О совершенствовании признаков уголовного наказания за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Аватар пользователя Козун Александр  Владимирович
  • Текст
  • Кратко
  • Справка
  • Рецензии*

Уголовное наказание должно представлять логическую систему его видов.Закрепление законодателем лишения права управления транспортным средством в рамках ст.264 Уголовного кодекса Российской Федерации (Далее – УК) в качестве самостоятельного наказания вызывает сомнения.Оно не имеет уголовно-правовой природы и является очевидным исключением из общих правил выстраивания уголовно-правовых санкций.

А.Ш.Габдрахманов верно обращает внимание «на определенную нестыковку санкций норм, предусмотренных ст.264 УК РФ, и положениями его Общей части.В ст.264 УК РФ в качестве дополнительного наказания предусмотрено лишение права управлять транспортным средством, а в Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации (ст.47 УК РФ) регламентировано наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.Фактически в Особенной части УК предусмотрен новый вид наказания, неизвестный его Общей части.Чтобы привести в соответствие их положения, следовало бы либо в санкциях ст.264 УК РФ вместо «лишения права управлять транспортным средством» указать «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», или в отдельной части ст.47 УК РФ отразить наказание в виде лишения права управлять транспортным средством»2.

Автор, верно высказывается по существу, но, на наш взгляд, предлагает неправильное видение решения данного вопроса.Действительно данное наказание не включено законодателем в перечень видов наказаний, предусмотренных ст.44 УК.Однако лишение права заниматься определенной деятельностью как показывает практика, включает в себя среди прочих и этот вид лишений и ограничений.Другое дело, что его признаки, пределы не раскрываются в Уголовном кодексе.Не отводит закон ему места и в общих началах назначения наказания, других тесно связанных институтах уголовного права.Это вызывает определенные вопросы по поводу его причисления законодателем к уголовному наказанию.

Лишение права заниматься определенной деятельностью не совпадает по содержанию с лишением права управления транспортным средством.Первое означает запрещение на установленный судом срок заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.Такой запрет может касаться служебной деятельности осужденного (фармацевтической, педагогической, управления общественным транспортом), неслужебной профессиональной деятельности (например, охотничьего промысла, оказания юридических услуг и т.д.), а также любой иной непрофессиональной деятельности (например, управления личными транспортными средствами)3.Последняя часть предложения вызывает возражение, поскольку если рассматривать лишение права управления транспортным средством как специальный вид наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, это должно вытекать из положений уголовного закона.

Должна быть согласована система признаков данного вида наказания, начиная с места расположения и заканчивая его видом и сроками назначения.

Кроме того, законодатель по неясным причинам предусмотрел данный вид наказания как безусловный (дополнительный) к основным видам, начиная с 1 и заканчивая 6 частью ст.264 УК.На мой взгляд, нарушение правил эксплуатации транспортных средств не всегда соотносится по сущностным юридическим признакам с наказанием в виде лишения права управления транспортным средством.Наличие навыков вождения автомобиля и водительского удостоверения логически не стыкуются с возможностью его изъятия за нарушение некоторых норм технической эксплуатации транспортного средства, например за неисправность транспортного средства.Нарушение норм технической эксплуатации транспортного средства, как свидетельствует судебно-следственная практика, далеко не всегда связано с нарушением правил дорожного движения.Избрав устоявшийся в науке и законодательной практике подход к формированию признаков уголовно-правовой санкции, законодатель опрометчиво забыл про особенности конструкции признаков данного состава преступления.

Также, неясно как видит законодатель возможное применение данного вида наказания, неурегулированное нормами уголовного законодательства.Данное «наказание» не адаптировано под общие начала назначения наказания.

Ясности ради следует отметить, что в соответствии с ч.2 ст.47 УК в качестве основного вида наказания лишение права управления транспортным средством не может быть назначено.Следовательно, оно не имеет самостоятельной уголовно-правовой природы и не может иметь уголовно-правового содержания.Налицо логический диссонанс между сущностью института уголовного наказания, механизмом его построения и правовой природой исследуемого вида государственного принуждения.

Лишение права заниматься определенной деятельностью, по мнению некоторых ученых, распространяется как на профессиональную, так и иную деятельность гражданина, например в сфере досуга.К профессиональной деятельности относятся педагогическая, врачебная, управление транспортом по договору найма.К иной деятельности, которая может быть запрещена осужденным, относятся управление личным транспортом, охота и т.п.Таким образом, конкретное «поле» лишения прав в рамках применения данного вида наказания не обозначено.В целом данный вопрос относится к судебному усмотрению и по своей правовой природе является оценочным.Однако лишение права управления транспортным средством указано в норме, предусмотренной ст.264 УК.Поэтому сам законодатель исключает его из возможно относимых к лишению права заниматься определенной деятельностью и указывает на его самостоятельный характер.

Резюмируя изложенное, отмечу, что лишение права управления транспортным средством имеет по своей сущности административно-правовую природу.

Данный вид наказания предусмотрен законодателем в рамках ст.3.8.Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и, соответственно, в ряде составов административных правонарушений, преимущественно посягающих на общественные отношения в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ).Поэтому он изначально адаптирован именно под административное законодательство и отвечает основам механизма формирования данной отрасли права.Целесообразность его включения в уголовное законодательство, в целом, не вызывает сомнения, однако требует иного законодательного решения, в соответствии с его правовой природой, задачами, целями, местом в пенализационном аппарате уголовного права.

Подводя промежуточный итог, считаю, что лишение права управлять транспортным средством должно отражать концептуальные основы и признаки уголовного наказания.Это обусловливает необходимость его детального закрепления в рамках общей части уголовного закона.Только после этого, следует его включать в конкретные нормы Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г.№ 528 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения»4, вступившим в силу с 1 июля 2015 г.обсуждаемый вид государственного принуждения был заменен на лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.Сразу возникает мысль, что законодатель не видит золотой середины или, попросту, не хочет ее видеть или искать.

Данное решение противоречиво.Совсем не ясно, какое отношение имеет к норме, предусмотренной ст.264 УК РФ, наказание в виде лишения права занимать определенные должности.В литературе существует точка зрения, что субъект преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, специальный.Пытаются отстаивать данную позицию и некоторые молодые ученые.Я не согласен с такой точкой зрения, поскольку никакими специальными (дополнительными) признаками субъект преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, не обладает.Это любое лицо, управляющее транспортным средством, обладающее общими признаками субъекта преступления.Данное предложение определяет юридическое отношение субъекта к техническому механизму, но не порождает особого статуса субъекта преступления.Иными словами, субъект этого преступления тот, кто оперирует этим техническим механизмом.Пленум Верховного Суда Российской Федерации, раскрывая содержание признаков субъекта данного состава преступления, не ставит его в статус специального5.Нормы уголовного закона, предусматривающие ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, предусматривающие в санкции обсуждаемый вид наказания, учитывая особенности описания их объективной стороны состава преступления, могут быть совершены должностным лицом (См., ст.ст.

263, 2631, 266, 269, 270, 271, 2711 УК РФ).Правовая природа данных преступных деяний позволяет говорить о деликтоспособности специального субъекта.По ошибке законодателя в круг «должностных» транспортных преступлений попала и ст.2641 УК РФ, поскольку является прообразом ее общей нормы.

Таким образом, обсуждаемая новелла санкции ст.264 УК РФ способна привести к абсурду.Этот обязательный вид уголовного наказания может быть начат применим к должностным лицам, которые совершили преступление, предусмотренное ст.264 УК РФ.Причинной связи же дорожно-транспортного преступления с правами и полномочиями должностного лица это соотношение элементов уголовно-правовой нормы иметь не может.Разве только в том случае, когда должностные лица, используя свой статус, двигаются по дорогам с использованием различных проблесковых маячков, дающих право преимущественного проезда.Но и подобная гипотеза весьма сомнительна, поскольку будет распространяться, в основном, только на представителей власти из систем правоохранительных органов.Опять получается камень в огород «блюстителей закона».

Вторая часть данного вида наказания, связанная с лишением права заниматься определенной деятельностью, как показывает теория и практика, может иметь форму лишения права управления транспортным средством.Вместе с тем и подобный подход законодателя представляется не совсем верным.Нет ничего более неопределенного, чем слишком широкие понятия, используемые в законе.И поэтому будет закономерным вопрос: А сегодня лишение права управления транспортным средством как вид наказания, может быть отнесен к санкции ст.264 УК РФ.Считаю, что нет по следующим причинам.Во-первых, законодатель отказался от него, предусмотрев другой.Во-вторых, он имеет ясную административно-правовую природу.В-третьих, с точки зрения семантического анализа слова «деятельность» весьма сомнительно относить обсуждаемую форму порицания к этому виду наказания.В-четвертых, нельзя заполнять вид наказания, имеющий уголовно-правовую природу, фрагментами иных отраслей права.

Подводя итог всему сказанному, считаем, что идея о включении лишения права управления транспортным средством в уголовный закон в качестве вида наказания правильна.Вместе с тем, она требует более детальной разработки.

Список использованных источников

Габдрахманов А.Ш.Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (уголовно-правовые и криминологические аспекты).Казань, 2008.С.20.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред.проф.А.И. Чучаева.М., 2009.С.324.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г.№ 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // СПС «КонсультантПлюс».

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Проблемы и решения: 

Уголовное наказание должно представлять логическую систему его видов. Закрепление законодателем лишения права управления транспортным средством в рамках ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (Далее – УК) в качестве самостоятельного наказания вызывает сомнения. Оно не имеет уголовно-правовой природы и является очевидным исключением из общих правил выстраивания уголовно-правовых санкций.

Резюмируя изложенное, отмечу, что лишение права управления транспортным средством имеет по своей сущности административно-правовую природу. Данный вид наказания предусмотрен законодателем в рамках ст. 3.8. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и, соответственно, в ряде составов административных правонарушений, преимущественно посягающих на общественные отношения в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ). Поэтому он изначально адаптирован именно под административное законодательство и отвечает основам механизма формирования данной отрасли права. Целесообразность его включения в уголовное законодательство, в целом, не вызывает сомнения, однако требует иного законодательного решения, в соответствии с его правовой природой, задачами, целями, местом в пенализационном аппарате уголовного права.

Подводя промежуточный итог, считаю, что лишение права управлять транспортным средством должно отражать концептуальные основы и признаки уголовного наказания. Это обусловливает необходимость его детального закрепления в рамках общей части уголовного закона. Только после этого, следует его включать в конкретные нормы Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 528 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения», вступившим в силу с 1 июля 2015 г. обсуждаемый вид государственного принуждения был заменен на лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Сразу возникает мысль, что законодатель не видит золотой середины или, попросту, не хочет ее видеть или искать.

Подводя итог всему сказанному, считаем, что идея о включении лишения права управления транспортным средством в уголовный закон в качестве вида наказания правильна. Вместе с тем, она требует более детальной разработки.

Zip_слово: 
лишение права управления
Статус автора: 
Преподаватель
Отрасли: 
Особенная часть
Уголовное право
Описание статьи / тезисов
Публикуются: 
Тезисы
Тип статьи / тезисов: 
Теоретико-практическая
Article name /Название статьи (анг.): 
On improving the signs of criminal penalties for violation of traffic rules and operation of vehicles
Аннотация: 
В статье рассматривается лишение права управления транспортным средством как вид наказания ст. 264 УК РФ. Анализируется его правовая природа, связь с уголовным наказанием и перспективы его дальнейшего развития. Обосновывается, что данный вид наказания не отвечает юридической технике построения норм уголовного закона.
 
Annotation/ Аннотация (анг.): 
The article deals with disqualification from driving as a form of punishment Art. 264 RF Criminal Code. It analyzes the legal nature of the connection with a criminal punishment, and perspectives of its further development. It is proved that this kind of punishment does not meet the legal technique of construction norms of criminal law.
Направляется в редакцию: 
Журнал "Правовые технологии"
Статус статьи/тезисов: 
Публикуется впервые