2014avtoref1822

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович

Сапов Дмитрий Андреевич
 

22 января 2014 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Гражданско-правовые договоры при организации и проведении олимпийских игр» (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д.002.002.06
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Сапов Д.А. Гражданско-правовые договоры при организации и проведении олимпийских игр: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2014. С. 23.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2014avtoref1822 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Сапов Д.А. Гражданско-правовые договоры при организации и проведении олимпийских игр: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2014. С. 23.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

22 января 2014 г. в 11-00 
 
состоится заседание Диссертационного совета Д.002.002.06
при Институте государства и права Российской академии наук
(адрес ИГП РАН: 119019, Москва, ул. Знаменка д. 10,   т. 691-17-09
 
ПОВЕСТКА ДНЯ:
 
1. Защита диссертации Сапова Дмитрия Андреевича на тему: «Гражданско-правовые договоры при организации и проведении Олимпийских игр», по специальности 12.00.03., представленной на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Начало защиты в 11.00.
 Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор  Черноморец Альберт Евгеньевич,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин ГОУВПО ВАГС «Волгоградская академия государственной службы»
кандидат юридических наук, доцент Потапов Николай Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и гражданского права Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (МГИМО).
Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
 
 
Научный руководитель: доктор юридических наук Корякин Виктор Михайлович

 
Ссылка на сайт Института государства и права Российской академии наук, на  базе  которого создан  диссертационный  совет,  в  сети  "Интернет",  на   котором соискателем  ученой  степени  размещен  полный  текст  диссертации, предполагаемая  дата  защиты  диссертации,  а  также  отзыв  научного   руководителя соискателя ученой степени и автореферат диссертации:
http://www.igpran.ru/news/3478

Ученый секретарь                                                                               Диссертационного совета Д.002.002.06
кандидат  юридических наук, доцент
И.Н.ЛУКЬЯНОВА

 

 

На правах рукописи
САПОВ
Дмитрий Андреевич
 
 
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ДОГОВОРЫ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
 
Специальность — 12.00.03
Гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право 
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени
кандидата юридических наук
МОСКВА — 2014

     Работа выполнена на кафедре гражданское право и гражданский процесс Юридического института ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»

Научный руководитель:

доктор юридических наук

Корякин Виктор Михайлович

 

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин ГОУВПО ВАГС «Волгоградская академия государственной службы».
Черноморец Альберт Евгеньевич
кандидат юридических наук, доцент    кафедры международного частного и гражданского права Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (МГИМО).
Потапов Николай Александрович
 
 
Ведущая организация:
 
 
 
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и   сервиса» (РГУТиС)
 

