2013avtoref1776

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Майоров Роман Александрович
 
29 ноября 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Гражданская правосубъектность государственной компании» (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 521.023.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Майоров Р.А. Гражданская правосубъектность государственной компании: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 24.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1776 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Майоров Р.А. Гражданская правосубъектность государственной компании: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 24.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

На правах рукописи
Майоров Роман Александрович
ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПАНИИ
Специальность 12.00.03 – гражданское право;
предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва – 2013
Работа выполнена в Академии ФСИН России
на кафедре гражданского права и процесса
Научный руководитель –
доктор юридических наук, профессор
Блинкова Елена Викторовна.
Официальные оппоненты:
– Дойников Игорь Валентинович,
доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры гражданского
и предпринимательского права
Российской государственной академии
интеллектуальной собственности;
– Лебединец Ольга Николаевна,
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры гражданского
права и процесса
Московского университета МВД России.
Ведущая организация –
Юго-Западный государственный
университет.
Защита состоится 29 ноября 2013 г. в 15.00 час. на заседании диссерта-ционного совета Д 521.023.02 при Московской академии экономики и права по адресу: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 23.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской академии экономики и права.
Автореферат разослан «28» октября 2013 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор юридических наук, профессор
Ю.С. Харитонова
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Государственной компанией при-знается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на ос-новании федерального закона Российской Федерацией на основе имуществен-ных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления (п. 1 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О не-коммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях)). В настоящее время в Российской Федерации зарегистрирована только одна гос-ударственная компания «Российские автомобильные дороги» (далее – ГК «Ав-тодор») на основании Федерального закона от 17.07.2009 г. № 145-ФЗ «О госу-дарственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении из-менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 145-ФЗ). В ч. 1 ст. 3 Закон № 145-ФЗ указано, что государственная компания является некоммерческой организацией, не имеющей членства и со-зданной Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере до-рожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе дове-рительного управления.
Следует отметить, что государственная собственность выступает одним из важнейших средств и условий, обеспечивающих выполнение государством своих функций и задач. Поиск оптимальных организационно-правовых форм управления государственным имуществом в России сопровождается перма-нентным процессом конструирования организационно-правовых форм юриди-ческих лиц, которые были бы адекватны решаемым задачам и выполняемым государством функциям. Создание государственной компании преследовало цель сохранения имущества в государственной собственности (в отличие от схожей формы государственной корпорации) и использования эффективной гражданско-правовой модели доверительного управления.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью комплексного правового анализа гражданской правосубъектности государ-
4
ственной компании, обеспечивающей решение важнейших государственных задач в различных направлениях (научных, производственных, социальных и др.) и создавшей правовую основу нового направления государственно-частного партнерства в экономике. На этапе рассмотрения на государственном уровне вопроса о ликвидации государственной компании и исключения ее из перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций приоб-ретает особую научную актуальность и практическую востребованность.
Степень разработанности темы. Различные аспекты деятельности не-коммерческих организаций нашли свое отражение в работах современных ученых, среди которых: А.В. Барков, И.В. Дойников, И.В. Ершова, О.В. Ивко-ва, О.П. Кашковский, Н.В. Козлова, Н.М. Коршунов, Н.В. Костенко, Е.А. Крас-нопольская, А.Я. Курбатов, О.Н. Лебединец, Ю.Г. Лескова, Е.П. Лихотникова, Д.Ю. Лялин, С.Д. Могилевский, Д.В. Новак, Т.В. Сойфер, Д.И. Степанов, Д.А. Сумской, Е.В. Шаклеина и многие другие.
Проблемы, связанные с гражданско-правовым регулированием участия государственных компаний в гражданском обороте затрагивались в работах та-ких российских ученых, как А.П. Анисимов, Н.В. Бандурина, В.В. Долинская, А.В. Винницкий, А.В. Габов, М.И. Клеандров, О.Ю. Малкин, В.П. Мозолин, А.Я. Рыженков, Т.В. Сойфер, А.Е. Черноморец, А.В. Чибис, А.К. Саркисов, Е.А. Суханов и некоторых других, но вместе с тем в работах указанных авторов освещаются лишь отдельные тенденции развития правового регулирования от-ношений с участием государственных компаний, в связи с чем возникает необ-ходимость проведения комплексного исследования сущности и содержания гражданской правосубъектности государственных компаний. Цель диссертационного исследования заключалась в разработке теоре-тических положений о гражданской правосубъектности государственной ком-пании посредством системного анализа российского законодательства, научной литературы и сложившейся правоприменительной практики, способных дать целостное представление об участии государственной компании в гражданском обороте и предложить рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования в этой сфере.
5
Достижению указанной цели было поставлено решение следующих задач: - раскрыть понятие и определить признаки государственной компании, отграничивающие ее от иных организационно-правовых форм юридических лиц; - определить правовую сущность и содержание гражданской правосубъ-ектности государственной компании; - выявить особенности создания и спрогнозировать возможные проблемы реорганизации и ликвидации государственной компании; - установить основные правовые режимы при формировании имущества государственной компании; - определить правовой режим имущества государственной компании, находящегося у нее в доверительном управлении; - исследовать основные теоретические и практические проблемы граж-данско-правовой ответственности государственных компаний по своим обяза-тельствам; - разработать теоретически обоснованные и пригодные для практического применения рекомендации по совершенствованию законодательства Россий-ской Федерации в части гражданско-правового статуса государственных ком-паний.
Объект диссертационного исследования – система гражданских пра-воотношений, складывающихся в процессе возникновения, изменения и пре-кращения гражданской правосубъектности государственной компании как субъекта гражданского права.
Предмет диссертационного исследования – правовые нормы, опреде-ляющие гражданскую правосубъектность государственной компании, практи-ка их применения и доктрина гражданского права.
Методологическую основу диссертационного исследования составили как общенаучные методы познания (диалектический, анализ и син-тез, индукция и дедукция, абстрагирование, классификация (систематизация), аналогия), так и специальные методы (формально-юридический, описатель-ный, логический, структурно-функциональный, историко-правовой). Описа-тельный метод использовался в целях обобщения теоретического материала в
6
исследуемой области знаний. Посредством формально-юридического метода были сформулированы основные понятия диссертационного исследования. Логический метод позволил проанализировать научные позиции, правовые нормы с позиций формальной логики и разработать на этой основе непроти-воречивые выводы. Собранный массив теоретического и практического мате-риала в области участия в гражданском обороте государственной компании был структурирован посредством структурно-функционального метода, что обеспечило функциональное соответствие структуры научной работы кругу выполняемых задач исследования.
Нормативную основу диссертационного исследования составляют положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), фе-деральных законов, иных правовых актов и актов федеральных министерств и ведомств, определяющие гражданскую правосубъектность государственных компаний.
Эмпирической основой диссертационного исследования стали мате-риалы судебной и иной правоприменительной практики и локальные акты государственной компании «Автодор». Достижению цели и решению задач диссертационного исследования способствовал анализ правоприменительной практики об участии в гражданском обороте юридических лиц, созданных в других организационно-правовых формах, но имеющих в исследуемой части схожие с государственной компанией признаки.
Теоретической основой диссертационной работы стали труды в обла-сти общей теории права, гражданского и предпринимательского права, в том числе таких ученых как: В.Е. Авилов, С.С. Алексеев, В.К. Андреев, Н.А. Ба-ринов, А.В. Барков, М.И. Брагинский, С.Н. Братусь, В.А. Белов, А.В. Венедик-тов, В.П. Грибанов, В.В. Залесский, В.А. Захаров, И.В. Ершова, О.С. Иоффе, Н.В. Козлова, С.М. Корнеев, О.А. Красавчиков, М.И. Кулагин, Д.И. Мейер, В.П. Мозолин, В.А. Рахмилович, В.А. Рыбаков, В.А. Рясенцев, П.В. Степанов, Д.А. Сумской, Е.А. Суханов, В.А. Тархов, Ю.К. Толстой, Ю.С. Харитонова, М.Ю. Челышев, Б.Б. Черепахин, В.Е. Чиркин, А.Е. Шерстобитов, Г.Ф. Шер-шеневич и другие.
7
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые на мо-нографическом уровне с позиций теории гражданского права и практики при-менения гражданского законодательства сформулировано авторское опреде-ление государственной компании; разработаны признаки государственной компании, отграничивающие ее понятие от иных организационно-правовых форм юридических лиц. В работе рассмотрены особенности создания, реорга-низации и прекращения деятельности государственной компании, определены правовые режимы имущества государственной компании. Разработаны и обоснованы предложения по совершенствованию законодательства о юриди-ческих лицах. Диссертация представляет собой системный и комплексный анализ правового статуса государственной компании на базе действующего гражданского законодательства и тенденций его развития.
Научная новизна диссертационного исследования конкретизируется в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
1. Государственная компания – это некоммерческая организация, создан-ная государством для оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в установленной федеральным законом о ее создании сфере на ос-нове федерального имущества, переданного учредителем в собственность, до-верительное управление и ином праве, отвечающая по своим обязательствам закрепленным за ней имуществом, за исключением переданного в доверитель-ное управление и иного, в случаях, предусмотренных законом.
2. Признаками государственной компании как юридического лица явля-ются: 1) государственная компания является некоммерческой организацией; 2) учредителем государственной компании может выступать исключительно государство (не предусматривает членства); 3) государственная компания со-здается для оказания государственных услуг и выполнения иных функций в це-лях, определенных федеральным законом о ее создании; 4) деятельность госу-дарственной компании осуществляется на основании федерального закона о ее создании, выполняющего функции учредительного документа, в соответствии с утверждаемым для нее учредителем регламентом, программой и финансовым планом; 5) государственная компания обязана публично вести свои дела; 6) особый правовой режим имущества государственной компании, в котором
8
наряду с вещными (право собственности) и обязательственными правами (пра-ва аренды и иные, предусмотренные федеральным законом о ее создании) цен-тральным правом выступает доверительное управление государственным иму-ществом; 7) самостоятельная имущественная ответственность государственной компании, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом о ее создании.
3. Государственная компания наделяется строго целевой правосубъектно-стью, предполагающей осуществление деятельность только в соответствии с целью, определенной в федеральном законе о ее создании. В отличие от иных некоммерческих организационно-правовых форм юридических лиц, для кото-рых исчерпывающий перечень видов деятельности определяет устав, для госу-дарственной компании основополагающим актом, определяющим содержание правосубъектности, является федеральный закон о ее создании; вторичными актами, определяющими содержание правосубъектности государственной ком-пании, выступают регламент государственной компании, программа деятельно-сти государственной компании на долгосрочный период и ее финансовый план.
4. Различая характер создания юридического лица и порядок регистрации его создания (а равно реорганизации и ликвидации), доказано, что государ-ственная компания создается в распорядительном порядке, поскольку закон о ее создании в публично-правовой форме объявляет о создании юридического лица, когда орган государственной власти без каких-либо иных процедур обя-зан осуществить его государственную регистрацию в уведомительном порядке.
5. В отличие от иных организационно-правовых форм юридических лиц, чья имущественная обособленность основывается на одном из указанных в ст. 48 ГК РФ вещных прав (права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления), государственная компания создается и осуществля-ет свою деятельность, реализуя гражданскую правосубъектность, на основе различных гражданских прав, в том числе собственности, доверительного управления, аренды и иных прав, указанных или незапрещенных в законе о ее создании, при этом имущество, переданное учредителем на различных правах, отражается на отдельных балансах и подлежит отдельному учету и финансово-
9
му обеспечению, что образует несколько правовых режимов имущества госу-дарственной компании в целом.
6. Анализ прав государственной компании при осуществлении деятельно-сти по доверительному управлению автомобильными дорогами и установление отличных от общей модели доверительного управления признаков позволяет сделать вывод, что данная правовая конструкция в большей степени имеет кор-поративные признаки (присутствующие в отношениях между учредителем и созданным юридическим лицом), чем обязательственно-правовые, что позволя-ет говорить об особой правовой природе права доверительного управления гос-ударственной компании.
7. Ответственность государственной компании по всем своим обязатель-ствам только принадлежащим ей на праве собственности имуществом, за ис-ключением того, которое изъято из оборота и на которое в соответствии с фе-деральным законом не может быть обращено взыскание, противоречит уста-новленным для нее правовым режимам имущества. В условиях запрета обра-щения взыскания на определенное имущество государственной компании или его определенной части, а также возможности банкротства государственной компании требуется устранение возникшего вследствие этого дисбаланса част-ных и публичных интересов посредством установления субсидиарной ответ-ственности государства при нехватке средств и имущества, на которое может быть обращено взыскание по долгам кредиторов государственной компании.
8. В целях реализации положений, выносимых на защиту, и повышения эффективности гражданско-правового регулирования отношений с участием государственных компаний предлагается внести законодательные изменения в ГК РФ в части определения дня создания юридического на основании феде-рального закона днем вступления его в законную силу (аналогично и в случае реорганизации и ликвидации), Закон о некоммерческих организациях и Закон № 145-ФЗ в части уточнения понятия государственной компании, установления особого порядка государственной регистрации государственной компании и субсидиарной ответственности государства при нехватке средств и имущества, на которое может быть обращено взыскание по долгам кредиторов государ-ственной компании.
10
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что комплексное исследование гражданской правосубъектности государ-ственных компаний будет способствовать формированию единых подходов в развитии учения о юридических лицах, создаваемых государством в целях управления публичным имуществом, оказания государственных услуг и вы-полнения иных публичных функций. Исследование организационно-правовой формы государственной компании на этапе реформы круга организационно-правовых форм некоммерческих организаций в ГК РФ имеет методологиче-ское значения для учета положительного опыта и негативных последствий при возможной «реанимации» подобных государственных юридических лиц. Дис-сертационное исследование существенно дополняет учение о юридических лицах и их гражданской правосубъектности в части соответствия целей созда-ния целям деятельности, правового режима имущества, гражданско-правовой ответственности по своим обязательствам и др.
Практическая значимость диссертационного исследования заключа-ется в том, что выводы, сформулированные в настоящей работе, могут быть использованы для совершенствования действующего гражданского законода-тельства в части устранения пробелов и противоречий в правовом регулиро-вании отношений с участием государственных компаний, в том числе в про-цессе их реорганизации или ликвидации. Материалы исследования также мо-гут быть использованы в учебном процессе в рамках дисциплин «Гражданское право», «Предпринимательское право» и специальных курсов в области пра-вового статуса некоммерческих организаций.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена, об-суждена и одобрена на заседании кафедры гражданского права и процесса ФКОУ ВПО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний». Основные теоретические положения, выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства докладывались на меж-дународных (Рязань, 2011, 2012) и всероссийских (Коломна, 2013) научно-практических конференциях. Основные положения диссертации были опубли-кованы в восьми научных статьях общим объемом 3,6 п. л., в том числе, в трех ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, а также использованы
11
в учебном процессе ФКОУ ВПО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» и ГАОУ «Московский государственный об-ластной социально-гуманитарный институт».
Структура работы обусловливается поставленной целью и решаемыми задачами, сообразно которым включает введение, три главы, объединяющие семь параграфов (третья глава – параграф), заключение и список использован-ной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении актуализируется избранная для диссертационного исследо-вания тема, определяется степень ее научной разработанности, формулируются цель и задачи диссертационного исследования, устанавливаются предмет и объект исследования, представлена система научных положений, выносимых на защиту, а также представляются сведения о теоретической и практической значимости и апробации полученных результатов.
Первая глава – «Понятие и содержание правосубъектности государ-ственной компании» – состоит из трех параграфов, в которых определяется по-нятие и признаки государственной компании как юридического лица, раскры-вается содержание правосубъектности государственной компании, а также рас-сматриваются особенности возникновения, изменения и прекращения право-субъектности государственной компании.
В первом параграфе – «Понятие и признаки государственной компании как юридического лица» – определяются методологические основы анализа данной сравнительно новой организационно-правовой формы некоммерческих организаций для российского правопорядка.
Анализируя участие государства в сфере создания юридических лиц и (или) управления ими (т.е. как созданных государством юридических лиц, так и тех, контрольный пакет акций которых принадлежит государству), диссертант считает, что они по определению не могут являться коммерческими организа-циями, основной целью которых выступает извлечение прибыли. В связи с этим предлагается изменить подход законодателя к вопросу создания государ-
12
ством юридических лиц в форме коммерческих организаций, а именно разре-шить государству создавать организации только в форме некоммерческих орга-низаций.
В работе автором обращается внимание на омонимичное значение терми-на «государственная компания», которым обозначается как отдельная органи-зационно-правовая форма некоммерческих организаций, так и участие государ-ства в создании юридических лиц, когда указанное словосочетание включается в наименования организаций, которые по своей организационно-правовой фор-ме являются либо акционерными обществами, создаваемыми с участием госу-дарства, либо федеральными государственными унитарными предприятиями. Предполагая возможные злоупотребления, в работе предлагается запретить ис-пользование указанного словосочетания в названиях организаций, не являю-щихся государственными компаниями.
Правовую сущность государственной компании как юридического лица диссертант анализирует, учитывая особенности ее организационно-правовой формы, которая, с одной стороны, определяется способом ее создания, наделя-емым объемом правоспособности, устанавливаемым порядком управления, ха-рактером и содержанием прав и обязанностей учредителя, а с другой стороны, сама же наполняет содержанием названные элементы организационно-правовой формы, и как следствие, содержание правосубъектности.
Государственная компания, как и иные организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций, признается юридическим лицом в силу наделения и (или) обладания определенным количеством сущностных признаков, система которых образует его как субъекта гражданского права и, как следствие, гражданских правоотношений. В данном параграфе анализиру-ются существенные по ч. 1 ст. 48 ГК РФ признаки государственной компании, в том числе организационное единство, имущественная обособленность, возмож-ность нести самостоятельную имущественную ответственность, выступать в гражданском обороте от своего имени и быть истцом и ответчиком в суде, определяются их особенности, образующие самостоятельность исследуемой организационно-правовой формы юридического лица.
13
Сравнительный анализ общей конструкции организационно-правовой формы государственной компании (в Федеральном законе о некоммерческих организациях) и государственной компании «Автодор» (в Законе № 145-ФЗ) позволяет автору утверждать, что отдельные признаки государственной компа-нии практически неотличимы от признаков иных некоммерческих организаци-онно-правовых форм юридических лиц. Например, учредителем государствен-ных компаний и государственных корпораций может выступать исключительно государство (не предусматривает членства иного публично-правового образо-вания), а деятельность их осуществляется на основании федерального закона об их создании, выполняющего функции учредительного документа. С государ-ственными учреждениями общим выступает создание государственной компа-нии для оказания государственных услуг и выполнения иных функций в целях, определенных федеральным законом о ее создании, а также самостоятельная имущественная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных законом. Напротив, особый правовой режим имущества государственной ком-пании, в котором наряду с вещными (право собственности) и обязательствен-ными правами (права аренды и иные, предусмотренные федеральным законом о ее создании) центральным правом выступает доверительное управление госу-дарственным имуществом, является признаком, отличительным от всех иных организационно-правовых форм юридических лиц. Однако выделение призна-ков государственной компании как юридического лица не влечет их автоном-ности и сохраняет своеобразие организационно-правовой формы, поскольку, во-первых, только совокупность признаков позволяет признать государствен-ную компанию юридическим лицом, а во-вторых, только системность призна-ков, т.е. их взаимозависимость и взаимообусловленность, образует организаци-онно-правовую форму государственной компании как юридического лица.
Сообразно указанным признакам государственная компания определяется как некоммерческая организация, созданная государством для оказания госу-дарственных услуг и выполнения иных полномочий в установленной федераль-ным законом о ее создании сфере на основе федерального имущества, передан-ного учредителем в собственность, доверительное управление и ином праве, отвечающая по своим обязательствам закрепленным за ней имуществом, за ис-
14
ключением переданного в доверительное управление и иного, в случаях, преду-смотренных законом.
Во втором параграфе – «Содержание правосубъектности государствен-ной компании» – основываясь на том, что правосубъектность государственной компании является средством гражданско-правового регулирования, а участие ее в гражданских правоотношениях возможно лишь при наличии признаваемой и предоставляемой ей правосубъектности, автор анализирует сущность и со-держание правосубъектности государственной компании.
По мнению диссертанта, государственная компания имеет строго целе-вую правосубъектность, поэтому может осуществлять свою деятельность толь-ко в соответствии с целью, определенной в федеральном законе о ее создании. В работе обращено внимание на тот факт, что в отличие от иных некоммерче-ских организационно-правовых форм юридических лиц, для которых исчерпы-вающий перечень видов деятельности определяет устав, для государственной компании основополагающим актом, определяющим содержание правосубъ-ектности, является федеральный закон о создании государственной компании. Вторичными актами, определяющими содержание правосубъектности государ-ственной компании, выступают регламент государственной компании, про-грамма деятельности государственной компании на долгосрочный период и ее финансовый план.
Особенность содержания правосубъектности государственной компании заключается и в том, что выполнение целей ее деятельности обеспечивается пу-тем осуществления видов деятельности, исчерпывающий перечень которых также устанавливается федеральным законом о ее создании. Анализ федераль-ного закона о создании единственной к настоящему времени государственной компании «Автодор» свидетельствует о достаточно широком перечне предо-ставляемых прав и возможных видов деятельности, единственным ограничени-ем перечня которых выступает цель создания государственной компании. Так, в сфере гражданского оборота, государственная компания «Автодор» имеет пра-во: создавать филиалы и открывать представительства; создавать коммерческие и некоммерческие организации на территории Российской Федерации и прини-мать участие в российских организациях, в том числе в уставных капиталах хо-
15
зяйственных обществ, для достижения целей создания государственной компа-нии, за счет имущества государственной компании; принимать участие в ассо-циациях и иных объединениях организаций; заключать различные гражданско-правовые договоры и соглашения об установлении сервитутов; выпускать эмиссионные ценные бумаги и др. Однако тезис автора о строго целевой право-субъектности государственной компании подтверждается тем нормативным правилом, что даже поступающие в самостоятельное распоряжение доходы государственной компании могут быть использованы только для достижения целей, ради которых она создана.
Особенностью правосубъектности государственной компании выступает также возможность принятия ряда публично-правовых актов (например, давать согласие на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и (или) содержание пересечений и подъездов к автомобильным дорогам, на про-кладку или переустройство инженерных коммуникаций в границах придорож-ных полос автомобильных дорог; подготавливать предложения для принятия федеральным органом исполнительной власти решения об установлении вре-менных ограничения или прекращения движения транспортных средств по ав-томобильным дорогам и др.), что, однако, не влечет признание за ними двойной – публично- и частно-правовой – правосубъектности (как в случае с публично-правовыми образованиями), поскольку государственные компании осуществ-ляют только полномочия, а не функции публичных органов.
В третьем параграфе – «Возникновение, изменение и прекращение пра-восубъектности государственных корпораций» – анализируются особенности создания государственной компании и порядка государственной регистрации ее создания, реорганизации и (или) ликвидации, в т.ч. на основе сравнительного анализа с иными организационно-правовыми формами юридических лиц, учре-дителями которых выступает государство. Автор отмечает в указанном аспекте близкую схожесть государственной компании в первую очередь с государ-ственными корпорациями, конструкция которых служила прообразом при фор-мулировании основных положений о правосубъектности государственных ком-паний.
16
Анализируя выделяемые в современной доктрине альтернативные группы способов создания юридических лиц (явочный, регистрационный (заявитель-ный, уведомительный, явочно-нормативный), разрешительный и распоряди-тельный, а также альтернативные им признаковый, договорно-правовой, норма-тивный и уставный) и сравнивая их модели с общими и специальными положе-ниями о государственной компании, автор приходит к выводу, что последняя создается в распорядительном порядке, поскольку закон о ее создании в пуб-лично-правовой форме объявляет о создании юридического лица, когда орган государственной власти без каких-либо иных процедур обязан осуществить его государственную регистрацию. Различая характер создания юридического лица и порядок регистрации его создания (а равно реорганизации и ликвидации), диссертант доказывает уведомительный характер порядка регистрации госу-дарственной компании, который в связи с наметившейся тенденцией использо-вания при создании юридических лиц типовых уставов и положений приобре-тает все большее значение в российской корпоративной практике.
Поэтому соглашаясь с отсутствием практической необходимости прини-мать в развитие федеральных законов о создании государственных компаний уставов для них, диссертант актуализирует потребность соответствующих из-менений в ГК РФ и Федеральном законе «О некоммерческих организациях», направленных на «легализацию» в общей формуле юридического лица и фор-муле некоммерческой организации закона, предусматривающего создание юридического лица как источника его гражданских прав и обязанностей, со-держания гражданской правосубъектности в целом. Аналогичные по своим це-лям изменения предлагаются в закон о государственной регистрации юридиче-ских лиц и индивидуальных предпринимателей.
В работе критически оценивается позиция ученых (И.В. Елисеев, Н.В. Козлова и др.), что законы о создании государственных корпораций и государ-ственных компаний по своей сути и предназначению не являются законами, а квалифицируются в качестве ненормативного (индивидуального) акта, служа-щего учредительным документом данных юридических лиц. По мнению дис-сертанта, законы о создании государственных корпораций и компаний не явля-ются учредительными документами, выполняют лишь их функции и содержат
17
обязательные правила не только в отношение создаваемых юридических лиц, но и их потенциальных контрагентов и иных субъектов гражданского права.
В работе также актуализируются проблемы, которые могут возникнуть при реорганизации и ликвидации государственной компании.
Вторая глава – «Правовой режим имущества государственной компа-нии» – состоит из трех параграфов, в которых раскрывается правовой режим прав государственной компании на имущество, предоставленное собственни-ком – учредителем, анализируется правовой режим имущества государственной компании, находящегося у нее в доверительном управлении и рассматриваются особенности гражданско-правовой ответственности государственной компании по своим обязательствам.
В первом параграфе – «Права государственной компании на имущество, предоставленное собственником – учредителем» – отмечается, что в отличие от иных организационно-правовых форм юридических лиц, чья имущественная обособленность основывается на одном из указанных в ст. 48 ГК РФ вещных прав (права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управле-ния), государственная компания создается и осуществляет свою деятельность, реализуя гражданскую правосубъектность, на основе различных гражданских прав, как относящихся к вещным, так и обязательственным.
Имущество государственной компании может находиться у нее на праве собственности, доверительного управления, аренды и иных правах, указанных или незапрещенных в законе о ее создании, при этом имущество, переданное учредителем на различных правах, отражается на отдельных балансах и подле-жит отдельному учету и финансовому обеспечению, что образует несколько правовых режимов имущества государственной компании в целом.
Автор предлагает в имуществе государственной компании выделять соб-ственное имущество государственной компании, которое формируется за счет: 1) имущественных взносов Российской Федерации; 2) доходов, полученных от использования собственного имущества (например, от участия государственной компании в коммерческих организациях); 3) доходов от осуществления дея-тельности государственной компании за исключением доверительного управ-ления автомобильными дорогами (например, от передачи в субаренду земель-
18
ных участков, в виде вознаграждения государственной компании за осуществ-ление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами и пр.), а также иных не запрещенных законом источников (например, добро-вольных пожертвований и добровольных отчислений).
В составе собственного имущества государственной компании могут формироваться фонды, размер поступления в которые, а также порядок и направления использования средств из которых устанавливаются наблюдатель-ным советом государственной компании. Как и в случае с иными видами иму-щества государственной компании, средства фонда подлежат обособленному учету и отражению на расчетных счетах, открытых в банках и иных кредитных организациях.
В отличие от автомобильных дорог, которые предоставляются в довери-тельное управление государственной компании во внедоговорном порядке, зе-мельные участки, необходимые для реализации целей ее создания и деятельно-сти, передаются на основании договоров аренды. Анализ нормативно-правового регулирования предоставления государственной компании земель-ных участков в аренду и их использования позволил автору выделить следую-щие особенности их правового режима: 1) земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) предоставление земельных участ-ков в аренду возможно только после прекращения права постоянного (бессроч-ного) пользования этими участками других лиц посредством их заявления об отказе от права или принудительно по решению уполномоченного федерально-го органа исполнительной власти, т.е. во внесудебном порядке; 3) ограничение законом годового размера арендной платы за пользование земельными участ-ками одним процентом их кадастровой стоимости; 4) установление законом срока аренды земельных участков в сорок девять лет; 5) включение в права арендатора правомочий на передачу земельных участков в субаренду, заключе-ние соглашений об установлении в отношении их срочных или постоянных сервитутов и предоставление арендных прав на земельные участки другим ли-цам (перенаем), в залог, в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ в качестве вкладов или в производственные кооперативы в качестве
19
паевых взносов; 6) ограничение использования доходов, полученных от ис-пользования земельных участков, целями создания государственной компании.
Во втором параграфе – «Правовой режим имущества государственной компании, находящегося у нее в доверительном управлении» – раскрываются особенности доверительного управления, передача в которое государственного имущества изначально была целью правового конструирования данной органи-зационно-правовой формы юридического лица.
Анализ нормативно-правового регулирования предоставления государ-ственной компании имущества в доверительное позволил выделить следующие особенности их правового режима: 1) учреждение доверительного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения на ос-новании закона без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и заключения договора доверительного управления; 2) разграничение статусов учредителя доверительного управления (Российская Федерация) и полномочий учредителя доверительного управления (уполномоченный федеральный орган исполни-тельной власти), порядок чего аналогичен созданию публично-правовыми об-разованиями юридических лиц, что подтверждает тезис о конститутивности до-верительного управления в организационно-правовой форме государственной компании; 3) включение в объекты доверительного управления находящихся в федеральной собственности автомобильных дорог общего пользования феде-рального значения, используемых на платной основе, и автомобильных дорог общего пользования федерального значения, содержащих платные участки; 4) определение существенных условий доверительного управления и их содержа-ния законом; 5) установление законом срока доверительного управления в де-вяносто девять лет; 6) возникновение права доверительного управления в силу передачи автомобильных дорог по передаточному акту, подписанному феде-ральным органом исполнительной власти (без государственной регистрации та-кой передачи), и факта строительства и реконструкции автомобильных дорог собственно самой государственной компанией;
Правовой режим имущества государственной компании, находящегося у нее в доверительном управлении, предполагает ведение отдельного учета по сделкам, связанным с осуществлением деятельности по доверительному управ-
20
лению автомобильными дорогами государственной компании, и отдельного финансового обеспечения за счет субсидий, полученных из федерального бюд-жета, доходов от деятельности по доверительному управлению и за счет при-влеченного финансирования.
Анализ прав государственной компании при осуществлении деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами позволяет сделать вывод, что данная правовая конструкция в большей степени имеет корпоратив-ные признаки (присутствующие в отношениях между учредителем и созданным юридическим лицом), чем обязательственно-правовые, что позволяет говорить об особой правовой природе права доверительного управления государствен-ной компании.
В третьем параграфе – «Гражданско-правовая ответственность государ-ственной компании по своим обязательствам» – анализируется порядок опреде-ления имущества, за счет которого допускается исполнение государственными компаниями своих обязанностей.
Действующее общее и специальное нормативно-правовое регулирование гражданской правосубъектности государственных компаний исходит из прин-ципа самостоятельной имущественной ответственности, когда Российская Фе-дерация не отвечает по обязательствам государственной компании, а последняя не отвечает по обязательствам первой (однако общее правило допускает ис-ключение в специальном). При этом государственная компания несет ответ-ственность по всем своим обязательствам только принадлежащим ей на праве собственности имуществом, за исключением того, которое изъято из оборота и на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.
Данный порядок ответственности государственных компаний, по мнению диссертанта, противоречит установленным для нее правовым режимам имуще-ства. Например, размер имущественных взносов определяется с учетом необхо-димости содержания государственной компании и обеспечения ее деятельно-сти, компенсации расходов, связанных с уплатой арендной платы за земельные участки, финансирования кадастровых работ в отношении автомобильных до-рог и земельных участков, т.е. должен покрывать возникающие в связи этим
21
долговые обязательства. Размер финансового же обеспечения осуществления деятельности по доверительному управлению производится не только сообраз-но затратам и расходам, но и с учетом планируемых доходов государственной компании от деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами, что может образовывать непокрытые бюджетными субсидиями дол-говые обязательства государственной компании. Имущественное положение государственной компании в этой части также подвергается рискам в связи с тем, что ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах государственной компании осуществляется за счет средств, связанных с доверительным управлением. Предусмотренный законом о создании государ-ственной компании обеспечительный механизм в форме предоставления госу-дарственных гарантий в порядке, установленном бюджетным законодатель-ством Российской Федерации, нельзя считать формой субсидиарной ответ-ственности учредителя по долгам созданного юридического лица, которая в условиях запрета обращения взыскания на имущество последнего или его определенную часть, служит компенсационным средством.
Соглашаясь с тем, что возможность банкротства государственной компа-нии подвергала бы существенному риску выполнение социально-экономических значимых задач, стоящих перед создаваемыми государствен-ными компаниями, автор указывает на необходимость устранения возникшего вследствие этого дисбаланса частных и публичных интересов посредством установления субсидиарной ответственности государства при нехватке средств и имущества, на которое может быть обращено взыскание по долгам кредито-ров государственной компании.
В третьей главе-параграфе – «Организационно-правовая форма госу-дарственной компании на этапе совершенствования Гражданского кодекса Рос-сийской Федерации» – в аспекте общей реформы гражданского законодатель-ства и пересмотра перечня организационно-правовых форм юридических лиц в ГК РФ автор анализирует предлагаемые изменения проектов федеральных за-конов «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации» и «О вне-сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О публично-правовых компаниях в
22
Российской Федерации»», которые направлены на унификацию законодатель-ства о государственных корпорациях и государственных компаниях, повыше-ние эффективности и степени прозрачности их деятельности путем введения в законодательство Российской Федерации новой организационно-правовой формы юридического лица – «публично-правовая компания» и последующим преобразованием государственных корпораций, действующих в неконкурент-ной среде, в них. Указанные законопроекты подготовлены в соответствии с пунктом 1 плана-графика мероприятий по преобразованию и ликвидации госу-дарственных корпораций и государственной компании «Автодор», утвержден-ного Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным 29 декабря 2010 г. № 6793п-13, по вопросу введения организационно-правовой формы «юридическое лицо публичного права».
Диссертант критически оценивает причины введения новой организаци-онно-правовой формы (юридического лица публичного права) и доказывает, что условия введения в государственную практику государственной компании как оптимальной модели представления интересов государства в различных сферах социальной и экономической действительности, необходимостью ис-ключения излишнего бюрократического администрирования и несовершен-ством нормативного законодательства, регулирующего деятельность юридиче-ских лиц различных организационно-правовых форм, по прежнему актуальны, а проблемы организационного и правового характера, имевшие место в ГК «Автодор», должны решаться не посредством введения новой организационно-правовой формы, а путем изменения содержания гражданской правосубъектно-сти государственной компании как ключевого правового средства в граждан-ском обороте.
В заключении диссертации подводятся итоги проделанной работы, отмечается, что поставленная цель достигнута, решены обозначенные задачи.
23
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
а) в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационных исследований:
1. Майоров Р.А. Право государственной компании на имущество, предо-ставленное собственником-учредителем // ЭПОС. 2013. № 4. – 0,45 п.л.;
2. Майоров Р.А. Гражданская правосубъектность государственной компа-нии // Юридический мир. 2013. № 11. – 0,35 п.л.;
3. Майоров Р.А. Понятие и признаки государственной компании как юри-дического лица // Вестник Тверского государственного университета. Серия Право. 2013. Вып. 36. – 0,35 п.л.;
б) статьи в иных изданиях:
4. Майоров Р.А. Возникновение, изменение и прекращение правосубъект-ности государственной компании // Гражданское право: ежегодный научно-практический альманах. Выпуск 2 / отв. ред. д.ю.н., проф. Е.В. Блинкова. – М.: ИГ Юрист, 2010. – 0,5 п.л.;
5. Майоров Р.А. Государственная компания в системе юридических лиц, создаваемых государством // Гражданско-правовое обеспечение деятельности УИС России: сборник научных статей. Вып. 1. – Рязань: Академия ФСИН Рос-сии, 2011.– 0,5 п.л.;
6. Майоров Р.А. Гражданско-правовая ответственность государственной компании по договорным и иным обязательствам // Договор в гражданском праве: история, теория, практика / под общей ред. В.Н. Огнева. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – Вып. 4. – 0,5 п.л.;
7. Майоров Р.А. Организационно-правовая форма государственной ком-пании и иные формы участия государства в юридических лицах на этапе со-вершенствования Гражданского кодекса Российской Федерации // Гражданско-правовое обеспечение деятельности УИС России: сборник научных статей. Вып. 2. – Рязань: Академия ФСИН России, 2012.– 0,45 п.л.;
8. Майоров Р.А. Правовой режим средств и имущества государственной компании, находящихся в доверительном управлении // Вестник Московского государственного областного социально-гуманитарного института. Серия Гу-манитарные науки. 2013. № 4 (16). – 0,5 п.л.
24
Майоров Роман Александрович
ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПАНИИ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Подписано в печать 25.10.2013. Формат 60x90 1/16. Печать офсетная № 1.
Печ. л. 1,0. Заказ 1383. Тираж 100 экз.
ООО «Северный город – 7», тел./факс 916-75-54
e-mail: nordcity@mail.ru
Файлы: 
Порядок отображения: 
0