ПРЕПОДАВАНИЕ СПЕЦКУРСОВ ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.
Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.


ПРЕПОДАВАНИЕ СПЕЦКУРСОВ ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Автор: П.Г. Марфицин


Спецкурс, на наш взгляд, - это исключение из общего порядка преподавания той или иной учебной дисциплины. Он должен быть связан с одним из преподаваемых в вузе предметов, который выступает в качестве основного, а также может иметь связь с другими отраслями знаний независимо от того, являются они предметом изучения в данном учебном заведении или нет.


Введение спецкурса обусловлено двумя блоками обстоятельств.



  1. Углубленное изучение учебных вопросов основного преподаваемого курса. В этом случае формирование спецкурса может предполагать достижение следующих целей: а) более глубокое изучение теоретической части предмета (вопроса); б) преподавание знаний и умений прикладного характера; в) рассмотрение вопросов, находящихся на "стыке" различных отраслей знаний; г)обобщенное, комплексное рассмотрение вопросов, имеющих прикосновение к нескольким темам основного предмета. За основу может быть взято как достижение отдельной цели, так и их совокупности.
  2. Особенности специализации учебного заведения. Здесь необходимо оговорить следующее. Во-первых, специализация может иметь место внутри учебного заведения. В этом случае для определенной части обучаемых потребуется более детальное изучение учебной дисциплины, в то время как для остальных такой объем преподавания будет нецелесообразным или невозможным из-за дефицита учебного времени. Во-вторых, специализация может быть присуща всему учебному заведению. При этом отдельные учебные вопросы (темы) могут отсутствовать в типовой учебной программе по изучению конкретной учебной дисциплины. Восполнить такой пробел возможно в рамках спецкурса.

Определяя необходимость введения спецкурса, важно учитывать исключительность этой формы обучения, т. е. спецкурс, на наш взгляд, может вводиться тогда, когда в рамках основного предмета по перечисленным выше обстоятельствам учебную дисциплину не представляется возможным изучить в надлежащем объеме. Преподавание, осуществляемое в рамках основного предмета, предпочтительнее потому, что: 1) осуществляется, как правило, одним преподавателем; 2) все вопросы изучаются в комплексе; 3) не существует значительного временного разрыва в обучении. Поэтому если предстоит выбирать между введением спецкурса или равнозначным увеличением учебного времени на изучение основного курса, при наличии условий, отнесенных выше ко второй группе, мы отдадим предпочтение последнему варианту.


Изложенные положения в полной мере используются кафедрой уголовного процесса Омского юридического института МВД России. Так, при изучении данной учебной дисциплины органически сочетаются: получение теоретических знаний (в основном на лекциях и семинарских занятиях); привитие умений действовать в ситуациях, складывающихся на практике (семинарские и практические занятия); обучение приемам составления документов предварительного расследования (спецпрактикум). Даже в тех случаях, когда требуется комплексное рассмотрение вопросов, имеющих отношение к нескольким темам изучаемого курса, эти вопросы (сгруппированные в темы) выносятся на заключительный этап изучения предмета. Такими темами, например, являются "Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением законов органами предварительного следствия", "Уголовный процесс зарубежных государств".


Кроме того, неоправданно дублирование в рамках спецкурса вопросов, ранее изученных в основном предмете, в том числе завуалированная форма такого повторения (например, изменение редакции вопросов, подлежащих рассмотрению, и т.п.).

Что касается определения объема спецкурса (учебного времени, количества учебных тем, вопросов), то этот процесс достаточно индивидуален. Поэтому высказать конкретные рекомендации здесь не просто. Все зависит от целей спецкурса. Наверное, было бы не правильным ориентироваться на количество часов, отведенных на изучение отдельных предметов, и сопоставлять учебное время курса и спецкурса. Так, мы считаем вполне допустимым изучение курса "Правоохранительные органы" в объеме 46 часов, а преподавание спецкурса "Предварительное расследование" в объеме 120 часов. Не исключена (и даже предполагается) ситуация, когда указанный спецкурс разделится на два (а может быть, и более) самостоятельных спецкурса. Это будет возможно, если наметятся достаточно самостоятельные блоки вопросов, подлежащих изучению, и потребуется отдельная форма контроля за качеством знаний, полученных обучаемыми.


Как отмечалось, спецкурс должен быть "привязан" к одному из предметов, преподаваемых в вузе. Поэтому вопросы (и темы) спецкурса вытекают из вопросов основного предмета, хотя их развитие может происходить по-разному.


Так, в курсе "Уголовный процесс" вопрос, касающийся сроков предварительного расследования, включен в тему № 9 "Предварительное расследование. Общие условия предварительного расследования". Всего эта учебная тема включает в себя рассмотрение десяти вопросов, и на ее изучение отводится 12 часов (включая 6 часов лекций). В спецкурсе "Предварительное расследование" продлению и исчислению сроков расследования посвящена отдельная тема, содержащая четыре учебных вопроса, т. е. с учетом следственной специализации слушатели изучают этот вопрос гораздо глубже как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Аналогичный пример. Рабочая учебная программа по общей части уголовного процесса в темах № 1, 2 содержит вопрос "Уголовно-процессуальное право и его источники". В спецкурсе этот материал рассматривается углубленно, особенно в части некодифицированного уголовно-процессуального законодательства. Здесь в качестве учебных вопросов сформулированы следующие: а) применение следователем норм Конституции Российской Федерации; б) нормы международного права в деятельности следователя; в) применение следователем норм некодифицированного уголовно-процессуального законодательства; г) вопросы предварительного следствия в практике Верховного суда Российской Федерации.


Некоторые учебные вопросы основного курса, относящиеся к числу комплексных, требующих для их изучения знаний по всему предмету, получили развитие в спецкурсе в качестве самостоятельных тем. К ним, в частности, относятся "Соблюдение законности в деятельности следователя", "Уголовно-процессуальное принуждение в деятельности следователя" и др.


Часть вопросов курса "Уголовный процесс" в спецкурсе получила окраску прикладных. Например, "Организация работы следователя. Деловые, организационные и процессуальные документы следователя"; "Процессуальные и организационные вопросы объявления следователем розыска скрывшихся обвиняемых".


Имело место и развитие вопросов во взаимосвязи с другими предметами, изучаемыми в вузе, а также с отраслями знаний, изучение которых не предполагается типовой программой. Так, в качестве самостоятельных тем выделены "Следственная этика", "Основы статистики и анализа деятельности следственного аппарата органов внутренних дел", "Критерии оценки деятельности следователя" и др.


Считаем, что возможны и иные варианты трансформации вопросов основного предмета.


Преподавание спецкурсов по уголовному процессу в институте осуществляется недавно. В течение двух лет преподается спецкурс в группе дознавателей на потоке среднего профессионального образования. Первый год преподаются спецкурсы на экстернате и следственном факультете потока высшего образования. Поэтому пока мы можем говорить только о некотором опыте введения спецкурсов. Представляется, что о сформировавшемся спецкурсе можно говорить только спустя четыре - пять лет после его введения.


Первые годы "обкатки" характеризуются поиском оптимального сочетания выносимых в спецкурс учебных вопросов, распределением времени для их изучения, определением форм занятий и т.п. Этот путь достаточно индивидуален и анализировать его можно только на конкретных примерах.

Из проблем, возникших при введении и преподавании спецкурса, наиболее остро выделяется лишь одна - отсутствие систематизированного учебного материала. Для ее разрешения предпринимаются следующие шаги: 1) тщательно подбирается литература к изучению каждой темы, список ее дается в рабочей учебной программе; 2) осуществляется подготовка учебных и учебно-методических материалов под темы спецкурса (особой формой здесь является подготовка тезисов и сценариев лекций); 3) предполагается создание комплексного учебно-методического материала для слушателей (в виде опорного конспекта или тезисов лекций).

Порядок отображения: 
0
Группы: