2013avtoref669

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Бондаревский Артем Евгеньевич
 
26 февраля 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Право человека на образование: сущность и принципы» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д.002.002.07
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Бондаревский А.Е. Право человека на образование: сущность и принципы: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 24.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref669 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Бондаревский А.Е. Право человека на образование: сущность и принципы: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 24.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
На правах рукописи
Бондаревский Артем Евгеньевич
Право человека на образование: сущность и принципы
Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва - 2013
2
Диссертация выполнена в секторе прав человека Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской академии наук.
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент
Колотова Наталья Валерьевна
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор
кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»
Муромцев Геннадий Илларионович
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
Крупеня Елена Михайловна
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия имени О.Е.Кутафина»
Защита состоится «26» февраля 2013 года в 14 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д.002.002.07 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте государства и права Российской академии наук по адресу: 119019 г. Москва, ул. Знаменка, д. 10.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской академии наук по адресу: 119019 г. Москва, ул. Знаменка, д. 10.
Автореферат разослан «___» января 2013 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета Д. 002.002.07 Н.Н.Ефремова
кандидат юридических наук, профессор
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В условиях реформирования экономической и политической системы, модернизации всех сфер современной жизни вопросы образования приобретают особое значение. Для решения сложных задач, поставленных перед страной, необходимы новые подходы к содержанию и уровню образования, вложения средств в «человеческий капитал». Это поможет развитию инновационных процессов, позволит России занять достойное место среди передовых государств мира.
Осознание важности образования определило необходимость проведения широкомасштабной реформы образования, начало которой было положено Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ. В последующие годы реформирование образования находилось в центре внимания общественной жизни, а также политики, осуществляемой государством. В конце 2012 года был принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», объединяющий большую часть норм российского законодательства об образовательном процессе.
Проводимые меры в области доступа к профессиональному образованию принесли некоторые положительные результаты. Однако нормативно-правовое регулирование образовательного процесса не опирается на четкую выверенную концепцию, а принимаемые законы и подзаконные акты подчас противоречивы, что не способствует формированию единой системы правового регулирования образовательной системы. Образовательная система состоит из образовательного законодательства; системы образовательных учреждений; системы государственных органов, осуществляющих управление, контроль и надзор за образовательными учреждениями; негосударственных организаций,
4
осуществляющих деятельность, сопутствующую образовательному процессу. Реформируются отдельные институты образовательной системы, изменяются формы образования и правовое положение образовательных учреждений, создаются новые виды и методы контроля образовательной деятельности. Но необходим комплексный подход к образовательному процессу, который охватил бы все его стороны.
Очевидно, что для проведения модернизации страны формирование новой системы отношений в сфере образования является приоритетной задачей. Такой комплексный проект предусматривает совместное вложение финансовых средств и консолидацию усилий человека, общественных объединений и государства с целью получения образования, необходимого для формирования полноценной свободной личности и ее подготовки к жизни в обществе. Ядром новой образовательной системы должно быть закрепленное в ст. 43 Конституции Российской Федерации право человека на образование, которое требует всестороннего исследования в неразрывной связи с другими правами человека.
Изучение юридической литературы по разрабатываемой теме показывает, что наиболее основательно российскими авторами были исследованы отдельные аспекты правового регулирования образования: конституционные нормы о праве на образование; действующее российское законодательство об образовании; правовой статус субъектов образовательных отношений; особенности правового положения лиц, нуждающихся в особой защите в образовательной сфере; договорное регулирование образовательных услуг; государственная деятельность в сфере образования; международная защита права на образование и другие специальные вопросы. Эти исследования были очень значимы, но они не охватили весь круг проблем, необходимых для создания научной базы образовательной реформы. Требования, предъявляемые в нынешних условиях к образованию, набирающие силу изменения образовательной системы выдвигают новые задачи при исследовании данного права. Они
5
должны охватывать не только чисто юридический анализ проблемы, но и придать ей «человеческое измерение», рассмотреть право на образование во взаимодействии с государством и его органами, общественными объединениями.
Такой подход позволяет расширить методы исследования, изучить опыт зарубежных государств, объективно оценить систему образования, сложившуюся в России. Все это даст основания внести свои предложения, цель которых – совершенствование образовательной реформы в России. Изучая теоретические аспекты права на образование, следует уделить внимание сущности, понятию, содержанию и особенностям права человека на образование. Это поможет создать комплексное теоретическое исследование по важнейшему вопросу современного развития, будет способствовать реализации образовательной реформы в России.
В настоящее время в российской юридической науке не сформирована единая концепция по этому вопросу. Дискуссии, противоречивые мнения, разногласия по поводу новаций в образовании все больше возрастают, и путь к достижению согласия еще очень долог и труден. Такая ситуация определяет необходимость проведения теоретических исследований права человека на образование, анализа состояния его нормативно-правового регулирования и тенденций развития, а также прогнозирования итогов проводимой в Российской Федерации образовательной реформы.
Степень научной разработанности темы. Теоретические проблемы, связанные с правом на образование, в современной российской правовой науке пока ещё не были предметом многоаспектного исследования. Изучение права человека на образование обычно предполагает рассмотрение вопросов его реализации как публичной услуги в образовательных учреждениях разных типов и его защиты органами государственной власти Российской Федерации. Встречаются работы, связанные с конституционной природой права на образование. Тематика диссертационных исследований в данной области отражает указанные тенденции: в основном, это работы по
6
конституционному и административному праву.1 Из 50 работ по каталогу диссертаций Российской Государственной Библиотеки, в которых рассматриваются различные аспекты права на образование, за последние 20 лет только четыре были посвящены общетеоретическим и историческим исследованиям.2 Конституционалисты уделяют максимум внимания толкованию положений Конституции Российской Федерации и развивающему эти положения законодательству, специалисты по административному праву изучают распределение полномочий между органами государственной власти при осуществлении права на образование. До настоящего времени в российской юридической литературе право на образование не исследовалось в аспекте теории прав человека.
Вместе с тем, отдельные вопросы, связанные с правом человека на образование, всегда разрабатывались в российской юридической литературе. В дореволюционной теории и философии права исследовались свобода образования (М.М. Сперанский, Б.Н. Чичерин), цели образования и его связь с сословностью и равенством (П.И. Новгородцев, А.П. Сумароков). В советский период особое внимание было уделено конституционным основаниям права человека на образование (Л.А. Дольникова, Г.А. Дорохова, Т.С. Румянцева и др.).
Среди современных исследований нужно выделить работы, рассматривающие «образовательное право» как отдельную отрасль
1 Например: Рыбакова В.В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: «Конституционное право на общее образование в Российской Федерации». Уральская государственная юридическая Академия. 2005 год; Барабанова С.В. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук: «Административно-правовое обеспечение конституционного права граждан на высшее профессиональное образование в Российской Федерации». Российский университет дружбы народов. 2009 год.
2 Например: Потапенко В.С. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: «Правовое регулирование социальной услуги в области образования». Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 2009 год.; Мещеров Р.Ш. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: «Право на образование в дореволюционной России в конце XIX– начале XXвв.: историко-правовой аспект». Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. 2010 год.
7
законодательства (В.И. Шкатулла, В.М. Сырых), работы, изучающие историческое развитие права человека на образование (Р.Ш. Мещеров, Н.И. Никитина С.А. Расчетина), а также исследования конституционного права человека на образование (М.В. Смирнова, О.А. Теплякова, И.В. Тяпкина). Вопросам правового регулирования права человека на образование также посвящены монографии таких ученых, как: Д.А. Голованов, Т.В. Гусева, А.Н. Козырин, Ю.А. Тихомиров, Е.В Слесарева, О.Н. Столбушинская, А.В. Богданов, И.Ф. Никитина, В.В. Рыбакова и другие.
Настоящее диссертационное исследование рассматривает право на образование как неотъемлемое право каждого человека и необходимый элемент института прав человека в целом, его содержание раскрывается путем анализа действующего российского, зарубежного и международного права. В работе систематизируются представления юристов, экономистов и социологов о праве на образование. В диссертационном исследовании раскрывается традиция осознания права человека на образование, неотделимого от признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Объектом исследования является право человека на образование как нормативно-структурированное свойство бытия и форма реализации интересов личности, определяющее меру индивидуальной свободы человека, обусловленное свойствами политической, социально-экономической и культурной деятельности государства в сфере образования, которое раскрывает характер взаимоотношений личности, общества и государства в этой сфере.
Предметом исследования является содержание и принципы права человека на образование, его особенности, закономерности развития, место в единой системе прав человека.
Цели и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы анализируя теоретические конструкции и способы нормативного закрепления права человека на образование, выявить его содержание и особенности.
8
В рамках указанной цели поставлены следующие исследовательские задачи:
1) с использованием общенаучных и специально юридических методов исследовать, раскрыть понятие «право человека на образование» и дать его определение;
2) изучить место права человека на образование в системе прав человека, природу взаимоотношений человека, общества и государства в сфере образования;
3) показать историю развития права человека на образование;
4) выявить принципы права человека на образование и их содержание;
5) рассмотреть международное законодательство, регулирующее вопросы, связанные с правом человека на образование;
6) исследовать опыт отдельных стран (Англии и США) в обеспечении принципов права человека на образование;
7) выявить тенденции развития российской образовательной системы и особенности ее реформирования и проанализировать их соотношение с принципами права человека на образование.
Методологическая основа исследования. В процессе написания работы использовались всеобщие научные методы – диалектика и аксиология, и общенаучные – анализ, исторический метод, сравнение и синтез.
Использование этих методов интегрировано в общую теорию прав человека, которая в качестве методологических оснований базируется на признании:1) права как всеобщей и необходимой формы свободы людей1; 2) прав человека как определенных нормативно-структурированных свойств и особенностей бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами; 3) прав
1Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2005. С.34
9
человека как единой системы, в которой отсутствует иерархия; 4) универсальности прав человека для любой национальной правовой системы; 5) социального взаимодействия человека, общественных объединений и государства при осуществлении прав человека и единой направленности их интересов.
Теоретическую основу настоящего исследования составили работы российских ученых: С.С. Алексеева («Восхождение к праву: поиски и решения» и др.), Р.С. Гринберга («Свобода и справедливость. Российские соблазны ложного выбора»), Л.И. Глухаревой («Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование)»),В.Е. Гулиева («О функциях буржуазного государства» и др.), В.А. Карташкина («Права человека: международная защита в условиях глобализации» и др.), Н.В. Колотовой (Социальная направленность исследований в области прав человека» и др.), Е.А. Лукашевой («Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение» и др.), Г.В. Мальцева («Социальные основания права» и др.), Л.С. Мамута («Социальное государство с точки зрения права»), В.С. Нерсесянца («Философия права» и др.), В.М. Сырых (Введение в теорию образовательного права»), В.Е. Чиркина(«Современное государство» и др.), В.И. Шкатуллы («Образовательное право») и других.
Большой теоретический интерес для диссертационного исследования представляют работы дореволюционных исследователей: Н.М. Коркунова («Лекции по общей теории права»), П.И. Новгородцева («Об общественном идеале» и др.), Л.И. Петражицкого («Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология» и др.), Б.Н. Чичерина («Философия права» и др.).
При написании диссертации использовались работы таких зарубежных специалистов как: Р. Алекси, Э. Аннерса, И. Берлина, К.Д. Битера, Д.Х. Спринга, Дж. Кармела, М. Новака, К. Васака, В.Г. Витцтума, Р. Дворкина, У.К. Прейса, М. Ротбарда, Ф. Хайека.
10
В диссертации использованы труды классиков философии права: Г.В.Ф. Гегеля («Философия права»), Т. Гоббса (««Левиафан: Материя форма и власть государства церковного и гражданского»), Г. Еллинека («Общее учение о государстве»), И. Канта («О педагогике»), Д. Локка («Мысли о воспитании»), Т. Мора («Утопия»), Т. Пейна («Права человека»), Платона («Диалоги» и др.), Ж.-Ж. Руссо («Эмиль, или о воспитании») и других философов Античности, Средневековья и Нового Времени.
Нормативно-правовая и эмпирическая база исследования:
1. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и многие другие международные документы ООН, ЮНЕСКО, МОТ и других международных организаций.
