3. Механизм формирования усмотрения следователя (продолжение 3)
Усмотрение следователя (уголовно-процессуальный аспект)
Глава вторая. ПОНЯТИЕ УСМОТРЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И МЕХАНИЗМ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
3. Механизм формирования усмотрения следователя (продолжение 3)
Процесс преобразования информации в мотивы поведения человека по А. Склярову.
В каждый момент своего существования человек как весьма гибкая система со способностью к рефлексии и самотрансценденции постоянно получает, обобщает и оценивает поступающую к нему информацию о внешних условиях, и собственном состоянии. И, кроме того, он способен прогнозировать дальнейший ход событий по возможному состоянию внешних условий, моделирование развития которых он осуществляет в процессе мыследеятельности.
Вследствие этого в голове человека формируется два комплекса образов: первый - о текущем состоянии (как физическом, так и духовном) человека и внешних условий (набор образов реальности); второй - о наиболее благоприятном, с точки зрения человека (пусть даже по бессознательной оценке), его состоянии и состоянии внешних условий (набор образов желаемого).
При этом действительный набор образов реальности может даже не соответствовать объективной действительности, которая при восприятии и трансформации в образы способна довольно сильно искажаться самим человеком. Аналогично образы желаемого могут не соответствовать действительно наиболее благоприятному состоянию человека и внешних условий (например, вследствие ошибок прогнозирования развития событий). И в том, и в другом случае чрезвычайно сильное влияние оказывает субъективный фактор. Но как бы то ни было, насколько бы сильно формируемые образы не отличались от объективной действительности, они все равно существуют. С этим, исходя из повседневной практики, не согласиться просто невозможно.
Однако, во-первых, формируемые образы являются объектами духовно-нематериальными; а во-вторых, оба набора образов находятся в единой области - не в голове, а во внутреннем мире одного и того же человека. Вследствие этого неизбежно взаимодействие формируемых образов.
В случае резонансного взаимодействия образы взаимодействуют друг с другом и испытывают обоюдное притяжение, что обеспечивает устойчивость образуемой системы двух наборов образов, а по сути - устойчивость психики человека, в которой, собственно, и находятся эти образы; устойчивость его внутреннего мира. Но человек благодаря рефлексии параллельно еще и оценивает соответствие двух наборов образов друг другу, что в случае резонансного взаимодействия двух наборов образов обеспечивает резонансное взаимодействие этой оценки с имеющимся образом идеального состояния. Все это в совокупности обеспечивает то, что мы привыкли называть удовлетворением или удовольствием.
В случае же диссонансного взаимодействия двух наборов образов, которое возникает при резком расхождении образов реальности с образами желаемого, складывается совершенно иная ситуация. Диссонирующие образы стремятся оттолкнуться и разбежаться, но это им не удается, поскольку они находятся внутри единой ограниченной области. И тогда их стремление к отталкиванию выливается в стремление разорвать эту область, разрушить сложившуюся систему, разрушить психику человека. Возникает как бы внутренний конфликт, воспринимаемый человеком как дискомфорт, неудовольствие.
В реальной жизни мы чрезвычайно редко можем наблюдать эти две крайние ситуации. Гораздо чаще наблюдается некий смешанный вариант: часть образов реальности резонирует с образами желаемого, а часть - испытывает диссонансное взаимодействие. И соответственно, что-то человека удовлетворяет, а что-то вызывает неудовольствие.
Таким образом, мы получаем, что в основе всего поведения человека лежит образование двух наборов образов, различно взаимодействующих между собой. Потребность есть не что иное, как некий образ желаемого, а мотивы поведения определяются наличием диссонансного взаимодействия образа желаемого и образа реальности. Собственно, все мотивы поведения сводятся к стремлению уменьшения диссонансного взаимодействия между образами желаемого и образами реальности, стремлению, обусловленному тенденцией системы к самосохранению. Действительное многогранное и временами противоречивое поведение человека в этих условиях определяется множественностью образов желаемого и образов реальности, которые буквально переполняют и раздирают его, поскольку он погружен во внешний мир с множеством ежесекундно меняющихся факторов воздействия.
Стремление человека к удовлетворению своих желаний, с рассматриваемой точки зрения, есть не что иное, как стремление к уменьшению количества диссонирующих пар образов или, по крайней мере, стремление к ослаблению положительной обратной связи этого взаимодействия.
Рассуждая о борьбе человечества за познание истины, американский писатель-фантаст Реймонд Ф. Джоунс отмечал: "Надо устанавливать себе какие-то пределы. Нужно признать, что у твоих возможностей есть граница, иначе можно потратить всю жизнь, пытаясь открыть секрет, как стать невидимкой или беспрепятственно пройти через кирпичную стену" [83]. Согласимся с этим мнением. Тем более, что рамки настоящей работы не позволяют далее вести речь о механизме формирования усмотрения следователя, хотя мы осознаем, что может существовать более глубокое исследование этого явления. Надеемся, что нам удалось сформировать у читателя представление по рассматриваемому вопросу.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии