3. Общие условия производства по восстановлению уголовных дел (продолжение 1).

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.
Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.


3. Общие условия производства по восстановлению уголовных дел (продолжение 1).

Понятия "частичная утрата" и "полная утрата" уголовного дела соотносятся как подобные, их содержательные характеристики совпадают, различается лишь объем.


В уголовно-процессуальном законе о части дела говорится применительно к изменению обвинения. Согласно ч. 2 ст. 154 УПК, если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо части не нашло подтверждения, следователь своим постановлением прекращает дело в этой части. По сложившимся представлениям, под частью обвинения в данном случае подразумевается обвинение, квалифицируемое самостоятельной статьей Уголовного кодекса. "Частичное прекращение дела существует постольку, - пишет Ф.Н.Фаткуллин, - поскольку по нашему законодательству допускается соединение в одном производстве материалов о совершении одним человеком ряда самостоятельных деяний, а равно о преступлениях сразу нескольких лиц".28 Бесспорно, что утрата материалов в объеме, влекущем при неподтверждении обвинения частичное прекращение дела, может быть признана частичной утратой.


В отличие от института изменения обвинения, в котором подлежащие исключению неподтвердившиеся факты (эпизоды) преступной деятельности не входят в понятие "часть дела", для целей определения объема утраченного уголовного дела - это все же его часть. Частичная утрата дела имеет место, когда определенный объем фактических данных и принятых решений (не обязательно совпадающий с уголовным преследованием за конкретное уголовно наказуемое деяние) сохранился. Оставшиеся материалы должны подтверждать основные решения по делу.


Полная утрата уголовного дела, на наш взгляд, требует вынесения самостоятельного постановления о восстановлении дела. Вынесение постановления позволит не только констатировать факт пропажи дела, но и определить, кем и в какие сроки будет осуществляться его восстановление. В постановлении может содержаться информация о пределах восстановления дела и используемых для этого средствах. Вынесенное постановление предоставит следователю неоспоримое право на истребование в правоприменительных органах копий тех материалов ранее проводившегося расследования, которые им направлялись в соответствии с законодательством и ведомственными нормативными актами. Названное постановление может быть вынесено органом дознания, следователем, начальником следственного отдела по согласованию с прокурором либо непосредственно прокурором, а также судом.


При частичной утрате уголовного дела необходимость вынесения подобного постановления определяется по усмотрению органа расследования, основанному на сопоставлении и оценке утерянной и оставшейся его частей. Потеря отдельных материалов дела может не препятствовать целостному восприятию проведенного расследования. Такая частичная утрата уголовного дела не требует принятия специального решения о начале восстановительного производства, поскольку фрагментарное восполнение исчезнувших доказательств или других документов не меняет направление процесса доказывания, не требует специального корректирования его сроков и средств. В тех случаях, когда на основе утраченных доказательств были приняты уголовно - процессуальные решения, подлежащие проверке прокурором или судом, к делу могут быть приобщены рапорт или справка следователя, подтверждающие их законность и обоснованность.


Субъекты расследования при восстановлении дела. Повторное расследование может быть осуществлено тем субъектом, в производстве которого находилось утраченное уголовное дело. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 64 УПК, участие дознавателя или следователя в дознании или предварительном следствии, которое ранее производилось по данному делу, не является основанием для отвода. Безусловно, новое расследование, вызванное утратой уголовного дела, нужно отличать от дополнительного расследования, обусловленного другими причинами. Первое, если потеря дела в какой-то мере связана с небрежностью или халатностью следователя, содержит оттенок его вины. Однако факт утраты дела сам по себе не свидетельствует о личной заинтересованности следователя и не является безусловным основанием для его отвода. Во многих случаях оставление дела в производстве "прежнего" следователя наиболее целесообразно, поскольку он знает его фактические обстоятельства и источники доказательственной информации. При ограниченных сроках восстановительного производства, информационных и других трудностях это немаловажно.


В целях обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования прокурор, согласно п. 8 ст. 211 УПК, вправе передать дело другому следователю. Если следователь, утративший дело, допустил нарушения закона, он может отстранить его от ведения следствия(п.10). Замена лиц, производящих расследование, необходима и в тех ситуациях, когда не исключается возможность их допроса в качестве свидетелей.

При детальном регулировании процедуры восстановительного производства в новом уголовно-процессуальном законодательстве необходимо осветить вопрос об изменении подследственности восстанавливаемых уголовных дел, в частности, о передаче их от органов дознания следователям, а также об определении подведомственности и подследственности восстановительной деятельности при утрате дела судом.


Необходимо отметить, что и действующая правовая регламентация подследственности уголовных дел оставляет простор для разумного варьирования при выборе субъекта повторного расследования, вызываемого как обстоятельствами утраты уголовного дела, так и условиями его восстановления. При этом могут быть учтены сроки, оценка перспектив восстановления первоначальной доказательственной базы, заинтересованность конкретных лиц (в том числе наличие явного противодействия) и другие причины. Право принять такое решение законом предоставлено суду или прокурору.


При утрате уголовных дел в суде (принятых к производству конкретными судами или пересылаемых ими) надлежит решить вопрос о подведомственности восстановления. На наш взгляд, и в этих случаях восстановление уголовного дела должно осуществляться органами предварительного расследования. Решение о восстановлении пропавшего дела и о подследственности целесообразно принять в распорядительном заседании суда, одновременно разрешив вопрос о мере пресечения в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей.


Сроки восстановления утраченных дел. Любая уголовно-процессуальная деятельность осуществляется в рамках определенных сроков. Применительно к общему порядку предварительного расследования законодатель установил конкретные временные границы: в течение одного месяца производится дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно; в двухмесячный срок должно быть закончено предварительное следствие. Срок предварительного расследования при необходимости может быть продлен (чч. 2,3 ст. 133 УПК) либо установлен дополнительно (ч. 4 ст. 133 УПК). По отношению к срокам обжалования решений уголовно-процессуальный закон оперирует также понятием "восстановление пропущенного срока" (ст.ст. 104, 329 УПК).


Производство по восстановлению утраченных дел, сопровождаемое проведением следственных действий и применением мер принуждения, также должно осуществляться в рамках уголовно-процессуальных сроков. Возможны следующие варианты обеспечения восстановительного производства "временными ресурсами".


1. Восстановление дела может быть осуществлено в пределах оставшегося, неиспользованного срока. Этот вариант приемлем, когда следователь располагает достаточным временем, позволяющим в интенсивном режиме провести повторное расследование. Одним из условий его применения является своевременное обнаружение факта утраты дела и отсутствие препятствий для начала его восстановления.


2. В том случае, если первоначальный срок расследования не истек, но недостаточен для окончания производства, следователь вправе возбудить перед прокурором ходатайство о его продлении. Основанием для продления срока будет необходимость восполнить совокупность утраченных доказательств и собрать новые, позволяющие завершить расследование. Применяется общий порядок продления срока, поскольку иное не установлено. Специалисты отмечают, что существующая процедура продления срока следствия является длительной, процессуально и организационно громоздкой, связана с потерей следователями рабочего времени, дублированием усилий ответственных работников следственных аппаратов и прокуроров. Исходя из этого, вносилось предложение о целесообразности перенесения центра тяжести прокурорского надзора и ведомственного контроля за сроками следствия на более ранний этап производства по уголовным делам с предоставлением местным прокурорам в законодательном порядке полномочий по продлению срока следствия.29 В настоящее время данное предложение реализовано.






Далее (продолжение...) >>>


Порядок отображения: 
0
Группы: