6. Деятельность следователя по восстановлению утраченных уголовных дел.

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.
Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.


6. Деятельность следователя по восстановлению утраченных уголовных дел.

Организация деятельности следователя по восстановлению уголовных дел в значительной мере предопределяется как обстоятельствами утраты дела, так и условиями, при которых она была обнаружена. В зависимости от них порядок восстановления дел имеет некоторые особенности.


Может быть предложен следующий гласный порядок восстановления уголовного дела, утраченного на стадии предварительного расследования.


При утрате уголовного дела следователь докладывает об этом руководителю следственного подразделения и согласовывает решение о его восстановлении. Доклад следователя должен быть выражен письменно в рапорте с изложением результатов расследования и известных обстоятельств потери уголовного дела. По рапорту следователя начальник следственного отдела информирует о чрезвычайном происшествии руководителя вышестоящего следственного подразделения.


В силу уже изложенных причин процедура установления факта утраты уголовного дела или материалов ведомственными нормативными актами не предусмотрена. Анализ основных положений приказа МВД России № 129 от 26 февраля 1996 года и введенной им временной инструкции "О порядке осуществления контроля за состоянием собственной безопасности и законности в органах внутренних дел и проведении служебных проверок по нарушениям, совершенным сотрудниками органов внутренних дел" позволяет сделать вывод о необходимости проведения по каждому случаю утраты уголовного дела служебной проверки. Ее основания, сроки проведения, порядок аналогичны процедуре проверки по выявленным фактам нарушений уголовно-процессуального законодательства (в инструкции они перечислены) и не требуют дополнительных разъяснений.


Собственно восстановление уголовного дела не должно ставиться в зависимость от окончания и результатов служебной проверки. Вместе с тем возможны ситуации, при которых решение о восстановлении уголовного дела может быть напрямую связано с проведением служебного расследования. Требуют дополнительной проверки факты утери уголовных дел, выявленные при их инвентаризации, смене руководства, или по результатам различного рода контрольных проверок, в ходе которых может быть выявлена недостача уголовных дел текущего года или прошлых лет, итоговые решения по которым, согласно имеющимся учетным данным, приняты. В таких случаях принятие решения о восстановлении уголовного дела напрямую связано с проведением служебного расследования. По разным причинам предварительные выводы в актах инвентаризаций и проверок могут быть недостоверными, поэтому информация об утрате уголовных дел должна быть дополнительно проверена вне рамок процессуальной деятельности следователя. Если по результатам служебной проверки факт утраты уголовного дела (дел) подтвердится, то основанием для принятия решения о восстановлении дела будет служить заключение служебной проверки.


Начало процедуры восстановления уголовного дела не может быть обусловлено результатами служебного расследования, если необходимо безотлагательно подтвердить действующие решения (например, об избрании меры пресечения, наложении ареста на имущество и т.д.) или решения, восстанавливающие в правах участников процесса.


Процессуальное оформление начального этапа восстановления.


Не вызывает сомнения тот факт, что утрата отдельных материалов дела в стадии предварительного расследования не требует принятия специального решения о восстановлении утраченных доказательств, поскольку процесс доказывания продолжается, и его пределы в необходимых случаях могут быть расширены. Если утраченные материалы наряду с другими доказательствами были использованы в качестве оснований принятия процессуальных решений, в деле должен быть документ, подтверждающий факт утраты. Это может быть справка следователя, специалиста, эксперта или иного лица.


При полной утрате уголовного дела (оконченного производством, приостановленного или находившегося в производстве) следователь обязан вынести постановление о восстановлении уголовного дела, в котором необходимо указать сроки, пределы, средства восстановления, кем оно будет осуществлено. Не могут быть исключением случаи восстановления дела, утраченного на начальном этапе расследования, когда есть возможность восстановить материалы дела в копиях ("скопировать" дело). Таким путем могут быть восстановлены сообщение о преступлении, направление на обследование или освидетельствование, постановление о возбуждении уголовного дела, акт исследования, постановления о нереализованных решениях следователя (о назначении экспертизы, о производстве освидетельствования и другие), справки информационного характера, поручения органу дознания. При решении вопроса о восстановлении в копиях материалов первоначального этапа расследования имущественных преступлений вероятнее всего встанет вопрос о восстановлении протокола осмотра места происшествия и полученных в результате осмотра фактических данных. Восстановить такой протокол по памяти вне рамок новых правоотношений невозможно, в любом случае факт утраты протокола повлечет за собой дополнительное расследование (допросы понятых, других участников процесса о результатах осмотра). Истребованные или представленные копии протоколов обыска, выемки и некоторых других следственный действий должны быть приобщены к делу, но уже в рамках восстановительного производства по постановлению следователя. Оценка им будет даваться в совокупности с другими доказательствами и в условиях повторного расследования может быть совершенно иной.

По большинству изученных нами уголовных дел постановление о восстановлении утраченного уголовного дела вынесено не было. В качестве примера можно привести уголовное дело по обвинению Б. в краже из гаража автомашины, которое утрачено спустя шесть дней после его возбуждения. К этому моменту было установлено лицо, совершившее преступление, ему предъявлено обвинение, избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, изъяты похищенные предметы, собраны другие доказательства. Восстанавливая утраченные материалы, следователь приобщил к делу заключение служебной проверки по факту утраты, в котором не оговаривались сроки следствия, принятые следователем решения, виды утерянных документов, необходимость их восстановления и т.д. Дальнейшее расследование осуществлялось в рамках обычного производства, и восстановление материалов дела осуществлялось с нарушением УПК, вследствие чего ценность многих доказательств по существу оказалась ничтожной. Так, в заявлении потерпевшего о преступлении, содержащемся в восстановленном уголовном деле, имеется запись "написано собственноручно 8.09.1998 г.", в то время как письменное указание на заявлении о необходимости его проверки датировано 9.10.1998 года (в день принятия решения о восстановлении дела); в протоколах допроса потерпевшего и свидетелей даты производства следственных действий исправлены с 8.09.1998 года (дата допроса по утраченному протоколу) на 18.09.1998 года (период восстановления дела). В протоколе допроса Б. в качестве подозреваемого указано время его первоначального допроса (10.09.1998 года), хотя фактически протокол был потерян. Аналогичная ситуация с фиксацией показаний потерпевшего, в протоколе допроса которого дата его проведения исправлена с 8 на 18 сентября 1998 года, а показания "скопированы" по памяти с утраченного протокола, о чём свидетельствует, например, фраза " Вчера, 7 сентября 1988 года я поставил свою автомашину в гараж...". Позже в обвинительном заключении в качестве доказательств приведены два протокола осмотра гаражей, хотя один из протоколов в деле отсутствует, так как на первоначальном этапе расследования был утерян как и другие материалы дела. Такой порядок "восстановления" свидетельствует о прямой фальсификации доказательств.


Наиболее искаженная практика восстановления утраченных производств сложилась по уголовным делам прошлых лет, приостановленным ввиду неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (п.3 ч.1 ст. 195 УПК). По большинству изученных уголовных дел их восстановление осуществлено путем составления процессуальных документов, в том числе и протоколов следственных действий, по памяти. Констатация факта утраты уголовного дела и принятие решения о его восстановлении, облеченные в форму постановления, позволили бы исключить такие случаи, и осуществить восстановление уголовного дела предусмотренными в законе средствами. Учитывая, что по таким уголовным делам расследование не окончено, и после возобновления оно может быть продолжено, начало восстановительного производства достаточно обозначить вынесением постановления о возобновлении предварительного следствия.


Постановление о восстановлении утраченного производства может быть вынесено следователем, которому поручено восстановление уголовного дела, или начальником следственного отдела.


Расследование и восстановление дела поручается конкретному следователю с учетом изложенных ранее рекомендаций. Копию постановления о начале восстановительного производства следователь направляет прокурору.


В этот же период следователь принимает решения о том, какие субъекты должны быть уведомлены об утрате дела и о начале восстановительного производства. К их числу следует отнести лиц, имеющих право обжаловать в установленном законом порядке принимаемые следователем решения о продлении срока следствия, об избрании, отмене или изменении меры пресечения, об отмене постановления о прекращении уголовного преследования, о возобновлении предварительного следствия и т.д.). Во всяком случае необходимо уведомить обвиняемого (подозреваемого), защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей.




Далее (продолжение...) >>>


Порядок отображения: 
0
Группы: