2013avtoref1712

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Олейник Сергей Александрович
 
26 декабря 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Государственно-правовое регулирование кадрового обеспечения внутренних войск МВД СССР в 60-е - 90-е гг. XX века: историко-правовой аспект» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 203.019.01
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Олейник С.А. Государственно-правовое регулирование кадрового обеспечения внутренних войск МВД СССР в 60-е - 90-е гг. XX века: историко-правовой аспект: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 23.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1712 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Олейник С.А. Государственно-правовое регулирование кадрового обеспечения внутренних войск МВД СССР в 60-е - 90-е гг. XX века: историко-правовой аспект: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 23.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

                                  На правах рукописи

   Исх. № 8/5475

                                                                                 от  19 ноября 2013 г.                                                   

 
 
 
 
 
ОЛЕЙНИК СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
 
 
 
 
ГОСУДАРСТВЕННО–ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
МВД СССР в 60-е – 90-е гг. ХХ ВЕКА:
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
 
 
 
Специальность 12.00.01 –
теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
Москва - 2013

Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права
ФГКВОУ ВПО "Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России".
 

Научный руководитель                      заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор
Лысенков Сергей Геннадьевич
 
Официальные оппоненты:                доктор юридических наук, профессор, ФГОУ ВПО Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, заведующий кафедрой теории и истории государства и права
Рожнов Сергей Николаевич
 
  кандидат юридических наук, доцент, ФГКОУ ДПО Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, старший преподаватель кафедры подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности Абдрахманов Альберт Ильдусович
 
Ведущая организация ФГКВОУ ВПО "Саратовский военный институт внутренних войск МВД России"

 
Защита состоится 26 декабря 2013 г., в 11 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 203.019.01, созданного на базе Московского университета МВД России по адресу: 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12.
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.
 
Автореферат разослан 25 ноября 2013 г.
 

 
Ученый секретарь
диссертационного совета                                                              Ю.Ю. Кулакова
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы диссертационного исследования. Одним из главных направлений деятельности государства является осуществление функции обеспечения безопасности личности, общества и государственного строя от внутренних и внешних угроз. В Российской Федерации уполномоченным субъектом реализации этой общегосударственной функции, наряду с другими субъектами, являются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации[1]. Реализация данной функции во многом зависит от подготовки, подбора и расстановки кадров внутренних войск, их материального обеспечения и социальной защиты.
В связи с этим представляется актуальным исследование историко-правового опыта кадрового обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД СССР во второй половине ХХ века. Анализ уроков кадровой политики в СССР и её реализации во внутренних войсках окажет существенную помощь в совершенствовании механизма подбора и расстановки военных кадров в современной России. Этим обусловливается и необходимость изучения опыта и уроков реорганизации кадрового обеспечения внутренних войск МВД в 1960-х - 1991 гг., поскольку в этот период органы государственной власти СССР проводили активную правотворческую работу в сфере правового регулирования кадрового обеспечения войск.
Актуальность исследования данной темы в значительной степени обусловлена также и неоднозначной, а порой и односторонне-негативной оценкой деятельности войск МООП-МВД, содержащейся в некоторых работах современных авторов. Необходимость формирования целостного представления о роли политико-правовых процессов, происходивших в СССР, и их влияние на кадровое обеспечение внутренних войск, предопределяет необходимость переосмысления основных тенденций развития кадровой работы во внутренних войсках МВД СССР в период их существенного переустройства и ее правовой регламентации. Поэтому научный труд, непредвзято отражающий основные этапы развития войск внутреннего предназначения, порядок правового регулирования их жизнедеятельности, будет способствовать расширению историко-правовых знаний о войсках правопорядка.
Степень научной разработанности темы. Историко-правовые вопросы работы с кадрами органов внутренних дел и внутренних войск МВД рассматривались в трудах С.Е. Байкеевой, В.П. Белозерова, О.Ф. Коновалова, А.О. Петровой, Е.Д. Проценко, В.С. Скрипова, А.В. Федорова, С.М. Штутмана и других авторов.
Проблемы комплектования, подбора, расстановки и социальной защиты кадров внутренних войск исследовались С.Ф. Зыбиным,  Х.Х. Лойтом, работы которых освещали отдельные правовые аспекты кадрового обеспечения служебно-боевой деятельности войск.
Составным элементам системы кадровой работы в органах и войсках МВД посвящены труды Р.В. Андрюшина, М.В. Ашика, В.П. Баранова, А.Ю. Блока, С.Н. Грошева, С.М. Емелина, П.И. Ермакова, В.П. Журавель, А.С. Квитчука, В.Я. Кикотя, М.Н. Кожевникова, А.С. Куликова, В.А. Пленкина, А.П. Позднякова, С.Г. Реброва, А.В. Степанова и некоторых других авторов.
Вместе с тем, в современной историко-правовой литературе пока нет научных трудов, посвященных комплексному исследованию правового регулирования кадрового обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск в обозначенных хронологических рамках.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникавшие в процессе государственно-правового регулирования кадрового обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД СССР в период их реформирования в 1960-х – 1991 гг.
Предметом диссертационного исследования являются нормативные правовые акты, регламентировавшие кадровое обеспечение служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД СССР и практика их реализации в рассматриваемый период.
Хронологические рамки исследования охватывают период от образования общесоюзного Министерства охраны общественного порядка в 1966 г. до распада СССР в 1991 г.
Целью диссертации является получение новых научных знаний о государственно-правовом регулировании кадровой политики, осуществляемой во внутренних войсках МВД СССР в обозначенных хронологических рамках.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • выявить концептуальные положения нормативных правовых актов, регулировавших кадровое обеспечение служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД СССР в указанный период;
  • раскрыть сущность и основные принципы правовой регламентации кадрового обеспечения во внутренних войсках МВД СССР;
  • выявить механизм государственно-правового регулирования кадрового обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД СССР и его особенности в различных условиях политической обстановки в стране;
  • дать характеристику ранее не публиковавшимся архивным материалам, раскрывающим опыт кадрового обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск в исследуемом периоде.

