2013avtoref1696

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Шипачев Андрей Владимирович
 
18 декабря 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Правовой статус педагогических работников России во второй половине XIX - начале XX вв.» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.105.10
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Шипачев А.В. Правовой статус педагогических работников России во второй половине XIX - начале XX вв.: автореф. дис... канд. юрид. наук. Курск, 2013. С. 24.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1696 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Шипачев А.В. Правовой статус педагогических работников России во второй половине XIX - начале XX вв.: автореф. дис... канд. юрид. наук. Курск, 2013. С. 24.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации: 

 

На правах рукописи
 
 
 
 
 
 
Шипачев Андрей Владимирович 
 
 
 
Правовой статус ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – началЕ XX вВ.
 
 
12.00.01 − Теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
 
 
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Курск 2013

 

 
 

Работа выполнена в Юго-Западном государственном университете
 

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор
Беляев Валерий Петрович
 
 
Официальные оппоненты: Аверин Александр Валентинович,
доктор юридических наук, профессор, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, юридический институт, профессор кафедры теории и истории государства и права
 
Олейник Олег Юрьевич,
доктор исторических наук,
кандидат юридических наук, профессор,
Ивановский государственный энергетический университет, заведующий кафедрой «Связи с общественностью и массовые коммуникации»
 
Ведущая организация: Самарский государственный университет
 
 
 

 
Защита состоится «18» декабря 2013 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.105.10 при Юго-Западном государственном университете по адресу: 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Юго-Западного государственного университета.
 
Автореферат разослан  «15» ноября  2013 г.
 
