2013avtoref429

Аватар пользователя ideolog
Руденко Константин Валерьевич
 
26 февраля 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Правовое положение саморегулируемых организаций в сфере рекламы» (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.198.11
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Руденко К.В. Правовое положение саморегулируемых организаций в сфере рекламы: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref429 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Руденко К.В. Правовое положение саморегулируемых организаций в сфере рекламы: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 
 
На правах рукописи
 
 
 
РУДЕНКО КОНСТАНТИН ВАЛЕРЬЕВИЧ
 
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ
 
 
Специальность 12.00.03 - гражданское право;
предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
Москва
2013

Диссертация выполнена на кафедре частного права юридического факультета Института экономики, управления и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет».

Научный руководитель: Кандидат юридических наук, доцент
Милохова Анна Владимировна
Официальные оппоненты: Закупень Татьяна Васильевна
доктор юридических наук, профессор
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
профессор кафедры правового обеспечения рыночной экономики
Молотников Александр Евгеньевич
кандидат юридических наук
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Ассистент кафедры предпринимательского права юридического факультета
Ведущая организация:
 
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

 
Защита состоится 26 февраля 2013 г. в 11-00 часов на заседании Совета по диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.198.11 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» по адресу: 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д. 6, ауд. 255.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет».
 
Автореферат разослан 26 января 2013 г.
 
