, Л.Ф.Склярова, А.Д. Колесникова, В.В. Покшишевского, С.М. Дубровского, Бахрушина С.В., Александрова В.А., Миллера Г.Ф. Н. Карпова, П.Н. Ефремова.11
В наши дни вопросу колонизационной политики на окраинах империи посвящены труды Дамешека Л.М., Дамешек И.Л., Зиновьева В.П., Ремнева А.В., Суворова Н.Г., Шахерова В.П., Шиловского М.В, Акишина М.О.12
В последние годы было опубликовано несколько ранее не изданных трудов исследователей начала XX века, в частности, рукопись Я.Е. Дитца – депутата I Государственной Думы, уроженца немецкой колонии Кратцке Камышинского уезда Саратовской губернии. Она была подготовлена к 150-летию немецких колоний на Волге13. В рукописи освещены вопросы истории
9Риттих А.Ф. Переселения. – Харьков, 1882; Буссе Ф.Ф. Переселение крестьян морем в Южно-Уссурийский край в 1883-1893 годах. – Спб.: тип. Т-ва «Общественная польза»,1896.
10Князь А.Васильчиков. Землевладение и земледелие в России и в других европейских государствах: 2 т. – Спб., 1881; Перетяткович Г. Поволжье в XV и XVI веках. (Очерки из истории края и его колонизация). – М., 1877;
11Кабузан В.М. Народонаселение России в XVIII-первой половине XIX в. – М., 1963; Кабузан В.М. Заселение Новороссии в XVIII-первой половине XIX в. – М., 1976; Кабузан В.М. Народы России в первой половине XIX в. Численность и этнический состав. – М., 1992; Кабузан В.М. Население Северного Кавказа в XIX-XX веках. – С.Петербург, 1996; Скляров Л.Ф. Переселение и землеустройство в Сибири в годы Столыпинской аграрной реформы. – Издательство Ленинградского университета, 1962; Колесников А.Д. Русское население Западной Сибири в XVIII – начале XIX в. – Омск, 1973; Покшишевский В.В. Заселение Сибири (Историко-географические очерки). – Иркутск, 1951; Дубровский С.М. Столыпинская земельная реформа. – М., 1963; Бахрушин С.В. Научные труды: В 4 т., в 5 кн. Т.3: Избранные работы по истории Сибири XVI-XVII вв. Ч.1. Вопросы русской колонизации Сибири в XVI-XVII вв. – М.: Наука, 1959; Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв. М.: Издательство М. и С. Сабашниковых, 1927; Александров В.А. Русское население Сибири XVII-начало XVIII в. – М.: Наука, 1964; Миллер Г.Ф. История Сибири: В 2 т. – М.; Л.: Наука, 1937, 1941; Карпов Н. Аграрная политика Столыпина. – Л., 1925; Ефремов П.Н. Столыпинская аграрная политика. – М., 1941. 12Дамешек И.Л., Дамешек Л.М., Зиновьев В.П., Ремнев А.В., Суворова Н.Г., Шахеров В.П., Шиловский М.В. Сибирь в составе Российской империи. – М.: Новое литературное обозрение, 2007; Миллер А. Западные окраины Российской империи. – М.: Новое литературное обозрение, 2006; Акишин М.О. Российский абсолютизм и управление Сибири в XVIII в. – М.; Новосибирск, 2003. 13Дитц Я.Е. История поволжских немцев-колонистов. – 3-е изд. – М.: Готика, 2000.
6
Современная западная историография представлена, в том числе, работами Д.Гриффитса, Х. Хадсона-мл., Б. Дехарта. Интересен подход американского историка В. Кивельсон – вопросы колонизации в допетровской Руси анализируются ею через призму представлений жителей Московии о своем месте в мире, выраженных ими в картах местности.16
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют работы ученых историков, правоведов, экономистов дореволюционного и советского периодов.
Базовое понятие диссертационного исследования – переселение (миграция) применительно к российскому государству формируется автором комплексно на основании изучения трудов С.М. Соловьева, В.О.Ключевского, П.Н. Милюкова, А.А. Васильчикова, М.К. Любавского.17
14 Ключевский В.О.: Сочинения в 9 Т.: том 1. – М.,1987. – С. 50.
15Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX
века. – М.: Издательство Московского университета, 1996. – С.73.
16Гриффитс, Д. Екатерина II и ее мир: Статьи разных лет/ Дэвид Гриффитс; пер. с англ. –
М.: Новое литературное обозрение, 2013; Кивельсон В. Картографии царства: Земля и ее
значение в России XVII века/Валерии Кивельсон; пер. с англ. - М.: Новое литературное
обозрение, 2012.
17Ключевский В.О.: Сочинения в 9 Т.: том 1. – М.,1987; Милюков П.Н. Очерки по
истории русской культуры.: в 3 Т. – Т.1. – М., 1993; Любавский М.К. Историческая
география России в связи с колонизацией. – Санкт-Петербург, 2000.