2. Конституция Российской Федерации 1993 года и конституции стран Европы и Америки XIX – XXI веков.
3. Утратившие силу и действующие нормативные правовые акты США и Англии, регулирующие вопросы образования.
4. Действующее право и Российской Федерации.
5. Решения международных и национальных судов.
Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании, в котором право человека на образование рассматривается не только как отраслевая категория, а с общетеоретических позиций как необходимый элемент современной системы прав человека, формулируется определение понятия «право человека на образование», выделяются его особенности и раскрывается содержание, выявляется место права человека на образование в единой системе прав человека. С точки зрения теории прав человека рассматриваются права и обязанности человека, общественных институтов и государства в сфере образования.
Характеризуются традиционные и инновационные черты российской образовательной системы, тенденции ее развития и реформирования, а также
11
традиционные и инновационные особенности образовательных систем некоторых зарубежных государств.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. В диссертации доказано, что истоки права человека на образование как права каждой свободной личности на получение доступного, равного и качественного образования были заложены в трудах выдающихся мыслителей Античности, эпохи Просвещения, классиков философской и правовой мысли Нового Времени, которые разработали основу универсальных положений (принципов) права человека на образование.
2. В работе показано, что право человека на образование является нормативно-структурированным свойством бытия и формой реализации интересов личности, определяющим меру индивидуальной свободы человека, обусловленным свойствами политической, социально-экономической и культурной деятельности государства в образовательном процессе, которое раскрывающими характер взаимоотношений личности, общества и государства в этой области.
3. Аргументировано, что право человека на образование регулирует общественные отношения, связанные с любыми формами обучения и воспитания; имеет программный и целевой характер, выражающийся в необходимости постоянного совершенствования законодательства об образовании и деятельности государства по обеспечению реализации исследуемого права; данный процесс осуществляется на основе совместной деятельности человека, государства и общества в лице общественных объединений, интересы которых объединены единой направленностью, взаимодополняют друг друга.
4. Обосновано, что особенностью права человека на образование является сочетание «негативной» и «позитивной» составляющих свободы индивида. Каждый человек может самостоятельно выбирать формы и методы обучения, и государство не вправе вмешиваться в этот выбор, вместе с тем он защищен от дискриминации в образовательной сфере (негативный аспект),
12
но при этом имеет право рассчитывать на позитивные действия государства по созданию и должному функционированию системы образования (позитивный аспект).
5. Показано, что основное содержание права человека на образование составляют четыре принципа: принцип свободы образования, принцип равного доступа к образованию, принцип государственного участия в образовании и принцип равенства в образовании. Принципы права человека на образование являются универсальными. Их закрепление в международных правовых актах стало естественным результатом развития различных образовательных систем во всем мире с учетом специфики каждой и единства поставленных целей.
6. В диссертации доказывается, что образовательная система в том или ином государстве предусматривает свою систему государственного участия в образовании, основанную на традициях образовательной системы и развивающуюся в соответствии с общекультурными тенденциями.
7. Диссертантом аргументируется наличие следующих традиционных особенностей российской образовательной системы: определяющей роли государства в сфере образования; широких по количеству учебных дисциплин и значительных по объему образовательных планов и программ; большой роли воспитания в образовательном процессе.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Полученные автором результаты развивают и дополняют представления о системе прав человека, в частности, о праве человека на образование. Они могут быть применены для дальнейших исследований права на образование, использованы в законодательной деятельности, в процессе совершенствования нормативно-правового регулирования российской системы образования и создании локальных нормативных актов образовательных учреждений всех уровней, в правоприменительной деятельности судебных и несудебных органов Российской Федерации.
13
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена в секторе прав человека Института государства и права Российской академии наук, где было проведено ее обсуждение.
Основные положения диссертации нашли свое отражение в опубликованных автором научных статьях, докладах и выступлениях на научно-практических конференциях, в том числе: Международной научно-практической конференции «Права человека и национальная безопасность» (Москва, 2011); Международной научной конференции «Право и культура» (Москва, 2012).
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, указывается научная новизна и положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Право человека на образование: понятие и содержание» состоит из трех параграфов.