Ученый секретарь
Совета по защите диссертаций
на соискание ученой степени
кандидата наук, на соискание ученой степени
доктора наук Д.212.198.11,
кандидат юридических наук                                               Е.Ю. Князева
 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 
Актуальность темы диссертационного исследования. Развитие рыночных отношений определяет новые задачи перед государственными органами в области регулирования и контроля предпринимательской деятельности. Теория и практика подтверждают, что для эффективной работы в сфере рекламной деятельности необходимо обеспечивать должную свободу действий в рамках действующего законодательства, что будет способствовать экономическому развитию страны.
     Если мы рассматриваем рекламную деятельность в виде системы, то следует уделить внимание правовому механизму ее самоорганизации, который нашел непосредственное выражение в создании и деятельности саморегулируемых организаций. Данный подход отражает современные тенденции, поскольку саморегулирование на современном этапе развития системы социального регулирования расширяет спектр своего применения, открывая возможности упорядочения и организации различных сфер экономической деятельности.
 В данный момент, несмотря на уделяемый интерес и достаточно подробную проработку вопросов, касающихся саморегулирования, в Законе «О рекламе»[1] (далее – Закон о рекламе) и Федеральном законе «О саморегулируемых организациях»[2] (далее – Закон о саморегулируемых организациях), многие скептики замечают их неэффективность. Так например, стало достаточно распространенной практикой, что штраф за нарушение закона закладывается в сумму, уплачиваемую заказчиком за размещение рекламной информации на носителе. При выработке мер противодействия данной практике следует учитывать возможную финансовую выгоду, которую предполагает получить рекламодатель, идя на нарушение законодательства. Зарубежный опыт свидетельствует о возможности эффективного самоконтроля рекламной сферы, применяя инструменты саморегулируемых организаций, что дает возможность уменьшить число правонарушений.
Рекламная деятельность обладает признаками системности, что делает возможным ее анализ путем оценки объектов и субъектов через призму юридических правоотношений. Существующая система взаимодействия рекламораспостранителя, рекламодателя и производителя рекламы во многом определяет принципы правоотношений в данной сфере. Все субъекты рекламной деятельности являются элементами функционирующей системы. Являясь частью единого рекламного рынка, и, соответственно, частью юридической системы, субъекты и объекты рекламной деятельности взаимодействуя, создают традиции делового оборота и накладывают специфические особенности на законы, регулирующие рекламную деятельность, а также внутренние нормы, вырабатываемые саморегулируемыми организациями, действующими в рекламной сфере.
Эффективному применению данных норм будет способствовать обязательное членство субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемых организациях рекламной сферы, что позволит рекламной отрасли самостоятельно решать вопросы соблюдения законодательства Российской Федерации, сняв тем самым нагрузку с антимонопольных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции. По сравнению с саморегулированием антимонопольное регулирование, с одной стороны, создает дополнительные издержки для объединения бизнеса и создания саморегулируемых организаций, а с другой – мешает принимать меры конкурентной политики организациям саморегулирования, действуя, в первую очередь, на основании отраслевых законов, в рамках которых возможно существенное ограничение конкурентной борьбы. Отсутствие обязательного членства в саморегулируемых организациях рекламной сферы является, по мнению исследователей, существенным пробелом в законодательстве Российской Федерации.
Следует отметить, что в Законы о рекламе и о саморегулируемых организациях недостаточно прописан механизм осуществления контроля государственных контрольно-надзорных органов по выявлению и пресечению правонарушений со стороны саморегулируемых организаций.
Еще одной проблемой является наличие препятствий для информационной открытости саморегулируемых организаций в рекламной сфере. Данная проблема является следствием правовой коллизии статей Федеральных законов «О коммерческой тайне»[3], о рекламе и о саморегулируемых организациях в вопросе раскрытия саморегулируемой организацией информации о своих членах.
Необходимо отметить, что механизм решения конфликтов внутри профессионального сообщества и спорных вопросов, возникающих между саморегулируемой организацией и ее членами (например, в связи с исключением из саморегулируемой организации), недостаточно прописан в законе. Отсутствуют четкие критерии нарушений и применений санкций. Порядок применяемых санкций не ранжируется по степени тяжести нарушений. Принятие решения в данном случае целиком возлагается на орган саморегулируемой организации, что может привести к злоупотреблениям в условиях непрозрачности фискального механизма. Непрозрачная система санкций может способствовать «выдавливанию» отдельных участников, возникновению различных «режимов лояльности» в саморегулируемой организации к разным участникам.
 Механизм признания ответственности или поручительства саморегулируемой организации за действия своего участника, повлекшие за собой материальный ущерб, не конкретизирован. Отсутствие в действующей нормативной базе правового основания для субсидиарной ответственности некоммерческих организаций за неправомерные действия своих членов (такой нормы нет в Гражданском кодексе РФ) приводит к ненадлежащему контролю за деятельностью своих членов со стороны саморегулируемых организаций. В действующей редакции Закон о саморегулируемых организациях не позволяет определить степень ответственности или поручительства саморегулируемой организации за своего участника (частичное или полное возмещение ущерба).
В сложившейся мировой практике регулирования деятельности саморегулируемых организаций существует практика отзыва лицензий и лишение статуса саморегулируемой организации, что несёт существенные проблемы – как финансовые, так и имиджевые. В России Законом о саморегулируемых организациях определены основные требования, заключающиеся в необходимой численности субъектов, наличии стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, наличии механизмов разрешения споров и имущественной ответственности участников саморегулируемой организации. Соответствие установленным формальным требованиям к саморегулируемой организации позволяет принять решение о присвоении той или иной организации статуса саморегулируемой, однако процедура принятия такого решения детально не прописана.
Если деятельность саморегулируемой организации не соответствует Закону о саморегулируемых организациях, в этом случае санкцией является исключение из реестра саморегулируемых организаций, что означает для такой организации потерю статуса саморегулируемой. Однако законом не установлено, нарушение какой именно нормы, кроме требований к размеру фонда и количества членов организации, может являться достаточным основанием для обращения в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации из единого государственного реестра.
Состояние научной разработанности темы исследования. Несмотря на то, что правовые вопросы саморегулирования рекламной деятельности стали подниматься исследователями лишь в период постсоветской России, вопросы саморегулирования ранее рассматривались как советскими исследователями, так и в дореволюционный период.
Так, саморегулирование предпринимательской деятельности, которое существовало уже в средневековой Европе, подробно исследовал в своих работах Г. Бергман. В Российской Империи правовые аспекты саморегулирования экономики поднимали И.Б. Новицкий, Г.Ф. Шершеневич, И.С. Перетерский.
В советский период саморегулирование рассматривалось прежде всего как идеологическое явление социалистического общества, что отмечено в исследованиях того периода таких ученых правоведов, как: Ц.А. Ямпольской, А.Ю. Кабалкина, Д.М. Генкина, В.В. Лаптева и др.
Правовое регулирование рекламной деятельности в современный период в своих работах рассматривали: М.В. Баранова, М.Г. Мартиросов, З.М. Баймуратова, И.Г. Журина, Ф.С. Эркенова, Е.А. Мамонова, Д.А. Копытин, К.В. Всеволожский, О.Л. Тульсанова, А.В.Басова и др.
Также различные аспекты саморегулирования коммерческой деятельности исследовались в научных работах обширного круга ученых-правоведов, в том числе: Н.Н. Алексеева, А.В. Венидиктова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, К.Ф. Егорова, И.Б. Новицкого, В.Ф. Попондопуло, Б.И. Пугинского, Э.Л. Страунинга, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Р.О. Халфиной, Е.П. Губина, В.В. Долинского, И.В. Елисеева, И.В. Ершова, В.С. Мартемьянова, Н.И. Магузова, М.Н. Марченко, А.С. Пиголкина, И.С. Шиткиной, Л.И. Булгаковой, Е.В. Воскресенского, Н.Г. Дорониной, Е.Е. Владыкина, А.Ю. Колябина, Т.В. Кувакиной, Г.А. Тосуняна, В.И. Иванова, О.Б. Кузнецова, О.Н. Шерстобоева, А.С. Самойлова и др.
Целью диссертационного исследования является определение эффективного гражданско-правового механизма регулирования деятельности саморегулируемых организаций в рекламной сфере на основе современных достижений юридической науки, действующего законодательства, анализа судебной практики, а также разработка теоретических выводов и предложений, направленных на совершенствование норм российского законодательства в указанной сфере исследования.
    Указанная цель определила необходимость решения в рамках данного диссертационного исследования следующих задач:
    – дать оценку развития института саморегулирования рекламной деятельности в российском законодательстве с учетом практики его применения;
    – провести комплексный анализ особенностей правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в сфере рекламы в странах западной Европы и США;
    – исследовать требования, предъявляемые к субъектам саморегулирования в рекламной деятельности;
    – проанализировать специфику организационно-правовой формы саморегулируемых организаций, осуществляющих особый вид негосударственного публичного регулирования предпринимательских (профессиональных) отношений;
    – изучить соотношение саморегулирования и иных форм регулирования рекламной деятельности;
    – сформулировать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование действующего законодательства, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций.
    Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере саморегулирования рекламной деятельности.
    Предметом диссертационного исследования являются нормы права, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций в сфере рекламной деятельности, а также локальные правовые акты, принятые и разработанные органами саморегулируемых организаций, судебная практика и практика делового оборота.
    Методология диссертационного исследования. При написании данного диссертационного исследования использовалась совокупность методов научного познания: диалектический, системного анализа, формально–логический, социологический, конкретно-исторический, формально-юридический, комплексный и др. Исходным методом выступает диалектический метод, обосновывающий взаимообусловленность всех социально-экономических процессов, в том числе, протекающих в сфере рекламной деятельности. Комплексный метод позволяет автору проводить широкий правовой анализ саморегулирования рекламной деятельности.
    Наиболее активно применялись методы сравнительного правоведения и формально-юридический, которые позволили выявить способы решения проблемы неэффективного правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в других государствах и учесть положительный зарубежный опыт.
    Применение историко-правового метода позволило в целом обосновать тенденции развития саморегулирования рекламы в Российской Федерации и, в частности, развития институтов саморегулирования в рекламной сфере. Для цели исследования проводился анализ с использованием правового опыта России и зарубежных стран.
    Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации[4], Гражданский кодекс Российской Федерации[5], Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, а также иные законы и подзаконные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере рекламной деятельности.
    Теоретическая основа диссертационного исследования. Теоретическую основу настоящего исследования составляют научные труды российских исследователей в области общей теории права, гражданского и предпринимательского права, социологии, философии, синергетики, психологии, политологии. Саморегулируемые организации, осуществляющие свою деятельность в сфере рекламы, рассматриваются как субъекты предпринимательской деятельности, поэтому в данной работе исследуются парадигмы гражданского и предпринимательского права.
    Эмпирическую основу исследования составили материалы гражданских дел в архивах районных судов и обобщенной судебной практики, публикуемой Верховным судом Российской Федерации и Высшим арбитражным судом Российской Федерации. Обобщение полученных результатов позволяет сделать вывод, что предложения и выводы в данном исследовании являются в должной мере обоснованными и достоверными.
    Научная новизна проявляется в комплексном исследовании, впервые осуществленном на монографическом уровне, теоретических и практических вопросов гражданско-правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в сфере рекламы.
В данной работе исследована природа саморегулирования на основе норм российского и зарубежного законодательства и высказаны предложения, направленные на повышение эффективности его правового регулирования. В том числе обоснована возможность обязательного членства в саморегулируемых организациях рекламной сферы, что позволит осуществлять более эффективный контроль за деятельностью субъектов рекламной деятельности. Также подчеркивается необходимость четко выделить и законодательно закрепить специфические обязанности саморегулируемых организаций, осуществляющих свою деятельность в рекламной сфере.
 
