2012avtoref1312

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Бобряшова Марина Александровна
 
28 марта 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Права на земельные участки иностранных физических и юридических лиц в России» (специальность 12.00.06 – земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д.002.002.01
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Бобряшова М.А. Права на земельные участки иностранных физических и юридических лиц в России: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 32.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref1312 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Бобряшова М.А. Права на земельные участки иностранных физических и юридических лиц в России: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 32.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
На правах рукописи
Бобряшова Марина Александровна
ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ИНОСТРАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
Специальность: 12.00.06 - природоресурсное право;
аграрное право; экологическое право
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва – 2012
2
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учрежде-нии науки Институт государства и права Российской академии наук
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент
Землякова Галина Леонидовна
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор
Сыродоев Николай Алексеевич
кандидат юридических наук, доцент
Зиновьева Ольга Анатольевна
Ведущая организация: Российская академия правосудия
Защита состоится 28 марта 2012 года в 14 часов 00 минут на заседании со-вета по защите диссертаций Д.002.002.01 в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институт государства и права Российской ака-демии наук по адресу: 119991, Москва, ул. Знаменка, д. 10.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государ-ственного бюджетного учреждения науки Институт государства и права Рос-сийской академии наук.
Автореферат разослан «___» февраля 2012 года.
Ученый секретарь
совета по защите диссертаций
кандидат юридических наук, доцент Г.Л. Землякова
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования.
Вопрос о правах иностранных физических и юридических лиц на земель-ные участки был актуален для Российского государства с самого начала его об-разования, по своей значимости занимал одно из центральных мест в отечест-венном законодательстве. Истории известно о пребывании иностранцев в Древ-ней Руси с X в., с XIV в. возникает и в последующие столетия развивается под влиянием различных факторов (международных, политических, экономиче-ских, социально-культурных) нормативное регулирование земельных отноше-ний с участием иностранных физических и юридических лиц.
В настоящее время, согласно официальным данным, в России проживает порядка десяти миллионов иностранцев1. В отличие от ряда иностранных госу-дарств, Россия предоставила иностранным физическим лицам (иностранным гражданам и лицам без гражданства) и иностранным юридическим лицам ши-рокие права в сфере земельных отношений, в том числе право приобретения в собственность земельных участков, находящихся на территории Российской Федерации. Например, в Австрии, Дании, Швейцарии, Швеции и других стра-нах для приобретения земельных участков указанными лицами требуется полу-чение разрешения местных или центральных органов власти; в Финляндии ино-странные юридические лица и юридические лица, 20 (в отдельных случаях бо-лее 40) процентов уставного капитала которых принадлежит иностранным фи-зическим и юридическим лицам, не имеют права без разрешения Государствен-ного Совета приобретать земельные участки на срок более двух лет; в ряде штатов США и провинций Канады установлены запреты и ограничения на по-купку земельных участков иностранными физическими лицами2.
1 См.: Migration and Remittances: Top Countries. World bank // URL: http://siteresources. Worldbank.org/INTPROSPECTS/Resources/334934-1199807908806/Top10.pdf (дата обращения: 12.01.2012).
См. также: URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=490195 (дата обращения: 12.01.2012); URL: http://www.pravda.ru/society/how/01-07-2011/1082344-migranty-0/ (дата обращения: 12.01.2012).
2 См.: Аликиева А.М. Права иностранных граждан и иностранных юридических лиц в сфере земельных отношений в Российской Федерации // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2003. № 1-2. С. 7.
4
Российское законодательство, устанавливая в отношении иностранных фи-зических и юридических лиц национальный режим в сфере земельных отноше-ний, предусматривает для указанных лиц определенные ограничения в правах на земельные участки в публичных интересах. Вместе с тем, законодательство, регулирующее участие иностранных физических и юридических лиц в земель-ных отношениях в России, содержит множество пробелов и нечетких формули-ровок, что не только создает сложности для данных лиц в реализации их закон-ных прав на земельные участки в России, влечет снижение инвестиционной привлекательности России для иностранного капитала3, но и может повлечь злоупотребления правами на земельные участки со стороны иностранных фи-зических и юридических лиц.
Так, законодательно не определен земельно-правовой статус граждан Рос-сии, имеющих гражданство иностранного государства (бипатридов); россий-ские юридические лица с участием иностранного капитала ограничены в правах только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, то есть российское юридическое лицо, в том числе юридическое лицо, 100 про-центов уставного капитала которого принадлежит иностранным физическим и юридическим лицам, не ограничивается в правах на земельные участки иных категорий земель; в законодательстве не достаточно четко определены права на земельные участки иностранных физических и юридических лиц ― собствен-ников расположенных на них зданий, строений, сооружений; законодательно не определена судьба ограниченных вещных прав на земельные участки, возник-ших у иностранных физических и юридических лиц по основаниям, допускае-мым законом; существуют противоречия между Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее ― За-кон о КФХ) и Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее ― Закон об обороте земель) по вопросу о возможности приобретения иностранными физическими лицами в
3 См., например: Sornarajah M. The International Law on Foreign Investment. Cambridge, 1994. P. 6; Comauex P., Kinsella S. International Law on the Protection of Foreign Investments. New York, 1997. P. 206.
5
собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначе-ния для ведения фермерских хозяйств.
Учитывая особую значимость земли как основы жизни и деятельности на-родов, проживающих на соответствующей территории, а также особый право-вой статус иностранных физических и юридических лиц, законодательство, ре-гулирующее земельные отношения с участием указанных лиц, должно быть четким. Необходимостью проведения специального исследования земельно-правового статуса иностранных физических и юридических лиц, разработки теоретической концепции участия данных лиц в земельных отношениях в Рос-сии, а также совершенствования действующего законодательства о правах на земельные участки указанных лиц обусловлена актуальность диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследова-ния. К настоящему времени не существует монографических исследований, посвященных комплексному изучению содержания земельно-правового статуса иностранных физических и юридических лиц в России.
Вопрос участия иностранных физических и юридических лиц в земельных отношений в дореволюционной России освещался в трудах И. Андреевского, Н.Л. Дювернуа, А.С. Мулюкина и других выдающихся ученых. В советский пе-риод правовое положение иностранных физических и юридических лиц как участников земельных отношений практически не исследовалось. Вопрос о правах указанных лиц на земельные участки в России начал активно обсуж-даться в период перехода от командно-административной к рыночной системе хозяйствования. Однако многолетние дискуссии о самой возможности и преде-лах участия иностранных физических и юридических лиц в земельных отноше-ниях в России имели, прежде всего, общественно-политический (идеологиче-ский), а не научный характер. Некоторые проблемы земельно-правового стату-са иностранных физических и юридических лиц нашли отражение в отдельных научных статьях, однако данные исследования имеют фрагментарный характер.
6
Тема участия иностранных физических и юридических лиц в земельных отношениях в России исследовалась в некоторых диссертационных работах, но они касались либо отдельных вопросов земельно-правового статуса указанных лиц, либо имели гражданско-правовую направленность. Например, в диссерта-ции С.Л. Колчина4 рассматривался только вопрос участия в земельных отноше-ниях иностранных физических и юридических лиц, осуществляющих коммер-ческую деятельность (иностранных инвесторов) в России. Кроме того, данная работа была написана до вступления в силу Закона об обороте земель. В дис-сертации В.С. Маленко5 рассматривался в основном только гражданско-правовой аспект регулирования земельного оборота с участием иностранных физических и юридических лиц, специфика земельно-правового регулирования данных отношений в работе не отражена в достаточной степени.
Таким образом, несмотря на значительные достижения в исследовании про-блем правового регулирования земельных отношений, вопрос участия иностран-ных физических и юридических лиц в земельных отношениях в России до на-стоящего времени оказался практически не исследованным.
Целью диссертационной работы является проведение комплексного ис-следования земельно-правового статуса иностранных физических и юридиче-ских лиц в России, формулирование теоретических выводов и практических ре-комендаций по совершенствованию законодательства о правах на земельные участки иностранных физических и юридических лиц на основе критического анализа российского законодательства и практики его применения.
Постановка указанной цели определила необходимость решения сле-дующих задач исследования: выявление закономерностей в развитии правового регулирования земель-ных отношений с участием иностранных физических и юридических лиц на про-тяжении всей истории существования Российского государства;
4 Колчин С.Л. Право на землю как фактор привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Фе-дерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001.
5 Маленко В.С. Гражданско-правовое регулирование земельного оборота с иностранным элементом: Дис. канд. юрид. наук. М., 2007.
7
раскрытие содержания понятий «иностранное физическое лицо» и «ино-странное юридическое лицо»; раскрытие содержания понятия «земельно-правовой статус иностранных физических и юридических лиц в России»; определение видов и объема прав на земельные участки иностранных фи-зических и юридических лиц в России; определение объема прав на земельные участки бипатридов и юридиче-ских лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных физи-ческих и юридических лиц составляет 50 процентов и более; выявление связи между изменением физическим лицом своего гражданст-ва и объемом его прав на земельные участки в России; выявление связи между правами иностранных физических и юридических лиц на земельные участки и их правами на здания, строения, сооружения, распо-ложенные на таких земельных участках; выявление ограничений в правах иностранных физических и юридиче-ских лиц на земельные участки, а также исключений из общего правила об ог-раничении указанных лиц в правах на земельные участки; определение особенностей наследования иностранными гражданами и ли-цами без гражданства земельных участков в России; проведение критического анализа действующего законодательства, регу-лирующего земельные отношения с участием иностранных физических и юри-дических лиц.
Объектом диссертационного исследования выступает система общест-венных отношений, возникающих в процессе осуществления иностранными физическими и юридическими лицами принадлежащих им прав на земельные участки, находящиеся на территории Российской Федерации.
Предметом диссертационного исследования являются нормативные пра-вовые акты, а также международные договоры Российской Федерации, регули-
8
рующие земельные отношения с участием иностранных физических и юриди-ческих лиц в России.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили мо-нографии и научные статьи в области теории и истории права и государства, конституционного, земельного, лесного, гражданского, международного част-ного, административного права, имеющие прямое или косвенное отношение к теме диссертационного исследования.
Правам иностранных физических и юридических лиц, в том числе на зе-мельные участки, в России уделялось большое внимание в дореволюционной литературе в трудах: И. Андреевского, М.Ф. Владимирского-Буданова, В.М. Гессена, А.Г. Гойхбарга, Н.Л. Дювернуа, В.И. Курдиновского, Б. Лакиера, Д.И. Мейера, И.Д. Мордухай-Болтовского, А.С. Мулюкина, К.А. Неволина, К.П. По-бедоносцева, В.И. Сергеевича, Б.Н. Чичерина, Л. Шалланд. При написании ис-торической части диссертационного исследования использовались также рабо-ты: Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева.
В ходе работы над диссертацией значительное внимание было уделено изучению трудов российских ученых-специалистов в области общей теории права и государства, истории права и государства, конституционного, админи-стративного права: В.Л. Лазарева, А.И. Мелихова, Н.И. Назаренко, В.С. Нерсе-сянца, Н.Г. Салищевой, А.М. Тесленко. При рассмотрении вопросов правосубъ-ектности иностранных физических и юридических лиц, а также иных вопросов гражданско-правового характера использовались работы российских ученых-цивилистов: Т.Е. Абовой, Л. Ануфриевой, М.М. Богуславского, Н.П. Лотнико-вой, В.С. Маленко, С.Ю. Марочкина, А.П. Сергеева, С.А. Степанова, И.З. Фар-хутдинова.
Особое внимание в диссертации было уделено изучению работ российских ученых в области земельного и лесного права: А.М. Аликиевой, Л.В. Амосовой, А.П. Анисимова, М.В. Бархатова, С.А. Боголюбова, М.И. Васильевой, А.И. Дихтяр, В.А. Ершова, И.А. Иконицкой, М.И. Козыря, А.В. Мазурова, А.И. Ме-
9
лихова, Е.Л. Мининой, В.В. Нахратова, С.Ю. Селифоновой, М.Ю. Тихомирова, В.В. Устюковой, Г.В. Чубукова и других ученых.
Методологические основы диссертационного исследования. В процессе научного исследования использовались две группы методов: общие и специ-альные. К числу общих относятся: диалектический метод как основной способ объективного и всестороннего познания действительности, а также формально-логический метод, в том числе приемы анализа и синтеза, дедукции и индук-ции, системный подход. Из специальных методов познания применялись фор-мально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, метод пра-вового моделирования и другие методы научного познания. Использование указанных методов позволило автору исследовать анализируемые отношения в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили: мате-риалы судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, арбит-ражных судов, материалы периодической печати и справочная литература, имеющие отношение к теме исследования.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые в науке земельного права проведено комплексное монографическое исследование земельно-правового статуса иностранных физических и юриди-ческих лиц в России с X в. до конца XX в.; проанализированы основные про-блемы формирования института земельно-правового статуса иностранных фи-зических и юридических лиц в современной России; предпринята попытка оп-ределения оптимального для России направления реформирования законода-тельства о правах на земельные участки иностранных физических и юридиче-ских лиц с учетом исторического развития Российского государства; выявлены ограничения в правах указанных лиц на земельные участки, а также исключе-ния из общего правила об ограничении иностранных физических и юридиче-ских лиц в правах на земельные участки; предложено определение земельно-правового статуса иностранных физических и юридических лиц; предложен
10
новый подход к определению объема прав на земельные участки бипатридов, и юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностран-ных физических и юридических лиц составляет 50 процентов и более; дана оценка действующему законодательству, регулирующему земельные отноше-ния с участием иностранных физических и юридических лиц, сформулированы конкретные предложения по совершенствованию этого законодательства.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения, отра-жающие новизну проведенного исследования:
1. С давних времен иностранным физическим и юридическим лицам предоставлялись права, в том числе право собственности, на земельные участки в России. При этом объем прав на земельные участки указанных лиц в различ-ные исторические периоды зависел от внутренней и внешней политики госу-дарства в целом и от политики, проводимой в отношении иностранных физиче-ских и юридических лиц: в те периоды, когда Российское государство особо нуждалось в иностранцах, их знаниях, навыках и опыте, для них создавались наиболее благоприятные условия жизни и деятельности в России, в том числе в сфере земельных отношений; когда же предоставление иностранным физиче-ским и юридическим лицам широких прав создавало угрозу территориальной целостности и безопасности Российского государства, они ограничивались в правах на земельные участки или лишались их вовсе.
Действующее законодательство Российской Федерации в целом направле-но на расширение участия иностранных физических и юридических лиц в зе-мельных отношениях в России. По мнению диссертанта, необходимо сбаланси-ровать правовое регулирование в сфере земельных отношений таким образом, чтобы, с одной стороны, использовать весь потенциал (знания, опыт, ресурсы) иностранных физических и юридических лиц с максимальной выгодой для раз-вития российской экономики (сельского хозяйства, промышленности). С дру-гой стороны, ― ограничить участие указанных лиц в земельных отношениях в России исходя из соображений безопасности государства, с учетом значения
11
земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответст-вующей территории.
2. Следует распространить установленные для иностранных юридиче-ских лиц ограничения в правах на земельные участки, относящиеся к любым категориям земель, на юридических лиц, в уставном (складочном) капитале ко-торых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридиче-ских лиц составляет 50 процентов и более, поскольку российским и иностран-ным физическим и юридическим лицам, имеющим долю в уставном (складоч-ном) капитале таких юридических лиц, предоставлены равные или даже нерав-ные в пользу последних возможности в принятии значимых для юридических лиц решений.
3. Граждане России, имеющие гражданство иностранного государст-ва, обладают особым статусом, отличным от статуса российских граждан, не имеющих иного гражданства, иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако участие в земельных отношениях бипатридов не требует специальной регламентации. Указанные лица должны обладать правами на земельные участ-ки в полном объеме, без учета ограничений, установленных для иностранных граждан.
4. Под земельно-правовым статусом иностранных физических и юри-дических лиц в России предлагается понимать совокупность прав на земельные участки и обязанностей иностранных граждан, лиц без гражданства, иностран-ных юридических лиц и юридически лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юри-дических лиц составляет 50 процентов и более, возникающих в связи с исполь-зованием земельных участков в России, а также ограничений в правах на зе-мельные участки, установленных федеральными законами для указанных лиц в интересах российского общества и государства.
Институт земельно-правового статуса иностранных физических и юриди-ческих лиц в России еще не сформирован, так как отсутствует достаточная за-конодательная база для комплексного правового регулирования земельных от-
12
ношений с участием иностранных физических и юридических лиц. В настоящее время можно говорить лишь о наличии отдельных элементов указанного инсти-тута. Сформулированные в диссертации выводы и предложения по совершен-ствованию действующего земельного законодательства могли бы послужить основой для формирования института земельно-правового статуса иностранных физических и юридических лиц в России.
5. Диссертантом обосновывается позиция, согласно которой земель-ные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, находящиеся на приграничных территориях Российской Федерации, являются не объектами, ограниченными в обороте, а объектами, в отношении оборота которых земельным законодательством в публичных интересах уста-новлены особые правила.
6. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного на-значения», устанавливающий для иностранных юридических лиц и юридиче-ских лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранного уча-стия составляет более чем 50 процентов, запрет на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на иных правах, кроме аренды, не определяет судьбу права постоянного (бессрочного) пользования, возникшего у таких лиц на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения по основаниям, допускаемым законом. Представляется, указанные лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования зе-мельными участками из земель сельскохозяйственного назначения на право аренды по правилам, предусмотренным ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
7. Иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие на правах постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками, за исключением земельных участков из зе-мель сельскохозяйственного назначения, на которые распространяется действие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также земельных участков, находящихся на приграничных и иных установ-
13
ленных особо территориях Российской Федерации, вправе приобрести такие земельные участки в собственность за плату по правилам, предусмотренным статьями 28 и 34 ЗК РФ. То есть в отношении указанных лиц не применяется установленный в ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» для граждан России упрощенный порядок оформления в собст-венность земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бес-срочное) пользование, пожизненное наследуемое владение.
8. При изъятии для государственных или муниципальных нужд зе-мельных участков, ранее предоставленных иностранным физическим лицам на правах постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, иностранным юридическим лицам ― на праве постоянного (бессроч-ного) пользования, указанным лицам, помимо возмещения убытков, вызванных таким изъятием, должны быть предоставлены, по их желанию, земельные уча-стки взамен изымаемых в собственность за плату или в аренду на 49 лет, по-скольку из всех предусмотренных Земельным кодексом РФ видов прав на зе-мельные участки только права собственности и долгосрочной аренды могут равноценно заменить права постоянного (бессрочного) пользования и пожиз-ненного наследуемого владения земельными участками. Однако при предос-тавлении равноценных земельных участков в порядке изъятия для государст-венных или муниципальных нужд должны учитываться ограничения в правах на земельные участки, предусмотренные действующим законодательством для иностранных физических и юридических лиц.
9. Диссертант приходит к выводу о существовании противоречий ме-жду Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назна-чения» и Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» по вопросу о возможности иностранных граждан и лиц без гражданства иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для ведения фермерского хозяйства. В целях устранения существующих проти-воречий, предлагается для членов фермерского хозяйства, в состав которого входит хотя бы один иностранный гражданин (лицо без гражданства), устано-
14
вить запрет на обладание на праве общей собственности земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
10. Ограничения в правах на земельные участки, установленные рос-сийским законодательством для иностранных граждан, не распространяются на граждан Республики Беларусь, а также на граждан Республики Казахстан, Туркменистана, Киргизской Республики и Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, ― в силу международ-ных договоров, заключенных Россией с указанными государствами.
В связи с тем, что в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохо-зяйственного назначения» не содержится нормы, устанавливающей приоритет международных договоров России над указанным законом, диссертант предла-гает внести соответствующие изменения в статьи 2 и 3 названного закона.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследо-вания определяются его актуальностью, новизной и выводами как общетеоре-тического, так и практического характера. Материалы диссертации расширяют научное представление о содержании правового регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления иностранными физическими и юриди-ческими лицами принадлежащих им прав на земельные участки, находящиеся на территории Российской Федерации, могут послужить методологической и теоретической основами для дальнейших исследований в юридической науке, направленных на совершенствование и систематизацию земельного законода-тельства.
Основные предложения и выводы диссертации могут быть использованы: в научно-исследовательской работе при анализе формирования и развития зе-мельного права и законодательства; в процессе преподавания курса земельного и гражданского права для студентов вузов, при подготовке учебников и другой учебно-методической литературы по отдельным разделам земельного права, а также гражданского, предпринимательского, лесного и горного права; в право-творческой деятельности при совершенствовании действующего земельного
15
законодательства; в правоприменительной деятельности органов государствен-ной власти и органов местного самоуправления.
Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация выполнена и обсуждена в секторе сельскохозяйственного и земельного права Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института го-сударства и права Российской академии наук. Положения и выводы диссерта-ционного исследования изложены в четырех статьях, опубликованных в рецен-зируемых научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации основ-ных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами ис-следования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 13 параграфов, и библиографии. Список использованной литературы составляет 237 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации и характери-зуется степень ее разработанности, определяются объект, предмет, а также цели и задачи исследования, указывается методология исследования, обосновывает-ся его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются основные положения, выносимые автором на защиту, приводятся данные об апробации полученных в ходе исследования результатов, раскрывается струк-тура диссертационного исследования.
Первая глава диссертации ― «Права на земельные участки иностранных физических и юридических лиц в России с X в. до конца XX в.», состоящая из четырех параграфов, посвящена исследованию правового положения иностран-ных физических и юридических лиц как участников земельных отношений в России с X в. до конца XX в., выявлению закономерностей в развитии правово-го регулирования земельных отношений с участием указанных лиц в целях оп-ределения оптимального для России направления реформирования законода-
16
тельства о правах на земельные участки иностранных физических и юридиче-ских лиц с учетом исторического развития Российского государства.
В первом параграфе ― «Предоставление прав на земельные участки ино-странным физическим и юридическим лицам в Древней Руси (X в. ― первая половина XV в.)» ― отмечается, что в Древней Руси для иностранных физиче-ских лиц, имевших намерение приехать в Российское государство, не сущест-вовало никаких ограничений ни по национальным признакам, ни по вероиспо-веданию, ни по роду занятий. На основании того, что все положения древней-шего памятника русского права ― Русской Правды ― были рассчитаны на сво-бодного человека, кем бы он ни был, диссертант приходит к выводу о том, что свободным иностранным физическим лицам и созданным ими юридическим лицам в Древней Руси предоставлялся национальный режим, в том числе в от-ношении их прав на земельные участки: они могли обладать на праве собствен-ности ненаселенными землями, вотчинами могли обладать только иностранные граждане, состоявшие на княжеской военной службе.
Во втором параграфе ― «Права на земельные участки иностранных фи-зических и юридических лиц во второй половине XV в. ― XVII в.» ― указыва-ется, что, с одной стороны, въезд иностранцев в Московское государство был ограничен, с другой стороны, иностранные физические и юридические лица, которым разрешалось въезжать в Россию и осуществлять на ее территории свою деятельность, в ряде случаев уравнивались в правах на земельные участки с российскими подданными и юридическими лицами. Так, иностранцы, состо-явшие в России на государственной службе, помимо получения различных ви-дов содержания, зачастую жаловались и поместьями, ― наряду с российскими служилыми людьми. Право иностранцев обладать поместьями нашло наиболее полное выражение в Соборном Уложении 1649 г.
Вместе с тем, основным видом прав иностранных физических и юридиче-ских лиц на земельные участки в Московском государстве было право пользо-вания. Иностранные купцы в отношении земельных участков, на территории которых они вели торговлю и хранили свои товары, как правило, имели лишь
17
право пользования по договорам найма или аренды. Приобретать такие земель-ные участки в собственность вправе были только отдельные иностранные куп-цы и компании иностранных купцов с особого разрешения государства. Част-ные заводчики и фабриканты могли получать для нужд своих предприятий в безвозмездное пользование как ненаселенные земельные участки, так и целые волости с крестьянами.
