2013avtoref1725

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Шилыганова Марина Владимировна
 
02 декабря 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Обеспечение конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 504.001.10
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Шилыганова М.В. Обеспечение конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 29.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1725 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Шилыганова М.В. Обеспечение конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 29.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации: 

 
 

На правах рукописи
 
 
 
 
 
Шилыганова Марина Владимировна
 
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ОТЧУЖДЕНИИ ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
Специальность: 12.00.02 – конституционное право, конституционный
                                            судебный процесс, муниципальное право
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
Москва,2013
 

Диссертация выполнена и рекомендована к защите на кафедре конституционного права Юридического факультета им. М.М. Сперанского Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и  государственной службы при Президенте Российской Федерации».
 

Научный руководитель: Чепунов Олег Иванович,
доктор юридических наук, доцент.
Официальные оппоненты Мархгейм Марина Васильевна,
доктор юридических наук, профессор
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», кафедра конституционного и муниципального права, заведующая кафедрой;
 
Хевсаков Владимир Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», кафедра конституционного и муниципального права, доцент.
 
Ведущая организация: Государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет».
 

Защита состоится «2» декабря 2013 г. в 14.00 на заседании диссертационного Совета Д 504.001.10 по юридическим наукам в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: г. Москва, проспект Вернадского, д. 84, ауд.2312 (корпус 1).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
 
Автореферат диссертации разослан          «__» _________ 2013 г.
 
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат юридических наук, доцент                                       Е.Ю. Догадайло

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы диссертационного исследования. Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, которую государство обязалось признавать, соблюдать
и защищать. К числу таких прав и свобод отнесены и права на частную собственность, жилище и землю, при этом наличие у граждан конституционного права при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд предварительного и равноценного возмещения предполагает наличие в российском законодательстве правовых средств обеспечивающих конституционные гарантии при реализации порядка отчуждения имущества. Как отметил Президент Российской Федерации
В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 г.: «Лучший способ сделать бизнес патриотичным - обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров, сделать привлекательной российскую юрисдикцию»[1].
Вопросы обеспечения конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации стали наиболее актуальными и приобрели особое значение в соответствии
с социально-экономическим развитием страны, а также с выполнением Российской Федерацией международных обязательств, и принятием в этой связи федеральных законов, устанавливающих порядок отчуждения имущества для государственных нужд (речь идет о подготовке Олимпийских игр в городе Сочи в 2014 году[2]; о проведении  азиатско-тихоокеанского форума экономического сотрудничества (АТЭС)[3]; о присоединении
к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий[4]; о проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018[5].)
В связи с этим, существует необходимость исследования конституционно-правового института обеспечения прав граждан при принудительном отчуждении имущества, а также порядка отчуждения имущества для государственных нужд.
В силу несовершенства действующего российского законодательства
и отраслевой разобщенности норм института принудительного отчуждения имущества на практике все чаще встречаются случаи нарушений прав
и свобод человека, в том
числе права собственности, права на землю
и жилище органами государственной власти, уполномоченными отчуждать имущество для государственных нужд.
В настоящее время отсутствует единый комплекс норм, регулирующих порядок отчуждения имущества для государственных нужд, который необходимо развивать с учетом неукоснительного обеспечения прав граждан и который должен быть основан на конституционных принципах и гарантиях отчуждения имущества для государственных нужд.
Все это и обусловило необходимость развернутого анализа обеспечения конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации и разработки предложений по достижению надлежащих законодательных решений выявляемых проблем.
Степень разработанности темы диссертационного исследования.
Содержание права собственности и конституционных прав на жилище
и землю рассматривались в трудах таких авторов как: С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, Н.Н. Алексеев, Ю.Н. Андреев, А.П. Анисимов, М.В. Баглай, Н.С. Бондарь, Н.А. Бердяев, В.Н. Бутылин, В.В. Бойцова, А.Ю. Белоножкин, Г.О. Вергасов, Н.С. Волкова, Д. Гомьен, Г.А. Гаджиев, Л. Зваак, А.И. Лазарев, Л.В. Лапач, А.И. Мелихов, Н.Н. Соломатина, И.Е. Фарбер, К.И. Скловский, И.Е. Фарбер, В.Е. Чиркин, Д. Харрис и др.
Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина рассматривались такими авторами как: С.С. Алексеев, В.В. Бутнев, Л.Д. Воеводин, С.А. Глотов, В.О. Лучин, Е.А. Лукашева, М.В. Мархгейм,
Ф.М. Рудинский, М.М. Утяшева и др.
Ограничение конституционных прав граждан рассматривались в работах таких авторов как: Н.В. Витрук, В.В. Лопаева, С.В. Пчелинцев, В.С. Устинов, Б.С. Эбзеев и др.
Отдельные отраслевые проблемы правового регулирования государственных нужд и порядка принудительного отчуждения имущества рассматривались такими отечественными юристами как: Л.В. Андреева, Н.А. Баринов, С.А. Боголюбов, Г.А. Гаджиев, Р. Гукасян, Р. Иеринг, Д.И. Дедов, А.И. Дихтяр, В.А. Евстегнеев, В.П. Камышанский, А.Л. Корнеев, О.И. Крассов, А.Я. Курбатов, Е.Л. Сидорова, Е.А. Суханов, Н.А. Сыродоев, А. Шайо, Ю.А. Щербанин и др.
Отдельные вопросы правового конституционного регулирования обеспечения прав граждан при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд в зарубежных странах рассматривались в работах таких авторов как: Г.Н. Андреева, И.А. Андреева, А.М. Арбузкин,
И.А. Алебастрова, М.В. Баглай, А.Г. Барабашев, Н.А. Богданова, А.Ш. Будагова, В.Н. Бутылин, А.П. Герасимов, А.Ш. Будагова,
Р.И. Капелюшников, Д.А. Ковачева, Ю.И. Лейбо, Л.Н. Линик, В.В. Маклаков, В.А. Малюткин, А.А. Мишин С.А. Рухтин, Р.Г. Тимофеева, В.Е. Чиркин, М.В. Чудаков,Е.Б. Шмакова, Л.М. Энтинаи др.
В работе использовались труды ученых, рассматривающих понятие «потребностей», таких как: П. Гольбах, Д. Дидро, К. Гельвеций, Г.В. Гегель, И. Кант, В.Н. Лавриненко, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.
Результаты изучения научных источников показывают отсутствие комплексных конституционно-правовых исследований проблемы обеспечения прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации.
Нормативную основу диссертационной работы составили:  Конституция Российской Федерации 1993 г.; международные правовые акты и документы международных организаций (в том числе: Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.), Федеральные конституционные законы (в том числе: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»), Федеральные законы (в том числе: Гражданский кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон
от 13 мая 2008 г. № 166-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 01.12.2007
№ 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр
и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон
от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон
от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон
от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проанализированы акты высших органов судебной власти: определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определения Верховного Суда Российской Федерации, иные акты органов судебной власти. Также изучены акты Европейского Суда
по правам человека.
Исследованы конституции ряда зарубежных стран (Греции, Ирландии, Франции, Лихтенштейн, Германии, Мексики, Болгарии, Швеции, Японии, Португалии, Эстонии, Беларуси, Молдовы, Украины, Латвии, Литвы, Грузии, Албании, Саудовской Аравии, Монголии, США).
 В том числе были исследованы обращения граждан в адрес Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, администрации Краснодарского края и администрации города Сочи[6].
Теоретическую основу диссертационной работы составляют труды отечественных ученых в области конституционного права и в других областях: С.А. Авакьяна, С.В. Акопова, Л.Ф. Болтенковой, С.В. Бошно,
А.В. Васильева, В.В. Еремяна, Б.П. Елисеева,С.А. Комарова, И.О. Красновой, М.Н. Кузнецова, И.Н. Куксина, М.Р. Кулиева, А.Д. Керимова, Ю.И. Лейбо, Д.А. Липинского, Г.В. Мальцева, М.В. Мархгейм, Т.Д. Матвеевой, С.И. Носова, З.А. Станкевича, Ю.А. Тихомирова, А.С. Тагиева, В.Е. Чиркина, И.Д. Хутинаев, Т.М. Шамба, М.В. Цибулевской, Б.С. Эбзеева, А.И. Экимова, и др.
Методологической основой диссертационной работы выступили современные общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукции, дедукции.
Формально-юридический метод применялся при догматическом
и профессиональном толковании норм права в сфере отчуждения имущества для государственных нужд Российской Федерации для выявления конституционных принципов данного правового института.
Широко использован сравнительно-правовой  метод, что позволило соотнести российское законодательство с международными стандартами
в сфере обеспечения прав граждан при отчуждении имущества
для государственных нужд.
Использование указанных методов позволило комплексно изучить, проанализировать и обобщить достаточно сложные (ввиду многоаспектности  и разрозненности) конституционно-правовые отношения в сфере обеспечения прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации.
Объектом диссертационной работы являются общественные отношения, связанные с обеспечением конституционных прав граждан
при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации.
Предметом диссертационной работы являются нормы конституционного права и иных отраслей российского права, устанавливающие основы, принципы и гарантии отчуждения имущества
для государственных нужд, а также проблемы обеспечения прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации.
Цель диссертационной работы состоит в конституционно-правовом исследовании обеспечения конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации, и разработке предложений по повышению эффективности правового регулирования порядка отчуждения имущества для государственных нужд с целью неукоснительного обеспечения конституционных прав граждан России.
Указанная цель работы достигается посредством решения следующих задач диссертационной работы:
-анализ конституционных основ обеспечения государственных нужд Российской Федерации;
-исследование опыта конституционно-правового регулирования обеспечения прав граждан при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд в зарубежных странах;
-исследование конституционно-правового содержания и гарантий обеспечения прав граждан при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации;
-анализ принудительного отчуждения имущества с точки зрения ограничения прав граждан Российской Федерации, и анализ проблем действующего законодательства, регулирующего порядок отчуждения имущества для государственных нужд;
-вопросы обеспечения конституционного права собственности при  отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации;
-проблемы обеспечения конституционного права на жилище при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации;
-проблемы обеспечения конституционного права на землю при отчуждении  имущества для государственных нужд Российской Федерации;
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что на основе конституционно-правового анализа обеспечения конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд, автором выявлено, что отсутствие унифицированного порядка отчуждения имущества для государственных нужд Российской Федерации, отражающего конституционно-закрепленные гарантии предварительного и равноценного возмещения не в полной мере обеспечивает права граждан при отчуждении имущества для государственных нужд.
Автором предложены принципы обеспечения конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации.
На основе выводов автором, сформулированы предложения
по изменению российского законодательства, направленные на повышение гарантированности конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд, а также на совершенствование порядка принудительного отчуждения имущества для государственных нужд Российской Федерации.
На защиту выносятся следующие положения и выводы, содержащие элементы научной новизны и представляющие теоретический
и практический интерес:
—На основе конституционно-правового анализа действующего законодательства автором устанавливается, что обеспечение конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд - это система правовых средств, с помощью которых государственные органы, основываясь на конституционных нормах, принципах и гарантиях,  осуществляют деятельность по обеспечению государственных нужд.
Под обеспечением государственных нужд Российской Федерации автором понимается система способов удовлетворения государственных потребностей и интересов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актах, которые обеспечиваются
в том числе, и путем отчуждения имущества для государственных нужд Российской Федерации.
На основе анализа положений действующего законодательства выделяется две группы государственных нужд, которые возникают:
-в условиях чрезвычайного положения (ч.1. ст. 56 Конституции Российской Федерации ) (по специальной процедуре);
-в условиях публичной потребности (ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации).
Автор аргументирует положение о том, что, понятие «государственные нужды», закрепленное  в отраслевом законодательстве, не отражает все виды публичных потребностей, в том числе потребности, для которых возможно отчуждение имущества в рамках Конституции Российской Федерации,
а также основания отнесения потребностей к государственным нуждам, для чего при толковании и применении норм, диссертантом уточнено конституционное содержание таких понятий как:
-«государственные нужды», (понимаются как обоснованные публичными интересами и установленные в законе потребности в земельных участках и/или объектах недвижимого имущества, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также привлекаемых в установленном порядке внебюджетных источников финансирования);
-«отчуждение имущества для государственных нужд» (понимается как изъятие или выкуп земельных участков и/или объектов недвижимости, для строго установленных законом целей, осуществляемое уполномоченным федеральным законом органом исполнительной власти, в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, собственность муниципального образования, при условии отсутствия иного способа обеспечения государственных нужд).
—Автором на основе сравнительного анализа источников зарубежного
и российского конституционного права в области обеспечения прав граждан
при отчуждении имущества для государственных нужд обосновано положение о том, что российское законодательство не содержит критерии
и основания отнесения потребностей и интересов к государственным нуждам, а также отсутствует стратегия, направленная на минимизацию отчуждения имущества для государственных нужд, что расширяет полномочия государства по отчуждению имущества для государственных нужд и снижает уровень обеспеченности прав граждан Российской Федерации, основанных на таких конституционных принципах как:
-неприкосновенность собственности;
-право частной собственности охраняется законом;
-несоразмерное ограничение права собственности, и иных вещных прав;
-неприкосновенность жилища;
-недопустимость произвольного лишения имущества.
По мнению автора, для совершенствования российского законодательства в сфере обеспечения прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд, необходимо учесть такие конституционные принципы, нашедших выражение в нормах права зарубежных стран, как:
-исключительность и обоснованность отчуждения имущества;
-невозможность реализации потребности иным способом, кроме как отчуждением имущества;
-публичность в планировании отчуждения имущества;
-целевое использование отчуждаемого имущества;
-справедливость возмещения за отчуждаемое имущество;
-равенство в правах при отчуждении имущества;
-открытость и доступность информации об отчуждении имущества;
-соблюдение баланса между публичными и частными интересами.
—На основании анализа конституционных правовых норм в части отчуждения имущества для государственных нужд Российской Федерации автором предложена классификация гарантий, включающая следующие их виды: юридические (закрепление в ч. 3 статье 35 Конституции Российской Федерации), стоимостные (предварительное и равноценное возмещение)
и судебные (принудительное лишение имущества только по решению суда, возможность обжалования законности решения органа исполнительной власти об отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации, а также размера и формы компенсации за отчуждаемое имущество).
Автором обосновывается, что предварительное и равноценное возмещение предполагает:
-равноценность (справедливую и полную компенсацию, выраженную
по выбору гражданина в денежном эквиваленте и/или предоставлении взамен объекта недвижимости и/или земельного участка, с возмещением всех понесенных убытков и морального ущерба). При определении компенсации необходимо форму и размер компенсации определять в зависимости
от масштаба и важности общественных интересов, учитывая, что отчуждение имущества не должно приводить к избыточному бремени для человека,
а государство не должно в результате этого несправедливо обогащаться.
-предварительность (возмещение за отчуждаемое имущество до факта отчуждения, а также установления в законодательстве трех единых сроков: срока ознакомления граждан с документами и материалами (документы территориального планирования, плана размещения того или иного объекта,  документация по планировке территории), касающимися их прав
на имущество; срока уведомления правообладателя о предстоящем отчуждении имущества; срока, в течение которого правообладатель может быть лишен имущества в принудительном порядке).
По мнению автора, с целью наиболее полной реализации гарантий конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации, необходимо ввести запрет на отчуждение имущества до полного возмещения отчуждаемого имущества для государственных нужд Российской Федерации и понесенных убытков (вне зависимости от права собственности), предусмотреть выплату компенсации за понесенный моральный вред, а также освободить правообладателей недвижимого имущества от налога на прибыль
с отчуждаемого для государственных нужд имущества.
—На основе проведенного анализа нормативных правовых актов регулирующих отчуждение имущества для государственных нужд Российской Федерации автором установлено, что порядок отчуждения имущества для государственных нужд Российской Федерации в различных актах разный и недостаточно учитывает конституционно-правовые принципы, что выражается в отсутствии: обоснования необходимости
и исключительности отчуждения имущества, публичности принятия решения об отчуждении имущества, способов уведомления заинтересованных лиц
о предстоящем отчуждении имущества и процедуры ознакомления лиц, права которых прекращаются в силу отчуждения имущества, с условиями отчуждения имущества и компенсации.
Для устранения названных недостатков действующего законодательства автором предлагается законодательно установить, основанный на конституционно-правовых принципах унифицированный порядок отчуждения имущества для государственных нужд Российской Федерации, закрепить в отраслевом законодательстве критерии и основания отнесения потребностей к государственным нуждам, установить публичные способы информирования граждан о необходимости отчуждения имущества для государственных нужд, а также установить поэтапную процедуру ознакомления лиц с условиями отчуждения имущества и варианта компенсации.
—На основе анализа нормативных правовых актов, устанавливающих компенсацию за отчуждаемое имущество для государственных нужд Российской Федерации, автором установлено, что гарантии равноценного возмещения не обеспечиваются, в связи с отсутствием единых критериев оценки недвижимого имущества, а также нормативно-закрепленного права выбора вида получения компенсации (в денежной форме и/или в форме недвижимого имущества), для чего, по мнению автора, для оценки компенсации за отчуждаемое имущество, а также установления размера убытков, связанных с отчуждением имущества, необходимо разработать унифицированную методологию оценки имущества и убытков, а также
в отраслевом законодательстве предусмотреть право выбора гражданами вида компенсации за отчуждаемое имущество.
—При анализе правового обеспечения конституционных прав иных правообладателей отчуждаемого имущества, автором установлено, что
в законодательстве отсутствует порядок прекращения таких прав как добросовестное владение, права на незарегистрированные в установленном порядке объекты незавершенного строительства и объекты, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы, в этой связи, отсутствуют основания компенсации гражданам за отчуждаемое имущество, что, по мнению автора, нарушает конституционную гарантию равноценного возмещения, в целях обеспечения которой необходимо утвердить перечень таких прав и порядок такой компенсации.
—Автором, на основе конституционно-правового анализа обеспечения конституционного права на жилище и землю, при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации, установлено, что в порядке отчуждения имущества для государственных нужд отсутствуют правила предоставления альтернативного жилого помещения и/или земельного участка в счет уплаты выкупной цены за отчуждаемое имущество и правила переселения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для обеспечения конституционного права граждан на жилище и землю при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации необходимо разработать и утвердить правила переселения граждан, выбравших компенсацию в виде иного объекта недвижимости и/или земельного участка соизмеримого по качеству, размеру и цене или превышающих их.
—На основе проведенного исследования и сделанных выводов, автором устанавливается, что отсутствие стратегии, направленной  на минимизацию отчуждения имущества и комплексного институционального оформления правового регулирования принудительного отчуждения имущества для государственных нужд Российской Федерации, а также возможности отчуждения имущества частному лицу, действующему в публичных интересах нередко приводит к невозможности своевременного удовлетворения общественных потребностей, осуществления национальных проектов, выполнения международных обязательств.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Сделанные в диссертации заключения и выводы направлены на применение их в законотворческой дея­тельности с целью устранения выявленных недостатков, пробелов и колли­зий правового регулирования порядка отчуждения имущества для  государственных нужд, что позволит обеспечить конституционные права граждан при отчуждении имущества, выводы и заключения направлены на использование в правоприменительной практике при раз­решении споров, связанных с обеспечением прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд. Сформулированы предложения по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Главные положения работы могут послужить основой для дальнейших научных исследований обеспечения конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации.
Практическое значение диссертационной работы состоит в том, что полученные в ходе исследования заключения, выводы и предложения, касающиеся обеспечения прав граждан при отчуждении имущества
и регламентации порядка отчуждения имущества для государственных нужд Российской Федерации могут способствовать повышению эффективности работы законодательных органов, принимающих соответствующее законодательство, а также органов осуществляющих функции по обеспечению  прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры конституционного права Юридического факультета имени М.М. Сперанского Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в научных публикациях автора (в монографии; в восьми статьях, в том числе опубликованных
по результатам выступления на научно-практических конференциях:
VIII международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы юриспруденции» (Москва, 2012), XI международной научно-практической конференции «Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе» (Пенза, 2012), XII международной научно-практической конференции «Законность и правопорядок в современном обществе» (Новосибирск, 2013), круглых столах в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (2009-2012 гг., г. Москва); профессиональной деятельности диссертанта, а также применялись Министерством регионального развития Российской Федерации и Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта при формировании основ нормативного правового регулирования обеспечения конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд, связанных
с подготовкой и проведением Олимпийских игр в городе Сочи)
Структура диссертации определяются целью и задачами исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных источников.
 
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется
ее научная разработанность,  определяется объект и предмет исследования, цели работы и комплекс решаемых задач,  отмечаются использованные методы исследования, охарактеризована степень изученности вопроса
в научной литературе, раскрываются использованные в исследовании  источники, формулируется научная новизна диссертационного исследования, положения, выносимые на защиту и подтверждающие теоретическую
и практическую значимость работы, излагаются результаты апробации проведенного исследования.
Первая глава диссертации «Конституционно-правовая природа принудительного отчуждения имущества для государственных нужд
и обеспечения прав граждан при отчуждении имущества»
посвящена теоретико-методологическому анализу конституционных основ обеспечения государственных нужд Российской Федерации (§ 1.1), исследованию опыта правового конституционного регулирования обеспечения прав граждан при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд
в зарубежных странах (§ 1.2), исследованию содержания и принципов конституционного обеспечения прав граждан при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации (§ 1.3)
Автором, проведя анализ основ обеспечения государственных нужд Российской Федерации, выявлено, что в основе обеспечения государственных нужд, указанных в части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации лежит интерес, который характеризуется «всеобщностью» и направлен на удовлетворение «общего блага». В этой связи, представляется, что государственные нужды, для обеспечения которых отчуждается имущество у граждан, предусматривают в себе как государственные, так и общественные интересы. При этом в диссертации установлено, что обеспечение  государственных  нужд, связанных с отчуждением имущества, носит двойственный характер, и включает в себя обеспечение нужд государства в обычном функционировании общества (удовлетворение публичных интересов) и обеспечение нужд в условиях чрезвычайного положения (обеспечения обороны страны и безопасности  государства в  военное  время).
Таким образом, в диссертации установлено, что государственные  нужды, указанные ч. 3 статьи 35 Конституции  РФ, в целях которых отчуждается имущество, необходимо отграничивать от отчуждения имущества в условиях чрезвычайного положения, (ч.1. ст. 56 Конституции Российской Федерации), а также реквизиции, и обязанности граждан  и  организаций  предоставить имущество (как движимое, так и недвижимое) для  обеспечения потребностей государства, связанных с  выполнением  функции  обеспечения  обороны  страны  и  безопасности  государства  в  военное  время, в связи с тем, что указанные нужды  основаны  на  иных  принципах и  порядке  отчуждения  имущества.
В диссертации установлено, что отчуждение имущества как способ обеспечения государственных нужд регулируется, различными нормативными правовыми актами и включает в себя:
-отчуждение земельных участков и/или объектов недвижимости в установленных законом случаях;
-выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд (при этом, выкуп для муниципальных нужд возможен в случае согласия собственника (правообладателя) и в случаях передачи Российской Федерацией субъекту Российской Федерации и/или органам местного самоуправления полномочий по принятию решения об изъятии земельных участков и/или объектов недвижимости в установленных законом случаях).
В диссертации сделан вывод, что нормы российского законодательства значительно расширяют полномочия государства и случаи принудительного отчуждения имущества для государственных нужд, по сравнению с нормами международного права и Конституции Российской Федерации.
В диссертации установлено, что использование в российском законодательстве понятия «государственные или муниципальные нужды», (для обеспечения которых отчуждается имущество) значительно расширяет полномочия по отчуждению имущества органов местного самоуправления,
в этой в связи, по мнению диссертанта, должно использоваться понятие «государственные нужды» указанное в Конституции Российской Федерации, а отчуждение имущества для муниципальных нужд должно осуществлять только с согласия собственника (правообладателя), а также в случаях передачи полномочий Российской Федерацией – субъекту Российской Федерации и/или органам местного самоуправления по принятию решения об изъятии земельных участков и/или объектов недвижимости
в установленных законом случаях.
В диссертации указано, что к числу сущностных признаков понятия «обеспечения государственных нужд» на современном этапе можно отнести:
-государственный характер устанавливаемых организационно-правовых способов распределения тех или иных благ;
-законодательное закрепление потребностей, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных благ;
-объективные основания, вызывающие потребность государства в тех или иных благах.
В диссертации выявлено, что под имуществом, отчуждаемом для государственных нужд, следует понимать земельные участки, объекты недвижимого имущества, принадлежащие гражданам или юридическим лицам на праве собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении, праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве наследуемого владения, на праве аренды или ином праве, а также вещи, имущественные и иные права имущественного характера, имеющие денежную оценку, и способные участвовать в имущественном обороте и удовлетворяя законные имущественные интересы правообладателей.
В диссертации автором проанализированы нормы конституций зарубежных стран, которые показали, что основанием отчуждения имущества в зарубежных странах является «всеобщие интересы» или «общественные интересы».
На основе анализа конституций зарубежных стран, в диссертации сделан вывод, что обеспечение конституционных прав граждан при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд сводится к следующему:
-отчуждение имущества носит исключительный характер;
-необходимость отчуждения имущества должна быть обоснованной и доказана невозможность удовлетворения нужды иным способом, кроме как отчуждением имущества;
-четко определены условия вмешательства государства в права собственности;
-предусмотрена «немедленная» и/или «полная» и/или «справедливая компенсация» и/или «разумная» компенсация;
-предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного правомерными действиями государства;
-предусмотрено обеспечение не только права собственности, но и иных прав правообладателей;
-предусмотрено право граждан понимать что такое «нужды», ради которых они лишаются имущества и какие цели преследуют данные нужды;
-предусмотрен процесс планирования «государственных» «общественных» нужд с участием граждан;
-активное общественное участие в разработке и принятии планов развития и отнесения тех или иных планов государства
к «общественным интересам», « «нуждам»;
-нахождение оптимального баланса между публичным и частным интересом.
В диссертации, сделан вывод, что на примере опыта обеспечения прав граждан при отчуждении имущества необходимо создать систему планирования отчуждения имущества, разработать стратегию минимизации отчуждения имущества, придать публичность планированию, которое позволит обсуждать цели отчуждения имущества и их чрезвычайную необходимость, а также порядок предъявления заинтересованными лицами возражений о планируемом отчуждении имущества.
В диссертации сделан вывод, что на основе международного опыта необходимо внедрение ряда принципов в российское законодательство, регулирующего принудительное отчуждение имущество граждан для государственных нужд и систему обеспечения конституционных прав граждан при отчуждении имущества в Российской Федерации.
В диссертации автором сделан вывод, что в целях обеспечения конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд необходима систематизация норм, регулирующих отчуждение имущества для государственных нужд и закрепление в них гарантий, с помощью которых государственные и общественные структуры осуществляют деятельность, направленную на точное исполнение велений, выраженных в нормах.
В работе автор указывает, что ключевым элементом в обеспечении конституционных прав граждан при принудительном отчуждении имущества являются гарантии обеспечения прав граждан на предварительное
и равноценное возмещение отчуждаемого имущества и причиненных убытков, а также на возмещение морального вреда и обжалование решений суда по спорам об отчуждении имущества для государственных нужд.
В диссертации автором обосновано, что в целях обеспечения права граждан на обжалование решений суда об отчуждении их имущества для государственных нужд, необходимо не допускать принятия норм, согласно которым решения суда по спорам, возникающим в связи отчуждением имущества для государственных нужд, подлежат немедленному исполнению.
В диссертации установлено, что в целях дополнительных гарантий равноценного и предварительного возмещения за отчуждаемое имущество необходимо:
-установить, что компенсация за имущество, принадлежащее лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования приравнивается к праву собственности;
-ввести порядок предоставления земельных участков взамен отчуждаемых;
-закрепить право возмещения иным объектом недвижимости (квартиру вместо отчуждаемого земельного участка и наоборот);
-установить право собственника требовать предоставления равноценного земельного участка, взамен отчуждаемого, на котором расположен жилой дом, являющийся единственным жильем собственника отчуждаемого земельного участка;
-разрешить предоставление большего по стоимости имущества при условии оплаты разницы в цене, и наоборот, меньшего по стоимости с доплатой за разницу в цене;
-ввести возможность осуществления отчуждения имущества юридическими лицами, действующими в общественно-государственном интересе. Таким образом, это устранит посредничество государственных органов в оформлении сделок, оставляя за органами власти властно–распорядительные функции (принятия решений об отчуждении имущества, выявление заинтересованных лиц, принятие решений о прекращении прав постоянного (бессрочного) пользования и т.п.).
-гарантировать право на обжалования решений суда по спорам об отчуждении имущества для государственных нужд до отчуждения имущества.
Автором обосновано, что внедрение указанных положений в законодательство Российской Федерации, регулирующее отчуждение имущества для государственных нужд позволит полноценно реализовать требования Конституции Российской Федерации о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Вторая глава диссертации  «Правовое регулирование и практика обеспечения отдельных конституционных прав граждан при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации» посвящена исследованию принудительного отчуждению имущества как ограничению прав граждан Российской Федерации, а также анализу порядка отчуждения и проблемам действующего законодательства (§ 2.1), обеспечению конституционного права собственности  при  отчуждении  имущества для государственных нужд Российской Федерации (§ 2.2) обеспечению конституционного права на жилище при отчуждении  имущества для государственных нужд Российской Федерации (§ 2.3), обеспечению конституционного права на землю при отчуждении  имущества для государственных нужд Российской Федерации (§ 2.4)
Автором сделан вывод о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд это вид ограничения прав собственников и иных правообладателей на землю и жилище, которое возможно исключительно при наличии ряда условий, закрепленных в законодательстве Российской Федерации и только при обеспечении установленных конституционных гарантий.
В диссертации на основе проведенного анализа автором установлено, что отсутствует единый унифицированный порядок отчуждения имущества для государственных нужд, в связи с тем, что он регулируется несколькими федеральными законами, которые имеют противоречия в регулировании сходных общественных отношений.
В этой связи в диссертации указано, что необходимо определить:
-установить документы, обосновывающие необходимость отчуждения имущества для государственных нужд, сроки принятия решения об отчуждении имущества;
-порядок извещения собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд путем опубликования и направления извещений для связи по адресам правообладателей, имеющихся в сведениях государственного кадастра недвижимости, а в случаях отчуждения жилых помещений – также и по адресам данных жилых помещений; 
-порядок отчуждения имущества, когда земельный участок необходим частному лицу, действующему в публичных интересах;  
В целом, настоящие предложения восполняет пробелы в порядке отчуждения имущества для государственных нужд, одновременно повышая уровень и качество гарантий лицам, чьи права подлежат прекращению
в связи с отчуждением имущества для государственных нужд.
В работе указывается, что в порядке отчуждения имущества для государственных нужд необходимо предусмотреть способы информирования общества о планировании тех или иных нужд государства, предусматривающих отчуждение имущества для государственных нужд
и предоставить гражданам возможность обсуждать вопросы, касающиеся
их права собственности на землю и жилище.
В диссертации указывается, что до принятия решения об отчуждении имущества и до утверждения документов территориального планирования,
в первую очередь, необходимо обязать государство информировать общество
о «планах государства», общество должно быть поставлено не перед фактом отчуждения имущества, а непосредственно принимать участие в обсуждении подобных «планов».
В диссертации указано, что необходимо закрепить за органом, принимающим  решение об отчуждении имущества для государственных нужд следующие полномочия:
1) подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд;
2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд;
3) подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд;
4) обращение в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд;
5) обращение в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд.
Кроме того, в целях обеспечения прав граждан необходимо указать исчерпывающий круг лиц, по ходатайству которых может быть принято решение об изъятии имущества для государственных нужд.
В диссертации автором сделан вывод, что ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации гарантируется защита не только права собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, добросовестного владения и иных прав. 
Данная конституционная гарантия, адресованная, прежде всего собственникам, во всяком случае, не может толковаться как отрицающая государственную защиту других признанных имущественных прав граждан и умаляющая в какой-либо мере возможности такой защиты для законных землепользователей.
В диссертации, проанализировав обеспечение права граждан на землю при отчуждении имущества для государственных нужд, установлено, что:
-отсутствуют основания и порядок прекращения иных прав на земельный  участок (постоянное пользование, пожизненное  владение, сервитут, аренда и т.п.).
-порядок  оценки недвижимого имущества в связи с его отчуждением и расчетом причиняемых изъятием убытков не полон;
В этой связи автором указывается, что в целях обеспечения конституционного права на землю, при отчуждении имущества для государственных нужд необходимо установить перечень прав, которые возможно прекратить в ходе изъятия земельного участка для государственных нужд, а также права правообладателей изымаемой недвижимости до регистрации прекращения их прав. 
Кроме того, в диссертации устанавливается, что имущество правообладателей  на праве бессрочного пользования необходимо оценивать как право арендатора земельного участка, переданного в аренду на 49 лет, а правообладателей  пожизненного наследуемого владения следует оценивать как право собственности на указанный земельный участок, а  в случаях предоставления земельного участка взамен изымаемого, предоставлять его на праве собственности.
В этой связи в общем гражданском законодательстве, регулирующем отчуждение имущества для государственных нужд необходимо предусмотреть статью, обеспечивающую компенсацию гражданам, владеющим имуществом на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, изложив в следующей редакции:
 «При проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридического лица, которое прекращается в связи с изъятием у него этого земельного участка, такое право оценивается как право арендатора земельного участка, переданного в аренду на 49 лет. При проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком гражданина, которое прекращается в связи с изъятием у него этого земельного участка, такое право оценивается как право собственности на указанный земельный участок».
 «В случаях изъятия земельных участков путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения предоставление других земельных участков взамен изымаемых осуществляется на праве собственности гражданам, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность».
В диссертации в целях гарантии конституционного права собственника на жилище и равенства граждан перед законом необходимо разработать и закрепить порядок  предоставления альтернативного жилого помещения в счет уплаты выкупной цены за отчуждаемое имущество.  При этом предоставление жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения должно рассматриваться как обязанность государственного органа или органа местного самоуправления, осуществляющего отчуждение имущества.
В интересах соблюдения прав граждан при изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества отраслевое законодательство необходимо дополнить следующей нормой:
«При отсутствии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на имущество, подлежащего изъятию, основанием для государственной регистрации права собственности гражданина или права общей долевой собственности граждан в равных долях является наличие регистрации по месту жительства в данном индивидуальном жилом доме
у такого гражданина или таких граждан.».
 В отсутствие установленного законом порядка предоставления другого жилого помещения собственнику вызывает вопрос о законности предоставления другого жилого помещения из состава муниципальной или государственной казны в собственность физического лица в счет уплаты выкупной цены.
В диссертации указывается, что необходимо утвердить правила переселения граждан при отчуждении имущества для государственных нужд, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, основываясь на статье 40 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права
на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов
 в соответствии с установленными законом нормами».
В заключении содержатся основные положения и выводы проведенного исследования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
По теме диссертации автором опубликованы научные работы:
 
I. Монографии и научные издания:
1.Шилыганова М.В. Конституционные ограничения при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд // Некоторые проблемы современного конституционного развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации:  монография // под науч.
и общ. Ред. В.В. Гошуляка, Г.В. Синцова. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. С. 76-82.
 
II. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации результатов диссертационных исследований:
2. Шилыганова М.В. Вопросы предварительного и равноценного возмещения при изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации // Право и государство: теория и практика, 2012, № 7, С. 56-59.
3. Шилыганова М.В. Проблемные ситуации при изъятии объектов недвижимости для государственных нужд Российской Федерации, которые следует учитывать в целях соблюдения конституционных прав граждан // Право и государство: теория и практика, 2012, № 12, С. 121-124.
4. Шилыганова М.В. Основные вопросы обеспечения конституционных прав граждан при отчуждении имущества для государственных нужд Российской Федерации // Право и государство: теория и практика, 2013, № 11, С. 55-58.
 
III. Статьи, опубликованные в сборниках статей по материалам научных всероссийских и международных конференций по результатам выступлений:
4.Шилыганова М.В. Изъятие для государственных нужд // Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе:
Сб. статей XI Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012, С. 70-73.
5.Шилыганова М.В. Жалобы граждан при изъятии имущества для государственных нужд // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: материалы VIII международной заочной научно-практической конференции. (26 декабря 2912 г.) – Москва: Изд. «Международный центр науки
и образования», 2012. С. 48 – 52.
6.Шилыганова М.В. Принудительное отчуждение имущества
по конституциям зарубежных стран // Законность и правопорядок
в современном обществе: Сб. материалов XII Международной научно-практической конференции / Под. Общ. Ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ», 2013, С. 19 -24.
 
