2013avtoref1533

Аватар пользователя ideolog
Самойлюк Ростислав Николаевич
 
20 ноября 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Методы осуществления государственной власти в Российской Федерации» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 203.009.01
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2013. С. 28.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1533 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2013. С. 28.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
САМОЙЛЮК Ростислав Николаевич
МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность: 12.00.01 – теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Нижний Новгород – 2013
2
Работа выполнена в Нижегородской академии МВД России.
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент
Макарейко Николай Владимирович
Официальные оппоненты: Головкин Роман Борисович,
доктор юридических наук, профессор,
Владимирский юридический институт
федеральной службы
исполнения наказаний,
заместитель начальника института по
научной работе;
Лаврентьев Александр Рудольфович,
кандидат юридических наук, доцент,
Приволжский филиал Российской
академии правосудия,
заведующий кафедрой
государственно-правовых дисциплин
Ведущая организация: Нижегородский государственный
университет имени Н. И. Лобачевского
Защита состоится 20 ноября 2013 года в 9 часов на заседании диссертаци-
онного совета Д 203.009.01 на базе Нижегородской академии МВД России
по адресу: 603144, г. Н. Новгород, Анкудиновское шоссе, 3. Зал ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородской ака-
демии МВД России.
Автореферат разослан «___» октября 2013 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат юридических наук, доцент Миловидова М.А.
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Сложно пере-
оценить значимость изучения политико-правовых отношений, возникающих
в сфере организации и функционирования государственно-властных струк-
тур, а также административно-правовых отношений власти и подчинения в
современной России. Руководители Российского государства ежегодно в
своих программных выступлениях обращают внимание на механизмы и осо-
бенности реализации власти в современной России. «Ответственность за
страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что
власть прозрачна, доступна и сама ²вкалывает² во имя страны, города, регио-
на, поселка и каждого гражданина… Всем очевидны и главные проблемы… –
это низкая эффективность государственной власти и коррупция. Без качест-
венного современного госуправления, без высокой персональной ответствен-
ности тех, кто этим занимается, мы не решим задач, стоящих перед общест-
вом и страной», – заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин в
своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря
2012 года1.
Очевидно, что без эффективного государственного управления невоз-
можно полноценное проведение каких-либо реформ, качественных измене-
ний в стране. Именно поэтому очень важен правильный выбор надлежащих
методов осуществления государственной власти, способных стабилизировать
российское общество и политическую систему, оказать на них созидательное
воздействие.
Сказанным подтверждается высокая значимость исследования методов
осуществления государственной власти. Научный анализ потенциала влия-
ния государственной власти и возможностей ее использования необходим
1 Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию
Российской Федерации 12 декабря 2012 года. URL: http://www.kremlin.ru/
4
для определения основных путей повышения качества проводимых реформ, а
также планирования и прогнозирования основных этапов развития России.
На сегодняшний день крайне важно использовать фундаментальный
научный подход к вопросам реализации государственной власти, теоретиче-
ским аспектам ее методов для выявления причин, тормозящих развитие на-
шей страны, а также поиска путей их преодоления.
Степень научной разработанности темы. Общая философская кон-
цепция понимания власти заложена классиками мировой общественной мыс-
ли: Аристотелем, Цицероном, Д. Локком, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье,
Г. В. Ф. Гегелем, К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным, П. Бурдье,
М. Вебером, Ф. Ницше, З. Фрейдом, Т. Парсонсом и другими.
На исследование содержания и сущности феномена государственной
власти обращали свой взор отечественные правоведы еще в конце XIX – на-
чале XX века, в частности, А.С. Алексеев («К вопросу о юридической при-
роде власти монарха в конституционном государстве». – Ярославль, 1910),
Б.А. Кистяковский («Сущность государственной власти». – Ярославль,
1913), С.А. Котляревский («Власть и право. Проблема правового государст-
ва». – Москва, 1915). В тот же исторический период о сущности государст-
венной власти в своих лекциях по общей теории права и русскому государ-
ственному праву писали Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий и другие иссле-
дователи.
В современной российской науке общетеоретические и отдельные спе-
циальные вопросы исследования методов государственной власти разраба-
тывались в трудах таких ученых, как Ю.Е. Аврутин, Н.Г. Александров,
С.С. Алексеев, В.Н. Амелин, А.Г. Аникевич, Р. Арон, В.А. Ачкасов, В.К. Ба-
баев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, Д.Н. Бахрах, А.Б. Венгеров, А.М. Витчен-
ко, Н.А. Власенко, А.В. Глухова, И.П. Гомеров, Э.П. Григонис, Л.А. Григо-
рян, А.И. Демидов, А.И. Денисов, И.Я. Дюрягин, С.М. Елисеев, В.Д. Зорькин,
И.А. Исаев, В.Б. Исаков, А.И. Ким, С.Н. Кожевников, Е.И. Козлова,
М.А. Крашенинников, О.Е. Кутафин, Л.В. Лазарев, С.А. Ланцов, А.В. Малько,
5
Л.С. Мамут, Г.Н. Манов, М.Н. Марченко, П.А. Оль, А.С. Панарин,
А.А. Радугин, Т.Н. Радько, Р.А. Ромашов, В.В. Серегина, А.Г. Тищенко,
В.А. Толстик, В.Е. Чиркин, В.С. Швецов, Е.Г. Шукшина, Б.В. Щетинин,
Б.С. Эбзеев, А.А. Югов, Л.С. Явич и другие. Важно отметить, что в совре-
менной науке даже появился особый термин, обозначающий науку о власти, –
«кратология»1.
