2013avtoref1818

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Килин Владимир Эдуардович
 
26 декабря 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Правовое регулирование организации аудиторской деятельности в Российской Федерации» (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.198.11
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Килин В.Э. Правовое регулирование организации аудиторской деятельности в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1818 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Килин В.Э. Правовое регулирование организации аудиторской деятельности в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 
На правах рукописи
 
 
 
 
КИЛИН ВЛАДИМИР ЭДУАРДОВИЧ
 
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
Специальность
12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
 
 
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
Москва, 2013

Диссертация выполнена на кафедре частного права юридического факультета Института экономики, управления и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет».

 
Научный руководитель:
 
Воробьева Ирина Викторовна
Кандидат юридических наук, доцент
 
 
Официальные оппонеты: Закупень Татьяна Ваильевна
Доктор юридических наук, профессор
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Профессор кафедры гражданского права и процесса
Сергеева Елена Викторовна
Кандидат юридических наук
НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия»
Доцент кафедры гражданского права и процесса
 
Ведущая организация:
 
Институт государства и права РАН
 

Защита состоится 26 декабря 2013 г. в 15-00 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на     соискание ученой степени доктора наук Д 212.198.11 при Федеральном          государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» по адресу: 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д. 6, ауд. 255.
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет».
 
Автореферат разослан 26 ноября 2013 г.
 
Ученый секретарь
Совета по защите диссертаций
на соискание ученой степени
кандидата наук, на соискание ученой степени
доктора наук Д.212.198.11,
кандидат юридических наук                                               Е.Ю. Князева
 
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Аудит представляет собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, способствующий развитию предпринимательской деятельности в целом. Аудиторская деятельность в настоящее время развивается весьма динамично, о чем, в частности свидетельствует статистика. В соответствии с Основными показателями рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2012 году, подготовленном Министерством финансов Российской Федерации, за последние три года общее количество аудиторских организаций и аудиторов возросло на 25% (с 4300 аудиторов в начале 2010 года до 5700 аудиторов в конце 2012 года).
Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности»[1] (далее - Закон об аудиторской деятельности) во многом усовершенствовало правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ: расширена организационная структура управления аудиторской деятельностью, растет доля сопутствующих аудиту услуг, повышается уровень их качества, получила дальнейшее развитие система контроля качества аудиторских услуг в рамках профессиональных аудиторских объединений.
После вступления в силу действующего в настоящее время Федерального закона «Об аудиторской деятельности» возникла необходимость принятия множества нормативно-правовых актов подзаконного характера, развивающих положения закона, в чем отсутствовала необходимость при действии предыдущего закона.
Помимо этого принятие Федерального закона «О саморегулируемых организациях»[2] внесло коррективы не только в организацию локальной деятельности аудиторских организаций и осуществление контроля за ними, но и в концептуальные основы правового регулирования их предпринимательской деятельности государством. Так, качественно новый подход к регулированию аудиторской деятельности связан с отменой с 1 января 2010 г. лицензирования и установлением обязательности членства аудиторских организаций и аудиторов в саморегулируемых организациях. Таким образом, принятие Закона об аудиторской деятельности в новой редакции подтвердило окончательное становление российского аудита и создало перспективы для дальнейшего развития нормативно – правового регулирования в этой сфере. К настоящему времени условия для укрепления роли саморегулируемых аудиторских организаций в целом сложились, хотя ряд вопросов остается открытым и требующим тщательного анализа. Как показывает опыт других видов деятельности, чтобы отработать механизм саморегулирования, требуется серьезная и конструктивная работа представителей профессионального сообщества и государства.
Дальнейшее совершенствование аудиторской деятельности напрямую связано с обеспечением качества аудиторских услуг. Так, недостоверность информации, содержащейся в финансовой отчетности, негативно отражается на принятии решений об инвестировании средств, что неизбежно приводит к снижению объема инвестиций в экономику. Таким образом, ответственность за проверку качества аудита возлагается на саморегулируемые аудиторские организации.
Вместе с этим, анализ законодательства, посвященного рассматриваемой проблеме, приводит к выводу, что правовая база, регулирующая данные отношения, далека от совершенства, что усложняет ее практическое применение. Так, значительное количество вопросов вызывает определение правовой природы качества услуг. Не определен субъектный  состав лиц, уполномоченных на проведение аудита.
Недостаточно разработанным представляется понятий аппарат, отсутствует общая терминология таких понятий как «организация аудиторской деятельности», «стандарты аудиторской деятельности», «методика осуществления аудиторской деятельности». Отсутствие систематизации отдельных видов государственного регулирования организации аудиторской деятельности, приводит к сложностям при осуществлении государственной политики регулирования организации аудиторской деятельности.
Отсутствие возможности открытия филиалов и представительств СРО приводит к затруднениям в сфере осуществления прав и обязанностей СРО, а также затрудняет доступность аудиторских услуг заказчикам таких услуг.
Особую значимость приобретает проблема отсутствия обеспечения выполнения аудиторами своих обязанностей, что приводит к ненадлежащей защите прав и законных интересов лиц, перед которыми аудиторская организация или индивидуальный аудитор несут ответственность за допущенные ими нарушения, а также защиты имущественных интересов самих аудиторов. Дискуссионным представляется вопрос о наличии единого квалификационного аттестата аудиторов.
Расширение сферы аудита определяется и все возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка. Все это требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных норм.
В современной правовой науке отсутствует комплексное исследование правового регулирования организации аудиторской деятельности. Существующие научные труды посвящены отдельным аспектам правового регулирования аудиторской деятельности. Вместе с тем проблемы, возникающие в данной сфере, остаются неисследованными либо дискуссионными.
Указанные, а также иные теоретические и практические проблемы организации аудиторской деятельности свидетельствуют о необходимости и актуальности анализа указанного вида предпринимательской деятельности, что обусловило выбор темы и основные направления исследования.
Степень разработанности темы диссертационного исследования. Исследованием отношений в сфере организации аудиторской деятельности занимались такие специалисты в области общей теории права, гражданского, и предпринимательского права, как H.A. Баринов, М.И. Брагинский, О.А. Беляева, В.В. Витрянский, Е.П. Губин, И.В. Ершова, Т.В. Закупень, С.С. Занковский, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкин, О.С. Красавчиков, В.В. Н.И. Косякова, Лаптев, A.B. Малько, В.С.Мартемьянов, А.И. Масляев, Н.И. Матузов, В.Н. Михайлов, В.П. Мозолин, Г.Д. Отнюкова, Г.Ф. Ручкина, В.В. Цмай , А.М. Эрделевский, В.Н. Хропанюк и другие.
Отдельные проблемы, касающиеся правового регулирования аудиторской деятельности, отражены в исследованиях В.К. Андреева, JI.JI. Арзумановой, Л.И. Булгаковой, С.М. Бычковой, Ю.А. Данилевского, Д.В. Елькина, Н.Т. Лабынцева, С.В. Панковой, А.Л. Руфа, Л.В. Соколова, В.П. Суйца, A.A. Терехова, А.Д. Шеремета и других.
По вопросам правового регулирования аудиторской деятельности в западных странах были исследованы публикации ряда зарубежных ученых, в том числе А. Аренса, Дж. Лоббека, Дж. Робертсона.
Определенное внимание изучению проблем аудиторской деятельности уделено в диссертационных исследованиях по гражданскому и предпринимательскому праву. Это, в частности, диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Р.Н. Аганиной, A.A. Марьиной, Л.И. Булгаковой, A.A. Чумакова.
Введение института саморегулирования предопределило научный интерес к данной проблематике. Отметим диссертации И.Г. Журиной, A.B. Басовой.
Цель диссертации состоит в разработке на основе анализа существующей законодательной базы, доктринальных положений и судебной практики теоретических и практических положений, направленных на совершенствование правового регулирования организации аудиторской деятельности.
Поставленная цель предопределила необходимость постановки и решения следующих основных задач:
- определить современное состояние организации аудиторской деятельности в России;
- установить роль государственного регулирования в организации аудиторской деятельности;
- исследовать особенности осуществления государственного контроля и надзора за деятельностью аудиторских организаций;
- выявить специфику осуществления общественного контроля и надзора за деятельностью аудиторских организаций, в том числе определить правовой статус Совета по аудиторской деятельности;
- исследовать особенности саморегулирования как способа организации аудиторской деятельности;
- проанализировать государственные и корпоративные стандарты и методики осуществления аудиторской деятельности;
- сформулировать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование действующего законодательства, регулирующего отношения в области организации аудиторской деятельности в России.
Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие в процессе организации аудиторской деятельности, рассмотренные в теоретическом и практическом аспектах.
Предметом исследования является правовое регулирование общественных отношений, возникающих в связи с организацией аудиторской деятельности, в соответствие с нормами действующего российского законодательства, регулирующего предпринимательские отношения.
Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод познания действительности.
В настоящей работе использованы общенаучные методы познания, к которым, прежде всего, следует отнести формально-логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия), а также специальные юридические методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, метод системного анализа юридических явлений, историко-правовой). Комплексный метод позволил проанализировать рассматриваемые вопросы во всём многообразии их связей и отношений, учитывая не только юридические, но и экономические аспекты организации аудиторской деятельности.
Всеобщий диалектический метод позволил рассмотреть развитие правового регулирования аудиторской деятельности, происходящее, в том числе, и в рамках концептуальных изменений российского предпринимательского законодательства.
Указанные выше общенаучные и частнонаучные методы познания применены с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности, что позволило автору диссертационного исследования выявить и целостно изучить проблемные вопросы организации аудиторской деятельности, проблематику контроля за осуществлением и организацией аудиторской деятельности, а также методику и стандартизацию, применяемую при организации аудиторской деятельности.
Теоретическую основу настоящего диссертационного исследования составили труды российских и зарубежных авторов по вопросам, имеющим отношение к правовому регулированию организации аудиторской деятельности по Российскому законодательству. Решение задач, поставленных в настоящей работе, потребовало обращения к литературе по теории права, гражданскому праву, предпринимательскому праву.
Нормативную правовую базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения по теме исследования.
Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа правоприменительной практики в исследуемой области, статистические данные Министерства финансов РФ, как органа, уполномоченного на осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, а также источники информации, размещенные на сайтах различных органов и организаций, занимающихся проблемами организации аудиторской деятельности.
При написании диссертационного исследования автор опирался на положения Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации.
Научная новизна диссертации состоит в комплексном характере исследования правового регулирования организации аудиторской деятельности в Российской Федерации. В диссертации дается авторская трактовка правового содержания понятий «организация аудиторской деятельности», «стандарты аудиторской деятельности», «методика осуществления аудиторской деятельности». Кроме того, автором проведена классификация видов государственного регулирования организации аудиторской деятельности, что позволит государству осуществлять дифференцированную политику правового регулирования организации аудиторской деятельности.
Автором сформулирована точка зрения на открытие филиалов и представительств СРО в субъектах Российской Федерации, что приведет к более эффективному осуществлению прав и обязанностей СРО, а также в большей степени обеспечит доступность аудиторских услуг заказчикам таких услуг. Рассмотрены действия, направленные на обеспечение компенсационного фонда, формируемого в саморегулируемых организациях, и предложена процедура управления и распоряжения денежными средствами данного фонда.
Доказана необходимость введения обязательного страхования гражданской ответственности аудиторов как обязательного условия приобретения членства в СРО. Изложена позиция по недопустимости и нецелесообразности признания единого квалификационного аттестата аудиторов. В результате исследования разработаны предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в данной сфере.
Научная новизна исследования определяется положениями, выносимыми на защиту.
Основные выводы и положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:
1. Установлено, что под организацией аудиторской деятельности следует понимать систему мер воздействия органов государственной власти правового и организационного характера, направленную на обеспечение эффективности предпринимательской деятельности аудиторских организаций. При этом к мерам правового характера следует отнести нормативно-правовое регулирование, к мерам организационного характера – государственный и общественный контроль и надзор за осуществлением аудиторской деятельности, а также саморегулирование аудиторской деятельности.
2. Государственное регулирование организации аудиторской деятельности, которое направлено на осуществление контроля и надзора за ней, а также на обеспечение деятельности саморегулируемых организаций, систематизировано по следующим основаниям: нормативно-правовое; аналитическое; организационное; контрольное; учетно-регистрационное. Данная классификация позволит государству осуществлять дифференцированную политику правового регулирования организации аудиторской деятельности.
3. Сделан вывод о том, что целесообразно открытие филиалов и представительств СРО в субъектах Российской Федерации, в государственный реестр которых внесены сведения о регистрации их членов. На основании этого предлагается внести изменения в статью 17 Закона об аудиторской деятельности, дополнив его п. 15 следующего содержания: «Саморегулируемая организация аудиторов вправе открывать филиалы и представительства на территории субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения о ее членах». Данное положение приведет к более эффективному осуществлению прав и обязанностей СРО, а также в большей степени обеспечит доступность аудиторских услуг заказчикам таких услуг.
4. Для повышения эффективности функционирования компенсационного фонда саморегулируемых организаций аудиторов предложено дополнить Закон об аудиторской деятельности нормой о компенсационном фонде, изложив статью 17.1 данного Закона в следующей редакции: «Обеспечение компенсационного фонда». 1. Обеспечение компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов обеспечивается посредством осуществления лицензирования деятельности по управлению компенсационными фондами саморегулируемых организаций аудиторов, а также деятельности специализированного депозитария указанных фондов на основании отдельных лицензионных требований. 2. Управляющая компания по управлению средствами компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов обязана заключить договор страхования своей ответственности. 3. Запрещается заключение договоров между управляющей компанией средствами компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов и специализированным депозитарием в случае, когда управляющая компания и специализированный депозитарий являются основным и дочерним, либо преобладающим и зависимым по отношению к друг к другу обществами.
5. В целях обеспечения защиты прав и законных интересов лиц, перед которыми аудиторская организация или индивидуальный аудитор несут ответственность за допущенные ими нарушения, а также защиты имущественных интересов самих аудиторов, в Законе об аудиторской деятельности необходимо предусмотреть обязательное страхование гражданской ответственности аудиторов. При этом в Законе об аудиторской деятельности должны быть определены необходимые существенные условия договора страхования ответственности аудитора, в том числе условие об имущественном интересе, являющемся объектом страхования; о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование; о размере страховой суммы и сроке действия договора страхования.
6. Обосновано, что определение в Законе об аудиторской деятельности обязанности по осуществлению обязательного страхования ответственности аудитора должно быть обеспечено механизмом принуждения к исполнению данной обязанности. Таким образом, введение обязательного страхования ответственности аудитора должно выступать обязательным требованием к членству аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в саморегулируемых организациях аудиторов.
7. Обоснован вывод о том, что введение единого аттестата аудиторов приводит к снижению качества аудиторских услуг, поскольку аудитор может не быть в достаточной степени специалистом и осуществлять свои полномочия во всех сферах аудиторской деятельности, а также то, что отсутствие практической работы является основанием для аннулирования квалификационного аттестата. При этом предлагается применение следующих схем: 1) претендент на получение статуса аудитора сдает экзамен по той области знаний, по которым у него отсутствовал соответствующий тип квалификационного аттестата; 2) единый стандарт и отраслевые стандарты аудиторов признаются в равной степени до того момента, когда учет будет вестись в организациях любой отрасли по единым стандартам.
8. Установлено, что стандарты аудиторской деятельности – это правила поведения, отражающие основные принципы и параметры, в соответствии с которыми осуществляется аудиторская деятельность. Под методикой осуществления аудиторской деятельности понимается совокупность приемов организации проведения аудиторских проверок, процедуры получения аудиторских доказательств и подхода к технике проведения аудита.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения актуальных проблем гражданского и предпринимательского права.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения, выводы и предложения, которые формулируются автором в настоящей работе, могут быть использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на повышение эффективности правового регулирования предпринимательской деятельности аудиторских организаций.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, изложены в пяти научных публикациях автора.
Результаты работы обсуждены и одобрены на кафедре частного права юридического факультета Института экономики, управления и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка источников и литературы.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, выявляется состояние ее научной разработанности, определяется цель, задачи, объект, предмет, методологические, теоретические и нормативные основы исследования, выявляется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения о научной и практической апробации полученных результатов и структуре работы.
В первой главе – «Теоретико-правовые аспекты правового регулирования организации аудиторской деятельности» – анализируется современное состояние организации аудиторской деятельности в России и оценивается роль государственного регулирования в организации аудиторской деятельности.
В первом параграфе первой главы дается правовая характеристика организации аудиторской деятельности в России.
Установлено, что любая экономическая деятельность сопровождается бухгалтерской отчетностью, обработкой и использованием бухгалтерской информации. Вместе с тем любой нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в какой-либо области экономики, должен затрагивать экономические связи их участников. Расходы хозяйствующих субъектов на аудиторские услуги имеют тенденцию к росту. В таких обстоятельствах возникают правовые отношения, связанные с необходимостью организации аудиторских правоотношений и их надлежащего учета.
Регулирование предпринимательской деятельности аудиторских организаций напрямую зависит от состояния рынка аудиторских услуг и динамики его развития, в связи с чем в работе проведен анализ статистических показателей рынка аудиторских услуг в России, подтверждающие его планомерное развитие.
В работе исследован правовой статус субъектов, участвующих в реализации аудиторских правоотношений, в том числе аудитора и аудиторской организации, а также аудируемых лиц - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проходящих обязательный или инициативный аудит. Помимо этого в работе сформулирована позиция относительно объекта аудиторского правоотношения, который представляет собой хозяйственную деятельность проверяемого субъекта.
Определены направления правового обеспечения организации аудиторской деятельности: - принятие новых нормативно-правовых актов, устраняющих пробелы в правовом регулировании; - внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в целях приведения в соответствие их требованиям современного развития правового регулирования предпринимательской деятельности аудиторских организаций; - участие в выработке международно-правовых документов (включая межгосударственные соглашения) в аудиторской деятельности.
В работе отмечено, что повышение эффективности осуществления аудиторской деятельности не может быть ограничено исключительно созданием необходимой правовой основы ее осуществления. Организация предпринимательской деятельности отличается от правового регулирования тем, что первое понятие шире по смысловому значению, так как включает меры не только правового, но и организационного характера.
В этой связи необходимо вести речь, в целом, о создании отлаженного механизма регулирования организации аудиторской деятельности, который бы обеспечивал возможность реализации прав и удовлетворения законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. При этом под организацией аудиторской деятельности следует понимать систему мер воздействия органов государственной власти правового и организационного характера, направленную на обеспечение эффективности предпринимательской деятельности аудиторских организаций. К мерам правового характера следует отнести нормативно-правовое регулирование, к мерам организационного характера – государственный и общественный контроль и надзор за осуществлением аудиторской деятельности, а также саморегулирование аудиторской деятельности.
Во втором параграфе первой главы оценивается роль государственного регулирования в организации аудиторской деятельности.
Автором установлено, что цели и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности зависят не только от экономической ситуации на внутреннем и зарубежном рынках, но и от того, какой вид предпринимательской деятельности нуждается в регулировании. В связи с этим в работе проанализированы позиции исследователей в отношении функций, целей и задач государственного регулирования предпринимательской деятельности и сформулирована авторская позиция относительно роли государственного регулирования в осуществлении организации аудиторской деятельности.
Предпринимательская деятельность аудиторских организаций занимает двойственное положение в правовом регулировании рыночных отношений. С одной стороны — это самостоятельный вид предпринимательской деятельности аудиторских организаций, с другой — это вид деятельности, который влияет на развитие предпринимательства и способствует эффективности ведения финансовых документов и контроля за этим со стороны государства. В этой связи государству отводится особая роль в регулировании процессов организации и осуществления аудиторской деятельности.
Определено, что в круг вопросов, охватываемых государственным регулированием предпринимательской деятельности аудиторских организаций, входит: определение круга субъектов, имеющих право осуществлять аудиторскую деятельность (аудиторские организации, аудиторы); определение видов аудита (в частности выделение обязательного аудита и случаи, когда его необходимо осуществлять); оформление аудиторской проверки (аудиторское заключение); стандарты деятельности аудиторских организаций и правила их профессиональной этики; принцип независимости и соблюдения тайны в деятельности аудиторских организаций; правила внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций; требования к аттестации и повышению квалификации аудиторов; комплекс прав и обязанностей аудиторских организаций и аудируемых лиц на основании договора возмездного оказания аудиторских услуг; правовые основы государственного и общественного контроля за созданием и деятельностью аудиторских организаций, а также их саморегулирование; правила, касающиеся ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также саморегулируемых организаций аудиторов; государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.
В целях определения направлений осуществления государственной политики в области организации аудиторской деятельности, указанный круг вопросов позволяет систематизировать государственное регулирование организации аудиторской деятельности, которое направлено на осуществление контроля и надзора за ней, а также на обеспечение деятельности саморегулируемых организаций, по следующим основаниям: нормативно-правовое; аналитическое; организационное; контрольное; учетно-регистрационное. Данная классификация позволит государству осуществлять дифференцированную политику правового регулирования организации аудиторской деятельности.
Во второй главе – «Способы организации аудиторской деятельности» – исследуются вопросы государственного и общественного контроля и надзора за деятельностью аудиторских организаций, а также саморегулирование как способ организации аудиторской деятельности.
Первый параграф второй главы посвящен государственному контролю и надзору за деятельностью аудиторских организаций.
Автор отмечает, что одним из важных вопросов, подлежащих государственному регулированию, признается контроль качества оказываемых услуг. В работе указывается на неоднозначность позиций ученых, которые в своих работах отражают основные признаки, присущие данному правовому явлению. На основании анализа норм действующего законодательства, юридической литературы автор приходит к выводу, что контролем качества аудиторской деятельности признается проверка деятельности аудиторов с применением всего спектра методик и процедур, необходимых для установления соответствия этой деятельности закрепленным критериям качества.
С учетом особенностей, присущих отдельным видам контроля, автору удается разработать следующие уровни контроля качества аудиторской деятельности: внутренний контроль, устанавливаемый самим субъектом аудиторской деятельности; внешний контроль, осуществляемый со стороны саморегулируемой организации; внешний контроль, осуществляемый государством. Наряду с этим, в зависимости от различных оснований автор проводит классификацию контроля качества, выявляя при этом признаки присущие, отдельным разновидностям данного контроля.
Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день контроль качества аудиторской деятельности осуществляется посредством различных государственных органов в пределах их полномочий. К таким органам относятся такие как Минфин России, основной функцией которого в рассматриваемой сфере выступает проверка деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. Другим органом в данной сфере выступает Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). При этом следует исходить из того, что результаты проверок, проводимых указанными органами являются важным показателем контроля качества аудиторской деятельности. Важным показателем контроля качества аудиторской деятельности является установление и соблюдение правил внутреннего контроля уровня осуществляемого ими аудита.
В параграфе также отмечается, что внешний контроль уровня работы субъектов аудиторской деятельности, наряду с Росфиннадзором,  проводят саморегулируемые организации аудиторов по отношению к своим членам. При этом особое внимание уделяется организациям, ценные бумаги которых находятся в свободном обращении на организованных торгах, пенсионным фондам, не находящимся в полном ведении государства, организациям, доля государственного участия в уставных капиталах которых выражается не менее чем в 25 процентов, кроме того государственным компаниям и корпорациям.
Автор определяет предмет внешнего контроля уровня работы как соблюдение субъектами аудиторской деятельности необходимых требований законодательства, а также правил, стандартов, действующих в данной сфере отношений, в том числе, и кодекса профессиональной этики аудиторов.
Значительное количество вопросов в рассматриваемой сфере решается посредством принятия подзаконных нормативно-правовых актов. Так, одной из основных целей таких актов выступает порядок организации и проведения проверок Росфиннадзором субъектов аудиторской деятельности. Согласно проведенному анализу, автор подчеркивает наличие значительного количества нарушений в сфере осуществления аудиторской деятельности, что, в свою очередь, позволяет применить к нарушителям меры административной ответственности. При этом наиболее частыми нарушениями являются уклонение субъектов аудиторской деятельности от проведения проверок, неисполнение в регламентированный законный срок предписания,  по которому аудиторская организация была обязана ликвидировать выявленные в результате проверок нарушения, организация и проведение внутреннего контроля уровня работы; осуществление аудита бухгалтерской отчетности; подготовка аудиторского заключения; независимость и профессиональная этика. Кроме того, выявлена систематичность указанных групп нарушений, что свидетельствует о необходимости принятия серьезных мер, направленных на регулирование отношений в сфере организации аудиторской деятельности.
Во втором параграфе второй главы рассматривается общественный контроль и надзор за деятельностью аудиторских организаций.
Установлено, что единственной специализированной организацией, созданной в целях соблюдения общественных интересов в ходе проведения аудиторской деятельности является Совет по аудиторской деятельности, созданный на основании приказа Минфина России.
Определено, что целью работы Совета является поддержание высокого уровня качества аудиторской деятельности, профессиональное предоставление аудиторских услуг в интересах всего общества. Основными функциями Совета являются: рассмотрение вопросов, касающихся направления государственной политики в сфере предоставления аудиторских услуг; формирование и представление на утверждение федеральных стандартов, регулирующих отрасль аудиторской деятельности, а также других нормативно-правовых актов, регулирующих сферу аудиторской деятельности; рассмотрение и утверждение обязательных для представителей аудиторской профессии кодекса профессиональной этики аудиторов и правил независимости субъектов аудиторской деятельности; рассмотрение результатов осуществления своих функций СРО; разработка и вынесение рекомендаций по осуществлению внешних проверок уровня работы субъектов аудиторской деятельности.
В параграфе отмечается, что особое внимание Совета уделено системе внедряемых стандартов в целях регулирования рынка аудиторских услуг, и уже реализуемой в Российской Федерации. По результатам проведенного анализа установлено, что главной задачей внедряемых улучшений является прямое использование международных стандартов аудита, которые приняты и на которые ориентируется Международная федерация бухгалтеров.
Одним из направлений общественного контроля аудиторской деятельности выступает утверждение Кодекса профессиональной этики субъектов аудиторской деятельности, который является совокупностью общепринятых норм предоставления аудиторских услуг, обязательных для выполнения аудиторскими организациями и аудиторами, и соответствует международным требованиям. Автор положительным признает разработку и принятие Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, которые содержат наиболее важные требования к обеспечению независимости аудиторских организаций и аудиторов, средства и способы их осуществления, порядок разрешения конфликта интересов, который возникает в аудиторской практике.
В работе подчеркивается, что особое внимание уделяется контролю за индивидуальными аудиторами. В качестве основных вопросов рассматриваются такие как необходимость обучения на курсах повышения квалификации, в том числе повышение активности работы саморегулируемыми организациями аудиторов с образовательными организациями, а также обеспечение создания единой базы выданных документов о повышении квалификации аудиторами.
Выявлено, что Совет по аудиторской деятельности принимая решения по вопросам регулирования аудиторской деятельности, независимости и профессиональной этики, мониторинг рынка аудиторских услуг, аттестации и повышения квалификации аудиторов, а также саморегулирования должен опираться на принципы следования интересам аудиторских организаций; солидарности; следования уставу; профессионализма; демократичности управления; принцип недопущения конфликта интересов; самоконтроля; открытости для заинтересованных сторон; информационной открытости; конфиденциальности; добросовестной конкуренции.
В работе обоснованы предложения по введению института обязательного страхования ответственности аудиторов, которое представляет собой эффективный правовой инструмент, влияющий на качество организации аудиторской деятельности. При этом в Законе об аудиторской деятельности должны быть определены необходимые существенные условия договора страхования ответственности аудитора, в том числе условие об имущественном интересе, являющемся объектом страхования; о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование; о размере страховой суммы и сроке действия договора страхования.
Также в работе обосновано, что определение в Законе об аудиторской деятельности обязанности по осуществлению обязательного страхования ответственности аудитора должно быть обеспечено механизмом принуждения к исполнению данной обязанности. Таким образом, введение обязательного страхования ответственности аудитора должно выступать обязательным требованием к членству аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в саморегулируемых организациях аудиторов.
В третьем параграфе второй главы рассматривается саморегулирование как способ организации аудиторской деятельности.
Определено, что основной задачей создания саморегулируемых аудиторских организаций является необходимость усиления контроля за качеством аудиторских услуг. Отмена лицензирования и перевод всей отрасли на саморегулирование аудиторское сообщество восприняло положительно. Специалисты высказывали мнение, что эти перемены вызваны тем, что Министерство финансов просто физически не способно обеспечить должный уровень контроля за каждым субъектом аудиторской деятельности и проконтролировать качество оказываемых аудиторами и аудиторскими организациями услуг. Считается, что именно поэтому государство решило осуществлять контроль за профессиональными объединениями аудиторов, которые, в свою очередь будут осуществлять функции контроля и регулирования работы аудиторских организаций. В работе отмечается, что основной целью саморегулирования выступает перенесение надзорных и контрольных функций за деятельностью субъектов конкретной отрасли с государства на непосредственных участников рынка.
По мнению ряда специалистов обязательное членство в саморегулируемых аудиторских организациях не согласуется с основополагающим принципом осуществления участниками гражданско-правовых отношений своих субъективных прав своей волей и в своем интересе, а также с принципами свободы договора и добровольности при создании юридических лиц. В то же время, добровольное членство в данном случае не отвечало бы тем требованиям, которые предъявляет к аудиторской деятельности законодатель. В работе подчеркивается, что членство в саморегулируемой организации является неотъемлемым условием обеспечения качества оказываемых данными субъектами услуг.
В работе обосновывается вывод о том, что в состав саморегулируемых организаций аудиторов кроме аудиторов и аудиторских организаций могут входить представители других профессий, но в целях избежания злоупотреблений правами и интересами аудируемых лиц, целесообразно определить более четкую регламентацию правового положения членов других профессий в деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На основании этого автором внесены соответствующие дополнения в законодательство.
В работе обосновано, что в настоящее время имеется достаточное количество условий, которые способствуют укреплению роли саморегулируемых аудиторских организаций. Наряду с этим спорным представляется вопрос об обеспечении качества аудиторских услуг. Предлагается создание профессионального органа аудиторов, которому будут переданы часть функций по саморегулированию в профессии, в том и числе и полномочия по контролю качества аудиторской деятельности.
В третьей главе – «Стандартизация и методика осуществления аудиторской деятельности» исследуются правоотношения, возникающие в связи с установлением стандартов и определением методики осуществления аудиторской деятельности.
Установлено, что аудит осуществляется на основании правил (стандартов) аудиторской деятельности. Под такими правилами (стандартами) понимаются единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты подразделяются на федеральные и внутренние - принимаемые профессиональными аудиторскими объединениями, аудиторскими организациями и аудиторами. Федеральные правила (стандарты) утверждаются Правительством РФ и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов для аудируемых лиц, за исключением тех положений, где указано, что они имеют рекомендательный характер.
Определено, что качеством аудиторской деятельности необходимо считать соответствия характеристик какого-либо объекта определенным требованиям и, как правило, эти определения относятся к качеству услуги. Поскольку аудиту как услуге свойственны такие особенности, как персонифицированная направленность и комплексность, к нему не могут быть в полной мере применимы разработанные для материальной сферы концепции качества.
Установлена тенденция унификации методики проведения аудита как признанное большинством государств необходимое условие развития законодательства, что объясняется следующими объективными причинами: стандарты аудита во многом зависят от развития стандартов бухгалтерского учета; стандарты аудита во многом зависят от монополистических тенденций в сфере аудита; стандарты аудита устанавливают определенный минимум аудиторских процедур, которые необходимо совершить, и, поэтому, предотвращают возможность проведения некачественного аудита.
Установлена значимость международных и национальных аудиторских стандартов заключается в: обеспечении определенных гарантий качества деятельности аудиторов, проведения аудита и определенного уровня надежности результатов проверок; способствовании внедрению в практику аудиторской деятельности научных достижений и создании достойного общественного имиджа аудиторской профессии; обеспечении связи элементов аудиторской проверки и создании возможности контроля ее качества; их последовательном применении как решающим доказательством в пользу аудитора в случае возникновения претензий и судебных дел на основе исков.
Определено, что, несмотря на достижения по созданию международных стандартов аудита, настоящего единообразия не имеет места. И по этой причине современные международные стандарты аудита рассматривают как систему стандартов, которые оказывают двустороннее влияние друг на друга, так как национальное законодательство в многих государствах существенно разнится. Данная проблема должна изучаться методом сравнительного правоведения.
Выявлено, что сборник типовых аудиторских рабочих документов для проведения аудита направлен на предоставление дополнительной методологической помощи в применении стандартов аудита и предназначен исключительно для использования в целях учебной подготовки. Указанный документ не может и не имеет целью полностью соответствовать всем российским стандартам аудита и юридическим требованиям любых юрисдикций. Поэтому при проведении аудиторской работы пользователям и читателям этого документа необходимо принять во внимание все прочие соответствующие применяемые нормативно-правовые документы.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, излагаются основные выводы, имеющие теоретическое и практическое значение, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего организацию аудиторской деятельности в Российской Федерации.
 
 
 
Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих опубликованных работах автора:

  1. Килин В.Э. Актуальные проблемы регулирования аудиторской деятельности в связи с переходом к саморегулированию. – Вестник РГГУ № 3 (83) Научный журнал. – М.,  2012. – С. 270-276. 0,3 п.л.
  2. Килин В.Э. Правовое обеспечение аудита в России на этапе его перехода к саморегулированию. – Вестник Академии права и управления № 32. – М.: НОУ ВПО «МИГУП», 2013. – С.270-276. 0,3 п.л.
  3. Килин В.Э. Нормативно-правовые критерии качества аудиторской деятельности. – Юность  науки. – М., 2012. – С. 285-290. 0,25 п.л.
  4. Килин В.Э. Правовое регулирование видов контроля в сфере аудита.- Юридическая наука в правовом поле России: ценностные ориентиры и перспективы развития Муромцевские чтения. Материалы XII Международной научной конференции Москва,5 апреля 2012 года /  под ред. Н.И. Архиповой. – М.: РГГУ, 2012. – С. 336-340. 0,25 п.л.
  5. Килин В.Э. Тенденции развития аудиторской деятельности как экономико-правовой категории. – Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции 26 апреля 2013 года / под общей редакцией В.П. Очередько, К.Г. Сварчевского. СПб: Северо-западный филиал ФГБОУ ВПО "Российская академия правосудия", 2013. – С. 223-233. 0,4 п.л.

 

 
[1]Федеральный закон от 30 декабря 2008 № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 15.
[2] Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0