2013avtoref1041

Аватар пользователя ideolog
Павлюк Альберт Валентинович
 
11 апреля 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ» (специальность 12.00.14 – административное право; административный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 521.004.06
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 24.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1041 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 24.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи    
 
 
 
ПАВЛЮК
Альберт Валентинович
 
 
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
 
 
 
Специальность 12.00.14
административное право; административный процесс
 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
Москва – 2013
  Работа выполнена на кафедре уголовно-правовых и специальных дисциплин АНО ВПО «Московский гуманитарный университет» 

   

Научный руководитель –
кандидат юридических наук, доцент     
Арестов Александр Иосифович.        
Официальные оппоненты:
 
доктор юридических наук, доцент
Редкоус Владимир Михайлович,
профессор кафедры государственно-правовых дисциплин института правоведения                      НОУ ВПО «Международная академия бизнеса и управления»
 
 
кандидат юридических наук
Корзун Сергей Юрьевич,
доцент кафедры предпринимательского права НОАНО ВПО «Социально-правовой институт экономической безопасности»
 
 
Ведущая организация –
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» 

 
Защита диссертации состоится 11 апреля 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 521.004.06 при АНО ВПО «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, учебный корпус № 3, ауд. 511.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АНО ВПО «Московский гуманитарный университет».
Автореферат разослан «___»___________  2013 г.
 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор юридических наук, доцент                                                      Е.В. Белоусова
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования во многом обусловлена тем, что в науке административного права существует достаточно много нерешенных проблем, связанных с реализацией статуса ее  субъектов. Развитие хозяйственных и административных правоотношений объективно вызвали к жизни появление такого субъекта административного права,  как акционерное общество. Данный хозяйствующий субъект занимает особое место среди различных участников административных правоотношений, что, в свою очередь, обусловливает необходимость совершенствования его правового положения, а также осуществление регулирования деятельности акционерных обществ в процессе их непосредственных взаимоотношений с органами государственной власти и управления, которое происходит по самому широкому спектру проблем и вопросов публичного управления.           
Актуальность рассматриваемой проблеме придает и тот факт, что происходящие в Российской Федерации политические и экономические изменения самым непосредственным образом повлияли на развитие  законодательства об акционерных обществах. В этой связи в настоящее время требуются адекватные изменения в механизме административно-правового регулирования, касающиеся процедуры контроля и надзора за деятельностью акционерных обществ, изменения новый механизм реализации процедур предоставления публичных услуг акционерным обществам, а также совершенствование мер административной ответственности, которые применяются к соответствующим субъектам административного права.
Совершенствование административного законодательства, регламентирующего деятельность акционерных обществ, должно осуществлять  на основе учета норм, действующих в государствах Европейского союза, а вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и Европейский экономический союз диктует необходимость развития и укрепления административно-правового статуса акционерных обществ.   
Следует также подчеркнуть, что в настоящее время имеет место потребность в более четком определении такой категории, как коллективный субъект административного права, а также разработке системы эффективных административно-правовых средств воздействия на деятельность непосредственно акционерных обществ.
Кроме того, в развитии рассматриваемого научного направления заинтересованы сотрудники контрольно-надзорных органов, деятельность которых связана с государственным воздействием на акционерные общества, ученые-административисты, а также  сами  участники акционерных и иных корпоративных правоотношений.
 Перечисленные, а также ряд других обстоятельств обусловливают актуальность настоящего диссертационного исследования, превращая административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ в одну из важнейших составных частей и направлений административно-правового регулирования корпоративных отношений, что, в свою очередь диктует необходимость его изучения и совершенствования.
Степень научной разработанности темы. По исследуемой теме был защищен ряд диссертаций: Бургачевой Ю.Ю. «Административно-правовая защита акционерных обществ от недружественных поглощений» (Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009); Макарова Д.А. «Управление акционерными обществами»  (Дис. ... канд. юрид. наук.  М., 2002); Кудачкина А.А. «Корпорация в США и акционерное общество в России как субъекты акционерного правоотношения (сравнительно-правовой анализ)» (Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007); Тихомирова М.Д. «Правовое положение органов управления акционерного общества» (Дис. ... канд. юрид. наук.  СПб., 2005); О.А. Ястребова «Государственное унитарное предприятие как субъект административного права» (Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007) и др.
В защищенных диссертациях по проблеме правового регулирования деятельности акционерных обществ акцент сделан на управлении акционерным обществом. Кроме того, в ранее защищенных диссертациях внимание обращается  лишь на отдельные аспекты административно-правового регулирования их деятельности. Автор представленной диссертации рассматривает акционерное общество в системе административных правоотношений комплексно, раскрывая особенности административно-правового статуса акционерного общества, что существенно отличает настоящую диссертацию от иных ранее проведенных исследований.    