Специальные монографические и диссертационные работы, имеющие
предметом своего исследования публичную, политическую и государствен-
ную власть, методы реализации государственной власти, в том числе методы
убеждения и принуждения, разрабатывали такие современные авторы, как
В.И. Авдийский, А.В. Атаев, П.В. Демидов, В.В. Захаренков, Т.В. Калитано-
ва, А.И. Каплунов, А.С. Курганова, М.М. Магомедрасулов, И.С. Меленчук,
П.А. Минаков, С.С. Митин, Е.С. Попкова, М.Б. Разгильдиева, Е.О. Старос-
тин, Н.В. Ходов, Е.А. Цыганкова и другие.
Особенно следует отметить работы нашего научного руководителя
Н.В. Макарейко, посвященные этому вопросу: «Государственное принужде-
ние как средство обеспечения общественного порядка» (Н. Новгород, 1996),
«Методы государственного управления» (Н. Новгород, 2001), «Государст-
венное принуждение в механизме обеспечения экономической безопасности:
теоретические и прикладные аспекты» (Н. Новгород, 2011).
Тем не менее, до настоящего времени отсутствует комплексное моно-
графическое исследование, посвященное диалектическому анализу методов
осуществления государственной власти в контексте современных представ-
лений о сущности данного социального явления. Несмотря на то, что акту-
альность вопроса об оптимизации методов осуществления государственной
власти в последние годы «набирает обороты», разработки по теме данного
исследования в отечественной правовой науке все еще немногочисленны и
противоречивы.
1 См.: Халипов В.Ф. Власть. Основы кратологии. М., 1995.
6
Объектом исследования является сфера осуществления государствен-
ной власти и общественные отношения, складывающиеся в ней.
Предмет исследования составляют методы осуществления государ-
ственной власти как определенные правом конкретные приемы и способы
деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, осу-
ществленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические по-
следствия.
Целью диссертации является разработка и обоснование на основе анали-
за действующего законодательства и практики его применения путей совер-
шенствования методов осуществления государственной власти, повышения
эффективности их реализации.
Поставленной цели соответствуют следующие основные задачи ис-
следования:
– осуществить анализ социально-правовой природы государственной
власти;
– определить признаки, установить сущность и сформулировать поня-
тие государственной власти;
– установить соотношение государственной и публичной власти;
– подвергнуть общетеоретическому исследованию методы осуществ-
ления государственной власти;
– осуществить классификацию методов осуществления государствен-
ной власти;
– провести анализ проблем определения эффективности методов осу-
ществления государственной власти;
– установить пути решения выявленных проблем посредством изуче-
ния механизма реализации методов осуществления государственной власти.
Методология и теоретические основы исследования. При решении
исследовательских задач автор опирался на современные методы научного
познания, выявленные и разработанные юридической наукой и апробирован-
ные практикой. В ходе исследования применялись общенаучные методы сис-
темного анализа, диалектический и исторический подходы к рассмотрению
7
изучаемых проблем, принципы единства исторического и логического, абст-
рактного и конкретного, общего и частного. Кроме того, применялись такие
частнонаучные методы, как сравнительно-правовой и формально-юриди-
ческий.
В рамках проведенного диссертационного исследования в качестве ис-
точников привлекался широкий круг материалов философского, общетеоре-
тического, прикладного и эмпирического характера. В их числе можно на-
звать многочисленные труды правоведов, философов, политологов и истори-
ков, что обусловливается многогранностью области исследования – феноме-
нов государства и государственной власти. В основу исследования легли со-
временные научные исследования, представленные в диссертациях на соис-
кание звания докторов и кандидатов юридических, политологических наук.
В целях наиболее глубокого и всестороннего изучения политико-правовых
отношений, возникающих в сфере организации и функционирования госу-
дарственно-властных структур, а также административно-правовых отноше-
ний власти и подчинения, автор также обращался к трудам представителей
иных гуманитарных наук. Базу источников составили, в том числе, материа-
лы, содержащиеся в средствах массовой информации и сети Интернет, свя-
занные с осуществлением методов государственной власти.
Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования соста-
вили Конституция Российской Федерации, отдельные федеральные консти-
туционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Пре-
зидента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, фе-
деральных органов исполнительной власти России, законодательство зару-
бежных стран, отечественная, зарубежная и международная конституционная
и судебная практика, статистические данные из официальных отечественных
и зарубежных источников, материалы социологических опросов.
Научная новизна исследования. Представленная диссертация являет-
ся комплексным общетеоретическим исследованием, направленным на уяс-
нение политико-правовых отношений, возникающих в сфере организации и
8
функционирования органов государственной власти, изучение методов осу-
ществления государственно-властных отношений (отношений власти и под-
чинения), выработку на этой основе конкретных рекомендаций по совершен-
ствованию организации и функционирования государственной власти во
взаимодействии с современным обществом, раскрытие основных дефектов в
применении и реализации методов государственной власти и разработку ос-
новных путей повышения эффективности реализации методов государствен-
ной власти.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:
1. Государственная власть – это качественная разновидность соци-
альной власти, обладающая суверенитетом, верховенством, действующая в
пределах территории всей страны и определяющаяся способностью и воз-
можностью специально уполномоченных государством органов и должност-
ных лиц при помощи соответствующих, основанных на праве средств и ме-
тодов, оказывать волевое воздействие на различных субъектов права в целях
решения стоящих перед государством задач.
2. Публичная власть – это одна из наиболее универсальных разновид-
ностей социальной власти, действующая в рамках определенной общности
людей и территории, реализуемая совокупностью институтов (лиц) и в силу
легальности призванная отражать и сочетать многоплановые интересы раз-
личных слоев общества в соответствии с превалирующими в нем интересами
и ценностями.
Под публичной властью в узком смысле следует понимать государст-
венную власть применительно к Российской Федерации, осуществляемую
органами власти и должностными лицами федерального и регионального
уровня (публичная власть в «чистом» виде). Помимо этого целесообразно
выделять публичную власть в широком смысле, имея в виду включение в
систему государственного управления субъектов, не имеющих непосредст-
венной связи с государством, коллективных субъектов, представляющих ор-
ганы местного самоуправления, а также иные социальные группы, в том числе
9
частноправовой природы, задействованные в государственном управлении
(публичная власть в функциональном значении).
3. Под методами осуществления государственной власти следует по-
нимать определенные правом конкретные приемы и способы деятельности
органов государственной власти и их должностных лиц, осуществленные в
рамках их компетенции и вызывающие юридические последствия.
4. Методы осуществления государственной власти классифицируются
по следующим основаниям:
– по способу (направлению) воздействия – методы прямого (админист-
ративного) и косвенного воздействия (социально-психологические, идеолого-
пропагандисткие, экономические и иные методы);
– по целям и средствам воздействия – методы убеждения, поощрения,
принуждения;
– в зависимости от субъектов осуществления государственной вла-
сти – методы осуществления государственной власти, реализуемые органами
публичной власти в узком и широком смысле;
– по субъектам реализации методов осуществления государственной
власти – методы, реализуемые органами законодательной, исполнительной,
судебной власти, субъектами с особым правовым статусом (Президентом РФ,
органами прокуратуры);
– по юридическим фактам, служащим основанием для применения, –
методы, реализуемые в результате наступления событий, совершения дейст-
вий, изменения состояний объектов государственно-властного воздействия;
– по сфере действия – методы, применяемые в экономической, соци-
альной, политической, культурной, экологической и иных сферах; методы
расширительной или ограничительной сферы действия;
– по условиям и характеру методов осуществления государственной вла-
сти – общие, специальные методы осуществления государственной власти;
– по кругу субъектов правового воздействия – методы, применяемые к об-
щим субъектам права; методы, применяемые к специальным субъектам права;
10
– по характеру – обычные и экстраординарные методы;
– по временной сфере действия – постоянные и временные;
– по территориальной сфере действия – внутригосударственные,
внешнегосударственные;
– по правовым последствиям реализации методов осуществления госу-
дарственной власти – правоустаналивающие, правоизменяющие, правопре-
кращающие;
– по способу оформления реализуемых методов – методы осуществле-
ния государственной власти, требующие вынесения специального индивиду-
ально-правового акта; методы, не требующие вынесения специального инди-
видуально-правового акта;
– по признаку обязательности методов государственной власти – ди-
рективные (императивные) и дискреционные (диспозитивные) методы.
5. Под эффективностью методов осуществления государственной
власти следует понимать их способность достигать поставленных целей с
максимальными при данных условиях социально полезными результатами и
минимальными издержками.
6. Механизм реализации методов государственной власти – взятая в
единстве система правовых и организационных средств, с помощью которых
осуществляется реализация методов государственной власти.
К элементам механизма реализации методов государственной власти
могут быть отнесены субъекты реализации, процедуры их взаимодействия,
ресурсное обеспечение, а также внутренние условия, сопровождающие соот-
ветствующую систему общественных отношений.
7. Дефекты реализации методов осуществления государственной вла-
сти могут быть подразделены на две основные группы: законодательные и
правореализационные дефекты. Эффективность процесса реализации мето-
дов осуществления государственной власти может достигаться только при
соблюдении следующих условий: 1) обстоятельный выбор целей правового
регулирования социальных и политических процессов; 2) постановка кон-
11
кретных задач и выбор надлежащих методов их решения; 3) адекватная
оценка потенциала каждого из используемых методов в целях наиболее дос-
товерного прогнозирования возможности достижения позитивных результа-
тов; 4) гарантирование и охрана прав и свобод как отдельно взятого субъек-
та права, так и общества в целом; 5) соблюдение принципов публичности
принимаемых государственно-властных решений, обязательности исполне-
ния законов и неотвратимости ответственности за их неисполнение; 6) вне-
дрение механизмов коррекции, отражающих изменения социальной среды,
экономических и прочих сопутствующих условий в целях наиболее эффек-
тивного использования государственно-правовых средств; 7) осуществление
государственной власти субъектами с четко определенной компетенцией;
8) подконтрольность органов и должностных лиц, осуществляющих госу-
дарственную власть, внедрение механизмов сдержек и противовесов в целях
недопущения узурпации власти и ее незаконного, антидемократического
использования.
