2013avtoref1747

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Москаленко Станислав Александрович
 
21 декабря 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Обеспечение принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в Российской Федерации» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.015.07
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Москаленко С.А. Обеспечение принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Белгород, 2013. С. 24.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1747 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Москаленко С.А. Обеспечение принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Белгород, 2013. С. 24.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

На правах рукописи
МОСКАЛЕНКО Станислав Александрович
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Белгород – 2013
2
Диссертация выполнена в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Научный руководитель:
Мархгейм Марина Васильевна –
доктор юридических наук, профессор
Официальные оппоненты:
Астафичев Павел Александрович – доктор юридических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс» / заведующий кафедрой конституционного и муниципального права
Беспалова Мария Александровна –
кандидат юридических наук, АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» / старший преподаватель кафедры конституционного и международного права
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Защита состоится 21 декабря 2013 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.015.07 на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета по адресу: 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Автореферат диссертации разослан втореферат диссертации разослан втореферат диссертации разослан втореферат диссертации разослан втореферат диссертации
3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования определена со-храняющимся в современной России противоречием между целостной мно-гоуровневой формализацией принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин и фрагментарностью его реализации.
Принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин как учредитель-ная конституционная норма (ч. 3 ст. 19)1, соответствующая международным императивам, получил последовательную конкретизацию в нормах отрасле-вого законодательства с учетом специфики категорий адресатов и условий осуществления. Однако предпринимаемых мер оказалось не достаточно для получения стабильного результата, о чем и свидетельствуют, как концепту-ально-правовые положения, так и позиции некоторых правозащитных струк-тур. Так, в Концепции улучшения положения женщин в Российской Федера-ции2, нацеленной на реализацию принципа равных прав и свобод и создания равных возможностей для женщин и мужчин, содержится информация, в том числе статистическая, актуальная для конца 1990-х гг.
В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Феде-рации за 2010 г.3 в очередной раз была обозначена проблема обеспечения ре-ализации равенства в целом, без учета как гендерной проблемы, так и отгра-ничения неравенства от дифференциации. Изложенные аспекты в сопряжении с реально сложившейся в России ситуацией подчеркивают потребность в новых методологических решениях, способствующих не единичному, а системному обеспечению принципа ра-венства прав и свобод мужчин и женщин. Актуальность темы обусловлена также тем, что предыдущие разработки ученых-конституционалистов касались совокупного исследования содержа-ния принципов равенства, равноправия и недискриминации, нарушений прав женщин в данном контексте. Вместе с тем представляется более продуктив-
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.
2 Постановление Правительства РФ от 8 января 1996 № 6 «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2004 г.) // Российская газета. – 1996, 14 февраля; СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3268.
3 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 3 марта 2011 г. за 2010 г. // Российская газета. – 2011, 13 мая.
4
ным в научном и практическом планах двуединый подход, означающий адре-сацию принципа гендерного равенства и мужчинам, и женщинам. В такой по-становке содержание данного принципа еще не получало комплексного осве-щения в отечественной конституционно-правовой науке.
Все изложенное и предопределило выбор темы настоящего диссерта-ционного исследования.
Степень научной разработанности обусловлена общетеоретической и конституционно-правовой значимостью принципов равенства, равноправия и недискриминации, в том числе по половому признаку.
Конституционно-правовые проблемы принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин исследованы в трудах таких авторов, как А.С. Автономов, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Е.П. Грибанов, Д.Е. Зайков, В.А. Карташкин, Г.Н. Комкова, А.П. Коренев, В.В. Лазарев, С.В. Пашенцева, П.А. Чечина и др.
Большой вклад в разработку обеспечительных мер реализации принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин внесли отечественные ученые: Е.Г. Азарова, С.С. Айвазова, Н.С. Бондарь, П.А. Деревянко, Л.Н. Завадская, В.Д. Зорькин, Н.А. Иванова, В.В. Копейчиков, Ю.Л. Корабельникова, Ю.Б. Корсаненкова, М.В. Мархгейм, А.Е. Новикова, О.Н. Ордина, С.В. Поленина, И.В. Ростовщиков, Е.В. Скурко, А.В. Стремоухов, К.Б. Толкачев, А.Г. Хабибуллин, B.C. Шевцов и др.
Среди ученых, изучающих проблемы обеспечения прав женщин в кон-тексте реализации принципа гендерного равенства, можно указать С.Г. Айвазову, А.Р. Искандарову, Д.Д. Костромину, И.И. Лукашука, И.В. Родину, И.А. Тимченко, Н.Н. Федосееву, О.А. Хасбулатову, О.Н. Яцентюк и др.
В уже защищенных диссертационных работах затрагивались общие проблемы конституционного принципа равноправия в правовом положении личности в Российской Федерации (М.А. Кудрявцев), принципа правового равенства и юридической ответственности (В.Г. Федорова); дискриминации в международном трудовом праве (Н.Г. Присекина). Вместе с тем вопросы обеспечения в России принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин, несмотря на их научно-практическую актуальность и значимость, не состав-ляли объекта самостоятельного диссертационного исследования.
В специальной юридической литературе не акцентировалось внимание ни на теоретических аспектах проблемы (например, сопоставление отече-
5
ственного и зарубежного опыта закрепления принципа гендерного равен-ства), ни на прикладных вопросах, ориентированных на анализ практики реа-лизации обеспечительных мер применительно к принципу равенства прав и свобод мужчин и женщин управомоченными субъектами.
Приведенные обстоятельства и определили направления диссертацион-ного исследования.
Объектом диссертационного исследования выступили конституци-онно опосредованные отношения, складывающиеся по поводу формализации и реализации обеспечительных мер применительно к принципу равенства прав и свобод мужчин и женщин.
Предмет диссертационного исследования составила совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих и конкретизирующих как принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин, так и меры, обеспечи-вающие его реализацию.
Цель диссертационной работы состояла в комплексном исследовании конституционно-правового содержания принципа равенства прав и свобод муж-чин и женщин, а также обеспечительных мер по его реализации.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда науч-ных задач, в том числе:
– анализ конституционно-правового закрепления принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин;
– рассмотрение генезиса принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин;
– обобщение зарубежного опыта конституционного закрепления прин-ципа равенства прав и свобод мужчин и женщин;
– характеристика публично-универсальных институтов обеспечения принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в России;
– исследование публично-компенсаторных институтов обеспечения принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в России;
– определение участия России в формировании международных гаран-тий реализации принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин;
– выработка научно-практических рекомендаций по дальнейшему со-вершенствованию обеспечительных мер реализации принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин.
Методологическая основа исследования сформирована, исходя из диалектического метода познания социально-экономических, правовых, поли-
6
тических и иных процессов и явлений, позволившего не только рассмотреть типы обеспечительных мер реализации принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин во взаимосвязи и взаимозависимости, но и обобщить про-блемы данной сферы с авторскими предложениями по их решению.
Использованный диссертантом методологический инструментарий позволил комплексно проанализировать, обобщить и систематизировать кон-ституционно-правовые отношения, возникающие по поводу обеспечения принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин.
В диссертации применен ряд общенаучных (системный, анализ и син-тез, логический, др.), специально-гносеологических (лингво-юридический, структурно-функциональный) и частнонаучных (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой) методов.
Характер исследования потребовал привлечения ряда социологических методов (моделирование, экстраполяция, контент-анализ) и статистических (классификация, корреляция) методов познания, что позволило более четко определить субъектный состав публично-универсальных и публично-компенсаторных институтов обеспечения принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в России, подкрепить теоретические позиции конкретны-ми примерами из современной российской и зарубежной практики.
Теоретическая основа диссертационного исследования сформирована с учетом научных исследований, посвященных правам и свободам человека, гарантиям их реализации в современной России.
Диссертация обобщила в себе научный материал, связанный с исследу-емой темой и позволивший сохранить преемственность развития конститу-ционно-правовой науки. В том числе привлечены концептуальные разработ-ки, обобщения и выводы таких ученых-юристов, как С.С. Алексеев, П. А. Астафичев, М. В. Баглай, Г.А. Борисов, С.Н. Братусь, С.Б. Глушаченко, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Н.И. Матузов, Н.Н. Олейник, Е.Д. Проценко, В.Н. Самсонов, Ю.Н. Старилов, Е.Е. Тонков и др.
Правовую основу диссертационного исследования составили консти-туционные акты (Конституция Российской Федерации 1993 г., конституции и уставы ее субъектов), федеральные конституционные законы (от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»); кодексы Российской Федерации (Семейный от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ, Трудовой от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, Уголовный от
7
13 июня 1996 г. № 63-ФЗ); федеральные законы (от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнитель-ных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»); подзакон-ные нормативные правовые акты (указы Президента, постановления Прави-тельства), законодательство субъектов России, имеющие отношение к обес-печению принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин.
Для обобщения зарубежного опыта конституционно-правового обеспе-чения принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин использовались основные законы стран СНГ, ряда федеративных и унитарных государств.
В диссертации также проанализированы связанные с предметом иссле-дования международно-правовые акты.
Эмпирической базой диссертационного исследования охвачены ре-шения Конституционного Суда Российской Федерации и содержащиеся в них соответствующие правовые позиции; политико-правовые акты (послания Президента Российской Федерации), ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Научная новизна диссертации состоит в том, что на основании вы-полненных соискателем исследований:
– разработана новая научная идея, обогащающая научную концепцию конституционно-правового обеспечения принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин;
– предложены этапизация и периодизация развития отечественного зако-нодательства, нормы которого имеют сопряжение с принципом равенства прав и свобод мужчин и женщин; публично-универсальный и публично-компенсаторный критерии систематизации современных российских институтов, включенных в реализацию принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин; меры, способствующие развитию кризисных центров помощи женщинам;
– доказана целесообразность принятия Федерального закона «О госу-дарственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации»; учреждения при Президенте России спе-циализированного подразделения по проблемам гендерного равенства; акту-ализации Концепции улучшения положения женщин в России; принятия краткосрочных, среднесрочных или долгосрочных планов по улучшению по-ложения женщин и повышению их роли в обществе;
– введены в научный оборот авторские подходы к трактовке конституци-онно-правового регулирования принципа равенства прав и свобод мужчин и
8
женщин в качестве совокупности однородных групп правовых актов, обособ-ленных по предмету регламентации в конституционный, отраслевой, специаль-ный, компенсаторный и концептуально-плановый блоки; вариантов – стандарт-ный, расширительный, фрагментарный, пробельный – закрепления принципа гендерного равенства в конституциях современных государств; структуры нор-мативных гарантий реализации принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин как объединения общей и фемино-паритетной групп.
На защиту выносятся следующие положения, обладающие элементами научной новизны:
1. Исходя из анализа многообразия нормативных правовых актов, регу-лирующих принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин, диссертан-том предложена трактовка его конституционно-правового регулирования в качестве совокупности однородных групп правовых актов, обособленных по предмету регламентации в следующие блоки:
– конституционный (представлен только нормами Конституции Рос-сийской Федерации – непосредственно ч. 3 ст. 19, а также сопряженными с ней ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 19, ч. 1, 2 ст. 38);
– отраслевой (консолидирует правовые акты различных отраслей россий-ского права, отражающие в преломлении своей специфики принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин). Например, ст.ст. 2, 3 Трудового, ч. 2 ст. 31, ст. 61 Семейного, ст.ст. 145, 156 Уголовного кодексов, ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» и др.;
– специальный (конкретизирует норму ч. 3 ст. 19 Конституции Россий-ской Федерации и регулирует узкоспециализированную группу отношений по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин). Представлена единственным документом – Постановлением Государствен-ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 ноября 1997 г. № 1929-II ГД «О Концепции законотворческой деятельности по обес-печению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»;
– компенсаторный (включает правовые акты, ориентированные своими нормами скоррелировать набор субъективных прав и свобод более уязвлен-ного субъекта (как правило, таковые адресованы женщинам));
– концептуально-плановый (отображает нормы, касающиеся перспек-тив развития правового положения женщин в контексте реализации принци-па гендерного равенства в определенных хронологических рамках).
9
2. Исследование отечественного законодательства, нормы которого имеют сопряжение в интерпретационном или прямом варианте с принципом равенства прав и свобод мужчин и женщин, позволило выделить два этапа его развития:
В рамках первого этапа (1019 – 1936 гг.) обособлены:
– царско-имперский период (1019 – октябрь 1917 гг.), для которого ха-рактерна адресация отдельных нормативных правовых актов обоим полам при выраженной девальвации значения женщины в политической, государ-ственной, социальной и прочих сферах общества. С 1649 г. статус женщины фиксировался в рамках семейных отношений, где с 1917 г. женщины фор-мально и фактически уравнялись в правах с мужчинами;
– исходно-конституционный период (по Конституции РСФСР 1918 г. женщины также получили избирательные права);
– пробельно-конституционный период (в Конституции РСФСР 1925 г. норм, прямо или косвенно касающихся принципа гендерного равенства, не было).
В рамках второго этапа (1937 – 1993 гг.) обособлены:
– усечено-конституционный период (1937 – 1978 гг.), когда принцип гендерного равенства выражался лексико-юридической конструкцией «рав-ные права – равные возможности»;
– универсально-гарантный период (1978 – 1991 гг.), когда предыдущая конструкция приращивалась нормами, гарантирующими реализацию прин-ципа равенства прав мужчины и женщины;
– межконституционный период (1991 – 1993 гг.), когда равенство как прав мужчин и женщин, так и их свобод закреплялось в документах деклара-тивного характера;
– консолидирующий период (1993 г. – по настоящее время), когда в от-дельной конституционной норме зафиксировано равенство прав и свобод мужчины и женщины с равными возможностями их реализации.
3. Обращение к зарубежному опыту трех фокусных групп государств (страны СНГ, федеративные и унитарные государства), в части, касающейся конституционного закрепления принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин, позволило выявить четыре таких варианта:
– стандартный (Киргизия; Германия и Канада; Венгрия, Греция, Польша, Франция, Швеция);
– расширительный (Украина);
– фрагментарный (Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан);
10
– пробельный (Армения, Белоруссия, Казахстан, Молдавия; Австрия, Бельгия, Бразилия; Албания, Испания, Нидерланды).
4. Исследование современных российских институтов, включенных в реализацию принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин, дало авто-ру диссертации возможность выделить, систематизировать и охарактеризо-вать публично-универсальные и публично-компенсаторные органы.
Первые, обладая универсальной компетенцией, занимаются вопросами гендерного равенства в том числе (Президент, палаты Федерального Собра-ния, Правительство, Уполномоченный по правам человека).
Вторые, имея специальную компетенцию, ориентированы на восста-новление субъективных прав более уязвленного субъекта в контексте заяв-ленного принципа (кризисные центры помощи женщинам).
5. Основываясь на анализе научных и практических материалов, дис-сертантом сделан вывод, что в России создание кризисных центров преобла-дает на уровне гражданского общества, а среди публичных властных струк-тур – на муниципальном уровне.
Полагаем, что развитию кризисных центров помощи женщинам будет способствовать:
– разработка Положения о них и утверждение Правительством Россий-ской Федерации;
– планомерное создание муниципальных кризисных центров;
– принятие рамочного положения на федеральном уровне, определяю-щего статус и функционирование общественных кризисных центров, с уче-том обязательного наличия в них юриста или юридической службы;
– заключение соглашений о сотрудничестве между кризисными центрами (муниципального и общественного свойства) с государственными структурами для своевременного решения вопросов, относящихся к их компетенции;
– информационная популяризация деятельности кризисных центров, в том числе посредством создания специальных сайтов в сети Интернет.
6. Исследование включенности России в формирование международ-ных гарантий реализации принципа равенства прав и свобод мужчин и жен-щин позволило автору выделить и охарактеризовать нормативные и институ-циональные их разновидности.
Нормативные гарантии включают общие и фемино-паритетные груп-пы. Первые касаются основных установлений, связанных с принципом ра-
11
венства прав и свобод мужчин и женщин, и существуют на универсальном и региональном уровнях. Вторые – адресованы женщинам и подчеркивают ра-венство их прав и свобод субъективным правам и свободам мужчин. Такие гарантии определяют как некоторые статусные особенности женщин (трудя-щихся, замужних и пр.), так и их отдельные субъективные права (избира-тельные, политические, на образование и пр.).
Институциональные гарантии, по мнению автора, получат дополни-тельное развитие в случае:
– учреждения специализированного органа, занимающегося проблема-ми защиты прав женщин в каждом страновом регионе;
– создания в порядке эксперимента соответствующих комиссий, зани-мающихся проблемными вопросами гендерного равенства в их правовом, информационном, консультативном, ином проявлении.
7. Совершенствованию в России обеспечения реализации принципа равен-ства прав и свобод мужчин и женщин, по мнению автора, будут способствовать:
– принятие Федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации»;
– учреждение при Президенте России специализированного подразде-ления по проблемам гендерного равенства;
– актуализация федеральным Правительством Концепции улучшения положения женщин в России;
– принятие на федеральном и региональном уровнях краткосрочных, среднесрочных или долгосрочных (по выбору) планов по улучшению поло-жения женщин и повышению их роли в обществе.
Теоретическая значимость исследования определена востребованно-стью раскрытия обеспечительных мер в реализации принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин, а также совершенствования законодательных и ин-ституциональных гарантий в данной сфере. Основные положения диссертации могут быть использованы в ходе дальнейших научных разработок в области конституционного и иных отраслей права.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты, обобщения, выводы и сформулированные практические предложения могут быть использованы в нормотворческой и пра-воприменительной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления в связи с обеспечением реализации принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в России.
12
Материалы исследования могут применяться в учебном процессе в хо-де преподавания конституционного права России и зарубежных стран, а так-же специальных курсов, связанных с правами человека.
Апробация результатов диссертационного исследования осуществле-на в порядке обсуждения и одобрения на заседаниях кафедры конституцион-ного и муниципального права Юридического института НИУ «БелГУ», в хо-де выполнения Государственного задания (регистрационный номер 6.29.62.2011) на тему «Инновационная модель правозащитной деятельности современного российского общества и государства: проблемы формирования и функционирования», а также в процессе участия в международных, всерос-сийских и межрегиональных научно-практических конференциях.
Диссертация является логическим завершением работы автора, основ-ные итоги которого представлены в десяти научных публикациях общим объ-емом более 6 п. л.
Структура диссертационного исследования обусловлена его целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, включаю-щих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, охарактеризована степень научной разработанности проблемы, определены объект и предмет исследо-вания, изложены цель и задачи, дана характеристика его методологической базы, указаны теоретическая, правовая, эмпирическая основы, представлена научная новизна исследования, сформулированы основные положения, вы-носимые на защиту, аргументирована теоретическая и практическая значи-мость работы, приведены данные об апробации полученных результатов научных изысканий, обозначена структура диссертации.
В первой главе – «Конституционно-правовое регулирование прин-ципа равенства прав и свобод мужчин и женщин» – осуществлен анализ конституционно-правового закрепления принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин (1.1.); рассмотрен принцип равенства прав и свобод муж-чин и женщин (1.2.); обобщен зарубежный опыт конституционного закрепле-ния принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин (1.3.).
В диссертации отмечено, что правовая конструкция ч. 3 ст. 19 Конститу-ции Российской Федерации является предметом пристального внимания уче-ных, обусловленного необходимостью установления истинного набора прав и
13
возможностей мужчин и женщин, обеспечивающего их подлинное равенство. Вместе с тем равенство полов идентифицируют как равенство различных соци-альных групп. Таким образом, мужчины и женщины, действительно, могут быть равноправны, обладая при этом не одинаковым, а равноценным правовым статусом с характерным комплектом субъективных прав на основе одинаковых и специальных жизненно важных интересов и потребностей.
Данный тезис автором подтвержден практикой Конституционного Су-да России, которая исходит из равноценности правовых статусов и соответ-ствует не только юридическому равенству, но в большей мере социальному (например, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. № 276-О, от 15 ноября 2007 г. № 927-О-О).
Далее для уточнения позиции в рамках исследования отмечено, что ра-венство прав и свобод мужчин и женщин в юридической литературе идентифи-цируют с различных позиций: гендерное равенство – равноправие мужчин и женщин; равноправие полов; принцип правового положения / статуса личности и др. Автором разделяется последний вариант и, по его мнению, равенство прав и свобод мужчин и женщин, действительно, выступает в качестве правового (так как закреплен в правовых актах различных отраслей), в частности консти-туционного принципа (ввиду отражения в учредительном акте государства) – с одной стороны, а с другой – принципа правового положения личности.
В силу того, что заявленный принцип определен в качестве правового и конституционного, соответственно, представляет интерес его формализация в многочисленных актах. Поэтому уже на данном этапе исследования авто-ром сделан вывод, что правовое регулирование равенства прав и свобод мужчин и женщин возможно трактовать как совокупность однородных групп правовых актов, обособленных по предмету регламентации. В диссертации систематизированы конституционный, отраслевой, специальный, компенса-торный, концептуально-плановый блоки таких актов.
В качестве первого блока закономерно указан конституционный. Он представлен только нормами Конституции Российской Федерации – непосред-ственно ч. 3 ст. 19, а также сопряженные с ней ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 19, ч. 1, 2 ст. 38.
Последующий анализ показал отсутствие в Российской Федерации специального закона (это же касается и актов Президента и Правительства Российской Федерации), посвященного конкретизации конституционного установления ч. 3 ст. 19 и регулированию равенства прав и свобод мужчин и
14
женщин. Поэтому в данной связи автором предложено принятие Федераль-ного закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации».
Вместе с тем, отмечен единственный в нашем государстве правовой акт, так называемого специального блока, который конкретизирует норму ч. 3 ст. 19 Конституции Российской Федерации и регулирует узкоспециали-зированную группу отношений по обеспечению равных прав и равных воз-можностей мужчин и женщин. Этим актом является Постановление Государ-ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 ноября 1997 г. № 1929-II ГД «О Концепции законотворческой деятельности по обес-печению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин».
Уточнено, что нормы, регламентирующие равенство прав и свобод муж-чин и женщин обнаружены в так называемом отраслевом блоке правовых ак-тов. В нем консолидированы нормы различных отраслей права, отражающие в преломлении своей специфики принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин (ст.ст. 2, 3 Трудового, ч. 2 ст. 31, ст. 61 Семейного, ст.ст. 145, 156 Уго-ловного кодексов Российской Федерации; ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» и др.).
Далее среди правовых актов, регулирующих равенство прав и свобод мужчин и женщин, обособлена группа компенсаторной разновидности, кото-рая ориентирована своими нормами скорректировать набор субъективных прав и свобод более уязвленного субъекта (как правило, таковые адресованы женщинам). Особого внимания в этой связи заслужили действующие и утра-тившие силу указы Президента России «О первоочередных задачах государ-ственной политики в отношении женщин», «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государ-ственной власти субъектов Российской Федерации», «О дополнительных ме-рах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций».
Здесь же проанализированы и постановления Правительства Россий-ской Федерации соответствующей направленности.
Следующая группа правовых актов, регулирующих равенство прав и свобод мужчин и женщин, поименована как концептуально-плановая. В та-ковых отображены нормы, отражающие перспективы развития правового по-ложения женщин в контексте реализации принципа гендерного равенства в определенных хронологических рамках.
15
Исходя из опыта утверждения в России национальных планов действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе авто-ром предложено принятие на федеральном и региональном уровнях соответ-ствующих планов, сроки действия которых определяются самим субъектом.
Особое внимание было уделено Постановлению Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 6 «О концепции улучшения положения женщин в Рос-сийской Федерации». В нынешнем состоянии Концепция по «реальным» цифрам и положению соответствует концу 1990-х гг. 20 века. В связи с этим федеральному Правительству как субъекту публичной власти универсальной компетенции целесообразно ее актуализировать. Отмечено, что законодательство субъектов Российской Федерации также включено в национальную систему регулирования принципа равен-ства прав и свобод мужчин и женщин. Искомые формулировки, дублирую-щие положение ч. 3 ст. 19 федеральной Конституции, в первую очередь, об-наружены в учредительных региональных актах – ст. 20 Конституции Рес-публики Адыгея, ст. 22 Конституции Республики Алтай, ст. 19 Конституции Республики Башкортостан, ст. 17 Конституции Республики Бурятия, ст. 18 Конституции Республики Мордовия и др. Отсутствие соотносимых по содержанию норм в учредительных актах субъектов России не означает пробела в правовом регулировании рассмот-ренных правоотношений. Как правило, в таких случаях принимается отдель-ный правовой акт, регулирующий охрану/защиту материнства, отцовства и детства (например, законы Кабардино-Балкарской Республики от 17 августа 1996 г. № 21-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», Брян-ской области от 20 февраля 2008 г. № 12-З «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области», Вологодской области от 26 декаб-ря 2003 г. № 802 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Во-логодской области», Воронежской области от 2 августа 2000 г. № 176-II-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» и др.).
Таким образом, проведенный анализ показал, что система правового регулирования равенства прав и свобод мужчин и женщин разделена на вер-тикальный (федеральный и региональный) и горизонтальный (конституцион-ный, отраслевой, специальный, компенсаторный, концептуально-программный) уровни.
В контексте осуществленного конституционно-правового исследования, были выделены два этапа развития принципа равенства прав и свобод мужчины
16
и женщины. В рамках первого этапа (1019 – 1936 гг.) обособлены три периода: царско-имперский (1019 – октябрь 1917 гг.), исходно-конституционный (1918 – 1925 гг.), пробельно-конституционный (1925 – 1936 гг.).
Для первого периода характерна адресация отдельных нормативных правовых актов обоим полам при выраженной девальвации значения женщи-ны в политической, государственной, социальной и прочих сферах общества. С 1649 г. статус женщины фиксировался в рамках семейных отношений, где с 1917 г. женщины формально и фактически уравнялись в правах с мужчина-ми. Во втором периоде женщины также получили избирательные права, что закреплялось в Конституции РСФСР 1918 г., а в третьем – произошел суще-ственный правовой откат, поскольку в Конституции РСФСР 1925 г. норм, прямо или косвенно касающихся принципа гендерного равенства, не было.
Второй этап очерчен 1937 – 1993 гг., и в его рамках автором обособле-ны четыре периода: усечено-конституционный (1937 – 1978 гг.), когда прин-цип гендерного равенства выражался лексико-юридической конструкцией «равные права – равные возможности»; универсально-гарантный (1978 – 1991 гг.), когда предыдущая конструкция приращивалась нормами, гарантирующими реализацию принципа равенства прав мужчины и женщи-ны; межконституционный (1991 – 1993 гг.), когда равенство как прав мужчин и женщин, так и их свобод закреплялось в документах декларативного харак-тера; консолидирующий (1993 г. – по настоящее время), когда в отдельной конституционной норме зафиксировано равенство прав и свобод мужчины и женщины совокупно с равными возможностями их реализации.
Далее был исследован зарубежный конституционный опыт закрепле-ния равноправия мужчин и женщин, характерный для стран СНГ, ряда феде-ративных и муниципальных государства. При наличии в конституциях стран СНГ положения о равноправии мужчин и женщин, оно включено в раз-дел/главу, посвященную субъективным правам и свободам («Основные пра-ва, свободы и обязанности» в Азербайджане, «Основные права и свободы» в Киргизии, «Права, свободы, основные обязанности человека и гражданина» в Таджикистане, «Права, свободы и обязанности человека и гражданина в Туркменистане», «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» в Украине). В Конституции Республики Узбекистан искомая норма локализо-вана в Главе X «Гарантии прав и свобод человека».
В указанных разделах/главах учредительных актов государств в составе СНГ имеется обособленная статья (ст. 16 Конституции Киргизии, ст. 46 Кон-
17
ституции Узбекистана, ст. 20 Конституции Туркменистана, ст. 24 Конституции Украины), как правило, посвященная праву на равенство с соответствующим наименованием (ст. 25 «Право на равенство» Конституции Азербайджана, ст. 17 «Все равны перед законом и судом» Конституции Таджикистана).
Последующий анализ позволил конституции СНГ разделить следую-щим образом. В первую подгруппу включены учредительные акты стандарт-ного типа (за «стандарт» взято положение ч. 3 ст. 19 Конституции России): ч. 4 ст. 16 Конституции Киргизии, ч. 3 ст. 24 Конституции Украины (указано не только на равенство прав и возможностей мужчин и женщин, но также на конкретные сферы их реализации).
Особо отмечено, что в ч. 4 ст. 16 Конституции Киргизии формулировка принципа гендерного равенства фактически идентична российскому уста-новлению. Кроме того, в данной статье, нетипично для конституций данной группы государств сначала закреплен принцип недискриминации (ч. 2 ст. 16), а далее универсальный принцип равенства всех перед законом и судом (ч. 3 ст. 16). Как правило, эти принципы следуют в обратном порядке.
Автором акцентировано внимание на оригинальности формулировки ст. 20 Конституции Туркменистана, в которой установлено «Мужчина и женщина в Туркменистане имеют равные гражданские права. Нарушение равноправия по признаку пола влечет ответственность по закону». Таким образом, здесь указы-вается лишь на равенство в гражданских правах, поэтому в полной мере нельзя утверждать об универсальном равенстве мужчины и женщины в Туркмени-стане. Помимо прочего, данное положение, совмещено в ст. 20 с нормой прин-ципа недискриминации по половому принципу. Как правило, в учредительных актах отдельно не выделяют принцип недискриминации по половому признаку, он закрепляется в совокупности с иными признаками.
Во вторую группу конституций с положениями фрагментарного харак-тера включены учредительные акты, в которых закрепляются равные права мужчин и женщин, но без указания соответствующих возможностей: ч. II ст. 25 Конституции Азербайджана, ч. 2 ст. 17 Конституции Таджикиста-на, ст. 46 Конституции Узбекистана.
Третью группу составили конституции Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы, где отсутствует «прямое» указание на универсальное равенство прав мужчин и женщин.
Основные законы федеративных государств разделены на две подгруп-пы. В первой – учредительные акты, закрепляющие равноправие мужчин и
18
женщин (ст. 28 Конституционных актов Канады, ч. 2 ст. 3 Конституции Фе-деративной Республики Германия); во второй – конституции Австрии, Бель-гии и Бразилии, в которых отсутствует положение, указывающее на универ-сальное равенство прав мужчин и женщин.
В конституциях унитарных государств положение о равных правах мужчин и женщин также включено в раздел/главу, посвященную субъектив-ным правам и свободам («Основные права и обязанности граждан» в Вен-грии, «Личные и социальные права» в Конституции Греции, «Раздел II. Сво-боды, права и обязанности человека и гражданина» в Польше). В Конститу-ции Швеции положения по заявленному предмету исследования обнаружи-вают себя и в Главе 1 «Основы государственного строя», и Главе 2 «Основ-ные свободы и права».
Конституции унитарных государств разделены диссертантом также на две группы. В первую включены учредительные акты, закрепляющие равно-правие мужчин и женщин (ч. 1 ст. 66 Конституции Венгрии, Преамбула Кон-ституции Франции от 27 октября 1946 г., ст. 2 Конституции Швеции, ст. 16 Конституции Швеции, ч. 1 ст. 32 Конституции Польши, ч. 2 ст. 4 Кон-ституция Греции).
Автор положительно выделил соответствующие нормы Конституции Вен-грии, так как они указывают на видовое многообразие прав, в которых равны мужчины и женщины. Помимо прочего, необходимо расценивать ч. 1 ст. 66 дан-ной Конституции в качестве нормы-гарантии, так как в ней указано, что именно «Венгерская Республика обеспечивает равноправие мужчин и женщин».
В Преамбуле Конституции Франции от 27 октября 1946 г. также выде-лено положение-гарантия, однако субъектом гарантирования выступает не государство, а закон.
В ст. 2 Конституции Швеции установлено, что «…Общество должно обеспечивать мужчинам и женщинам равные права, а также защиту личной частной и семейной жизни». Таким образом, помимо отражения равенства в правах мужчин и женщин, здесь наблюдается нетипичный субъект гаранти-рования такого состояния – общество.
В целом, считаем, что нормы-гарантии являются положительным кон-ституционным опытом закрепления не только равенства прав и свобод муж-чин и женщин, но также их обеспечения.
19
Во вторую группу включены конституции Албании, Испании, Нидер-ландов, в которых отсутствуют положения, указывающие на универсальное равенство прав мужчин и женщин.
В главе второй – «Типы обеспечительных мер реализации принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в Российской Федерации», – дана характеристика публично-универсальных институтов обеспечения прин-ципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в России (2.1.); исследованы публично-компенсаторные институты обеспечения принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в России (2.2.); определено участие России в форми-ровании международных гарантий реализации принципа равенства прав и сво-бод мужчин и женщин (2.3.).
Среди современных институтов, обеспечивающих в России реализацию принципа равенства прав и свобод мужчин женщин, автором выделены, си-стематизированы и охарактеризованы публично-универсальные и публично-компенсаторные группы органов. К первым отнесены органы универсальной компетенции, которые вопросами гендерного равенства занимаются в том числе. Это Президент России, палаты Федерального Собрания, Правитель-ство, Уполномоченный по правам человека. Выявлено, что в настоящее вре-мя в структуре перечисленных органов отсутствуют специализированные подразделения, занимающиеся проблемами гендерного равенства. Полагаем, целесообразно его создать при Президенте Российской Федерации. Ко вто-рым – публично-компенсаторным – отнесены органы, деятельность которых ориентирована на восстановление субъективных прав более уязвленного субъекта в смысле заявленного принципа. В числе таких органов – кризисные центры помощи женщинам, которые осуществляют свою деятельность в раз-личных формах. Наиболее распространенные из них: телефонная линия до-верия, очное консультирование специалистами в конкретной области (психо-логами, врачами, педагогами, юристами), групповые занятия (психотерапия) и группы взаимной поддержки.
Существует и такая форма помощи, как «шелтеры» – широкая сеть специальных учреждений для пострадавших от насилия в семье.
В Российской Федерации статус кризисных центров определяется Примерным положением о Кризисном центре помощи женщинам, утвер-жденным Постановлением Минтруда РФ от 10 июля 1997 г. № 40.
20
Однако многие такие центры создавались до появления этого акта, в силу чего по юридической природе эти структуры являются институтами гражданского общества. В настоящее время именно такие центры сохраняют свое численное превосходство по сравнению с муниципальными, что объяс-няется большим доверием к ним со стороны женщин. Также немаловажным здесь является механизм обращения и последующей процедуры оказания по-мощи – в общественных организациях, он менее формализован.
В целом, все-таки следует отметить тенденцию создания муниципаль-ных и общественных кризисных центров в различных регионах Российской Федерации. Для подтверждения приведенного тезиса представлен некоторый опыт деятельности таких Центров (например, Кризисный центр помощи женщинам в городе Старый Оскол Белгородской области, Кризисная служба помощи женщинам города Лангепас Тюменской области, Кризисный центр для женщин «Приют» в городе Мурманск, Кризисный Центр «Екатерина» в городе Екатеринбурге, Женский Кризисный Центр «Майя» и др.).
Гармонизации ситуации в части формирования кризисных центров не только как институтов гражданского общества, но и как структур, связанных с публичными органами, будет, помимо прочего, способствовать утвержде-ние Правительством Российской Федерации Положения о кризисных центрах помощи женщинам, поскольку статус ныне действующего не ясен – он не имеет регистрации в Минюсте; принятие мер по созданию кризисных цен-тров помощи женщинам именно на муниципальном уровне, органы которого наиболее близки к населению и призваны максимально быстро и эффективно решать по существу вопросы своей юрисдикции. Целесообразно также при-нятие рамочного положения на федеральном уровне относительно кризисных центров, где необходимо предусмотреть обязательное наличие юридической службы или юриста; заключение соглашений о сотрудничестве между кри-зисными центрами помощи женщинам муниципального и общественного ха-рактерами с публичными властными структурами для своевременного реше-ния вопросов, находящихся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления. Значимой представляется информационная попу-ляризация деятельности кризисных центров помощи женщинам, в том числе посредством создания специальных сайтов в сети Интернет.
21
Исходя из того, что Российская Федерация является правопреемником по международным договорам и соглашениям бывшего СССР, автором было принято решение рассмотреть международные гарантии, обеспечивающие реализацию принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин, исходя из их видового многообразия. Их предложено обособить в две группы – норма-тивные и институциональные.
