Глава пятая. ВЛИЯНИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ УСМОТРЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.
Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.


Усмотрение следователя (уголовно-процессуальный аспект)

Глава пятая. ВЛИЯНИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ УСМОТРЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ


3. Влияние ведомственных показателей работы на деятельность и усмотрение следователя (продолжение 2)




  1. Проверкой, проведенной бригадой Генеральной прокуратуры РФ за 1997 и первый квартал 1998 г. снято около 4,5 тыс. необоснованно поставленных на учет преступлений. При этом в качестве примера приводится ситуация, когда по одному из дел (наркопродавец в течение нескольких дней из бутылки продавал свое зелье) следователь необоснованно выставил 750 карточек (!) на зарегистрированные и, естественно, раскрытые преступления. Автор, публикующий эти сведения, с недоумением и возмущением высказывается в адрес следователей: "Непонятно, зачем им это нужно" [70].


    Понять такое явление не сложно. Даже не зная деталей, обстоятельств, которыми руководствовался следователь, можно предложить версии ответов. Кстати, один из вариантов ответа (а он, на наш взгляд, является наиболее точным) содержится в том же периодическом издании. В докладе первого заместителя начальника Следственного комитета при МВД России говорится о все более обостряющейся проблеме незаконного оборота наркотиков. Отмечается, что число зарегистрированных преступлений данной категории увеличивается, но оно еще далеко от фактического количества совершаемых деяний [71]. Вывод: 750 карточек на преступления были выставлены потому, что кому-то стали нужны соответствующие показатели работы.

Следователи не выделяют уголовные дела на продавцов наркотиков, принимают активное участие в искусственном снижении числа регистрируемых тяжких и особо тяжких преступлений, применяя при этом различные приемы, в том числе "занижение" квалификации деяния, несвоевременную переквалификацию преступлений. Этому также есть объяснение: улучшить положение дел [72].




  • К отрицательным показателям работы следователя относят также оправдательные приговоры. Причем нередко фраза, показывающая недостатки, звучит следующим образом: "В два раза увеличилось число лиц, оправданных судами", хотя причины вынесения приговоров могут быть различными. К ним, в частности, относятся недоказанность участия обвиняемого в совершении преступления, изменение показаний участниками процесса в суде, несовпадение оценок доказательств следствием и судом [73]. Не всякая из них, как представляется, может служить упреком в адрес следователя. Так, в последнее время все чаще приходится сталкиваться со случаями применения организаторами и активными членами преступных групп угроз, шантажа и других действий в отношении свидетелей, потерпевших и их родственников. Следователи зачастую по объективным причинам не в состоянии преодолеть такое влияние на участников процесса, а значит, предотвратить изменение ими показаний и, как итог, вынесение оправдательного приговора судом. В системе МВД по каждому случаю вынесения судом оправдательного приговора производится служебная проверка, в ходе которой определяется степень "виновности" в этом следователя. В большинстве случаев такая виновность как раз и не устанавливается. Это позволяет утверждать, что нет оснований все случаи вынесения оправдательных приговоров причислять к недостаткам работы следствия.



  • В ходе проверки у следователей Бурятии обнаружено большое количество уголовных дел, по которым установлены конкретные подозреваемые, однако процессуальных действий с ними не проводилось. Только в первом квартале 1998 г. в республике приостановлены уголовные дела по 3476 преступлениям, из них по 61,3% имелись данные на лиц, совершивших деяние. Аналогичное положение сложилось в республиках Алтай, Коми, Алтайском, Красноярском краях, ряде других регионов. В целом по России более чем по 80 тыс. преступлений приостановлены уголовные дела, по которым имелись данные на лиц, совершивших деяние [74].


    Анализ практики объявления в розыск по ГУВД Москвы свидетельствует, что в 60% случаев преступники были задержаны непосредственно в момент или сразу после совершения деяния, однако в отношении них была избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу. В результате с подпиской о невыезде находятся в розыске около 4% убийц, 14,5% совершивших разбой, 23,8% грабителей и почти 30% обвиняемых в незаконном обороте наркотиков [75]. Практике известны и другие ситуации. Так, гр. У., которому за несколько дней до совершения преступления исполнилось 18 лет, встретив на улице двух подростков 13 и 14 лет, отобрал у них зажигалку и деньги в сумме около трех рублей, после чего почти сразу был задержан нарядом милиции. По месту работы и жительства подозреваемый характеризовался положительно, на учете в ОППН за совершение правонарушений не состоял, проживал постоянно совместно с матерью. Тем не менее мера пресечения была избрана в виде заключения под стражу. Почему? Не те же ли, названные выше мотивы предопределили решение следователя?




  • При характеристике уголовно-процессуальной практики данные, формируемые в статистических аппаратах, могут играть лишь ориентирующую роль. Их, как уже отмечалось, можно использовать только при сопоставлении с условиями, в которых протекает правоприменительная деятельность. Иногда (умышленно или в силу небрежности) это правило забывается. В справках, обзорах, иных аналитических документах нередко содержится указание, например, такого характера: "количество уголовных дел, направленных на дополнительное расследование, возросло в два раза…", после чего следует вывод о недостатках в работе. Безусловно, каждое уголовное дело, направленное на дополнительное расследование, свидетельствует о просчетах, возможных нарушениях закона и иных нежелательных процессах. Но, может быть, двукратное увеличение числа таких дел, если речь идет об однозначных цифрах (например, с 2-х до 4-х), не является катастрофой?



  • При таком подходе не сложно завуалировать и действительные искажения в отчетности. Например, таким способом: "Сотрудниками СУ при УВД области были выявлены три случая фальсификации материалов уголовных дел. Как показала проверка, следователи не имели корыстной либо иной заинтересованности (выделено нами. - Авт.), поэтому уголовные дела в отношении них не возбуждались" [76], т.е. надо понимать, что следователь "от нечего делать" подчищал протокол допроса подозреваемого. Конечно же, это не так. Заинтересованность явно имела место, и она могла быть связана с созданием у руководства благоприятного мнения, с улучшением показателей работы или чем-либо другим.


    Существует и иной аспект. "Статистика знает все", - восклицали И. Ильф и Е. Петров, начиная вторую часть "Двенадцати стульев". Они не учли (или не задались целью показать) того, что статистика может располагать искаженными данными. Кроме рассмотренных выше, имеется значительное число показателей, которые прямо не влияют на деятельность следователя, но нужны его коллегам - оперативным и участковым уполномоченным, руководству органа внутренних дел. К таким показателям можно отнести: количество преступлений, совершенных в общественных местах, несовершеннолетними, лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, и др. Все эти данные следователь указывает в статистических документах и нередко, с учетом просьб, отражает неверно.





    1. Там же.- С. 63.
    2. Там же. - С. 28, 131.

    3. См.: Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. - 1998. - № 3 (96). - С. 63, 86.
    4. Там же. - С. 112.
    5. См.: Федощенко В.Н. Проблемы совершенствования оперативно-розыскной деятельности аппаратов уголовного розыска // Информационный бюллетень Следственного комитета МВД России. - 1998. - № 3 (96). - С. 121, 122.
    6. Там же. - С. 126.
    7. Грачев В.Б. Роль руководителей следственного аппарата в предупреждении нарушений следователями законности и дисциплины // Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. - 1998. - № 3 (96). - С. 113.



    [В начало] [<<< Назад] [Далее >>>]


    Порядок отображения: 
    0
    Группы: