2013avtoref1809

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Львова Светлана Владимировна
 
25 декабря 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Телефильмы, созданные по заказу гостелерадио СССР, как объекты авторского права» (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.198.11
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Львова С.В. Телефильмы, созданные по заказу гостелерадио СССР, как объекты авторского права: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1809 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Львова С.В. Телефильмы, созданные по заказу гостелерадио СССР, как объекты авторского права: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

На правах рукописи
 
 
 
 
ЛЬВОВА   СВЕТЛАНА   ВЛАДИМИРОВНА
 
ТЕЛЕФИЛЬМЫ, СОЗДАННЫЕ ПО ЗАКАЗУ ГОСТЕЛЕРАДИО СССР, КАК ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
 
Специальность
12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
 
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
Москва – 2013

Диссертация выполнена на кафедре частного права юридического факультета Института экономики, управления и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет»
 

Научный руководитель: Милохова Анна Владимировна Кандидат юридических наук, доцент
Официальные оппоненты: Орлова Валентина Владимировна
Доктор юридических наук, профессор
Юридическая компания  «Пепеляев Групп»
Руководитель практики интеллектуальной собственности и товарных знаков
Чуковская Екатерина Эдуардовна
Кандидат юридических наук
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Главный научный сотрудник
Ведущая организация:
 
ФГБОУ ВПО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности»

Защита состоится 25 декабря 2013 г. в 17-00 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.198.11 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» по адресу: 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д. 6, ауд. 255.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет»
Автореферат разослан 25 ноября 2013 г.
Ученый секретарь
Совета по защите диссертаций
на соискание ученой степени
кандидата наук, на соискание ученой степени
доктора наук Д 212.198.11,
кандидат юридических наук                                                Е.Ю. Князева
 
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос о правообладании на аудиовизуальные произведения - телефильмы, созданные в СССР киностудиями системы Госкино СССР по заказу Гостелерадио СССР за счет средств союзного бюджета.
В СССР, в период существования административно-командной экономики, проблем с правообладанием на телефильмы, как объекты авторского права, не возникало. Вся жизнь страны подчинялась госплану и плановой экономике с четким распределением функций в области управления. Все имущество кино и телепроизводящих предприятий принадлежало государству.
Однако после распада СССР, когда права на телефильмы стали представлять реальную материальную ценность, возник вопрос о правообладании на них, в том числе и на телефильмы, созданные ТО «Экран» и ТПО «Союзтелефильм».
Особенно остро встал вопрос о том, к кому перешли права, именуемые сегодня имущественными, на телефильмы, созданные киностудиями союзных республик по заказу Гостелерадио СССР - к вновь возникшим государствам или к юридическим лицам - правопреемникам союзных киностудий. Точка в этом вопросе не поставлена до сих пор и в условиях отсутствия каких-либо специальных межправительственных соглашений, данная проблема носит характер международной.
Правило части 4 статьи 5 Федерального закона от 18 декабря 2006 года №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» о том, что автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения, обязывает определять первоначального правообладателя в отношении телефильмов, созданных по заказу Гостелерадио СССР, а также объем его прав и обязанностей, на основании законодательства, действовавшего на момент их создания. 
         Правопреемники бывших киностудий СССР, создававших телефильмы по заказу Гостелерадио СССР, воспользовавшись нормой статьи 486 ГК РСФСР,  объявили себя правообладателями. Эта позиция до сих пор является доминирующей, в ущерб интересам российского государства. Однако сторонники позиции о том, что авторское право на телефильм принадлежит предприятию, создавшему этот телефильм, не учитывают, что  применив такой уникальный юридический прием как признание авторского права за юридическим лицом, советский законодатель в статье 484 ГК РСФСР установил пределы авторских прав юридического лица. В то же время ни в одной норме советского законодательства не раскрывалось ни понятия телефильма, ни его правового режима, ни момента его возникновения как объекта авторского права в условиях жесткого государственного контроля за творческим процессом производства телефильмов, ни пределов авторских прав киностудий. Несовершенство правового регулирования правообладания на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, привело к тому, что права на телефильмы, которые в соответствии с законом принадлежат Российской Федерации, незаконно используют, извлекая при этом доход, дистрибьюторы, как на территории нашего государства, так и за границей.
Правительство Российской Федерации, уполномочив Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм (далее – Гостелерадиофонд) управлять исключительными правами на телефильмы, в том числе и созданными по заказу Гостелерадио СССР, допустило неоднозначные формулировки в пункте 5 изданного им Постановления от 13.12.1995 № 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм», что привело к различному толкованию отдельных его положений, устанавливающих объем предоставляемых Гостелерадиофонду прав, и определяющих объекты, права на которые предоставляются на основании указанного Постановления.
Вышеперечисленные проблемные вопросы в своей совокупности свидетельствуют об актуальности и значимости темы настоящей диссертационной работы и диктуют необходимость комплексного исследования обозначенных проблем.
Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на бесспорную значимость и актуальность вопроса о правовом режиме телефильмов, созданных по заказу Гостелерадио СССР, и правового регулирования использования прав на указанные объекты авторского права на современном этапе, в научной литературе, а также в монографических исследованиях данной проблеме не уделено должное внимание.
На сегодняшний день отсутствуют монографии, посвященные комплексному исследованию проблем правообладания на телефильмы. А по вопросам правообладания на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, научные исследования вовсе не проводились.
Исследованиями в области теории авторского права и правообладания на аудиовизуальные произведения занимались М.М. Антимонов, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, М.В. Гордон, О.С. Иоффе, О.А.  Красавчиков, М.И. Никитина, Н.А. Райгородский, И.В. Савельева, В.И. Серебровский, Е.А. Флейшиц, Б.Б. Черепахин, С.А. Чернышева и др.
После распада Советского Союза, когда права на аудиовизуальные произведения стали представлять серьезную материальную ценность, у ученых появился интерес к вопросам исследования правового регулирования отношений по созданию и использованию аудиовизуальных произведений, что нашло отражение в работах И.А. Близнеца, Е.А. Суханова,  М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Э.П. Гаврилова, О.А. Городова, В.А. Дозорцева, Е.А. Моргуновой, А.П. Сергеева, и др. Отдельные вопросы правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности исследовались также в работах И.А. Зенина, В.О. Калятина, Н.М. Коршунова, А.Л. Маковского, В.В. Орловой, О.А. Рузаковой, А.П. Сергеева, В.Н. Синельниковой, Д.Ю. Шестакова, В.Ф. Яковлева и др.
Изучением отдельных проблемных вопросов правообладания на фильмы как объекты авторских прав посвящены научные труды Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, Н.А. Райгородского, И.В. Савельевой, А.И. Ваксберга, И.А. Грингольца, Б.П. Орлова, С.А. Чернышовой и др.
Гражданско-правовые проблемы в сфере правообладания на аудиовизуальные произведения и общие вопросы киноавторского права исследовались также в диссертационных исследованиях С.Е. Кружалова, П.В. Фомичева, М.Ю. Родионова, А.О. Радоминовой, Е.Э. Чуковской.
Отдельные научные статьи посвящены анализу субъектного состава возможных правообладателей на телефильмы, исследованию полномочий киностудий, а также сущности аудиовизуального произведения как объекта авторского права. Однако указанные публикации не имеют комплексного охвата, а акцентирующие внимание, в основном, на анализе субъектного состава возможных правообладателей на телефильмы с точки зрения анализа статьи 486 ГК РСФСР и некоторых нормативных актов советской эпохи.
Таким образом, на сегодняшний день комплексные научные труды и монографические исследования, направленные на исследование прав на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, отсутствуют, в связи с чем поставленные автором в настоящем диссертационном исследовании актуальные вопросы требует специального научного изучения, что  позволяет на уровне кандидатской диссертации рассмотреть заявленную тему.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе правообладания на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, рассматриваемые в теоретическом и практическом аспектах.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием прав на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, а также судебная практика рассмотрения споров в данной сфере.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке на основе анализа существующей законодательной базы, доктринальных положений, судебной практики, архивных и финансово-бухгалтерских документов теоретических и практических положений, направленных на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в сфере использования прав на такие объекты авторского права, как телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР.
Поставленная цель предопределила основные задачи исследования:
- рассмотреть в динамике исторического развития вопросы гражданско-правового регулирования фильмопроизводства в СССР через анализ норм авторского права и ведомственных нормативных актов Госкино СССР, как органа управлявшего фильмопроизводством в СССР и Гостелерадио СССР, как органа, выполнявшего функции заказчика телефильмов;
- на основе анализа норм советского законодательства, а также путем осмысления доктринальных положений науки гражданского права, определить правовую природу телефильмов, созданных по заказу Гостелерадио СССР, рассмотреть их индивидуальные характеристики, сформулировать понятие такого телефильма, и определить момент его создания как объекта авторского права;
- на основе анализа норм законодательства СССР, архивных данных, данных бухгалтерских и финансовых документов выявить и проанализировать пределы авторских прав киностудий на телефильмы, созданные ими по заказу Гостелерадио СССР;
- изучить и проанализировать проблемные вопросы правообладания на телефильмы, созданные творческим объединением «Экран», творческо-производственным объединением «Союзтелефильм» и киностудиями бывшего СССР по заказу Гостелерадио СССР;
- охарактеризовать правовой статус Гостелерадиофонда, как правопреемника Гостелерадио СССР, Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании и РГТРК «Останкино»;
- рассмотреть проблемные вопросы правового регулирования правообладания на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР на современном этапе и предложить пути их решения;
- сформулировать на основе проведенного исследования предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с использованием прав на такие объекты авторского права, как телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР.
Методологическая основа исследования. В диссертационной работе в процессе исследования поставленных научных задач использованы общенаучные и частнонаучные методы познания, в том числе диалектический, формально-юридический, конкретно-исторический, социально-правовой, социологический, специальные юридические методы (историко-правовой метод, сравнительно-правовой метод, метод системного анализа юридических явлений), а также логический методы, методы анализа, синтеза и аналогии.
Конкретно-исторический и сравнительно-правовой методы дали возможность проанализировать специфику исторического развития правового регулирования отношений в сфере фильмопроизводства в СССР.
Историко-правовой метод использован при исследовании этапов развития законодательства, регулирующего правовой режим объектов авторского права – телефильмов, и правового положения участников этих правоотношений.
Комплексный метод позволил проанализировать рассматриваемые вопросы во всем многообразии их связей и отношений, учитывая не только юридические, но и бухгалтерско-экономические аспекты правоотношений в области возникновения авторских прав на телефильмы.
Нормативную базу диссертационной работы составили Конституция Российской Федерации, международные договоры, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, бывшего Союза ССР, нормативно-правовые акты Госкино СССР и Гостелерадио СССР, посвященные вопросам регулирования авторско-правовых отношений в области производства телефильмов и использования прав на указанные объекты авторского права, локальные нормативные акты Гостелерадио СССР, Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании и РГТРК «Останкино».
Теоретической основой диссертационного исследования послужили научные труды российских ученых-правоведов, в которых анализировались вопросы правового регулирования правообладания на аудиовизуальные произведения, в том числе телефильмы.  В диссертационной работе была использована монографическая и учебная литература, а также публикации ученых теоретиков и практикующих специалистов в научных журналах и периодической печати.
Эмпирическую основу диссертационного исследования составили постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, Решения № 01-1/4-06 и № 14/95/С-1/7-96  Экономического Суда СНГ, материалы гражданских дел А40/192-99, А40/2430-99, А40/3609-99, А40/3158-99, А40/3975, А40/3898-02, А40/3651-02, А40/2175-01, в том числе материалов гражданского дела А40-142420/2010 по иску ФГБУ «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм» о признании агентского договора от 01.12.2007 № СГ-2-2007, заключенного между ООО «Экран века» и ООО «ТРИСТ», недействительным, в котором автор настоящего диссертационного исследования выступала в качестве представителя Истца, Постановление Президиума ВАС РФ по делу А40-142420/2010, архивные данные, данные первичных бухгалтерских документов, бухгалтерские и финансовые отчеты, а также данные практической работы автора в качестве адвоката по защите прав и законных интересов ФГБУ «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм».
Научная новизна исследования состоит в том, что автором впервые проведено комплексное монографическое исследование вопросов и проблем, возникающих на современном этапе в связи с правообладанием на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР.