В рамках первой группы, выделено несколько подгрупп гарантий, ко-торые определены характером норм, в которых они закреплены. Здесь на универсальном и региональном уровнях сложились две подгруппы – норма-тивные гарантии общего характера, которые касаются основных установле-ний, связанных с принципом равенства прав и свобод мужчин и женщин; нормативные гарантии фемино-паритетного характера, адресованные жен-щинам и подчеркивающие равенство их прав и свобод субъективным правам и свободам мужчин. Появление этих документов обусловлено тем, что на протяжении долгого времени женщины в отношении своих прав и возможно-стей находились в уязвленном состоянии по сравнению с мужчинами. Феми-но-паритетные гарантии определяют как отдельные статусные особенности женщин (трудящихся, замужних и пр.), так и их отдельные субъективные права (избирательные, политические, на образование и пр.).
В рамках развития институциональных гарантий автором рекомендо-вано учредить специализированный орган, занимающийся проблемами защи-ты прав женщин в каждом страновом регионе; в порядке эксперимента со-здать комиссии, занимающихся вопросами гендерного равенства. К их веде-нию следует отнести сбор и обобщение информации о том, каким образом реализуется данный принцип в государствах (включая статистический ана-лиз), представляющих соответствующий регион; выработка предложений по принятию рамочных документов в заявленной сфере; помощь нуждающимся государствам в реализации принципа гендерного равенства и др.
В заключении изложены выводы по основным конституционно-теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования, сформулированы научно-практические рекомендации по поводу обеспечения принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин.
22
Основные положения диссертации изложены в 10 публикациях автора общим объемом более 6 п.л., в т.ч.:
Статьи, опубликованные в научных журналах и изданиях, которые включены в перечень российских рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций:
1. Москаленко, С. А. Зарубежный опыт конституционного закрепления принципа равноправия мужчин и женщин [Текст] / С. А. Москаленко // Пра-во и политика. – 2013. – № 4 (160). – С. 548-553. – 1,0 п.л.
2. Москаленко, С. А. Развитие принципа равенства прав и свобод муж-чин и женщин в России [Текст] / С. А. Москаленко (в соавт.) // Научные ведомости БелГУ. – 2013. – № 9 (152). – С. 81-89. – 1,1 п.л.
3. Москаленко, С. А. Участие России в формировании нормативных международных гарантий реализации принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин [Текст] / С. А. Москаленко // Наука и образование: хозяй-ство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2013. – № 7 (38). – С. 64-70. – 1,1 п.л.
Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
4. Москаленко, С. А. Гендерное равноправие как залог развития демо-кратического общества [Текст] / С. А. Москаленко // Модернизационный ре-сурс конституционно-правовой науки: Сборник научных статей юридическо-го факультета НИУ «БелГУ». – Белгород, 2012. – С. 65-72. – 0,2 п.л.
5. Москаленко, С. А. Конституционное закрепление принципа равно-правия мужчин и женщин (на примере стран СНГ) [Текст] / С. А. Москален-ко // Альянс наук: вчений – вченому : матерiали VIII Мiжнар. наук.-практ. конф., 29-29 берез. 2013 р.: у 4 т. – Днiпропетровськ: бiла К.О., – 2013. – Т.1. – С. 21-26. – 0,4 п.л.
6. Москаленко, С. А. Кризисные центры в контексте обеспечения прав женщины и реализации принципа гендерного равенства [Текст] / С. А. Москаленко // Проблемы законодательного регулирования интернет-ресурсов и правового разрешения конфликтов с участием субъектов интер-нет-сообщества: материалы международной научно-практической конферен-ции, посвященной 20-летию Юридического института НИУ «БелГУ» в рам-ках проекта «Российско-украинские криминалистические чтения на Слобо-жанщине». – Белгород: ИД «Белгород», 2013. – С.152-160. – 0,3 п.л.
23
7. Москаленко, С. А. Развитие принципа равенства прав и свобод муж-чин и женщин в России (доконституционный период) [Текст] / С. А. Моска-ленко // Актуальные проблемы права и государства (межвузовский сборник научных работ, посвященный Научной сессии НИУ «БелГУ»). Белгород, 2013. – С.92-98 – 0,25 п.л.
8. Москаленко, С. А. Международные институциональные гарантии реа-лизации принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин [Текст] / С. А. Москаленко // Юридические координаты современного государственного строительства: материалы международной научно-практической конференции, (Белгород, 30 апреля 2013 г.). – Белгород, 2013. – С. 96-101. – 0,3 п.л.
9. Москаленко, С. А. Обеспечение принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин Президентом Российской Федерации [Текст] / С.А. Мос-каленко // Реализация конституционных принципов в законодательстве на современном этапе: Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.Н. Кудрявцева (г. Белгород, 4-5 октября 2013 г.). – Белгород, 2013. – С. 350-356 – 0,3 п.л.
10. Москаленко, С. А. Конституционное развитие принципа гендер-ного равенства в России [Текст] / С. А. Москаленко // «Сучаснi правовi си-стеми свiту в умовах глобалiзацiï: реаліï та перспективи»: міжнародна науко-ва-практична конференція, м. Киïв, 13-14 квітня 2013 р. – у 2-х частинах. – К.: Центр правових наукових досліджень, 2013. – Ч. I. – С. 38-41. – 0,3 п.л.
Подписано в печать 14.11.2013.Times New Roman.
Формат 60×84/16. Усл. п. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 450.
Оригинал-макет подготовлен и тиражирован в ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»
308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85.
24
.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0