7
Процесс колонизации Сибири анализируется автором не только с точки зрения законодательных предписаний, содержащихся в Именных царских и сенатских указах, ведомственных положениях, но и всевозможных статистических исследованиях, проводимых в рассматриваемый период. Так, социально-экономическую подоплеку переселений выявляет в своих работах А.А. Кауфман21. Сведения о реализации на практике законотворческих
18Перетяткович Г.И. Значение царствования Екатерины II в русской истории. – Одесса, 1897; Перетяткович Г.И. Поволжье в XV и XVII веках (Очерки из истории края и его колонизация). – М.,1877; Перетяткович Г.И. Поволжье в XVII и начале XVIII века (Очерки из истории колонизации края). – Одесса, 1882; Мыш М.И. Об иностранцах в России. Сборник узаконений, трактатов и конвенций, с относящимися к ним правительственными и судебными разъяснениями. – Спб., 1888; М.И. Мыш. Руководство к русским законам о евреях. – Спб., 1892; Юдин П.Л. Немецкое заселение // Русский Архив. – 1915. – т.I (4). – С.474-494; Юдин П.Л. К истории иностранного заселения России // Русский Архив. – 1915. – т.II (7). – С.262-266.
19 Гриффитс, Д. Екатерина II и ее мир: Статьи разных лет/ Дэвид Гриффитс; пер. с англ. –
М.: Новое литературное обозрение, 2013.
20 Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. – М., 1999; Омельченко О.А. «Законная
монархия» Екатерины II. – М., 1993; Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М., 1999;
Чайковская О.Г. Императрица. Царствование Екатерины II. – Смоленск, 1998.
21Кауфман А.А. К вопросу о заселении казенных земель Самарской, Уфимской и Оренбургской губерний. – Спб., 1904; Кауфман А.А. К вопросу о колонизации Уральской области. – Спб., 1903; Кауфман А.А. К вопросу о русской колонизации Туркестанского края. – Спб., 1903; Кауфман А.А. К вопросу о причинах и вероятной будущности русских переселений. – М., 1898; Кауфман А.А. Переселение. Мечты и действительность. – М., 1906; Кауфман А.А. Переселение и колонизация. – Спб., 1910; Кауфман А.А. Материалы и соображения по вопросу о колонизации свободных земель северо-восточных губерний. – Спб., 1902; Кауфман А.А. Крестьянская община в Сибири. (По местным исследованиям 1886-1892 гг.). – Спб., 1897.
8
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных с иностранной колонизацией территории Российского государства, и миграционными процессами русских подданных, происходившими внутри самого государства как стихийно, так и на основании государственных правовых предписаний, нашедшая отражение в законодательстве, статистических данных, обобщениях историков.
Предметом исследования являются юридические аспекты государственной политики, направленной на регулирование внутренней миграции и привлечение иностранного колонизационного элемента.
Целью диссертационного исследования является комплексный анализ истории законодательного регулирования миграционных процессов в дореволюционной России, выявление общего и особенного в процессе заселения Сибири и иностранной колонизации России.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить периоды (этапы) законодательного регулирования процесса иностранной колонизации и внутренних переселений русских подданных, определить характерные черты каждого периода (этапа);
- определить факторы, тормозящие процесс заселения территорий;
- проанализировать причины ограничения свободы выбора места
жительства по отношению к определенным группам населения;
- исследовать эффективность правового регулирования миграций в
сравнении со стихийными («самовольными») процессами;
22 Переселение в Алтайский округ. – Барнаул, 1912; Переселение в Верхотурский уезд Пермской губернии в 1906 г. – Спб., 1905; Переселение в губернии Тобольскую, Томскую, Енисейскую и Иркутскую в 1907 г. Справочная книжка о переселении в лесную и лесостепную полосы Сибири. – Спб., 1907; Переселение за Урал. Краткая справочная книжка – Спб.: Переселенческое управление, 1910; Переселение и поселения в связи с постройкой Сибирской железной дороги, 1891; Новоселов П.М. Переселение в Сибирь из восьми губерний, входящих в состав Южно-Русской областной земской переселенческой организации за 1906-1912 гг. – Вып. 1-2, 1913-1917.
9
колонизации России;
- сравнить периоды иностранной колонизации России и заселения
Сибири по уровню правовой регламентации процесса и предлагаемых
переселенцам льгот.
Хронологические рамки определены исходя из содержания законодательных и подзаконных актов, содержащихся в Полном собрании законов Российской империи, Своде законов Российской империи. На основании этих источников сделан вывод, что предпосылки государственной политики в отношении переселений были заложены во второй половине XVII века, а с начала XVIII века она приобретает направленный характер.
Методологической основой исследования являются общие методы познания в совокупности с частнонаучными. Объект исследования рассматривается посредством сравнительно-исторического (юридического), сравнительно-правового, структурно-функционального методов познания. Особенность предмета диссертационного исследования предопределила применение метода анализа письменных источников и синтеза – обобщения и систематизации собранного материала.
Источниковую базу исследования составляют правовые акты, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи (издания I-III), Своде законов Российской империи, подзаконные акты Министерства внутренних дел, сенатская практика, материалы официального делопроизводства, архивные материалы.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней проведен комплексный анализ первоисточников – правовых актов Российской империи по миграционным вопросам на протяжении рассматриваемого периода; проведен сравнительный анализ крупных блоков законодательства, регулирующего два исторически значимых, как по времени, так и по масштабам осуществления миграционных процесса – иностранную колонизацию России и переселенческое движение в Сибирь. Детальное изучение нормативных предписаний позволило выявить истинные
10
- Законодательное регулирование иностранной колонизации и внутренних переселений в середине XVII – начале XX вв. представляют собой два параллельных процесса. При этом интенсивность законодательного регулирования обоих процессов имела обратно пропорциональную зависимость: в период массового привлечения иностранных колонистов сфера законодательного регулирования внутренних переселений ограничивалась немногочисленными актами, преимущественно связанными с «использованием» ссыльного элемента и, наоборот, введение ограничений в отношении иностранной колонизации сопровождалось изданием актов, стимулирующих переселение государственных крестьян (после 1861 г. - крестьян всех категорий).
- В законодательном регулировании иностранной колонизации можно выделить следующие периоды, связанные с изменениями общей политики в отношении иностранных переселенцев:
- вторая половина XVII – начало XVIII вв. – характеризуется реактивным характером законодательства (регламентация правового положения отдельных групп иностранцев, оказавшихся на территории России в результате стихийной миграции);
- начало XVIII вв. – 1804 г. – переход к политике массового привлечения иностранцев и создание обширной законодательной базы, регулирующей миграцию иностранных колонистов на государственные земли;
- 1804 – 1819 гг. – отказ от стимулирования иммиграции и ее законодательное ограничение посредством установления цензов –
11
- 1819 – 1871 гг. – отказ от государственной поддержки иммиграции и введение законодательного запрета на дальнейший вызов иностранных колонистов, обременительных для государственной казны;
- с 1871 г. до начала XX в. – приравнивание статуса колонистов к статусу натуральных подданных.
3. В законодательном регулировании внутренних переселений можно выделить следующие этапы, связанные с постепенным освоением вновь присоединенных территорий (формированием земельных участков) и наличием свободного колонизационного элемента:
- вторая половина XVII – начало XVIII вв. – законодательные акты казуального характера, регламентирующие принудительное переселение отдельных групп населения (дворцовые крестьяне, служилые люди) на вновь присоединенные и пограничные территории; в некоторых случаях закрепляется правовое положение стихийно переместившихся лиц;
- начало XVIII – начало XIX вв. – законодательный запрет самовольных переселений; в составе государственных переселенцев преобладают ссыльные и лица военных сословий (казаки, отставные солдаты);
- начало XIX в. – 1861 г. – появление законодательных актов, регулирующих свободное переселение государственных крестьян с предоставлением денежных пособий и отсрочки по несению повинностей; попытка совмещения государственных интересов с интересами переселенцев;
- 1861 – 1881 гг. – прекращение государственного поощрения крестьянских переселений;
- 1881 г. – начало XX в. – переход к политике поощрения массового переселения крестьян и мещан на свободные казенные земли с формированием законодательной базы и предоставлением государственной финансовой и информационной поддержки.
4. Немецкая колонизация России была вызвана необходимостью массового заселения пустующих земель и являлась следствием политики
12
- Миграционные процессы, инициированные государством, всецело находились под его контролем. Отдельные случаи передачи миграции в ведение частных лиц (приглашение иностранных колонистов в конце XVIII -начале XIX вв.), предполагали контроль посредством установления в законе обязанности по заключению соответствующих гражданско-правовых договоров между частными лицами и переселенцами. Утверждение и хранение отдельного экземпляра договора в специализированном государственном органе (Канцелярия опекунства иностранных) служило обеспечению экономических интересов государства и минимизировало злоупотребление предоставленными полномочиями со стороны частных лиц.
- До конца XIX столетия народная, то есть стихийная колонизация свободных территорий имела больший количественный и качественный эффект по сравнению с «правительственной», т.е. поощряемой законодательно. За исключением беглых, в стихийном переселении участвовали действительно нуждающиеся в земле крестьяне. В то же время в результате «правительственной» колонизации миграционное движение нередко возбуждалось в «неземледельческих» слоях общества, и потому такие мигранты оказывались не способными к новым для них условиям жизни (например, заселение Сибири ссыльными).
7. Миграционное законодательство в рассматриваемый период было
неразрывно связано с фискальной политикой государства. Это проявилось
двояко. Во-первых, в стремлении увеличить общее число податного сословия
13
- Несмотря на государственную необходимость скорейшего заселения свободных земель, правительство, стояло на защите интересов дворян как частных собственников. До отмены крепостного права беглые помещичьи крестьяне принудительно возвращались владельцам. В то же время государственные крестьяне, как правило, приписывались к новому месту жительства. В пореформенный период во избежание потери землевладельцами дешевой рабочей силы в лице освобожденных крестьян правительство также не стремилось поощрять их массовый отток на свободные сибирские земли.