 Решение названных задач позволяет выработать рекомендации по использованию изученного опыта в совершенствовании правовой составляющей кадрового обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД РФ в современных условиях.
Методологическая основа исследования. Для достижения поставленной цели автор применил в качестве базовых следующие методы научного познания: всеобщий метод материалистической диалектики, позволяющий рассматривать явления, события, факты исследуемого периода в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности; системно-структурный метод, способствующий научному познанию объекта исследования как единой системы и выделению в его структуре взаимодействующих элементов; исторический метод, помогающий раскрыть конкретно-исторические причины реформирования кадровой работы во внутренних войсках; сравнительно-правовой метод, позволяющий установить соотношение сходства и различий при сопоставлении нормативных правовых актов, регулировавших кадровое обеспечение внутренних войск в 60-е – 90-е годы XX века.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных правоведов, научные взгляды которых помогли автору осмыслить теоретические проблемы диссертации. Среди них выделяются работы С.С. Алексеева, И.И. Веремеенко, А.П. Корнеева, Л.Л. Попова, Ю.Н. Старилова, М.С. Строговича, Н.П. Томашевского, А.Д. Черданцева и других.
В качестве теоретической базы исследования использовались научные взгляды и идеи Б.П. Белозерова, С.Ф. Зыбина, Е.Д. Проценко о преемственности метода правового регулирования кадровой политики во внутренних войсках, основанного на опыте Великой Отечественной войны, а также положения и выводы о сущности и содержании реформирования внутренних войск, изложенные в работах В.Я. Кикотя, В.П. Сидоренко и С.М. Штутмана.
В состав источниковой базы диссертационного исследования входят
нормативные правовые акты СССР, органов управления общей и отраслевой компетенции как опубликованные в официальных изданиях, так и хранящиеся в фондах Российского государственного архива новейшей истории, Центрального архива внутренних войск и Центрального музея внутренних войск МВД России, директивные материалы ЦК КПСС, статистические сборники, воспоминания руководящего состава внутренних войск МВД СССР, публикации в средствах массовой информации.
Также использовались труды государственных и партийных деятелей: Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко, М.С. Горбачева, Н.А. Щелокова. В них кадровая политика в СССР представлялась как одна из отраслей государственной политики, призванной обеспечить руководящую роль КПСС в социалистическом строительстве. Несмотря на наличие значительного идеологического аспекта, труды названных деятелей содержат положения о закономерностях и принципах кадровой работы, о требованиях, предъявляемых к деловым качествам и моральному облику военных кадров, актуальные в условиях реформирования внутренних войск МВД Российской Федерации.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в отечественной историко-правовой литературе решена задача адекватной оценки деятельности государства по правовому регулированию кадровой работы во внутренних войсках МВД СССР в период 1960-х – 1991 гг.
В диссертации представлен генезис кадровой политики во внутренних войсках, дается сравнительно-правовой анализ отдельных нормативных актов, объективно оценивается практика их применения, предлагается авторское объяснение причин, обусловивших реформирование системы кадрового обеспечения. В работе выделены как позитивные, так и негативные стороны государственно-правового регулирования деятельности органов военного управления по подбору, расстановке, обучению и воспитанию различных категорий военнослужащих внутренних войск МВД СССР.
В результате научного анализа обширной эмпирической базы предложены авторские определения кадровой политики во внутренних войсках МВД СССР и механизма государственно-правового регулирования кадрового обеспечения внутренних войск МВД СССР в период их реформирования, дана характеристика их структурно-функциональных элементов.
Новизну диссертации придает авторская позиция в  аргументации подходов и принципов кадровой деятельности во внутренних войсках МВД СССР. Она сформировалась на основе исследования крупного блока нормативных правовых актов, регламентировавших деятельность государства и его институтов в сфере кадрового обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск. Многие из них впервые вводятся в научный оборот в качестве документов, регулировавших процесс подбора военных кадров, их обучения и воспитания.
В научный оборот введены также материалы Российского государственного архива новейшей истории, Центрального архива внутренних войск и Центрального музея внутренних войск МВД России, ранее не публиковавшиеся в научных изданиях.
Кроме того, научная новизна диссертационного исследования выражена в положениях, выносимых на защиту.