      Таким образом, несмотря на то, что проблемы правового статуса акционерного общества были также предметом научного анализа, говорить о том, что в настоящее время в полной мере разработан эффективный административно-правовой механизм реализации их статуса в сфере государственного управления,  пока не приходится. Исходя из вышеизложенного, проведенное исследование носит актуальный и своевременный характер.    
 Теоретическая база исследования. Проблемы правового статуса акционерных обществ, как уже отмечалось, ранее исследовались в научной литературе по гражданскому и административному праву. В частности, соответствующей проблематике посвящены работы В.А. Белова, И.Л. Брауде, В.Е. Белинского, В.Ю. Вольфа, Н.Я. Гринченко, В.В. Долинской, И.В. Дойникова, Д.В. Жданова, М.Н. Израэлита, А.И. Каминки, А.М. Круглякова, О.Е. Колотушкиной,   Т. Кейзера,  Т.В. Кашаниной, Д.В. Ломакина, В.П. Мозолина,  Ю.А. Метелевой, В.И. Мамая, О.А. Макаровой,  Л.И. Петражицкого,  О.И. Турчина, О.А. Ястребова и др.        
 Определенный интерес в ходе проведения настоящего исследования представляли работы К.С. Бельского, Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко,                   А.П. Коренева, М.В. Костенникова, А.В. Куракина, Ю.М. Козлова, Ю.Н. Старилова, Л.Л. Попова, А.П. Шергина, Н.Ю. Хаманевой, Ц.А. Ямпольской и др. 
      Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ.
Предметом диссертационного исследования является комплекс проблем научного и прикладного характера, связанных с реализацией акционерным обществом своего административно-правового статуса.   
 Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является раскрытие механизма административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ и формулирование на этой основе предложений по его совершенствованию.    
  Цель диссертационного исследования предопределила решение следующих взаимосвязанных задач:        
 – раскрыть сущность акционерного общества как субъекта административного права; 
 – выявить тенденции развития административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ; 
 – определить возможности использования зарубежного опыта административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ;
  – дать характеристику нормам административного права в механизме регулирования деятельности акционерных обществ;     
  – определить специфику административных правоотношений в механизме регулирования деятельности акционерных обществ;
   – изучить особенности правоприменительных актов в механизме административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ;
   – раскрыть перспективы развития административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ.
   Методология и методика диссертационного исследования. Методологическую основу диссертации составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, эмпирический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.).
Эмпирическая и информационная база исследования. Эмпирическую базу исследования составляют материалы судебной и административной практики, касающиеся контрольно-надзорной и юрисдикционной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам. В частности, в ходе исследования было изучено 44 акта проверок деятельности акционерных обществ, хранящихся в архиве Управления Федеральной службы по финансовым рынкам по г. Москве.
Проанализировано 53 протокола об административных правонарушениях составленных в отношении акционерных обществ за нарушение законодательства об охране окружающей среды, трудового законодательства, а также законодательства о ценных бумагах.     
В ходе исследования было изучено 94 дела, касающихся обжалования выездных налоговых проверок, составленных в отношении различных акционерных обществ, хранящихся в архиве Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Были изучены материалы судебной практики, касающиеся корпоративных споров. В частности, было изучено 36 дел, рассмотренных Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа; 28 дел, рассмотренных Арбитражным судом г. Москвы; 32 дела, рассмотренных Арбитражным судом Краснодарского края, размещенных в справочно-информационной системе «КонсультантПлюс».
Научная новизна диссертации. В работе раскрыто содержание административно-правового статуса акционерного общества, выявлены особенности акционерного общества как коллективного субъекта административного права,  определены этапы развития административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ. В диссертации показана специфика норм административного права, задействованных в механизме регулирования деятельности акционерных обществ. Выявлены особенности охранительных правоотношений, возникающих при реализации акционерным обществом своего статуса в сфере государственного управления. Раскрыта специфика правоприменительных актов в механизме административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ, а также разрешены организационные проблемы контроля и надзора за деятельностью акционерных обществ.
На защиту выносятся следующие положения: 
1. Вывод о том, что механизм административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих административно-правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения, представляющих повторяющуюся совокупность последовательно осуществляемых операций, или стадий, в соответствии с целями, задачами и функциями регулирования деятельности акционерных обществ.
2. Государственное управление в сфере функционирования административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ, представляет собой целостную систему, объединенную едиными целями и задачами по осуществлению контрольно-надзорной, разрешительной, координационной, нормотворческой и  информационной функций.
3. Изменение государственного участия в управлении акционерными обществами должно развиваться по пути увеличения административно-правовой составляющей в системе ответственности доверительных управляющих. В частности, вполне целесообразно установление для них административной ответственности как для должностных лиц органов государственной власти и управления.
        4. В целях совершенствования административно-правового статуса акционерного общества обоснована необходимость закрепления квалификационных требований, предъявляемых к членам совета директоров такого общества. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» к членам совета директоров должны предъявляться такие требования. как: наличие высшего образования; отсутствие судимости; отсутствие у кандидата в течение двух лет, предшествовавших дню проведения общего собрания акционеров по выбору в совет директоров общества, действующего административного наказания за правонарушение в области торговли, финансов, корпоративного управления, рынка ценных бумаг, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях или суда; наличие опыта профессиональной деятельности не менее двух лет руководства отделом или иным подразделением организации, а также отсутствие в действиях соответствующего лица конфликта интересов.
5. Сформулировано предложение дополнить перечень обязательных для раскрытия акционерным обществом документов, содержащихся в п. 1 ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», пунктом о раскрытии информации, находящейся в инвестиционном меморандуме акционерных обществ, и их обязательной регистрации в Федеральной службе по финансовым рынкам. Для повышения качества раскрытия информации наделить фондовые биржи полномочиями по осуществлению контроля над раскрываемой информацией акционерными обществами в установленный ФСФР срок. Обязать акционерные общества раскрывать информацию, подлежащую публикации в сети Интернет на едином сайте ФСФР, без обязательной публикации на сайтах самих обществ; наделить аттестованные ФСФР саморегулируемые организации полномочиями по определению необходимости раскрытия информации, содержащейся во внутренних корпоративных документах, в случае возникновения спора между акционерным обществом и акционером по раскрытию такой информации. Кроме того, необходимо в законодательстве об акционерных обществах предусмотреть случаи, при которых акционерное общество обязано получать согласие антимонопольного органа для совершения сделок с акциями.
          6. В целях совершенствования административно-правового статуса       акционерных обществ на рынке ценных бумаг предлагается исключить из ст. 44 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» п. 6 и добавить в ст. 44.1 указанного закона п. 5, предусмотрев в нем обязанность органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг направлять материалы в правоохранительные органы при обнаружении фактов совершения административных правонарушений или  преступлений.
           Кроме того, целесообразно исключить из положения «О территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам» п.п. 2.2.3 и добавить п.п. 2.1.29, предусмотрев в нем обязанность органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг пресекать нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также предоставлять возможность применять меры ограничительного, запретительного и предупредительного характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа.
         Представляется необходимым дополнить «Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора» сроками, порядком и последовательностью действий Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальных органов по выполнению Службой своих контрольно-надзорных функций.
          7.  В целях совершенствования института доверительного управления государственными акциями необходимо внести следующие изменения в Положение «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)»: п. 21 дополнить третьим и четвертым абзацами, определив, что физическое лицо может быть назначено представителем Российской Федерации в совете директоров не более двух акционерных обществ, представитель Российской Федерации не может быть представителем других акционеров (участников) в органах управления данного обществах; дополнить Положение п. 23, определив в нем содержание заключаемого с представителем договора на представление интересов Российской Федерации в органах управления общества; порядок определения обязанностей и ответственности представителя; дополнить Положение п. 24, определив в нем основания прекращения полномочий представителя государства в органах управления акционерного общества; дополнить Положение п. 25, определив в нем исчерпывающий перечень оснований для принятия правового акта о досрочном прекращении полномочий представителя.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в работе проанализированы основные точки зрения ученых относительно понятия  акционерного общества, рассматриваемого в качестве субъекта административного права. В диссертации определены критерии классификации административно-правовых методов воздействия в отношении акционерных обществ.  В работе теоретически обоснован механизм административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ, а также разработана структура учебного курса по проблеме реализации административно-правового статуса хозяйствующих субъектов.             
Практическая значимость диссертации состоит в том, что положения диссертации разработанные в ходе исследования использованы при подготовке предложений по совершенствованию порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями. В исследовании разработаны предложения  по совершенствованию управлении акциями находящимися в федеральной собственности, а также акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»). Кроме того, отдельные положения диссертации используются в практической деятельности общества с ограниченной ответственностью «АлПро».
Апробация результатов диссертационного исследования. Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на научно-практических конференциях: «Европейская социальная хартия: вызовы и реальность» (Москва, 2009), «Высшее образование для XXI в. (Москва, 2010), «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: итоги и перспективы» (Москва, 2010), «Правовые вопросы организации деятельности органов управления хозяйственных обществ» (М, 2010), «Управление глобализацией и международное право» (Москва, 2011).
Положения диссертации используются в учебном процессе Московского гуманитарного университета при чтении курса лекций по административному и предпринимательскому праву: положения диссертации, посвященные содержанию административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ, используются адвокатами межрегиональной коллегии адвокатов в рамках юридической подготовки. Кроме того, результаты исследования используются в практической деятельности ЗАО «Бизнес-Контракт». 
Результаты проведенного диссертационного исследования отражены в восьми научных публикациях, три из которых опубликованы в журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.
Объем и структура работы. Объем и структура работы соответствуют цели и задачам исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
 
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет, цель и задачи диссертационного исследования, характеризуются научная новизна и практическая значимость результатов исследования, раскрываются положения, выносимые на защиту, а также приводятся данные об апробации результатов диссертационного исследования.
Первая глава «Концептуальные основы административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ» состоит из трех параграфов.
В  первом  параграфе  «Акционерное общество как субъект административного права» отмечается, что среди субъектов административного права особое место занимают акционерные общества. Акционерные общества являются специфическими субъектами хозяйственной и экономической деятельности. Рассматриваемые субъекты административного права являются непосредственными участниками целого ряда отношений разрешительного, регистрационного, финансового и информационного характера. Несмотря на это,  на пути развития административно-правового статуса акционерных обществ имеется целый ряд правовых и организационных проблем.       
 Так, в настоящее время приходится констатировать, что имеет место низкий уровень ответственности руководителей акционерных обществ перед учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также практически отсутствует контроль за финансово-хозяйственными результатами деятельности акционерного общества. Несмотря на наличие в законодательных и иных нормативных правовых актах ряда предписаний, позволяющих акционерам контролировать деятельность исполнительных органов соответствующих обществ, действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между акционерами и управляющими должным образом еще не отлажен.
  В современных условиях уставный капитал акционерных обществ, который является одним из показателей, характеризующих масштаб его деятельности, практически не выполняет главной своей функции –  обеспечения минимальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов. Так, на начало 2012 г.  более 85 % акционерных обществ имели уставный капитал менее 100 млн рублей и только у 3 % таких обществ уставный капитал превосходил 1 млрд рублей. Подчиненность системы бухгалтерского учета целям налогообложения искажает реальную картину финансово-экономического состояния акционерного общества. Действующая система бухгалтерского учета приводит к искажению соотношения доходов и расходов акционерного общества.  Происходит обложение налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции по цене ниже себестоимости. Названные обстоятельства лишают акционерное общество права самостоятельной квалификации расходов на капитальные и текущие затраты, а также на расходы будущих периодов. Существующая государственная статистическая отчетность в основном направлена на обеспечение органов государственной власти необходимыми и достоверными сведениями, что позволяет лишь частично удовлетворить спрос предприятий и иных заинтересованных субъектов на маркетинговую информацию. Недостаточный объем достоверной экономической и маркетинговой информации, наряду с неразвитостью информационной инфраструктуры российской экономики, затрудняет принятие управленческих решений на уровне акционерного общества и определение контрагентами степени производственного и хозяйственного риска при заключении ими договоров.
Для устранения отмеченных и ряда иных негативных тенденций экономического развития в настоящее время необходимо сконцентрировать основное внимание на обеспечении эффективного развития акционерных обществ как основного структурного образующего элемента экономической системы Российской Федерации.
Изменение административной среды функционирования акционерных обществ  должно быть в ближайшие годы дополнено стимулированием внутренних преобразований на соответствующих предприятиях. Поэтапное совершенствование административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ  необходимо направить на стимулирование процесса перехода соответствующих предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования. Целью совершенствования административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ должна являться их реструктуризация, которая позволит улучшить качество управления, будет способствовать стимулированию их деятельности в сфере повышения эффективности производства, а также сделает конкурентоспособной выпускаемую  продукцию (услуги), обеспечит повышение производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. В диссертации отмечается, что изменение системы управления хозяйственной деятельностью должно проводиться в акционерных обществах самостоятельно. Однако приходится констатировать, что в условиях экономического спада и платежного кризиса лишь незначительное число акционерных обществ способно изменяться без государственной поддержки.
 В этой связи органы исполнительной власти не должны прямо вмешиваться во внутренние дела акционерного общества, их усилия должны быть направлены на формирование благоприятных административных условий для его хозяйствования. Приоритетными задачами административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ в настоящее время являются: обеспечение инвестиционной привлекательности акционерных обществ, защита прав акционеров,  четкое разграничение ответственности участников и управляющих. Кроме того, как никогда актуальна проблема развития механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества; предоставление учредителям, акционеров, участников, инвесторов и кредиторов достоверной информации о финансово-экономическом положении акционерных обществ, а также создание эффективного административно-правового механизма управления в акционерных обществах.
Во втором параграфе «Тенденции развития административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ» отмечается, что акционерные общества в нашей стране начали формироваться при    Петре I.  Несмотря на это, правовая основа их деятельности к началу XIX в. была недостаточно развитой. Следует отметить, что развитие акционерного права  в странах Западной Европы шло гораздо интенсивней. Существенным толчком развития акционерного законодательства Российской империи, стали принятый  в  1805 г. Указ, который определил принцип ограниченной ответственности акционеров по долгам акционерной компании, и Манифест 1807 г., закрепивший принцип недопустимости произвольного вмешательства государства в хозяйственные дела акционерного общества. В исследовании констатируется, что утвержденное в 1836 г. Положение «О компаниях на акции» стало основой акционерного законодательства Российской империи вплоть до октября 1917 г.
Говоря о развитии административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ до 1917 г., можно отметить, что оно носило весьма содержательный характер. Несмотря на имеющиеся законодательные пробелы, число акционерных обществ в Российской империи ежегодно увеличивалось. Развитие акционерного права в России было приостановлено после октябрьской революции 1917 г. С 1918-1920 гг. правовые акты, принятые советской властью, фактически вывели акционерные общества из экономических и административных отношений.
С начала 30-х гг. и до конца 80-х гг. ХХ в. законодательство советского государства не содержало в себе норм, которые определяли бы административно-правовой статус акционерного общества. С начала 80-х г. XX в. по настоящее время идет процесс ускоренного развития законодательства об акционерных обществах, в связи с чем  принимается значительное количество нормативных актов, направленных на административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ. В процессе исследования автором выделяются этапы развития акционерного законодательства и отмечаются наиболее значимые на каждом из этапов нормативные акты, определяющие административно-правовой статус акционерных обществ.
В третьем параграфе  «Проблемы административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ в зарубежных государствах» исследуется зарубежный опыт административно правового регулирования деятельности акционерных обществ. Проводится анализ и дается характеристика наиболее значимых нормативных актов Соединенных Штатов Америки, оказывающих наибольшее влияние на формирование административно-правового  регулирования деятельности акционерных обществ в Российской Федерации.
Среди значимых нормативных правовых актов, определяющих административно-правовой режим деятельности акционерных обществ, были исследованы такие документы, как: Единообразный торговый кодекс, Федеральные законы: «О ценных бумагах», «О торговле ценными бумагами», «О холдинговых компаниях в коммунальном хозяйстве». Анализ вышеперечисленных актов позволил сделать вывод о том, что в настоящее время  в законодательстве США отсутствует единый закон, направленный на административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ. Административно-правовое положение акционерных обществ в США преимущественно определяется законодательством штатов, в которых данное общество зарегистрировано. С учетом  американского опыта административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ, в работе предлагается классифицировать методы административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ на  две категории, а именно: экономические и социальные методы воздействия.  
Кроме американского опыта, в диссертации обращается внимание и на практику административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ в странах Европейского Союза.  В частности, анализу подверглись принятые Советом ЕС директивы и регламенты, оказавшие существенное влияние на гармонизацию европейского законодательства, направленного на административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ.  
Особо детально в работе проанализирован Регламент Совета ЕС «О статусе европейского акционерного общества», установивший новую организационно-правовую форму юридических лиц. Выделяются три вида правовых источников, определяющих статус европейских акционерных обществ: 1) Регламент «О статусе европейского акционерного общества»; 2) Положения уставов отдельных европейских акционерных обществ, прямо определенных в Регламенте; 3) Нормы национального права, направленные на регулирование деятельности как европейских акционерных обществ, так и акционерных обществ в целом на территории Евросоюза.
Вторая глава «Проблемы механизма административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ» состоит из трех параграфов.
В  первом  параграфе  «Нормы права в механизме административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ» отмечается, что механизм административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих административно-правовых средств. С их помощью обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения, которые представляют повторяющуюся совокупность последовательно осуществляемых операций, или стадий, в соответствии с целями, задачами и функциями регулирования деятельности акционерных обществ.
В работе подчеркивается, что механизм административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ имеет достаточно сложную структуру и обладает особой спецификой. Рассматриваемый в исследовании механизм обладает своеобразными источниками, задачами и функциями административно-правового регулирования, отличительным нормотворческим и правоприменительным статусом государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за деятельностью акционерных обществ, а также специальным административно-правовым статусом субъектов, которые осуществляют управленческое воздействие в отношении акционерных обществ.
В диссертации отмечается, что в настоящее время необходимо совершенствовать каждый из элементов механизма административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ. В первую очередь в совершенствовании нуждаются нормы административного права, которые определяют режим осуществления контрольно-надзорной деятельности за акционерными обществами. Так, в сфере осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении акционерных обществ в настоящее время отсутствует порядок проведения проверки фактов возможного манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, что, в свою очередь, создает серьезные коррупционные риски. В этой связи предлагается внести определенные изменения в «Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора». Кроме того, для пресечения манипуляций ценами на рынке ценных бумаг есть все основания  Правительству Российской Федерации принять специальный «Регламент проведения проверок фактов возможного манипулирования ценами на рынке ценных бумаг».
Говоря об информационном обеспечении деятельности акционерных обществ, приходится констатировать, что лишь при раскрытии информации о деятельности акционерного общества наиболее часто совершаются административные правонарушения. Так, инвесторы и кредиторы при анализе инвестиционной привлекательности и анализе кредитоспособности акционерного общества, помимо официально публикуемой обществом информации, обращают внимание на инвестиционные меморандумы. Учитывая это, было бы целесообразно закрепить в Федеральном законе «Об акционерных обществах» требование о раскрытии широкой аудитории информации, содержащейся в инвестиционном меморандуме, и обязательной регистрации меморандумов в ФСФР. С этой целью следует п. 1 ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» дополнить словами «инвестиционный меморандум». Выполнение требований по раскрытию информации, содержащейся во внутренних корпоративных документах, стало бы более эффективным, если бы профессиональная организация имела полномочия определять, должна ли раскрываться та или иная информация, и следила бы за достоверностью раскрываемой информации. Подобного рода функции могли бы взять на себя саморегулируемые организации. В уставах акционерных обществ может быть предусмотрено, что в случае возникновения спора между акционером, желающим получить определенную информацию, и акционерным обществом, отказывающим акционеру в этом, спор передается на рассмотрение соответствующей организации, которая и определяет необходимость предоставления акционеру запрашиваемой им информации.
Подводя итог проведенного анализа судебной практики привлечения к ответственности акционерных обществ за нарушение порядка раскрытия информации, считаем уместным включить в Концепцию развития гражданского законодательства сформулированные в исследовании предложения по совершенствованию норм права, регламентирующих раскрытие такой информации. Это, в свою очередь, оказало бы положительное влияние на процесс административно-правового регулирования  деятельности акционерных обществ, тем самым  способствуя минимизации нарушений ими порядка раскрытия тех сведений, в которых заинтересован акционер и контрагент соответствующего акционерного общества.
 Во втором параграфе «Правоотношения в механизме административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ» отмечается, что исходя из анализа норм, содержащих легальное определение понятия «акционерное общество», и изучения различных точек зрения относительно рассматриваемой дефиниции, в диссертации выделяются существенные и отличительные признаки, которые определяют специфику акционерного общества как субъекта административного правоотношения.
В исследовании подробно рассматриваются коллегиальные, коллективные и единоличные органы управления акционерными обществами. Особое внимание обращается на существующие проблемы в корпоративном управлении. В законодательстве не содержатся требования и критерии к профессиональным качествам, опыту и деловой репутации членов совета директоров. Автор аргументирует необходимость законодательного закрепления квалификационных требований к членам совета директоров на уровне закона и внутренних документов общества. В диссертации предлагается текст поправки в Федеральный закон «Об акционерных обществах», который содержит данные квалификационные требования.
На основе изучения судебной практики делается вывод о том, что в настоящее время участились случаи подачи исков акционерами к членам совета директоров за убытки общества. Автором обоснована необходимость внесения законодательных изменений, предусматривающих возможность страхования ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета) за счет средств общества в период исполнения ими своих обязанностей. Кроме того, подробно анализируются способы участия органов государственной власти в управлении акционерными обществами.
Автором выявляются организационные и правовые проблемы института доверительного управления государственными акциями и предлагаются общие направления совершенствования данного института. Особое внимание уделяется существующим недостаткам и законодательным пробелам института государственных представителей в акционерном обществе. В исследовании предлагается целый комплекс поправок в Положение «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами (золотой акции)».
В третьем параграфе «Правоприменительные акты в механизме административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ» отмечается, что в целях наиболее детального рассмотрения особенностей субъектов административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ выделяются и подробно рассматриваются три основных вида наиболее распространенных административных правоприменительных актов, касающихся регулирования деятельности акционерных обществ.
Диссертант анализирует полномочия и осуществляемый административный контроль Федеральной антимонопольной службы за деятельностью акционерных обществ. В процессе анализа действующего законодательства были выявлены коллизии, касающиеся необходимости согласования сделок по приобретению крупных пакетов акций. Для устранения названного законодательного недостатка автором предлагается внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах».
Основным органом исполнительной власти, в задачу которого входит государственное регулирование деятельности акционерных обществ, является Федеральная служба по финансовым рынкам. Служба осуществляет нормотворческую, контрольно-надзорную, информационную функцию, а также функцию по осуществлению допуска соответствующих субъектов на рынок ценных бумаг. В рамках анализа нормотворческой функции ФСФР автор обращает внимание на определенные проблемы в рамках реализации данной функции. Исходя из этого предлагается сформировать рабочую группу для разработки специальных стандартов, проведения аудита и составления ежегодного плана издания нормативных актов ФСФР. На основе анализа законодательства делается также вывод о том, что в рамках реализации контрольно-надзорной функции некоторые обязанности Службы отнесены к ее правам, отдельные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения проверок, содержат коррупционные риски. В механизме реализации функции по осуществлению допуска на рынок ценных бумаг ФСФР не определены единые требования, стандарты и формы, касающиеся организации и проведения торгов на фондовом рынке. Автором формулируются предложения по устранению выявленных законодательных пробелов и неточностей. По результатам исследования сформулированы предложения по совершенствованию действующего административного законодательства, касающегося деятельности акционерных обществ.  
В заключении содержатся основные выводы и предложения, изложенные в диссертационном исследовании.
По теме исследования автором опубликованы следующие работы:
В ведущих рецензируемых научных журналах, определенных                Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации:

  1.  

2. Павлюк А.В. О судебной практике по делам о нарушениях раскрытия информации акционерными обществами // Адвокат. – 2011. –  № 12. – С. 33-35 (0,4 п.л.).
          3.   Павлюк А.В. Международный опыт административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ  – на примере Соединенных Штатов Америки // European Social Science Journal.  – 2011. – № 3. – С. 238-244 (0,6 п.л.).
В иных рецензируемых научных изданиях:

  •  
  •  
  •  
  •  

8.  Павлюк А.В. Проблемы корпоративного управления в условиях кризиса // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 113. – М.: МосГУ, 2010 – С. 43-46 (0,4 п.л.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подписано в печать 21.02.2013 г. Заказ №____
Формат 60х84 1/16. Объем 1,4 п.л. Тираж 100 экз.
Издательство АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»
111395, г. Москва, ул. Юности, 5.
 
 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0