8. Механизм реализации методов государственной власти включает в
себя следующие этапы управленческого цикла:
- установление сферы правового регулирования, требующей измене-
ния государственно-правового регулирования;
- выявление частных проблем в существующей и сложившейся сис-
теме государственного управления;
- определение целей, задач и приоритетов корректировки рассматри-
ваемой сферы государственного управления;
- определение потенциала использования методов осуществления го-
сударственной власти;
- определение прогноза временных, финансовых и прочих затрат, в
том числе затрат на внесение изменений в институциональные и структурные
составляющие регулируемой системы;
- принятие окончательного решения об используемых методах осу-
ществления государственной власти;
12
- подготовка к введению решения в действие (законодательное
оформление принятого решения, финансовое, ресурсное и организационное
сопровождение принятого решения);
- реализация решения (претворение принятого решения в практику
деятельности органов государственной власти);
- контроль за реализацией решения и его оценка.
Теоретическая значимость исследования. Сформулированные в ра-
боте теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разде-
лов общей теории права и государства, посвященных проблематике государ-
ственной власти, механизма государства, эффективного государственного
управления в целом и обоснованию оптимальной степени централизации и
децентрализации государственной власти на данном этапе развития Россий-
ской Федерации. Исследуемые в диссертации проблемы определяют теоре-
тически важный аспект актуальных проблем интеграции различных отраслей
знания о природе государственной власти, политико-правовых процессах
распределения государственно-властных полномочий.
Практическая значимость исследования. Полученные в диссертации
выводы могут использоваться при чтении курсов лекций по теории права и
государства, конституционному праву, административному праву, политоло-
гии. Результаты исследования позволяют конкретизировать рекомендации по
дальнейшей разработке фундаментальных вопросов государственного строи-
тельства, наметить перспективы в эффективной реализации методов государ-
ственной власти, пути совершенствования правовой основы функционирова-
ния властных институтов.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические по-
ложения работы были обсуждены на кафедре теории и истории государства и
права Нижегородской академии МВД России, внедрены в учебный процесс
вышеуказанного учебного заведения, а также отражены в 5 научных публи-
кациях автора объемом 2,45 п. л. Теоретические и практические рекоменда-
ции, предложенные автором в работе, докладывались на Всероссийской
13
научно-практической конференции «Экономическая эффективность права:
состояние проблемы и направления ее решения в условиях преодоления по-
следствий финансового кризиса, воссоздание и наращивание материального,
интеллектуального образовательного и культурного потенциала страны,
формирование и развитие процессов ее модернизации и устремленности к
приобретению статуса мировой державы на принципиально новой основе»
(г. Н. Новгород, 12 апреля 2011 г.).
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит
из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и биб-
лиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, степень ее
научной разработанности, определяются объект, предмет, цели и задачи ис-
следования, устанавливаются теоретическая, методологическая и эмпириче-
ская основа, формулируются основные положения, выносимые на защиту,
обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость
исследования, а также приводятся сведения об апробации результатов работы.
Первая глава диссертации «Социально-правовая природа государ-
ственной власти» состоит из двух параграфов.
В первом параграфе первой главы «Понятие, признаки и сущность
государственной власти» посредством изучения соотношения со смежными
явлениями: социальной, политической и публичной властью устанавливают-
ся признаки и сущность государственной власти.
Диссертант обращает внимание, что феномен государственной власти
интересует представителей различных направлений научного поиска. Такое
положение предопределено ее ролью в организации общественных отно-
шений.
14
Изучение понятия «государственная власть» в диссертации начинается
с рассмотрения родового понятия, которым в данном случае выступает поня-
тие «социальная власть». В современной науке сформировалось понимание
того, что социальная власть появляется и функционирует там, где возникает
необходимость в согласованных действиях различных общностей людей, на-
чиная от отдельной семьи и заканчивая обществом в целом. Власть позволяет
консолидировать разрозненные усилия различных субъектов общественных
отношений и подчинить их деятельность достижению определенных целей.
В этом случае определяются властвующие и подвластные, господствующие и
подчиненные. В литературе отмечается, что властные отношения объективно
присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе:
как писал В.И. Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества
нельзя»1.
Автор диссертации высказывает мнение о том, что вопреки распро-
страненному заблуждению, навязанному отечественной науке в советский
период, власть не всегда является результатом насилия и подавления одной
личностью другой. Так, социологами отмечается, что сама социальная приро-
да человека неизбежно влечет установление власти в обществе. Западная
традиция определяет сущность власти производной от власти индивидуаль-
ной, являющейся следствием естественного права на свободу действия, рас-
поряжения собой, вещами, всем, что доступно индивидам. Позитивистский
подход считает основой власти асимметричность отношений между субъек-
тами, что проявляется в возможности воздействия одного субъекта на дру-
гих. Биологический подход в интерпретации К. Лоренца толкует власть как
механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укорененной в
наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека как биологиче-
ского существа. Философская и психологическая концепция Ф. Ницше рас-
сматривает власть как волю и способность к самоутверждению. Сторонники
1 Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Новая жизнь. 1905.
13 ноября.
15
З. Фрейда также говорят об инстинктивной, психологической природе
стремления к власти и повиновению. Марксистская традиция связывает ге-
незис власти с социальными факторами экономического, а не культурного
свойства.
Современные ученые, исследующие феномен власти (П.А. Оль,
Р.А. Ромашов, А.Г. Тищенко, Е.Г. Шукшина и др.), выделяют два основных
подхода к осмыслению ее сущности: атрибутивно-субстанциональный и ре-
гуляционный.