- Одним из факторов, сдерживающих переселенческую политику государства в отношении коренных российских подданных в XIX веке, являлось отсутствие необходимого числа сформированных земельных участков. Реализации миграционного законодательства на практике препятствовало отсутствие точных сведений о количестве свободных земель (так как некоторые земли заселены не были, но использовались для кочевья) и необходимого числа сформированных, то есть готовых к заселению, земельных участков. Так, например, в 1812 году переселение крестьян из одной губернии в другую было приостановлено до определения земель, которые могли бы быть предоставлены переселенцам, в 1892 году также вследствие отсутствия должного числа сформированных земельных участков, была на время приостановлена выдача разрешений на переселение.
10. Политика правительства в отношении внутренней миграции
основывалась на защите интересов коренного населения. Поэтому не было
14
11. Ограничение свободы передвижения и выбора места жительства осуществлялось не по национальному признаку, а по факту принадлежности к православному вероисповеданию. Так государство на законодательном уровне защищало один из краеугольных камней российской государственности – православие. Этим было обусловлено изолированное поселение иностранных колонистов-католиков, введение ограничений в отношении иудеев, язычников и мусульман, не принявших христианскую веру, преследование старообрядцев. Обращение в православную веру поощрялось путем предоставления принявшим православие различных льгот (в том числе, освобождение от уплаты податей) и права повсеместного проживания наряду с остальными русскими подданными.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем положения и выводы дополняют и конкретизируют имеющиеся наработки в области дисциплин, изучающих историю отечественного государства и права.
Практическая значимость диссертации. Изучение правового опыта в сфере миграционного законодательства дореволюционной России, анализ последствий реализации законодательных предписаний на практике предоставляют возможность избежать многих ошибок в современной правотворческой и правоприменительной деятельности в этой сфере. Кроме этого, приведенный в диссертации материал может быть использован при чтении лекций по истории отечественного государства и права, истории России, подготовке справочной и учебной литературы.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 9 научных сообщениях общим объемом 2,65 п.л.
15
Тезисы диссертации были также опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России для публикации результатов диссертационных исследований: «Черные дыры» в российском законодательстве» (2007, № 5, с. 426-427), «Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России» (2010. № 2 (13), с. 326-329), «Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России» (2011. № 2 (15), с. 238 - 241).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении определяется актуальность темы диссертационного исследования, освещается степень ее научной разработанности, указываются объект и предмет, хронологические рамки, ставятся цель и задачи диссертационного исследования, обозначаются методологическая и
16
Первая глава «Особенности миграционных процессов в дореволюционной России» состоит из двух параграфов и посвящена выявлению характерных черт русских переселений.
В первом параграфе «Определение понятия переселения (миграции) в отечественной и западноевропейской юридической науке» автором выделяются основные особенности содержания термина переселения (миграции) в рассматриваемый исторический период в российском государстве и на их основе формулируется определение базового понятия диссертационного исследования.
Переселение - социально-обусловленный процесс, представляющий собой перемещение в географическом пространстве государства с целью закрепления на новом постоянном или долгосрочном месте жительства.
Особенности переселенческого процесса в России связываются в историографии с географическими условиями. Поэтому переселение в России имело особенности по сравнению с европейским. Чаще всего миграция российских подданных принимала форму расселения по государственной территории, тогда как в Европе переселение, как правило, означало перемещение на территорию другого государства.
Присоединение новых земель осуществлялось русскими колонистами в целях извлечения экономической выгоды, не сопровождаясь при этом насильственным насаждением культурных и религиозных ценностей среди коренного населения.
Во втором параграфе «Правовые меры ограничения внутренних переселений» выявляются причины установления государством запретов на перемещение в отношении определенных групп населения.
На протяжении XVIII-XIX веков правительство стремилось оградить православное население от чужеродных религиозных веяний. Этой цели
17
Таким образом, ограничения не носили политического характера и не были связаны с преследованием лиц, принадлежащих к той или иной национальности или социальной группе. Во главе угла стояла защита государственных интересов. Ограждение православной веры, одного из краеугольных камней русской государственности, от чужеродного влияния было непосредственно связано с упрочением государственной власти.
Вторая глава «Правовые основы иностранной колонизации России» состоит из четырех параграфов и посвящена изучению предпосылок массовой иностранной колонизации России во второй половине XVIII – XIX вв., ее основным вехам (этапам), изменению правового положения колонистов на протяжении рассматриваемого периода.
В первом параграфе «Предпосылки заселения русских земель иностранными подданными» раскрываются внутренние и внешние предпосылки заселения территории российского государства иностранными подданными, обращается внимание на историю развития данного вопроса в российском государстве.
В России на протяжении всей истории отношение к иностранцам менялось в силу причин экономического и внешнеполитического характера. До начала XVIII столетия законодательство в сфере иммиграции иностранцев в Россию носило реактивный характер, т.е. закрепляло положение иностранных граждан, оказавшихся на территории России в результате стихийной миграции, но не поощряло массовую колонизацию.
