2013avtoref1684

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Клюева Александра Владимировна
 
18 декабря 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Государственно-правовое регулирование торговых отношений в России  во второй половине XVII – начале XIX веков (историко-правовое исследование)» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.105.10
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Клюева А.В. Государственно-правовое регулирование торговых отношений в России  во второй половине XVII – начале XIX веков (историко-правовое исследование): автореф. дис... канд. юрид. наук. Курск, 2013. С. 28.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1684 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Клюева А.В. Государственно-правовое регулирование торговых отношений в России  во второй половине XVII – начале XIX веков (историко-правовое исследование): автореф. дис... канд. юрид. наук. Курск, 2013. С. 28.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

На правах рукописи
 

 
 
 
КЛЮЕВА Александра Владимировна
 
 
 
 
Государственно-правовое регулирование торговых отношений в России  во второй половине XVII – начале XIX веков
(историко-правовое исследование)
 
 
 
 
Специальность: 12.00.01 – теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
Курск – 2013

Работа выполнена в Юго-Западном государственном университете
 

Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент
Ларина Ольга Григорьевна
 
 
Официальные оппоненты:
 
 
 
Сафронова Елена Викторовна,
доктор юридических наук, профессор,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
профессор кафедры теории и истории государства и права
 
Бочаров Александр Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент,
Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации,
доцент кафедры теории и истории государства и права
 
 Ведущая организация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина

 
Защита состоится 18 декабря 2013 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.105.10, созданного на базе Юго-Западного государственного университета, 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94, ауд. Г-527.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Юго-Западного государственного университета.
 
Автореферат разослан 16 ноября 2013 года.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Эффективная система государственно-правового регулирования торговой деятельности – гарант стабильного развития экономических и социальных отношений любого государства. Конкретными целями государственной правовой политики в сфере торговли являются: поддержка рыночных отношений; формирование целостной системы правового регулирования, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли, правовую охрану конкуренции и в конечном итоге устойчивый  экономический рост.
Происходящие в России преобразования финансовой, налоговой, кредитной сфер, административного и гражданско-правового законодательства призваны создать прочную платформу торговой деятельности и укрепления экономических основ общества и государства. Важную роль в решении указанной задачи играют органы государственного управления и контроля, обладающие властными полномочиями в сфере регулирования торговых отношений и требующие неукоснительного соблюдения законодательства, отражающего направления правовой политики в сфере торговли.
Вместе с тем  правовые основы и государственное управление деятельностью субъектов торговых отношений в России имеют массу недостатков, требуют существенной доработки. Государственно-правовая регламентация торговых отношений является комплексной проблемой, исследовать которую необходимо и с позиций историко-правового метода в юриспруденции, поскольку до настоящего момента подобных попыток не предпринималось. Это позволит выявить закономерности в развитии и формировании российского гражданского законодательства в области регулирования торговых отношений, условия образования, характерные особенности и сущностные признаки отдельных торговых институтов. В России во второй половине XVII – начале XIX веков была сформирована эффективная система норм, регламентирующих торговые отношения, учреждены органы управления торговлей, проводилась последовательная торговая правовая политика, были заложены правовые основы ярмарочной, банковской и биржевой торговли и др.
Актуальность представленного исследования также подтверждается необходимостью тщательного исследования не только законодательных норм в области торговых отношений в историко-правовом развитии, но и правовой политики в целом: в применении методов регулирования, установлении баланса административного вмешательства и свободных рыночных конкурентных отношений. Изучение методов государственного регулирования имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку характер государственного вмешательства в торговые отношения неизменно отражается на социальных процессах.
Степень разработанности темы. Рассматривая степень разработанности исследуемой темы, нельзя не отметить тот факт, что, с одной стороны, проблемам изучения торговых отношений в России  во второй половине XVII – начале XIX веков ученые уделяли большое внимание как в современной, так и в дореволюционной литературе. С другой стороны, в исследованиях рассматриваются экономические и финансовые характеристики, не содержат анализа правовых основ торговых отношений. Ввиду комплексного характера темы в науке отсутствуют работы с подобным предметом исследования, в тоже время имеется значительное количество работ по некоторым вопросам в отдельных сферах научного знания.
Ощутимый вклад в исследование торговых отношений внесла М.К. Рожкова[1]. Две ее работы,  посвященные  внутренней торговле в России в первой половине XIX в., содержат ценные наблюдения об особенностях ярмарочной торговли. Сделан вывод о том, что ярмарочная сеть в данный период времени, благодаря проводимым правительственным мерам, расширялась в основном на окраинах Российской империи, а в ее центре сокращалась. Происходило отмирание периодической торговли России с конца XVIII – начала XIX  вв., на смену которой пришла стационарная торговая деятельность.
Детальное изучение торговой политики в России провел И.И.  Янжул.[2] Его научные труды содержали глубокий анализ гражданско-правового, финансового, административного, таможенного законодательства, регулировавшего отношения в торговле в XIX в. Исследователем проведен сравнительный анализ торгового законодательства России и зарубежных стран, однако в его трудах преобладала финансовая и экономическая, нежели юридическая, оценка исследуемых проблем.
К значимым работам можно отнести труды Н.Л.  Рубинштейна. Ему принадлежит первая в историографии попытка постановки и решения проблемы о формах организации торговли на внутреннем российском рынке в  XVIII в., предпринятая в статье «Русская ярмарка XVIII века»[3]. Господствующей формой торговой деятельности, по его мнению, с конца XVIII в. становится перманентный городской торг, который лишь камуфлировался в форму ярмарочной организации, чтобы освободиться от налогового обложения.

Изучением отрасли имущественных отношений занимается Т.Е. Новицкая[4]. В работе «Правовое регулирование имущественных отношений во второй половине XVIII века» рассматриваются изменения в социальном строе России, правовое регулирование экономической деятельности, субъекты имущественных правоотношений и объекты гражданского права, условия сделок и регистрация вещных прав, развитие обязательственного права, однако в исследовании недостаточно внимания уделяется анализу системы мер государственно-правового регулирования указанных отношений.

Нельзя не отметить и монографию Ю.А. Мизиса[5], посвященную истории формирования и функционирования рынка Центрального Черноземья во второй половине XVII – первой половине XVIII вв. как саморегулируемой системы, входившей в общую систему российского рынка. Рассматриваются различные стороны  развития  форм торговли регионального рынка от начала XVI века  и до отмены таможенных пошлин в 1753 г. Данное исследование носит исключительно исторический характер, развитие правовой базы торговых отношений в изучаемый период затрагивается косвенно.
Работа С.И. Королевой «Торговое сословие России»[6] представляет собой попытку осветить историю российского торгового сословия во взаимосвязи с правовым регулированием  экономической сферы и хозяйственными реформами. Выводы, содержащиеся в работе, могут быть учтены при изучении формирования правового статуса субъектов торговых отношений и при оценке проводимой государством политики в отношении тех или иных видов торговли и торговых сословий.
Исследование Е.В. Сапилова «Российское торговое законодательство XVII – XVIII веков»[7] посвящено наиболее важным законодательным актам, регулирующим организацию торговли, устанавливавших в России свободу торговли, статус торгово-промышленного сословия и его взаимоотношения с правительственной и местной властью, таможенные правила, пошлины и сборы. При этом описание законодательных основ происходит без учета комплексных мер, предпринимаемых правительством в торговой сфере, в строгом приложении к торговой деятельности, без описания  иных социальных сфер, которые оказывают влияние на формирование торгового законодательства или являются зависимыми от его применения (политические, международные и др. факторы).
Б.Н.  Миронов в монографии  «Внутренний рынок России во второй половине XVIII – первой половине XIX в.»[8]  с позиции исторического и экономического интересов анализирует проблему развития всероссийского рынка, структуру и функционирование внутреннего рынка, делает вывод о времени формирования единого всероссийского рынка, излагает выводы о периодичной форме торговле, не опираясь при этом на правовые начала.
Монография Ю.Л. Александрова «Эволюция торговли и ее роль в развитии экономики»[9] посвящена вопросам становления торговли начиная со средневековой Руси, рассмотрению пошлинной политики обложения торговли в Московском государстве в историческом ракурсе. В исследовании доминирует исследование экономических показателей проводимой государством торговой политики.
Б.Ф.  Кевбрин в своей работе «Торговые отношения, таможня и метрология в России (IX – XIX вв.)[10] систематизирует данные по истории торговли, в частности  описывает субъектный состав торговых отношений, влияние таможенной государственной политики на развитие торговых отношений, попытки государства ввести меры стандартизации и метрологии в торговле.
Среди историко-правовых исследований можно выделить диссертационную работу З.Б. Агаронова «Торгово-финансовые отношения между Российской Империей и США: организационно-правовые формы: конец XVIII начало XX вв.»[11], которая содержит описание организационно-правовых основ внешней торговли России и США, анализ финансовой и торговой политики России в указанный период.
В диссертации О.Г.  Лариной «Система финансовых прерогатив государства в России второй половины XVII – начала ХХ веков (историко-правовое исследование)» и монографии «Регалии в России: национальные традиции и их правовое закрепление (XVII-XIX вв.)»[12] детально анализируются законодательные основы монопольной торговли государства, описывается откупная система и изучается категория «заповедных» товаров в законодательстве  России в XVII в.
Целый ряд исторических исследований посвящен изучению торговых отношений в отдельных  регионах России (Ю.А. Поспелова, Н.В. Семенова,  Т.В. Кит,  Т.С. Минаева,  И.А. Соколов, А.Г. Морозов, Р.М.  Кублов и др.)[13], работы имеют важное значение для исследования региональной торговли, однако в них отсутствует системное исследование правовой регламентации торговых отношений в рассматриваемый в диссертации период. 
Вместе с тем, несмотря на достаточно большой объем работ, посвященных исследованию торговых отношений в России в исследуемый период, необходимость разработки темы государственно-правового регулирования торговых отношений в России во второй половине XVII – начале XIX века обусловлена отсутствием комплексного и систематического исследования, которое бы давало всестороннее описание правовых и организационных основ рассматриваемых отношений.
Хронологические рамки исследования: вторая половина XVII- начало XIX века. Выбор периода обусловлен особенностями торговой политики и законодательного оформления форм торговли. Соборное Уложение 1649 г. впервые в истории русского права содержало систему норм, регулирующих торговые отношения.
Начало  XIX века знаменуется реформой органов управления, развитием научных основ организации торговли, расширением прав крестьянства в области торговли и промышленности, появлением новых видов торговли: кредитных учреждений, бирж и компаний. В данный период была создана база для проведения реформ второй половины XIX века.
В интересах достижения цели диссертационного исследования и понимания истоков описываемых процессов автор иногда выходил за хронологические рамки исследования.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникавшие в процессе государственно-правового регулирования торговых отношений в России второй половины XVII- начала XIX века.
Предметом диссертационного исследования являются нормативно-правовые акты, регламентировавшие функционирование торговых  отношений в России второй половины XVII- начала XIX века и деятельность государства по их управлению.
Цель и задачи диссертационного исследования.
Цель состоит в проведении комплексного исследования историко-правового опыта государственно-правового регулирования торговых отношений в России второй половины XVII- начала XIX века.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач исследования:
- проследить основные закономерности государственно-правового регулирования торговых отношений второй половины XVII- начала XIX века;
- изучить систему государственно-правовой регламентации торговых отношений в рассматриваемый период;
- проанализировать особенности государственно-правовых основ функционирования отдельных видов торговой деятельности (казенной, банковской, биржевой, крестьянской и др.);
- рассмотреть основные направления деятельности органов управления торговлей и правовое закрепление их полномочий на протяжении второй половины XVII- начала XIX века и др.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, в рамках которого использовались частнонаучные методы изучения политико-правовых и социальных явлений: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, нормативно-логический, а также системный метод. Широко использовался исторический подход к рассмотрению изучаемых явлений. Специфика предмета исследования, представляющего интерес для нескольких отраслей права, обусловила использование комплексного подхода к изучению темы.
Эмпирической базой диссертационного исследования является опыт проведения правовых преобразований в сфере торговых отношений в России во второй половине XVII- начале XIX века.
Источниковая база. Основным источником стал широкий круг нормативно-правовых актов, опубликованных в Полном собрании законов Российской империи (ПСЗРИ I, II) и регулировавших торговые отношения в России на протяжении исследуемого периода.
Источниками исследования являются архивные материалы. В диссертационном исследовании использовались источники из центральных архивов - Российский государственный архив древних актов (РГАДА) и Российский государственный исторический архив (РГИА); документальные материалы из фондов Курского областного исторического архива (КОИА) и Государственного архива Курской области (ГАКО). В них представлены сведения статистического и описательного характера.
Важную роль в исследовании особенностей государственно-правовой регламентации отдельных видов торговой деятельности сыграли доклады и решения Сената, которые позволили проследить последовательность политико-правовых решений в отношении торговых отношений.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что автор провел первое комплексное исследование государственно-правого регулирования торговых отношений в России второй половины XVII- начала XIX века с позиций современной методологии.
В работе впервые рассматривается эволюция правовых институтов, регламентирующих торговые отношения, их влияние на развитие друг друга. Впервые в исследовании государственное регулирование отдельных видов торговли рассматриваются в системе административного, налогового, таможенного, кредитного, гражданского законодательства.
К другим результатам диссертационного исследования, отличающимся научной новизной, относятся следующие:
- произведен системный анализ нормативно-правовых актов в сфере торговых отношений второй половины XVII- начала XIX века;
- дана характеристика основных законодательных изменений, исследовано влияние политических факторов на трансформацию государственно-правового регулирования в сфере развития торговых отношений;
- исследована специфика деятельности органов управления торговлей и правовое закрепление их полномочий на протяжении второй половины XVII- начала XIX века, сделаны новые выводы.
Положения, выносимые на защиту:

  1. В исследовании формулируются особенности государственно-правового регулирования торговых отношений в России второй половины XVII - начала XIX века государственная регламентация отдельных видов торговой деятельности (сельская торговля, подряды, банковская и биржевая торговля, компанейский торг) осуществлялась на основе правовых и управленческих (организационных) методов. При этом отмечается недостаточная правовая регламентация внешней и внутренней оптовой торговли. Торговые отношения находились под постоянным государственным контролем, регулированием торговли занималось специальное ведомство. Государственная деятельность в области торговых отношений  отличалась непоследовательностью налоговой и таможенной политики, фактами необоснованного усиления монопольных прав государства и допущением сильной конкуренции со стороны иностранцев, что существенно замедляло развитие торговых отношений в России.
  2. Выявлено, что в XVII - XVIII веках система законодательства, базировавшаяся на нормах Соборного Уложения 1649 г., Торгового устава 1653 г., Новоторгового устава 1667 г. и др., закрепила основные формы торговли: оптово-периодическую (на ярмарках, в Гостином ряду, базарах); стационарную розничную (в лавках и рядах) и развозно-разносную, которую государство постоянно пыталось ограничить в связи с невозможностью контроля ее объемов. Только в начале XVIII в. стало формироваться законодательство, детально регулирующее ярмарочную торговлю, регулярно публиковались государственные указы о сроках и правилах проведения крупных общероссийских ярмарок.
  3. Автор выделяет особый правовой режим казенной торговли в начале XVIII в., которая приносила большие прибыли казне и значительные убытки развитию экономики и конкуренции. Проводимая политика монопольных цен и монопольной торговли поддерживалась на протяжении четверти века целым рядом указов, были созданы специальные службы для контроля за соблюдением  запрета на свободную торговлю «заповедными» товарами (порох, селитра, поташ, руда и т.д.), сформировалось фискальное и регалийное законодательство, был усовершенствован государственный финансовый контроль.

4. Установлено, что в XVIII - первой половине XIX века в хозяйственной деятельности была широко распространена подрядная торговля. Анализ эволюции законодательства в данной сфере показывает, что подряды, с одной стороны, имели особое значение для государственных финансов, а с другой, поддерживали предпринимателей, позволяя им в кратчайшие сроки сосредоточивать в своих руках очень крупные состояния. Данная форма торговли в течение длительного времени была одним из главных источников первоначального накопления капитала в России.
5. Формулируется вывод о том, что потребности экономической жизни России в XVIII – начале XIX века способствовали возникновению государственных кредитных учреждений и банковской торговли.  Коммерческий кредит как форма банковской торговли  широко применялся в предпринимательских отношениях в виде векселей.
6. Научно обосновывается, что эволюция форм оптовой торговли способствовала появлению бирж. Особенностью функционирования данной формы торговли являлась регулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному месту и подчиненность заранее установленным правилам. Наиболее востребованными торговыми операциями стали сделки с наличным товаром. Наряду с предоставлением места, организацией торга и фиксацией торговых обычаев к числу основных функций биржи стали относиться: установление стандартов на товар, разработка типовых контрактов, котирование цен, урегулирование споров (арбитраж) и информационная деятельность.
7. Устанавливается роль деятельности торговых компаний в XVIII в. в экономическом развитии России. Торговые компании не только объединили отечественные и иностранные капиталы, но и усилили позиции России на мировом рынке. Главную роль в организации компанейского торга играло государство, которое первое время субсидировало данную форму торговли. Впоследствии торговые компании трансформировались в акционерные общества, однако в рассматриваемый период времени они не могли конкурировать с иностранными компаниями, так как в России происходило только зарождение компанейского торга и монополией в торговых отношениях компании не обладали.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в возможности применения некоторых ее положений для дальнейшего историко-правового анализа развития торговых отношений в России.
Собранный фактологический материал может быть использован в преподавании курсов истории государства и права, отечественной истории, финансового права, гражданского права, коммерческого права, предпринимательского права, для подготовки учебной и учебно-методической литературы. Содержащиеся в диссертационном исследовании выводы и положения могут послужить основой для последующих исследований по проблемам государственно-правового регулирования торговых отношений  как  в историко-правовом, так и в современном аспектах. Выявленные тенденции и закономерности государственно-правового управления торговыми отношениями в исследуемый период, соотнесенные с историческими результатами такого управления, могут быть учтены при разработке и корректировке регулирования торговых отношений в современной России.
Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждено и одобрено на заседаниях кафедры теории государства и права Юго-Западного государственного университета.
Основные выводы и положения диссертационного исследования нашли свое отражение в ряде научных публикаций автора, в том числе в четырех статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, в выступлениях на международных, общероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях (Пенза, 2008; Курск, 2008; Одесса, 2009; Новосибирск, 2012; Курск, 2013).
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
 

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, показывается степень ее научной разработанности, формулируются цель и задачи, определяются объект, предмет и хронологические рамки исследования, излагается методологическая основа диссертации, доказывается научная новизна и практическая значимость работы, формулируются основные положения и выводы, выносимые на защиту, а также дается обзор основных источников, использованных при подготовке диссертационного исследования.
Первая глава диссертации  «Правовое регулирование торговых отношений в российском законодательстве во второй половине XVII - середине XVIII века» посвящена рассмотрению организации органов управления торговлей и правовому закреплению их полномочий,  анализу законодательного регулирования торговой деятельности во второй половине XVII - середине XVIII века, исследованию правовых основ функционирования отдельных видов торговли.
В первом параграфе «Развитие государственно-правового регламентирования торговых отношений во второй половине XVII века» определяются основные тенденции проводимой русским правительством торговой политики, приводится анализ деятельности органов управления торговлей, существовавших в российском государстве на протяжении исследуемого периода, дается определение,  теоретическое обоснование  торговых отношений и их видов, исследуются положения Соборного уложения, Торгового устава, Новоторгового устава, которые сыграли большую роль в упорядочении внутренней торговли государства.
Оценивая государственную политику в области торговых отношений, необходимо отметить, что в этот период были разработаны основные правила ведения таможенной политики, сформировалось правовая база налогообложения субъектов торговых отношений,  различных товаров, установились единообразные нормы пошлин.
В XVII в. было завершено создание централизованной системы управления, деятельность которой осуществлялась через приказы. Надзор за торговлей, соблюдением торгового законодательства и регулированием торговых отношений относился к  ведению Приказа Большой казны.
Законодательство в сфере торговли в рассматриваемый период достаточно рано легализовало терминологию, описывающую торговую деятельность.
Оценивая особенности развития торговых отношений во второй половине XVII в., необходимо отметить неразвитость как внешней, так и внутренней оптовой торговли. Тормозом развития торговых отношений исследуемого периода можно назвать тяжелые подати, монополию казны, а также конкуренцию иностранцев.
В параграфе «Развитие государственно-правового регламентирования торговых отношений во второй половине XVII века» проводится анализ нормативно-правовых актов, которые легли в основу торгово-экономической политики государства.
Первым актом, системно регулировавшим торговые отношения на более высоком уровне по сравнению с предыдущими правовыми источниками, стало Соборное Уложение 1649 г.[14] Анализ положений данного законодательного акта позволяет сделать вывод о том, что он содержал основные правила ведения торговли, регламентации деятельности трех сфер торговых отношений в виде посадской, купеческой и крестьянской торговли.
Следующим этапом в правовом регулировании торговых отношений стало издание Торгового устава 1653 г.[15], который упорядочил внутреннюю торговлю и систему налогообложения, дал толчок к формированию рыночных отношений.
Важным шагом в правовом регулировании торговых отношений второй половины XVII в. стал Новоторговый устав 1667 г.[16] В уставе формулировались принципы торговой деятельности. В нем была установлена строгая регламентация торговли и контроля над ввозом и вывозом драгоценных металлов с целью обеспечения активного денежного баланса.
В целом,  исследование государственно-правового регулирования торговых отношений в России во второй половине XVII в., а также основных правовых актов (Соборное Уложение, Торговый устав, Новоторговый устав) позволяет сделать вывод о формировании благоприятной конъюнктуры развития рыночных отношений и системы торгового законодательства. К недостаткам можно отнести недостаточное вмешательство государства в непосредственный процесс внутреннего товарооборота (некоторые важные аспекты торговых отношений не были урегулированы правом) и недостаточную (слабую) поддержку торговых отношений (оборудование торговых мест, защиту торговых обозов и т.д.), наличие высоких налоговых ставок, применяемых к торгующему населению, непоследовательную таможенную политику, что затрудняло предпринимательскую деятельность.
Во втором параграфе «Особенности правового регулирования торговой деятельности в России в первой половине XVIII века» анализируются правовые основы торговых отношений в рассматриваемый  период, выделяются основные виды торговли, закреплявшиеся законодательно и игравшие большую роль в экономической жизни страны.
В начале XVIII в. была осуществлена реформа органов государственного управления, 8 марта 1719 г. образована Коммерц-коллегия, которая, согласно Уставу-регламенту, должна была заниматься вопросами внутренней торговли[17]. Коммерц-коллегия имела значение главного ведомства по вопросам торговли, купечества и пошлинного сбора, обладала полномочиями в области государственного контроля, была уполномочена осуществлять подготовку проектов законодательных актов в области торговых отношений (новые таможенные тарифы, торговые правила и т.д.).
В первой половине XVIII в. торговую деятельность на российском рынке можно разделить на две крупные группы:  оптово-периодическую- ярмарочная, базарная,  торжки; и розничную- развозно-разносная, стационарная торговля. В законодательстве отдельным видом выделялась казенная торговля, имевшая особый правовой режим.
Исследование государственно-правового регулирования торговых отношений первой половины  XVIII века позволяет указать на некоторые проблемные вопросы. Часто сменяя друг друга, указы придавали неэффективность казенной торговле. В России зачастую происходило смешение понятий казенная монополия и государственное предпринимательство, что негативно сказывалось на конкуренции, препятствовало нормальному развитию торговли, промышленности.
Вторая глава «Протекционистское законодательство, регулирующее торговые отношения в России во второй половине XVIII - начале XIX века»  посвящена изучению государственной политики в сфере развития различных видов торговых отношений XVIII-XIX вв. Раскрываются особенности правовых последствий таможенной реформы 1753-1757 гг., а также ее влияние на развитие торговой деятельности, анализируются законодательные меры, направленные на развитие внутренней торговли.
В первом параграфе «Этапы законодательного регулирования торговой деятельности во второй половине XVIII века» на основе анализа правовой базы рассматриваемого периода исследованы отдельные виды торговли, проанализированы указы и направления политики государства в области торговой деятельности, отражаются основные этапы, законодательная основа и государственная политика в сфере торговых отношений во второй половине XVIII в.
Этапы законодательного регулирования торговых отношений во второй половине XVIII в. включали: 1754-1774 гг. – свобода ярмарочной торговли от всех видов пошлин; 1775-1785 гг. – регламентация прав и обязанностей всех сословий в их торговой деятельности; 1760-1781 гг. – полная отмена государственной монополии в отдельных сферах торговли.
Вторая половина XVIII в. отмечается активной поддержкой правительством торговых отношений. В основу торговой политики были положены принципы  поощрения отечественной промышленности и российской торговли. Предпринимательство в этот период развивалось очень активно и поддерживалось на законодательном уровне.
В параграфе проводится анализ правил торговой деятельности второй половины XVIII в., согласно которым торговля была разрешена только в гостиных дворах и торговых рядах. Правила были призваны централизовать торговлю, упорядочить ее в целях, способствующих удобному проведению контроля, сбора налогов и т.д. Результатом такой государственной политики стала монополия крупного купечества (наибольшая часть торговых заведений принадлежала небольшому числу  богатейших купцов). При этом необходимо отметить специфику правовой политики в данной сфере: торговые правила препятствовали свободному расширению торговых отношений и значительно ограничивали конкуренцию, поскольку имя и статус купцов играли большее значение, чем размер их капиталов. Надзорные полномочия и властные регулятивные функции в области торговли в рассматриваемый период имела Коммерц-коллегия.
В исследовании содержится вывод о значительном прогрессе в правовом регулировании торговых отношений во второй половине XVIII в. Можно с уверенностью утверждать, что в исследуемый период произошел переход от ограничительных мер торговли к поощрительным. В основе законодательных решений государственной политики были положены идеи меркантилизма, что позволяло торгово-промышленным отношениям в целом и отдельным видам торговли в частности развиваться быстрыми темпами.
Во втором параграфе «Результаты таможенной реформы 1753-1757 гг. и их влияние на развитие торговых отношений» исследуются изменения, внесенные правовой реформой в таможенную систему страны, и их воздействие на дальнейшее развитие торговой деятельности.
Социально-экономическое развитие страны требовало устранения препятствий на пути развития торговых отношений. Одной из таких преград была устаревшая таможенная система.
Отмена внутренних таможенных пошлин и некоторых канцелярских сборов была важной частью правовой таможенной реформы 1753—1757 гг. Реформа завершилась принятием Таможенного устава 1755 г. и протекционистского тарифа 1757 г.[18]  Анализ этих актов показывает, что правительство не только стремилось повысить казенные сборы, но и пыталось поддержать торговлю и, особенно, отечественную промышленность. Еще более отчетливо это проявилось в тарифе, утвержденном в марте и опубликованном в апреле 1757 г.[19], который по своему характеру был протекционистским.
В параграфе делается вывод о том, что в связи с отменой торговых пошлин внутри страны были созданы условия для подрыва монополии местного купечества на уездном рынке.
Оценивая законодательство в области таможенной политики, можно утверждать, что с ликвидацией внутренней таможенной системы купечество экономически сильных городов получало более благоприятные возможности расширения торговых операций за пределами своего уезда. Купечество экономически слабых городов утратило монополию на торговлю в своем уезде. Сохранение права розничной торговли только за купечеством данного города не могло уже помешать проникновению иногороднего купечества в другие области страны. Отмена таможенного обложения внутренней торговли в стране создала более благоприятные условия для складывания всероссийского рынка. Создались условия для преодоления замкнутости местных рынков, для умножения и развития сельских центров торговли.
Вместе с этим в уставе были записаны сословные ограничения, подтверждающие неравенство между отдельными сословиями в торговле.
В третьем параграфе «Законодательные меры, направленные на развитие торговой деятельности в начале XIX века» рассматривается система нормативных актов, регулирующих торговую деятельность начала XIX в.
Государственное регулирование торговых отношений в данный период имело ряд особенностей. К ним можно отнести поощрение внутренней промышленности; обеспечение торгового баланса; развитие внешней торговли; совершенствование законодательства в области торговли. Были изданы манифесты, указы, регламенты,  способствующие развитию предпринимательской деятельности.
В начале XIX в. произошли изменения в сфере организации органов управления торговлей. Указом  от 13 сентября 1800 г.[20] Коммерц-коллегия была реорганизована и разделена на четыре экспедиции. По сути дела, Коммерц-коллегия выполняла функции министерства торговли и промышленности.
В соответствии с Манифестом «Об учреждении министерств» в 1802 г.[21] было создано Министерство коммерции, которое просуществовало до 1810 г., а с 1810 г. были образованы Министерство финансов, в ведение которого были переданы практически все важнейшие вопросы, относящиеся к сфере управления хозяйством и Министерство внутренних дел, в компетенцию которого находились дела по внутренней торговле.
В работе констатируется, что основой принимаемых нормативных актов в первой половине XIX века стало стремление государства поддержать развитие российской торговли и промышленности. Принимались системные меры, включавшие и правовое оформление протекционистской политики: создавались фабрики, пробирные училища, развивалось горное образование, приглашались зарубежные инженеры, издавались таможенные протекционистские тарифы.
Третья глава «Особенности государственно-правовой регламентации отдельных видов торговой деятельности в России во второй половине XVII  - начале XIX века» посвящена исследованию законодательного регулирования особых видов торговой деятельности: сельской торговли, подрядов, банковской и биржевой торговли, а также деятельности торговых компаний.
В первом параграфе «Организационно-правовые основы крестьянской (сельской) торговли» выявляются особенности правовой деятельности сельской торговли и ее влияния на развитие торговых отношений в России во второй половине XVII –  начале XIX в.
Отличительной особенностью сельской торговли являлась неравномерная ее сосредоточенность. Одной из главных причин возникновения сельских торгов служило большое расстояние до близрасположенных торгов и невозможность местных жителей регулярно выезжать к рынку.
Выделяются три основных этапа развития законодательства о сельской торговле петровского времени: 1) 1699-1710 гг. – время издания указов, по которым разрешалась запись крестьян в посадское тягло и дозволялось иметь лавки в городах; 2) 1711 -1721 гг. – разрешалась свобода лавочной торговой деятельности крестьян в городах; 3) 1722-1725 гг. – сохранялась добровольность записи в посадское население  при наличии у соискателя крупного капитала.
В рассмотренные этапы правовое регулирование торговли отличилось бессистемностью, носило фрагментарный характер, на рубеже XVIII-XIX веков сформировалось российское законодательство о сельской торговле, нормы о правилах торговли содержались в кодифицированных законодательных актах, уставах городов (Устав Петербурга (1798 г.), Устав Москвы (1799 г.))[22].
В начале XIX в. был закреплен правовой статус крестьян, занимающихся предпринимательской деятельностью. Они были разделены на три разряда с обязательной пошлиной в казну от 1 до 25 руб. акциза[23]. Также  рядом актов (указ от 9 апреля 1804 года, 23 февраля 1806 г.[24]) были подтверждены права крестьян на собственную торговлю по торговым свидетельствам I-III разрядов.
Оценивая уровень законодательства в данной области, необходимо отметить, что, несмотря на ряд отступлений, сословный принцип в торговле соблюдался на всем протяжении рассматриваемого периода. Сельская торговля как вид торговой деятельности способствовала быстрому накоплению капитала у торгующих крестьян. Но вместе с тем, они по своему правовому положению оставались крестьянами. Такое двойственное положение и связанная с ним неоднозначность правовых норм для торгующих крестьян негативно сказались на торговой деятельности, так как препятствовали ее развитию.
Проведенный историко-правовой анализ законодательства в сфере сельской торговой деятельности позволяет сделать вывод, что государство не было заинтересовано  в развитии данного вида торговли, так как опиралось в основном на дворянство, что, конечно же, негативным образом отражалось на крестьянской торговле и сдерживало ее.
Второй параграф «Законодательные основы поставок для государственных нужд и подрядной торговли в России во второй половине XVII - начале XIX века» содержит анализ правовых основ и исследование основных направлений государственного регулирования подрядной торговли. Данная форма торговли  оказывала  большое влияние на формирование финансовой системы и внутренней торговли на протяжении длительного периода времени. Государство, являясь крупнейшим заказчиком, используя подрядные механизмы, развивало наиболее приоритетные направления в народном хозяйстве России конца XVII - начала XIX в.
Поставка товаров для государственных нужд по определенной цене получила большое распространение уже в XVII в. и стала распространенной в хозяйственной деятельности в начале XVIII в.
Подряды выдавались центральными государственными и местными учреждениями, отдельными чиновниками.
Главное отличие договора подряда от его современного понимания состоит в том, что ранее под подрядом понималась сделка, в которой одна сторона принимает на себя обязательства по поставке определенной вещи, а другая – обязательство оплатить ее, скорее всего здесь можно говорить о разновидности купли-продажи. В России Свод законов (т. X ч. I)[25] содержал в ст. 1737 единое определение для подряда и поставки, где объединяющим признаком для поставки и подряда признавалась передача вещи с обязательным разрывом во времени между заключением договора и самой ее передачей.
Следует отметить, что подрядная торговля была последовательно и детально урегулирована нормами законодательства, что свидетельствовало о заинтересованности государства в данном виде торговли, а также способствовала развитию внутренней торговли.
В третьем параграфе «Развитие правовых основ банковской и биржевой торговли в России» рассматривается правовая регламентация банковской и биржевой систем как одной из форм торговой деятельности в России исследуемого периода.
Создание специальных кредитных государственных учреждений было вызвано нуждами экономической жизни страны: возникла необходимость в появлении и юридическом оформлении специальных кредитных организаций – банков. История появления государственных кредитных учреждений в России относится к первой половине  XVIII в. Одним из первых правовых актов, регулирующих банковскую деятельность, стал Указ 1733 г. «О правилах займа денег из Монетной конторы»[26], целью которого стало создание организации государственного кредита. В 1754 г. Указ «Об учреждении Государственного заемного банка; о порядке выдачи из оного денег и о наказании ростовщиков»[27] открывает новую страницу в развитии банковской торговли и создании механизма правового регулирования деятельности банков.
Следующим этапом в регулировании банковской деятельности стало издание в 1762 г. Указа «Об организации Государственного банка для выпуска бумажных денег»[28], целью которого был выпуск бумажных денег, прием вкладов от частных лиц и отдача их в ссуды, чеканка монеты, учет векселей. Тем самым задавались возможности быстрого роста оборотов банковской торговли.
В исследовании подтверждается, что происходило развитие банковской системы, ее правовое закрепление на государственном уровне, увеличивалось количество кредитных учреждений различного уровня, что, безусловно, приводило к росту и развитию  розничной и оптовой торговли.
Особой разновидностью торговли уже с  XVII в. выделялся коммерческий кредит в виде векселей. Формирование законодательства о вексельном обращении началось с создания в 1729 г. Вексельного устава[29]. В данном уставе был определен круг лиц, участвовавших в сделке, порядок выдачи векселя, оговаривалось правило уничтожения векселя в случае его оплаты и т.д.
Вексельное обращение имело важное значение для экономического развития России, поскольку вексель стал основным способом регулирования долговых отношений, позволял обеспечивать динамичные хозяйственные отношения.
Развитие крупного производства, способного реализовать крупные партии товара на регулярной, повторяющейся основе, стало главной причиной возникновения биржевой торговли.
В параграфе содержится вывод о том, что особенностью функционирования данного вида торговой деятельности являлось отсутствие необходимого правового регулирования и использование в деятельности бирж обычаев делового оборота.
Четвертый параграф «Правовая база функционирования торговых компаний в России» посвящен исследованию деятельности торговых компаний, их роли в становлении торговых отношений и анализу мер государственной поддержки торговых компаний.
В конце XVII - начале XIX в. в торговле России с иностранными государствами приоритет был отдан организованным для этих целей  торговым компаниям.
Одной из главных причин, способствующих появлению торговых компаний, стала конкуренция в торговом деле и недостаток капиталов. В 1699 г.[30] появились первые компании, целью которых была организация внешней торговли.
Оценивая политику государства в данной области, можно выделить следующее: с одной стороны торговым компаниям предоставлялись ссуды и субсидии, но, с другой стороны,  государством при этом применялись и средства принуждения.
Во второй половине XVIII в. в связи с необходимостью дальнейшего развития торговли усилилось недовольство присутствием крупных компаний, которые притесняли права основной массы купечества, поэтому созданная в 1760 г. Комиссия о коммерции была призвана принять решение об устранении    привилегий компаниям, обладавших монополиями на торговлю тем или иным товаром. В дальнейшем, несмотря на изменившуюся политику в отношении компанейского торга, компании преобразовывались в торговые дома и акционерные общества.
Торговые компании в исследуемый период сыграли огромную роль в организации торговли в России. Они не только объединили капитал для конкуренции с иностранным капиталом, но и усилили позиции России на мировом рынке. Главную роль в организации компанейского торга сыграло государство, которое в первое время субсидировало данный вид торговли.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования.
 
По теме диссертации опубликованы следующие работы автора.
Статьи, опубликованные в ведущих  рецензируемых научных журналах

  1. Клюева, А.В. Правовые формы организации торговли в России XVII-XVIII вв. [Текст] / А.В. Клюева, О.Г. Ларина // Актуальные проблемы российского права. - 2008. -  № 4 (9). - С. 30-36. (0,4/0,2 п.л.)
  2. Клюева, А.В. Правовые формы торговли в России конца XVII- середины XVIII вв. [Текст] / А.В. Клюева // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2009. -  № 6. - С. 175-179. (0,3 п.л.)
  3. Клюева, А.В.  Казенная торговля как политико-организационная форма торговли в XVII-XVIII вв. [Текст] / А.В. Клюева // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - № 4 (43). – Ч. 1. - С. 164-168. (0,3 п.л.)

4. Клюева, А.В. Правовые основы функционирования торговых компаний в конце XVII  - начале XIX вв. [Текст] / А.В. Клюева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и Право. - 2013. - № 2. – С. 71-74. (0,3 п.л.).
Публикации в иных изданиях:
5.  Клюева, А.В. Система правил внутренней и внешней торговли в России во второй половине XVII в. по Новоторговому уставу [Текст] / А.В. Клюева // Вопросы теории и практики Российской правовой науки: материалы IV международной научно-практической конференции. - Пенза, 2008. - С.117-119. (0,2 п.л.)

  1. Клюева, А.В. Роль Таможенного устава в развитии торговли в России XVIII века [Текст] / А.В. Клюева // Молодежь и XXI век: тезисы докладов XXXVI межвузовской научно-технической конференции студентов и аспирантов в области научных исследований: в 2 ч. / - Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2008. - Ч. 2. - С. 39-40. (0,1 п.л.)
  2. Клюева, А.В. Ярмарочная торговля как одна из форм оптовой торговли в России дореволюционного периода (на примере Курской Коренной ярмарки) [Текст] / А.В. Клюева // Курский край: научно-исторический журнал. - 2008. - № 5-6 (106-107). - С. 27-29. (0,3 п.л.)
  3. Клюева, А.В. Финансово-торговые нормы Соборного уложения 1649 г. [Текст] / А.В. Клюева // Актуальные проблемы современного судопроизводства: материалы V международной научно-практической конференции. - Пенза, 2008. - С.157-159. (0,2 п.л.)
  4. Клюева, А.В. Роль Таможенного устава в развитии торговли в России конца XVIII века [Текст] / А.В. Клюева // Актуальные проблемы современного судопроизводства: материалы V международной научно-практической конференции. - Пенза, 2008. - С.155-157. (0,2 п.л.)
  5. Клюева, А.В. Расширение внешнеторговых связей России с европейскими государствами в начале XVIII в. [Текст]  /А.В. Клюева, О.Г. Ларина // Научные труды РАЮН. - М: Юрист, 2008. – Вып. 8. - Т. 2. - С. 511-513. (0,2/0,1 п.л.)
  6. Клюева, А.В. Сельская торговля в петровских преобразованиях [Текст] / А.В. Клюева // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития - 2009: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. - Одесса, 2009. - Т.13. - С. 19-22. (0,3 п.л.)

12. Клюева, А.В. Вексельный устав как правовая форма развития торговых отношений в XVIII веке [Текст] / А.В. Клюева // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов X Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2012. -  С.127-130. (0,3 п.л.)
13. Клюева, А.В. Организация банковской и биржевой торговли в России в первой половине XVIII - начале XIX вв. [Текст] / А.В. Клюева // Ценности и нормы правовой культуры в России: сборник научных статей IV Международного Круглого стола, посвященного дню рождения И.А. Ильина, русского философа и юриста. – Курск, 2013. – С.44-52. (0,5 п.л.)
Общий объем опубликованных работ – 3,6 п.л.
 

 
[1] Рожкова М.К. К вопросу о значении ярмарок во внутренней торговле дореформенной России (первая половина XIX в.): исторические записки /под ред. А.Л. Сидорова. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. Т.54. 314 с.; Её же. Торговля // Очерки экономической истории России первой половины XIX в. М., 1959.  275 с.
[2] Янжул И.И. Избранные труды. М.: Наука, 2005. 438 с.
[3] Рубинштейн Н.Л. Русская ярмарка XVIII века //Ученые записки кафедры истории народов СССР Московского областного педагогического института. Выпуск I. М., 1939. С. 472.
[4] Новицкая Т.Е. Правовое регулирование имущественных отношений во второй половине XVIII века: монография. М., 2005.  568 с.
[5] Мизис Ю.А. Формирование рынка Центрального Черноземья во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.: монография. Тамбов: Изд-во «Юлис», 2006. 816 с.
[6] Королева С.И. Торговое сословие России.  М., 1998. 256 с.
[7] Сапилов Е.В. Российское торговое законодательство XVII-XVIII веков. М.: Институт экономики РАН, 2004. 152 с.
[8] Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII – первой половине XIX в. Л.: Наука, 1981. 258 с.
[9] Александров Ю.Л. Эволюция торговли и ее роль в развитии экономики: монография. /Краснояр. гос. ун-т.  Красноярск, 2002. 320 с.
[10] Кевбрин Б.Ф. Торговые отношения, таможня и метрология в России (IX-XIX вв.)/  Саранск. кооп. ин-т. Саранск, 2002.  196 с.
[11] Агаронов З.Б. Торгово-финансовые отношения между Российской Империей и США: организационно-правовые формы : конец XVIII начало XX вв. : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 28 с.
[12] Ларина О.Г. Система финансовых прерогатив государства в России второй половины XVII – начала ХХ веков (историко-правовое исследование). Дис…докт.юрид.наук. М, 2011. 467 с.; Ларина О.Г. Регалии в России: национальные традиции и их правовое закрепление (XVII-XIX вв.). М.: Проспект, 2011. 170 с.
[13] Поспелова Ю.А. Становление внешней торговли России через азовские и черноморские порты в последней четверти XVIII - начале XIX века : автореф. дис. ... канд.ист.наук.  М., 2012; Семенова  Н.В. Совершенствование организационно-экономического механизма обеспечения инновационного развития предприятий розничной торговли : автореферат дис. ... канд.экон.наук . Ульяновск, 2012; Кит Т.В. Ярмарочно-выставочное движение как фактор социально-экономического развития Дальнего Востока России во второй половине XIX - начале XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Хабаровск, 2010; Минаева Т.С. Торговая конкуренция и таможенная политика России и Швеции в XVIII в. : автореф.дис. ... д-ра ист.наук. Архангельск, 2010; Соколов И.А.            Чай и чайная торговля в Российской Империи в XIX - начале XX веков : автореф. дис. ... канд.ист.наук . М., 2010; Морозов А.Г. Торговое земледелие крестьян Центрального Нечерноземья в конце XVIII - первой половине XIX в. : по материалам Ростовского огородничества : автореф.дис. ... канд.ист.наук . Иваново, 2009; Кублов Р. М. История становления и развития предпринимательства в России в XVIII - начале XX вв. :На примере Курского края : дис. ... канд. ист. наук . Курск, 2005. 170 c.
[14] ПСЗ. Т. I. Гл. XIX.
[15] ПСЗ. Т.I. № 122.
[16] ПСЗ. Т.I . № 408.
[17] ПСЗ. Т. V. № 3318. С. 674.
[18] ПСЗ. Т. XIII – XIV. № 1830.
[19] ПСЗ. Т. XIII – XIV. № 1830.
[20] ПСЗ. Т. XII. № 9383. С. 674.
[21] ПСЗ. Т. XXVII. № 24326.
[22] ПСЗ. Т. XXXVI. № 36650. 36652.
[23] ПСЗ. Т. XXVI. № 366.
[24] ПСЗ. Т. XXI. № 462.
[25] Свод Законов Российской империи. Т. X. Ч.I.
[26] ПСЗ. Т. IX. № 6300. С. 6.
[27] ПСЗ. Т. XIV. № 10235. С. 87.
[28] ПСЗ. Т. VI. № 11550, С. 1021.
[29] ПСЗ. Т. VIII. № 5410.
[30] ПСЗ. Т. IV. № 1953.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0