    Защита состоится «22» января 2014 года в 11 часов 00 минут на заседании Диссертационного совета Д.002.002.06 Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской академии наук по адрессу: 119019, г.Москва, ул. Знаменка, д.10.
    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской академии наук.
Автореферат разослан «___» _________ 2013 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент                                                 И.Н. Лукьянова
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Развитие олимпийского движения в рамках подготовки к Олимпийским играм Сочи-2014 обусловило актуальность модернизации олимпийского законодательства и связанных с ним гражданско-правовых норм. Связанные со сферой спорта вопросы договорных отношений в области рекламы, спонсорства, защиты интеллектуальных прав все чаще становятся предметом неоднозначной правоприменительной практики.
В таких условиях приведение нормативной правовой базы, устанавливающей наиболее оптимальные формы различных договорных правоотношений в сфере спорта, в соответствие с мировыми тенденциями защиты прав и законных интересов участников олимпийского движения, обеспечивает не только прогнозируемость правоприменительной практики, но и новый уровень развития законодательства.
Настоящая диссертация призвана в определённой степени восполнить пробел в теоретическом осмыслении проблем гражданско-правового регулирования Олимпийских игр в России. Сложившаяся в последние шесть лет практика развития законодательства в данной сфере позволяет сделать вывод о том, что вопросы, связанные с проведением Олимпиады, осмыслены только на срок олимпийского периода: так, в числе специальных нормативных актов, принятых относительно Олимпийских игр-2014, не содержится никаких долгосрочных перспектив использования олимпийских объектов, из чего можно предположить, что оно будет осуществляться на общих основаниях, предусмотренных нормами гражданского законодательства. Между тем, спортивные соревнования мирового уровня неминуемо будут проводиться в России и в дальнейшем (2018 г., например, ознаменуется проведением чемпионатом мира по футболу), вследствие чего договорная деятельность, предмет которой связан с проведением зрелищных мероприятий, вызывающих повышенный общественный интерес, а значит, требующих заключения гражданско-правовых договоров различных видов, будет развиваться. В связи с этим важно определить гражданско-правовые особенности деятельности, не затрагивающей непосредственно проведение соревнований, но обеспечивающей этот процесс (строительство спортивных объектов, освещение состязаний, реализация билетов и символики, реклама и пр.). Создание более прозрачного правового механизма государственно-частного партнерства в спортивной сфере представляется исключительно важным, поскольку, хотя за последние сто лет спорт во многом коммерциализировался, во всех странах мира сейчас признаны и его общегуманистические начала, и роль в укреплении здоровья и благополучия людей. Таким образом, на сегодняшний день в России нет в общем виде правового регулирования гражданско-правовых аспектов проведения олимпиад и спортивных мероприятий мирового уровня.
Степень научной разработанности темы. Спорт как феномен социально-культурной жизни общества подвергался исследованию со стороны представителей различных отраслей знания, в том числе и представителей отечественной юридической науки. Общие принципы и закономерности правового регулирования правовых отношений, связанных с проведением спортивных соревнований, отражены в работах И.М. Амирова, М.С. Братановской, С.Н. Братановского, Е.А. Востриковой, Е.А. Дементьева, А.П. Душанина, А.Н. Егоричева, С.А. Ищенко, М.В. Лукина, А.В. Сердюкова, А.П. Скрыпника, А.А. Соловьева, А.Н. Чеснокова и др.
Современные исследователи правового регулирования профессионального спорта обращаются преимущественно к вопросам трудовых правоотношений[1]. Гражданско-правовое регулирование отношений в области профессионального спорта явилось предметом исследования В.П. Васькевича, определившего гражданско-правовой статус профессиональных спортивных организаций и спортсменов-профессионалов, а также роль гражданско-правового договора в сфере профессионального спорта[2].
Таким образом, существует ряд исследований правового регулирования отношений в сфере спорта (как отраслевых, так и общетеоретических), чего нельзя сказать об олимпийском движении, которому частично посвящены работы по спортивному праву, в которых рассматриваются в том числе правовые аспекты олимпийского движения. Вопросы проведения Олимпиады-2014 отчасти затронуты в кандидатской диссертации Д.М. Албеговой, однако в целом данная работа посвящена деятельности государственных корпораций к.д 2011г. В диссертационном исследовании Н.В. Кашапова основное внимание уделила вопросам интеллектуальной собственности в современных видах спорта[3]. Е.В. Погосян в своей диссертационной работе рассмотрел порядок разрешения спортивных споров[4].
Гражданско-правовые особенности организации и проведения Олимпийских игр в современной юридической науке практически не исследованы, существует настоятельная необходимость в проведении научных исследований и гражданско-правовому регулированию Олимпийских игр в России.
Объект исследования составляют правовые отношения, возникающие по поводу организации и проведения Олимпийских игр.
Предметом исследования выступают нормы и институты гражданского права, регулирующие вопросы договорных отношений в сфере организации и проведения Олимпийских игр, в том числе судебная практика в данной сфере, а также научные взгляды и концепции, сложившиеся в отечественной цивилистической науке по поводу гражданско-правового регулирования общественных отношений в сфере олимпийского движения.
Цель работы заключается в комплексном исследовании гражданско-правового регулирования Олимпийских игр в России и в разработке научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в указанной области правовых отношений.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение ряда теоретических и прикладных задач:

– изучить становление и развитие правового регулирования олимпийского движения в России;

– рассмотреть олимпийское движение как особый объект гражданско-правового регулирования;
– исследовать вопросы гражданско-правового регулирования строительства олимпийских объектов, в том числе гражданско-правовые договоры при осуществлении рекламной деятельности;
– определить особенности гражданско-правового регулирования отношений, вытекающих из спонсорских договоров и договоров на трансляцию олимпийских соревнований и предложить пути совершенствования в гражданском законодательстве;
– рассмотреть особенности договоров на использование олимпийской символики.
Методологической основой диссертации выступают принципы диалектико-материалистического познания, системный подход,  исторический, социологический, статистический методы, сравнительно-правовой, формально-юридический анализ, методы правового моделирования.
Теоретическую основу исследования составили труды таких известных ученых в сфере общей теории права, гражданского права, как Т.Е. Абова, М.М. Агарков, С.С. Алексеев, С.В. Алексеев, В.К. Андреев, Л.В. Андреева, В.Е. Белов, М.И. Брагинский, С.Н. Братановский, С.Н. Братусь, В.П. Васькевич, М.В. Виноградов, В.В. Витрянский, Н.Д. Егоров, И.В. Ершова, Б.Д. Завидов, Е.А. Зайцев, И.А. Зенин, В.Н. Зуев, С.А. Ищенко, М.Ф. Казанцев, О.А. Кожевников, А.Д. Корецкий, О.А. Красавчиков, П.В. Крашенинников, М.Б. Кротов, О.Б. Кузнецова, А.В. Малько, Н.И. Матузов, В.С. Нерсесянц, И.Б. Новицкий, Е.В. Погосян, Б.И. Пугинский, О.Н. Садиков, Л.В. Санникова,  А.П. Сергеев, А.А. Соловьев, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, Р.О. Халфина,  Ю.С. Харитонова, Ю.В. Черячукин, Г.Ф. Шершеневич, А.М. Эрделевский и др.
Нормативную базу исследования образовали:
– международные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере спорта и олимпийского движения;
– российские нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере физкультуры, спорта, олимпийского движения в современных и советских периодах развития;
- гражданское законодательство Российской Федерации в части,  относящейся к правоотношениям, возникающим в сфере организации и проведения Олимпийских игр;
– сложившиеся в сфере спорта и олимпийского движения деловые обыкновения;
– нормативно-правовые документы в области спорта и олимпийского движения.
Эмпирическую основу исследования составили:
– практика Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации;
– практика деятельности саморегулируемых организаций в сфере спорта и олимпийского движения.
 
Научная новизна исследования состоит в том, что автор впервые исследовал  правовые проблемы при организации и проведении олимпийских игр с позиции гражданского права.  
Научная новизна исследования отражена в следующих положениях, вынесенных на защиту:
1. Предложена классификация отношений между участниками олимпийского движения, урегулированных нормами гражданского права. В работе отношения подразделяются на:
         Правоотношения в сфере строительства олимпийских объектов; правоотношения в сфере спонсорства; правоотношения, связанные с организацией трансляций Олимпийских игр; правоотношения, связанные с рекламной деятельностью; правоотношения, связанные с защитой олимпийской символики и реализацией товаров, содержащих олимпийскую символику.
2. Обосновано, что в регулировании гражданско-правовых отношений, связанных с  организацией и проведением Олимпийских игр, первостепенное значение имеют общепризнанные нормы международного права, в том числе Олимпийская хартия как источник правового регулирования организации и проведения Олимпийских игр; положения международных договоров, а также документы, принятые неправительственными организациями в России, в частности, Международного олимпийского комитета (МОК),  включающие ряд положений гражданско-правового характера.
Российские правовые источники, относящиеся к вопросам гражданско-правового регулирования организации и проведения Олимпийских игр, можно разделить на общие, такие как, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, и другие федеральные законы, содержащие гражданско-правовые нормы) и специальные, принятые исключительно по вопросам проведения Олимпийских игр, в том числе в Сочи в 2014 г.
4. В связи с тем, что регулирование рекламной деятельности в сфере спорта основано на общих положениях законодательства о рекламе, не учитывающих специфических требований к рекламной продукции, предъявляемых МОК, а также особенностей спортивной рекламы (наружной и демонстрируемой во время трансляции спортивных соревнований),  обоснована необходимость законодательного закрепления понятия «спортивная реклама»  с последующим внесением изменений в Федеральный закон №38 «О рекламе» в части, касающейся использования рекламы во время трансляции спортивных состязаний, в т.ч. Олимпийских игр.
Дано понятие спортивной рекламы, которой является информация, распространенная любым способом, адресованная неопределенному кругу лиц, направленная на привлечение внимания к спортивным соревнованиям, формирование зрительского интереса к ним, а также на создание потребительского интереса к физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам. Особенности спортивной рекламы могут устанавливаться международными спортивными организациями. Проект изменений приводится в приложении №  2 к диссертации.
5. Олимпийское движение, помимо гуманитарной спортивной миссии, в современный период приобрело характеристику комплексных гражданско-правовых отношений. Гражданско-правовые отношения, направленные в сфере организации олимпийского движения на возникновение и установление имущественных и неимущественных отношений, но и связанных с деятельностью публично-правовых элементов, в связи с чем договорные отношения, предмет которых связан с обеспечением проведения Олимпиады, строятся на  сочетании частноправовых и  публично-правовых начал.
6. В связи с тем, что действующий ФЗ №38 «О рекламе» не учитывает требования Олимпийской хартии и Свода правил Международного паралимпийского комитета относительно наружной рекламы, сформулировано предложение о введении ограничений в части размещения (распространения) наружной рекламы на олимпийских объектах, рекламы внутри олимпийских объектов, в местах проведения спортивных мероприятий и церемоний Олимпийских игр и Паралимпийских игр и на расстоянии ближе, чем тысяча метров от таких объектов и мест, а также в воздушном пространстве над ними. Проект изменений приводится в приложении № 2 к диссертации .
 7. Отмечается специфическая особенность спонсорского договора и необходимость его отграничения от договоров, связанных с рекламой, использующая образ спортсмен. Разработана теоретическая модель спонсорских отношений, возникающих в сфере организации и проведения Олимпийских игр, предложена структура условий договора спонсорства (партнерства).
Под спонсором (партнером) в работе понимается, иностранное или российское юридическое лицо, заключившее с АНО (Автономная некоммерческая организация) «Оргкомитет «Сочи 2014» договор о предоставлении вклада в денежной или в натуральной форме в обмен на представление исключительных маркетинговых прав на использование олимпийской символики и участие в различных олимпийских проектах и маркетинговых программах, включая приоритетную возможность спонсорства всех мероприятий, которые предшествуют Играм. Проект договора приводится в приложении № 3 к диссертации.
8. Обоснована теоретическая модель информационного освещения, включающая критерии определения основного вещателя, особенности договора трансляции и ретрансляции, регламентацию прав компании-оператора. Проект изменений приводится в приложении  № 2 к диссертации
9. Предложено разработать договор об использовании олимпийских символов, существенными условиями которого будет, в частности, период, а также отчисление части прибыли, полученной от реализации продукции, на нужды олимпийского движения. Проект изменений приводится в приложении № 2 к диссертации .
Теоретическая значимость работы заключается в том, что многие теоретические обобщения выступают результатом исследования разноплановой деятельности по организации и проведению Олимпийских игр. Теоретические обобщения, выявленные закономерности, разработанный понятийный аппарат направлены на развитие теории гражданского права и могут быть учтены в последующих научных трудах.
Практическая значимость диссертации заключается в разработке предложений, направленных на совершенствование законов и подзаконных актов, действующих в сфере регулирования организации и проведения Олимпийских игр. Практической направленностью отличаются предложения и рекомендации по повышению эффективности реализации норм права, связанных с Олимпийскими играми Сочи-2014 в России.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена, обсуждена и одобрена на кафедре «Гражданское право и гражданский процесс» Юридического института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). На основе сформулированных практических выводов автором подготовлены и опубликованы одиннадцать научных статей, из них четыре опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России для опубликования результатов диссертационных исследований.
Результаты исследования докладывались автором на VI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика правопорядка в современных условиях» (Москва, 2009); на Четвертой международной научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития» (Москва, 2010); на II Всероссийской заочной научно-практической конференции «Спорт, олимпизм, олимпийский край: навстречу XXII олимпийским зимним играм и XI паралимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи (Краснодар, 2012); на заседаниях комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России; на Международной научно-практической конференции «Вопросы юриспруденции: история, теория, современность» (Краснодар, 2012). Соискатель неоднократно принимал участие в работе по совершенствованию спортивного законодательства в рамках деятельности Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность избранной темы диссертационного исследования, обозначены предмет, цели, задачи, методологическая, теоретическая и эмпирическая основа научного исследования, аргументирована его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указывается на апробацию результатов и изложены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Олимпийское движение и его регулирование методами гражданского права» раскрываются историко-теоретические вопросы регулирования олимпийского движения в России.
Параграф 1.1 «Становление и развитие регулирования олимпийского движения в России» содержит положение о том, что нормативно-правовые акты в сфере физической культуры и спорта, а также олимпийского движения эволюционно формировались не только с учетом гражданско-правовых особенностей правового регулирования, но и на основе принимаемых в стране стратегических решений, определяющих долговременную перспективу ее развития, и в соответствии с тем, какой орган государственного управления на том или ином этапе исторического развития наделялся нормотворческой компетенцией в данной области. Гражданско-правовое регулирование правоотношений, возникающих в спортивной сфере, сформировалось относительно недавно, что было обусловлено особенностями исторического развития России, а равно феноменом олимпийского движения как гуманитарной миссии.
В работе автором выделяется три этапа развития законодательства в сфере физической культуры и спорта вообще и олимпизма в частности: на первом этапе (дореволюционном) произошло становление идеи проведения олимпийских игр, получили государственную поддержку и покровительство идеи развития физической культуры и спорта, были установлены определенные рамки гражданско-правового регулирования в данной сфере. На втором (советском) – были сформированы правовые и научные подходы к развитию как массового спорта, так и спорта высших достижений, хотя уровень правового регулирования носил, скорее, подзаконный характер, находясь в целом за рамками гражданско-правовой деятельности. На третьем (современном) осуществлено принятие нормативных основ покровительства спортивной деятельности и олимпийскому движению, разработаны современные концепции гражданско-правового регулирования спортивных мероприятий, договорные конструкции, учитывающие особенности правоотношений в сфере спорта как массовой деятельности, которая может строиться на коммерческой основе.
В параграфе 1.2. «Олимпийское движение как объект гражданско-правового регулирования» автор уточняет, что гражданско-правовое регулирование олимпийского движения представляет собой субинститут гражданско-правового регулирования спорта. Его признаками выступает 1) предмет правового регулирования; 2) субъектный состав; 3) система правоотношений между субъектами.
Отношения между участниками олимпийского движения, урегулированные нормами гражданского права, можно подразделить на:
- правоотношения в сфере строительства олимпийских объектов;
– правоотношения в сфере спонсорства;
– правоотношения, связанные с организацией трансляций Олимпийских игр;
– правоотношения, связанные с рекламной деятельностью;
–правоотношения, связанные с защитой олимпийской символики и реализацией товаров, содержащих олимпийскую символику.
Система правоотношений между субъектами субинститута гражданско-правового регулирования олимпийского движения представлена комплексом связей между указанными участниками, общим для которых выступает олимпийское движение в части организации, подготовки и проведения Олимпийских игр. В специфическом режиме гражданско-правового регулирования находятся некоторые аспекты деятельности ГК «Олимпстрой»: например, в силу положения ст. 20 закона от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «Олимпстрой» имеет право в одностороннем порядке отказываться от исполнения договора, заключенного с исполнителями работ (услуг), предусматривающего финансирование строительства олимпийских объектов, в связи с непредставлением отчета, нецелевым использованием средств, иными нарушениями договорных обязательств. Указанная специфика обусловлена правовым положением государственной корпорации, до 2007 г. не имевшим аналогов в гражданском законодательстве РФ.
В Параграфе 1.3 «Источники гражданско-правового регулирования организации и проведения Олимпийских игр» отмечено, что в регулировании гражданско-правовых вопросов олимпийского движения первостепенное значение имеют не только общепризнанные нормы международного права, положения международных договоров,   но и документы, принятые неправительственными организациями, в частности, МОК, что обусловлено исторически сложившимся специфическим правовым режимом Олимпиады и олимпийского движения.
 Олимпийская хартия как источник правового регулирования организации и проведения олимпийских игр включает в себя ряд положений гражданско-правового характера. Российские правовые источники, относящиеся к вопросам гражданско-правового регулирования организации и проведения Олимпийских игр, можно разделить на источники общего профиля (в первую очередь, Конституция, Гражданский и Трудовой кодексы, ряд федеральных законов) и специальные источники (приняты исключительно по вопросам проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 г., в них отражены частные вопросы гражданско-правового регулирования отдельных правоотношений, возникающих в данном случае). Внутри второй группы выделены законы и подзаконные акты.
Во второй главе «Особенности правового регулирования отдельных видов гражданско-правовых договоров при организации и проведении Олимпийских игр» проводится анализ основных видов договорных отношений в сфере организации и проведения Олимпийских игр, и предлагаются меры совершенствования гражданско-правового регулирования подготовки и проведения Олимпийских игр Сочи-2014.
В параграфе 2.1 «Гражданско-правовое регулирование строительства олимпийских объектов» рассмотрены инвестиционные правоотношения, возникающие при реализации Программы строительства олимпийских объектов. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 101-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта» установлен порядок передачи объектов, построенных за счет средств ГК «Олимпстрой» в государственную и муниципальную собственность. Основанием для государственной регистрации права собственности РФ, Краснодарского края или МО Сочи на земельные участки, изъятые в целях размещения олимпийских объектов являются решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов, соглашения, заключенные в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов, либо решения суда.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что олимпийское строительство идет не только на основании ГК РФ, но и на основании иных нормативно-правовых источников. Законодатель предпочел принять два специальных нормативных акта – ФЗ о госкорпорации «Олимпстрой» и «Олимпийский закон», которые вплоть до 31 декабря 2016 г. (окончание олимпийского периода) будут определять сущность правоотношений в сфере строительства на территории региона.
Анализ, проведенный в параграфе 2.2 «Гражданско-правовые договоры рекламной деятельности в сфере олимпийского движения», позволяет автору утверждать, что организация Олимпийских игр Сочи-2014 привлекла внимание к таким вопросам, как гражданско-правовое регулирование рекламной деятельности, спонсорских договоров, договоров на трансляцию олимпийских соревнований, использования олимпийской символики.
При правовом регулировании отношений в сфере рекламной деятельности можно выделить особенности правоотношений с участием отдельных ее субъектов:
– отношения «заказчик-производитель» – между инициатором создания рекламной информации и исполнителем, создающим определенный ее вид (ролик, изображение);
– отношения в сфере распространения рекламы (на продукции спонсора, в сети телерадиовещания);
– отношения в сфере отбора исполнителей (как создателей рекламной продукции, так и распространителей).
В ходе организации и проведения Игр 2014 г. вопросы отбора исполнителей возложены на Оргкомитет «Сочи-2014», однако соответствующая правовая норма в действующем законодательстве отсутствует, существует только общее правило 51 Олимпийской хартии, согласно которому все контракты ОКОИ должны соответствовать правилам Олимпийской хартии и инструкциям Исполкома МОК. В связи с этим уже имелись прецеденты, связанные как с неправильным использованием терминологии, так и с претензиями по качеству отбора. Например, в рекламных телевизионных сюжетах, созданных по заказу Оргкомитета, некорректно использовался термин «Олимпиада» (согласно положениям олимпийской хартии он обозначает временной период из четырех календарных лет, а не сами соревнования, которые обозначаются с помощью словосочетания «Олимпийские игры»). Кроме того, маркировка различных товаров народного потребления указанием о том, что производитель товара является официальным спонсором игр-2014, послужила поводом для жалоб в Федеральную антимонопольную службу со стороны конкурентов. В 2011 г. Международная черкесская ассоциация обращалась к президенту России с письмом, в котором указывала, что Оргкомитет «Сочи-2014» игнорирует историю черкесского народа, символы которой можно использовать в рекламных целях, освещая предстоящие Игры. Резкую критику вызвал рекламный ролик одного из спонсоров Игр – Роснефти – с изображениями детей, играющих на льду и громко выкрикивающих штампованные слова про командный дух. Творческая ценность большинства уже демонстрировавшихся по телевизору роликов более чем сомнительна, и по опросам зрителей, вызывает только раздражение. Следует отметить, что рекламная кампания Олимпийских игр в Лондоне тоже первоначально вызывала нарекания (ВВС, например, выпустило рекламный ролик в фоновом сопровождении песней «Лондон в огне»), однако впоследствии эта проблема не поднималась.
Отдельно следует упомянуть рекламные кампании, проводимые самим Оргкомитетом, связанные с объявлением тендеров на различные виды деятельности (например, с декабря 2011 по январь 2013 г. планировалось 18 закупочных процедур). В 2012 г. в Сочи был проведен конкурс наружной рекламы, в результате чего предполагается оснащение рекламных пространств высокотехнологичными рекламными конструкциями.
В параграфе 2.3. «Гражданско-правовое регулирование отношений, вытекающих из спонсорских договоров» автор анализирует особую договорную форму – спонсорский договор. Автор отмечает, что спонсорский договор – это специфическая договорная конструкция, не поименованная в ГК РФ, однако и не исключаемая им, так как  гражданские права и обязанности могут возникать «из договоров и иных сделок хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему» (ст. 8 ГК РФ). 
На XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийские зимних игры 2014 года в г. Сочи с Партнером (юридическим лицом, заключившим с АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» договор о предоставлении  финансовой поддержки и/или  вклада в натуральной форме в обмен на предоставление определенного набора исключительных / неисключительных маркетинговых прав) заключается договор о партнерстве, то есть договор, заключаемый между АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» и Партнером об условиях поддержки Партнером организации и проведения Игр, а также условиях предоставления Партнеру маркетинговых прав, связанных с Играми. Таким образом, речь идет о таком виде спонсорского договора как договор о партнерстве, что затрудняет правоприменение, так как законодательство Российской Федерации не выделяет такой тип договора в отношении указанного предмета  (возмездная передача прав в обмен на рекламные и маркетинговые услуги). В этой связи целесообразно унифицировать терминологию, либо обозначить в отдельном нормативном акте вариативность терминов.
По мнению автора, договор спонсорства (партнерства) должен иметь следующую структуру условий: 1) статус спонсора; 2) исключительность; 3) право запрета для других спонсоров по причине несовместимости имиджа; 4) спонсорство в других местах или спонсирование событий, связанных со спонсируемым мероприятием; 5) рекламные носители и логотипы на месте проведения мероприятия; 6)  рекламные средства; 7) собственность на ТВ-показы; 8) PR-средства (могут не входить в рамочный договор); 9) предоставление PR-услуг; 10) особые условия по представительству; 11) денежные взносы; 12) торговые права; 13) возможность изменения договора в будущем; 14) торговые марки; 15) ответственность сторон.
С целью развития гражданско-правовых положений о спонсорских правоотношениях в сфере спорта необходимо введение статьи 6.1 Федеральном законе Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая учитывала бы и спонсорские отношения.
В параграфе 2.4 «Гражданско-правовое регулирование договоров на трансляцию олимпийских соревнований» автор высказывает мнение о том, что договор между двумя вещателями о передаче прав на трансляцию олимпийских игр  относится к договорам частичной уступки прав на результаты интеллектуальной деятельности. Поскольку звукозаписи и записи изображения, а также передача радио- и телевизионных сигналов относятся  к объектам исключительных прав (ст. 1111 ГК РФ), то, по сути, речь идет о договоре частичной уступки исключительных прав (на трансляцию (вещание)) (некоторые авторы называют данный договор лицензионным).
В работе аргументирован вывод о необходимости уточнения норм, регулирующих договорные отношения на трансляцию Олимпийских игр, в связи,  с чем автор считает нужным уточнить терминологию в Федеральном законе Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В параграфе 2.5 «Особенности договоров на использование олимпийской символики» сформулирован ряд рекомендаций и пояснений к законодательным положениям, посвященным гражданско-правовой защите олимпийской символики:
1. Олимпийская символика определена в Олимпийской хартии (правила 7-14) и Федеральном законе № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. В связи с тем, что согласно правилу 7 Олимпийской хартии, Олимпийские игры являются исключительной собственностью МОК, выделены виды олимпийской собственности, а именно: олимпийский символ (пять колец), олимпийский флаг, олимпийская эмблема, олимпийский девиз, олимпийский огонь, олимпийский факел, олимпийские знаки.
3. НОК может использовать олимпийские символы, флаг, девиз и гимн в рамках бесприбыльной деятельности, а также создать свою эмблему, которая должна быть утверждена МОК.  Талисман Игр рассматривается как олимпийская эмблема и подлежит утверждению в МОК (официальные разъяснения МОК к правилу 50 Олимпийской хартии).
4. Правовая сущность использования олимпийской символики подразумевает заключение договоров с Оргкомитетом Сочи-2014 или с МОК. При отсутствии такого договора использование символики является незаконным.
5. В целях совершенствования законодательства необходимо включить в Федеральный закон № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения о существенных условиях договора об использовании олимпийских символов, к которым можно отнести: период, а также оговорку об отчислении части прибыли, полученной от реализации продукции на нужды олимпийского движения.
В заключении даны основные теоретические и практические выводы диссертационного исследования и указаны пути дальнейших научных исследований данного направления, а так же развития практики правового регулирования олимпийского движения.
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 11 научных работах автора общим объемом 5 п.л., 4 научные статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК.
Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии РФ:
1. Сапов Д.А. Обеспечение экологического правопорядка при строительстве спортивных объектов 2014 году в г. Сочи // Право и государство: теория и практика. 2009. № 7. С. 89-92. – 0,4 п.л.
2. Сапов Д.А. Источники гражданско-правового регулирования отношений в сфере организации и проведения олимпийских игр (на примере зимних олимпийских игр 2014 года в Сочи) // Известия Тульского государственного университета: экономические и юридические науки. 2011. Выпуск № 1 ч. 1. С. 341-346. – 0,35 п.л.
3. Сапов Д.А. Правовые проблемы земельных отношений в процессе подготовки и организации олимпийских зимних игр в Сочи 2014 года // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2011. № 5 С.128-130. – 0,3 п.л.
4. Сапов Д.А. Правовые проблемы  регулирования организации и проведения олимпийских игр в законодательстве Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2011. № 6. С. 135-139. – 0,5 п.л.
 
Публикации в иных научных изданиях:
5. Сапов Д.А. Олимпийское движение как объект гражданско-правового регулирования // Спорт: экономика, право, управление. 2010. № 2. С. 7-9. – 0,25 п.л.
6. Сапов Д.А. Правовые проблемы рекламной деятельности и использования олимпийской символики в сфере олимпийского движения // Спортивное право: перспективы развития / материалы конференции. М., 2010. Москва,   С. 144-148. – 0,25 п.л.
7. Сапов Д.А. Гражданско-правовые аспекты использования олимпийской символики при организации и проведения Олимпийских игр в Сочи 2014 году // Актуальные проблемы реализации основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Сборник научных статей по итогам проведения Международной научно-практической конференции. М.: ЮИ МИИТ, Москва, 2012. С. 318-321. – 0,4 п.л.
8. Сапов Д.А. Гражданско-правовые проблемы спортивной рекламы в сфере олимпийского движения // II Всероссийская научно-практическая конференция. Спорт, олимпизм, олимпийский край: Навстречу XXII олимпийскими зимним играм и XI паралимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи. Сборник статей. Краснодар, 2012. С. 241-246. – 0,6 п.л.
9.   Сапов Д.А.     Гражданско-правовое регулирование спонсорских договоров при организации и проведении олимпийских игр // Международная научно-практическая конференция. Вопросы юриспруденции: история, теория, современность. Сборник статей. Краснодар, 2012. С. 179-184. – 0,5 п.л.
10. Сапов Д.А. Гражданско-правовое регулирование договоров на трансляцию олимпийских соревнований в преддверии зимней олимпиады в Сочи 2014 году //Спортивное право: научно-практический журнал. № 1. 2013. С. 62-65. – 0,35 п.л.
    11. Сапов Д.А.   Некоторые проблемы правового регулирования обеспечения транспортной безопасности  при проведении олимпийских игр // Вестник Юридического института МИИТ №2.  2013. С. 78-82. 0,5 п.л.

 
[1] Васильев С.В. Особенности трудового договора профессиональных спортсменов и рассмотрение споров в области профессионального спорта: Дис. канд. юрид. наук. М., 2006; Кузнецова М.М. Формирование готовности субъектов института спорта к современным формам регулирования профессионально-трудовых отношений. М., 2010; Леонов А.С. Правовое регулирование труда спортсменов и тренеров: проблемы и перспективы развития: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Мисюрин И.В. Особенности правового регулирования трудовых отношений профессиональных спортсменов в командных видах спорта: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005; Овчинникова Н.А. Правовое регулирование профессионального спорта в Российской Федерации (общетеоретический анализ): дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008; Шевченко О.А. Особенности правового регулирования труда профессиональных спортсменов: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.
[2] Васькевич В.П. Гражданско-правовое регулирование отношений в области профессионального спорта: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006.
[3] Кашапов, Н.В. Регламентация интеллектуальных прав в сфере спорта: дис. … канд. юрид. наук. М., 2010.
[4] Погосян Е.В. формы разрешения спортивных споров: дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0