1. Ликвидация в 1951 г. единой общесоюзной системы управления внутренними войсками, переход организационной структуры от военной организации к формированиям военизированной охраны привели к их ослаблению. По этой причине в середине 1960-х годов назрела необходимость реформирования внутренних войск, создания организационно-правовых основ их кадрового обеспечения. При этом реформирование внутренних войск отражало общую тенденцию укрепления правоохранительной системы государства в середине 60-х гг. ХХ века.
2. Восстановление многофункциональной военной организации, предназначенной для защиты государства от противоправных действий представляется закономерным процессом, вызванным сменой политического курса в стране после октябрьского(1964 г.) Пленума ЦК КПСС. Возрождение авторитарного режима правления при усилении руководящей роли КПСС требовало наличия вооруженной силы внутреннего предназначения, укомплектованной преданными партии военными кадрами.
3. Механизм правового регулирования кадровой политики во внутренних войсках МВД СССР отличали правовые нормы, правоотношения и правосознание, основанные на принципах марксистско-ленинской идеологии, социалистического правопонимания, а в качестве актов реализации прав и обязанностей в нем выступали уставы, приказы, директивы, инструкции, содержащие требования к работе с кадрами во внутренних войсках. Этот механизм представлял собой совокупность специально формируемых организационных и юридических средств, посредством которых политическое руководство страны оказывало свое воздействие на подбор, расстановку, обучение и воспитание кадров внутренних войск МВД СССР.
4. Важным средством реализации государственно-правового регулирования кадровых процессов в Советском Союзе выступал установленный руководством страны номенклатурный перечень государственных должностей, кандидаты для замещения которых утверждались политическими органами. Появление института номенклатуры сыграло определяющую роль в централизации управления войсками, подборе и расстановке руководящих кадров, поскольку отвечало основному принципу советского военного строительства – принципу единоначалия. Вместе с тем институт номенклатуры стал серьезным препятствием в успешном проведении кадровой политики, так как многие назначения производились без учета принципа подбора кадров по деловым качествам.
5. Правовому регулированию подверглась система подготовки офицеров для внутренних войск с целью формирования кадровой прослойки оперативно-тактического звена. Ее интеграция в общегосударственную систему военного образования привела к созданию высших военных училищ войск МВД СССР и факультетов внутренних войск в военных академиях Министерства обороны СССР. Сложившаяся в исследуемом периоде система профессиональной подготовки офицерского состава оказалась устойчивой и продолжает успешно действовать в настоящее время.
6. Включение в сферу правового регулирования кадровой работы во внутренних войсках организации сверхсрочной службы способствовало учреждению института прапорщиков и мичманов. Совершенно оправданным представляется сохранение этого вида организации военной службы по контракту в войсках МВД РФ, в отличие от Вооруженных Сил России, в которых институт прапорщиков и мичманов был упразднен.
Обоснованность и достоверность результатов исследования определяются кругом источников, на которых они базируются.
Результаты исследования основываются на анализе архивных источников, документов государственных органов, статистических данных, опубликованных материалов, затрагивающих проблемы правового регулирования кадрового обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел СССР.
Достоверность полученных результатов обусловливается также изучением теоретических трудов, содержащих объективную информацию из истории отечественного государства и права, истории органов внутренних дел и внутренних войск.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что историко-правовой анализ реформирования внутренних войск МВД СССР в исследуемом периоде позволяет по-новому оценить природу этого государственного события. Авторская позиция в аргументации принципов кадровой политики может быть учтена при разработке методологических основ последующих историко-правовых исследований. Представленный в диссертации генезис кадровой работы во внутренних войсках может найти применение в исследованиях, посвященных административно-правовой проблематике. Впервые введенные в научный оборот документы и материалы могут быть включены в фактологическую базу диссертаций по смежным научным специальностям.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в целях:
- выработки путей повышения эффективности деятельности кадровых органов МВД РФ;
- организации и работы по подбору, расстановке, обучению и воспитанию военных кадров МВД РФ;
- организации и проведении занятий по государственно-правовой подготовке с личным составом кадровых органов внутренних войск.
Положения и выводы исследования, содержащийся в нем фактический материал могут использоваться также при подготовке учебно-методических комплексов по дисциплинам: «История государства и права России», «Военная история», «История органов внутренних дел», «История внутренних войск».
 
 
Апробация работы и внедрение результатов исследования.
Диссертация подготовлена, обсуждена и одобрена на кафедре теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Выводы автора по различным вопросам кадрового обеспечения внутренних войск МВД России были обсуждены на межвузовской межрегиональной научно-практической конференции «Организация служебно-боевого применения частей и подразделений внутренних войск МВД России при ведении территориальной обороны в субъекте федерации» (Санкт-Петербург, 22 ноября 2013 г.). Результаты исследования внедрены в учебный процесс Санкт-Петербургского и Саратовского военных институтов внутренних войск МВД России, а также используются в работе кадровых органов внутренних войск МВД России, о чем имеются соответствующие акты о внедрении.
Структура и объем диссертации определены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка нормативных правовых актов и литературы, приложений.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрывается актуальность темы, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования; обосновываются методология, научная новизна; излагаются положения, выносимые на защиту; характеризуются достоверность и обоснованность полученных результатов, их теоретическое и практическое значение; приводятся данные об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе – «Организационно – правовые основы реформирования кадрового обеспечения внутренних войск МВД СССР в период 1960-х - 1991 гг.» – исследуются организационно-правовые предпосылки реформирование кадрового обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел СССР, вопросы нормативного закрепления ликвидации общесоюзной системы управления войсками и их последующей реорганизации.
В первом параграфе - «Организационно-правовые предпосылки реформирования внутренних войск МВД СССР в 1960-х гг.» рассмотрены причины реформирования кадрового обеспечения внутренних войск МВД СССР, проанализированы вопросы правовой регламентации оптимизации организационной структуры внутренних войск, правового статуса военнослужащих.
Диссертант отмечает, что предпосылки реформирования кадрового обеспечения внутренних войск были заложены в середине 1950-х годов, когда произошли серьезные изменения в общественно-политической жизни Советского государства. Ослабление тоталитарного политического режима сопровождалось снижением уровня централизации в государственном управлении.
В целях улучшения руководства Министерством внутренних дел СССР со стороны советских и партийных органов было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 г. «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР», которым предписывалось установить контроль за деятельностью министерства, усилить влияние на подбор и расстановку кадров и восстанавливался принцип двойного подчинения органов и войск Министерства – местным Советам и вышестоящим органам МВД.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1960 г. было упразднено общесоюзное Министерство внутренних дел СССР и все его функции передавались Министерствам внутренних дел союзных республик. Диссертант солидарен с мнением о том, что "названная мера, инициированная Н.С. Хрущевым, была очередным политическим шагом, направленным на снижение роли министерства. Она показывала, что на данном этапе МВД СССР потеряло свое прежнее влияние на внутреннюю политику страны".
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 марта 1960 г. была утверждена новая структура центрального аппарата МВД РСФСР, в который было предусмотрено Управление внутренних войск, внутренней и конвойной охраны МВД РСФСР. В результате действий Советского правительства внутренние войска оказались децентрализованы, без единой системы управления, поскольку эти функции были переданы МВД союзных республик. Войска перешли на структуру и порядок комплектования частей и подразделений, применяемых в военизированной охране. Правовая регламентация порядка прохождения службы в конвойных частях, занятых охраной исправительно-трудовых учреждений, был установлен специальным Постановлением Совета Министров СССР, аналогичным стал порядок прохождения службы в частях внутренней охраны.
Попытка восстановления централизации управления войсками, координации кадрового обеспечения и воссоздания общеармейских правовых основ порядка прохождения военной службы, перевода системы наименований подразделений войск была предпринята уже к началу 1962 г. Однако, из-за разногласий с министерством обороны СССР и Госпланом СССР, от этого решения пришлось отказаться[2].
Новое политическое руководство страны в середине 1960-х гг. принимает меры к устранению серьезных ошибок в реорганизации правоохранительных органов, допущенных Н.С. Хрущевым. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1966 г. «О мерах по усилению борьбы с преступностью», в числе мер, направленных на укрепление общественного порядка и усиление борьбы с преступностью, предусматривалось создание союзно-республиканского министерства. Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 25 июля 1966 г. постановил образовать союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка[3].
В связи с изменениями в правоохранительной системе государства, падением престижа службы во внутренних войсках, неудовлетворительном состоянии дисциплинарной практики, возникла необходимость реформирования кадрового обеспечения внутренних войск, приведения организационной структуры войск в полное соответствие с решаемыми задачами. Одним из ключевых условий, обеспечивавших успешную реализацию принимаемых мер, являлось совершенствование кадровой политики.
Во втором параграфе - "содержание, принципы и основные направления правового регулирования кадровой политики государства во внутренних войсках МВД СССР." рассматривается кадровая политика во внутренних войсках как элемент государственной политики проводимой при тотальном контроле со стороны КПСС, законодательно закрепленном во всех видах нормативных правовых актов СССР (законов и подзаконных актов). Проанализированы вопросы реализации сформировавшейся к концу 1960-х гг. потребности в реформировании кадрового обеспечения внутренних войск МВД СССР и его нормативно-правового закрепления.
В исследуемом периоде кадровая политика рассматривалась как «генеральное направление в кадровой работе, определяемое совокупностью наиболее важных, принципиальных положений, выраженных в решениях партии и правительства на длительную перспективу или отдельный период».
Основу кадровой политики государства составлял институт номенклатуры, который пронизывал весь государственный аппарат, в том числе и внутренние войска. Он обеспечивал назначение на руководящие должности кадров, соответствовавших строгим критериям, являвшихся членами КПСС, получивших рекомендации партийных органов. Вместе с тем институт номенклатуры был серьезным препятствием в выдвижении способных, хорошо подготовленных специалистов, но не отвечавших партийным требованиям.
Кадровой политике во внутренних войсках соответствовал механизм государственно-правового регулирования, под которым понимается совокупность специально создаваемых государственно-политическим руководством страны организационных и юридических средств воздействия на подбор, расстановку, обучение и воспитание кадров внутренних войск. Господствовавшая в стране коммунистическая идеология обусловила классовый характер таких элементов этого механизма, как правосознание, правоотношения и самих правовых норм, в том числе и тех, которые регулировали общественные отношения в сфере реализации кадровой политики государства во внутренних войсках. Отличительной особенностью войск было то обстоятельство, что в качестве актов реализации прав и обязанностей выступали как общегосударственные нормативные правовые акты (Конституция СССР, законы, указы, постановления), так и ведомственные (уставы, приказы, директивы, инструкции).
Анализ опубликованных нормативных правовых актов позволил установить, что кадровое обеспечение внутренних войск включало: технологии подбора и расстановки кадров, их карьерного роста; учет поощрений и наказаний; систему социальной поддержки; систему повышения профессиональной квалификации работников, их аттестации; организацию политической подготовки и воспитания кадров в духе преданности партии и правительству. Последней составляющей руководство страны уделяло особое внимание после смены политического курса в результате смещения Н.С.Хрущева с высших государственных постов.
Кадровое обеспечение связывалось с решением ряда специфических задач: разработки принципов и методов работы органов государственного управления, осуществляющих кадровую политику; планирования и проведения работы с кадрами; анализа состояния и перспектив развития  работы с кадрами.
В рамках реализации этих задач, руководством войск были определены основные направления государственно-правового регулирования кадрового обеспечения внутренних войск МВД СССР, которые включали оптимизацию структур управления и организационно-штатной войск.
Постановлением Совета Министров СССР от 19 ноября 1968 г. «О составе внутренних войск» соединения, части и подразделения внутренних войск после семнадцатилетнего перерыва вновь получили войсковую организационную структуру и наименования: дивизия (вместо отдела), полк (вместо отряда), батальон (вместо дивизиона), рота (вместо команды), взвод (вместо группы). Название «внутренние войска, внутренняя и конвойная охрана» заменялось наименованием «внутренние войска  МВД СССР». Военнослужащие внутренних войск по своему статусу были приравнены к военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, что оказало положительное влияние на решение проблемы комплектования и расстановки кадров войск.
Таким образом, к середине 1960-х гг. неудовлетворительное состояние работы с кадрами, отсутствие четкой системы управления войсками, падение престижа службы в них, сформировали потребность в реформировании их кадрового обеспечения. Эта потребность выразилась в необходимости приведения их структуры в полное соответствие решаемым задачам и совершенствовании системы подготовки кадров. Реформирование отражало общую тенденцию укрепления правоохранительной системы государства и представляется закономерным.
Во второй главе – «Нормативно-правовые основы кадрового обеспечения внутренних войск МВД СССР в 1960-е – 1991 г.» –дана характеристика нормативным правовым актам, устанавливавшим порядок организации руководства войсками и их структурными подразделениями, проведение мероприятий по повышению качества служебной, боевой, политической подготовки и укреплению дисциплины личного состава, обеспечению выполнения личным составом требований положений о прохождении военной службы, уставов и инструкций, регламентировавших деятельность внутренних войск.
В первом параграфе "Правовое регулирование кадрового обеспечения внутренних войск МВД СССР" рассмотрены вопросы правовой регламентации кадрового обеспечения войск внутреннего предназначения. Проведен анализ нормативных правовых актов, принятых в исследуемом периоде, содержавших основные задачи кадровой работы в войсках и регулировавших весь спектр военно-служебных отношений офицеров и прапорщиков.
В результате исследования были уточнены и критически осмыслены вопросы, связанные с присвоением воинских званий личному составу войск, установлением в соответствии с действовавшим законодательством порядка увольнения в запас или отставку лиц среднего, старшего и высшего офицерского состава внутренних войск, а также порядка назначения пенсий военнослужащим и членам их семей.
Были подвергнуты анализу Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности»[4], который определял общие принципы устройства Вооруженных Сил СССР, в состав которых входили внутренние войска МВД СССР и «Положение о Министерстве внутренних дел СССР», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 16 июня 1972 г.
Во исполнение Закона «О всеобщей воинской обязанности», Постановлением Совета Министров Союза ССР от 18 ноября 1971 г. № 846 было утверждено Положение «О прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР[5], объявленное во внутренних войсках приказом Министра внутренних дел СССР от 8 декабря 1971 г. № 350. Положение являлось основным руководящим документом, регламентировавшим военно-служебные отношения офицерского состава внутренних войск. Анализ его содержания в диссертации позволил представить развернутую картину правового регулирования данного направления повседневной деятельности войск, вопросов прохождения военной службы офицерами, их назначения на воинские должности, перевода к новому месту военной службы, порядка представления офицеров к награждению и их увольнения в запас или в отставку.
Установлено, что порядок реализации отдельных задач кадрового обеспечения регламентировался специальными ведомственными нормативными правовыми актами.
Положение об аттестовании офицерского состава внутренних войск МВД СССР было закреплено приказом МВД СССР от 10 февраля 1972 г. № 50[6]. Приказом МВД СССР от 8 декабря 1971 г. № 350[7] регулировались вопросы присвоения воинских званий, увольнения офицеров в запас (отставку); продления срока действительной военной службы некоторых категорий офицеров, достигших предельного возраста состояния на военной службе; продления срока непрерывного нахождения лиц офицерского состава на излечении в лечебных учреждениях или отпусках по болезни сверх четырех месяцев. Приказ МВД СССР от 2 июля 1971 г. № 192 устанавливал сроки нахождения военнослужащих войск в распоряжении (резерве)[8], а приказ МВД СССР от 31 января 1978 г. № 20 определял порядок исчисления пенсий отдельным категориям офицерского состава внутренних войск.
Приказом МВД СССР от 1 сентября 1975 г. был объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 г. «О распространении действия воинских уставов на лиц, проходящих службу в специальных моторизованных частях милиции МВД СССР и военизированной пожарной охране ГУВД Мосгорисполкома, и установлении ответственности этих лиц на основании закона СССР от 25 декабря 1958 г. «Об уголовной ответственности за воинские преступления»[9].
Механизм государственно-правового регулирования кадрового обеспечения внутренних войск МВД СССР предусматривал также меры морального и материального стимулирования добросовестного исполнения офицером служебных обязанностей.
Во втором параграфе "Государственно-правовое регулирование подготовки офицерских кадров для внутренних войск МВД СССР" анализируется сложившаяся в исследуемом периоде нормативная правовая база системы подготовки кадров для внутренних войск.
В 1970-х годах был осуществлен переход военных училищ войск МВД СССР на программы подготовки кадров с высшим образованием и приведение этой системы в соответствие с нормативно-правовыми актами, распространенными на Вооруженные Силы СССР.
Интеграция системы подготовки офицеров для внутренних войск в общегосударственную систему военного образования обеспечила создание устойчивой системы профессиональной подготовки военных кадров, в которую были включены факультеты внутренних войск в академиях Министерства обороны, высшие военные училища внутренних войск, курсы подготовки и переподготовки офицерского состава. Эта система продолжает действовать в войсках в настоящее время.
Начало этой работы было положено с принятием ЦК КПСС и СМ СССР 18 июля 1972 г. Постановления "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране", объявленного приказом МВД СССР от 10 августа 1972 г. № 225. В ходе реорганизации правового регулирования образовательного процесса в войсках было принято более 15 ведомственных нормативных актов, дифференцированно определявших порядок и сроки обучения в военных учебных заведениях, права и обязанности обучаемых, детально регламентировал порядок подготовки научно-педагогических кадров.
Принятые меры правового регулирования подготовки кадров войск и реализация их на практике дали позитивные результаты. В 1971 г. 24 процента офицеров имели высшее военное или специальное образование, около 30 процентов среднее военное образование. Все командиры, начальники штабов, заместители командиров соединений и более 97 процентов командиров, начальников штабов и заместителей командиров воинских частей имели высшее профессиональное образование. Количество командиров рот в возрасте до 30 лет увеличилось с 21,1 процента в 1967 г. до 36,4 процента к началу 1971 г. За неполные пять лет на 60 процентов увеличилось количество офицеров инженерно-технического состава.
В связи с повышением образовательного уровня подготовка офицеров на краткосрочных курсах была сокращена с 2000 (в 1970 г.) до 900 человек (в 1971-1972 гг.), а к 1973 г. такая подготовка прекратилась в связи с отсутствием необходимости в ней. В то же время более 1300 офицеров были призваны из запаса на 2 года, но уже к 1973 г. потребность в них сократилась и из запаса стали призывать только офицеров с медицинским образованием. Около половины офицеров войск имело высшее образование. Все начальники зональных управлений, командиры соединений, начальники политорганов, 98,5 процента их заместителей имели высшее или среднее военное образование, 89 процентов командиров частей имели высшее военное образование.
Необходимо отметить, что за период с 1966 г. по 1988 г. штатная численность внутренних войск выросла на 84,6 процента. Произошли значительные структурные изменения: в данный период сформировано 7 новых управлений по территориальному признаку, сформированы дивизии на Дальнем Востоке, в Свердловске, Тюмени, переформировано в бригады – 35 полков, в полки – 29 отдельных батальонов, сформировано 14 новых частей центрального подчинения. При этом численный состав офицерского состава войск вырос на 7 процентов.
Стоит заметить, что в период крушения советской государственности командование не допустило значительного (100 000 штатных единиц) сокращения войск. Несмотря на принятие Президиумом Верховного Совета СССР 21 марта 1989 г. Указа "О выведении из состава Вооружённых Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск", который был утвержден Законом СССР от 31 июля 1989 года[10], командованию удалось сохранить имевшийся состав войск, организовать подготовку и расстановку кадров в условиях многочисленных межнациональных конфликтов на территории СССР.
В третьем параграфе "Правовая регламентация порядка прохождения военной службы прапорщиками во внутренних войсках МВД СССР" дается подробный анализ введенному в начале 1970-х гг. институту прапорщиков[11].       Первоначально правовая регламентация порядка прохождения военной службы этой категорией военнослужащих была определена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1971 г. «О прапорщиках и мичманах Вооруженных Сил СССР»,[12] который был объявлен приказом МВД СССР от 31 декабря 1971 г. № 770[13]. Порядок подбора и расстановки прапорщиков и мичманов первоначально был практически идентичен принципам комплектования военнослужащими категории сверхсрочнослужащих.
В дальнейшем Постановлением Совета Министров СССР от 2 октября 1985 г. № 934 было утверждено новое Положение «О прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР», объявленное приказом МВД СССР № 370[14], более дифференцированно раскрывавшем вопросы прохождения службы этой категорией военнослужащих. Принятие нового Положения было обусловлено необходимостью детального нормативного закрепления прав и обязанностей прапорщиков. Анализ норм права позволяет отметить, что правовой статус этой категории военнослужащих был максимально приближен к правовому статусу офицерского состава внутренних войск.
В исследуемом периоде принимается комплекс мер правового и организационного характера, позволившего добиться высокой укомплектованности этой многочисленной категории военнослужащих. Государственно-правовое регулирование кадрового обеспечения прапорщиками регламентировалось 18 нормативными правовыми актами. Прапорщики стали важным кадровым звеном внутренних войск МВД СССР, численность этой категории военнослужащих составляла в рассматриваемый период до 100 000 чел.
Рост штатной численности сопровождался целенаправленной работой по совершенствованию подготовки и переподготовки прапорщиков, улучшению организации их обучения. Во исполнение указанных выше нормативных актов создается сеть школ прапорщиков для подготовки специалистов инженерных технических средств охраны, связи, служб розыска, тыла, служебного собаководства, а также контролеров по обслуживанию технических средств охраны исправительно-трудовых учреждений.
В 1985 г. общая укомплектованность войск прапорщиками составляла уже 86 процентов, а укомплектованность контролерами – 88,9 процентов. Рост укомплектованности был достигнут благодаря высокоэффективной работе должностных лиц кадровых органов. Только в 1985 г. принято на службу в войска более 14 тысяч человек, из них около 9 тысяч – на должности контролеров.
Совершенно оправданным представляется сохранение института прапорщиков (мичманов), как действенной системы организации военной службы по контракту в войсках МВД России, в отличие от других органов и войск, где законодательством предусмотрена военная служба.
Таким образом, в период реформирования внутренних войск МВД СССР во второй половине ХХ века сложилась устойчивая и весьма эффективная нормативно-правовая база кадрового обеспечения войск, реализация которой позволяла поддерживать их в постоянной готовности к выполнению задач обеспечения безопасности личности, общества и государства от противоправных действий, откуда бы те не исходили.
В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования, излагаются основные его результаты, формируются обобщающие выводы.
 
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
 
1. Олейник С.А. Организационно-правовое регулирование совершенствования системы подготовки кадров внутренних войск МВД СССР во второй половине ХХ века/C.А.Олейник // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 5. - С. 76-82 (1,0 п.л.).
2. Олейник С.А. Уголовная ответственность военнослужащих в период Великой Отечественной войны/С.Г.Лысенков, С.А.Олейник // История государства и права. 2010. № 9. - С. 33-36. (0,2 п.л. / 0,2 п.л.).
Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:
3. Олейник С.А. О чинах, рангах и званиях/С.А.Олейник // Войсковой вестник. 2009. № 4. - С. 85-89 (0,6 п.л.).
4. Олейник С.А. Из истории правового регулирования воинской дисциплины/С.Г.Лысенков, С.А. Олейник // Академический вестник внутренних войск МВД России. 2010. № 3. - С. 63-64 (0,2 п.л. / 0,2 п.л.).
5. Олейник С.А. Предпосылки реформирования внутренних войск МВД СССР в 60-е гг. XX века/С.А.Олейник // Академический вестник внутренних войск МВД России. 2010. № 4. - С. 53-56 (0,6 п.л.).
6. Олейник С.А. К истории правового регулирования воинской дисциплины/С.Г.Лысенков, С.А.Олейник // Военно-юридический журнал. 2010. № 9. - С. 52-54 (0,2 п.л. / 0,2 п.л.).
7. Олейник С.А. Реформирование внутренних войск МВД СССР в середине XX века/С.Г.Лысенков, С.А.Олейник // Защита и безопасность. 2011. № 1. - С. 7-9 (0,3 п.л. / 0,3 п.л.).
8. Олейник С.А. Государственно-правовое регулирование порядка прохождения военной службы военнослужащими-прапорщиками во внутренних войсках Министерства внутренних дел СССР/С.А.Олейник // Академический вестник внутренних войск МВД России. 2013. № 4. - С. 52-57 (0,9 п.л.).
9. Олейник С.А. Отдельные вопросы правового регулирования порядка прохождения военной службы военнослужащими-прапорщиками во внутренних войсках МВД СССР/С.А. Олейник // Организация служебно-боевого применения частей и подразделений внутренних войск МВД России при ведении территориальной обороны в субъекте федерации / Сборник межвузовской межрегиональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 22 ноября 2013 года. – СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2013. – С. 85-81 (0,4 п.л.).

 
[1] Федеральный закон Российской Федерации от 6 февраля 1997г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 10.02.1997 г., N 6, ст. 711.
[2] См.: Штутман С.М. «Внутренние войска, история в лицах», - М., 2008. С. 213.
[3] См.: Ведомости Верховного Совета СССР, 1966, № 30.
[4] Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 г. // Ведомости Верховного Совета СССР, –1967, № 42. Ст. 552.
[5] Постановление Совета Министров СССР от 18 ноября 1971 г. № 846 «Об утверждении Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР». // Справочник по законодательству для офицеров Советской армии и Военно-Морского Флота. – М.: Воениздат,1984. С. 37.
[6] ЦА ВВ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 13. Т. 1. Л. 91.
[7] Там же. Д. 13. Т. 1. Л. 92.
[8] Там же. Д. 9. Т. 1. Л. 29.
[9] Там же. Д. 21. Т. 3. Л. 74.
[10]  Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1989 г. № 9. Ст. 202.
[11] ЦА ВВ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 763. Л. 91.
[12] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1971 г. № 845 «О прапорщиках и мичманах Вооруженных Сил СССР» с последующими изменениями // Ведомости Верховного Совета СССР, 1971, № 47; 1973, № 20; 1975, № 33; 1980, № 52; 1985, № 41.
[13] ЦА ВВ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 18. Т. 3. Л. 213.
[14] Постановление Совета Министров СССР от 2 октября 1985 г. № 934 «Об утверждении Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР» // Свод законов СССР, 1985. Т. 9. С. 496.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0