В настоящей работе впервые исследуются вопросы правовой природы телефильмов, созданных по заказу Гостелерадио СССР, дается их понятие и определяются их индивидуальные характеристики, исследуются и анализируются пределы авторских прав киностудий, рассматриваются вопросы правообладания на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР на современном этапе.
Новизна исследования определяется предложениями по совершенствованию правового регулирования в области правообладания на советские телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, основанными на собственной судебной практике автора.
Научная новизна представленной темы нашла свое отражение в основных положениях, выносимых на защиту:
1. В диссертационном исследовании автором сформулировано понятие  телефильма, созданного по заказу Гостелерадио СССР, под которым следует понимать  аудиовизуальное  произведение, созданное специально для показа по телевидению, индивидуальными характеристиками которого являются: название, количество серий (частей), указание на режиссера, автора сценария, композитора, время демонстрирования, носитель, звук, формат, цвет.
2. Комплексный подход к анализу правовой природы телефильмов, создаваемых по заказу Гостелерадио СССР не только с точки зрения авторского права, но и с точки зрения бухгалтерского законодательства и первичных бухгалтерских документов, а также ведомственных нормативных актов, архивных документов позволил автору сделать следующие выводы:
2.1. Советским законодательством любой телефильм, в том числе и созданный по заказу Гостелерадио СССР,  рассматривался не только как объект авторского права, но и как имущество юридического лица – основное средство, что свидетельствует о его двойственной правовой природе.
2.2.  Установлено, что общее правило о возникновении произведения с момента объективного выражения не могло применяться для телефильма, созданного по заказу Гостелерадио СССР, который как объект авторского права в условиях жесткого ведомственного регулирования, возникал не в момент, когда он был зафиксирован на пленке по окончанию монтажно-тонировочного периода, а тогда, когда все замечания и поправки были устранены и телефильм был принят по акту приема-передачи заказчиком на одной пленке и зачтен в выполнение плана производства, после чего запрещалось вносить в телефильм поправки и изменения. Именно этот момент являлся моментом возникновения телефильма как объекта авторского права и как основного средства.
3. Определены пределы авторского права киностудий на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР на основании установленного статьей 484 ГК РФСР принципа о пределах авторского права юридического лица в соответствии с законодательством Союза ССР и ГК РСФСР.
Первый предел авторского права киностудии – это невозможность для нее, как для юридического лица, иметь права авторства, как одно из правомочий автора.
Второй предел авторского права киностудий ограничивался тем, что киностудии бывшего СССР никогда не обладали авторскими правами на составные части телефильмов (сценарий, музыку и т.д.), поскольку Гостелерадио СССР на основании типовых договоров, заключаемых с авторами, выплачивало вознаграждение и само приобретало авторские права на произведения, создаваемые авторами сценария, музыки и т.д. для заказываемых телефильмов.
Третий предел авторского права киностудий - законодательно установленная невозможность для киностудий обладать авторскими правами на телефильмы, созданные ими по заказу Гостелерадио СССР, которые в свете сегодняшнего законодательства рассматриваются в качестве имущественных, поскольку ни одна киностудия системы Госкино СССР, создававшая телефильмы по заказу Гостелерадио СССР, не имела законодательно установленных правомочий по распоряжению и использованию прав на телефильмы, не учитывала их в составе основных средств по той причине, что каждый из телефильмов после его создания передавался по акту приема - передачи уполномоченной Гостелерадио СССР организации, а киностудия получала окончательное финансирование за созданный ею телефильм.
4. Выявлено, что правопреемники киностудий, создавших телефильмы по заказу Гостелерадио СССР, не могут быть признаны правообладателями прав на указанные телефильмы, поскольку не обладают для этого необходимым набором условий:
- созданные киностудиями бывшего СССР телефильмы, рассматриваемые бухгалтерским законодательством СССР в качестве основных средств, не передавались им на баланс в качестве основных средств;
- право распоряжаться правами на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, не было отражено в Положении о киностудии в качестве одной из целей ее деятельности (статьи 25, 26 ГК РСФСР), и цели деятельности киностудий бывшего СССР ограничивались исключительно творческим процессом по созданию телефильмов;
- право распоряжаться телефильмами, созданными по заказу Гостелерадио СССР, не было отражено в плановых заданиях, которые доводились до каждого предприятия ежегодно (ст. 93.1 ГК РСФСР), и анализ тематических планов показал, что в них содержалось указание только на съемки конкретных фильмов, которые и должны были быть осуществлены конкретной киностудией.
5. Обосновано положение о том, что все права на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, рассматриваемые сегодня в качестве имущественных, непосредственно возникали у Гостелерадио СССР, как у заказчика телефильмов, учитывались на балансе Всесоюзного фонда телевизионных и радиопрограмм Государственного Комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию (далее «Телерадиофонд»), всегда принадлежали государству и сегодня принадлежат Российской Федерации, а не предприятиям – правопреемникам киностудий РСФСР, осуществивших съемку телефильмов по заказу Гостелерадио СССР.
6. Сделан вывод о том, что права на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР киностудиями бывшего СССР, перешли к Российской Федерации. Учитывая тот факт, что не все правопреемники киностудий бывшего СССР - ныне самостоятельных государств,  признают данный факт, предлагается инициировать обращение в Экономический Суд Содружества Независимых Государств для получения соответствующего решения, разъясняющего нормы положений межгосударственного Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, подписанного в г. Бишкеке 9 октября 1992 г., в отношении особого вида имущества Гостелерадио СССР, в состав которого входили особые основные средства - телефильмы, состоявшие на балансе его структурного подразделения - Всесоюзного фонда телевизионных и радиопрограмм Государственного Комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию «Телерадиофонда».
7. В результате исследования в настоящей диссертационной работе вопроса о правообладании на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР такими киностудиями как творческое объединение «Экран» и творческо-производственным объединение «Союзтелефильм», автором сделаны выводы о принадлежности Российской Федерации исключительных прав не только на телефильмы, которые были созданы вышеуказанными киностудиями по заказу Гостелерадио СССР, но и прав на те телефильмы, которые были созданы ими в процессе их хозрасчетной деятельности в конце 80-х. и до момента распада СССР. Было установлено, что обе киностудии относятся к категории ликвидированных предприятий, а потому в силу установленного законодателем в статье 498 ГК РСФР императивного правила о том, что в случае ликвидации организации, принадлежащее ей авторское право переходит к государству, права на весь контент творческого объединения «Экран» и творческо-производственного объединения «Союзтелефильм»  принадлежат Российской Федерации.
8. Выявлено, что отсутствие легального определения используемого в действующем законодательстве понятия «фондовые материалы», приводит к неоднозначному его толкованию:  при рассмотрении гражданских дел и вынесении  решений в одних случаях суды рассматривают фондовые материалы как материальные носители, а в других случаях – как объекты авторских прав.
В связи с этим предложено авторское определение понятия «фондовые материалы», под которыми понимаются объекты интеллектуальной собственности – телевизионные и радиопрограммы, передачи, фонограммы, аудиовизуальные произведения, а также иные объекты авторского права и смежных прав, созданные прекратившими свою деятельность государственными телерадиовещательными и телепроизводящими организациями, либо по их заказу, а также ликвидированными государственными предприятиями, осуществлявшими съемку аудиовизуальных произведений, и переданные в эфир на территории Союза ССР, исключительные права на которые в настоящее время принадлежат Российской Федерации.
В связи с определением указанного понятия соответствующие дополнения должны быть внесены в Постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.1995 № 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм».
9. В целях защиты прав и законных интересов Российской Федерации в отношении принадлежащих ей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, необходимо дополнить Постановление Правительства РФ от 13.12.1995 № 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм» пунктом 6 следующего содержания:
 «Установить, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм» в отношении принадлежащих Российской Федерации исключительных прав на фондовые материалы вправе:
- осуществлять их использование любыми не противоречащими законодательству Российской Федерации способами;
- предоставлять права на использование фондовых материалов на основании лицензионных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в случае выявления нарушения исключительного права фондовые материалы, применять предусмотренные международным договором и законодательством Российской Федерации способы защиты исключительных прав, в том числе на территории зарубежных государств».
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что содержащиеся в диссертационном исследовании научные выводы и предложения могут представлять интерес и быть использованы: 1) как исходный материал для дальнейшего развития научных проблем правового регулирования правообладания на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР; 2) в правотворческой и правоприменительной деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти; 3) судами при рассмотрении конкретных судебных споров; 4) юристами, практикующими в области защиты и использования аудиовизуальных произведений; 5) в практической деятельности авторами, теми, кто осуществляет использование телефильмов, созданных по заказу Гостелерадио СССР, в первую очередь различными телевизионными каналами; 6) в учебном процессе преподавателями и студентами юридических и кинематографических вузов.
Кроме вышеуказанного, результаты исследования могут явиться основой для дальнейшей научной разработки тех проблем, которые не нашли отражения и разрешения в исследованиях, проведенных на сегодняшний день.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования стали основой для формирования доказательственной базы и позиции по защите интересов Государственного фонда телевизионных и радиопрограмм, в том числе и по делу А40-142420/2010, в котором автор представляла интересы истца - Гостелерадиофонда. Позиция о том, что исключительные права на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, принадлежат Российской Федерации и управляет ими Гостелерадиофонд, изложенная в настоящей работе, была поддержана Высшим Арбитражным судом Российской Федерации. Содержащиеся в диссертации теоретические выводы и практические рекомендации положены в основу юридических заключений, подготовленных автором в рамках заключенных государственных контрактов с ФГБУ «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм», а также ряда статей, подготовленных автором.
Вопросы правообладания на советские телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, подробный анализ которым дан в настоящей диссертационной работе, неоднократно обсуждались на круглых столах с участием автора, а также в рамках программы «Наше кино» – в одном из выпусков общественно-политического ток-шоу «Время Союза» на телеканале Телерадиовещательной организации Союзного государства, где темой программы стал вопрос принадлежности прав на телефильмы, снятые киностудией «Беларусьфильм» по заказу Гостелерадио СССР.
Результаты исследования были апробированы при обсуждении диссертации на заседании кафедры гражданского права РГГУ.
Структура и содержание работы. Поставленные автором задачи обусловили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и перечня законодательных и иных нормативных правовых актов.
 
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении автором обосновывается актуальность избранной темы диссертационного исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, определяется цель, задачи, объект, предмет, методологические, теоретические и нормативные основы исследования, раскрывается научная новизна, значимость работы с точки зрения теории и практики, формулируются основные положения, выносимые на защиту, а также приводятся сведения о научной и практической апробации полученных результатов, анализируется  структура работы.
В первой главе «История становления и развития правового регулирования фильмопроизводства  в СССР» состоящей из двух параграфов в историко-правовом аспекте освещается процесс становления и развития правового регулирования производства телефильмов, создаваемых по заказу Гостелерадио СССР.
Первой параграф первой главы посвящен исследованию в хронологическом порядке процесса развития правового регулирования авторского права на телефильмы. Автор проводит подробный анализ развития нормотворчества в данной сфере и подвергает особому анализу процесс становления и развития норм авторского права на телефильмы, уделяя особое внимание нормам Гражданского кодекса РСФСР, в период действия которого и была создана основная масса телефильмов по заказу Гостелерадио СССР.
Второй параграф первой главы посвящен анализу основных  источников правового регулирования отношений, складывавшихся в процессе создания телефильмов по заказу Гостелерадио СССР - ведомственных нормативных актов, принимаемых государственными органами - Государственным комитетом СССР по кинематографии (Госкино СССР), управлявшего фильмопроизводством в СССР и Государственным комитетом Совета Министров по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР), выполнявшего функции заказчика телефильмов.
Через исследование основных нормативных актов, регламентирующих деятельность Госкино СССР и Гостелерадио СССР, автором рассмотрен объем их полномочий как органов, управлявших процессом заказа и производства телефильмов в СССР.
В связи с тем, что каких-либо специальных законов, которые бы регулировали деятельность киностудий по производству заказных телефильмов в СССР не существовало, то весь процесс правового регулирования создания телефильмов регламентировался ведомственными нормативными актами Госкино СССР и Гостелерадио СССР, к которым относились, в первую очередь, приказы об утверждении типовых договоров на основные виды авторских работ для телевидения, на производство телевизионных художественных фильмов по заказу Гостелерадио СССР на киностудиях системы Госкино и инструкции по их применению,  являющиеся предметом исследования в настоящей работе.
Глава вторая – «Правовая природа телефильма, созданного по заказу Гостелерадио СССР,  как особого объекта авторского права» состоит из четырех параграфов и посвящена анализу понятия и правовой природы телефильма, созданного по заказу Гостелерадио СССР, сущности и особенностям авторского права юридического лица на телефильм, определению и анализу пределов авторского права киностудий на телефильмы, созданные ими по заказу Гостелерадио СССР, на основании которого автором определены пределы авторских прав киностудий, осуществлявших съемки телефильмов по заказу Гостелерадио СССР.
В первом параграфе второй главы исследуется правовая природа телефильма, созданного по заказу Гостелерадио СССР, и формулируется его понятие.
В параграфе отмечается, что законодательством СССР не был определен момент, когда телефильм возникал как объект авторского права, что имеет первостепенное значение при определении правообладателя телефильмов, созданных по заказу Гостелерадио СССР. Автор делает вывод о том,  что телефильм как объект авторского права возникал не в момент, когда результат творческой деятельности был зафиксирован на пленке по окончанию монтажно-тонировочного периода, а тогда, когда все замечания соответствующей комиссии по приемке телефильма были устранены и он был принят по акту приема-передачи заказчиком на одной пленке и зачтен в выполнение плана производства, после чего запрещалось вносить в телефильм поправки.
На основании доктринального толкования положений статьи 475 ГК РСФСР и других норм законодательства, исследовав теоретические выводы ряда ученых-правоведов о признаках произведения, автор диссертационного исследования предлагает свое авторское понятие телефильма, созданного по заказу Гостелерадио СССР с выделением его индивидуальных характеристик, как аудиовизуального произведения, что  чрезвычайно важно для разграничения передаваемых прав на конкретный телефильм, как на объект авторского права при заключении лицензионных договоров.
Второй параграф второй главы представляет собой подробное исследование в историко-теоретическом аспекте особенностей авторского права юридического лица на телефильмы.
В работе отмечается, что ни ГК РСФСР, ни Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик,  признавшие авторское право на телефильм за юридическим лицом, не раскрывали в специальной главе, посвященной вопросам авторского права, сущности авторского права юридического лица, а само юридическое лицо нигде в вышеуказанных актах не называется автором.