Первый параграф «Становление и развитие принципов права человека на образование» посвящен историко-правовому анализу мнений и суждений мыслителей прошлого, относящихся к рассматриваемой проблеме. Историко-правовой анализ позволяет увидеть постоянную, непреходящую значимость института образования как механизма передачи опыта, знаний и нравственных принципов от поколения к поколению. Еще более важно, что историческая перспектива дает возможность проследить параллельность процесса становления политико-правовой мысли и нормативного оформления права на образование, исходя из того, что история права и
14
правовых учений – это вместе с тем и история формирования и эволюции представлений о правах человека.
В параграфе показано, что право на образование как элемент общей системы прав человека, сформировалось сравнительно недавно, но имеет длительный исторический опыт. Первые упоминания об обязательном обучении и воспитании некоторых граждан вне зависимости от пола и возраста, а также о необходимости прямого государственного участия в образовании можно найти уже в работах античных философов (Сократ, Платон, Сенека, Цицерон, Катон, Плутарх и других). В эпоху Средневековья эти идеи античных авторов дополняются представлениями о необходимости свободы образования (Т. Мор). Рассмотренные законы европейских государств и американских колоний XVI-XVII веков об обязательном образовании и государственном участии в образовании доказывают, что «позитивная» составляющая права человека на образование - нормативное закрепление обязанности государства обеспечить образование граждан, - формировалась уже в Новое Время.
В диссертации проанализированы работы философов Нового Времени, которые доказывали государственную заинтересованность в образовании и необходимость его предоставления всем без исключения гражданам (Я.А. Каменский, Т. Гоббс, Д. Локк и др.). В исследовании рассматривается европейская дискуссия о наличии свободы образования в Новое Время (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро) и воззрения американских политический деятелей Нового Времени о необходимости всеобщего образования и его государственного финансирования (Т. Джефферсон, Т. Пейн). Результаты теоретической работы по обе стороны Атлантического океана получили свое отражение в Конституции Франции 1791 года, которая устанавливала обязанность государства по обеспечению всеобщего начального образования.
И. Кант и Г.Ф.Г. Гегель характеризовали образование как инструмент достижения свободы и указывали на обязательность совместной
15
деятельности государства и общественных институтов в сфере образования. Их выводы послужили основой законодательных нововведений: с 1763 года в Пруссии было установлено обязательное начальное образование, а в 1794 года все германские образовательные учреждения стали государственными.
Значительный вклад в развитие теоретических представлений об образовании внесли работы российских дореволюционных исследователей (А.П. Сумарокова, М.М. Сперанского, Т.Н. Грановского, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева), рекомендовавших ввести в России всеобщее обязательное образование. Но в законодательстве России вплоть до революции 1917 года эти прогрессивные воззрения так и не были учтены.
Раскрывая предпосылки установления в международном и национальном законодательстве принципов права человека на образование, отмечается, что его отдельные элементы первоначально устанавливались конституциями начала XX века (Австрия, Греция, Польша, Румыния, Мексика, Югославия, Иран и др.). А первой Конституцией, в которой право на образование было провозглашено как право человека, стала Конституция СССР 1936 года.
Во втором параграфе первой главы «Особенности права человека на образование и его место в системе прав человека» выявляются характерные черты этого права как особого элемента единой системы прав человека.
В диссертации предлагается определение понятия «право человека на образование». Оно раскрывается как нормативно-структурированное свойство бытия и форма реализации интересов личности, определяющее меру индивидуальной свободы человека, обусловленное свойствами политической, социально-экономической и культурной деятельности государства в образовательном процессе, раскрывающее характер взаимоотношений личности, общества и государства в этой сфере.
Понятие «образование» имеет широкий смысл: это не только обучение в школе или в высшем учебном заведении, но и получение образования в других формах, таких как воспитание на дому, самообразование, повышение
16
квалификации, дистанционное и корпоративное образование и т.п. Поэтому право человека на образование регулирует все общественные отношения, возникающие в процессе получения образования в любой форме.
При анализе объекта права на образование выявлены следующие особенности: 1) зависимость его функций от заложенного в законодательство понимания образования; 2) гарантирование права на образование (как и других основных прав человека) международными правовыми актами вне зависимости от объема регулирования в национальном законодательстве.
