О проблеме формирования правовой культуры граждан России

Аватар пользователя Сердюк Леонид Васильевич
  • Текст
  • Кратко
  • Справка
  • Рецензии*

Даже без специальных исследований можно констатировать, что подавляющее большинство граждан России не знают элементарных законов гражданского, семейного, трудового и уголовного права.Это является причиной того, что они, во-первых, часто подвержены чиновничьему произволу, не умея отстоять свои законные права, во-вторых, многие ведут себя неправомерно, так как не воспитаны в духе элементарного уважения к закону.

Профессор С.С.Алексеев в советское время в понятие правовой культуры включал идейно-правовое состояние общества, с одной стороны, и совокупность знаний права, умение применять закон и уважать его – с другой2.То есть, правовая культура разделялась на внешнее выражение поведения общества в целом, и внутреннее ее содержание в сознании людей.

Другие правоведы справедливо считают, что это понятие должно содержать и требование к каждому человеку, живущему в обществе, ограничивать свое волеизъявление, позволяя другим людям осуществлять свою законную свободу3.

Можно лишь уточнить, что понятие правовой культуры предполагает не обязательно знание всех законов, но в каждом человеке с детства должно воспитываться уважение к нормам права, регулирующим и охраняющим общественные отношения, и соответственно – уважение к правоохранительным органам.

Исследования показывают, что причина любого умышленного правонарушения, в том числе и преступления, заключается в изъянах социальной психологии личности, выражающихся не столько в незнании законов, сколько в пренебрежении к ним.Поэтому каждый школьник уже с начальных классов должен знать, что такое право, каковы его значение и роль в жизни общества, какова связь каждого закона (гражданского, семейного, административного, уголовного) с традициями и обычаями того народа, той макро и микро среды, в которой он живет.

Эти элементы воспитания должны присутствовать в обучающих процессах не только школы, но и семьи, и детского сада именно в тот период, когда идет формирование характера ребенка, его личностных качеств: нравственности, общегражданской культуры, мировоззрения и морали.

Таким образом, правовую культуру можно определить как обязательный элемент общей культуры личности, выражающийся в знании правовых понятий и основных требований законов, в уважении к закону, к деятельности правоохранительных органов, к правам и законным интересам других граждан, к обычаям и традициям народов.

Самостоятельным разделом правовой культуры является совокупность знаний законов и добросовестность в их соблюдении и защите специалистами в области правоохранительной и правоприменительной деятельности.Этот раздел правовой культуры необходим потому, что при его отсутствии сложно требовать законопослушного поведения граждан.

Таким образом, можно выделить обыденный (социальный) и профессиональный уровни правовой культуры.

Обыденный уровень характеризует правовую культуру общества в повседневных рамках жизни людей и их деятельности при соприкосновении с правовыми вопросами.Профессиональный уровень складывается у лиц, занимающихся правовой деятельностью и охраной закона.Этот уровень зависит не только от качества знания закона, но и от уважения к человеку.

Сегодня в регионах создаются комплексные программы по повышению правовой культуры населения.К сожалению, большинство позиций этих программ носит формальный характер.Создание консультационных пунктов для населения, лекции и беседы на правовые темы немногое могут дать в деле повышения правовых знаний граждан, а главное, в повышении их правовой культуры.Сложившиеся нравственные, мировоззренческие и морально-волевые установки взрослой части населения сложно, а как показывает практика, практически невозможно изменит, тем более, разовыми беседами. Не случайно законодатель исключил сегодня из уголовного кодекса такую цель наказания, как перевоспитание осужденных, оставив только цели: восстановление социальной справедливости, частную превенцию (исправление лица) и общую превенцию (предупреждение других неустойчивых лиц).

Беда в том, что мы слишком поздно начинаем заниматься правовым воспитанием населения.Само слово «воспитание» говорит за себя, оно должно относиться к детям.При формировании правовой культуры необходимо учитывать особенности объекта воспитания и истоки формирования противоправного поведения.Требуется также особая подготовленность воспитателей, которые должны обладать достаточным знанием законов и иметь представление о правовой культуре.Изучение лишь отдельных юридических терминов и понятий, что практикуется в некоторых школах, еще не представляет правовое воспитание.Отсутствие правовой культуры – один из криминогенных факторов роста беспризорности несовершеннолетних и отсюда разгула молодежной преступности в стране.

Исследования показывают, что основной причиной отсутствия правовой культуры несовершеннолетних является неблагополучие в семье.По свидетельству криминологов более 40 % тяжких насильственных преступлений совершается именно в семье.Это не может не отразиться на воспитании детей.Хотя преступность несовершеннолетних согласно официальной статистики в целом снизилась за последний период более чем на 7 %, по-прежнему эти преступления остаются в общей преступности со стабильным удельным весом 10,9 %.Растет жестокость подростковой преступности: 8,6 % данных преступлений совершается с издевательствами над потерпевшими, 1,4 % – с применением пытки, а каждое шестое – в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии.При этом большинство преступлений совершается в состоянии алкогольного и наркотического опьянения4.

В статистическом отношении проблема семейного неблагополучия слабо поддается контролю.

По имеющимся официальным сведениям по системе МВД, в стране насчитывается около 422 тысячи неблагополучных семей, в которых проживает до 770 тысяч детей; на учете в органах внутренних дел состоят 125 тысяч родителей, уклоняющихся от воспитания детей или отрицательно на них влияющих; каждый двухсотый ребенок оказывается не просто лишенным поддержки семьи, а подвергается материальным, физическим и моральным ограничениям и лишениям.

Постоянно обращая внимание на рост преступности в стране, что же предпринимало государство по профилактике преступности в части правового воспитания несовершеннолетних?

В сентябре 1993 года вступил в действие Указ президента России «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», где было предусмотрено создание приютов в целях защиты безнадзорных детей.В крупных городах были экспериментально созданы «Кризисные центры» для детей, роль которых заключалась в основном в оказании консультативных услуг.Все завершилось экспериментами.

Начиная с 1995 года проблема защиты детей от насилия в семье неоднократно обсуждалась в Комитете по делам женщин, семьи и молодежи при Государственной Думе, затем на Московской международной конференции «Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка», где принимали участие ученые психологи многих стран.Этой проблеме были посвящены и многие другие конференции разного уровня.На реализацию предложений не хватило финансовых средств.

Федеральная целевая Программа по усилению борьбы с преступностью на 1999 – 2000 годы предусматривала разработку и реализацию мер по обеспечению социальной занятости подростков и молодежи, а также безработных, бездомных, беженцев и вынужденных переселенцев, ранее судимых и иных лиц, лишенных постоянных доходов и источников существования.

Однако Программа обошла молчанием защиту детей от насилия и их правовое воспитание, видимо считая эти вопросы ранней профилактики преступлений малосущественными.Но и в части занятости молодежи Программа выполнялась импульсивно, бессистемно, в основном в экспериментальном порядке.Социальная занятость подростков в стране практически до настоящего времени отсутствует.Ранее судимые лица социально не защищены и находятся даже в худшем положении, чем раньше.Эта Программа совершенно не реагировала и на активную пропаганду жестокости по телевидению, на тот факт, что жестокость и насилие уже вошли в быт и в моду значительной части молодежи, вытеснив общечеловеческую культуру, основанную на традициях и обычаях народа.

21 мая 1999 года Государственной Думой был принят Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (вступил в действие с 24 июня 1999 г.).

Закон определял профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как систему «социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении»5.

Данный закон акцентировал внимание на индивидуальной работе с подростками, на обеспечении их прав и законных интересов; на их социально-педагогической реабилитации, если они находятся в социально опасном положении; на выявлении и пресечении случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.Однако в законе не ставилась задача правового воспитания несовершеннолетних.Проблема правонарушений подростков рассматривалась как закономерное социальное зло, которое нужно лишь своевременно выявлять и пресекать.Установка на индивидуальную работу с каждым трудным подростком и по сей день ставит неразрешимую задачу, так как у каждого инспектора по делам несовершеннолетних на учете находится до ста «трудных» детей.Индивидуальная работа с таким количеством детей невозможна.

Комплексная программа МВД Российской Федерации совершенствования деятельности органов внутренних дел по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних на 2002 – 2003 годы по существу полностью повторяла положения и рекомендации Закона Государственной Думы 1999 года.Кроме различных профилактических мероприятий Программа предусматривала даже научное исследование для подготовки аналитических материалов по теме: «Влияние противоправной деятельности несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, на оперативную обстановку»6.Таким образом, основной целью предполагаемого научного исследования являлась оперативная обстановка, а не правовое воспитание детей.Следовательно, правонарушения детей официальными властями рассматривалось как природная закономерность.

Коллегия МВД Российской Федерации от 2 апреля 2002 года, давая установку деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и органов местного самоуправления, обращала их основное внимание на осуществление мероприятий по пресечению правонарушений несовершеннолетних, бродяжничества, иных антиобщественных действий, обращала внимание на удаление детей с улиц, общественных мест, объектов транспорта безнадзорных и беспризорных детей7.Ни в Программе, ни в указаниях коллегии МВД РФ не было установки на исследование причин и условий формирования преступного поведения подростков, причин их безнадзорности и беспризорности; на участие работников МВД в правовом воспитании школьников; на оказание помощи педагогам в этой важной работе с детьми в период формирования их социально-психологических свойств и качеств.

Не случайно, как результат этого, на одной из межрегиональных конференций по проблемам борьбы с наркоманией, на обращение директора одной из средних школ к работникам полиции за советом и помощью в правовом воспитании школьников, выступающий работник уголовного розыска ответил: «Вы там воспитываете детей, вот и воспитывайте, а у нас своих проблем хватает».Иными словами: «вы поставляйте нам правонарушителей, а мы будем с ними бороться».

В последующие годы был принят ряд законов и постановлений правительства, касающихся семьи и воспитания детей в Российской Федерации.В том числе: Федеральный закон от 22 декабря 2006 г.«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; Федеральный закон от 29 декабря 2010 г.«О защите детей от информации» и другие законы, направленные на усиление защиты прав и законных интересов детей, но правовое воспитание подростков везде остается, как говорится, за кадром.Не решив этот ключевой вопрос, мы будем постоянно пожинать плоды правового бескультурья молодежи и общества в целом.

Список использованных источников

  • Алексеев С.С.Механизм правового регулирования в социалистическом государстве.М., 1966.
  • Ивасюк О.Н.Семейное насилие в механизме детерминации преступного поведения несовершеннолетних // Российский криминологический взгляд.2013.№ 3.
  • Кузнецов И.А., Сулейманов Т.Ф.Формирование правовой культуры сотрудников органов внутренних дел в условиях реализации концепции правового государства.Монография.Уфа, 2000.
  • Комплексная программа совершенствования деятельности органов внутренних дел по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних на 2002 – 2003 годы / Приложение № 2 к Приказу МВД РФ от 27 апреля 2002 г.№ 391.С.7 – 16.
  • Решение коллегии МВД РФ от 2 апреля 2002 г./ Приложение № 1 к Приказу МВД РФ от 27 апреля 2002 г.№ 391.
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Проблемы и решения: 

Даже без специальных исследований можно констатировать, что подавляющее большинство граждан России не знают элементарных законов гражданского, семейного, трудового и уголовного права. Это является причиной того, что они, во-первых, часто подвержены чиновничьему произволу, не умея отстоять свои законные права, во-вторых, многие ведут себя неправомерно, так как не воспитаны в духе элементарного уважения к закону.

... правовую культуру можно определить как обязательный элемент общей культуры личности, выражающийся в знании правовых понятий и основных требований законов, в уважении к закону, к деятельности правоохранительных органов, к правам и законным интересам других граждан, к обычаям и традициям народов.

... можно выделить обыденный (социальный) и профессиональный уровни правовой культуры. Обыденный уровень характеризует правовую культуру общества в повседневных рамках жизни людей и их деятельности при соприкосновении с правовыми вопросами. Профессиональный уровень складывается у лиц, занимающихся правовой деятельностью и охраной закона. Этот уровень зависит не только от качества знания закона, но и от уважения к человеку.

Сегодня в регионах создаются комплексные программы по повышению правовой культуры населения. К сожалению, большинство позиций этих программ носит формальный характер. Создание консультационных пунктов для населения, лекции и беседы на правовые темы немногое могут дать в деле повышения правовых знаний граждан, а главное, в повышении их правовой культуры. Сложившиеся нравственные, мировоззренческие и морально-волевые установки взрослой части населения сложно, а как показывает практика, практически невозможно изменит, тем более, разовыми беседами.

Беда в том, что мы слишком поздно начинаем заниматься правовым воспитанием населения. Само слово «воспитание» говорит за себя, оно должно относиться к детям. При формировании правовой культуры необходимо учитывать особенности объекта воспитания и истоки формирования противоправного поведения. Требуется также особая подготовленность воспитателей, которые должны обладать достаточным знанием законов и иметь представление о правовой культуре. Изучение лишь отдельных юридических терминов и понятий, что практикуется в некоторых школах, еще не представляет правовое воспитание. Отсутствие правовой культуры – один из криминогенных факторов роста беспризорности несовершеннолетних и отсюда разгула молодежной преступности в стране.

В последующие годы был принят ряд законов и постановлений правительства, касающихся семьи и воспитания детей в Российской Федерации. В том числе: Федеральный закон от 22 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. «О защите детей от информации» и другие законы, направленные на усиление защиты прав и законных интересов детей, но правовое воспитание подростков везде остается, как говорится, за кадром. Не решив этот ключевой вопрос, мы будем постоянно пожинать плоды правового бескультурья молодежи и общества в целом.

Zip_слово: 
Правовая культура
Статус автора: 
Преподаватель
Отрасли: 
Уголовное право
Описание статьи / тезисов
Публикуются: 
Статья
Тип статьи / тезисов: 
Теоретическая
Article name /Название статьи (анг.): 
About the problem of formation of legal culture of citizens of Russia
Аннотация: 
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся роли правовой культуры населения в борьбе с правонарушениями. Автор считает, что основным средством решения данной проблемы является правовое воспитание несовершеннолетних, которое не нашло должного отражения в действующем законодательстве России.
Annotation/ Аннотация (анг.): 
The article deals with the role of the legal culture in the fight against offenses. The author believes that the main means of solving this problem is the legal education of minors, which were not adequately reflected in the current Russian legislation.
Направляется в редакцию: 
Журнал "Правовые технологии"
Статус статьи/тезисов: 
Публикуется впервые