Ученый секретарь
диссертационного совета
Д 212.105.10                  Богдан Варвара Владимировна
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования. В современном Российском государстве при модернизации сферы образования важной становится задача дальнейшего совершенствования и повышения уровня правового регулирования статуса педагогических работников, включающего в себя их права и обязанности, а также гарантии их осуществления и меры социальной защищенности.
История российского государства и права середины XIX – начала XX вв. содержит большой опыт законодательной и правоприменительной практики о содержании и развитии правового статуса педагогического работника.
Исследование в комплексе сущности и содержания правового статуса педагогов образовательных учреждений России названного периода, несомненно, будет способствовать приращению научного знания по заявленной проблеме, а также более углубленному изучению законодательной базы по регулированию правового статуса педагогов и сферы образования.
Наряду с этим, анализ законодательства относительно регламентирования правового статуса педагогического работника в исторической ретроспективе дает возможность сформировать направления современной концепции правового статуса работников образования, что является одной из основных задач реформирования современной сферы образования.
Важность качественного образования определяет основные задачи государственной политики в данной области, что должно, в первую очередь, отражаться на правовом статусе педагогического работника как главного представителя образовательных учреждений.
Безусловно, сфера образования и правовой статус педагогов в ходе своего реформирования нуждаются в корректировке, и это целесообразно делать с учетом как позитивного, так и негативного опыта прошлых лет.
В этом и заключается актуальность темы настоящей диссертационной работы.
Степень разработанности темы исследования. Анализ юридической и исторической литературы показывает, что статус педагогов в Российской империи неоднократно рассматривался в монографиях, научных статьях, иной научной литературе.
Научные труды по данной теме могут быть разделены по хронологии:
а) вторая половина XIX – начало XX вв.;
б) начало XX вв. – начало 90-х гг. XX вв.;
в) начало 90-х гг. ХХ в. – настоящее время.
Характерной чертой первого периода является попытка систематизации законодательства, регулирующего служебное и социальное положение педагогических работников, что нашло свое отражение в тематических сборниках с выдержками из действующих законов, указов, положений, инструкций; предпринимаются попытки его анализа[1].
В работах C.B. Рождественского, Н.В. Чехова, В. Василевича, Е.А. Звягинцева, В.И. Фармаковского проанализированы такие вопросы, как развитие народного образования, профессиональная подготовка и переподготовка педагогических работников, статистические сведения об их социальном составе, образовательном уровне[2].
В данный период ряд авторов активно высказывает свою точку зрения по проблеме на страницах периодических изданий; выпускаются специализированные газеты и журналы[3]. Появляются работы, анализирующие правовой статус педагогического работника и систему образовательных учреждений в Курской губернии.
Основной направленностью работ второго периода стало изучение системы образовательных учреждений и ее элементов (работа Ш.И. Ганелина, Е.П. Чувашева, Н.А. Константинова, В.Я. Никифоровой)[4].
Кроме того, учеными были предприняты попытки исторического анализа всей системы образования и статуса педагогического работника[5].
Так, работа В.Р. Лейкиной-Свирской, посвящена общественной деятельности интеллигенции. В ней представлена подробная характеристика профессий педагогических работников начальной и средней школы, социальный состав и некоторые аспекты их правового положения[6].
Анализ общественно-педагогического движения в России в конце XIX - начале XX веков на объемном фактическом материале представлен в научном исследовании Б.К. Тебиева, в котором нашли отражение отдельные стороны жизни педагогических работников[7].
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что исследование определенных аспектов правового статуса педагогических работников проводилось преимущественно в историческом, а не в правоведческом направлении. При этом некоторые работы носили явно политизированный характер. К таким работам можно отнести «Политику правительства в области среднего образования в 60-70 гг. XIX века» Л.В. Камоско, «Против идеализации учительских семинарий» А.М.Арсеньева[8].
Третий период развития отечественной науки в области изучения правового статуса педагогического работника второй половины XIX  - начале XX вв. характеризуется появлением ряда диссертационных исследований, затрагивающих вышеуказанную проблему[9].
Одной из особенностей указанного периода становится преобладание системного историко-правового анализа в подготовленных работах. К ним следует отнести «Историю образования и педагогической мысли» А.Б. Панькина[10], «Историю педагогики» Д.И. Латышиной[11], «Историю образования в России (X-XX века)» Н.К. Гуркиной[12].
В целом научная база относительно правового статуса педагогического работника конца XIX - начала XX вв. представлена значительным числом научных работ, в большинстве своем – исторической направленности.
Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, складывавшихся в сфере правового регулирования статуса педагогических работников России во второй половине XIX - начале XX века.
Предмет диссертационного исследования – нормативные правовые акты, а также иные акты государственных структур и местных органов, документы официального делопроизводства и иные источники по регулированию правового статуса педагогических работников во второй половине XIX – начале XX вв.
Целью настоящей работы является комплексное историко-правовое исследование правового статуса педагогических работников Российского государства во второй половине XIX - начале XX веков.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач диссертационного исследования:
- охарактеризовать образовательную сферу России второй половины XIX до начала XX вв. и показать роль и значение правового регламентирования статуса педагогических работников;
 - проанализировать нормативно-правовое закрепление статуса педагогических работников в обозначенный период с целью выяснения его сущности и содержания;
 - выявить элементы и особенности правового статуса педагогических работников с учетом его социально-политического характера;
- исследовать в комплексе права и обязанности педагогических работников как важнейших элементов их правового статуса;
 - рассмотреть гарантии и правовограничения педагогов и показать их назначение и специфику;
 - раскрыть юридическую ответственность педагогических работников, дать ее видовую характеристику;
 - изучить образовательную сферу и определить особенности правового статуса педагогов Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.
Источниковая база исследования. При написании работы были также изучены и использованы как опубликованные источники, так и выявленные в архивах: узаконения, вошедшие в Полное собрание законов Российской империи, Свод законов Российской империи, Собрание узаконений и распоряжений правительства[13],  регулирующие службу учителей в образовательных учреждениях ведомствах Министерства народного просвещения, возникновение служебных отношений, их прекращение, продвижение по службе, оплату труда и т.д.; материалы, содержащиеся в Российском государственном историческом архиве (Ф. 733 «Департамент народного просвещения», Ф. 740 «Департамент общих дел Министерства народного просвещения», Ф.742 «Редакция «Журнала Министерства народного просвещения» и др.), научном архиве Российской академии образования (Ф.1 «1-я Опытная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР»; Ф.18 «Архивная коллекция»; Ф. 19 «Архив профессора В.И. Чарналуского»), государственном архиве Курской области.
Важную роль сыграли и такие уникальные источники, как отчеты руководства о деятельности учебных заведений, уставы этих заведений, условия приема в них, протоколы заседаний педагогических советов, запросы на выпускников из различных ведомств и от частных лиц, сведения об их распределении. Привлечение данных документов по теме исследования работы позволило получить сведения о социальном составе обучающихся, выпускниках, условиях приема в учебные заведения и программах преподавания, финансировании и материальной базе этих учреждении.
Проведенный анализ показывает, что в современной юридической науке комплексные историко-правовые исследования именно правового статуса педагогов практически отсутствуют, в связи с чем появляется объективная необходимость изучения опыта правового регулирования статуса педагогов России во второй половине XIX  - начале XX вв.
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX – начало XX вв. Названный исторический период характеризуется тем, что во второй половине XIX века российское государство вошло в эпоху так называемых «великих реформ» Александра II, повлекших за собой радикальные социальные изменения, в том числе и в образовательной сфере.
Это проявилось в принятии на государственному уровне мер организационно-правового характера в направлении совершенствования как всей системы образования, так и непосредственно правового статуса педагогических работников вплоть до революции 1917 года (принятие нового Университетского устава 1863 г., Устава гимназий и прогимназий 1864 г., Положения о начальных народных училищах 1864 г. и другое).
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют диалектический метод познания, различные частнонаучные методы и подходы.
Все методы исследования, использованные в работе, можно разделить на две группы.
К первой группе относятся общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, метод исторического познания.
Во вторую группу включаются специальные методы, характерные для историко-правового исследования: проблемно – хронологический, сравнительно-исторический, метод структурного анализа, метод периодизации.
Наряду с изложенным, применение в диссертационном исследовании формально-юридического и статистического методов позволило проанализировать законодательную базу относительно правового статуса педагогических работников в комплексе.
Научная новизна диссертации обусловлена поставленными целями и задачами и заключается в том, что она является одной из первых монографических работ, посвященных комплексному историко-правовому исследованию статуса педагогических работников России во второй половине XIX  - начале XX вв.
Предпринимаемая попытка научного анализа действующей в указанный период нормативно-правовой базы, регламентирующей все элементы статуса педагогических работников России, позволила выявить особенности организационно-правового регулирования образовательной сферы, прав и обязанностей педагогов, а также гарантии, льготы, правоограничения и юридическую ответственность этих лиц.
В работе изложен авторский подход к проблеме, заключающийся в изучении основных элементов правового статуса педагогических работников исследуемого периода с учетом характеристики образовательной сферы обозначенного периода, как основного системообразующего фактора для комплексного анализа сущности и содержания правового статуса педагогов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущность и содержание правового статуса педагогических работников неразрывно связаны и составляют диалектическое единство с образовательной сферой, и их комплексное исследование позволяет представить полную характеристику всех элементов правового статуса педагогов.
2. Установлено, что первоначальное законодательное закрепление правового статуса педагогических работников как совокупности их прав и обязанностей, происходило еще с конца XVIII в.
Государственная политика в сфере образования начала активно осуществляться лишь со второй половины XIX в., после реформ 1864 года. Принимается ряд важных законодательных актов (Общий Устав императорских Российских университетов от 18.06.1863 г., Сборник узаконений и правительственных распоряжений относительно домашних наставников, учителей, учительниц и наставниц 1874 г., Свод законов Российской империи 1896 г.), а также ведомственные нормативно-правовые акты, которые довольно разнообразно (но не всегда четко, нередко - противоречиво и бессистемно) регламентировали правовой статус педагогов, включая порядок получения педагогического образования и вступления в должность, выслугу лет, классные чины и денежное содержание, другие дополнительные выплаты, право на льготы, поощрения и пенсионное обеспечение, обязанности и обязательства по выполнению своих служебных обязанностей и т.п.
Вместе с тем, реальное осуществление закрепленных законодательством того времени прав педагогов зачастую зависело от личного усмотрения чиновников государственных органов и их непосредственного (учебного) начальства.
3. Выявлено, что со второй половины XIX в. в России возрастает популярность образовательного труда, и это повлекло за собой изменения в правовом статусе педагогов вследствие принятия ряда новых нормативно-правовых актов, в которых устанавливаются определенные критерии и цензы для занятия преподавательской деятельностью, процедуры назначения и отстранения от должности педагогов, требования о наличии специальной подготовки для преподавателя конкретного предмета, а также денежное довольствие, льготы, преимущества, поощрения, пенсии и другое.
Начало ХХ века стало периодом интенсивной законодательной деятельности в области образования; получил дальнейшее закрепление и развитие правовой статус педагогов. Педагогические работники приравниваются к категории государственных служащих.
4. Обосновывается, что наряду с законодательным закреплением прав и обязанностей педагогических работников, для них были установлены гарантии, а также правоограничения и юридическая ответственность.
В систему гарантий входило освобождение от рекрутской повинности сельских педагогов, возможность получения беспроцентной ссуды и безвозмездного пособия, обеспечение товарами первой необходимости по сниженной стоимости, выделение средств на лечение, установление и выдача денежного жалования, а также другие льготы (сокращение сроков для присвоения классных чинов, бесплатное жилье), награды и поощрения, гарантированное пенсионное обеспечение.
Вместе с тем, наряду с предоставлением педагогам гарантий осуществления их деятельности, для них законодатель устанавливал и правоограничения. В частности, при поступлении и перемещении по службе, при обжаловании решений и постановлений учебного начальства, включая требования о лояльности к политическому режиму, беспартийность и некоторые другие.
Одновременно за неисполнение служебного долга педагогические работники привлекались к дисциплинарной ответственности в порядке административного подчинения, а при совершении должностных и иных преступлений они могли привлекаться к ответственности и по суду.
Особенностью юридической ответственности педагогов того времени являлось то, что в ряде случаев упущения и недостатки законодательства позволяли учебному начальству решать вопрос об их ответственности в полном соответствии со своими ведомственными (а порой и личными) интересами.
5. Образовательная сфера Курской губернии в исследуемый период включала в себя несколько видов начальных учебных заведений со своими уставами и программами, уровнями преподавания, образовательным цензом для учителей и организационной принадлежностью (одноклассные и двуклассные министерские и церковно-приходские школы, школы грамоты и т.п.). Наряду с ними, образовательные услуги оказывали гимназии, коммерческие и реальные училища, семинарии и институты.
Особенностью системы образовательных учреждений Курской губернии было то, что в нее входили также частные учебные заведения, действовавшие под контролем дирекции и инспекции народных училищ; с 1896 года появляется новая разновидность средней школы – коммерческие училища, а духовные семинарии являлись главными учебными заведениями, в которых осуществлялась подготовка учителей.
В связи с острой нехваткой специалистов технического профиля в 60-70-е гг. XIX века в губернии стали открываться соответствующие промышленные и ремесленные мастерские, а традиционно аграрная направленность повлекла формирование и развитие технико-промышленной школы этого профиля.
6. Доказывается, что наряду с общими подходами к формированию правового статуса педагогов России второй половины XIX  - начала XX вв., в Курской губернии этот статус имел свои особенности, обусловленные ее густонаселенностью, географическим, экономическим, социальным и т.д. положением в масштабах государства, заключающиеся в следующем.
В связи с нехваткой педагогов и повышенными требованиями к их образовательному уровню допускались отступления от них (понижалась планка); директора народных училищ имели право в ситуациях «важных и нетерпящих отлагательств» предоставлять учителям дополнительный отпуск; народные учителя, являющиеся участниками пенсионной кассы, могли претендовать на обыкновенную или усиленную пенсию; педагоги женских гимназий имели право учить своих дочерей бесплатно и некоторые другие.
Кроме того, с начала XX в. происходит постепенное расширение прав педагогов: отменяются ограничения поступления на учительскую службу в правительственные учебные заведения, увеличивается жалование, уточняются требования по уровню образовательного ценза, повышается размер пенсии и другое.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование является комплексным историко-правовым анализом правового статуса педагогических работников России во второй половине XIX – начале XX вв., существенно дополняя, углубляя и обобщая научное знание по данной проблеме.
В работе делается вывод о становлении и развитии отечественного законодательства о правовом статусе педагогов России в определенные исторические периоды, выявляются особенности и тенденции этого статуса.
Как положительные, так и отрицательные моменты в правовом положении вышеуказанных лиц могут быть учтены при разработке современных подходов к преобразованиям образовательной сферы.
Настоящая работа расширяет сферу научных знаний в области отечественной истории государства и права, а также образовательного права. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки различного рода научных работ и включены в курсы лекций по отечественной истории, теории государства и права, истории государства и права, а также соответствующих спецкурсов.
Апробация работы. Диссертация подготовлена, обсуждена и одобрена на кафедре теории государства и права Юго-Западного государственного университета.
Ее основные положения отражены в десяти публикациях автора, в том числе в трех статьях ведущих рецензируемых журналов.
Полученные в ходе исследования результаты докладывались на научно-практических конференциях и круглых столах, имеющих всероссийский и международный статус (Курск, 2011-2013 гг.; Белгород, 2013; Прага, 2013 и других).
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс и практику деятельности органов образования Курской области.
Структура диссертационного исследования обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованных источников и  литературы.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, освещается степень ее научной разработанности, указываются цель и задачи диссертационной работы, ее методологическая основа, теоретическая и эмпирическая база, формулируются положения, выносимые на защиту, подтверждающие научную новизну исследования и его теоретическую и практическую значимость.
Первая глава «Организационно-правовое регулирование образовательной сферы России во второй половине XIX – начале XX вв.» состоит из двух параграфов.
Первый параграф «Образовательные учреждения России во второй  половине XIX- начале XX вв.: общая характеристика и система» закладывает основы диссертационного исследования для комплексного рассмотрения сущности и содержания правового статуса педагогических работников.
Вначале отмечается, что в истории России вторая половина XIX века ознаменовалась целой серией государственных преобразований: вслед за реформой 1861г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости были проведены и другие реформы: земская, судебная, просветительская. При этом в ходе последней были приняты меры, направленные на расширение образовательной сферы, совершенствование системы образования, а также на дальнейшее развитие правового статуса педагогических работников.
Далее подчеркивается, что именно через образовательные учреждения происходит трансляция управленческих сигналов, исходящих от вышестоящих субъектов сферы образования, до непосредственных исполнителей этих решений – педагогов, чей правовой статус (его специфика, особенности) находятся в непосредственной зависимости (в диалектическом единстве) от той или иной организационно-правовой формы образовательного учреждения, деятельность которого (как и деятельность педагога) регламентируется законодателем.
По организационно-правовым формам образовательные учреждения подразделялись на государственные и коммерческие. Высшая ступень государственного образования была представлена университетами и институтами. В подсистему начальных учебных заведений входили: земские школы; церковные школы; народные училища.
Начиная с середины XIX в., система образовательных учреждений России всех уровней переживала модернизацию: на законодательном уровне принимаются меры по расширению университетского образования, проводится реорганизация некоторых технических учебных заведений в собственно высшие.
В 1907 году на рассмотрение Государственной думы был внесен проект введения всеобщего начального обучения. Предполагалось ввести в России начальное всеобщее обучение в объеме трехлетней школы в тех губерниях, где действовали земства, передать церковноприходские школы в ведение Министерства народного просвещения и ввести всеобщее обучение в объеме четырех классов (проект по ряду причин не был реализован).
В начале XX в. стали организовываться и «вольные» школы, в которых к управлению внутренней жизнью привлекались учащиеся и их родители. В них действовали различные клубы, кружки, вводилось самоуправление.
Кроме того, имелись еще и особые сословные учебные заведения: институты благородных девиц, кадетские корпуса, несколько дворянских институтов, Пажеский корпус, Училище правоведения, куда принимали только детей дворян. Действовала особая система школ для детей духовенства (духовные училища, епархиальные училища, духовные семинарии).
В итоге соискателем делается вывод, что система образовательных учреждений России второй половины XIX – начала XX вв. включала в себя три  ступени:  а) начальную  (церковно-приходские  школы,  народные   училища), б) среднюю  (классические гимназии, реальные и коммерческие училища)  и в) высшую школу  (университеты, институты). Безусловно, образовательные учреждения существовали, образно говоря, не сами по себе, их стержнем выступал подвижнический труд педагогов, правовой статус которых наполнялся реальным содержанием благодаря законодательному регламентированию педагогической деятельности.
Во втором параграфе «Правовое регулирование деятельности педагогических  работников России во второй половине XIX- начале XX вв.» на основе анализа законодательных  и иных актов организационно-правового характера исследуется деятельность педагогических работников.
Отмечается, что реформы, проведенные в середине XIX в. в системе образования, предусматривали создание несколько типов учебных заведений, что в свою очередь породило необходимость подготовки  и принятия новой нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность педагогических работников того времени (и, соответственно, элементы правового статуса педагогов).
Затем анализируются основные нормативно-правовые акты, которые  регламентировали деятельность педагогических работников того времени. В частности, Закон «О начальных народных училищах» от 25 мая 1874 года, Сборник узаконений и правительственных распоряжений 1874 года, касающихся домашних наставников, наставниц, учителей и учительниц, где устанавливался юридический статус педагогических работников, определялись их права и обязанности, предусматривались «выгоды и преимущества, предоставленные их званию».
Далее соискатель отмечает, что начало XX в. было периодом, в котором происходила интенсивная законодательная деятельность в области образования, в которой отображались общественное, юридическое, материальное положение педагогического работника; для них устанавливались их права, тем самым формировался один из элементов правового статуса.
Одним из ведущих источников, который закрепил права и свободы педагогических работников, стал Свод законов Российской империи, объединявший основные законодательные акты Империи. В соответствии с ним педагогические работники были отнесены к категории государственных служащих.
В итоге делается вывод о том, что Российским государством в исследуемый период был сформирован и накоплен значительный опыт в правовом регулировании деятельности педагогов. Активность нормотворчества в этой сфере в указанный период  была очень высокой — издавались сотни нормативных правовых актов, предпринимались определенные меры по их систематизации. Педагогическая деятельность рассматривалась как служба по учебному ведомству с классными чинами, наградами, жалованием, пенсией. Однако «приближение» учителей народных начальных училищ к статусу государственных служащих сводилось, в большинстве случаев, к позиционированию их в этом качестве без формально-нормативного определения этих статусных критериев в законодательстве.
Вторая глава диссертации «Сущность и содержание правового статуса педагогических работников России во второй половине XIX – первой четверти XX вв.» полностью посвящена исследованию и содержанию правового статуса педагогических работников России в обозначенный период.
В первом параграфе «Права и обязанности как основные элементы правового статуса педагогов» рассматриваются важнейшие составляющие правового статуса педагогов – его права и обязанности.
Отмечается, что в Своде законов Российской империи 1896 года закреплялось, что педагогический работник уже на стадии становления, получения педагогического образования обладал определенными правами и обязанностями. Лица, получавшие образование за государственный счет (это впоследствии давало им право на государственную службу), наделялись определенными обязательствами.
В Уставе о службе закреплялось право педагогического работника на получение денежных средств на квартиру («квартирные деньги») или жилого помещения. Кроме этого, лица, определяемые на учительские места в учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения, имели право на «третное не в зачет жалованье» из государственного казначейства (равное одной трети их будущего оклада).
18 июня 1863 года был принят Устав императорских российских университетов, в котором также закреплялись права и обязанности педагогов.
Положением о начальных училищах от 25 мая 1874 года педагогам предоставлялось право на защиту законных прав путем обжалования необоснованных распоряжений или постановлений учебного руководства.
Далее отмечается, что изменения в порядке государственной службы, вызванные событиями 1905 года и связанные с провозглашением полного уравнения прав представителей всех сословий на государственную службу, отразились и на правах учителей (в работе они анализируются).
Вместе с тем, отмечает диссертант, фактическое (реальное) осуществление закрепленных законодательными актами того времени прав педагогических работников зачастую зависело от личного усмотрения чиновников государственных органов и непосредственного учебного начальства.
В результате делается вывод о том, что к началу XX в. Российским государством был накоплен значительный опыт в регулировании прав  и обязанностей педагогов. Законодательно был отменен ряд правоограничений, связанных с  поступлением на учительскую службу и вероисповеданием педагогов. Повысились требования к лицу, претендующему на учительское место, а также был усовершенствован образовательный ценз по учительским званиям и должностям.
В то же время анализ показал, что есть все основания говорить о бессистемности большого разнообразия нормативно-правовых актов, которые непосредственно наделяли правами и обязанностями педагогических работников середины XIX – начала XX веков, нередко – их противоречивости.
Во втором параграфе «Гарантии, льготы и правоограничения педагогов» вначале обращается внимание на то, что комплексный характер настоящего исследования правового статуса педагогов с необходимостью предполагает рассмотрение гарантий и льгот, предоставляемых им в то время государством, а также правоограничений работников образовательной сферы.
Далее соискателем анализируется соответствующее законодательство и отмечается, что во второй половине XIX в. была установлена льгота об освобождении от рекрутской повинности на все время нахождения в должности сельского педагогического работника; Министерство народного просвещения разрешило в экстремальных случаях ( таких, как болезнь, смерть и другие) выделять  начальным училищам денежные средства, расходование которых могло осуществляться директорами и инспекторами народных училищ с разрешения попечителя округа; специальными узаконениями названное Министерство увеличило размеры кредитов на пособия учителям в указанных целях в начале XX в.
Обращается внимание на то, что к концу XIX века в Российской империи получают распространение объединения учителей в обществах взаимопомощи. Участникам таких обществ предоставлялась возможность получения беспроцентной ссуды и безвозмездного пособия, они обеспечивались товарами первой необходимости по сниженной стоимости, им выделялись средства на лечение. Наряду с этим, учительские общества взаимопомощи оказывали помощь работникам начальных народных школ в обучении их детей в губернских образовательных учреждениях, и с этой целью учителям выдавались пособия.
В дальнейшем говорится об одной из важных гарантий педагогов – денежном довольствии, выдача которого осуществлялась со дня начала исполнения возложенных на них обязанностей. Важность данной гарантии заключалась еще и в том, что именно от размера денежного содержания зависел размер будущей пенсии педагогов.
Соискатель обращает внимание на то, что для развития сферы образования государство заинтересовывало педагогических работников путем предоставления льгот и гарантий, дающих преимущества от обычного положения учителя. Таким педагогам устанавливались льготные, особые условия службы, а также сокращенные сроки по присвоению классных чинов, что, в свою очередь, сказывалось на замещении должностей и давало определенные выгоды. В число гарантий для педагогов входило и предоставление им бесплатной квартиры при образовательном учреждении.
В качестве своеобразных гарантий, льгот и привилегий диссертант отмечает и представление педагогических работников к различного рода государственным наградам: пожалование чинов, званий, орденов.
Примечательно, что учителям, работающим «по вольному найму», засчитывалось такое время преподавания в действительную государственную службу, но с определенным ограничением - без права на чинопроизводство; а в 1911 году указом Сената № 9245 закреплялось положение, согласно которому запрещалось возлагать на учителя обязанности, которые не предусматривались Положением о начальных народных училищах.
В то же время, наряду с предоставляемыми гарантиями и льготами педагогам, для них существовали и нормативные правоограничения, которые в работе анализируются.
Рассматриваются также и правоограничения, которые зависели от национальной принадлежности, вероисповедания педагогов. К правоограничениям соискателем отнесено и то обстоятельство, что к педагогам относилось неофициальное требование об ограничении их участия в политической деятельности, и они должны были быть беспартийными и политически лояльным.
В третьем параграфе «Юридическая ответственность педагогических работников» отмечается, что действующим законодательством исследуемого периода предусматривались различные формы ответственности педагогов и порядок привлечения их к ответственности за различные проступки.
Обращается внимание на то, в Уставе о службе по определению от правительства содержался список качеств, которые были необходимы для лиц, исполняющих государственную службу: «здравый рассудок, добрая воля в отправлении порученного, человеколюбие, верность в службе Его императорскому величеству, усердие к общему добру, радение о должности, честность, бескорыстие и воздержание от взяток, правый и равный суд всякому состоянию, покровительство невинному и скорбящему».
Примечательно, что в университетах существовала своя внутренняя судебная система. В ведении университетского суда находились дела в основном касательно студентов, но рассматривались и другие: «о столкновенiяхъ между студентами съ одной стороны, и преподавателями и должностными лицами Университетскими съ другой, хотя бы они произошли и внъ зданiй и учрежденiй Университета».
Все дисциплинарные взыскания налагались на провинившихся в административном порядке, то есть прямым непосредственным  начальником или вышестоящим начальником, от которого зависело пребывание данного служащего в должности.
При совершении серьезных должностных преступлений, к которым относился саботаж, невыполнение указа императора, превышение данных полномочий или, в случае преступного бездействия, и прочих поступков, повлекших за собой возникновение серьезного ущерба интересам страны, а также выявленного и доказанного  взяточничества, вымогательства, педагоги привлекались к ответственности по суду, который, кроме обозначенных выше дисциплинарных взысканий, имел полномочия наложить и уголовные наказания, а также лишить всех прав. Уголовные наказания на педагогов, совершивших должностные преступления, налагались только по приговору суда.
За совершенные проступки в соответствующих случаях наступала и гражданская ответственность, согласно которой необходимо было возмещать ущерб, возникший по вине педагогов в ходе исполнения ими их обязанностей.
В результате диссертант делает вывод о том, что для педагогов исследуемого периода законами предусматривалась дисциплинарная, уголовная и гражданская ответственность. Вместе с тем, законодатель не всегда предусматривал четкую процедуру привлечения педагогов к определенному виду ответственности, что нередко затрудняло разрешение конкретных дел.
Третья глава – «Особенности правового статуса педагогов Курской губернии во второй половине XIX- первой четверти XX вв.» посвящена изучению особенностей правового статуса педагогов Курской губернии непосредственно.
В первом параграфе «Образовательные учреждения Курской губернии: общая характеристика и особенности» представлена общая характеристика и особенности образовательных учреждений этой губернии.
Отмечается, что в Курской губернии существовало несколько типов начальных учебных заведений со своими уставами и программами, отличавшихся уровнем преподавания, образовательным цензом для учителей и организационной принадлежностью. Весьма многочисленными были начальные народные училища, относящиеся к Министерству народного просвещения с трехлетней либо четырехлетней длительностью обучения. Своеобразным конкурентом министерских начальных училищ были учебные заведения святейшего Синода - церковноприходские школы и школы грамоты.
Особенностью было то, что в виду недостаточного количества государственных школ в Курской губернии возрастало число частных учебных заведений. В них все учебные планы и программы утверждались попечителями учебных округов, выбор преподаваемых предметов предоставлялся учредителям школ. Контроль деятельности таких частных училищ принадлежал дирекции и инспекции народных училищ.
Следующей особенностью было то, что учителей для начальной школы готовили непосредственно в Курской губернии.
Центральное место среди образовательных средних учебных заведений в губернии принадлежало гимназиям. Реальные училища в основном принимали на обучение выходцев из средних городских слоев населения. Их главная задача состояла в обеспечении общего образования, необходимого для практики с техническим уклоном. При этом данные учебные заведения не давали ни полного среднего образования, ни достойной профессиональной подготовки, что не позволяло выпускникам поступать в университеты.
По Положению 1896 г. в Курской губернии появилась новая разновидность средней школы - коммерческие училища.
Далее соискатель отмечает, что традиционно аграрная направленность Курской губернии стимулировала формирование и развитие технико-промышленной школы, обеспечивающей качественный подъем кадрового потенциала растущего малого и среднего агропромышленного производства, что обусловило открытие в губернии профессиональных сельскохозяйст­венных учебных заведений.
В заключение сделан вывод о том, что в Курской губернии обозначенного периода существовала система профессиональных школ и училищ, удовлетворяющая потребности экономической действительности в профессионально подготовленных специалистах.
Во втором параграфе «Особенности правового статуса педагогических работников Курской губернии» вначале отмечается, что в Курской губернии, как и в целом по России, правовой статус педагогов, являющихся государственными служащими, регламентировался многочисленными законодательными и ведомственными актами, определявшими их служебное положение, аспекты профессиональной деятельности, уровень жалования, пенсионное и социальное обеспечение, но с определенными особенностями.
Одной из особенностей было то, что правовой статус педагогов в Курской губернии законодательно определялся постоянно совершенствующимся и развивающимся перечнем законов, во многом регулирующим вопросы социальной поддержки, требуемых условий жизни и быта учителей, их профессиональной деятельности. Одновременно происходило постепенное расширение прав педагогов: отменяются ограничения поступления на учительскую службу в правительственные учебные заведения, увеличивается жалование, уточняются требования по уровню образовательного ценза к претендующим на должность учителя, повышается размер пенсии.
Однако, подчеркивает соискатель, по-прежнему в правовом статусе педагогов названной губернии сохранялось много элементов личного усмотрения в их отношениях с непосредственным начальством и чиновниками других государственных органов, что было, впрочем, характерно для всего педагогического корпуса России того времени.
В заключении диссертант формулирует основные выводы по теме проведенного исследования.
 
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:
 
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях:
 
1.       Шипачев, А.В. Правовой статус педагогических работников Курской губернии во второй половине XIX - первой четверти XX века [Текст] / А.В. Шипачев // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 139-144.
2.       Шипачев, А.В. Российская система гарантий и правоограничений педагогических работников с середины 19-начала 20 веков [Текст] / А.В. Шипачев // История государства и права. – 2012. – № 22. – С. 35-38.
3.       Шипачев, А.В. Нормативно - правовое регулирование статуса педагогического работника в России во второй половине XIX- начала ХХ вв. [Текст] / А.В. Шипачев // Право и государство: теория и практика. – 2012. – № 8 (92). – С. 145-148.
 
Статьи, опубликованные в иных изданиях:
 
4.       Шипачев, А.В. К вопросу о системе образовательных учреждений Курской губернии на рубеже ХХ века [Текст] / А.В. Шипачев // Materiály IX Mezinárodní vědecko – praktická konference «Přední vědecké novinky – 2013». – Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o, 2013. – С. 61-65.
5.       Шипачев, А.В. Правовой статус педагогов России во второй половине XIX века: некоторые аспекты [Текст] / А.В. Шипачев // Образование, наука и современное общество: актуальные вопросы экономики и кооперации: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов (Белгород, 16-18 апреля 2013 г.). – Белгород, 2013. – С. 67-69.
6.       Шипачев, А.В. Юридическая ответственность педагогических работников [Текст] / А.В. Шипачев // Общество: экономика, политика, право. – 2013. – № 6. – С. 14-16.
7.       Шипачев, А.В. Правовое регулирование прав и обязанностей педагогических работников во второй половине XIX века. [Текст] / А.В. Шипачев // Ценности и нормы правовой культуры в России: сборник научных статей III Международного круглого стола. – Курск, 2012. – С. 335-343.
8.       Шипачев, А.В. Система педагогических организаций России в середине XIX – начале XX вв. [Текст] / А.В. Шипачев // Общество: экономика, политика, право. – 2011. – № 11. – С. 45-47.
9.       Шипачев, А.В. К вопросу о системе образования в России середины XIX – начала XX в. [Текст] / А.В. Шипачев // Проблемы взаимодействия личности и власти в условиях построения правового государства: материалы Второй Международной научно-практической конференции. – Курск, 2011. – С. 101-108.
 
