ВВЕДЕНИЕ

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.
Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.


ВВЕДЕНИЕ

В условиях, когда ряды работников органов внутренних дел постоянно пополняются большим количеством лиц, не имеющих юридического образования, возрастает потребность в учебнопрактических пособиях, способных оказать помощь молодым сотрудникам милиции.


Настоящее пособие посвящено уголовно-процессуальному производству по рассмотрению и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, с которым так или иначе в своей деятельности связаны основные службы органов внутренних дел.


Стадия возбуждения уголовного дела первый этап уголовного судопроизводства, который начинается с момента поступления в правоохранительные органы источника информации о преступлении (именуемого в законе поводом) и его надлежащей регистрации. Данная стадия завершается принятием одного из решений, предусмотренных ч.3 ст.109 УПК (1): о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности.


В стадии возбуждения уголовного дела решаются задачи реагирования на поступившие первичные сведения о совершенных общественно опасных деяниях, проверки наличия в них признаков преступления, принятия мер к закреплению следов преступления либо к его предотвращению или пресечению. В зависимости от результатов этой деятельности принимается решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела завершает процессуальную деятельность по проверке поступившего в органы уголовной юстиции заявления, сообщения.


При наличии же признаков преступления вся работа по его раскрытию, установлению и изобличению виновного, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, производится уже на следующем этапе уголовного процесса - стадии предварительного расследования.


В этой связи задачи стадии возбуждения уголовного дела занимают сравнительно небольшое место в объеме задач, стоящих перед органами дознания и следствия, а также уголовным судопроизводством в целом. Соразмерны этим задачам и производные от них способы (методы) уголовно-процессуального реагирования на поступившую в правоохранительные органы информацию о преступлениях. Если в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства следователь и суд могут применить достаточно большой круг предусмотренных законом способов получения и использования предметов и документов, то при проверке заявлений и сообщений о преступлениях производство следственных действий законом запрещено (ст.109 УПК). В арсенале средств стадии возбуждения уголовного дела имеются лишь истребование необходимых материалов, получение объяснений и, как исключение, единственное следственное действие - осмотр места происшествия. Причем право на проведение последнего законодатель с большой осторожностью предоставил только спустя три года после принятия действующего Уголовно-процессуального кодекса: в случаях, не терпящих отлагательств, и с требованием при наличии к тому оснований возбуждать уголовное дело немедленно после проведения осмотра.


К субъектам (участникам) стадии возбуждения уголовного дела в первую очередь относятся должностные лица, управомоченные осуществлять проверку заявлений и сообщений о преступлениях и принимать по ним решения. Это - орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор, судья, суд. Дознаватель имеет право производить лишь предварительную проверку информации. Вынесенные им итоговые постановления приобретают юридическую силу после их утверждения органом дознания (начальником органа дознания).


В этой стадии также принимают участие прямо или косвенно упомянутые в законе заявители, пострадавшие, правонарушители, переводчики, понятые, иные лица, дающие объяснения, законные представители несовершеннолетних пострадавших и правонарушителей и другие лица, вовлекаемые в процессуальную деятельность. Права и обязанности многих из этих лиц в законодательстве либо не определены, либо определены недостаточно полно, что на практике создает дополнительные сложности как для государственных органов, так и для обеспечения прав и законных интересов граждан.

Решение по заявлениям и сообщениям о совершенном или готовящемся преступлении должно быть принято в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток. Продление этого срока не предусмотрено.


По вопросам рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях подготовлено и издано немало интересных статей, пособий и монографий. Однако не все они доступны для слушателей учебных заведений МВД Российской Федерации, практических работников по причине библиографической редкости изданий недостаточной адаптированности их текстов для реального правоприменителя, работающего в условиях дефицита времени и большой нагрузки. Настоящая работа призвана в какой-то мере ликвидировать этот пробел.


В пособие дается анализ оперативно-следственных ситуаций, наиболее часто встречающихся в практической деятельности по проверке и разрешению информации о преступлениях. В нем приведены ведомственные нормативные акты министерства внутренних дел, отдельные приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации по рассматриваемой проблематике. Широко используется судебная практика. Приведены образцы некоторых организационных и уголовно-процессуальных документов с комментарием их содержания.




1) Здесь и далее имеется в виду УПК РСФСР.



Далее (ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ К ВОЗБУЖДЕНИЮ УГОЛОВНОГО ДЕЛА) >>>
Порядок отображения: 
0
Группы: