2012avtoref586

Аватар пользователя ideolog
Тлупова Асият Владимировна
 
12 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Региональный правовой мониторинг законопроекта и закона в субъектах Северо-Кавказского Федерального округа» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДМ 212.256.12
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Тлупова А.В. Региональный правовой мониторинг законопроекта и закона в субъектах Северо-Кавказского Федерального округа: автореф. дис... канд. юрид. наук. Нальчик, 2012. С. 21.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref586 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Тлупова А.В. Региональный правовой мониторинг законопроекта и закона в субъектах Северо-Кавказского Федерального округа: автореф. дис... канд. юрид. наук. Нальчик, 2012. С. 21.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 1
На правах рукописи
Тлупова Асият Владимировна
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОПРОЕКТА И ЗАКОНА В СУБЪЕКТАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства;
история учений о праве и о государстве
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Нальчик – 2012
2
Работа выполнена на кафедре теории и истории государства
и права юридического факультета Кабардино-Балкарского
государственного университета им. Х.М. Бербекова
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор юридических наук
Маремкулов Арсен Нажмудинович
доктор юридических наук, профессор,
директор Северо-Кавказского филиала
Московского гуманитарно-
экономического института
Исаков Николай Васильевич
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры теории государства
и права Саратовской государственной юридической академии
Киримова Елена Андреевна
ГОУ ВПО «Адыгейский
государственный университет»
Защита диссертации состоится 12 мая 2012 года в 16 часов на за-седании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.256.12 при ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» (г. Ставрополь) по адресу: 355009, Ставрополь, ул. Пушкина, 1, корпус 1а, ауд. 416.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет».
Автореферат разослан «11» апреля 2012 г.
Учёный секретарь совета
по защите докторских и кандидатских
диссертаций ДМ 212.256.12,
кандидат юридических наук, доцент Т. И. Демченко
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Перед нашим государством стоит задача повышения эффективности законотворческой деятельно-сти. Стремительное увеличение количества законов влечет за собой перегруженность правовой системы нормативными актами, снижение их качества, возникновение противоречий, коллизий и пробелов.
Помимо коллизий, система законодательства страдает пробель-ностью, с одной стороны, и излишней перегруженностью, урегулиро-ванностью общественных отношений – с другой.
Усугубляет ситуацию отсутствие специального механизма, ко-торый позволил бы выявлять не только некачественные законы, но и законы, которые являются «мертвыми» в силу того, что с течением времени необходимость в них отпадает, а также выявлять те общест-венные отношения, области общественной жизни, которые требуют принятия определенных законов, изменения их правового режима.
Специальным инструментом преодоления названных про-блем, сложившихся негативных ситуаций является правовой мони-торинг законопроекта и закона, качественное проведение которого связано главным образом с его правильной и корректной организа-цией на федеральном и региональных уровнях. Здесь, в первую очередь, необходимо выявить сущность правового мониторинга законопроекта и закона, а так же разработать организационные ос-новы его проведения.
Многие положения правового мониторинга законопроекта и закона являются спорными и мало разработанными, отсутствует единство в понимании сущности правового мониторинга законо-проекта, закона и правоприменения, определении его понятия, ме-тодологических, концептуальных основ. Организационные аспек-ты правового мониторинга законопроекта и закона не в полной ме-ре разработаны и реализованы, несмотря на создание в 2008 году Центра мониторинга права при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Организация правового мониторинга законопроекта и закона не должна ограничиваться только федеральным уровнем, важное значе-ние имеет разработка организационных основ правового мониторинга законопроекта и закона также на региональном уровне, в частности в субъектах Северо-Кавказского федерального округа.
Сказанное выше определило выбор темы диссертационного ис-следования.
4
Объектом диссертационного исследования являются общест-венные отношения, связанные с организацией и осуществлением пра-вового мониторинга законопроекта и закона регионального уровня.
Предметом диссертационного исследования выступает поня-тийный аппарат, способы и методы организации и проведения мони-торинга законопроекта и закона в субъектах Северо-Кавказского фе-дерального округа.
Цель диссертационного исследования заключается в анализе организации и осуществления регионального правового мониторинга законопроекта и закона применительно к субъектам Северо-Кавказского федерального округа.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить сле-дующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить существующие подходы к проблеме правового мониторинга законопроекта и закона.
2. Дать определение понятия регионального правового монито-ринга законопроекта и закона
3. Определить цели и задачи регионального правового монито-ринга законопроекта и закона.
4. Выделить объект и очертить круг субъектов регионального правового мониторинга законопроекта и закона.
5. Проанализировать методику организации и проведения ре-гионального правового мониторинга законопроекта и закона.
6. Показать особенности законодательства субъектов Северо-Кавказского федерального округа.
7. Выделить стадии в процессе организации и проведения ре-гионального правового мониторинга законопроекта и закона.
8. Предложить способы организации и проведения регионально-го правового мониторинга законопроекта и закона в субъектах Севе-ро-Кавказского федерального округа.
Степень научной разработанности. Проблема правового мо-ниторинга законопроекта и закона, его теоретическая и практическая разработка стали предметом научных исследований относительно не-давно. Несмотря на определенную скудность юридической литерату-ры, однако, можно выделить работы Д.Б. Горохова и Ю.А. Тихомиро-ва, которые посвящены теоретическому и практическому аспекту правового мониторинга. Следует отметить диссертационные исследо-вания И.В. Жужгова, Я.Е. Наконечного и В.Л. Негробова.
Проблемы сущности правового мониторинга законопроекта и закона, определения его понятия, принципов и методов, его отдель-
5
ных аспектов рассмотренны в работах Ю.Г. Арзамасова, И.Л. Бачило, М.Е. Глазковой, Е.Б. Долговой, О.Ю. Еремина, Е.Н. Некрасова, А.И. Пав-лова, Е.И. Спектор, Н.Н. Толмачевой, Ю.Я. Чайки.
Прямо и косвенно правовой мониторинг законопроекта и закона в своих работах рассматривали: А.И. Абрамова, В.Е. Аксаков, В.М. Бара-нов, И.Н. Барциц, С.А. Боголюбова, Б. Верстаппен, М. Гузман, Г.О. Греф, В.Б. Евдокимова, В.А. Зорькин, Д.А. Керимов, А.В. Малько, М.Н. Марченко, А.С. Пиголкин, В.М. Сырых, Е.С. Третьякова, А.А. Че-калина, В.А. Черепанов, Д.Ю. Шапсугов и др.
Также необходимо выделить работы, посвященные проблемам зако-нодательства и юридической техники, которые имеют важное значение при исследовании правового мониторинга законопроекта и закона, это работы: С.А. Авакьяна, Н.Н. Аверьяновой, В.И. Акимова, В.С. Аксакова, Е.П. Анищенко, О.В. Анциферовой, Л.Ф. Апт, А.В. Безрукова, О.А. Ива-нюк, В.Б. Исакова, В.В. Ксенофонтова, А.И. Козулина, Б.И. Колб, Э.В. Косторной, И.А. Лапиной, В.С. Ломтевой, В.Р. Назарян, О.А. Поля-кова, Р.А. Ромашова, В.В. Свинарева, И.В. Советникова, А.В. Хамукова, Б.В. Чигидина, Д.В. Чухчиева, Л.Б. Шейнина, Н.И. Шаклеина.
Существуют работы представителей разных отраслей науки, в которых затрагивались в той или иной степени проблемы правового мониторинга законопроекта и закона. Это работы Г.Э. Бурбулиса, С.А. Васильева, В.К. Егорова, В.П. Лукина, Т.М. Петровой, М.С. Сла-вина, В.С. Сондыкова.
Хотя работы перечисленных авторов имеют существенное зна-чение, большинство из них затрагивают лишь отдельные стороны правового мониторинга законопроекта и закона. Не существует един-ства их понимания.
Теоретической основой исследования выступают работы отече-ственных и зарубежных авторов, затронувших в своих исследованиях аспекты правового мониторинг законопроектов и законов: С.С. Алексе- ева, Д.Б. Горохова, И.В. Жужгова, Н.В. Исакова, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Я.Е. Наконечного, В.Л. Негробова, В.С. Нерсесянц, А.С. Пиголкина, Е.И. Спектор, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, Д.Ю. Шапсугова, В.А. Черепанова и др.
Методологическая основа диссертационного исследования. В диссертационном исследовании использовались всеобщий – диа-лектический метод, общенаучные методы - анализ и синтез, описание, сравнение; частнонаучные методы - исторический, логический, со-циологический, статистический; специальные методы - сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового прогнозирова-
6
ния. Помимо того, в ходе диссертационного исследования использо-вался метод толкования норм права, в рамках которого применялись различные способы толкования: логический, грамматический и др.
Нормативной основой исследования являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, фе-деральные законы; конституции субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, постановления и иные нормативные акты Совета Федерации Российской Федерации, Госу-дарственной Думы Российской Федерации, нормативные акты орга-нов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эмпирической основой исследования выступают аналитиче-ские, статистические материалы Совета Федерации и Государствен-ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (аналити-ческие вестники, информации официальных сайтов, годовые отчеты о состоянии законодательства в Российской Федерации), материалы международных и всероссийских научных и научно-практических конференции, статистическая и аналитическая деятельность Мини-стерства юстиции Российской Федерации, территориальных управле-ний Министерства юстиции Российской Федерации в субъектах Се-веро-Кавказского федерального округа, парламентов субъектов Севе-ро-Кавказского федерального округа и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключа-ется в том, что диссертантом проведено комплексное научное иссле-дование, в результате которого:
- сделан вывод о необходимости проведения регионального пра-вового мониторинга законопроекта и закона на протяжении всего жизненного цикла закона, с момента внесения законодательной ини-циативы в форме идеи законопроекта до реализации закона;
- дано определение регионального правового мониторинга зако-нопроекта и закона, согласно которому региональным правовым мо-ниторингом законопроекта и закона является система наблюдения, контроля, оценивания, прогнозирования состояния жизненного цикла закона субъекта Российской Федерации, включающего законодатель-ный процесс (от внесения законодательной инициативы в форме идеи законопроекта до официального опубликования закона);
- доказано, что целями, регионального правового мониторинга законопроекта и закона являются выработка приемов и способов при-ведения регионального законодательства в оптимальное состояние, устранение нежелательных последствий действия закона;
7
- выделены несовершенства законодательства субъектов Рос-сийской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского фе-дерального округа, требующие более тщательно организации и про-ведения правового мониторинга;
- сформулированы научно-практические рекомендации, выделены стадии осуществления регионального правового мониторинга законо-проекта и закона в субъектах Северо-Кавказского федерального округа.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Региональным правовым мониторингом законопроекта и за-кона является система наблюдения, контроля, оценивания, прогнози-рования состояния жизненного цикла закона субъекта Российской Федерации от внесения законодательной инициативы в форме идеи законопроекта до официального опубликования закона, осуществляе-мый федеральными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Содержание деятельности по осуществлению правового мо-ниторинга законопроекта и закона включает в себя наблюдение, сбор информации, анализ, синтез, оценку и прогнозирование. В рамках этой деятельности могут быть применены психологические, матема-тические, социологические приемы, а также такие инструменты как моделирование, абстрагирование, интервьюирование. Эта деятель-ность базируется на принципах научности, всесторонности и ком-плексности рассмотрения, законности, информационной открытости, плановости, финансовой обеспеченности, коллегиальности.
3. Организация и осуществление регионального правового мо-ниторинга законопроекта и закона включает в себя три стадии: подго-товительную, основную и завершающую, которые, в свою очередь, делятся на этапы. Прохождение этапов основной стадии регионально-го правового мониторинга законопроекта и закона неразрывно связа-но со стадиями законодательного процесса и предполагает проведе-ние мониторинга начиная с момента внесения законодательной ини-циативы в форме идеи законопроекта до реализации закона.
4. Повышение качества и эффективности федерального и регио-нального законодательства должно осуществляться по следующим направлениям:
1) путем разработки и утверждения теоретических, методиче-ских правил разработки законов;
2) совершенствование организации и функционирования право-вого мониторинга законопроекта и закона;
8
3) улучшение качества экспертной деятельности, путем введе-ния в перечень обязательных экспертиз лингвистической, правопри-менительной, антикоррупционной экспертиз;
4) повышение уровня профессионализма разработчиков законов, депутатов законодательных (представительных) органов государст-венной власти субъектов Российской Федерации.
5. Характерной чертой законодательного процесса в субъектах Северо-Кавказского федерального округа является отсутствие в боль-шинстве регионов финансово-экономической экспертизы и экспертизы на установление логических и лингвистических ошибок. Как правило, проводимые экспертизы в законодательных (представительных) орга-нах субъектов федерации носят исключительно правовой характер и проводятся только юристами, что представляется недостаточным.
6. Специфика законодательного процесса в субъектах Северо-Кавказского федерального округа связаны с особенностями организа-ции и функционирования парламентов субъектов Северо-Кавказского федерального округа, осуществления ими законодательной деятель-ности. Эти особенности можно поделить на организационные (приня-тие законов сразу всем законодательным органом, а не поочередно двумя палатами, как это происходит в Федеральном Собрании, в свя-зи с однопалатностью парламентов субъектов Северо-Кавказского Федерального округа) и процессуальные особенности (круг субъектов законодательной инициативы в законодательном процессе субъектов Северо-Кавказского федерального округа шире в сравнении с кругом субъектов законодательной инициативы федерального законодатель-ного процесса).
7. Субъектный состав регионального правового мониторинга за-конопроекта и закона включает в себя органы государственной вла-сти, для одних из которых осуществление мониторинговой деятель-ности является основной функцией, для других – дополнительной.
Правовой мониторинг законопроекта и закона на региональном уровне в субъектах Северо-Кавказского федерального округа должен проводиться различными органами государственной власти. При этом методическое руководство должны быть возложено на специальные мониторинговые органы, созданные при парламентах субъектов Се-веро-Кавказского федерального округа.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы в дальнейших исследовани-ях, касающихся повышения качества и эффективности законов, орга-
9
низации и осуществления правового мониторинга правовых актов и их проектов в Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в воз-можности использования его результатов в процессе разработки орга-низационных основ правового мониторинга законопроекта и закона на региональном уровне, в том числе в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, законодательными и исполнительными органа-ми государственной власти.
Результаты диссертационного исследования могут быть использо-ваны в научной и учебно-методической деятельности при разработке и преподавании учебных курсов по теории государства и права, пробле-мам теории государства и права, юридической технике, конституцион-ному праву, законотворческому процессу, иных учебных курсов, затра-гивающих проблемы законотворческой деятельности, юридической техники и правового мониторинга законопроекта и закона.
Апробация диссертационной работы. Основные теоретические положения и выводы работы обсуждались на Международном конгрес-се студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива - 2007» (Нальчик, 2007); на IX Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Норма, Закон, Законодательство, Право» (Пермь, 2007); на Международной научной конференции студентов, аспирантов и мо-лодых ученых «Правовая система и вызовы современности» (Уфа, 2007); на Международной научно-практической конференции «Совре-менное состояние российского законодательства: проблемы, пути со-вершенствования, антикоррупционные аспекты» (Пенза, 2008); на III Всероссийской научно-практической конференции «Правовая система России: современное состояние и актуальные проблемы» (Москва, 2010), в Парламенте КБР и опубликованы в 12 научных статьях.
Структура диссертации обусловлена ее предметом, целью и задачами. Она состоит из введения, трех глав, включающих семь па-раграфов, заключения, списка использованных нормативных источ-ников, литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновываются актуальность темы, цели, задачи, теоретико-методологическая основа исследования, раскрываются на-учная новизна, теоретическое и практическое значение работы, сфор-мулированы положения и выводы, выносимые на защиту.
10
Первая глава «Понятие регионального правового мониторин-га законопроекта и закона» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Понятие, объект, субъекты, цели и задачи регионального правового мониторинга законопроекта и закона (мно-гообразие подходов)» раскрываются концептуальные основы регио-нального правового мониторинга законопроекта и закона. Автор предлагает понятие, согласно которому региональным правовым мо-ниторингом законопроекта и закона является система наблюдения, контроля, оценивания, прогнозирования состояния жизненного цикла закона субъекта Российской Федерации, включающего законодатель-ный процесс (от внесения законодательной инициативы в форме идеи законопроекта до официального опубликования закона).
Целями, ради которых необходимо создание и функционирова-ние регионального правового мониторинга законопроекта и закона, являются выработка приемов и способов приведения регионального законодательства в оптимальное состояние, устранение нежелатель-ных последствий действия закона.
Объектом регионального правового мониторинга законопроекта и закона выступают региональные законопроекты и законы. По мне-нию соискателя, региональный правовой мониторинг законопроекта и закона должен включать в себя в себя действующие и разрабатывае-мые региональные законы и законопроекты. Включение в объект ре-гионального правового мониторинга проектов законов, действующих законов дает возможность достигнуть наибольшей результативности в ходе осуществления мониторинговой деятельности.
Субъектами регионального правового мониторинга законопро-екта и закона должны выступать органы государственной власти и их должностные лица и специально созданные указанными органами структуры, которые в соответствии с законодательством обладают полномочиями по осуществлению государственного контроля за со-стоянием законодательства и его применением: 1) законодательные органы государственной власти; 2) исполнительные органы государ-ственной власти; 3) правоохранительные органы, в том числе судеб-ные; 4) структуры, специально созданные субъектами регионального правового мониторинга законопроекта и закона для его ведения; 5) участники мониторинга по поручению субъектов регионального правового мониторинга законопроекта и закона.
В параграфе определены задачи и цель, стоящие перед регио-нальным правовым мониторингом законопроекта и закона, которые необходимо реализовать в процессе его осуществления, достижение и
11
реализация которых станут залогом существования качественной за-конодательной системы и качественной правоприменительной дея-тельности в дальнейшем.
Целью регионального правового мониторинга законопроекта и закона является способствование созданию качественных и эффек-тивных региональных законодательного процесса, системы законов и здоровой правовой системы в регионах и стране в целом.
Для достижения этой цели, как полагает автор, важно решить следующие задачи:
1. Оценивание соответствия регионального закона детерминан-там, обусловившим его принятие.
2. Оценивание степени соответствия разрабатываемого регио-нального закона планируемым результатам его действия.
3. Наблюдение и оценивание состояния общественных отноше-ний, регулируемых региональным законом.
4. Прогнозирование и оценивание будущего состояния объекта регионального правового мониторинга законопроекта и закона.
5. Наблюдение и оценивание эффективности законодательного процесса, в ходе которых наблюдалась бы и оценивалась бы законо-творческая деятельность органов государственной власти.
6. Наблюдение и оценивание эффективности деятельности субъ-ектов регионального законодательного процесса.
7. Наблюдение и оценивание эффективности регионального правоприменительного процесса, в ходе которых наблюдалась бы и оценивалась бы правоприменительная деятельность региональных органов государственной власти.
8. Наблюдение и оценивание деятельности субъектов регио-нального правового мониторинга законопроекта и закона в ходе его осуществления.
Во втором параграфе «Методологические основы регионального правового мониторинга законопроекта и закона» анализируются ме-тодологические основы регионального правового мониторинга зако-нопроекта и закона, методы, способы и средства, составляющие их, а также совокупность принципов, на которых они основаны. По мне-нию автора, система методов регионального правового мониторинга законопроекта и закона должна состоять из следующих методов: 1) наблюдение; 2) сбор информации; 3) анализ; 4) синтез; 5) оценка; 6) прогнозирование.
При осуществлении регионального правового мониторинга за-конопроекта и закона могут быть использованы такие средства и
12
приемы, как психологические, конкретно-социологические, матема-тические, моделирование, абстрагирование, интервьюирование, со-циологические опросы, проведение конференций, «круглых столов» и др. Данные приемы и средства могут быть применены как в рамках одного метода, так и нескольких методов.
Методология регионального правового мониторинга законопро-екта и закона базируется на принципах, которые выступают осново-полагающими началами проведения регионального правового мони-торинга, которым должны быть подчинены все действия в ходе его проведения.
В системе регионального правового мониторинга законопроекта и закона соискатель выделяет следующие принципы: 1) научности; 2) всесторонности и комплексности; 3) законности; 5) информацион-ной открытости; 6) плановости; 7) финансовой обеспеченности; 8) коллегиальности.
В третьем параграфе «Стадии проведения регионального право-вого мониторинга законопроекта и закона в субъектах Северо-Кавказского федерального округа» обосновывается, необходимость проведения регионального правового мониторинга законопроекта и закона на протяжении всего жизненного цикла закона, от внесения законодательной инициативы в форме идеи законопроекта до реали-зации закона. Соискатель выдвигает положение, согласно которому стадии регионального правового мониторинга в субъектах Северо-Кавказского федерального округа должны быть неразрывно связаны со стадиями законодательного процесса.
Региональный правовой мониторинг законопроекта и закона име-ет стадийную структуру, включающую в себя:
1) подготовительную стадию, состоящую из следующих этапов: а) правовое, техническое обеспечение организации и проведения мо-ниторинга; б) выбор общих и определение специальных критериев оценки объектов мониторинга; в) определение объекта регионального правового мониторинга; г) определение субъектов и участников ре-гионального правового мониторинга; д) выбор способов проведения регионального правового мониторинга;
2) основную стадию проведения регионального правового мони-торинга законопроекта и закона, являющуюся ядром всего монито-рингового процесса, состоящую из следующих этапов: а) региональ-ный правовой мониторинг проектов законов, действующих законов; б) составление информационных, аналитических материалов; в) фор-мулирование результатов регионального правового мониторинга за-
13
конопроекта и предложений по их реализации; г) доведение результа-тов регионального правового мониторинга до сведения заинтересо-ванных лиц; д) размещение информации о результатах регионального правового мониторинга в СМИ;
3) завершающую стадию - исполнение результатов регионального правового мониторинга законопроекта и закона, включающую в себя следующее этапы: а) выбор способов реализации результатов регио-нального правового мониторинга и их воплощение в жизнь; б) кон-троль за ходом реализации результатов регионального правового мо-ниторинга законопроекта и закона.
В работе проводится классификация различных видов регио-нального правового мониторинга законопроекта и закона, которые дифференцируются по различным основаниям: 1) по объекту; 2) по направлению деятельности субъекта мониторинга; 3) по видам орга-нов государственной власти, проводящих правовой мониторинг; 4) по времени действия исследуемого закона; 5) по продолжительности осуществления регионального правового мониторинга; 6) по направ-ленности выносимых решений, предложений; 7) по цели проведения правового мониторинга.
Автором сделан вывод о том, что правовой мониторинг законо-проекта и закона, как правило, является комплексным.
Вторая глава «Законы и законопроекты субъектов Российской Федерации как объекты регионального правового мониторинга за-конопроекта и закона» включает два параграфа.
Первый параграф «Проблемы регионального законодательства» раскрывает характерные черты, особенности законодательства и за-конодательного процесса в регионах Российской Федерации, сделаны попытки оценить качество регионального законодательства, выделить ошибки, свойственные региональному законодательству, а также вы-явить их причины.
Критериями, при помощи которых оценивается качество зако-нов, выступают, во-первых, принципы, изложенные в Конституции Российской Федерации, во-вторых, соответствие реалиями, в которых принят закон, в-третьих, возможность выполнения изложенных в них программ, в-четвертых, соблюдение юридической техники. Наруше-ние первых трех групп требований приводит к совершению содержа-тельных ошибок, а четвертой – к технико-юридическим.
По мнению автора, причинами ошибок в региональном законо-дательстве являются: 1) несовершенство законопроектного планиро-вания, слабая координация работы ветвей власти в этом процессе, не-
14
достаточный контроль за его выполнением; 2) недостаточная прора-ботка законопроектов, отсутствие системности и концептуального подхода к их содержанию; 3) недостаточно квалифицированная под-готовка проектов, отсутствие финансово-экономической экспертизы; 4) недостаточно глубокое предварительное обсуждение внесенных законопроектов комитетами, отсутствие четкой системы доработки законопроектов совместно с их инициаторами; 5) неполная урегули-рованность законодательного процесса; 6) отсутствие экспертизы на установление логических и лингвистических ошибок.
Во многом проблемы регионального законодательства связаны с его относительной «молодостью» и тем, что после коренного перелома в устройстве государства, его правовой системе и правовой политике, региональным законодательным органам власти пришлось в спешном порядке создавать новую систему регионального законодательства, так как не было той основы, соответствующей новым потребностям, кото-рую можно было бы постепенно изменять и развивать.
Во втором параграфе «Повышение эффективности законо-творческой деятельности: стратегия и тактика» автором предло-жены способы решения проблем, стоящих перед законодательным процессом и законодательством.
Для повышения качества и эффективности российского законо-дательства необходимы разработка методических основ правотворче-ства и принятие правовых актов, регулирующих порядок разработки и принятия законов.
Одним из направлений совершенствования законодательства, как полагает соискатель, должно стать повышение уровня профессио-нальной подготовки выпускников юридических вузов, путем введе-ния специальных юридических дисциплин, посвященных юридиче-ской технике, правовому мониторингу законопроектов и законов, а также повышение профессионального уровня депутатов, разработчи-ков законов, экспертов по средствам проведения курсов повышения квалификации, тренингов и т.д.
Необходимо уделять повышенное внимание экспертной дея-тельности, расширить круг вопросов, подлежащих решению в рамках экспертизы. Важным направлением в повышении эффективности за-конотворческого процесса, законодательства в целом должен стать правовой мониторинга законопроекта и закона.
При проведении всех мер, направленных на решение законода-тельных проблем, автор считает, что необходимо помнить о том, что российская правовая система состоит из двух блоков: федерального и
15
регионального, поэтому федеральные и региональные органы госу-дарственной власти должны действовать сообща, нельзя рассматри-вать проблему повышения эффективности законодательства как про-блему только федерального уровня, либо как проблему только регио-нального уровня.
Третья глава диссертационного исследования «Региональный правовой мониторинг законопроекта и закона как средство вы-явления особенностей законодательства субъектов Российской Федерации» состоит из двух параграфов.
В первом параграфе «Характерные особенности законодатель-ства субъектов Северо-Кавказского федерального округа» выделя-ются специфические черты законодательного процесса и законода-тельства субъектов Северо-Кавказского федерального округа.
Особенности законодательного процесса субъектов Северо-Кавказского федерального округа связаны с особенностями организа-ции и функционирования парламентов субъектов Северо-Кавказского федерального округа, осуществления ими законодательной деятель-ности. Главными особенностями выступают однопалатность парла-ментов субъектов Северо-Кавказского федерального округа и, соот-ветственно, принятие закона в целом парламентом, а не двумя пала-тами, как это происходит в Федеральном Собрании РФ.
Экспертная работа в парламентах субъектов Северо-Кавказского федерального округа проводится по отношению к законопроектам в целях установления соответствия законодательству Российской Фе-дерации, законам субъекта РФ, правилам юридической техники, лин-гвистическим правилам. Однако экспертная деятельность осуществ-ляется экспертами-юристами, без привлечения к ней экспертов-лингвистов, специалистов различных областей, которые призваны в будущем урегулировать законопроект. Важным направлением зако-нодательной деятельности парламентов субъектов Северо-Кавказского федерального округа должно стать проведение более тщательной экспертизы законопроектов, использование при этом не только юридических знаний.
В целом для законодательства субъектов Северо-Кавказского федерального округа характерно наличие технико-юридических оши-бок, коллизионности и пробельности.
Соискателем сделан вывод о необходимости повышения уров-ня профессионализма законодателей, а также экспертов, участвую-щих в законодательной деятельности, систематизации законодатель-ства субъектов Северо-Кавказского федерального округа, издания
16
сборников, собраний законов, которые были бы в свободном и широ-ком доступе общественности, организации регионального правового законопроекта и закона в субъектах Северо-Кавказского федерально-го округа. Данный вывод стал возможен благодаря исследовательской работе, проведенной автором в Парламенте Кабардино-Балкарской Республики, Управлении Министерства юстиции Российской Феде-рации в Кабардино-Балкарской Республике.
Второй параграф «Организация регионального правового мони-торинга законопроекта и закона в субъектах Северо-Кавказского фе-дерального округа» представляет механизм организации регионального правового мониторинга законопроекта и закона на региональном уровне в субъектах Северо-Кавказского федерального округа.
При организации регионального правового мониторинга законо-проекта и закона необходимо учитывать двухуровневость организа-ции публичной власти и законодательства Российской Федерации. В силу чего необходима организация правового мониторинга на фе-деральном и на региональном уровне.
На основе проведенного анализа мониторинговой деятельности субъектов Российской Федерации, имеющих такой опыт, автором сделан вывод о том, что первоочередным шагом в организации регио-нального правового мониторинга законопроекта и закона должно стать принятие региональных законов о региональном правовом мо-ниторинге законопроекта и закона в каждом из субъектов Северо-Кавказского федерального округа.
Целесообразным было бы включение в субъектный состав ре-гионального правового мониторинга законопроекта и закона, осуще-ствляемого на территории Северо-Кавказского федерального округа, помимо региональных центров правового мониторинга при предста-вительных органах субъектов Северо-Кавказского федерального ок-руга, территориальные управления Министерства юстиции Россий-ской Федерации в субъектах Северо-Кавказского федерального окру-га, правовые управления аппаратов парламентов субъектов Северо-Кавказского федерального округа, аппаратов глав субъектов Северо-Кавказского федерального округа и др.
В системе органов правового мониторинга законопроекта и за-кона в субъектах Северо-Кавказского федерального округа должны будут созданы специальные мониторинговые органы при представи-тельных органах субъектов Северо-Кавказского федерального округа, на которые будут возложены ведущая, координирующая роль в осу-ществлении мониторинговой деятельности.
17
Центры регионального правового мониторинга законопроекта и закона при парламентах субъектов Северо-Кавказского федерального округа, выполняя координирующие функции, должны заниматься сбо-ром, систематизацией информации, полученной другими субъектами регионального правового мониторинга, где она должна быть исследова-на, проанализирована, после чего становится возможным вынесение на-учно-обоснованных, мотивированных решений, обязательных для ис-полнения органами, являющимися адресатами этих решений.
Касаясь проблемы повышения уровня профессионализма зако-нотворцев, депутатов парламентов субъектов Северо-Кавказского фе-дерального округа, незнания многими из них азов юридической тех-ники, центры правового мониторинга законопроекта и закона в субъ-ектах Северо-Кавказского федерального округа могли бы в рамках проведения мероприятий, направленных на повышение качества за-конодательства субъектов Северо-Кавказского федерального округа, организовывать и проводить тренинги, курсы повышения квалифика-ции законодателей, обучения их юридической технике.
Парламентам субъектов Северо-Кавказского федерального ок-руга, так и территориальным управлениям Министерства юстиции Российской Федерации в субъектах Северо-Кавказского федерального округа целесообразно ввести в их штаты единицы специалистов, экс-пертов, которые могли бы осуществлять лингвистическую эксперти-зу, имеющую большое значение для повышения качества законода-тельства. Однако возможно привлечение для проведения лингвисти-ческой экспертизы также специалистов научно-исследовательских институтов, вузов. Подобный опыт имеется у правоохранительных органов Кабардино-Балкарской Республики, направляющих на лин-гвистическую экспертизу образцы текстов специалистам «Лаборато-рии юрислингвистики» при кафедре русского языка и общего языко-знания Кабардино-Балкарского государственного университета в рамках криминологических экспертиз.
Автор убежден, что региональный законодательный процесс и механизм правового мониторинга законопроекта и закона в субъектах Северо-Кавказского федерального округа должен включать обяза-тельные антикоррупционную экспертизу (как это делается в Ставро-польском крае), лингвистическую экспертизу (проводимую эксперта-ми-лингвистами) и экспертизу, проводимую с целью выявления соци-альной необходимости принятия, действия закона.
При помощи правового мониторинга законопроекта и закона должна устраняться пробельностью и коллизионность в законода-
18
тельстве. По мнению соискателя, эффективным было бы проведение центрами правового мониторинга законопроекта и закона при парла-ментах субъектов Северо-Кавказского федерального округа конфе-ренций, круглых столов с привлечением общественности, также со-циологических опросов с целью выявления пробельных мест в зако-нодательстве субъектов Северо-Кавказского федерального округа, областей общественной жизни субъектов Северо-Кавказского феде-рального округа, требующих реформирования их правового режима.
Работа, проведенная всеми субъектами регионального правового мониторинга законопроекта и закона, завершается вынесением реше-ний центрами правового мониторинга субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Решения, выносимые центрами правового мо-ниторинга субъектов Северо-Кавказского федерального округа долж-ны носить обязательный характер, поэтому они должны быть не толь-ко правовыми, но и научно обоснованными.
Целесообразным было бы формирование результатов проведен-ного правового мониторинга законопроекта и закона в субъектах Се-веро-Кавказского федерального округа в отчеты о проведенной дея-тельности в периодических изданиях, доступных всем государствен-ным органам, должностным лицам, населению субъектов Северо-Кавказского федерального округа, которые могли бы выпускаться центрами правового мониторинга при парламентах субъектов Северо-Кавказского федерального округа.
В заключении подведены итоги предпринятого исследования регионального правового мониторинга законопроекта и закона в субъектах Северо-Кавказского федерального округа.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях соискателя:
а) в журналах, рекомендованных ВАК
Министерства образования и науки Российской Федерации:
1. Тлупова А.В. Принципы и методы проведения правового монито-ринга законодательства // Право и политика. - 2009. - № 9 (117). - С. 1868-1875.
2. Тлупова А.В. Рассмотрение подходов к определению понятия пра-вового мониторинга (анализ понятий правового мониторинга) // Право и государство. - 2009. - № 11 (59). - С. 11-14.
3. Тлупова А.В. Организация правового мониторинга законодатель-ства и законодательного процесса на федеральном уровне // Право и государство. - 2009. - № 7 (99). - С. 14-18.
19
б) в других изданиях:
4. Тлупова А.В. Определение понятия правового мониторинга // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. - 2007. - Вып. 2. - С. 57-59.
5. Тлупова А.В. К вопросу исследования правового мониторинга за-кона в современных условиях // Перспектива - 2007: Материалы Международного конгресса студентов, аспирантов и молодых ученых. Том 3. Нальчик, Кабардино-Балкарский государственный университет. - 2007. - С. 240 - 243.
6. Тлупова А.В. Определение понятия и стадий мониторинга зако-нодательства // Норма, Закон, Законодательство, Право: Материа-лы и тезисы докладов IX Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. Пермь. - 2007. - С. 46 - 48.
7. Тлупова А.В. Субъекты и объекты мониторинга законодательства // Правовая система и вызовы современности: Материалы IV Меж-дународной научной конференции студентов, аспирантов и моло-дых ученых. Уфа. - 2007. - С. 43-45.
8. Тлупова А.В. К вопросу изучения мониторинга законодательства // Экономические, юридические и социально-культурные аспекты развития региона: Сборник научных трудов. Челябинск. - 2008. - С. 82-85.
9. Тлупова А.В. Роль мониторинга законодательства в изменении качества законотворческого процесса и правоприменения // Со-временное состояние российского законодательства: проблемы, пути совершенствования, антикоррупционные аспекты: Материа-лы Международной научно-практической конференции. Пенза. - 2008. - С.126-127.
10. Тлупова А.В. Правовой мониторинг как средство повышения эф-фективности законотворческого процесса и практики исполнения законов в РФ // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. - 2008. - Вып. 3. - С. 44-46.
11. Тлупова А.В. Классификация видов правового мониторинга зако-нодательства // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. - 2010. - Вып. 4. - С. 27-29.
12. Тлупова А.В., Шогенцуков Р.С. Правила юридической техноло-гии в механизме правового мониторинга законодательства // Пра-вовая система России: Современное состояние и актуальные про-блемы: Материалы III Всероссийской научно-практической кон-ференции. НИИРРР. Москва. - 2010. - С. 137-140.
20
Подписано в печать 10.04.2012
Формат 60х84 1/16 Усл.печ.л. 1,17 Уч.-изд.л. 1,02
Бумага офсетная Тираж 100 экз. Заказ 84
Отпечатано в Издательско-полиграфическом комплексе
Ставропольского государственного университета.
355009, Ставрополь, ул. Пушкина, 1.
21
Файлы: 
Порядок отображения: 
0