Общий объем опубликованных работ – 3,1 п.л.

 
[1] Звягинцев Е.А. Законопроект В.К. фон-Анрепа об организации всеобщего обучения. М., 1909. 251 с; Русаневич А. Народный учитель и сельская школа. Отношение к ним общества и вводимые в разных губерниях меры к улучшению их положения (факты из школьной жизни и деятельности съездов и земств в России по народному образованию). Екатеринослав, 1903. 341 с; Кирьяков В.В., Акрамовский С.И. Голос народного учителя. М., 1903. 124 с.
[2] Рождественский СВ. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения (1802-1902гг.). СПб., 1902. 135 с; Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М.1912. 349 с; Василевич Г.В. Шаг за шагом (к истории объединения народных учителей)., М. 1917. 255 с; Звягинцев Е.А. Из хроники народного образования. М., 1915. 96 с; Фармаковский В.И. Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи. Вып. 2. СПб., 1900. 78 с.
[3] Корф Н.А. Наши учительские семинарии // Вестник Европы, 1883. Т. 2. Кн. 4. С.64-69; Недумов И.О. О подготовке народных учителей // Вестник школы.1914. №2. С.8-16; Русская школа. 1914. №5-6. 83 с; Учитель. 1903. № 3. 43с; Русский учитель.1912.№1. 93 с; Соколов А.В. О материальном положении учащих // Русская школа. 1914. №5-6. 120 с; Фармаковский В. Деятельность министерства народного просвещения в области начального народного образования в последнее десятилетие (1894-1903) // Журнал министерства народного просвещения. 1904. №4. С.71-78.
[4] Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России во второй половине 19 века. Под ред. Н.Г.Казанского. М.: Учпедгиз, 1950. 231 с; Чувашев Е.П. История училищ в России. М., 1943. 204 с; Константинов H.A. Очерки по истории средней школы (Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года).  М., 1947. 511 с; Никифорова В.Я. Реальные училища во второй половине XIX века и начала XX века в России. М., 1943. 200 с.
[5] Днепров Э.Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. М,1989. 430 с; Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М.: Педагогика, 1979. 402 с; Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в России XIX и начале XX в. // Исторические записки АН СССР.  М., 1951. С.120-131.
[6] Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971. 560 с.
[7] Тебиев Б.К. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. М., 1991. 445 с.
[8] Камоско Л.В. Политика правительства в области среднего образования в 60-70 гг. XIX века. М., 1970. 122 с; Арсеньев А.М. Против идеализации учительских семинарий // Советская педагогика. 1947. № 12.С.25-34.
[9] Сучков И.В. Учительство России в конце XIX- начале XX вв.: автореф. дис…д-ра. ист. наук. М., 1995. 27 с; Терещенко Д.А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX-начале ХХ века (на материалах Курской губернии): автореф. дис…канд. ист. наук. Курск, 2005. 26 с; Морозова В.В. Правовой и социальный статус учителей дореволюционной России: дис. … канд. юрид. наук.  Н. Новгород, 2007. 24 с.
[10] Панькин   А . Б . История   образования  и  педагогической   мысли : / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ООО Большая медведица. Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2005. 530 с.
[11] Латышина Д.И. История педагогики. М., 2005. 640 с.
[12] Гуркина Н.К. История образования в России (X-XX века): Учебное пособие. СПб.: ГУАП, 2001. 750 с.
[13] Гоголин А. Сборник узаконений и правительственных распоряжений, касающихся домашних наставников, учителей, учительниц и наставниц: С прил. форм, представляемых означенными лицами, отчетов о занятиях, удостоверений об исполнении учительских обязанностей и проч. М., 1874. 204 с; Полное собрание законодательства Российской Империи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html; Сборник действующих распоряжений министерства народного просвещения об учителе начального народного училища. Сост. по офиц. источн. А.И. Сыромятников. Одесса, 1911. 123 с; Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т.З. Царствование императора Александра II, 1855-1864.[Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.ushinskiy.ru/jspui/handle/123456789/631; Свод законов Российской империи. СПб., 1896. Т.III . Кн.1.835 с; Сборник узаконений и распоряжений Правительства. 6 июня 1909. № 98. Ст.844. 640 с.
 
Файлы: 
Порядок отображения: 
0