В диссертации сформулирована единая комплексная цель права человека на образование – формирование полноценной свободной личности и ее подготовка к жизни в обществе путем систематического применения и передачи знаний, опыта, развития у человека необходимых навыков, морально-этических и правовых нормативов. Эта цель едина для человека, государства и общественных институтов и предполагает их совместную деятельность. Интересы участников образовательных отношений имеют единую направленность, взаимодополняют друг друга.
Исходя из того, что право на образование классифицируется как культурное право «второго поколения», его особенности включают в себя: 1) зависимость реализации от политики государства и социально-экономического развития страны; 2) «эволюционный» характер; 3) программный и целевой характер взаимных обязанностей государства и личности.
Характерной особенностью права человека на образование является также сочетание «негативного» и «позитивного» аспектов свободы. Индивид имеет право выбора форм и методов обучения, в который государство не может вмешиваться, и защищен от дискриминации в образовательной сфере, но при этом имеет право рассчитывать на позитивные действия государства по созданию системы образования, необходимые для осуществления принадлежащего ему права.
17
Особенность права человека на образование в системе прав человека состоит в расширении возможности сознательной реализации других прав человека. Право человека на образование предполагает получение каждым необходимого уровня образования, что способствует развитию культуры, правосознания, позволяющих свободно оценивать и реализовывать другие виды прав – политические, социальные, экономические, личные.
Третий параграф «Принципы права человека на образование» раскрывает содержание права человека на образование – его принципы.
Понятие принципов конкретного права помогает обобщить многочисленные, иногда противоречивые, теории, и определить общие ценностные характеристики, значимые для каждого человека. Этот подход основан на работах современных исследователей, предложивших обоснование прав человека как принципов (Р. Алекси и Р. Дворкин), а также рассмотрение содержания права на образование путем анализа его принципов (К. Томашевски, Дж. Кармэл, Т.В. Гусева).
Принципы права – это ведущие идеи и ценности. В диссертации выделены четыре принципа права человека на образование: (1) свобода образования, (2) равный доступ к образованию, (3) государственное участие в образовании и (4) равенство в образовании. Они максимально отражают как свободу индивида, его право на государственную поддержку, необходимую для реализации, так и осуществление его потребности в получении качественного образования. При этом принципы права человека на образование представляют единую систему, взаимодополняют друг друга.
Содержание принципа свободы образования включает следующие положения: 1) свободу выбора учебных заведений, видов, форм, методов образования, недопустимость навязывания индивиду в процессе обучения идеологических, политических, религиозных и иных установок, которые могут нарушить его свободу мысли и совести; 2) обязательный гарантируемый уровень образования; 3) правомочия родителей, которые могут выбирать для своих несовершеннолетних детей образовательные
18
учреждения, а также контролировать процесс обучения; 4) сочетание платного и бесплатного образования. Принцип свободы образования предполагает равную меру свободы для каждого, что выражается в отношениях участников образовательных отношений, которые, реализуя свои права и обязанности, обеспечивают эту свободу.
Суть принципа равного доступа к образованию определяется как возможность любого человека вне зависимости от пола, расы, национальности, принадлежности к религиозной конфессии, политических убеждений и иных особенностей или приобретенной самоидентификации, претендовать на обучение в любом образовательном учреждении, по любой специальности и в любой форме. Защита этого принципа осуществляется судом, о чем свидетельствуют решения Европейского суда по правам человека и Верховного суда США.
Принцип государственного участия в образование рассмотрен в диссертации через понятие функций государства - конкретных направлений деятельности государства и его органов в данной сфере. В работе выделяются четыре функции: 1) экономическая - обязанность создания и финансирования определенных образовательных и иных сопутствующих учреждений, а также нормативного-правового и финансового регулирования рынка образования; 2) социальная - оказание образовательных услуг через специальные образовательные учреждения, создание нормативов, регламентирующих процесс обучения, реализация образовательных программ, контроль и надзор в сфере образовательной деятельности, осуществляемых органами государственной власти; 3) политическая, которая предполагает защиту права на образование, охрану демократических ценностей, общественный контроль и обеспечение суверенитета государства и народов, в нем проживающих.
Принцип равенства в образовании обеспечивает равенство возможностей обучающихся, вертикальную социальную мобильность и перспективу повышения социального статуса. С нашей точки зрения, через
19
принцип равенства в образовании находит свое отражение важнейшая характеристика права – эквивалентность правомочий и обязанностей субъектов права, а также принцип формального равенства участников образовательных отношений.
Принципы права человека на образование рассматриваются как неотделимые друг от друга, и только соблюдение всех четырех принципов делает возможным реализацию права человека на образование. Они выражают содержание права на образование - сложные взаимоотношения индивида, государства и других участников образовательного процесса, предусматривающие множество взаимных правомочий и обязанностей.
Приведенный в работе анализ историко-правового и нормативного материала позволил разработать подходы к единой концепции права человека на образование, существующей в рамках общей теории прав человека.
Во второй главе исследования «Нормативно-правовое регулирование права человека на образование» рассматривается действующее законодательство, в котором установлены нормы, регулирующие право на образование.
В первом параграфе «Международные и конституционные стандарты права человека на образование» изучаются нормы международного и конституционного права, регулирующие основные принципы права человека на образование.
В параграфе рассмотрен широкий круг международно-правовых актов, поскольку нормы, регулирующие право человека на образование, включены практически во все международные документы о правах человека. Однако единого международного документа, регулирующего все общественные отношения, связанные с его осуществлением, не существует.
В диссертации анализируются положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года о праве на образование. Данные документы
20
нормативно закрепили сложную систему взаимоотношений между человеком, государством и обществом в сфере образования, поддерживающую принципы права человека на образование. В работе рассматриваются результаты работы Комитета по экономическим, социальным и культурным правам ООН, действующего на основании Факультативного протокола к Пакту.
Рассмотрены конвенции и декларации ООН, регулирующие право человека на образование. Правовые нормы Организации Объединенных Наций о праве человека на образование составляют единое целое, что призвано содействовать реализации этого универсального права.
Изучены нормы ЮНЕСКО и МОТ, региональные конвенции и декларации по правам человека – Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод, Американская конвенция о правах человека, Африканская хартия прав человека и народов, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, Арабская хартия прав человека.
В диссертации проведен анализ конституционного законодательства стран Европы, Азии и Америки, который показывает, что формулировки и набор гарантий, предусмотренных конституциями, во многом зависят от экономического положения страны и политической ситуации, в которой разрабатывалась конституция.
Второй параграф «Особенности регулирования права человека на образование в зарубежных странах (на примере США и Англии)» посвящен анализу исторического развития образовательных систем и действующего законодательства об образовании в этих странах. Образовательные системы этих стран имеют много общего: они складывались на основе уважения прав человека, при соблюдении интересов человека, общества и государства.
В исследовании показано, что, несмотря на универсальность принципов права человека на образование, национальная образовательная система любой страны уникальна - в ней отражаются особенности
21
исторической эволюции общества и государства, традиции, приоритеты их развития в настоящем и перспективы на будущее.
Для обоснования этого тезиса выбраны образовательные системы Соединенных Штатов Америки - федеративного государства, в котором основной объем финансирования и контроля за образовательным процессом возложены на власти штата и местные структуры, а также законодательство Англии - в которой большая часть образовательных учреждений являются государственными, а образовательный процесс основан, главным образом, на поддержке и контроле со стороны государства.
История развития образовательной системы и образовательного законодательства США рассматривается с середины XVII века до настоящего времени: анализируется действующее федеральное законодательство и законодательство штатов, судебная практика штатов и федерации, в которых устанавливается широкий круг гарантий и специальные правовые формы защиты от дискриминации, конкретизируются полномочия штатов. Такие гарантии в сфере образования установлены для отдельных категорий учащихся – афроамериканцев, гавайцев и представителей некоторых других национальностей. В этой связи следует использовать в Российской Федерации американский опыт по законодательному регулированию обучения многонационального населения в учебных заведениях и четкого распределения полномочий между органами государственной власти разного уровня.
В Великобритании фактически существует две образовательные системы и две системы образовательного законодательства – Англии, Уэльса и Северной Ирландии и отдельно Шотландии. Хотя у Шотландии своя собственная история развития образования и свое законодательство в этой сфере, сейчас ее система образования мало чем отличается от английской, поэтому отдельно она в работе не изучается.
Развитие английского образования, изучено, начиная с XI века, а также проанализирована система действующего законодательства об образовании.
22
Следует отметить, что для каждого принципа права на образования в английском законодательстве действует отдельный законодательный акт, а для каждого права индивида – предусмотрена судебная процедура защиты. Английская образовательная система также предлагает свой способ распределения полномочий, связанных с образовательной деятельностью, между местными органами власти различного уровня.
Анализ образовательных систем США и Англии позволяет сделать вывод, что развитие любой образовательной системы определяет необходимость признания и нормативного закрепления принципов права человека на образование. При этом формы их регулирования и защиты могут быть разными, однако сами принципы являются универсальными не только на уровне международного права, но и на уровне национального законодательства.
В третьем параграфе «Право человека на образование и реформа образовательной системы России» определяются и раскрываются традиционные черты и инновационные тенденции развития образовательной системы в России.
Исследованию подвергнуты такие традиционные черты российского образования, как: 1) определяющая роль государства в сфере образования; 2) широкие по количеству учебных дисциплин и значительные по объему образовательные планы и программы; 3) традиционно большая роль воспитания в образовании. Анализ современного состояния российской образовательной системы позволяет сделать вывод, что она также основана на указанных традициях. При этом именно в возможном сочетании уникальных традиций каждой национальной образовательной системы и общих принципов права человека на образование проявляется «эволюционный» характер права человека на образование, основанный на международных принципах и национальных традициях. Взаимный обмен опытом обогащает и расширяет объем знаний, полученных в результате реализации права на образование.
23
В диссертации рассматриваются положения Конституции Российской Федерации, положения Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1«Об образовании» и Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», касающиеся принципов права человека на образование, их соответствие международному законодательству. Особое внимание уделено изменениям, которые произошли в регулировании права человека на образование в последний период в связи с реформой образовательной системы.
Анализу также подвергаются положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу 1 сентября 2013 года. В сравнении с предыдущим законодательством положения закона расширяют обязанности органов государственной власти в обеспечении качества образовательного процесса, права и обязанности родителей несовершеннолетних обучающихся, раскрывают содержание права человека на образование (его принципы), регулируют информационную открытость образовательных учреждений, статус научно-педагогических работников.
В диссертации выделяются появившиеся в законе новшества, определяются тенденции развития образовательной системы и образовательного законодательства России.
Вторая глава раскрывает выражение принципов права человека на образование в различных нормах права. В данной главе доказывается универсальность принципов права человека на образование и его особое место в системе прав человека.
В заключении автор формулирует основные выводы диссертационного исследования, рекомендации для дальнейшего развития нормативного регулирования российской образовательной системы, дальнейших научных исследований права на образование.
24
Основные положения диссертации нашли свое отражение в следующих публикациях автора (статьи опубликованы в рецензируемых ВАК научных журналах):
1. Бондаревский А.Е. Конституционное регулирование социально-экономических прав и свобод человека в различных правовых системах // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2010. № 1. С. 6-18 (0,8 п.л.).
2. Бондаревский А.Е. Формы реализации права человека на образование // Труд и социальные отношения. 2011. № 9. С. 111-120 (0,6 п.л.).
3. Бондаревский А.Е. Развитие права человека на образование в политической и правовой мысли: от античности до начала XXвека // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2012. № 4. С. 19-30 (0,8 п.л.).
Кроме того, основные положения диссертации нашли свое отражение в следующих публикациях автора в изданиях, не рецензируемых ВАК:
1. Бондаревский А.Е. Реформа образования в России и угрозы национальной безопасности // Права человека и национальная безопасность: материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся в Московском гуманитарном университете 11-12 мая 2011 года / под ред. Т.А.Сошниковой. М., 2011. С. 100-105 (0,4 п.л.).
2. Бондаревский А.Е. Образование как инструмент диалога культур // Право и культура / отв. ред. Т.А.Сошниковой: материалы международной научной конференции. М., 2012. С. 275-279 (0,4 п.л.).
Файлы: 
Порядок отображения: 
0