Идея массового привлечения определенных групп иностранцев в Россию принадлежит Петру I. 16 апреля 1702 г. государем был издан
18
В правление императрицы Елизаветы Петровны было также разработано несколько проектов привлечения в Россию иностранных подданных. Пользуясь «нуждою» российского правительства в многочисленных подданных, сторона, предлагавшая тот или иной проект поселения в России колонистов, преследовала на самом деле интересы собственного государства.
Таким образом, все основные принципы поселения иностранцев в России были определены еще до Екатерины II, которая обеспечила массовый приезд иностранцев в Россию, создав для этого обширную правовую базу с детальной регламентацией всевозможных нюансов.
Внутренних ресурсов для скорейшего заселения пустующих земель не хватало. Коренные мигранты были достаточно инертны в силу существования крепостного права, ограничивающего свободу передвижения потенциальных переселенцев.
Привлечением иностранных колонистов в Россию правительство преследовало несколько целей. Помимо увеличения числа населения предполагалось, что русские крестьяне могли заимствовать у иностранных поселенцев лучшие способы обработки земли и разведения скота. Иностранные колонисты должны были способствовать развитию мануфактурного, фабричного и заводского производства. Немаловажным являлось стремление правящих кругов закрепить за Россией слабозаселенные окраинные районы.
Второй параграф «Правовые основы массовой колонизации русских земель иностранным элементом в правление Екатерины II. Управление колонистами» посвящен анализу правовой базы начального периода иностранной колонизации России и системе управления колонистами.
Первоначально Указом «О продолжении срока беглым людям для возвращения из-за границы в свое отечество» от 19 июля 1762 г. Екатерина II
19
На протяжении 1762-1763 гг. указами и манифестами императрицы были устранены бюрократические проволочки, связанные с приездом иностранных подданных в Россию, регламентирован порядок въезда иностранцев в Россию и предоставляемые им права и преимущества. Перечень предоставляемых привилегий оставался открытым, так как поселенцам разрешалось обращаться к императрице с просьбой о дополнительных льготах через Канцелярию опекунства иностранных. Это прописанное в екатерининском Манифесте право определило особенность законодательной базы, регламентирующей порядок водворения колонистов, а именно, наличие актов казуального характера.
Вербовка колонистов не могла проводиться открыто и поэтому осуществлялась через правительственных агентов и посредников, выбираемых колонистами самостоятельно («вызывателями»).
Отношения между вызывателями колонистов и правительством строились на договорной основе. Во избежание всевозможных злоупотреблений, которые неминуемо связаны с любым новым проектом, притом щедро финансируемым государством, 17 ноября 1764 года Екатериной II были утверждены форма и содержание договоров, заключаемых «с вызывателями на поселение в Россию иностранцев».
Перечень свободных к заселению земель был указан в Манифесте от 22 июля 1763 года. По всей видимости, некоторые земли, первоначально предназначавшиеся для поселения возвращающихся в свое отечество старообрядцев, были впоследствии предоставлены западноевропейским колонистам.
Массовое заселение Поволжья иностранными колонистами вызвало к жизни необходимость произвести обмер обширных поволжских угодий, отделить государственные земли от владельческих и выделить в натуре земельные участки в определенной пропорции по числу выезжающих семей.
20
Во избежание больших финансовых затрат со стороны государственной казны, по предложению Президента Канцелярии опекунства иностранных графа Г.Г. Орлова, проживающим в Ингерманландии дворянам, купцам и «свободным иностранным людям» было позволено приглашать иностранных поселенцев на свои собственные или предоставляемые им для такой цели свободные государственные земли и выделять им за свой счет все необходимое. Отношения между такими «поселителями» и колонистами строились на основе договоров.
Не оставались без внимания духовные потребности колонистов. Во исполнение соответствующих положений Манифеста от 22 июля 1763 года о свободном отправлении колонистами веры «по их уставам и обрядам беспрепятственно» было издано множество правовых актов, посвященных созданию религиозного быта переселенцев.
Детальная правовая регламентация процесса иностранной колонизации России вышла за рамки «обычно регламентируемых законом» сфер жизни, вторгалась в семейную и духовную жизнь колонистов. Единственной причиной этого видится желание правительства держать процесс колонизации под контролем в целях достижения поставленных целей и оправдания финансовых затрат.
Развитие системы управления иностранными поселенцами прошло свой путь от создания в самом начале выхода иностранцев в Россию единого координационного органа – Канцелярии опекунства иностранных, последующего разветвления системы в связи с расширением ареала расселения колонистов и образование упомянутых выше контор и Попечительного комитета на юге до уничтожения обособленности правового положения иностранных выходцев с подчинением их общим органам управления.
В третьем параграфе «Законодательное регулирование заселения юга России» рассматриваются особенности правового регулирования
21
Если во второй половине XVIII столетия основным направлением западно-европейской колонизации было Поволжье и западные окраины России, то южные пределы империи в этот период заселялись в основном единоверцами и выходцами из южных приграничных территорий.
В конце XVIII столетия источником колонизационного элемента становится Крым. Cтремление крымских христиан освободиться от притеснений мусульман совпадало с намерениями русского правительства, которое, способствуя оттоку населения из Крыма, во-первых, хотело заселить пустынный Новороссийский край, а, во-вторых – ослабить таким образом полуостров.
В 1779 году за собственноручной подписью императрицы были опубликованы Жалованная грамота христианам греческого закона, вышедшим из Крыма в Азовскую губернию на поселение, Жалованная грамота вышедшим из Крыма христианам Армянского закона и Жалованная грамота вышедшим из Крыма христианам римско-католического закона в Азовскую губернию на поселение.
Государство принимало переселенцев «в вечное подданство Всероссийской Империи» и предоставляло крымским христианам некоторые льготы наравне с западно-европейскими колонистами – выделяло 30-десятинные наделы, освобождало на 10 лет от повинностей, освобождало навсегда от крепостной зависимости, рекрутской повинности и рабочих постоев. Однако за казенный счет строились дома и снабжались в первый год продовольствием, семенами, рабочим скотом только неимущие поселенцы. Необходимо отметить, что подобные льготы не предоставлялись украинским и русским переселенцам ни в XVIII, ни в XIX веке.
В начале XIX столетия Новороссия превращается в район, куда направляется подавляющая часть немецких колонистов. В 1804 году
22
На протяжении первой четверти XIX столетия выходит ряд актов, регламентирующих водворение иностранных подданных в южных областях России. Одни документы закрепляют правовое положение когда-либо самостоятельно вышедших на поселение в южные пределы России народов (сербов, болгар, жителей возвращенных Порте областей, принимавших участие в военных действиях против турок), другие регламентируют переселение вновь приглашенных переселенцев. Вопрос переселения немецких колонистов курируется императором Александром I.
Заселяя южные районы России иностранными выходцами, правительство, прежде всего, заботилось о закреплении за Империей недавно присоединенных территорий – напрямую посредством водворения на этих землях зависимого населения и опосредованно – путем обращения с помощью колонистов местных горских народов в христианство.
Финансовая политика правительства в отношении колонистов претерпевала изменения. Постепенно уменьшался размер предоставляемых ссуд, водворение, по возможности, осуществлялось за собственный счет колонистов или их «вызывателей». В то же время правительство не раз шло колонистам навстречу, уменьшая размер или освобождая на время от того или иного платежа.
В четвертом параграфе «Изменения в правовом положении колонистов во второй половине XVIII - XIX веках» обращается внимание на гибкость государственной политики в отношении иностранных колонистов, приводятся примеры законодательных актов, отражающих реакцию правительства на объективное изменение обстоятельств.
Первые правовые меры ограничительного характера имели место еще в самом начале претворения идеи иностранной колонизации в жизнь. Вслед за изданием Манифестов от 04 декабря 1762 г. и 22 июля 1763г., поощряющих массовый приезд иностранцев, в 1766 году правительство вынуждено было ограничить число прибывающих поселенцев, прекратив их приезд «до тех
23
В соответствии с именным, данным Канцелярии Опекунства иностранных указом от 18 апреля 1775 года саратовским колонистам был учинен «разбор» на «способных к хлебопашеству» и «неспособных» 23.
В конце XVIII века в связи с революционными событиями в Европе правительство предприняло ряд ограничительных мер в отношении иностранцев. В 1794-1796 гг. выходят Именные императорские указы, суть которых состоит в наблюдении за приезжающими иностранцами и высылке людей «подозрительных, поведения нескромного или непристойного…вон за границу» 24.
Преемники Екатерины II уже не столь опрометчиво и безоглядно приглашают иностранцев в Россию. Так, 20 февраля 1804 г. публикуются новые правила «О приеме и водворении иностранных колонистов», в соответствии с которыми в Россию допускаются только те переселенцы, «кои в крестьянских упражнениях или в рукоделии примером служить могли», являлись «хорошими и достаточными хозяевами», и каждый взрослый переселенец имел бы при себе «в наличном капитале или товаре не менее 300 гульденов»25.
Общая тенденция законодательства XIX века о правовом положении иностранных колонистов в России заключается, в частности, в стремлении государства минимизировать собственные издержки путем постепенного отказа от выдачи денежных ссуд, поселения колонистов не только на казенных, но и на частновладельческих землях; предоставления им права самостоятельного приобретения земельных участков; постепенном уничтожении обособленности правового положения иностранных колонистов (хотя религиозная и культурная обособленность их сохраняется) и конечном уравнивании в обязанностях с российскими подданными.
23 ПСЗРИ–I. – Т. 20. – №14302.
24 ПСЗРИ–I. – Т. 23. – №17201, 17683, 17689.
25 ПСЗРИ–I. – Т. 28. – №21163.
24
Третья глава «Законодательные основы внутренних миграций подданных России» состоит из двух параграфов и посвящена изучению правовой базы, регламентирующей переселенческие процессы российских подданных внутри территории государства, отдельно автором выделена проблема законодательного регулирования заселения Сибири.
В первом параграфе «Правовое регулирование внутренних переселений» рассматриваются основные направления внутренней переселенческой политики государства, выделяются особенности этапов законодательного регулирования.
Правовое регулирование перемещений населения осуществляется преимущественно в интересах самого государства и власть имущих. Так, в XVII и XVIII веках в сфере миграционного законодательства превалируют акты, связанные с регламентацией перемещения владельческих крестьян. Особое внимание законодатель уделяет вопросу заселения поместных земель, стремясь не допустить их опустошения.
В конце XVII столетия проявляется уже та двоякая роль государства в регулировании миграционных процессов, которая впоследствии будет наблюдаться на всем протяжении рассматриваемого в работе периода. С одной стороны это императивное переселение определенных групп подданных в тех или иных интересах государства, с другой – закрепление правового положения самостоятельно (стихийно) переместившихся лиц.
В первой четверти XVIII века отдельную категорию составляют правовые акты, посвященные заселению строящегося Санкт-Петербурга и близлежащих земель. На основании именных царских и сенатских указов
25
- детальная регламентация порядка взимания платежей применительно к конкретной ситуации, то есть наличие многочисленных актов казуального характера;
- наблюдение за перемещениями и их строгий учет;
- установление наказаний за самовольные перемещения.
На протяжении первой половины XVIII столетия выходит ряд правовых актов, направленных на заселение пустующих земель отставными военными чинами и солдатами. С одной стороны это способствует закреплению данных территорий за государством, с другой – служит стимулом ревностного отношения рядовых и унтер-офицеров к службе. Поволжские пустующие территории заселяются также отставными офицерами и рядовыми иностранцами-христианами, пожелавшими остаться в России.
Запрет на переселения устанавливается на период проведения ревизий, «дабы при совершении ревизии и в установлении по оной окладов не могло последовать замешательства»26. Также запрещается переход поселян в городские звания и перечисление мещан и купцов из одной губернии в другую.
Миграционная политика государства в первой половине XIX веке в сфере внутренних переселений связана с необходимостью укрепления Кавказской линии и других границ. Так, дворянам предоставляется право удалять без суда своих крепостных при условии их поселения на Кавказской линии с причислением к сословию казаков и предоставления первоначального материального обеспечения. В 30-е гг. XIX столетия
ПСЗРИ–I. – Т.8. – №6265.
26
Государство заботится не только о привлечении хлебопашцев на свободные земли, но и о «умножении в городах населения» и «устройстве полезных заведений» и «к распространению в них промышленности». Акты правительства предоставляют желающим быть причисленными к городскому сословию всевозможные льготы.
Правовая база, регламентирующая внутренние переселения на протяжении рассматриваемого в работе периода, наглядно иллюстрирует отношение государства к своим подданным как к материалу для решения государственных задач, в том числе, фискальной и оборонительной. Достаточно ярко прослеживается отношение правительства к своим подданным в части предоставляемых льгот – они значительно меньше, нежели предполагаются для иностранных колонистов.
Второй параграф «Правовые и практические проблемы колонизации Сибири» посвящен анализу процесса государственного регулирования заселения Сибири. Автор выделяет этапы колонизации этого края (до начала XIX века, с начала XIX века и до отмены крепостного права, с 1861 года до момента принятия государством поощрительных мер, конец XIX-начало XX века), рассматривая особенности правительственной политики, выразившиеся в соответствующих законодательных актах, и динамику переселенческого процесса применительно к каждому из них. Отдельное внимание уделено процессу формирования земельных участков как фактору, сдерживающему масштабы переселения.
Первоначально после завоевания Сибири в середине XVI века правительство не ставило цели массовой колонизации вновь присоединенных территорий, довольствуясь получением дани (ясака) с покоренных народов. Причина этого, по-видимому, крылась не только в описанных некоторыми исследователями особенностях русского менталитета, но и была обусловлена недостатком колонизационного элемента.
27
В XVII столетии колонизация Сибири происходит в основном народным, то есть «несанкционированным» государством путем.
На протяжении XVIII столетия правительственную политику в вопросе заселения Сибирского края мотивируют три основные цели. Во-первых, укрепление русской власти на приграничных территориях, во-вторых, пополнение появляющихся в Сибири заводов рабочими и, в-третьих, – развитие в Сибири хлебопашества для успешной реализации первых двух направлений политики.
Ссылка с самого начала рассматриваемого в работе периода представляет собою, прежде всего, инструмент колонизации. В XVIII столетии с появлением в Сибири заводов и возникшей в связи с этим нуждою в пополнении их работниками, ссыльные становятся основной категорией переселенцев и будут иметь перевес в правительственной колонизации Сибири вплоть до 80-х гг. XIX века.
В правительственной политике заселения Сибири в XVIII столетии, несмотря на регулирование этого процесса актами исключительно казуального характера, издаваемых применительно к конкретной «узкой» ситуации, тем не менее, прослеживается четкий фискальный интерес.