Атрибутивно-субстанциональные подходы к осмыслению власти, в
свою очередь, делятся на волевые и структурно-функциональные. Волевые
концепции (Г.В.Ф. Гегель, Ф. Энгельс, М. Вебер и др.) исходят из определе-
ния власти как способности или возможности навязывания воли каким-либо
политическим субъектам. Структурно-функциональные концепции (Т. Пар-
сонс и др.) определяют власть как позитивную социальную способность к
достижению общественных целей.
Регуляционные концепции власти трактуют власть через характеристи-
ку типов поведения, основой которого являются элементарные отношения
между двумя субъектами, оказывающими влияние друг на друга.
К наиболее сложным и комбинированным подходам можно отнести
коммуникативные (Х. Арендт, Ю. Хабермас), а также постструктуралист-
ские (неоструктуралистские) (М. Фуко, П. Бурдье) модели власти, рассмат-
ривающие ее как многократно опосредованный и иерархизированный меха-
низм общения между людьми.
Поскольку любая власть представляет собой волевую реализацию
чьих-то интересов, ее целесообразно подразделять на частную власть, реа-
лизующую в основном частные интересы, и публичную власть, которая на-
правлена на реализацию общезначимых, системообразующих, публичных
интересов.
Диссертант отмечает, что с появлением государства власть отчуждает-
ся от общества и становится отличительным признаком самого государства,
16
приобретая тем самым политический характер. Политическая природа дан-
ной власти означает, что именно в государственных формах управления об-
ществом она получает свою относительную самостоятельность от иных ви-
дов общественной деятельности. В современной науке существует многооб-
разие определений политической власти, что объясняется сложностью дан-
ного явления. Диссертант останавливает особое внимание на перечислении
основных признаков политической власти, среди которых одним из ключе-
вых является способность данного класса, социальной группы, индивида
проводить свою волю, выраженную в политике. Именно в этом аспекте поня-
тие «политическая власть» находится в тесной взаимосвязи с понятием «го-
сударственная власть».
На основе анализа научной литературы диссертант выделяет следую-
щие подходы к исследованию государственной власти: материалистический,
исторический, классовый, партийный, логический, сравнительный, системно-
структурный анализ, функциональный.
Осуществляя детальную характеристику государственной власти, автор
диссертации рассматривает следующие признаки, присущие данному явле-
нию: 1) она является качественной разновидностью социальной власти; 2) го-
сударственная власть – самая широкая, всеобъемлющая власть, принадлежа-
щая исключительно политически организованному обществу – государству;
3) ей присуща легальность, она основана на праве, юридических законах;
4) государственная власть должна быть легитимна; 5) государственной вла-
сти присущ суверенитет, она обладает верховенством в обществе; 6) по своей
сути государственная власть является властью публичной; 7) осуществление
государственной власти возлагается на специализированный государствен-
ный аппарат; 8) осуществление государственной власти происходит при по-
мощи различных, в том числе и специальных, средств и методов; 9) посред-
ством государственной власти в обществе достигается социальный компро-
мисс; 10) государственная власть опосредована правом; 11) государственная
власть имеет определенный территориальный масштаб функционирования.
17
На основе вышеперечисленных признаков автор диссертации формулирует
определение понятия «государственная власть», которое и вынесено на за-
щиту.
Во втором параграфе первой главы «Соотношение государственной
и публичной власти» диссертант анализирует принципиально значимый в
контексте заявленной темы исследования вопрос о соотношении государст-
венной и публичной власти.
Автор диссертации рассматривает в качестве родового понятие «соци-
альная власть», под которым понимает способность чьей-либо воли оказы-
вать определяющее воздействие на поведение другого субъекта (например,
власть в семье, различных общественных организациях и т. п.). Социальная
власть, как отмечается в диссертации, присуща любой общности и в своей
реализации может опираться на различную основу – обычаи, традиции, пра-
во, мораль и прочее.
Публичная власть как разновидность социальной власти распространя-
ется на все государственно-организованное общество в целом, а не на от-
дельные социальные группы, обеспечивая порядок и стабильность в общест-
ве посредством экономического, идеологического и организационно-
правового воздействия, реализуемого с помощью специального аппарата1.
Государственная же власть, будучи связанной с такой социальной ор-
ганизацией общества, как государство, представляет собой особую разновид-
ность социальной власти, опирающуюся на право. Государство – это прежде
всего и главным образом die öffentlichen Gewalt2 (публичная власть), которую
Ф. Энгельс назвал важнейшей отличительной чертой государства3.
Под публичной властью следует понимать способность и возможность
специально уполномоченных обществом и государством субъектов реализо-
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М., 1998. С. 87–88.
2 Die öffentlichen Gewalt (нем.) – общественное насилие, общественное принуждение.
3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. С. 170–171. В.И. Ленин называет этот при-
знак государства государственной властью, политической властью, общественной вла-
стью или публичной властью (см.: Ленин В.И. ПСС. Т. 33. с. 250, 251, 253, 289 и др.).
18
вывать общезначимые, системообразующие, публичные интересы в рамках
соответствующих правоотношений. Советская наука не признавала разгра-
ничения и независимого сосуществовании публичных и частных интересов.
Диссертант считает, что не следует искать глубоких различий между
терминами «общественная власть» и «социальная власть». Он рассматривает
эти понятия как синонимы, а публичную власть полагает одной из разновид-
ностей социальной (общественной) власти наряду с частной. Разграничение
при этом осуществляться по признаку обеспечения интересов либо общества,
социальной группы, либо отдельно взятого индивида (субъекта права). Пуб-
личные интересы общества, которые, по крайней мере, в идеале, призвана
реализовывать публичная власть, могут не совпадать с личными, индивиду-
альными или корпоративными интересами.
