2012avtoref978

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Гамидуллаева Халиса Сираджеддиновна
 
17 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Реализация принципа законности в системе государственного управления таможенной сферы» (специальность 12.00.14 – административное право; административный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д.002.002.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Гамидуллаева Х.С. Реализация принципа законности в системе государственного управления таможенной сферы: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref978 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Гамидуллаева Х.С. Реализация принципа законности в системе государственного управления таможенной сферы: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
На правах рукописи
ГАМИДУЛЛАЕВА ХАЛИСА СИРАДЖЕДДИНОВНА
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ В
СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИИЯ
ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЫ
Специальность 12.00.14 – Административное право, финансовое
право, информационное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва
2012
Работа выполнена в секторе административного права Федерального
государственного бюджетного учреждения науки Института государства и
права Российской академии наук.
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист РФ
Хаманева Наталия Юрьевна
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист РФ, ФГБОУ ВПО
«Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики»,
заведующая кафедрой конституционного и
административного права
Чепурнова Наталия Михайловна
кандидат юридических наук, АКБ «Ланта
Банк» (ЗАО), заместитель председателя
Правления
Шевченко Дмитрий Александрович
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный
университет»
Защита диссертации состоится 17 мая 2012 г. в 12 часов на заседании
Диссертационного совета Д.002.002.02 при Федеральном государственном
бюджетном учреждении науки Института государства и права Российской
академии наук по адресу: 119991, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального
государственного бюджетного учреждения науки Института государства и
права Российской академии наук.
Автореферат разослан «___»________________ 2012 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета,
кандидат юридических наук, доцент Е.В. Понизова
3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Законность в механизме
государственного управления Российской Федерации является
краеугольным и основополагающим принципом деятельности органов
исполнительной власти. Полная и неукоснительная реализация данного
принципа в практической деятельности аппарата государственной власти,
способствует повышению эффективности деятельности органов
государственного управления, установлению механизмов взаимной
ответственности между государством, с одной стороны, и физическими
(юридическими) лицами, с другой. Напротив, правовой нигилизм и
повсеместное нарушение нормативных правовых актов ведет к
разрушению системы государственного управления, а, как следствие, к
деградации государства.
Реализация принципа законности в государственном управлении
обеспечивается специальной системой гарантий. При чем, набор этих
гарантий может быть дифференцирован в зависимости от сферы их
применения. Очевидно, что специфика правового регулирования
конкретной сферы общественной жизни напрямую влияет на механизм
обеспечения законности, что позволяет говорить об актуальности
рассмотрения особенностей такого обеспечения, применительно к
конкретной сфере общественных отношений.
Все это в полной мере касается и такой сложноструктуированной в
правовом и организационном плане сферы, как таможенная сфера. Особую
актуальность темы исследования придает процесс интеграции Российской
Федерации в наднациональные институты и государственные образования
– Всемирную таможенную организацию, Евразийское экономическое
4
сообщество, что предполагает серьезное изменение в задачах и принципах
таможенного регулирования, цель которых - содействие развития
торговли, внешнеэкономических связей, упрощение таможенных процедур
и формальностей. Эффективность результатов такой межгосударственной
кооперации напрямую связана с уровнем обеспечения законности в
таможенном деле, профилактикой ее нарушений, в первую очередь, со
стороны органов государственного управления, выстраивание работающих
гарантий ее соблюдения.
Особое значение данной проблематики обусловлено большим
числом субъектов государственного управления, обладающих властными
полномочиями в сфере таможенного дела. При этом очевидны пробелы в
правовом регулировании статуса и полномочий данных органов, что
предполагает необходимость срочной выработки действенных мер,
направленных на профилактику нарушений законности в таможенной
сфере, охрану и укрепление законности, в том числе и с учетом
конкретной специфики каждого из институтов таможенного дела.
Еще одним аспектом, прямо влияющим на состояние законности в
таможенном деле, является отсутствие должного и четко
регламентированного взаимодействия между органами, осуществляющими
исполнительно-распорядительные полномочия в указанной сфере,
проблема коррупции, информационная закрытость данных органов,
использование устаревших систем автоматизации таможенного и иных
форм контроля, малоэффективные, и сложные механизмы, призванные
обеспечивать гарантии соблюдения законности.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что
организационные и правовые вопросы реализации принципа законности в
5
системе государственного управления таможенной сферы в настоящее
время приобретают особое значение и актуальность.
Степень разработанности темы диссертационного исследования.
Основу исследования составили научные труды по
конституционному, административному, таможенному праву и общей
теории права.
Различные аспекты таможенного дела, в том числе и вопросы
обеспечения законности в организации и деятельности системы
государственного управления таможенной сферы, широко отражены в
работах Б.Н. Габричидзе, В.В. Еремина, С.И. Истомина, А.Н. Козырина,
Р.А. Марченко, А.Б. Новикова, И.В. Тимошенко, С.В. Халипова и др.
Организационно-правовые основы государственного управления
таможенным делом становились предметом отдельного изучения И.В.
Мильшиной.
Отдельные аспекты обеспечения законности в таможенных органах
и защиты прав в таможенной сфере были рассмотрены в исследованиях
Ю.Ф. Азарова, И.В. Давыдович, Е.В. Давыдовой, Ю.В. Евстратовой, В.В.
Егиазаровой, А.А. Косова, Б.Г. Никитина, В.Е. Сазонова, А.В.
Сургутсковой, Н.В. Терехова, М.Н. Шеметова и д.р.
Теоретические и практические вопросы соблюдения законности в
системе государственного управления и деятельности исполнительной
власти непосредственно были затронуты в работах С.Н. Бабаева, С.С.
Громыко, Б.А. Черняка, Н.М. Хесиной и д.р.
Монографическое исследование по вопросам соблюдения
законности в экономической сфере было отдельно проведено А.С.
Тагиевым.
6
Вопросы прокурорского надзора, как способа обеспечения
законности в организации и деятельности органов исполнительной власти
стали предметом изучения С. Кенжаева, К.В. Винокурова и др.
Однако, комплексно проблемы реализации принципа законности в
системе государственного управления таможенной сферой не
исследовались.
Цели и задачи исследования.
Цель исследования состоит в комплексном научно-теоретическом
осмыслении современных проблем обеспечения и реализации принципа
законности в системе государственного управления таможенной сферой, а
также формулировании практических рекомендаций по повышению
эффективности и совершенствованию способов обеспечения законности в
государственном управлении таможенной сферой.
Задачи исследования заключаются в слудующем:
- уточнить место принципа законности в системе принципов
деятельности органов государственного управления в таможенной сфере;
- дать характеристику основным способам реализации принципа
законности в области таможенного дела;
- определить особенности правового механизма регламентации
законности в организации и функционировании системы государственного
управления в таможенной области;
- исследовать и охарактеризовать правовой статус субъектов
обеспечения законности в таможенной сфере;
- выделить виды гарантий и охарактеризовать современные способы
обеспечения принципа законности в деятельности таможенных органов с
7
учетом интеграции Российской Федерации в наднациональные торгово-
экономические организации и союзы;
- определить пути совершенствования и дать практические
рекомендации по повышению эффективности реализации принципа
законности в таможенной сфере;
- предложить механизмы совершенствования ответственности
органов государственного управления и их должностных лиц за нарушение
законности в таможенном деле.
Объектом диссертационного исследования выступают правовая
форма и содержание способов реализации принципа законности в системе
государственного управления таможенной сферой.
Предметом диссертационного исследования являются правовые
акты, регламентирующие соблюдение законности в системе
государственного управления таможенной сферы.
Методологической основой данной работы является система
философских знаний, определяющая основные требования к научным
теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных способов
познания и анализа. Для решения поставленных задач использовались
различные научные методы исследования: из группы общенаучных:
методы системного анализа и синтеза, сравнения, восхождения от
абстрактного к конкретному, а также логический метод. Из группы
частнонаучных: сравнительно-правовой, историко-правовой, юридический
и другие общепринятые в правовой науке методы.
Теоретическую базу диссертационного исследования составляют
научные труды российских и ряда зарубежных ученых, занимающихся
проблемами конституционного, административного и таможенного права,
8
в частности, А.С. Автономова, Г.В. Атаманчука, В.В. Бакушева, И.Л.
Бачило, Д.Н. Бахраха, А.Ю. Викулина, В.Г. Графского, В.Е. Гулиева, Ю.М.
Козлова, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой, В.В. Полянского, Л.Л. Попова,
Ю.Н. Старилова, М.С. Студеникиной, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина,
Г.А. Тосуняна, Н.Ю. Хаманевой, Н.М. Чепурновой, В.Е. Чиркина, Ю.Л.
Шульженко и других ученых.
В ходе исследования были использованы общетеоретические
положения, изложенные в научных работах по административному праву,
таможенному праву, теории государства и права.
Правовую базу диссертации составили - Конституция Российской
Федерации, федеральные конституционные законы Российской
Федерации, федеральные законы Российской Федерации, указы
Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения ГТК
России и ФТС России, Минфина России, Минэкономразвития России,
МВД России, ФСБ России, ФСФБН России, Федерального агентства по
обустройству государственной границы Российской Федерации,
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека Российской Федерации, нормативные правовые
акты других федеральных органов исполнительной власти, приказы
Генпрокуратуры России, решения Конституционного Суда Российской
Федерации, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ;
международные договоры и соглашения, в частности, правовые акты
Таможенного союза Евразийского экономического сообщества.
Научная новизна диссертационного исследования. Диссертация
является одним из первых в современной отечественной
9
административной науке комплексным теоретико-прикладным
исследованием научно-теоретических и практических проблем реализации
принципа законности в системе государственного управления таможенной
сферы.
В диссертации предпринята попытка комплексного исследования, в
котором:
- анализируются природа, сущность и особенности принципа
законности как основного принципа в построение и деятельности системы
государственного управления;
- уточняется роль законности в системе принципов организации и
деятельности органов государственного управления таможенной сферой в
условиях участия России во внешнеэкономических и таможенных
интеграционных процессах;
- выявлены и проанализированы основные причины и условия
нарушения законности в системе государственного управления
таможенной сферы;
- исследованы полномочия субъектов государственного контроля и
надзора за соблюдением законности в таможенной сфере;
- в целях повышения эффективности реализации гарантий
законности в таможенной сфере устанавливаются общие параметры
разграничения полномочий, а также формы и механизмы взаимодействия
федеральных органов исполнительной власти;
- систематизируются виды форм и методов обеспечения законности
применительно к области таможенного дела;
- разработаны и определены основные параметры механизма
внутриорганизационного контроля, как одного из институтов,
10
обеспечивающих реализацию принципа законности в деятельности
органов государственного управления в таможенной сфере;
- определяются возможные пути дальнейшего реформирования и
совершенствования законодательства, устанавливающего специальные
гарантии соблюдения законности в сфере таможенного дела.
На защиту выносятся следующие основные положения и
выводы:
1. В работе дано авторское определение системы государственного
управления таможенной сферы, как совокупности органов исполнительной
власти, наделенных специальной компетенцией по выработки
государственной политики, нормативно-правовому регулированию,
осуществляющих функции контроля, надзора и предоставления
государственных услуг в области таможенного дела, а также как
совокупности правоотношений между ними на основе единой политики
правового нормотворчества и разграничения полномочий в сфере
содействия развитию и регулированию внешней торговли и
внешнеэкономических связей.
2. В исследовании формулируется вывод, что обеспечение
законности в деятельности органов государственного управления в
таможенной сфере представляет собой систему специальных мер в области
таможенного дела, валютного, экспортного, транспортного, ветеринарного,
фитосанитарного, санитарно-эпидемиологического контроля и надзора,
осуществляемых уполномоченными на то властными субъектами
(органами государственной власти), направленных на профилактику и
выявление нарушений законности, соблюдение прав и свобод различных
11
категорий лиц - участников таможенных правоотношений и укрепление
законности.
3. На основе анализа нормативных правовых актов и
правоприменительной практики сделан вывод, что постоянный, активный
характер проявления нарушений законности в деятельности органов
государственного управления в таможенной сфере обусловлен
специфическим, потенциально «спорным» характером общественных
отношений в области таможенного дела, «осложненной» современной
тенденцией наднациональной кооперации в сфере внешней торговли и
внешнеэкономических связей, что в свою очередь предполагает
постоянную подверженность к изменениям норм таможенного
законодательства.
4. Доказано, что сложность регламентации форм и методов
обеспечения законности в системе государственного управления
таможенной сферы связана с большим числом властных субъектов данных
отношений, обладающих различным административно-правовым статусом
и полномочиями. Кроме того, снижению уровня законности и причиной ее
нарушений со стороны федеральных органов исполнительной власти и их
должностных лиц в области таможенного дела способствует отсутствие
системного и единообразного регулирования различных институтов и
производств в рамках таможенного дела.
5. Автором сформулированы следующие основные предложения,
направленные на преодоление негативных тенденций в обеспечении
законности в сфере подзаконного нормативно-правового регулирования и
организации деятельности органов управления в таможенной сфере
необходимо: сократить, а по возможности исключить, принятие
12
нормативных правовых актов, содержащих отсылочные нормы в
таможенном деле (особенно в рамках Таможенного союза); своевременно
и последовательно осуществлять специально созданными
подразделениями, в рамках правовых подразделений соответствующих
органов государственного управления таможенной сферой, мониторинг, а
также систематизацию таможенного законодательства; исключить
дублирование полномочий в области таможенного дела различными по
административно-правовому статусу федеральными органами
исполнительной власти; ввести обязательные специализированные и
унифицированные досудебные процедуры в органах государственного
управления таможенной сферы.
6. Повышению уровня законности и дисциплины в таможенной
сфере должно способствовать прекращение практики «смешивания» в
функциях и полномочиях органов государственного управления. Так,
Федеральное агентство по обустройству государственной границы
Российской Федерации наделено правом «выработки государственной
политики…» и «нормативно-правовому регулированию» в установленной
сфере деятельности. Как представляется, наделение данного федерального
агентства вышеуказанными полномочиями недопустимо, так как это
должны быть полномочия более «высокого уровня», (например,
Минэкономразвития России), что приводит к структурному «размытию» в
системе государственного управления таможенной сферы.
7. На основе анализа правоприменительной практики, в целях
повышения уровня законности в таможенном деле и соблюдения прав лиц,
участников таможенных правоотношений, в работе аргументируется и
доказывается необходимость создания специализированных
13
подразделений контроля законности в органах управления таможенной
сферой, с унифицированными задачами и функциями. При этом
применительно ФТС России это должно быть отдельное управление
(главное управление), с прямым подчинением руководителю таможенной
службы и широкими полномочиями, в том числе, по отмене
(приостановлению) решений региональных таможенных управлений и
таможен.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
сформулированные в нем предложения могут быть использованы при
совершенствовании законодательства РФ и правовой базы Таможенного
союза, а также способствовать расширению основы для дальнейшей
теоретической и практической разработки проблем обеспечения
законности в таможенной сфере.
Отдельные положения исследования можно использовать при
разработке и преподавании учебных курсов «Административное право
России», «Таможенное право РФ», специальных курсов «Государственное
управление в таможенной сфере», «Обеспечение законности в области
таможенного дела», а также при подготовке учебников, учебно-
методических пособий и учебных комплексов по соответствующим
дисциплинам.
Апробация результатов исследования. Основные положения и
выводы диссертации обсуждались на заседаниях сектора
административного права Федерального государственного бюджетного
учреждения науки Института государства и права Российской академии
наук и отражены в публикациях автора, а также в его выступлении на
научно-практической конференции «Интеграция таможенной службы Юга
14
России в систему международных отношений: достижения, проблемы,
перспективы», Российская таможенная академия, Ростовский филиал,
Ростов н/Д, 2012 и практической деятельности в правовом отделе Санкт-
Петербургской таможни.
Структура работы отражает логику, цель и задачи исследования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять
параграфов, заключения, списка использованных источников и
литературы.
15
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы;
раскрывается степень ее научной разработанности, формулируются цели и
задачи, определяется объект и предмет исследования, излагаются
методологическая основа, теоретическая и эмпирическая база
исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость
диссертации.
В первой главе «Теоретико-правовые основы реализации принципа
законности в таможенной сфере» дается характеристика законности как
правовой категории, анализируется место и роль принципа законности в
организации и деятельности органов государственного управления
таможенной сферой. Глава структурно состоит из двух параграфов.
В первом параграфе «Законность в системе принципов
функционирования органов исполнительной власти» дается краткая
характеристика принципа законности как основного принципа
функционирования органов государственного управления.
В работе отмечено, что законность представляет собой
многоплановое явление. Характеристика законности зависит от многих
факторов: от формы государства и государственного устройства,
государственной идеологии, исторических, религиозных, экономических,
социальных особенностей конкретной страны, степени развитости
гражданского общества и т.д.
В правовой науке существуют различные подходы к определению
понятия законности: как соблюдение, исполнение правовых норм всеми
субъектами права; требование, принцип соблюдения правовых норм;
16
метод государственного управления; особый правовой режим
общественной жизни.
При разных подходах к пониманию законности, как правовой
категории, очевидно, что принцип законности является ключевым и
базисным понятием, для всего российского права. Однако наибольшее
значение он приобретает применительно к организации и деятельности
органов государственного управления. Далее автор останавливается, на
понятиях: режим законности, механизм законности, гарантии законности,
объект и субъекты законности. В работе отмечено, что особую роль в
процессе реализации законности в системе государственного управления
занимают механизмы контроля и надзора за ее соблюдением, как
внутреннего (внутри системы органов исполнительной власти), так и
внешнего (судебного и прокурорского).
Во втором параграфе «Принцип законности как основной принцип
деятельности органов государственного управления таможенной сферы»
анализируется место принципа законности в государственном управлении
таможенной сферой.
Законность в государственном управлении таможенной сферы
характеризуется следующими основными особенностями: это
общеобязательность норм таможенного законодательства для всех без
исключения субъектов таможенных правоотношений; единство
законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение
норм таможенного права на всей территории Российской Федерации;
недопустимость противопоставления законности и целесообразности в
таможенном деле; неразрывная связь законности и правовой культуры
17
населения; неотвратимость наступления ответственности за
противоправное поведение.
В целях раскрытия тематики исследования, автор дает краткую
характеристику организации системы государственного управления
таможенной сферой. Отмечается, что отдельными исполнительно-
распорядительными полномочиями в указанной сфере, помимо
Правительства России Федеральной таможенной службы Российской
Федерации, наделены еще ряд федеральных органов исполнительной
власти, как межотраслевой, так и отраслевой компетенции, подчиненных и
Президенту РФ и Правительству России. Среди них: Министерство
финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития
Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора Российской Федерации, Федеральное агентство по обустройству
государственной границы Российской Федерации. Кроме того,
полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности,
проведению дознания и следствия по таможенным преступлениям
наделены МВД России и ФСБ России.
Ст. 3 Федерального закона «О таможенном регулировании в
Российской Федерации» установила, что в Российской Федерации
образуется специализированный федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с
таможенным законодательством Таможенного союза и (или)
законодательством Российской Федерации осуществляет функции по
выработке государственной политики и нормативному правовому
регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное
применение всеми таможенными органами на территории Российской
18
Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и
законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Согласно
Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и
структуры федеральных органов исполнительной власти» и
Постановлению Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О
Федеральной таможенной службе», таким органом является Федеральная
таможенная служба Российской Федерации (ФТС России), руководство
которым осуществляет Правительство России.
Характеризуя принцип законности в деятельности органов
государственного управления в таможенной сфере, автор делает
следующие выводы:
- общеобязательность норм права в деятельности органов
государственного управления в таможенной сфере заключается в том, что
данные органы, обязаны соблюдать акты таможенного законодательства и
обеспечивать их соблюдение иными субъектами таможенных
правоотношений;
- система обеспечения законности в деятельности государственных
органов управления таможенной сферы включает такие начала, как:
верховенство международных договоров и Конституции РФ, соответствие
положений подзаконных актов таможенного дела актам более высокой
юридической силы Таможенного союза и Российской Федерации, единство
в «трактовке» таможенного законодательства.
Таким образом, резюмируется, что обеспечение законности в
деятельности органов государственного управления таможенной сферы
представляет собой систему специальных мер, направленных на
профилактику нарушений законности и ее укрепления.
19
Профилактика нарушений законности в деятельности
государственных органов (в первую очередь, таможенных органов)
означает выявление факторов и условий нарушений законности. В числе
такого рода факторов - экономическая и социально-политическая
нестабильность, отсутствие должной и систематизированной правовой
базы, низкая правовая культура и правовой нигилизм участников
таможенных правоотношений и должностных лиц органов
государственного управления таможенной сферы, деформация их
правового сознания, коррупция и т.д.
Укрепление законности в деятельности органов государственного
управления в таможенной сфере предполагает наличие соответствующей
системы гарантий. При этом важным условием обеспечения законности в
деятельности органов государственного управления в таможенной сфере
является правовая форма закрепления указанных гарантий, которая должна
быть выражена в разработке соответствующих законов и подзаконных
нормативных правовых актов, ликвидации правовых пробелов в области
таможенного дела, повышения требований к дисциплине их исполнения,
формировании эффективных форм ответственности за их нарушение.
Большое значение для обеспечения законности в деятельности
Минфина РФ, Минэкономики РФ, таможенных органов и иных
федеральных органов исполнительной власти в сфере таможенного дела
имеет выработка единых критериев оценки состояния законности, а также
системы показателей эффективности ее соблюдения.
Организация системы обеспечения законности в деятельности
вышеназванных органов также включает в себя: совершенствование мер
защиты прав участников таможенных правоотношений;
20
совершенствование управленческой деятельности соответствующих
органов государственного управления; разработку и систематизирование
комплексных и единообразных мер по обеспечению законности в
деятельности органов государственного управления в таможенной сфере;
формирование практических навыков по обеспечению законности в
практической деятельности соответствующих должностных лиц.
Вторая глава «Законность в системе организации и
функционирования государственного управления в таможенной
сфере», состоящая из трех параграфов, посвящена анализу механизма
реализации принципа законности в функционировании органов
государственного управления таможенной сферы.
В первом параграфе «Общая характеристика способов реализации
принципа законности в таможенном деле» характеризуются основные
способы реализации законности в таможенном деле.
В работе отдельно отмечено, что особенности способов обеспечения
законности в государственном управлении в таможенном деле
обусловлены специфическим механизмом правового регулирования
данной сферы.
Далее в исследовании подробно анализируются различные способы
реализации принципа законности в таможенном деле. В частности, автор,
останавливается на механизме (общем и специальном) подаче жалоб на
решения, действия (бездействия) органов государственного управления и
их должностных лиц. Описывается механизм контроля за органами
государственного управления таможенной сферой Президентом
Российской Федерации. Президентский контроль в сфере управления
таможенной сферой осуществляется в двух основных формах: личный
21
контроль Президента Российской Федерации; президентский контроль
через Администрацию Президента России. Личный контроль Президент
России в таможенной сфере осуществляет, в большей степени, в
реализации кадровой составляющей (так, по представлению Председателя
Правительства Российской Федерации он назначает на должность
министра финансов, министра внутренних дел, руководителей органов
Федеральной службы безопасности и т.д.).
Осуществление же общего контроля в таможенной сфере неразрывно
связано с деятельностью Правительства РФ. Федеральные органы
исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за законностью в
установленной для них сфере деятельности. При этом контроль и надзор
указанных органов можно разделить на общий контроль,
надведомственный и ведомственный контроль.
Субъектами административного контроля и надзора в таможенной
сфере являются специализированные федеральные органы исполнительной
власти – федеральные службы. Среди них необходимо выделить: ФТС РФ,
ФСТЭК России, ФСФБН России, ФСБ России, Росохранкультура,
Роспотребнадзор и др.
Контрольно-надзорные функции указанных органов имеют огромное
значение для обеспечения законности в управлении таможенной сферой.
Тем не менее, основную роль здесь все же играют судебный контроль и
прокурорский надзор, а также обращения участников
внешнеэкономической деятельности, физических лиц в соответствующие
органы. В связи с этим, автор анализирует и определяет роль
Конституционного суда России, судов общей юрисдикции и арбитражных
судов в системе способов реализации принципа законности в таможенном
22
деле. Говоря о роли судов в общей юрисдикции за соблюдением
законности в таможенном деле отмечается, что именно на них ложиться
основная нагрузка по реализации функций судебного контроля
применительно решениям, действиям (бездействиям) органов
государственного управления таможенной сферы и их должностных лиц.
Так, большинство административных дел и уголовные дела, связанных с
нарушениями таможенного законодательства находятся в компетенции
именно этих судов. Кроме того, особая роль в преодолении противоречий
между законами и подзаконными нормативными правовыми актами
отводится процедурам судебного нормоконтроля.
Отдельно в работе анализируются методы реализации основной
задачи органов прокуратуры РФ в таможенной сфере – реагирование на
нарушение прав и свобод участников таможенных правоотношений, а
также предупреждение издания незаконных актов. Подчеркивается слабое
и неэффективное использование института Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации как одного из возможных способов
реализации законности в таможенной сфере.
Во втором параграфе «Особенности обеспечения принципа
законности в деятельности таможенных органов» исследуются
проблемы обеспечения законности в деятельности таможенной службы.
Автором систематизируется и анализируется современная система
внутреннего контроля за соблюдением законности в таможенных органах.
Данная система представляет собой совокупность правовых норм
таможенного законодательства и правовых актов ФТС России, а также
набор форм и методов, способствующих реализации принципа законности
в организации и деятельности таможенных органов и их должностных лиц.
23
К внутренневедомственным способам реализации законности в
деятельности таможенной службы необходимо отнести: систему
обжалования решение, действие (бездействие) таможенного органа или его
должностного лица в порядке главы 3 Федерального закона «О
таможенном регулировании в Российской Федерации», ведомственный
контроль в порядке ст. 24 Федерального закона «О таможенном
регулировании в Российской Федерации», контроль за соблюдением
законности при ведении производства и привлечении лиц к
административной ответственности, внутреннее инспектирование. Кроме
того, нельзя не упомянуть и большую роль специальных подразделений
Управления по противодействию коррупции ФТС России, на которые
возложено выявление, предупреждение и пресечение преступлений
коррупционной направленности и иных преступлений против интересов
государственной службы со стороны должностных лиц таможенных
органов.
В частности, отмечается, что механизмы внутреннего контроля за
обеспечением законности в таможенных органах, страдают отсутствием
системного подхода, внутренними противоречиями в правовом и
организационном плане. Это приводит к тому, что по результатам
ведомственного контроля принимаются решения об отмене решений
нижестоящих таможенных органов, принятых без достаточных правовых
оснований, а также без установления данных, подтверждающих нарушение
таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства
Российской Федерации о таможенном деле.
Вместе с тем, ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О таможенном
регулировании в Российской Федерации» закрепляет право вышестоящего
24
таможенного органа отменить по результатам ведомственного контроля
решение нижестоящего таможенного органа только в случае его
несоответствия требованиям таможенного законодательства Таможенного
союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а
также принять меры в отношении неправомерных действий (бездействия)
нижестоящего таможенного органа или его должностного лица.
В третьем параграфе «Перспективы совершенствования способов
реализации принципа законности в таможенной сфере» рассматриваются
вопросы дальнейшего развития способов реализации законности в
таможенном деле.
Применительно к проблеме укрепления законности
государственного управления таможенной сферой важнейшим вопросом,
требующим скорейшего решения, является вопрос установления и
разграничения компетенций государственных органов в таможенном деле.
Необходимо, прежде всего, в специальных правовых актах четко
определить статус каждого органа в сфере таможенного дела.
Нерешенность данного вопроса приводит к следующим нарушениям
законности в таможенной сфере: пересечение и вмешательство в сферу
деятельности одних органов и должностных лиц, другими; неисполнение
государственных задач; ошибки в правотворчестве и правоприменение;
препятствие в осуществлении деятельности участников ВЭД.
В исследовании указано, что в механизме обеспечения законности в
государственном управлении в таможенной сфере главенствующая роль
должна быть отведена порядку подготовки, принятия и реализации
правовых актов, особенно затрагивающих основные права и свободы
граждан и других лиц.
25
Укрепление законности в таможенной сфере неразрывно связано с
повышением государственной дисциплины. Это связанно с тем, что
огромный вред укреплению законности в таможенной сфере приносит
отсутствие реальных и действенных механизмов ответственности
государственных органов и должностных лиц за нарушения прав и свобод
участников таможенных отношений.
Отдельным направлением деятельности должно стать повышение
уровня знаний субъектов таможенных правоотношений своих прав,
пропаганда способов их отстаивания, усовершенствование системы
приостановления и отмены незаконных решений государственных органов
в таможенном деле, повышение квалификации и социальной
ориентированности государственных служащих. Только приблизившись к
решению этих проблем можно добиться точного и полного соблюдения, и
реализации принципа законности в системе государственного управления
таможенной сферы.
В заключении диссертационного исследования подводятся итоги
выполненной работы, в обобщенном виде формируются основные выводы,
а также указываются проблемы, нуждающиеся в дальнейшем изучении.
Результаты диссертационного исследования отражены в
следующих научных публикациях:
Работы, опубликованные в изданиях, рецензируемых ВАК России:
1. Гамидуллаева Х.С. Повышение эффективности организации и
деятельности таможенной службы как способ обеспечения законности //
Гамидуллаева Х.С. // Современное право. № 4. 2012. - 0,4 п.л.
26
Работы, опубликованные в иных изданиях:
2. Гамидуллаева Х.С. Соотношение инструментов таможенного
регулирования ВЭД России и ВТО (на примере вступления России в ВТО)
// Гамидуллаева Х.С. // Сборник научных трудов слушателей,
выпускников, адъюнктов к 10-летию РТА. - СПб.:ИПК «Синтез-
Полиграф», 2003. – 1,5 п.л.
3. Гамидуллаева Х.С. Организационно-правовые проблемы
таможенного администрирования в условиях Таможенного союза //
Гамидуллаева Х.С., Медведев В.Н. // Вопросы политологии. – Вып. 4. –
Москва, 2011. - 0,5 п.л.
4. Гамидуллаева Х.С. Некоторые актуальные вопросы обжалования
действий и решений таможенных органов и их должностных лиц //
Гамидуллаева Х.С. // Академический вестник // Российская таможенная
академия, Ростовский филиал. – Вып. 2 (11). – Ростов н/Д, 2011. - 0,7 п.л.
5. Гамидуллаева Х.С. Административно-правовые аспекты
регулирования запретов и ограничений в рамках таможенного союза
ЕврАзЭС // Гамидуллаева Х.С. // Академический вестник // Российская
таможенная академия, Ростовский филиал. – Вып. 2 (11). – Ростов н/Д,
2011. - 0,6 п.л.
6. Гамидуллаева Х.С. Функции и полномочия таможенных органов
Российской Федерации в контексте создания Таможенного союза
Евразийского экономического сообщества // Гамидуллаева Х.С. //
Интеграция таможенной службы Юга России в систему международных
отношений: достижения, проблемы, перспективы: материалы научно-
практической конференции // Российская таможенная академия,
Ростовский филиал. – Ростов н/Д, 2012. - 0,9 п. л.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0