К вопросу о необходимости принятия Федерального конституционного закона «О противодействии терроризму»

Аватар пользователя Рудьман Денис Сергеевич
  • Текст
  • Кратко
  • Справка
  • Рецензии*

Несмотря на активно принимаемые меры по предупреждению терроризма2, эта глобальная проблема не утрачивает своей актуальности. Еще в 2001 году В.Путин сделал заявление о том, что «терроризм стал главной угрозой наступившего века»3.Спустя полтора десятка лет ситуация коренным образом не изменилась.В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года Президент РФ В.Путин отметил, что «Россия уже давно на переднем рубеже борьбы с террором.Мы знаем, что такое агрессия международного терроризма.Россия столкнулась с ней в середине 90-х годов, и наша страна, ее граждане испытали жестокие террористические атаки.Мы помним захваты заложников в Буденновске, Беслане, в Москве, безжалостные взрывы жилых домов, крушение поезда «Невский экспресс», теракты в столичном метро и в аэропорту Домодедово.Потребовалось почти десять лет, чтобы переломить хребет бандитам.Мы практически выдавили террористов из России, но до сих пор ведем непримиримую борьбу с остатками бандподполья.Но это зло до сих пор дает о себе знать.Два года назад совершены теракты в Волгограде.Совсем недавно взорван российский гражданский самолет над Синаем»4.

Следует отметить, что одним из наиболее оперативных способов предотвращения кризисных ситуаций, в том числе террористических актов, и стабилизации общественно-политической обстановки в государстве в целом и в его отдельных регионах является использование средств, предусмотренных так называемым чрезвычайным законодательством, закрепляющим действие особых правовых режимов5.

Большинство авторов к таким режимам относят предусмотренные Конституцией Российской Федерации6 (далее – Конституция РФ) чрезвычайное и военное положение7.При этом практически никто из них не говорит о сравнительно новом в практике применения правовом режиме контртеррористической операции.Между тем, эти авторы среди основных признаков особого правового режима называют ограничение правосубъектности физических и юридических лиц, которое также имеет место при правовом режиме контртеррористической операции.

Одним из немногих, кто выделяет режим контртеррористической операции наряду с чрезвычайным и военным положением, является В.Б. Рушайло.По его мнению, к чрезвычайным режимам относятся не только предусмотренные Конституцией РФ чрезвычайное и военное положение, но и некое особое положение как специальный правовой режим, включающий необходимость применения особых мер, которые по жесткости и объему правоограничений значительно уступают мерам, используемым при режиме чрезвычайного и военного положения.Речь идет о наличии определенных ограничений и запретов в условиях, когда не объявлено чрезвычайное и военное положение, включая, например, режим контртеррористической операции8.

В целом разделяя точку зрения В.Б.

Рушайло, необходимо отметить, что проведенный сравнительный анализ мер и временных ограничений по законодательству об особых правовых режимах позволяет прийти к обоснованному выводу, что меры и временные ограничения, применяемые при введении правового режима контртеррористической операции, весьма существенны.И если по количеству применяемых мер и временных ограничений правовой режим контртеррористической операции уступает режимам чрезвычайного и военного положения, то по жесткости этих мер и ограничений режим контртеррористической операции не уступает и вовсе.Тогда, основываясь на позиции В.Б.Рушайло о том, что конституционно-правовое регулирование того или иного режима обусловлено временным ограничением отдельных прав и свобод граждан9, логично возникает вопрос о необходимости закрепления правового режима контртеррористической операции на конституционном уровне путем принятия Федерального конституционного закона. К тому же предпосылки этого имеются.Как верно отмечают А.В.Малько, О.С.Родионов, только детальная передача всех элементов правового режима в нормативном акте способна придать ему устойчивость, восприимчивость со стороны адресата, а также высокую эффективность10.В связи со сменой процессов, которые происходят сегодня в мире, в том числе в области осуществления безопасности государства, перестройка действующей системы законодательства в этой сфере крайне необходима.

В первую очередь, считаем необходимым закрепить определение правового режима контртеррористической операции, так как в законодательстве Российской Федерации содержатся определения понятий только двух видов особых правовых режимов: чрезвычайного положения11 и военного положения12.

На основе проведенного анализа нормативно-правовой базы, научно-исследовательской литературы предлагаем следующее определение: «Правовой режим контртеррористической операции – особый правовой режим, вводимый указом Президента Российской Федерации в пределах территории проведения конкретной контртеррористической операции в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, предполагающий расширение полномочий органов государственной власти и допускающий в качестве временной меры ограничения правосубъектности физических и юридических лиц».

Во-вторых, следуя предложенному определению, решение вопроса о введении правового режима контртеррористической операции следует отнести к компетенции Президента РФ.В связи с этим в главу 4 Конституции РФ необходимо внести поправку следующего содержания: «Президент Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации, а также отдельных объектах в пределах территории Российской Федерации правовой режим контртеррористической операции с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе».

Данное конституционное положение должно найти отражение в законодательстве о противодействии терроризму в той части, которая посвящена введению правового режима контртеррористической операции.

В связи с этим предлагаем уточнить действующий порядок введения правового режима контртеррористической операции, предложив следующий вариант:

«1.В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства указом Президента Российской Федерации может вводиться правовой режим контртеррористической операции в пределах конкретной территории на период ее проведения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума).

2.Указ Президента Российской Федерации о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня принимаемых мер и временных ограничений), равно как и о его отмене подлежат незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию».

Кроме того, действующую процедуру введения правового режима контртеррористической операции необходимо дополнить правовыми нормами следующего содержания:

«3.В указе Президента Российской Федерации о введении правового режима контртеррористической операции должны быть определены:

обстоятельства, послужившие основаниями введения правового режима контртеррористической операции;

дата и время, с которых начинает действовать правовой режим контртеррористической операции;

территория (перечень объектов), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции;

перечень принимаемых мер и временных ограничений, введение которых должно носить последовательный постепенный характер в зависимости от опасности лежащих в основе этого террористических угроз.

4.Указ Президента Российской Федерации о введении правового режима контртеррористической операции незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

5.Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении правового режима контртеррористической операции должен быть рассмотрен Советом Федерации незамедлительно с момента получения этого указа.

6.Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении правового режима контртеррористической операции принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.

7.Указ Президента Российской Федерации о введении правового режима контртеррористической операции, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении правового режима контртеррористической операции.

В случае если указ Президента Российской Федерации о введении правового режима контртеррористической операции Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации».

В-третьих, обращает на себя внимание то, что взамен предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»13 (далее – ФЗ «О борьбе с терроризмом») ограничений в локальной зоне контртеррористической операции Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ «О противодействии терроризму»)14 вводится возможность упрощенного установления специального режима в пространстве любой протяженности.

Действительно, ФЗ «О борьбе с терроризмом» допускал отступления от обычного правового режима только «в зоне проведения контртеррористической операции», которая в соответствии со ст.

3 определялась как «отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция».Особенностью же ФЗ «О противодействии терроризму» является то, что он не предусматривает понятия «зона проведения контртеррористической операции», допуская в то же время, что таковая может охватывать «территорию, на которой проживает значительное число людей» (ч.3 ст.12 ФЗ «О противодействии терроризму»).Никаких ограничений протяженности этой территории закон не предлагает.Таким образом, для недопущения серьезных нарушений прав и свобод граждан со стороны правоприменителя в ст.3 ФЗ «О противодействии терроризму» необходимо закрепить понятие «зона проведения контртеррористической операции».

Рассмотренные особенности правового регулирования режима контртеррористической операции приводят к выводу о необходимости закрепления в Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О противодействии терроризму», который должен прийти на смену ФЗ «О противодействии терроризму», ряда категорий.Так, для обеспечения законности применяемых мер при противодействии терроризму необходимо закрепить определения понятий: правовой режим контртеррористической операции, зона проведения контртеррористической операции.Кроме того, с учетом объема и жесткости правоограничений, применяемых в рамках правового режима контртеррористической операции, законодателю следует уточнить порядок введения данного режима.

Список использованной литературы

1. Заявление В.Путина для прессы по окончании переговоров с президентом Армении Р.Кочаряном 15 сентября 2001 года // Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru.

2. Малько А.В., Родионов О.С.Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права.2001.№ 9.С.21-22.

3. Малько А.В.Стимулы и ограничения в праве.2-е изд.М., 2003.С.206-210.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г.«Послание Президента Российской Федерации» // Рос.газета.2015.4 дек.

5. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству (по материалам «круглого стола» журнала «Государство и право») / сост.Л.А.Морозова // Государство и право.1998.№ 8.С.49.

6. Пчелинцев С.В. Проблемы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: монография.М., 2006.С.160.

7. Розанов И.С.Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право.1996.№ 9.С.88.

8. Рушайло В.Б.Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации: дис.

… д-ра юрид.наук.М., 2004.С.60-62, 148-149.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Проблемы и решения: 

Несмотря на активно принимаемые меры по предупреждению терроризма, эта глобальная проблема не утрачивает своей актуальности. Тогда, основываясь на позиции В.Б. Рушайло о том, что конституционно-правовое регулирование того или иного режима обусловлено временным ограничением отдельных прав и свобод граждан, логично возникает вопрос о необходимости закрепления правового режима контртеррористической операции на конституционном уровне путем принятия Федерального конституционного закона.

В первую очередь, считаем необходимым закрепить определение правового режима контртеррористической операции ...

«Правовой режим контртеррористической операции – особый правовой режим, вводимый указом Президента Российской Федерации в пределах территории проведения конкретной контртеррористической операции в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, предполагающий расширение полномочий органов государственной власти и допускающий в качестве временной меры ограничения правосубъектности физических и юридических лиц».

Во-вторых, следуя предложенному определению, решение вопроса о введении правового режима контртеррористической операции следует отнести к компетенции Президента РФ. В связи с этим в главу 4 Конституции РФ необходимо внести поправку следующего содержания: «Президент Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации, а также отдельных объектах в пределах территории Российской Федерации правовой режим контртеррористической операции с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе».

В связи с этим предлагаем уточнить действующий порядок введения правового режима контртеррористической операции, предложив следующий вариант:

«1. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства указом Президента Российской Федерации может вводиться правовой режим контртеррористической операции в пределах конкретной территории на период ее проведения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума).

2. Указ Президента Российской Федерации о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня принимаемых мер и временных ограничений), равно как и о его отмене подлежат незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию».

Кроме того, действующую процедуру введения правового режима контртеррористической операции необходимо дополнить правовыми нормами следующего содержания:

«3. В указе Президента Российской Федерации о введении правового режима контртеррористической операции должны быть определены:

обстоятельства, послужившие основаниями введения правового режима контртеррористической операции;

дата и время, с которых начинает действовать правовой режим контртеррористической операции;

территория (перечень объектов), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции;

перечень принимаемых мер и временных ограничений, введение которых должно носить последовательный постепенный характер в зависимости от опасности лежащих в основе этого террористических угроз.

4. Указ Президента Российской Федерации о введении правового режима контртеррористической операции незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

5. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении правового режима контртеррористической операции должен быть рассмотрен Советом Федерации незамедлительно с момента получения этого указа.

6. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении правового режима контртеррористической операции принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.

7. Указ Президента Российской Федерации о введении правового режима контртеррористической операции, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении правового режима контртеррористической операции.

В случае если указ Президента Российской Федерации о введении правового режима контртеррористической операции Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации».

В-третьих, обращает на себя внимание то, что взамен предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (далее – ФЗ «О борьбе с терроризмом») ограничений в локальной зоне контртеррористической операции Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ «О противодействии терроризму») вводится возможность упрощенного установления специального режима в пространстве любой протяженности.

Таким образом, для недопущения серьезных нарушений прав и свобод граждан со стороны правоприменителя в ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» необходимо закрепить понятие «зона проведения контртеррористической операции».

Рассмотренные особенности правового регулирования режима контртеррористической операции приводят к выводу о необходимости закрепления в Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О противодействии терроризму», который должен прийти на смену ФЗ «О противодействии терроризму», ряда категорий. Так, для обеспечения законности применяемых мер при противодействии терроризму необходимо закрепить определения понятий: правовой режим контртеррористической операции, зона проведения контртеррористической операции. Кроме того, с учетом объема и жесткости правоограничений, применяемых в рамках правового режима контртеррористической операции, законодателю следует уточнить порядок введения данного режима.

Zip_слово: 
терроризм
Статус автора: 
Преподаватель
Описание статьи / тезисов
Публикуются: 
Статья
Тип статьи / тезисов: 
Практическая
Article name /Название статьи (анг.): 
The question of the need for the adoption of the Federal constitutional law «On countering terrorism»
Аннотация: 
Статья посвящена анализу действующего законодательства в области противодействия терроризму. Наряду с другими обосновывается вывод о необходимости принятия Федерального конституционного закона «О противодействии терроризму».
Annotation/ Аннотация (анг.): 
The article is devoted to analysis of current legislation in the field of counter-terrorism. Along with other the conclusion about the necessity of the adoption of the Federal constitutional law «On countering terrorism».
Направляется в редакцию: 
Журнал "Правовые технологии"
Статус статьи/тезисов: 
Публикуется впервые