В условиях практически полного огосударствления общества, когда
единственным социально значимым видом власти в обществе является госу-
дарственная власть (таким, например, было советское государство), понятие
«публичная власть» особой смысловой нагрузки не несет. Этим и объясняет-
ся тот факт, что в отечественной литературе долгое время понятие «публич-
ная власть» практически не употреблялось.
В современной российской юридической литературе, несмотря на но-
вые социально экономические условия, прослеживается определенная преем-
ственность в понимании природы публичной власти, присущее предшест-
вующему, советскому периоду. Автор диссертации обращает внимание на
достаточно устойчивое, сформированное в европейском законодательстве и
правоприменительной практике понимание сущности публичной власти.
Анализируя европейское, международное законодательство и правопримени-
тельную практику, диссертант останавливает свое внимание на двух типах
органов публичной власти: так называемых «чистых» и «функциональных»
органах публичной власти
На основе проведенного анализа автор диссертации выделяет следую-
щие признаки, присущие публичной власти, отличающие ее от других видов
19
власти: 1) публичная власть нацелена на реализацию особого вида интереса –
публичного интереса, который соединяет в себе общие интересы многих
членов общества; 2) публичная власть существует в рамках общности людей,
объединенных определенной территорией; 3) публичная власть распростра-
няет свое действие на всех лиц, входящих в соответствующий территориаль-
ный публичный коллектив; 4) легальность публичной власти является как
сущностно важным признаком, так и требованием к ней; 5) публичная власть
функционирует в рамках специально создаваемых институтов, ее вопло-
щающих и реализующих. Такими институтами являются специально органи-
зованные и формализованные субъекты публичной власти, которым соответ-
ствующие полномочия переданы от государства и общества; 6) многоплано-
вый характер осуществляемой деятельности является неотъемлемым призна-
ком публичной власти, поскольку она призвана реализовывать множество за-
дач практически во всех сферах жизнедеятельности общества; 7) важным
признаком публичной власти является ее способность создавать нормы права
и иные социальные нормы; 8) публичная власть выполняет в обществе функ-
цию примирения, согласования интересов общества, служит средством дости-
жения социального компромисса; 9) универсальный характер публичной вла-
сти проявляется в том, что она распространяет свое действие на всю террито-
рию, на все время и на неограниченный круг лиц; 10) признаком публичной
власти является ее соответствие господствующим в обществе ценностям.
На основе указанных выше признаков диссертант формулирует опре-
деление публичной власти, вынесенное на защиту в качестве одного из по-
ложений.
Вторая глава диссертации «Понятие и виды методов осуществле-
ния государственной власти» также состоит из двух параграфов.
В первом параграфе второй главы «Признаки и понятие методов
осуществления государственной власти» на основе системы признаков
дается определение понятия «методы осуществления государственной вла-
сти».
20
Диссертант отмечает, что одной из важнейших характеристик государ-
ственной власти выступают методы ее реализации. Вектор развития совре-
менного государственного строительства позволяет заключить, что осуще-
ствление государственной власти должно базироваться на достаточно уз-
ком, социально оправданном и нравственно допустимом инструментарии.
Поскольку объектом воздействия государственной власти являются отдель-
ные люди и их коллективы, принцип «цель оправдывает средства» недопус-
тим. Способы осуществления государственной власти являются теми крите-
риями, которые позволяют судить о гуманности государственного управле-
ния, о его «человеческом лице».
Вместе с тем, методы реализации государственной власти – это доста-
точно динамичное явление, которое изменяется наряду с преобразованиями,
происходящими в обществе.
В юридической литературе понятие «метод» наиболее обстоятельно
изучено в рамках исследований методов государственного управления.
Поскольку установление признаков явления имеет важнейшее значение
для выявления его сущности, автор диссертации рассматривает признаки
методов осуществления государственной власти.
1. В методах государственной власти проявляется управляющее воз-
действие субъектов государственной власти на объекты управления.
2. В методах государственного управления находит свое выражение
государственный (публичный) интерес, воля государства.
3. Методы государственной власти выражают принадлежащие госу-
дарству полномочия юридически властного характера, вытекающие из закре-
пленных в законодательстве компетенций отдельных ветвей, органов власти
и должностных лиц.
4. Метод государственной власти является средством реализации за-
крепленной за органами государственной власти компетенции, правомочий
каждого из них.
21
5. Для методов осуществления государственной власти характерна
правовая форма их непосредственного практического выражения.
6. Правовая форма выступает внешней оболочкой метода осуществле-
ния государственной власти.
В завершение параграфа на основе указанных признаков диссертантом
формулируется определение понятия «метод осуществления государствен-
ной власти».
Во втором параграфе второй главы «Виды методов осуществле-
ния государственной власти» на основе выработанного понимания сущ-
ности методов осуществления государственной власти производится их
классификация. Автором с учетом использования многофакторного подхо-
да предлагается множество оснований деления и видов методов осуществ-
ления государственной власти, что вынесено диссертантом в качестве от-
дельного положения на защиту.
По мнению автора, осуществление классификации необходимо для по-
нимания сущности и многообразия методов осуществления государственной
власти. Во-первых, это позволяет познать сущность методов осуществления
государственной власти как многосложного явления. Во-вторых, научная
классификация позволит законодателю должным образом дифференцировать
правовое регулирование в различных сферах социальной действительности в
зависимости от тех целей, которые стоят перед правотворчеством в каждом
конкретном случае. В-третьих, знание научной классификации полезно субъ-
ектам правоприменительной деятельности, что позволит им применять раз-
личные методы осуществления государственной власти с учетом эффектив-
ности каждого из них и в зависимости от конкретных условий и жизненных
обстоятельств.
Изучение классификации методов осуществления государственной
власти стало для диссертанта тем средством познания, которое раскрыло всю
многогранность предмета исследования: многообразие субъектов реализации
методов, сфер действия, целевую и предметную ориентированность методов,
22
взаимосвязь с государственно-правовыми средствами, обычный и экстраор-
динарный характер методов осуществления государственной власти, диффе-
ренцированность временной и территориальной сферы действия, способов
оформления, обязательности, правовых оснований возникновения, направле-
ний (прямых и косвенных способов воздействия), а также правовых послед-
ствий реализации методов. Использование метода классификации позволило
обнаружить скрытый потенциал различных методов осуществления государ-
ственной власти, познаваемый исключительно в процессе сравнительного
исследования всего многообразия существующих видов и форм воздействия
государственной власти на общественно-правовые процессы.
Третья глава диссертации «Проблемы реализации методов госу-
дарственной власти и пути их решения» разделена на два параграфа.
В первом параграфе третьей главы «Определение эффективности
методов осуществления государственной власти», исходя из полученных
в ходе исследования результатов, диссертант делает вывод, что методы осу-
ществления государственной власти являются сложным многогранным явле-
нием, которому присуще множество свойств и разнообразие видов, что пре-
допределяет сложность как для самого его исследования, так и совершенст-
вования в процессе изменения правового регулирования.
В работе отмечается, что исследование методов осуществления госу-
дарственной власти не может происходить в отрыве от конкретных истори-
ческих (политических, экономических и прочих) условий функционирования
государственного механизма.
Поскольку о методах осуществления государственной власти в диссер-
тационном исследовании говорится в контексте правового регулирования, дис-
сертант рассматривает дефекты реализации и пути их устранения, исходя из
базовых основ теории правового регулирования, а именно того, что оно скла-
дывается из правообразования и правореализации. Заявленный в наименова-
нии главы вопрос рассматривается посредством последовательного перехода
от дефектов, возникающих вследствие недостатков правотворчества, к дефек-
23
там, образующимся в процессе реализации правовых предписаний и, следова-
тельно, непосредственного осуществления методов государственной власти.
При анализе дефектов законодательного характера диссертант рассмат-
ривает реализацию государственной власти в широком смысле как целена-
правленный управленческий процесс, подразумевающий следующие основ-
ные этапы (стадии): определение задачи воздействия на процесс; исследова-
ние проблемы и постановка диагноза; выявление основных целей, к которым
следует стремиться для решения задачи; поиск решения проблемы; принятие
решения; подготовка к введению решения в действие; реализация решения;
контроль за реализацией решения и его оценка1.
В работе отмечается, что выбор надлежащих методов осуществления
государственной власти должен происходить уже на первоначальном этапе
процесса управления, стадии определения задач воздействия на процесс, по-
скольку потенциал различных методов осуществления государственной вла-
сти далеко не одинаков. Однако нередко происходит неверное восприятие
необходимости применения тех или иных методов осуществления государст-
венной власти. Диссертант отмечает, что в современном мире существенно
отличается потенциал методов убеждения и принуждения, прямых и косвен-
ных, административных и экономических методов регулирования общест-
венных процессов.
В диссертационном исследовании обращается особое внимание на
важность выбора методов осуществления государственной власти исходя из
осознания важности соблюдения гарантий прав и свобод человека, как в си-
туациях обеспечения защиты лица, потерпевшего от преступления, так и в
случаях рассмотрения нарушений законодательства самими органами власти
и управления.
По мнению диссертанта, не следует подвергать сомнению важность со-
блюдения не только частных интересов отдельных лиц, но и публичных ин-
1 Эффективность правовых норм / В.Н. Кудрявцев [и др.]. М., 1980. С. 13.
24
тересов всего общества и государства. В этой связи подчеркивается, что эф-
фективная реализация методов осуществления государственной власти воз-
можна только в условиях демократического общества, где существуют и ак-
тивно функционируют институты гражданского общества, позволяющие
обеспечивать и гарантировать баланс различных интересов.
Рассматривая законодательные дефекты, определяющие неэффектив-
ность методов осуществления государственной власти, автор отдельно обраща-
ется к проблеме неверного применения методов к определенным сферам госу-
дарственно-правового регулирования. При выборе необходимой законодатель-
ной модели реализации методов государственной власти принципиально важна
детальная разработка системы частных целей будущих решений. Лишь после
этого возможен переход к следующему этапу управленческого цикла – к поиску
оптимального (в данных условиях) варианта решения проблемы.
Также особое внимание уделяется рассмотрению необходимости уста-
новления должных законодательных параметров функционирования государ-
ственной власти, поскольку от взаимодействия и взаимной координации дея-
тельности субъектов осуществления этой власти зависит эффективность всей
системы. При этом органы государства должны уравновешиваться полномо-
чиями и компетенцией друг друга, дабы не происходила узурпация власти и
ее незаконное, антидемократическое использование.
Продолжая анализ законодательных дефектов методов осуществления
государственной власти, автор диссертации, помимо прочего, обращает вни-
мание на конкуренцию норм международного и российского права, а также
некоторые технико-юридические недостатки действующего законодательства.
При рассмотрении спектра проблем повышения эффективности реали-
зации методов осуществления государственной власти диссертант высказы-
вает мнение о том, что наиболее очевидной из проблем правореализации сле-
дует назвать проблему обязательности исполнения законов.
В этой же сфере остро стоит вопрос о четком законодательном разгра-
ничении компетенций отдельных государственных органов и должност-
25
ных лиц. Отсюда же вытекает проблема передачи государством определен-
ных своих полномочий негосударственным субъектам, а также сохранения и
надлежащей реализации государством принадлежащего ему права надзора и
контроля за ними.
Во втором параграфе третьей главы «Совершенствование меха-
низма реализации методов осуществления государственной власти» ав-
тор рассматривает сложный механизм реализации методов осуществления
государственной власти. Диссертант обращает внимание на то, что процесс
правового регулирования проходит через все этапы управленческого цикла.
Эффективная реализация методов осуществления государственной власти
возможна лишь тогда, когда качественно осуществлена деятельность на всех
этапах процесса управления. В диссертации обращается особое внимание на
телеологический анализ права – необходимую предпосылку изучения его
эффективности.
Изучение методов осуществления государственной власти с теоретиче-
ской точки зрения открыло автору диссертации важные направления при-
кладного анализа эффективности реализации различных методов. Используя
сквозной пример – механизм реализации методов осуществления государст-
венной власти в сфере обеспечения безопасности дорожного движения – ав-
тор рассматривает все этапы управленческого цикла, которым должны сле-
довать законодатели и правоприменители с целью достижения максимальной
эффективности применяемых методов. Теоретические положения, излагае-
мые в данном параграфе, дополняются большим числом статистических дан-
ных и материалов социологических опросов, поясняющих влияние различ-
ных методов государственной власти на объекты властного воздействия и
восприятие подобных мер членами российского социума.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, форму-
лируются основные теоретические выводы, а также обозначаются перспекти-
вы последующих исследований вопроса о методах осуществления государст-
венной власти.
26
В качестве последующих потенциальных направлений изучения рас-
сматриваемой проблематики автор диссертации называет:
- разработку методик оценки потенциальной эффективности отдель-
ных методов осуществления государственной власти;
- соотношение прямых (административных) и косвенных (прежде все-
го, экономических) методов осуществления государственной власти;
- установление в ходе реализации отдельных методов надлежащего
баланса между частными интересами индивидуальных субъектов права и
общими интересами малых и больших социальных групп, а также общества в
целом;
- совершенствование процессуальной стороны реализации методов
осуществления государственной власти.
Основные положения диссертации отражены в следующих публи-
кациях автора:
Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях:
1. Самойлюк, Р. Н. Методы осуществления государственной власти в
современной России / Р. Н. Самойлюк // Юридическая наука и практика: Вест-
ник Нижегородской академии МВД России. – 2011. – № 3 (16). – С. 310–314.
Иные публикации:
2. Самойлюк, Р. Н. Следственный эксперимент / Р. Н. Самойлюк //
Юридическая наука и практика (трибуна молодых ученых) : сборник статей /
под ред. М. П. Полякова и В. А. Ионова. – Н. Новгород : Нижегородская ака-
демия МВД России, 2008 . – Вып. 7. – С. 195–200.
3. Самойлюк, Р. Н. К вопросу о сущности государственной власти /
Р. Н. Самойлюк // Проблемы юридической науки в исследовании докторан-
тов, адъюнктов и соискателей : сборник научных трудов / под ред.
27
В. М. Баранова и М. А. Пшеничного. – Н. Новгород : Нижегородская акаде-
мия МВД России, 2010. – Вып. 16. – С. 179–189.
4. Самойлюк, Р. Н. Методы осуществления государственной власти /
Р. Н. Самойлюк // Проблемы юридической науки в исследовании докторан-
тов, адъюнктов и соискателей : сборник научных трудов / под ред.
В. М. Баранова и М. А. Пшеничного. – Н. Новгород : Нижегородская акаде-
мия МВД России, 2011. – Вып. 17. – С. 101–107.
5. Самойлюк, Р. Н. Соотношение государственной власти, политики и
права / Р. Н. Самойлюк // Экономическая эффективность права: состояния
проблемы и направления ее решения в условиях преодоления последствий
финансового кризиса, воссоздание и наращивание материального, интеллек-
туального образовательного и культурного потенциала страны, формирова-
ние и развитие процессов ее модернизации и устремленности к приобрете-
нию статуса мировой державы на принципиально новой основе : материалы
Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород,
12 апреля 2011 года) / под ред. П. Н. Панченко, А. В. Козлова. – Н. Новгород :
НИУ ВШЭ – Н. Новгород, 2011. – С. 456–462.
Общий объем опубликованных работ – 2,45 п. л.
28
Корректор Г.В. Сухова
Компьютерная верстка Т.В. Булкиной
Тираж 100 экз. Заказ № ___
Отпечатано в отделении оперативной полиграфии
Нижегородской академии МВД России
603144, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3
Файлы: 
Порядок отображения: 
0