 
Более конкретно новизна сформулированных автором выводов и рекомендаций представлена в основных положениях, выносимых на защиту:
1. Выявлен специфический характер саморегулируемых организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере рекламы. Саморегулируемые организации имеют межотраслевой характер, являясь особым видом саморегулируемых организаций (выпадают из общепринятого признака схожести по отраслевому признаку). В саморегулируемые организации могут входить типографские комплексы, строительные организации, занимающиеся монтажом рекламных конструкций, производители световых коробов, агентства по подбору персонала для рекламных акций, креативные агентства, медиа-холдинги.
2. Выявлено, что закрепленные в Законе о рекламе обязанности носят общий для всех саморегулируемых организаций характер и схожи по содержанию с обязанностями, прописанными в Законе о саморегулируемых организациях, что способствует наделению таких организаций, де-юре, общими правами, но, де-факто, не вменяют им обязанностей, отвечающих специфическим особенностям рекламной отрасли.
Несбалансированность между правами и обязанностями саморегулируемых организаций в сфере рекламы при фактическом делегировании контрольных и надзорных функций от государственных органов, приводят к отсутствию надлежащей ответственности саморегулируемых организаций и их членов за нарушение рекламного законодательства. В связи с этим стоит рассмотреть возможность дополнения Закона о рекламе положением, определяющим обязанность саморегулируемой организации проводить экспертизу рекламных объявлений и создавать для этой цели специализированные органы.
3. Обосновано, что проведение экспертизы объявлений рекламного характера является необходимым условием для выполнения  саморегулируемой организацией, которая осуществляет свою деятельность в сфере рекламы, требований п. 8 ст. 6 Закона о саморегулируемых организациях.
Выявлена необходимость создания в структуре саморегулируемой организации обязательного органа, осуществляющего экспертизу рекламных объявлений и других рекламных материалов. Экспертиза рекламных объявлений членов саморегулируемой организации может проводиться в инициативном порядке самой саморегулируемой организацией, а также по требованию потребителей рекламы, для чего предложено дополнить ст. 32 Закона о рекламе следующим положением: «Саморегулируемая организация создает орган, в обязанности которого входит экспертиза рекламных объявлений и других материалов, произведенных её членами».
4. Обосновано, что действующее законодательство не предусматривает привлечения саморегулируемых организаций для защиты прав потребителей рекламы в качестве независимого экспертного органа.
В целях создания правовой основы для привлечения потребителями рекламы саморегулируемой организации, в чьи обязанности входит при предъявлении претензии проведение экспертизы, предлагается дополнить Закон о рекламе следующим положением: «В случае обращения физических или юридических лиц с претензией в письменной форме о несоответствии законодательству рекламных материалов, произведенных либо размещенных членами саморегулируемой организации, организация за свой счет, с возможностью привлечения независимых экспертов, обязана провести экспертизу, результаты которой могут быть обжалованы заявителем в установленном законом порядке».
5. Выявлено, что действующее законодательство не наделяет саморегулируемые организации, осуществляющие свою деятельность в сфере рекламы, правом в случае невыполнения предписания органа саморегулируемой организации о прекращении незаконной деятельности ее члена, и уклонение последнего от его выполнения, передавать в надзорные органы, в судебные инстанции накопленные материалы по факту нарушения законодательства и выступать стороной в судебном процессе.
Для эффективного контроля за своими членами путем повышения их фактической ответственности, предложено дополнить ст. 32 Закона о рекламе положением о том, что «орган саморегулируемой организации вправе направить в органы прокуратуры материалы и обратиться в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также вправе предъявлять в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе».
6. В целях унификации норм предложено решение по устранению правовой коллизии статей Законов о рекламе, о коммерческой тайне и о саморегулируемых организациях в вопросе раскрытия информации саморегулируемой организации, осуществляющей свою деятельность в сфере рекламы, о своих членах – в целях обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций в сфере рекламы.
Обоснована необходимость дополнения Закона о рекламе положением: «саморегулируемая организация вправе публиковать на свое усмотрение любую доступную информацию, связанную с нарушением законодательства Российской Федерации и/или принятых этических норм, регулирующих рекламную деятельность, любым субъектом экономической деятельности».
7. Выявлено, что саморегулируемые организации, осуществляющие свою деятельность в сфере рекламы, не привлекаются на постоянной основе к рассмотрению законопроектов, напрямую затрагивающих их интересы.
Обоснована необходимость законодательно закрепить механизм участия в законодательном процессе саморегулируемых организаций с описанием поэтапного механизма внесения законопроектов, а также поправок в действующее законодательство в Законе о рекламе и Законе о саморегулируемых организациях, а также при формировании положений устава саморегулируемых организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере рекламы.
8. В целях обеспечения эффективного правового регулирования в сфере рекламной деятельности целесообразно предать саморегулированию рекламной деятельности обязательный характер путем закрепления обязательного членства в саморегулируемых организациях субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих производство, распространение, размещение рекламы. Для этого предлагается дополнить ст. 31 Закона о рекламе положением о том, что: «Рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель и иное физическое или юридическое лицо, осуществляющие свою деятельность в сфере рекламы, обязано быть членом одной из саморегулируемых организаций рекламной сферы».
Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования предполагает их общую направленность на совершенствование гражданско-правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в рекламной сфере, в результате чего данное исследование вносит вклад в развитие российской правовой науки и практики применения норм законодательства.
Предложения и выводы, которые были изложены в диссертационном исследовании, способствуют совершенствованию и дальнейшему развитию законодательства, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций в рекламной сфере и в других областях, где широко используется институт саморегулирования. Выводы и положения данной работы могут использоваться при подготовке монографий и учебных пособий, а также при преподавании гражданского и коммерческого права как учебных дисциплин.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем изложения основных положений и выводов диссертации в опубликованных автором научных статьях, а также при чтении лекций и проведении семинаров по курсу «Гражданское право». Основные теоретические выводы, рекомендации и положения диссертант обсуждал на заседании кафедры частного права юридического факультета Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета.
На основе результатов исследования автором опубликовано семь научных работ, в том числе три – в рецензируемых научных журналах и изданиях.
Структура диссертации обусловлена целью исследования и вытекающими из нее задачами. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка источников и литературы.
 
 
 
 
 
 
 

II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность темы диссертационного исследования, определяются цели и задачи, ее научная разработанность, раскрыты ее теоретические и методологические основы, сформулированы положения и выводы, выносимые на защиту, обоснована научно-практическая значимость диссертации, приводятся сведения о практической апробации полученных результатов, а также определяется структура работы.
В первой главе «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» - определена значимость саморегулирования рекламной деятельности, показаны этапы развития саморегулирования, проведен анализ зарубежного опыта саморегулирования рекламной деятельности и правовых особенностей такого регулирования с практикой правового регулирования, сложившейся в нашей стране. Подчеркнута возможность саморегулируемых организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере рекламы, оказывать содействие в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации. 
В первом параграфе первой главы исследуется процесс развития  законодательства о саморегулировании в сфере рекламной деятельности. Всесторонне исследуются причины возникновения такого механизма, показывается ретроспектива его развития. В целях обоснования необходимости института саморегулирования приводятся этапы его формирования, и обосновывается эволюционный путь развития регулирования рекламной деятельности, от стороннего регулирования к саморегулированию.
В параграфе проанализированы этапы и направления развития саморегулируемых организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере рекламы, и тенденции последних лет.
Первый такой этап в начале 90-х годов характеризуется как период, в который принятые правовые акты, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере рекламы, носили разрозненный, несистемный характер.
 Второй этап наступил с принятием Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 года. Этот закон устанавливал ответственность за недостоверную и недобросовестную рекламу, устанавливал правила и определял обязанности игроков рынка рекламных услуг. Также важно, что в этом законе был прописан как механизм государственного регулирования, так и механизм саморегулирования рекламного рынка.
Третий этап наступил со вступления в силу 13 марта 2006 года нового Закона о рекламе. В новом законе в более развернутой форме были даны понятия потребителя рекламы, участника рекламного процесса, рекламодателя, рекламораспространителя, рекламопроизводителя и т.д.
В работе обосновано, что важным моментом стало  определение сферы действия нового Закона о рекламе 2006 года, в котором определялись общие требования к рекламным объявлениям, особенности рекламы отдельных видов товаров и услуг, способы контроля за соблюдением рекламного законодательства. Этот закон позволил контролировать рекламный процесс от самого производства до распространения рекламы. Также в новом законе было более подробно прописано саморегулирование рекламной деятельности, из чего мы можем заключить, что саморегулирование признается необходимой составляющей данной отрасли.
Четвертый этап развития правового регулирования рекламной деятельности наступает с принятия 1 января 2007 года Федерального закона «О саморегулируемых организациях», где определяются основные функции и права саморегулируемых организаций. В связи с этим исследуется возможность дополнений норм данного закона с целью реализация их права на участие в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования.
Также рассматривается возможность саморегулируемой организации направлять в органы государственной власти и местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов.
Обосновывается целесообразность проведения саморегулируемой организацией обязательной экспертизы рекламных объявлений, являющихся результатом коммерческой деятельности ее членов, с целью выполнения возложенной законом на них обязанности осуществлять контроль за деятельностью своих членов в вопросе соблюдения ими этических норм, принятых рекламным сообществом.
Во втором параграфе первой главы исследуются особенности правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере рекламы в США и странах Западной Европы.
В работе обосновано, что саморегулирование рекламной деятельности как неотъемлемой части рыночной экономики наиболее активное развитие получило в странах Бенилюкса и в США, что способствовало созданию в этих странах широкой нормативной базы по регулированию деятельности саморегулируемых организаций, действующих в данной сфере. В США первоначально получило распространение саморегулирование рекламной деятельности, постепенно расширяясь от контроля за достоверность рекламных объявлений к контролю корректного, добросовестного поведения бизнес-сообщества в целом. Система эта сейчас отличается своей межотраслевой направленностью. В Великобритании подход к саморегулированию рекламной деятельности складывался под влиянием опыта регулирования финансовых рынков. Вследствие этого сформировался специфический подход и к саморегулируемым организациям, что привело к традиционно жесткому контролю со стороны государства. Также отмечена особая роль Франции, активно выступающей за стандартизацию требований, предъявляемых к членам рекламного сообщества, принявшей первый международно-правовой акт универсального характера в сфере международных рекламных правоотношений (Парижская конвенция по охране промышленной собственности). Это никак нельзя назвать пересечением функций. Это поступательное движение навстречу друг другу государства и саморегулируемых организаций. Исследовав деятельность зарубежных саморегулируемых организаций в рекламной сфере, можно заключить, что саморегулируемые организации способствуют досудебному урегулированию претензий третьих лиц, более высокому уровню правовой культуры своих членов путем постоянной проверки рекламных материалов на предмет соответствия их законам и внутренним этическим нормам и жестким мерам, применяемым к своим членам в случае их нарушения.
На основе сравнения российского и зарубежного опыта контроля за своими членами саморегулируемых организаций рекламной отрасли, подчеркивается необходимость создания специального органа для проведения экспертизы рекламных материалов, и внесения соответствующих дополнений в закон ст.6  Закона о саморегулируемых организациях. Подчеркивается важность такого органа, работающего на постоянной основе, и отмечается целесообразность закрепления в законодательстве обязанности его создания в структуре саморегулируемых организаций в рекламной сфере.
В третьем параграфе первой главы исследуются понятия, объект и субъекты саморегулирования в сфере рекламы.
В работе обосновывается, что в зависимости от того, кто устанавливает правила и обеспечивает их дальнейшее выполнение, мы можем установить форму регулирования. Следовательно, определить тип регулирования можно установив, кто – государство или саморегулируемая организация – в большей степени контролирует ту или иную деятельность. При этом саморегулирование определяется как инструмент для адаптации и изменения легитимных правил, которые непосредственно регулируют предпринимательскую и профессиональную деятельность. Сами субъект предпринимательской деятельности обладают возможностью  прибегать к легитимному управлению деятельностью саморегулируемой организации, членом которой он является.
 В данный период в нашей стране просматривается тенденция передачи ряда функций от государственных надзорных органов к саморегулируемым организациям.
Также рассматривается воздействие субъекта на объект саморегулирования. Саморегулирование представлено как способ регулирования, при котором, во-первых, сами субъекты регулирования создают, изменяют и адаптируют правила внутреннего пользования, которые в большинстве случаев более строгие, чем законодательная база, регулирующая данную отрасль. Во-вторых, объекты, в отношении которых осуществляется регулирование, обладают возможностью воздействия на поведение субъекта регулирования. Исходя из этого, мы можем полагать, что система саморегулирования включает следующие виды субъектов: органы государственной власти, имеющие полномочия на осуществление регулирующих функций в отношении как объектов саморегулирования, так и самих саморегулируемых организаций. Сами саморегулируемые организации, которые, кроме непосредственного влияния на своих членов, также могут косвенно влиять на государственные органы и их членов путем законодательной инициативы.
Во второй главе «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ» раскрыто понятие правового статуса саморегулируемых организаций в рекламной деятельности, исследована правовая природа и правовой статус субъектов правоотношений, выявлены специфические черты организационно правовой формы саморегулируемых организаций. Проведен сравнительный анализ видов саморегулируемых организаций, выделены особенности правового регулирования саморегулируемых организаций в рекламной сфере, а именно – специфика ответственности перед неопределенным кругом лиц, межотраслевой характер, порождающий широкий круг потенциальных членов, деятельность которых может регулироваться отраслевым законодательством.
В первом параграфе второй главы исследованы специфические признаки организационно-правовой формы саморегулируемых организаций в рекламной деятельности.
В результате проведенного анализа деятельности саморегулируемых организаций в различных сферах экономики, в работе отмечено разделение этих организаций на две основные группы. Также выявлено, что помимо организаций, имеющих все признаки саморегулирования, существуют многочисленные объединения бизнеса, имеющие отдельные черты саморегулирования. В частности, распространенной является ситуация, при которой существуют определенные требования к профессиональной деятельности, но отсутствуют (либо слабо развиты) механизмы контроля за их соблюдением.
В работе отмечено, что механизмы саморегулирования начинают формироваться в рамках объединений, изначально создаваемых для представительства интересов отдельных отраслей. Целью создания таких объединений изначально является продвижение общих интересов отрасли, включая лоббирование законодательства и регулирования, организация информационного обмена и совместного продвижения продукции на рынки и т.п. В ходе своей деятельности, в случае возникновения неурегулированных законодательством проблем, такие объединения начинают использовать элементы саморегулирования, в том числе через систему добровольной сертификации.
В работе определены особенные признаки саморегулирования рекламной деятельности, особенности ее организационно-правовой формы, отличительные черты, что способствует пониманию направления дальнейшего развития законодательства, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций в рекламной сфере.
Во втором параграфе второй главы подчеркивается, что важное значение имеет ответственность самих саморегулируемых организаций. Предлагается ввести административную ответственность саморегулируемой организации в сфере рекламной деятельности за многократное нарушение законодательства ее членами. Изучается сложившаяся международная практика ответственности саморегулируемых организаций в рекламной сфере, а именно возможность наложения штрафных санкций и лишения статуса саморегулируемой организации. Подчеркивается, что данные меры создадут существенные проблемы для нарушителя, как финансовые, так и имиджевые.
Подчеркнуто также, что в Российской Федерации Законом о саморегулируемых организациях определены основные требования к саморегулируемой организации, которые заключаются в достаточной численности субъектов, наличии стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также наличии механизмов разрешения споров и имущественной ответственности участников. Соответствие саморегулируемой организации установленным формальным требованиям позволяет принимать решения о присвоении той или иной организации статуса саморегулируемой, но законодательством не предусмотрены меры для ограничения возможности недобросовестной организации восстанавливать ранее потерянный статус саморегулируемой организации.
В параграфе проанализированы способы повышения ответственности членов саморегулируемых организаций. Отмечено, что данный вопрос может быть урегулирован за счет разработки административных регламентов исполнения уполномоченными органами функции по ведению государственного реестра саморегулируемой организации, учитывающих положения Постановления Правительства Российской Федерации № 724 от 29 сентября 2008 года «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций», с возможностью ужесточения правил по присвоению статуса саморегулируемой организации. Предложено, для эффективного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций, ужесточить подход к организациям, многократно нарушавшим предписания контролирующих органов, подчеркивается важность введения обязательного членства в саморегулируемых организациях в сфере рекламы.
В третьей главе «СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» исследуются особенности правового статуса саморегулируемых организаций, осуществляющих свою деятельность в рекламной сфере. Проводится сравнительный анализ разных форм регулирования рекламной деятельности, выявляются особенности способов регулирования. Отмечается такая особенность рекламного рынка, как высокая информативность, что усложняет его сторонний контроль. В связи с чем подчеркивается особая важность саморегулирования как наиболее эффективного инструмента для контроля над рекламной сферой. Отмечается особое значение саморегулируемых организаций в формировании безопасного информационного пространства России.
В первом параграфе третьей главы исследуется соотношение саморегулирования и иных форм регулирования рекламной деятельности. Отмечено, что в Российской Федерации на практике чаще всего применяются следующие виды регулирования: государственное регулирование рекламной деятельности, саморегулирование рекламной деятельности, а также, в незначительной мере, регулирование, осуществляемое потребителями рекламы.
Анализируя системы регулирования рекламной деятельности, в работе отмечено, что в «чистом виде» ее встретить нельзя. В рамках любой системы регулирования есть тенденции к ее размыванию и слиянию с другими системами  де-факто. Прибегая к данной классификации и методу сравнительного научного анализа, выделяются черты наиболее присущие данному виду регулирования.
В работе подчеркивается, что в странах, в которых содержание рекламы является объектом регулирования обширного законодательства, для эффективного функционирования саморегулирования может оказаться меньше места, чем в тех, где законодательство ограничивается установлением рамок и общих принципов. Это возможно при условии определения таких рамок в Законе о рекламе и Законе о саморегулируемых организациях. Такие рамки должны обязывать саморегулируемые организации осуществлять контроль за содержанием рекламных объявлений.
В параграфе отмечено, что саморегулирование необходимо рассматривать как равноправный государственному регулированию инструмент социальной и экономической жизни общества.
В работе отмечено, что соотношение государственного и иных форм регулирования рекламной деятельности недостаточно сбалансировано. Государственные органы, обладая достаточным набором рычагов воздействия на потенциального нарушителя закона, не имеют гибкой системы, позволяющей отследить и провести экспертизу такого нарушения в кратчайшие сроки. Это влечет за собой крайне медленную реакцию на нарушения и, следовательно, позволяет получать высокие прибыли тем, кто нарушает Закон о рекламе. Саморегулируемые организации, осуществляющие свою деятельность в сфере рекламы, напротив, имеют возможность эффективно и в сжатые сроки провести экспертизу рекламы  и быстро отреагировать на нарушение закона и/или моральных норм рекламного сообщества, и имеют возможности эффективно пресекать такие нарушения.
Во втором параграфе третьей главы исследуется вопрос влияния саморегулируемых организаций, осуществляющих свою деятельность в рекламной сфере, на информационную среду в целом, и их возможность предотвращать скрытые информационные потоки, направленные на дестабилизацию обстановки в Российской Федерации, провоцирования напряженности в обществе на конфессиональной, религиозной, социальной почве.
Подчеркивается, что такая отрасль как рекламная, в связи с её узко-профильной особенностью, с трудом поддается контролю извне. Это является следствием применения специфических приемов психологического и психического воздействия рекламы. Так, рекламное объявление формирует потребность в товаре через такие психологические механизмы как мифотворчество, создание стереотипа, формирование комплекса неполноценности у потребителя и т.д. Саморегулируемые организации в данной сфере, как правило, в штате имеют узко-профильных специалистов, способных в кратчайшие сроки провести анализ рекламного объявления и вынести суждение в вопросе соответствия его законам Российской Федерации и соответствия принятым моральным нормам Рекламного кодекса Российского рекламного сообщества.
Делается вывод о необходимости усиления роли саморегулируемых организаций в рекламной сфере путем наделения их правами, позволяющими осуществлять контрольные функции по отношению не только к своим членам, но и по отношению к любому игроку рекламного рынка. Делается вывод, что привлечение к процессу контроля над информационным пространством Российской Федерации саморегулируемых организаций, осуществляющих свою деятельность в области рекламы, является оправданным и необходимым в силу способности таких организаций в кратчайшие сроки выявлять скрытую пропаганду асоциального поведения, насилия, разжигания межнациональной розни и выносить предписания о прекращении распространения такой информации.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, излагаются основные выводы, имеющие теоретическое и практическое значение, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих опубликованных работах автора:
Научные статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах и изданиях:
1. Руденко К.В. Саморегулирование или государственный контроль рекламной деятельности // Пробелы в российском законодательстве. № 4. 2012. - 0,4 п.л.
2. Руденко К.В. Некоторые актуальные вопросы саморегулирования рекламной деятельности // Бизнес в законе. № 5. 2012. - 0,3 п.л.
3. Руденко К.В. Проблемы саморегулирования рекламной деятельности // Перспективы науки. № 8. 2012. - 0,5 п.л.
Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:
4. Руденко К.В. История рекламы и эволюции рекламного законодательства в России // Гуманитарные науки. Отечественная история и политология. Сборник научных трудов. № 2. 2008. - 0,1 п.л.
5. Руденко К.В. Вопросу о роли мифологии в политической рекламе современной России  // Гуманитарные науки. Отечественная история и политология. Сборник научных трудов. № 3. 2009. - 0,4 п.л.
6. Руденко К.В. Становление саморегулирования коммерческой деятельности в Российской Империи // Гуманитарные науки. Отечественная история и политология. Сборник научных трудов. № 5. 2011. - 0,5 п.л.
7. Руденко К.В. Некоторые проблемы саморегулирования рекламной деятельности  // Гуманитарные науки. Отечественная история и политология. Сборник научных трудов. № 5. 2011. - 0,3п.л.
 
 

 
[1] Собрание законодательства РФ. 2006г. №12. Ст.1232.
[2] Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.
[3] «Собрание законодательства РФ», 09.08.2004, N 32, ст. 3283.
[4]« Российская газета» от 25 декабря 1993.
[5] «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0