Рассмотрев в работе различные теории и подходы к определению первоначального авторского права юридического лица, диссертант поддерживает точку зрения, согласно которой созданное произведение может явиться результатом творческой деятельности определенного физического липа или группы физических лиц, а потому право авторства может принадлежать исключительно определенному физическому лицу или группе физических лиц, как бы велика эта группа ни была. Поэтому и не следует распространять на юридическое лицо те права, которые предоставлены гражданину-автору произведения.
На основании проведенного исследования автором сформулирован первый предел авторского права киностудий, осуществлявших съемки телефильмов по заказу Гостелерадио СССР – невозможность для них иметь права авторства, как одно из правомочий автора.
В третьем параграфе второй главы автором проанализированы сущность и особенности правового регулирования процесса производства телефильмов, созданных по заказу Гостелерадио СССР, а также этапы их создания.
На основании анализа ведомственных нормативных актов, регламентирующих процесс производства телевизионных фильмов, автор приходит к выводу о том, что авторские права на литературный сценарий, музыку к телефильму и другие произведения, создаваемые на основании типовых договоров к телефильмам, передавались авторами не киностудии, а непосредственно Гостелерадио СССР, которое принимало на себя обязательство указывать фамилии авторов в титрах фильма, а также во всех видах извещений и реклам, что и является вторым пределом авторского права киностудий на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР.
Четвертый параграф второй главы представляет собой подробное исследование сущности и особенностей имущественного права на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР.
Анализируя нормы гражданского и бухгалтерского законодательства, автор концентрирует внимание на том, что любая киностудия в первую очередь была государственным предприятием, которое функционировало по установленным законом правилам, а именно:
- киностудии действовали на основании соответствующего положения и обладали гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями их деятельности и плановыми заданиями, к которым относились тематический план, определявший подготовку литературных сценариев и выпуск фильмов, а также производственный план киностудии на планируемый год;
- киностудии имели только те основные и оборотные средства, которые за ним были закреплены;
- в Советском Союзе все юридические лица - киностудии, осуществлявшие съемку телефильмов по заказу Гостелерадио СССР, являлись государственными предприятиями. А все имущество государственных предприятий принадлежало государству.
Автором констатируется, что советское бухгалтерское законодательство не знало деления основных средств на материальные и нематериальные активы, как это принято сейчас. В соответствии с пунктом 22 Положения о бухгалтерских отчетах и балансах учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденного Приказом Минфина СССР от 27.12.1974 № 305, телефильмы были отнесены к основным средствам. В настоящем параграфе указывается, что основанием для принадлежности авторских прав на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР конкретной киностудии, является установление факта передачи телефильмов на ее баланс. Однако автор в настоящем диссертационном исследовании на основании анализа архивных данных и ведомственных нормативных актов, структур крупнейших советских киностудий, делает вывод о том, что киностудиям СССР телефильмы в качестве основных средств никогда не передавались, а функции по использованию телефильмов были возложены на Телерадиофонд – структурное подразделение Гостелерадио СССР и подкрепляет свои выводы ссылками на анализ следующих нормативных и ненормативных актов:
  - пункт 6 Постановления Совмина СССР от 19.10.1990 № 1064 «О создании киноконцерна "Мосфильм"» - на основании которого государство передало киноконцерну «Мосфильм» принадлежащие именно государству исключительные права на кинофильмы, созданные киностудией «Мосфильм» и ранее существовавшими организациями, правопреемником которых является указанная киностудия, ограничив правообладание киноконцерна «Мосфильм» только правом осуществлять прокат и демонстрацию на территории СССР, а также экспорт принадлежащей на правах собственности государству кинопродукции без передачи каких-либо прав на телефильмы, созданные киностудией «Мосфильм», в том числе и по заказу Гостелерадио СССР;
 - данные анализа нормативных актов по приватизации ФГУП «Творческо-производственного объединения «Киностудия «Ленфильм», Творческо-производственного объединения «Центральная киностудия научно-популярных и учебных фильмов "Центрнаучфильм"», «Творческо-производственного объединения «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького» – правопреемниц киностудий, которые и являлись создателями золотого фонда нашей советской кинематографии, из которых видно, что в составе передаваемых в порядке приватизации активов не значатся нематериальные активы в виде исключительных прав на телефильмы, в том числе, и созданные по заказу Гостелерадио СССР.
В результате проведенного исследования автором делается вывод о том, что все авторские права, которые были у киностудий, как у предприятий, создавших телефильм, и сегодня признаются имущественными, передавались организации, заказавшей и оплатившей телефильм, что подтверждалось соответствующим актом приема-передачи. Именно Гостелерадио СССР, как полномочный государственный орган, через свои подведомственные организации на протяжении десятилетий в период существования СССР использовал права на телефильмы.  Нет ни одного советского нормативного акта, который бы содержал указание получать какое-либо согласование у киностудий на право использование телефильма не смотря на то, что статья 486 ГК РФ именно предприятие, осуществившее съёмку, провозглашала носителями авторского права на телефильм.
Вышеизложенные исследования позволили автору сформулировать третий предел авторского права киностудий в имущественной сфере - законодательно установленную невозможность для киностудий обладать авторскими правами на телефильмы, созданные ими по заказу Гостелерадио СССР, которые в свете сегодняшнего законодательства рассматриваются в качестве имущественных.
Глава третья – «Проблемные вопросы правообладания на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР» посвящена анализу вопросов и проблем, связанных с осуществлением правообладания на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР на современном этапе.
Первый параграф третьей главы посвящен исследованию проблемных вопросов правообладания на телефильмы, созданные творческим объединением «Экран» и творческо-производственным объединением «Союзтелефильм».
На основании проведенного анализа нормативных актов, архивных документов, договоров автором сделан вывод о том, что на сегодняшний момент все имущественные права на телефильмы, созданные ТО «Экран» и ТПО «Союзтелефильм», принадлежат Российской Федерации и распоряжается ими ФГБУ «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм», как юридическое лицо, уполномоченное на это Правительством Российской Федерации.
Второй параграф третьей главы представляет собой подробное исследование вопроса о правообладании на телефильмы, созданные киностудиями бывшего СССР по заказу Гостелерадио СССР после распада Советского Союза. Автором со ссылками на нормы международного права, а также на Решения Экономического Суда СНГ, давшего толкование отдельных положений Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года» (Принято в г. Минске 05.04.2007), обосновывается позиция о том, что все имущественные права на телефильмы, созданные киностудиями СССР за счет бюджета СССР по заказу Гостелерадио СССР, после распада СССР перешли к Российской Федерации.
В третьем параграфе третьей главы исследуется правовой статус и пределы правообладания Гостелерадиофонда на советские телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР. Автором подробнейшим образом проанализировано Постановление Правительства РФ от 13.12.1995 № 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм» с учетом позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.01.2013г. № 11704/12. На основании данных анализа акта приема-передачи, бухгалтерского баланса, архивных и учредительных документов, автор делает выводы о том, что Гостелерадиофонд является правопреемником Гостелерадио СССР, Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании и РГТРК «Останкино» и осуществляет управление исключительными правами на телефильмы, созданными по заказу Гостелерадио СССР и переданными ему на основании Постановления Правительства РФ от 13.12.1995 № 1232.
Анализируя нормы Постановления Правительства РФ от 13.12.1995 № 1232 «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм» автор отмечает, что некоторые его нормы исполнены, а потому подлежат признанию утратившими силу, некоторые подлежат изменению в связи с тем, что изменилась организационно-правовая форма Гостелерадиофонда по сравнению с той, которая указана в Постановлении, а нормы пункта 5 подлежат полной ревизии в связи с неудачной формулировкой понятия  «фондовые материалы».
На основании этого предлагается внести соответствующие изменения в вышеуказанное Постановление Правительства РФ.
В заключении диссертационного исследования в обобщенном виде сформулированы основные теоретические выводы по проблемам, рассмотренным в работе, приведены предложения по совершенствованию законодательства.
Выводы, рекомендации и предложения, полученные в процессе диссертационного исследования, освещены в следующих научных статьях автора:
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечнях ВАК:
1. Львова С. В. Имущественные права на телефильмы после распада СССР // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 5.
2. Львова С. В. Гостелерадиофонд как правообладатель (комментарий к Постановлению Правительства РФ № 1232 от 13.12.1995 с учетом разъяснений Президиума ВАС РФ, данных в Постановлении от 29.01.2013г. № 11704/12 // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 5.
3. Львова С. В. Авторское право юридического лица на телефильмы: возможное и недопустимое // Черные дыры в Российском законодательстве. 2013.№ 5.
4. Львова С. В. Пределы авторских прав киностудий или еще раз о правообладании на советские телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР // Бизнес в законе. 2013. № 5.
5. Львова С. В. Понятие телефильма, как особого объекта авторского права // Бизнес в законе. 2013. № 5.
Научные труды, опубликованные в иных изданиях:
6. Львова С. В. Ведомственное нормативное регулирование процесса производства телефильмов, созданных по заказу Гостелерадио СССР // Юрист&Экономист, № 2, 2012.
7. Львова С. В. Момент возникновения телефильма, созданного по заказу Гостелерадио СССР // Менеджмент и право, № 2, 2012.
8. Львова С. В. Правовое регулирование производства телефильмов по заказу Гостелерадио СССР // Российская экономика: тенденции и перспективы. Вып. 24. – М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2013.
 
 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0