 
 
 
IV. Научные статьи, опубликованные в иных научных изданиях:
 
7.Шилыганова М.В. О нормативно-правовом регулировании изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации и о правах граждан при изъятии (на примере Минрегиона России при подготовке Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 году) // От кризиса к росту: стратегия инновационного развития: Сборник научных статей РАГС, Выпуск 9.
Часть 1. // Под общ. Редакцией В.К. Егорова, А.С. Горшкова, В.М. Герасимова, М.А. Кашиной. – М.: Изд-во РАГС, 2010, С. 247 – 251.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
АВТОРЕФЕРАТ
 
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
ШИЛЫГАНОВОЙ Марины Владимировны
 
 
Тема диссертационного исследования:
 
обеспечение КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
ПРИ ОТЧУЖДЕНИИ ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
 
 
 
Научный руководитель:
Чепунов Олег Иванович,
доктор юридических наук, доцент.
 
 
 
 
 
 
 
 
Подписано в печать «__» _____ 2013.
Объем _____
Тираж: 100 экз. Заказ №___
 
 
 
 
 
Отпечатано в типографии «Реглет»
 
119526, Москва, пр-т Вернадского, 39
тел. 8(495)363-78-90, www.reglet.ru
 

 
[1] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2012 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета, 2012 г. – от 13.12.2012.
[2] Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2007, № 49, ст. 6071.
[4] Федеральный закон 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2013,
№14, ст. 1651.
[5] Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ, 2013, № 23, ст. 2866.
[6]Аналитическая информация в отношении правообладателей объектов недвижимости, жалобы которых были опубликованы в СМИ. Электронный ресурс//  http://www.relocation.olympdep.ru/actual/article?n=10&PHPSESSID=c651d6ad835c6e04e1c569c787a27a6e (дата обращения 28.08.2013)
Файлы: 
Порядок отображения: 
0