Это проявляется, во-первых, в лояльном отношении к беглым в том случае, если последние не являются собственностью помещиков и могут быть учтены в их новом месте жительства по принципу «а Государственному
28
С начала XIX века происходит постепенный переход к новой системе заселения Сибири, осуществляемого не только в интересах государства, но и самих переселенцев. В 1806, 1822, 1839 годах были приняты законы, предоставившие возможность переселения государственным крестьянам. Несмотря на предусмотренную государственную поддержку, перемещение крестьян должно было осуществляться их иждивением. В этом видится существенное отличие по сравнению с процессом водворения в России иностранных колонистов.
В пореформенный период, ввиду известных опасений землевладельцев, боявшихся потерять дешевую рабочую силу, законодательная роль государства в сфере регулирования миграционных процессов имела пассивный характер – никаких действий, поощряющих массовые переселения, не предпринималось, однако, в ряде случаев происходило оформление правового положения самовольно переселившихся крестьян. Рост числа самовольных переселенцев вынудил правительство принять в 1881 году Временные правила о переселении крестьян на свободные казенные земли, а затем, в 1889 году утвердить мнение Государственного Совета о добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке перечисления лиц означенных сословий,
27 ПСЗРИ–I. – Т.7. – №4931.
28 ПСЗРИ–I. – Т.7. – №4931.
29 ПСЗРИ–I. – Т.15. – №10974.
29
Только в конце XIX столетия в связи со строительством Сибирской железной дороги на государственном уровне было признано отсутствие негативного влияния крестьянского переселения на экономику европейской части России в связи с незначительностью такого переселении по сравнению с ежегодным естественным приростом населения. По инициативе Комитета Сибирской железной дороги в конце XIX века был принят ряд правовых документов, регулирующих вопросы переселения. Анализ законодательных актов подтверждает тот факт, что миграционная политика находилась в прямой связи с фискальными интересами государства.
В заключение параграфа автор проводит сравнение по нескольким основаниям (координация процесса, предоставляемые льготы, степень государственного участия) процессов иностранной колонизации России и заселения Сибири русскими подданными с момента утверждения закона 13 июля 1889 года.
В заключении выделены основные выводы и положения, к которым автор пришел в процессе диссертационного исследования.
Основные положения диссертации изложены в следующих работах автора:
Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационных исследований:
30
- Галай Ю.Г., Мерзлозубова В.А. Законодательное и практическое обеспечение иммиграционных процессов при Екатерине Великой // Черные дыры в российской законодательстве. – 2007. – № 5. – С. 426-427. – 0,29 п.л.
- Полякова В.А. Особенности российского дореволюционного миграционного законодательства XVII – XIX веков //Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2010. – №2 (13). – С. 326-328. – 0,29 п.л.
- Полякова В.А. Некоторые аспекты эмиграционного законодательства в дореволюционной России //Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2011. – №2 (15). – С. 238-241. – 0,46 п.л.
В иных изданиях:
- Мерзлозубова В.А. Призрение беженцев в Нижегородском уезде в годы Первой мировой войны // Актуальные проблемы юридической науки: итоги научных исследований аспирантов, соискателей и студентов. Сборник научных трудов/под ред. С.П. Гришина. – Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия. – 2005. – С. 50-55. – 0,29 п.л.
- Мерзлозубова В.А. Российский паспортный режим как регулятор эмиграционных процессов в XIX – начале XX века // Глобализация, политика, право: Материалы III межрегиональной научной конференции. 19 мая 2005 года. – М.: – Нижний Новгород. – 2005. – С. 356-362. – 0,29 п.л.
- Мерзлозубова В.А. Экономические предпосылки и правовое регулирование эмиграции из Российской империи в США // Экономические интересы и правовые средства их обеспечения: Материалы региональной научно-практической конференции. 15 апреля 2005 г. /Отв. ред. П.Н. Панченко. – Нижний Новгород. – 2005. – С. 232-238. – 0,38 п.л.
- Мерзлозубова В.А. Правовое регулирование эмиграционных процессов в России и Западной Европе в конце XIX – начале XX веков // Миграция. Межэтнические отношения. Преступность: Сборник статей / под ред. д.ю.н. А.П. Кузнецова, к.ф.н. Е.А. Логинова. – Нижний Новгород. – 2005. – С. 52-55. – 0,2 п.л.
31
- Мерзлозубова В.А. Правовые основы поселений немецких колонистов в Саратовской губернии // Проблемы обновления России: Материалы IV Межрегиональной научной конференции. 27 апреля 2006 г. – Нижний Новгород. – 2006. – С. 308-314. – 0, 2 п.л.
- Полякова В.А. Правовое регулирование иностранной колонизации южных губерний России в конце XVIII-первой половине XIX вв. // Актуальные проблемы юридической науки: итоги научных исследований аспирантов и соискателей. Сборник научных трудов. – Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия. – 2009. – С. 106-110. – 0,25 п.л.
32
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии