О проблеме формирования правовой культуры граждан России
- Текст
- Кратко
- Справка
- Рецензии*
Даже без специальных исследований можно констатировать, что подавляющее большинство граждан России не знают элементарных законов гражданского, семейного, трудового и уголовного права.Это является причиной того, что они, во-первых, часто подвержены чиновничьему произволу, не умея отстоять свои законные права, во-вторых, многие ведут себя неправомерно, так как не воспитаны в духе элементарного уважения к закону.
Профессор С.С.Алексеев в советское время в понятие правовой культуры включал идейно-правовое состояние общества, с одной стороны, и совокупность знаний права, умение применять закон и уважать его – с другой2.То есть, правовая культура разделялась на внешнее выражение поведения общества в целом, и внутреннее ее содержание в сознании людей.
Другие правоведы справедливо считают, что это понятие должно содержать и требование к каждому человеку, живущему в обществе, ограничивать свое волеизъявление, позволяя другим людям осуществлять свою законную свободу3.
Можно лишь уточнить, что понятие правовой культуры предполагает не обязательно знание всех законов, но в каждом человеке с детства должно воспитываться уважение к нормам права, регулирующим и охраняющим общественные отношения, и соответственно – уважение к правоохранительным органам.
Исследования показывают, что причина любого умышленного правонарушения, в том числе и преступления, заключается в изъянах социальной психологии личности, выражающихся не столько в незнании законов, сколько в пренебрежении к ним.Поэтому каждый школьник уже с начальных классов должен знать, что такое право, каковы его значение и роль в жизни общества, какова связь каждого закона (гражданского, семейного, административного, уголовного) с традициями и обычаями того народа, той макро и микро среды, в которой он живет.
Эти элементы воспитания должны присутствовать в обучающих процессах не только школы, но и семьи, и детского сада именно в тот период, когда идет формирование характера ребенка, его личностных качеств: нравственности, общегражданской культуры, мировоззрения и морали.
Таким образом, правовую культуру можно определить как обязательный элемент общей культуры личности, выражающийся в знании правовых понятий и основных требований законов, в уважении к закону, к деятельности правоохранительных органов, к правам и законным интересам других граждан, к обычаям и традициям народов.
Самостоятельным разделом правовой культуры является совокупность знаний законов и добросовестность в их соблюдении и защите специалистами в области правоохранительной и правоприменительной деятельности.Этот раздел правовой культуры необходим потому, что при его отсутствии сложно требовать законопослушного поведения граждан.
Таким образом, можно выделить обыденный (социальный) и профессиональный уровни правовой культуры.
Обыденный уровень характеризует правовую культуру общества в повседневных рамках жизни людей и их деятельности при соприкосновении с правовыми вопросами.Профессиональный уровень складывается у лиц, занимающихся правовой деятельностью и охраной закона.Этот уровень зависит не только от качества знания закона, но и от уважения к человеку.
Сегодня в регионах создаются комплексные программы по повышению правовой культуры населения.К сожалению, большинство позиций этих программ носит формальный характер.Создание консультационных пунктов для населения, лекции и беседы на правовые темы немногое могут дать в деле повышения правовых знаний граждан, а главное, в повышении их правовой культуры.Сложившиеся нравственные, мировоззренческие и морально-волевые установки взрослой части населения сложно, а как показывает практика, практически невозможно изменит, тем более, разовыми беседами. Не случайно законодатель исключил сегодня из уголовного кодекса такую цель наказания, как перевоспитание осужденных, оставив только цели: восстановление социальной справедливости, частную превенцию (исправление лица) и общую превенцию (предупреждение других неустойчивых лиц).
Беда в том, что мы слишком поздно начинаем заниматься правовым воспитанием населения.Само слово «воспитание» говорит за себя, оно должно относиться к детям.При формировании правовой культуры необходимо учитывать особенности объекта воспитания и истоки формирования противоправного поведения.Требуется также особая подготовленность воспитателей, которые должны обладать достаточным знанием законов и иметь представление о правовой культуре.Изучение лишь отдельных юридических терминов и понятий, что практикуется в некоторых школах, еще не представляет правовое воспитание.Отсутствие правовой культуры – один из криминогенных факторов роста беспризорности несовершеннолетних и отсюда разгула молодежной преступности в стране.
Исследования показывают, что основной причиной отсутствия правовой культуры несовершеннолетних является неблагополучие в семье.По свидетельству криминологов более 40 % тяжких насильственных преступлений совершается именно в семье.Это не может не отразиться на воспитании детей.Хотя преступность несовершеннолетних согласно официальной статистики в целом снизилась за последний период более чем на 7 %, по-прежнему эти преступления остаются в общей преступности со стабильным удельным весом 10,9 %.Растет жестокость подростковой преступности: 8,6 % данных преступлений совершается с издевательствами над потерпевшими, 1,4 % – с применением пытки, а каждое шестое – в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии.При этом большинство преступлений совершается в состоянии алкогольного и наркотического опьянения4.
В статистическом отношении проблема семейного неблагополучия слабо поддается контролю.
По имеющимся официальным сведениям по системе МВД, в стране насчитывается около 422 тысячи неблагополучных семей, в которых проживает до 770 тысяч детей; на учете в органах внутренних дел состоят 125 тысяч родителей, уклоняющихся от воспитания детей или отрицательно на них влияющих; каждый двухсотый ребенок оказывается не просто лишенным поддержки семьи, а подвергается материальным, физическим и моральным ограничениям и лишениям.
Постоянно обращая внимание на рост преступности в стране, что же предпринимало государство по профилактике преступности в части правового воспитания несовершеннолетних?
В сентябре 1993 года вступил в действие Указ президента России «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», где было предусмотрено создание приютов в целях защиты безнадзорных детей.В крупных городах были экспериментально созданы «Кризисные центры» для детей, роль которых заключалась в основном в оказании консультативных услуг.Все завершилось экспериментами.
Начиная с 1995 года проблема защиты детей от насилия в семье неоднократно обсуждалась в Комитете по делам женщин, семьи и молодежи при Государственной Думе, затем на Московской международной конференции «Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка», где принимали участие ученые психологи многих стран.Этой проблеме были посвящены и многие другие конференции разного уровня.На реализацию предложений не хватило финансовых средств.
Федеральная целевая Программа по усилению борьбы с преступностью на 1999 – 2000 годы предусматривала разработку и реализацию мер по обеспечению социальной занятости подростков и молодежи, а также безработных, бездомных, беженцев и вынужденных переселенцев, ранее судимых и иных лиц, лишенных постоянных доходов и источников существования.
Однако Программа обошла молчанием защиту детей от насилия и их правовое воспитание, видимо считая эти вопросы ранней профилактики преступлений малосущественными.Но и в части занятости молодежи Программа выполнялась импульсивно, бессистемно, в основном в экспериментальном порядке.Социальная занятость подростков в стране практически до настоящего времени отсутствует.Ранее судимые лица социально не защищены и находятся даже в худшем положении, чем раньше.Эта Программа совершенно не реагировала и на активную пропаганду жестокости по телевидению, на тот факт, что жестокость и насилие уже вошли в быт и в моду значительной части молодежи, вытеснив общечеловеческую культуру, основанную на традициях и обычаях народа.
21 мая 1999 года Государственной Думой был принят Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (вступил в действие с 24 июня 1999 г.).
Закон определял профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как систему «социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении»5.
Данный закон акцентировал внимание на индивидуальной работе с подростками, на обеспечении их прав и законных интересов; на их социально-педагогической реабилитации, если они находятся в социально опасном положении; на выявлении и пресечении случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.Однако в законе не ставилась задача правового воспитания несовершеннолетних.Проблема правонарушений подростков рассматривалась как закономерное социальное зло, которое нужно лишь своевременно выявлять и пресекать.Установка на индивидуальную работу с каждым трудным подростком и по сей день ставит неразрешимую задачу, так как у каждого инспектора по делам несовершеннолетних на учете находится до ста «трудных» детей.Индивидуальная работа с таким количеством детей невозможна.
Комплексная программа МВД Российской Федерации совершенствования деятельности органов внутренних дел по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних на 2002 – 2003 годы по существу полностью повторяла положения и рекомендации Закона Государственной Думы 1999 года.Кроме различных профилактических мероприятий Программа предусматривала даже научное исследование для подготовки аналитических материалов по теме: «Влияние противоправной деятельности несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, на оперативную обстановку»6.Таким образом, основной целью предполагаемого научного исследования являлась оперативная обстановка, а не правовое воспитание детей.Следовательно, правонарушения детей официальными властями рассматривалось как природная закономерность.
Коллегия МВД Российской Федерации от 2 апреля 2002 года, давая установку деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и органов местного самоуправления, обращала их основное внимание на осуществление мероприятий по пресечению правонарушений несовершеннолетних, бродяжничества, иных антиобщественных действий, обращала внимание на удаление детей с улиц, общественных мест, объектов транспорта безнадзорных и беспризорных детей7.Ни в Программе, ни в указаниях коллегии МВД РФ не было установки на исследование причин и условий формирования преступного поведения подростков, причин их безнадзорности и беспризорности; на участие работников МВД в правовом воспитании школьников; на оказание помощи педагогам в этой важной работе с детьми в период формирования их социально-психологических свойств и качеств.
Не случайно, как результат этого, на одной из межрегиональных конференций по проблемам борьбы с наркоманией, на обращение директора одной из средних школ к работникам полиции за советом и помощью в правовом воспитании школьников, выступающий работник уголовного розыска ответил: «Вы там воспитываете детей, вот и воспитывайте, а у нас своих проблем хватает».Иными словами: «вы поставляйте нам правонарушителей, а мы будем с ними бороться».
В последующие годы был принят ряд законов и постановлений правительства, касающихся семьи и воспитания детей в Российской Федерации.В том числе: Федеральный закон от 22 декабря 2006 г.«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; Федеральный закон от 29 декабря 2010 г.«О защите детей от информации» и другие законы, направленные на усиление защиты прав и законных интересов детей, но правовое воспитание подростков везде остается, как говорится, за кадром.Не решив этот ключевой вопрос, мы будем постоянно пожинать плоды правового бескультурья молодежи и общества в целом.
Список использованных источников
- Алексеев С.С.Механизм правового регулирования в социалистическом государстве.М., 1966.
- Ивасюк О.Н.Семейное насилие в механизме детерминации преступного поведения несовершеннолетних // Российский криминологический взгляд.2013.№ 3.
- Кузнецов И.А., Сулейманов Т.Ф.Формирование правовой культуры сотрудников органов внутренних дел в условиях реализации концепции правового государства.Монография.Уфа, 2000.
- Комплексная программа совершенствования деятельности органов внутренних дел по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних на 2002 – 2003 годы / Приложение № 2 к Приказу МВД РФ от 27 апреля 2002 г.№ 391.С.7 – 16.
- Решение коллегии МВД РФ от 2 апреля 2002 г./ Приложение № 1 к Приказу МВД РФ от 27 апреля 2002 г.№ 391.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Даже без специальных исследований можно констатировать, что подавляющее большинство граждан России не знают элементарных законов гражданского, семейного, трудового и уголовного права. Это является причиной того, что они, во-первых, часто подвержены чиновничьему произволу, не умея отстоять свои законные права, во-вторых, многие ведут себя неправомерно, так как не воспитаны в духе элементарного уважения к закону.
... правовую культуру можно определить как обязательный элемент общей культуры личности, выражающийся в знании правовых понятий и основных требований законов, в уважении к закону, к деятельности правоохранительных органов, к правам и законным интересам других граждан, к обычаям и традициям народов.
... можно выделить обыденный (социальный) и профессиональный уровни правовой культуры. Обыденный уровень характеризует правовую культуру общества в повседневных рамках жизни людей и их деятельности при соприкосновении с правовыми вопросами. Профессиональный уровень складывается у лиц, занимающихся правовой деятельностью и охраной закона. Этот уровень зависит не только от качества знания закона, но и от уважения к человеку.
Сегодня в регионах создаются комплексные программы по повышению правовой культуры населения. К сожалению, большинство позиций этих программ носит формальный характер. Создание консультационных пунктов для населения, лекции и беседы на правовые темы немногое могут дать в деле повышения правовых знаний граждан, а главное, в повышении их правовой культуры. Сложившиеся нравственные, мировоззренческие и морально-волевые установки взрослой части населения сложно, а как показывает практика, практически невозможно изменит, тем более, разовыми беседами.
Беда в том, что мы слишком поздно начинаем заниматься правовым воспитанием населения. Само слово «воспитание» говорит за себя, оно должно относиться к детям. При формировании правовой культуры необходимо учитывать особенности объекта воспитания и истоки формирования противоправного поведения. Требуется также особая подготовленность воспитателей, которые должны обладать достаточным знанием законов и иметь представление о правовой культуре. Изучение лишь отдельных юридических терминов и понятий, что практикуется в некоторых школах, еще не представляет правовое воспитание. Отсутствие правовой культуры – один из криминогенных факторов роста беспризорности несовершеннолетних и отсюда разгула молодежной преступности в стране.
В последующие годы был принят ряд законов и постановлений правительства, касающихся семьи и воспитания детей в Российской Федерации. В том числе: Федеральный закон от 22 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. «О защите детей от информации» и другие законы, направленные на усиление защиты прав и законных интересов детей, но правовое воспитание подростков везде остается, как говорится, за кадром. Не решив этот ключевой вопрос, мы будем постоянно пожинать плоды правового бескультурья молодежи и общества в целом.