В третьем параграфе ― «Предоставление прав на земельные участки иностранным физическим и юридическим лицам в Российской Империи (XVIII в. ― начало XX в.)» ― отмечается, что в период правления Петра I, отменив-шего ограничения на въезд в Россию иностранцев, иностранные купцы вправе были приобретать земельные участки в собственность для нужд их промыш-ленных предприятий. До 1721 г. производились крупные пожалования населен-ных имений иностранцам служилым, которым Указом о единонаследии 1714 г. разрешено было распоряжаться своими поместьями путем совершения сделок. Период правления Екатерины II характеризовался наибольшим благоприятст-вованием в правовом положении иностранцам в России: посредством принятия 4 декабря 1762 г. Манифеста «О позволении иностранцам, кроме жидов, выхо-дить и селиться в России и о свободном возвращении в свое отечество Русских людей, бежавших за границу» иностранцам было разрешено приезжать в Рос-сию на постоянное место жительства. В указанных целях правительство пре-доставляло таким лицам земельные участки в собственность.
В к. XVIII в. иностранцы, особенно подданные Франции и подчиненных ей государств, были ограничены в праве въезда в Россию и пребывания на ее тер-ритории, в правах по созданию предприятий, приобретению земельных участ-ков в целях осуществления их деятельности. Указанные ограничения существо-вали до 1860 г., когда император Александр II своим Указом «О правах пребы-вающих в России иностранцев» фактически предоставил иностранным физиче-ским и юридическим лицам национальный режим в торговле, земледелии и промышленности. Однако, в целях обеспечения безопасности Российского го-сударства, допускались изъятия из национального режима: иностранные физи-
18
ческие и юридические лица ограничивались в правах на земельные участки оп-ределенных территорий (в первую очередь, приграничных территорий) и кате-горий земель (по сути земель сельскохозяйственного назначения).
В связи с участием России в Первой мировой войне подданные воюющих с Россией государств (Германии, Австрии, Венгрии, Турции и, позднее, Болга-рии) и юридические лица, учрежденные в названных странах, были лишены практически всех прав, права остальных иностранных физических и юридиче-ских лиц были частично ограничены.
В четвертом параграфе ― «Права иностранных физических и юридиче-ских лиц на земельные участки в советской и постсоветской России (XX в.)» ― отмечается, что в советский период иностранные физические и юридические лица были практически лишены прав на земельные участки, что было обуслов-лено общей политикой и идеологией государства. Указанные лица не только не имели права приобретать земельные участки в собственность, но и не вправе были пользоваться землей вплоть до принятия в 1989 г. Основ законодательства СССР об аренде.
В законах, положивших начало земельным преобразованиям и восстано-вивших право частной собственности на земельные участки в постсоветской России, иностранные физические и юридические лица такого права были ли-шены. Однако с 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ № 631 данным лицам разрешено было приобретать земельные участки в собственность при приватизации расположенных на них государственных и муниципальных пред-приятий.
Анализ земельных отношений с участием иностранных физических и юри-дических лиц на протяжении всей истории Российского государства позволяет выделить девять основных этапов развития правового регулирования указан-ных отношений в России с X в. до конца XX в.: 1. Возникновение прав на зе-мельные участки иностранных физических и юридических лиц в Древней Руси (X в. ― XIII в.); 2. Закрепление прав иностранных физических и юридических лиц на земельные участки в нормативных актах XIV в. ― первой половины XV
19
в.; 3. Права на земельные участки иностранных физических и юридических лиц в Московском государстве (вторая половина XV в. ― XVII в.); 4. Предоставле-ние иностранным физическим и юридическим лицам широких прав на земель-ные участки в период правления Петра I и Екатерины II (XVIII в); 5. Ограниче-ния в правах на земельные участки иностранных физических и юридических лиц в России в конце XVIII в. ― первой половине XIX в.; 6. Предоставление иностранным физическим и юридическим лицам национального режима в от-ношении их прав и обязанностей, возникающих в связи с обладанием земель-ными участками, в России во второй половине XIX в. ― начале XX в.; 7. Огра-ничения в правах на земельные участки иностранных физических и юридиче-ских лиц в России в период Первой мировой войны (1914 г. ― 1917 г.); 8. Ли-шение иностранных физических и юридических лиц прав на земельные участки в советской России (1917 г. ― 1989 г.); 9. Предоставление иностранным физи-ческим и юридическим лицам прав на земельные участки в России в связи с пе-реходом к рыночной системе хозяйствования (90-е годы XX в.).
Права иностранных физических и юридических лиц на земельные участки в России в различные исторические эпохи в зависимости от внешних и внут-ренних факторов то расширялись (вплоть до обладания на праве собственности не только земельными участками, но и прикрепленными к ним крестьянами), то ограничивались (например, в военное время). Но общим правилом для всей ис-тории Российского государства, кроме советского периода, было предоставле-ние указанным лицам возможности на определенных условиях обладать зе-мельными участками, в том числе, приобретать их в собственность.
Вторая глава диссертации ― «Проблемы формирования института зе-мельно-правового статуса иностранных физических и юридических лиц в со-временной России», состоящая из пяти параграфов, посвящена исследованию правового положения иностранных физических и юридических лиц как участ-ников земельных отношений в современной России.
В первом параграфе ― «Иностранные физические и юридические лица как участники земельных отношений в России» ― автор делает вывод о том,
20
что участниками земельных отношений в России, то есть носителями прав, в том числе права собственности, на земельные участки и обязанностей, возни-кающих в связи с их использованием, являются не только граждане РФ и рос-сийские юридические лица, но и иностранные физические и юридические лица.
Сама по себе возможность предоставления иностранным физическим и юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собствен-ность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться зе-мельными участками в России соответствует основополагающим принципам, заложенным в Конституции РФ, устанавливающей в отношении иностранных физических и юридических лиц принцип национального режима, который оз-начает уравнивание, за некоторыми изъятиями, в правах и обязанностях таких лиц с российскими гражданами и юридическими лицами.
Предоставление земельных участков в частную собственность иностран-ных физических и юридических лиц не затрагивает суверенитет России, по-скольку при этом приобретателю передается не часть государственной терри-тории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав. Однако в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, обеспечения суве-ренных прав Российского государства на все его природные богатства и ресур-сы, защиты интересов российской экономики, представляется необходимым ус-тановление для иностранных физических и юридических лиц определенных ог-раничений в правах на земельные участки.
Анализ ст. 5 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее ― ЗК РФ) показывает, что российским гражданам и юридическим лицам права на земельные участки предоставляются в полном объеме, иностранным физи-ческим и юридическим лицам ― в ограниченном объеме. Однако ЗК РФ не со-держит ответа на вопрос, к какой из названных категорий лиц следует относить граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства, и российских юридических лиц с иностранным участием.
Диссертант приходит к выводу о том, что бипатриды обладают особым статусом, отличным от статуса российских граждан, иностранных граждан и
21
лиц без гражданства, однако их участие в земельных отношениях не требует специальной регламентации. Гражданин России, имеющий гражданство ино-странного государства, не может быть ограничен в правах, в том числе, на зе-мельные участки, вытекающих из российского гражданства. В связи с этим предлагается внести изменения в ст. 5 ЗК РФ, дополнив ее указанием на то, что граждане РФ, в том числе имеющие гражданство иностранного государства, приобретают и осуществляют права на земельные участки в России в полном объеме.
Автором обосновывается целесообразность распространения установлен-ных для иностранных юридических лиц ограничений в правах на земельные участки, относящиеся к любым категориям земель, на юридических лиц, в ус-тавном (складочном) капитале которых доля иностранных физических и юри-дических лиц составляет 50 процентов и более, поскольку российским и ино-странным физическим и юридическим лицам, имеющим долю в уставном (складочном) капитале таких юридических лиц, предоставлены равные или да-же неравные в пользу последних возможности в принятии значимых для юри-дических лиц решений. В связи с этим диссертантом формулируется ряд пред-ложений по внесению изменений в ЗК РФ, Закон об обороте земель и другие акты земельного законодательства РФ.
На основе анализа правового положения иностранных физических и юри-дических лиц как участников земельных отношений в России, автор формули-рует определение земельно-правового статуса иностранных физических и юри-дических лиц, выносимое на защиту.
Во втором параграфе ― «Ограничения в правах иностранных физических и юридических лиц на земельные участки из земель сельскохозяйственного на-значения» ― отмечается, что, с одной стороны, ввиду высокого уровня значи-мости земель сельскохозяйственного назначения, иностранным физическим и юридическим лицам, по общему правилу, запрещается приобретать в собствен-ность такие земельные участки; с другой стороны, право собственности указан-ных лиц на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
22
может возникнуть по основаниям, допускаемым законом. Кроме того, из обще-го правила о запрете на приобретение в собственность иностранными физиче-скими и юридическими лицами таких земельных участков российскими зако-нами предусмотрены существенные исключения. Так, иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать в собственность за плату земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного под-собного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями; ино-странные юридические лица и юридические лица, в уставном (складочном) ка-питале которых доля иностранных физических и юридических лиц составляет 50 процентов и более, ― земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями, если такие участки не находятся на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
На основе анализа ст. 81 ЗК РФ в совокупности со статьями 1, 3, 6 и 11 За-кона о КФХ диссертант приходит к выводу о том, что иностранные граждане и лица без гражданства как члены фермерских хозяйств могут иметь в общей собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначе-ния. Выявив противоречие указанных статей Закона о КФХ статье 3 Закона об обороте земель, автор предлагает устранить его посредством установления в ст. 11 Закона о КФХ для членов фермерского хозяйства, в состав которого входит хотя бы один иностранный гражданин (лицо без гражданства), запрета на обла-дание на праве общей собственности земельными участками из земель сельско-хозяйственного назначения.
В третьем параграфе ― «Ограничения в правах иностранных физических и юридических лиц на земельные участки, находящиеся на приграничных и иных установленных особо территориях Российской Федерации» ― автор де-лает вывод о том, что установление Указом Президента РФ от 9 января 2011 г. № 26 конкретного перечня приграничных территорий, в пределах которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускается
23
приобретение иностранными физическими и юридическими лицами земельных участков в собственность, благоприятным образом отражается на привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику, поскольку рынок недвижи-мости в России стал более предсказуемым.
Помимо приграничных территорий, иностранные физические и юридиче-ские лица не могут обладать на праве собственности земельными участками в границах морского порта. В отношении иных установленных особо территорий Российской Федерации диссертант приходит к заключению: ограничения в пра-вах иностранных физических лиц на земельные участки, находящиеся на таких территориях, во многом обусловлены ограничениями свободы передвижения указанных лиц в целях обеспечения обороны страны и безопасности государст-ва. В частности, запрещение иностранным физическим лицам въезжать и пере-двигаться по территориям закрытых административно-территориальных обра-зований, территориям с регламентированным посещением, означает запрет об-ладания на праве собственности и иных правах земельными участками в преде-лах таких территорий.
В четвертом параграфе ― «Ограничения в правах иностранных физиче-ских и юридических лиц на участки недр и лесные участки, обусловленные ог-раничениями их прав на земельные участки в России» ― указывается, что от-несение участков недр к участкам недр федерального значения, доступ к кото-рым иностранных физических и юридических лиц ограничен, обусловлено, в частности, ограничением прав указанных лиц на земельные участки из земель обороны и безопасности; запрещение иностранным юридическим лицам обла-дать лесными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования вы-текает из установленного для таких лиц запрета на приобретение права посто-янного (бессрочного) пользования соответствующими земельными участками; ограничения по приобретению в собственность иностранными физическими и юридическими лицами лесных участков в пределах иных, кроме земель лесного фонда, категорий земель, вытекают из ограничений по приобретению в собст-венность указанными лицами земельных участков, принадлежащих к категории
24
земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков, нахо-дящиеся на приграничных и иных установленных особо территориях Россий-ской Федерации.
В пятом параграфе ― «Принцип возмездного приобретения в собствен-ность иностранными физическими и юридическими лицами земельных участ-ков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» ― автор приходит к выводу о том, что правило, согласно которому иностранные физические и юридические лица, в отличие от российских граждан и юридиче-ских лиц, могут приобрести земельные участки в собственность только за пла-ту, установлено лишь в отношении земельных участков, находящихся в госу-дарственной или муниципальной собственности. В силу принципов свободы договора и диспозитивности в осуществлении субъективных гражданских прав земельные участки, находящиеся в собственности частных лиц, могут отчуж-даться ими свободно, в том числе на безвозмездной основе, если федеральным законом не предусмотрено иное.
Особое внимание в диссертации уделяется вопросам приобретения в соб-ственность земельных участков иностранными физическими и юридическими лицами ― собственниками расположенных на них зданий, строений, сооруже-ний. По общему правилу, указанные лица вправе приобретать в собственность такие земельные участки. Однако если земельные участки находятся на при-граничных или иных установленных особо территориях Российской Федера-ции, иностранные физические и юридические лица ― собственники располо-женных на них зданий, строений, сооружений, имеют лишь преимущественное право аренды таких земельных участков.
Нормы о преимущественном праве приобретения в собственность земель-ных участков иностранными физическими и юридическими лицами ― собст-венниками расположенных на них зданий, строений, сооружений, направлены на реализацию провозглашенного в пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. В силу данного
25
принципа российский гражданин или юридическое лицо, обладающее на праве собственности земельным участком и прочно связанным с ним объектом не-движимого имущества, находящимся на приграничной или иной установленной особо территории Российской Федерации, не вправе продать иностранному фи-зическому или юридическому лицу ни указанный земельный участок с распо-ложенными на нем объектами недвижимого имущества, ни отдельно располо-женные на таком участке здание, строение, сооружение.
Критически оценивая мнения ученых о том, что земельные участки не мо-гут предоставляться иностранным физическим и юридическим лицам безвоз-мездно на иных правах, кроме права собственности, диссертант приходит к вы-воду о том, что указанные лица, наравне с российскими гражданами и юриди-ческими лицами, могут обладать земельными участками на праве безвозмезд-ного срочного пользования, а также могут пользоваться чужими земельными участками посредством установления сервитута, в том числе безвозмездно.
Анализ действующего законодательства о правах на земельные участки иностранных физических и юридических лиц в России показывает, что в целом российское законодательство направлено на достижение баланса частных и публичных интересов в сфере земельных отношений: с одной стороны, ино-странным физическим и юридическим лицам предоставлен национальный ре-жим в отношении их прав на земельные участки и обязанностей, возникающих при их использовании, с другой стороны ― права на земельные участки ука-занных лиц ограничены в интересах Российской Федерации. Вместе с тем, за-конодательство о правах на земельные участки иностранных физических и юридических лиц в России содержит ряд пробелов и нечетких формулировок, влекущих нарушение баланса частных и публичных интересов в данной сфере. Третья глава диссертации ― «Отдельные вопросы земельно-правового статуса иностранных физических и юридических лиц в России» ― состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе ― «Особенности наследования земельных участков иностранными физическими лицами» ― отмечается, что иностранные гражда-
26
не и лица без гражданства вправе наследовать любые земельные участки в Рос-сии. Однако в течение года с момента возникновения права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, за исключе-нием земельных участков, на которые не распространяется действие Закона об обороте земель, а также на земельные участки, находящиеся на приграничных и иных установленных особо территориях Российской Федерации, иностранные физические лица обязаны произвести отчуждение таких земельных участков по правилам, предусмотренным Законом об обороте земель и ст. 238 Гражданско-го кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 (далее ― ГК РФ) соответственно.
Несмотря на то, что в ст. 11 Закона об обороте говорится только о наследо-вании земельных участков, доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения также может переходить по наследству (ст. 12). В связи с этим автором предлагается внести изменения в названную статью, распространив ее действие также на отношения по наследо-ванию долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, к иностранному физическому лицу может переходить по наследству право пожизненного наследуемого вла-дения земельным участком, которое входит в состав наследства и наследуется по правилам, предусмотренным для перехода земельных участков по наследст-ву.
Диссертант приходит к выводу о том, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, находящиеся на приграничных территориях Российской Федерации, не относятся к вещам, ог-раниченным в обороте. По вопросам гражданского оборота земельных участков ГК РФ отсылает к земельному законодательству. ЗК РФ к ограниченным в обо-роте земельным участкам относит участки, которые не предоставляются в част-ную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными за-конами. Следовательно, основным признаком ограниченных в обороте земель-ных участков является предоставление их в частную собственность лишь в ис-ключительных случаях.
27
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, находящиеся на приграничных территориях Российской Федерации, напротив, предоставляются в частную собственность участникам земельных отношений, за исключением иностранных физических и юридиче-ских лиц. То есть предоставление таких участков в частную собственность яв-ляется общим правилом, а не исключением. Кроме того, ни ЗК РФ, ни Закон об обороте земель не относят земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, находящиеся на приграничных терри-ториях Российской Федерации, к участкам, ограниченным в обороте. По мне-нию автора, указанные земельные участки являются не объектами, ограничен-ными в обороте, а объектами, в отношении оборота которых земельным зако-нодательством в публичных интересах установлены особые правила.
Во втором параграфе ― «Права иностранных физических лиц на земель-ные участки, ранее предоставленные им в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение» ― указывается, что право постоянного (бессрочного) пользования, предоставленное иностранному физическому лицу до введения в действие ЗК РФ, а также право пожизненного наследуемого вла-дения, приобретенное иностранным физическим лицом как до, так и после вве-дения в действие ЗК РФ, сохраняются за указанными лицами. На основе анали-за ст. 28 ЗК РФ, а также ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Зе-мельного кодекса РФ» (далее ― Вводный закон), диссертантом делается вывод о том, что иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие на огра-ниченных вещных правах земельными участками, за исключением участков, которые не могут принадлежать им на праве собственности, вправе приобрести такие земельные участки в собственность за плату по правилам, предусмотрен-ным статьями 28 и 34 ЗК РФ. То есть на указанных лиц не распространяется ус-тановленный в ст. 3 Вводного закона для граждан России упрощенный порядок оформления в собственность земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение. Иностранным физическим лицам, обладающим на ограниченных вещных пра-
28
вах земельными участками, которые не могут принадлежать им на праве собст-венности, должна быть предоставлена возможность переоформления данных прав на право аренды в порядке, предусмотренном ст. 3 Вводного закона. В связи с этим автор делает предложения по внесению изменений в ст. 3 Закона об обороте земель, а также в ст. 3 Вводного закона.
Особое внимание в диссертации уделяется вопросу прекращения прав по-стоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками при изъятии для государственных или муниципальных нужд. При изъятии для государственных или муниципальных нужд земельные участки у иностранных физических и юридических лиц, обладающих ими на ограниченных вещных правах, не выкупаются, а изымаются безвозмездно, что не исключает возмещения указанным лицам убытков, вызванных таким изъяти-ем. В частности, по желанию иностранного физического или юридического ли-ца ему может быть предоставлен равноценный земельный участок взамен изы-маемого. Автор полагает, что земельный участок взамен изымаемого должен быть предоставлен указанному лицу в собственность за плату или в аренду на 49 лет по следующим причинам: после введения в действие ЗК РФ предоставление иностранным физиче-ским и юридическим лицам земельных участков на ограниченных вещных пра-вах не допускается; предоставление земельного участка на праве, не предусмотренном ЗК РФ, прямо запрещено законом; в силу специфической природы прав постоянного (бессрочного) пользо-вания и пожизненного наследуемого владения, имеющих бессрочных характер, предоставление нового земельного участка в безвозмездное срочное пользова-ние или в краткосрочную аренду было бы неравноценным; земельные участки из государственной и муниципальной собственности предоставляются иностранным физическим и юридическим лицам только за плату.
29
В третьем параграфе ― «Обязанность иностранных юридических лиц по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками» ― отмечается, что иностранные юридические лица обязаны пере-оформить ранее предоставленное им право постоянного (бессрочного) пользо-вания земельными участками на право аренды или приобрести земельные уча-стки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года, поскольку дан-ных лиц нельзя отнести ни к одному из субъектов, которым земельные участки могут предоставляться на праве постоянного (бессрочного) пользования. Ука-занные правила применяются также в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства), осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных физических и юридических лиц составля-ет более чем 50 процентов.
При решении вопроса о предоставлении в собственность иностранных юридических лиц земельных участков в порядке переоформления права посто-янного (бессрочного) пользования ими, должны учитываться ограничения в правах на земельные участки, установленные для данных лиц земельным зако-нодательством РФ. Так, уполномоченный орган должен отказать в предостав-лении в собственность указанных лиц земельных участков из земель сельскохо-зяйственного назначения, на которые распространяется действие Закона об обороте земель, а также земельных участков, находящихся на приграничных и иных установленных особо территориях Российской Федерации, и предложить переоформить право постоянного (бессрочного) пользования такими участками на право аренды по правилам, предусмотренным ст. 3 Вводного закона.
В связи с тем, что Закон об обороте земель, предусматривая запрет для иностранных юридических лиц и юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных физических и юридических лиц составля-ет более чем 50 процентов, приобретать земельные участки из земель сельско-хозяйственного назначения на иных правах, кроме аренды, не определяет судь-бу права постоянного (бессрочного) пользования, возникшего у таких лиц на
30
земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения по основани-ям, допускаемым законом, а Вводный закон не предусматривает для указанных лиц особенностей переоформления права постоянного (бессрочного) пользова-ния земельными участками, автор предлагает внести в названные законы соот-ветствующие изменения.
В четвертом параграфе ― «Особенности земельно-правового статуса иностранных физических лиц, обусловленные их гражданством» ― диссертант рассматривает все возможные варианты изменения физическим лицом своего гражданства с целью определения объема прав на земельные участки такого лица в каждом конкретном случае: в случае приобретения иностранным гражданином (лицом без гражданст-ва) российского гражданства, как с выходом, так и без выхода из гражданства другого государства, с момента приобретения гражданства России такому лицу предоставляются права на земельные участки и обязанности, возникающие в связи с их использованием, предусмотренные для граждан РФ; в случае приобретения гражданином РФ гражданства другого государства без выхода из российского гражданства его земельно-правовой статус не меня-ется. С момента выхода гражданина России из российского гражданства на него распространяются ограничения в правах на земельные участки, установленные действующим законодательством для иностранных граждан, а возникшее ранее право собственности на земельные участки, которые по закону не могут при-надлежать иностранным гражданам, должно быть прекращено.
Предусмотренные российским законодательством для иностранных граж-дан изъятия из национального режима регулирования земельных отношений, по общему правилу, распространяются на всех граждан иностранных государств, приобретающих права на земельные участки в России. Однако в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, а также ст. 4 ЗК РФ и п. 3 ст. 2 Федерального закона от 8 но-ября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесе-нии изменений в отдельные законодательные акты РФ», международными до-
31
говорами России для граждан определенных иностранных государств могут быть установлены исключения из данного правила.
На основе анализа Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан, а также международных договоров о право-вом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, заключенных Россией с Республикой Казахстан, Турк-менистаном, Киргизской Республикой и Республикой Армения, автор приходит к заключению: гражданам указанных государств предоставляются такие же права на земельные участки в России, как и гражданам РФ.
Вместе с тем, в Законе об обороте земель не содержится нормы, согласно которой в случаях, когда международным договором России установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным законом, применяются прави-ла международного договора. В связи с этим предлагается внести изменения в статьи 2 и 3 Закона об обороте земель с тем, чтобы установить в нем приоритет международных договоров России над указанным законом.
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Бобряшова М.А. Бипатриды как участники земельных отношений в России // Представительная власть — XXI век. - 2010. - № 5-6. - С. 53-55. - 0,4 п.л.
2. Бобряшова М.А. Российские юридические лица с иностранным участием как субъекты земельных отношений в России // Труды института государ-ства и права Российской академии наук. Статьи аспирантов и стажеров ИГП РАН. - 2010. - № 5. - С. 108-121. - 0,8 п.л.
3. Бобряшова М.А. Запрет на приобретение в собственность иностранными лицами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: исключения из общего правила // Труды института государства и права Российской академии наук. Статьи аспирантов и стажеров ИГП РАН. - 2011. - № 2. - С. 232-244. - 0,8 п.л.
32
4. Бобряшова М.А. Ограничения прав иностранных лиц на лесные участки, связанные с ограничениями их прав на земельные участки в России // Тру-ды института государства и права Российской академии наук. Статьи ас-пирантов и стажеров ИГП РАН. - 2011. - № 5. - С. 144-152. - 0,52 п.л.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0