2013avtoref1846

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Силкина Екатерина Алексеевна
 
20 декабря 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Вопросы терминологии в праве социального обеспечения» (специальность 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.282.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Силкина Е.А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: автореф. дис... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 28.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1846 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Силкина Е.А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: автореф. дис... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 28.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

На правах рукописи
Силкина
Екатерина Алексеевна
Вопросы терминологии
в праве социального обес печения
Специальность 12.00.05 – трудовое право;
право социального обеспечения
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Екатеринбург 2013
Работа выполнена на кафедре социального права, государственной
и муниципальной службы федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образова-
ния «Уральская государственная юридическая академия»
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор
Шайхатдинов Владимир Шамильевич
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор
Московского государственного юриди-
ческого университета им. О. Е. Кутафина
Миронова Тамара Карловна,
кандидат юридических наук, доцент
Тюменского государственного университета
Чикирева Ирина Павловна
Ведущая организация: Челябинский государственный
университет
Защита состоится «20» декабря 2013 г. в 12 ч 00 мин на заседании дис-
сертационного совета Д 212.282.02 при Уральской государственной
юридической академии по адресу: 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсо-
мольская, 21, зал заседаний Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральской госу-
дарственной юридической академии.
Автореферат разослан «19» ноября 2013 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор юридических наук,
профессор С. Ю. Головина
3
общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Степень разработанности
юридической терминологии свидетельствует об уровне юридиче-
ской культуры в стране, об отношении к законности. Термины и
правовые дефиниции играют важную роль в достижении формаль-
ной определенности права (С. Ю. Головина). Законодательные ак-
ты, нормы которых регулируют социальное обеспечение, должны
быть рассчитаны на повседневное использование не только про-
фессиональными правоприменителями, но и обычными людьми, не
имеющими правовой подготовки, поэтому точность, доступность
содержания правовой нормы, ее понятность имеют большое зна-
чение для принятия решений субъектами правоотношений по со-
циальному обеспечению, в том числе правоприменительными ор-
ганами.
Развитие российского законодательства в целом и потребность
в систематизации законодательства о социальном обеспечении в
частности определяют необходимость проведения детального ана-
лиза языковых особенностей текстов нормативных правовых актов
в области социального обеспечения, выявления и решения вопро-
сов, связанных с оформлением правовых норм. В связи с этим осо-
бую значимость приобретает исследование проблемных вопросов
и устранение противоречий в терминологии права социального
обеспечения.
Основные федеральные законы в сфере социального обеспече-
ния содержат собственную терминологию, при этом законодатель
допускает, что одни и те же термины могут иметь различные опре-
деления. Вместе с тем не сформулированы нормативные дефини-
ции таких важнейших понятий права социального обеспечения, как
«социальная политика», «социальная защита населения», «соци-
альное обеспечение», «виды социального обеспечения», «пенсия»,
«пенсионер», «пособие», «выслуга лет», «социальная поддержка»
и др., хотя они широко используются в праве социального обеспе-
чения, а также в иных отраслях российского права и поэтому нуж-
даются в нормативной фиксации содержания.
Процесс создания терминов и определения их содержания яв-
ляется важным видом сознательно-волевой деятельности и потому
4
предполагает проведение ряда регулятивных и контрольных меро-
приятий. В связи с этим проблема четкого и лаконичного выражения
содержания понятий, правильных с научной, методологической и
методической точек зрения, вызывает повышенный интерес у пред-
ставителей самых разных специальностей во всем мире и приво-
дит к созданию национальных, межнациональных (региональных)
и интернациональных организаций, проводящих терминологиче-
скую работу (Г. В. Степанов).
В современном нормотворчестве в сфере права социального обе-
спечения особо актуальны проблемы, связанные с неточным упо-
треблением слов и терминов, смысловой и синтаксической избы-
точностью, прочими лексическими дефектами в наименованиях и
тексте законов и иных нормативных правовых актов. Не изучены
особенности использования дефиниций ряда понятий права соци-
ального обеспечения, не уделено должного внимания анализу их
содержания. Недостаточно глубоко исследованы проблемы и осо-
бенности взаимодействия терминологии права социального обеспе-
чения с терминологией иных отраслей права, использования межотраслевых
терминов, а также систематизации законодательства о
социальном обеспечении.
Вышеизложенное обусловило выбор темы диссертационного ис-
следования.
Состояние научной разработанности темы. Теоретические ис-
следования юридической терминологии осуществлялись учеными
в области теории государства и права, филологии и лингвистики.
Общие вопросы терминологии рассматривались Б. Н. Головиным,
Т. Л. Канделаки, А. В. Суперанской и другими филологами. Ис-
следование вопросов понятийного аппарата смежной праву соци-
ального обеспечения отрасли науки – трудового права – было про-
ведено в докторской диссертации С. Ю. Головиной («Понятийный
аппарат трудового права», 1998 г.) и кандидатской диссертации
Н. П. Шайхутдиновой («Терминологические проблемы трудового
права», 2008 г.). Комплексное исследование, посвященное языку за-
кона, было предпринято А. С. Пиголкиным, о языке процессуально-
го закона писал В. М. Савицкий. Подробный содержательный ана-
лиз ключевых понятий права социального обеспечения проводился
Т. К. Мироновой, М. Ю. Федоровой и др. В существующих иссле-
дованиях уделяется мало внимания терминологии законодательства
5
о социальном обеспечении. В работах, посвященных отдельным
проблемам права социального обеспечения, зачастую формулиру-
ются новые дефиниции, отличные от содержащихся в действующих
законодательных актах, но этого недостаточно для создания более
совершенной, систематизированной терминологии права социаль-
ного обеспечения.
Цель и задачи исследования. Цель диссертации заключается
в комплексном научном анализе теоретических и практических во-
просов терминологии, используемой в праве социального обеспече-
ния и соответствующих нормативных актах, подготовке предложе-
ний по их решению в рамках российской правовой системы.
Для достижения указанной цели решены следующие задачи:
изучена история развития основных понятий и терминов права
социального обеспечения;
определено понятие терминологии права социального обеспече-
ния, дана характеристика ее структурных элементов;
выявлены и проанализированы базовые понятия общей части
права социального обеспечения, законодательства о социальном
обеспечении;
рассмотрены иные понятия и термины общей части права
социального обеспечения и законодательства о социальном обеспе-
чении;
проведен анализ проблемных вопросов терминологии в пенсион-
ном обеспечении;
исследованы вопросы терминологии в обеспечении пособиями;
рассмотрено использование терминологии в предоставлении иных
видов обеспечения;
обоснованы предложения по совершенствованию законодатель-
ства о социальном обеспечении.
Объектом диссертационного исследования выступают право-
вые отношения, в рамках которых осуществляется реализация норм,
содержащих термины права социального обеспечения.
Предмет диссертационного исследования составляют право-
вые нормы, содержащие термины права социального обеспечения,
практика правоприменительных органов по реализации положений
нормативных актов.
Методологическую основу исследования составили методы
системного анализа и обобщения нормативных, научных и практи-
6
ческих материалов, метод сравнительного правоведения, технико-
юридический, исторический и иные методы познания.
Теоретическая основа диссертации. При написании работы
использовались монографии, диссертации, научные статьи, учебники,
учебные пособия советских и российских ученых в области
филологии (Б. Н. Головин, В. П. Даниленко, В. Ф. Журавлев,
Т. Л. Канделаки, Т. Р. Кияк, Р. Ю. Кобрин, Н. З. Котелова,
В. М. Лейчик, Г. В. Степанов А. В. Суперанская), по теории
государства и права (С. С. Алексеев, Л. Ф. Апт, В. М. Баранов,
Н. А. Власенко, Т. В. Губаева, Д. А. Керимов, А. А. Малиновский,
В. Д. Перевалов, А. С. Пиголкин, Е. А. Прянишников, В. М. Сырых,
Н. Н. Тарасов, А. Ф. Черданцев), по конституционному праву
(А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин, С. Э. Несмеянова, В. Н. Руденко,
А. Н. Сагиндыкова, М. С. Саликов), по административному праву
(Д. Н. Бахрах, В. В. Игнатенко), по гражданскому и арбитражному
процессу (Р. О. Опалев, В. М. Савицкий), по уголовному и уголовно-
процессуальному праву (С. С. Безруков, М. А. Краснов), по
трудовому праву и праву социального обеспечения (Е. Г. Азарова,
В. С. Андреев, В. С. Аракчеев, Е. И. Астрахан, В. А. Ачаркан,
М. И. Бару, А. Л. Благодир, М. О. Буянова, Ю. В. Васильева,
С. Ю. Головина, И. В. Григорьев, К. Н. Гусов, С. Н. Еремина,
М. А. Жильцов, М. Л. Захаров, Т. В. Иванкина, Д. Е. Кожевников,
С. И. Кобзева, А. М. Лушников, М. В. Лушникова, С. В. Люминарская,
Е. Е. Мачульская, Т. К. Миронова, Н. М. Саликова,
Н. И. Сапожникова, М. Г. Седельникова, Д. А. Смирнов, Э. Г. Туч-
кова, М. Ю. Федорова, И. П. Чикирева, В. Ш. Шайхатдинов,
Н. П. Шайхутдинова и др.). Также использовались труды зарубежных
ученых (В. Гриль, А. Нашиц, Х. Райп, К. Л. Томашевский,
С. Циртаутайте-Каминскене, Э. Эйхенхофер и др.).
Информационной основой исследования стали международ-
ные акты о правах человека, Конституция Российской Федерации,
законы и подзаконные акты Российской Федерации, законы и подза-
конные акты субъектов Российской Федерации, а также некоторые
утратившие силу нормативные акты Российской империи, СССР и
РСФСР о социальном обеспечении, научная и учебная литерату-
ра, материалы практики, в том числе судебной, опыт зарубежных
стран.
7
Эмпирической основой исследования послужила деятельность
государственных органов, органов местного самоуправления, мате-
риалы судебной практики, а также личный опыт автора, получен-
ный при взаимодействии с органами, участвующими в реализации
мероприятий по социальному обеспечению населения, в частности
с Министерством социальной политики Свердловской области и
его территориальными управлениями, управлениями Пенсионного
фонда РФ в г. Асбесте Свердловской области, Орджоникидзевском
районе г. Екатеринбурга, отделом пенсионного обслуживания Цен-
тра финансового обеспечения ГУ МВД России по Свердловской об-
ласти.
Научная новизна диссертации состоит в том, что настоящая
работа является первым в науке права социального обеспечения
комплексным научным исследованием, посвященным вопросам
терминологии в контексте сложившейся научной доктрины права
социального обеспечения.
Диссертантом представлено собственное видение системы поня-
тий права социального обеспечения, включающей базовые и иные
понятия права социального обеспечения. Выделены вопросы тер-
минологии в пенсионном обеспечении, обеспечении пособиями и
иными видами социального обеспечения. Автором формулируются
предложения по совершенствованию законодательства о социаль-
ном обеспечении.
В результате проведенного исследования обоснован ряд поло-
жений и выводов, выносимых на защиту:
1. Доказано, что система понятий права социального обеспече-
ния включает базовые и иные понятия права социального обеспе-
чения. Выявлены следующие базовые для права социального обе-
спечения понятия: «социальная политика», «социальная защита на-
селения», «социальное обеспечение», «система социальной защиты
населения», «система социального обеспечения», «организационно-
правовые формы социальной защиты населения», «организацион-
но-правовые формы социального обеспечения», «страховые риски»,
«нестраховые риски», «страховые случаи», «нестраховые случаи»,
«виды социального обеспечения».
2. На основе анализа норм Конституции РФ аргументируется,
что важнейшим базовым понятием права социального обеспечения
является понятие социальной защиты населения. Исходя из содер-
8
жания ст. 7, 37, 38, 39, 40, 41, 72 Конституции РФ доказано, что
в систему социальной защиты населения входят следующие блоки
общественных и правовых отношений: 1) социальное обеспечение;
2) охрана труда; 3) охрана здоровья; 4) вознаграждение за труд;
5) содействие занятости; 6) благотворительность; 7) обеспечение
жилыми помещениями; 8) обеспечение по обязательному государ-
ственному страхованию жизни и здоровья; 9) социальная защита
лиц, пострадавших в результате природных и техногенных ката-
строф. Уточнены позиции некоторых авторов, смешивающих поня-
тия: блоки социальной защиты населения, ее организационно-пра-
вовые формы и виды (меры). Доказывается, что к организационно-
правовым формам социальной защиты населения следует относить
обязательное социальное страхование, бюджетное финансирование,
обязательное государственное страхование жизни и здоровья, до-
полнительное добровольное страхование, предупреждение чрезвы-
чайных ситуаций природного или техногенного характера, корпо-
ративное финансирование, частное финансирование. Что касается
социальной помощи, социального обслуживания, то они входят
в социальное обеспечение как его виды.
3. На основе анализа организационно-правовых форм социаль-
ной защиты населения и организационно-правовых форм соци-
ального обеспечения обоснован вывод о терминологической не-
точности наименований Федерального закона от 28 марта 1998 г.
№ 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и
здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сбо-
ры, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних
дел Российской Федерации, Государственной противопожарной
службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уго-
ловно-исполнительной системы», Федерального закона от 24 июля
1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе-
ваний», Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об ос-
новах обязательного социального страхования», Федерального за-
кона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством». В связи с более широким предметом правового ре-
9
гулирования предлагается в наименования указанных федеральных
законов включить соответствующие словосочетания: «и обеспече-
нии по обязательному государственному страхованию», «и обеспе-
чении по обязательному социальному страхованию», «и обеспече-
ния по обязательному социальному страхованию» и «и обеспечении
по страхованию на случай временной нетрудоспособности, в связи
с беременностью, рождением и воспитанием детей, смертью граж-
дан». Одновременно следует изменить соответствующим образом
наименования глав и статей этих федеральных законов и их содер-
жание.
4. Обоснована необходимость упорядочения терминологии нор-
мативных правовых актов о пенсионном обеспечении. Обще-
признано, что пенсионная система состоит из трех взаимосвязанных
частей: пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному
страхованию, государственное пенсионное обеспечение и допол-
нительное пенсионное обеспечение. Это должно найти отражение
в наименовании нормативных правовых актов о социальном обес-
печении и их содержании.
Выдвинуто предложение изменить наименование Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на
«О пенсионном обеспечении по обязательному пенсионному
страхованию». Предлагается изменить наименование пенсий по
данному Закону: «пенсия по старости по обязательному пен-
сионному страхованию», «пенсия по инвалидности по обязатель-
ному пенсионному страхованию», «пенсия по случаю потери
кормильца по обязательному пенсионному страхованию», а также
произвести соответствующие поправки внутри Закона. Кроме того,
предлагается Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде-
рации» именовать «О государственном пенсионном обеспечении
отдельных категорий граждан в Российской Федерации».
Утверждается, что Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел, Государственной противопожар-
ной службе, органах по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-
исполнительной системы, и их семей» целесообразно именовать
10
следующим образом: «О государственном пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу по контракту, работников
прокуратуры, сотрудников правоохранительных органов, и членов
их семей». Корректировке должна подвергнуться терминология
ряда статей этого Закона.
5. Аргументируется, что наименование нормативных правовых
актов по вопросам дополнительного пенсионного обеспечения не
соответствует их содержанию. В частности, Федеральный закон от
27 ноября 2007 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обе-
спечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской
авиации» в действительности регулирует лишь отношения по до-
полнительному пенсионному обеспечению названных лиц, и его
следует называть «О дополнительном пенсионном обеспечении
членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».
То же самое следует сказать о Федеральном законе от 4 марта
2007 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном
обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся до-
стижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» и Фе-
деральном законе от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном
социальном обеспечении отдельных категорий работников орга-
низаций угольной промышленности», указах Президента РФ от
16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам,
замещавшим государственные должности Российской Федерации и
должности федеральной государственной гражданской службы», от
23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной под-
держки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской
Федерации», некоторых других подзаконных актах, а также нор-
мативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных образо-
ваний. Соответствующие изменения должны быть произведены и
в содержании этих законов и подзаконных актов.
6. Доказывается целесообразность наименования пенсии за вы-
слугу лет федеральным гражданским служащим, назначаемой в
соответствии с Федеральным законом «О государственном пенси-
онном обеспечении в Российской Федерации» и подзаконными ак-
тами, дополнительной пенсией, поскольку она имеет общие черты
с другими видами дополнительного пенсионного обеспечения.
7. Обоснована дефектность терминологии Стратегии долгосроч-
ного развития пенсионной системы Российской Федерации, утверж-
11
денной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г.,
в связи с несоответствием наименования этого документа его со-
держанию. Предложено более точное название: «Стратегия долго-
срочного развития пенсионного обеспечения по обязательному
пенсионному страхованию и частного пенсионного обеспечения».
Предусмотрено изменение наименований разделов и подразделов
Стратегии, а также включение в Стратегию отдельного раздела
«Частное пенсионное обеспечение». Доказывается необходимость
замены в тексте Стратегии терминов «пенсионная система» на
«пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхо-
ванию, корпоративному и частному пенсионному обеспечению»,
«трудовые пенсии» на «пенсии по обязательному пенсионному
страхованию».
8. Аргументирована необходимость изъятия главы второй «Госу-
дарственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставле-
ния гражданам набора социальных услуг» из Федерального закона
«О государственной социальной помощи», поскольку набор со-
циальных услуг относится к социальной поддержке, а не к госу-
дарственной социальной помощи. Следует также изменить наиме-
нования соответствующих подзаконных актов по вопросам со-
циальной поддержки. Кроме того, предложено разработать проект
единого федерального закона «О социальной поддержке отдельных
категорий граждан».
9. В связи с особой ролью базовых понятий для отрасли права
социального обеспечения, а также возможностью децентрализован-
ного регулирования вопросов здравоохранения, защиты семьи, ма-
теринства, отцовства и детства, социальной защиты, включая со-
циальное обеспечение, обосновывается необходимость издания фе-
дерального закона «Об основах социальной защиты населения в
Российской Федерации». Подготовлена схема проекта такого феде-
рального закона.
10. Сформулированы и обоснованы предложения по совершен-
ствованию законодательства о социальном обеспечении.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в том, что в диссертации обосновывается комплекс
предложений, которые могут быть использованы для качественного
улучшения как нормотворческой, так и правоприменительной дея-
тельности при совершенствовании терминологии законодатель-
12
ства в области социального обеспечения, в частности при систе-
матизации терминологических единиц и выработке более точных
терминов и определений понятий права социального обеспечения.
Выводы и предложения, сформулированные в диссертации, допус-
тимо использовать в научной деятельности, в преподавании курса
«Право социального обеспечения», для подготовки учебных пособий,
методических рекомендаций, в правотворческой и право-
применительной деятельности.
Апробация результатов исследования. Положения и выводы,
содержащиеся в диссертации, обсуждались на заседаниях кафед-
ры социального права, государственной и муниципальной службы
Уральской государственной юридической академии, на научно-
практических конференциях: IV Всероссийской научно-практи-
ческой конференции студентов и молодых ученых «Проблемы
реформирования российской государственности» (Екатеринбург,
3–4 декабря 2009 г.), VIII Межрегиональной научно-практической
конференции «Механизм реализации и защиты прав личности»
(Екатеринбург, 27 ноября 2009 г.), XII Международной научно-
практической конференции с элементами научной школы «Ак-
туальные проблемы права России и стран СНГ – 2010» (Челябинск,
1–2 апреля 2010 г.), VIII Всероссийской студенческой научной кон-
ференции «Эволюция российского права» (Екатеринбург, 23–24 ап-
реля 2010 г.), V ежегодной научно-практической конференции сту-
дентов и молодых ученых «Проблемы реформирования российской
государственности» (Екатеринбург, 2–3 декабря 2010 г.), IХ Всерос-
сийской научной конференции студентов и молодых ученых «Акту-
альные вопросы публичного права» (Екатеринбург, 22–23 октября
2010 г.), Пятой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса
«Право и модернизация: приоритеты и стратегия» (Екатеринбург,
26–27 мая 2011 г.), Шестой сессии Европейско-Азиатского право-
вого конгресса «Правовые формы интеграционных процессов в
современном мире: реальность и перспективы» (Екатеринбург,
7–8 июня 2012 г.), ХI Всероссийской научной конференции студен-
тов и молодых ученых «Актуальные вопросы публичного права»
(Екатеринбург, 26–27 октября 2012 г.), Седьмой сессии Европейско-
Азиатского правового конгресса «Право Всемирной торговой
организации: влияние на экономику и законодательство государств
Европейско-Азиатского региона» (Екатеринбург, 6–7 июня 2013 г.).
13
Основные положения работы нашли отражение в опубликованных
научных статьях. Термины и понятия права социального обеспече-
ния, уточненные в ходе работы над диссертацией, вошли в глосса-
рий по праву социального обеспечения для студентов юридических
вузов, а также были использованы при проведении занятий по
дисциплинам «Право социального обеспечения», «Социальное
обеспечение семей с детьми», «Право и организация социального
обеспечения» в Уральской государственной юридической академии.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех
глав, объединяющих семь параграфов, заключения, приложения
и библиографического списка.
14
Содержание работы
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы,
показана степень ее научной разработанности, определены цель и
задачи исследования, его объект и предмет, методологическая, тео-
ретическая, информационная и эмпирическая основы, формулиру-
ются положения, выносимые на защиту, обосновано теоретическое
и практическое значение исследования, приведены данные об апро-
бации результатов работы, описана ее структура.
Глава первая «Общая характеристика терминологии права
социального обеспечения» состоит из двух параграфов.
В первом параграфе «Развитие основных терминов и поня-
тий права социального обеспечения в процессе его становления
как самостоятельной правовой отрасли» диссертант выявляет и
анализирует сформулированные дореволюционной наукой понятия
«призрение», «благотворительность», «патронаж», «социальный
риск», «социальное страхование», «профессиональный риск» и
другие термины и понятия права социального обеспечения. Рассма-
триваются вопросы соотношения понятий «благотворительность»
и «призрение» в процессе становления системы социального обе-
спечения граждан (В. А. Гаген, В. Х. Бунге, А. Горовцев, В. Ф. Де-
рюжинский). Сделан вывод, что указанные понятия определялись
учеными в зависимости от их отношения к правовой природе со-
циального обеспечения и принципиальных подходов к источникам
финансирования социального обеспечения.
Исследованы взгляды дореволюционных ученых на понятие «со-
циальное страхование» (Н. А. Вигдорчик, Н. Винокуров, В. Г. Яроц-
кий). Понятие социального страхования было достаточно широким и
охватывало в том числе «страхование рабочих» и «государственное
страхование», при этом рассматривалось отдельно от социального
обеспечения.
Утверждается, что некоторые из терминов права социального
обеспечения, появившихся на этапе становления науки и отрасли
права социального обеспечения, сохраняя свою лексическую форму,
с развитием отрасли права социального обеспечения и отраслевой
науки получили иное правовое значение. В частности, в Российской
империи под социальной помощью понималось призрение бедных,
благотворительность, трудовая помощь, указания труда, т. е. госу-
15
дарственное и частное социальное обеспечение и содействие за-
нятости, а на современном этапе данный термин уточнен (госу-
дарственная социальная помощь), ему придается более узкий смысл
(выплата социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субси-
дий, предоставление социальных услуг и жизненно необходимых
товаров). Большое внимание вопросам терминологии права соци-
ального обеспечения в советский период уделяли Е. И. Астрахан,
В. А. Ачаркан, В. С. Андреев, а также М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова,
которые издали «Азбуку социального обеспечения».
Диссертантом сделан вывод о том, что терминологическая систе-
ма права социального обеспечения находится в процессе непре-
рывного развития и изменения, обусловленных развитием естест-
венного языка, а также науки права социального обеспечения.
Диссертант соглашается с выводом С. Ю. Головиной о необхо-
димости учета исторической традиции использования устоявшихся
терминов.
Во втором параграфе «Определение терминологии права
социального обеспечения и законодательства о социальном
обеспечении» рассматривается правовая терминология как явле-
ние юридической техники. В качестве элементов терминологии
права социального обеспечения диссертант выделяет терми-
ны, обозначаемые ими понятия, правовые дефиниции, термино-
логические конструкции, приводится характеристика элементов
правовой терминологии.
Подчеркивается, что в юриспруденции терминологическое значе-
ние должно придаваться каждому слову, несущему смысловую
нагрузку. Общеупотребительные слова («здоровье», «помощь»,
«болезнь», «бедность», «старость», «кормилец», «выслуга лет»,
«заработок») в праве социального обеспечения выступают специаль-
ными юридическими терминами. Автор соглашается с С. С. Алек-
сеевым в том, что юридическое значение термина может расходиться
с общепринятым пониманием соответствующего слова.
На основе анализа различных подходов к определению терми-
нов вообще и юридических терминов в частности сделан вывод
о том, что юридический термин представляет собой слово (словосочетание),
употребляемое в законодательстве, обозначающее
юридическое понятие либо явление правовой действительности,
значение которого устанавливается в нормативных правовых
16
актах или в ходе толкования в результате научной или право-
применительной деятельности.
Автором уточнена и расширена классификация юридических
терминов, предложенная И. Н. Ивакиной: предлагается разграни-
чивать юридические термины в зависимости от отраслевой при-
надлежности. К общеправовым терминам относятся термины, упо-
требляемые во всех (или во многих) отраслях права и имеющие одно
и то же значение. Межотраслевые термины могут использоваться
в нескольких отраслях права, при этом термины с одинаковым
написанием могут иметь различное значение («члены семьи»,
«компенсация», «компенсационные выплаты», «гарантии»). Отрас-
левые термины образуют основу терминологии каждой самостоя-
тельной отрасли права и непосредственно относятся к обозначению
понятий конкретной отрасли права (в праве социального обеспечения
– «пособие», «пенсия», «страховые взносы», «социальное
страхование», «нетрудоспособность», «инвалидность», «медицинская
помощь», «социальная поддержка», «социальное обслуживание»,
«нуждаемость», «уход за ребенком» и др.).
Диссертант указывает, что системность терминологии права
социального обеспечения проявляется во взаимозависимости и
взаимосвязанности ее элементов, поскольку раскрытие содержания
соответствующих понятий, обозначенных терминами, происходит
через другие единицы языка, также обозначающие понятия. На
примере определения понятий «трудная жизненная ситуация»,
«трудовая пенсия» обосновано, что толкование заданного понятия
может потребовать уяснения смысла и содержания иных понятий.
При этом понятие, интерпретация которого обусловлена значением
понятий, включаемых в его содержание и подлежащих толкованию,
именуется производным. Понятия, используемые при толковании
производных понятий, названы основными.
Охарактеризованы признаки терминологии права социального
обеспечения, подчеркнуто, что его терминология представляет со-
бой систему юридических терминов, обозначаемых ими понятий,
терминологических конструкций, правовых дефиниций, предназна-
ченную для передачи правовой информации.
В связи с тем что терминология соответствующей отрасли
права рассматривается некоторыми авторами в качестве синонима
понятийного аппарата данной отрасли, уточняется позиция
Н. П. Шайхутдиновой, которая употребляет данные термины как
17
взаимозаменяемые. На основе определения понятийного аппарата
трудового права, данного С. Ю. Головиной, сделан вывод о
том, что понятийный аппарат является составляющей правовой
терминологии. Терминология соответствующей отрасли права
представляет собой более крупное образование, так как включает в
себя не только понятия, термины и их определения, употребленные
в праве, но и терминологические конструкции, терминоэлементы.
Во второй главе «Вопросы терминологии общей части права
социального обеспечения, науки права социального обеспечения
и законодательства о социальном обеспечении» исследованы
терминологические дефекты общей части права социального
обеспечения.
В первом параграфе «Базовые понятия общей части права
социального обеспечения, законодательства о социальном
обеспечении» проанализированы фундаментальные для права
социального обеспечения понятия, позволяющие в обобщенном
виде охарактеризовать ключевые явления права социального
обеспечения, названные базовыми понятиями права социального
обеспечения. В качестве базовых для права социального обеспече-
ния выделены понятия «социальная защита населения», «социальное
обеспечение», «социальная политика», «система социальной
защиты населения», «система социального обеспечения», «организационно-
правовые формы социальной защиты населения»,
«организационно-правовые формы социального обеспечения»,
«страховые риски», «нестраховые риски», «страховые случаи»,
«нестраховые случаи», «виды социального обеспечения».
На основе анализа норм Конституции РФ и с учетом иссле-
дований М. Л. Захарова, Э. Г. Тучковой, М. Ю. Федоровой, Е. Е. Ма-
чульской и Т. К. Мироновой аргументируется, что важнейшим
базовым понятием права социального обеспечения является
понятие социальной защиты населения, получившей нормативное
закрепление в Конституции РФ. В систему социальной защиты
населения входят: социальное обеспечение, охрана труда, охрана
здоровья, вознаграждение за труд, содействие занятости, благотворительность,
обеспечение жилыми помещениями, обеспечение
по обязательному государственному страхованию жизни и здоро-
вья, социальная защита лиц, пострадавших в результате природных
и техногенных катастроф. К организационно-правовым
формам социальной защиты населения относятся обязательное
18
социальное страхование, бюджетное финансирование, обязательное
государственное страхование, дополнительное добровольное страхование,
предупреждение чрезвычайных ситуаций природного или
техногенного характера, корпоративное финансирование, част-
ное финансирование. С учетом изложенного обосновываются
предложения по изменению наименований ряда федеральных
законов.
Изучены взгляды германских ученых на социальные права и
социальное обеспечение (Э. Эйхенхофер), сделан вывод, что, по-
скольку в объем социальных прав (das soziales Recht) в Герма-
нии включается не только право на социальное обеспечение, но и
право на защиту интересов должников при исполнении судебных
актов, квартиросъемщиков, потребителей, наемных работников
и др., понятие социальных прав в Германии в целом шире анало-
гичного понятия, признаваемого учеными в России (Т. К. Мироно-
ва, Н. В. Путило), а также поддержано мнение этих ученых о том,
что право социального обеспечения – составная часть социального
права, которое, в свою очередь, выступает частью права в целом.
Автор соглашается с И. П. Чикиревой в том, что социальная за-
щита – это понятие более высокого порядка, чем социальное обе-
спечение, которое является одним из его блоков. Социальные права
граждан при этом прежде всего должны обеспечиваться средства-
ми социальной защиты населения.
Критикуется понятие социальной защиты, данное Н. А. Вол-
гиным, который не различает явления «социальная защита» и «соци-
альная политика» и рассматривает социальную политику как часть
социальной защиты населения. Обосновывается, что социальная
политика – внешнее по отношению к социальной защите явление,
определяющее развитие социальной защиты населения.
В связи с особой ролью базовых понятий для отрасли права
социального обеспечения, а также возможностью децентрализо-
ванного регулирования вопросов здравоохранения, защиты семьи,
материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая
социальное обеспечение, обосновывается рациональность издания
федерального закона «Об основах социальной защиты населения в
Российской Федерации». Предлагается закрепление значения базо-
вых понятий права социального обеспечения в данном норматив-
ном акте.
19
Во втором параграфе «Иные понятия и термины общей части
права социального обеспечения, законодательства о социаль-
ном обеспечении» речь идет о понятиях и терминах права соци-
ального обеспечения, участвующих в непосредственном регулиро-
вании отношений по социальному обеспечению.
Разделяя мнение С. В. Люминарской, диссертант отмечает,
что институт стажа является одной из межотраслевых точек
взаимодействия трудового права и права социального обеспечения,
а интерпретации данного термина в трудовом праве и праве
социального обеспечения различны (Н. П. Шайхутдинова), поэтому
обосновывается важность единого толкования института стажа в
межотраслевом разрезе.
В законодательстве о социальном обеспечении выделяются
несколько видов трудового стажа: общий трудовой стаж; страховой
стаж (общий страховой стаж, специальный страховой стаж, стра-
ховой стаж для определения размера пособий по временной нетру-
доспособности); выслуга лет. В Трудовом кодексе РФ выделяются
иные виды стажа, имеющие различное назначение: трудовой стаж
работника (ст. 66); стаж работы, дающий право на ежегодный ос-
новной оплачиваемый отпуск (ст. 121); стаж работы, дающий право
на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу
с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 121); общий и
непрерывный трудовой стаж, а также стаж работы по специально-
сти (ст. 256); трудовой стаж, необходимый для получения гарантий
и компенсаций (ст. 314); стаж работы в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях (ст. 317); общий и специаль-
ный трудовой стаж (ст. 375). С целью унификации терминологии
межотраслевого института стажа предлагается в ст. 256 ТК РФ
термин «общий трудовой стаж» переименовать в «страховой стаж»
и установить, что период отпуска по уходу за ребенком включается
в страховой стаж согласно ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
(т. е. в страховой стаж наравне с работой засчитывается период
ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им
возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности).
Приведены доказательства дефектности терминологии законодательства
о социальном обеспечении. Отмечено, что термин «об-
щий трудовой стаж» обозначает в п. 3 ст. 30 Федерального зако-
на от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
20
суммарную продолжительность трудовой и иной общественно по-
лезной деятельности до 1 января 2002 г., а согласно Закону РФ от
12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, про-
ходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Го-
сударственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреж-
дениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
(далее – Закон от 12 февраля 1993 г.) при определении права на пен-
сию за выслугу лет в общий трудовой стаж включаются: а) трудо-
вой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был
установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий
до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенси-
ях в РФ»; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в по-
рядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых
пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Таким
образом, и в первом, и во втором случае применяется один и тот же
термин «общий трудовой стаж», однако он употребляется в различ-
ных значениях. По смыслу Закона от 12 февраля 1993 г. термин «об-
щий трудовой стаж» является более широким и включает периоды
работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались
страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иные перио-
ды, засчитываемые в страховой стаж, в том числе после 1 января
2002 г. Предлагаются варианты выхода из данного противоречия.
Во-первых, в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» из
термина «общий трудовой стаж» представляется возможным ис-
ключить слово «общий», а в Законе от 12 февраля 1993 г. оставить
без изменения. Во-вторых, термин «общий трудовой стаж» в Законе
от 12 февраля 1993 г. может быть заменен на словосочетание «пол-
ный трудовой стаж».
Отмечены недостатки соотношения терминологии Федерального
закона «О трудовых пенсиях в РФ», который оперирует термином
«страховой стаж» в качестве одного из условий назначения трудовых
пенсий, и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ
«О государственном пенсионном обеспечении в РФ» при обеспе-
чении пенсиями по старости лиц, пострадавших от радиационных
или техногенных катастроф, в котором до сих пор используется
термин «трудовой стаж», вследствие чего трудовой стаж стано-
вится разновидностью страхового стажа, что не соответствует
21
современным научным представлениям о соотношении указанных
понятий. Фактически страховой стаж выступает одним из видов
трудового стажа (М. О. Буянова).
Глава третья «Вопросы терминологии особенной части отрас-
ли права социального обеспечения, науки права социального
обеспечения и законодательства о социальном обеспечении»
состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Проблемные вопросы терминологии в
пенсионном обеспечении» аргументируется, что единая система
понятий и терминов в нормативных правовых актах, регулирующих
вопросы пенсионного обеспечения, отсутствует. Создание переч-
ней основных понятий с дефинициями для целей отдельных
законодательных актов о пенсионном обеспечении обусловлено
длительностью реформирования законодательства в области пенси-
онного обеспечения, невысокой степенью систематизации россий-
ского законодательства в целом, а также попытками законодателя
дифференцировать правовое регулирование различных правовых
явлений без унификации основных положений пенсионного обес-
печения.
Диссертантом проанализирована судебная практика по вопро-
сам пенсионного обеспечения, выявлено наличие серьезных терми-
нологических дефектов Закона от 12 февраля 1993 г. На основании
п. «а» ч. 1 ст. 45 данного Закона пенсии за выслугу лет, по инва-
лидности и по случаю потери кормильца, назначенные на основа-
нии данного Закона, повышаются Героям Советского Союза, Геро-
ям Российской Федерации и лицам, награжденным орденом Славы
трех степеней, на 100 % размера пенсий. В связи с тем что члены
семей указанных лиц, которые вправе получать пенсии по случаю
потери кормильца на основании Закона от 12 февраля 1993 г., за-
конодателем не перечислены в качестве лиц, имеющих право на
повышение пенсии на 100 %, сформировалась практика ограничи-
тельного толкования данной нормы органами, осуществляющими
социальное обеспечение. Судебной практикой принятие решений
об отказах в повышении пенсии членам семей умершего кормильца
признается необоснованным.
Приведены доводы о необходимости упорядочения терминоло-
гии нормативных правовых актов о пенсионном обеспечении на
основе структуры пенсионной системы.
22
В связи с несоответствием наименований ряда нормативных
правовых актов их фактическому содержанию предлагается уточ-
нить терминологию данных источников права и подвергнуть кор-
ректировке содержание соответствующих статей.
Обоснована дефектность терминологии Стратегии долгосрочно-
го развития пенсионной системы Российской Федерации, утверж-
денной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г.,
в связи с несоответствием наименования этого документа его со-
держанию. Предложено более точное название данного документа:
«Стратегия долгосрочного развития пенсионного обеспечения по
обязательному пенсионному страхованию и частного пенсионного
обеспечения». Предусмотрено изменение наименований разделов и
подразделов Стратегии, а также включение в Стратегию отдельного
раздела «Частное пенсионное обеспечение». Отстаивается необхо-
димость замены в тексте Стратегии терминов «пенсионная систе-
ма» на «пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному
страхованию, корпоративному и частному пенсионному обеспече-
нию», «трудовые пенсии» на «пенсии по обязательному пенсионно-
му страхованию».
Вопросы терминологии возникают также при назначении до-
срочных пенсий, поскольку в ходе толкования нормативных актов,
регулирующих данный вид обеспечения, правоприменительные ор-
ганы сталкиваются с узкоспециальными терминами (Н. И. Сапож-
никова). Поэтому необходима разработка рекомендаций по оформ-
лению документов, подтверждающих соответствующий стаж.
Во втором параграфе «Вопросы терминологии в обеспечении
пособиями» диссертант соглашается с выводом о том, что различ-
ные виды пособий в праве социального обеспечения обозначают не
один вид обеспечения, а несколько (В. Ш. Шайхатдинов). В свя-
зи с отмеченным рассматриваются способы словообразования при
наименовании различных видов обеспечения в зарубежных стра-
нах, где при помощи средств языка достигается логичное разделе-
ние видов обеспечения по правовым институтам. Отмечается, что
во многих государствах наименование каждого вида социального
обеспечения отражает его сущность и назначение, а используемый
в науке и отрасли права социального обеспечения России термин
«пособие» относится ко всем указанным выплатам с определенной
долей условности. Учет опыта зарубежных государств может ока-
23
зать благоприятное воздействие на правовое регулирование предо-
ставления пособий в России.
Диссертант не соглашается с мнением Н. Л. Смирновой о том,
что беременность и роды являются видом «условной» временной
нетрудоспособности, поскольку отношения по временной нетрудо-
способности, а также отношения, возникающие в связи с беремен-
ностью, рождением и воспитанием детей, существенно отличаются
друг от друга.
В связи с отсутствием системного подхода к терминологии не-
верно воспринимается понятие «ребенок» в терминологической
конструкции «ежемесячное пособие на ребенка», употребляемом
в Законе Свердловской области «О ежемесячном пособии на
ребенка». Одним из условий назначения данного пособия является
возраст – ребенок должен быть не старше 16 лет либо от 16 до
18 лет, но при этом обучаться в образовательной организации обще-
го образования. Такая трактовка понятия «ребенок» противоречит
ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ, нормам международного права,
нарушаются права получателей ежемесячного пособия на ребенка в
случае, если ребенок достиг 16 лет и завершил обучение.
В третьем параграфе «Использование терминологии в предо-
ставлении иных видов обеспечения» отмечаются неточности
в толковании социального обслуживания в ст. 1 Федерального
закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального
обслуживания населения в Российской Федерации». В системе
отрасли права социального обеспечения институты социального
обслуживания и социальной поддержки регулируют вопросы предо-
ставления различных видов социального обеспечения. Если субъ-
ектами-получателями социальных услуг в рамках социального
обслуживания являются граждане, находящиеся в трудной жиз-
ненной ситуации, в том числе граждане пожилого возраста,
инвалиды, граждане без определенного места жительства и занятий
и др., в большинстве случаев социальное обслуживание оказывает-
ся в виде натуральных предоставлений, в том числе в виде услуг,
то социальная поддержка оказывается, как правило, в денежной
форме и направлена на установление и реализацию социальных
гарантий обеспечиваемым гражданам. Социальная поддержка сос-
тоит в предоставлении выплат и натуральных благ в дополнение
к основным видам обеспечения инвалидов и участников Великой
24
Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фа-
шизма, ветеранов боевых действий и др. Уточнено понятие соци-
ального обслуживания, данное Л. Н. Шипулиной, предлагается в
качестве родового признака социального обслуживания исполь-
зовать понятие «вид социального обеспечения».
Глава вторая «Государственная социальная помощь, оказывае-
мая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг»
подлежит изъятию из Федерального закона «О государственной со-
циальной помощи», а также должны быть изменены наименования
подзаконных актов по вопросам социальной поддержки в связи с
тем, что набор социальных услуг относится к социальной поддерж-
ке, а не к государственной социальной помощи. Предлагается раз-
работать проект единого федерального закона «О социальной под-
держке отдельных категорий граждан».
На основе анализа оценочных понятий международных актов
о социальном обеспечении («необходимый жизненный уровень»,
«надлежащий уровень жизни», «достаточный жизненный уровень»,
«благоприятные условия для развития») сделан вывод, что они
обозначают различные уровни существования человека и имеют
самостоятельное функциональное назначение. Необходима право-
творческая и правоприменительная конкретизация этих оценочных
понятий.
Отмечены непоследовательность и несогласованность при со-
отношении терминов «компенсации», «компенсационные выпла-
ты» и «выплаты компенсационного характера». Термин «компен-
сационные выплаты» обозначает два понятия, которые необходимо
различать: часть заработной платы работника (Н. М. Саликова)
и вид социального обеспечения. Поддержана позиция Д. А. Смир-
нова, предлагающего во избежание смешения данных понятий обоз-
начать понятие «компенсационные выплаты» термином «выплаты
за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных», поскольку
суть и назначение данной выплаты отражено в ее наименовании.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследова-
ния, сформулированы основные выводы и предложения по совер-
шенствованию законодательства в сфере социального обеспечения.
В приложении приведена схема проекта федерального закона
«Об основах социальной защиты населения Российской Федера-
ции».
25
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Статьи, опубликованные
в ведущих рецензируемых научных изданиях,
указанных в перечне ВАК
1. Силкина Е. А. Понятие терминологии права социального
обеспечения // Бизнес в законе. – 2013. – № 5. – С. 93–96 (0,45 п. л.).
2. Шайхатдинов В. Ш., Силкина Е. А. Обзор книги В. Гриль,
Х. Райп «Введение в трудовое право и право социального обес-
печения. Учебник и задачник. Тройсдорф, 2010» (Wolfgang Grill,
Hubert Reip. Einfuhrung in das Arbeits- und Sozialrecht: Lehrbuch und
Aufgabensammlung. Troisdorf, 2010) // Бизнес, Менеджмент и Пра-
во. – 2011. – № 1. – С. 156–158 (0,3 п. л.).
3. Шайхатдинов В. Ш., Истомина Е. А., Силкина Е. А., Кузне-
цов Д. С. Систематизация законодательства о социальном обеспе-
чении: зарубежный опыт // Науч. вестн. Уральской академии
государственной службы: политология, экономика, социология, право.
– 2012. – № 2. – С. 339–344 (0,5 п. л.).
Статьи, опубликованные в иных научных изданиях
4. Силкина Е. А. Понятие и условия трансплантации органов
и тканей в РФ и Республике Казахстан (тезисы) // Актуальные
вопросы юридической науки и правоприменительной практики: сб.
науч. тр. (по материалам VIII Междунар. заоч. конф., состоявшейся
6 ноября 2009 г.). – Киров, 2009. – Ч. 1. – С. 365–367 (0,15 п. л.).
5. Силкина Е. А. Особенности социальной праводееспособности
граждан в России (тезисы) // Проблемы реформирования российской
государственности: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. студен-
тов и молодых ученых (3–4 декабря 2009 г.). – Екатеринбург, 2010. –
С. 54–57 (0,2 п. л.).
6. Силкина Е. А. Терминология законодательства об обеспече-
нии по обязательному социальному страхованию (тезисы) // Актуальные
проблемы права России и стран СНГ – 2010: материалы
XII Междунар. науч.-практ. конф. с элементами научной школы
(Юридический факультет Южно-Уральского государственного уни-
верситета, 1–2 апреля 2010 г.). – Челябинск, 2010. – Ч. 2. Теория
и история государства и права. Трудовое и социальное право. –
С. 239–240 (0,15 п. л.).
7. Силкина Е. А. Проблемы определения понятия «социальное
обеспечение» // Механизм реализации и защиты прав личности:
материалы VIII Межрегион. науч.-практ. конф. (27 ноября 2009 г.). –
Екатеринбург, 2010. – С. 323–334 (0,6 п. л.).
8. Силкина Е. А. Соотношение терминов «пенсия по старости»
и «пенсия по возрасту» (тезисы) // Проблемы реформирования
российской государственности: материалы V ежегодной науч.-
практ. конф. студентов и молодых ученых (2–3 декабря 2010 г.). –
Екатеринбург, 2011. – С. 105–106 (0,25 п. л.).
9. Силкина Е. А. Соотношение терминологии трудового права и
права социального обеспечения // Актуальные вопросы публичного
права: материалы Всерос. науч. конф. студентов и молодых уче-
ных (22–23 октября 2010 г.). – Екатеринбург, 2010. – С. 378–382
(0,72 п. л.).
10. Шайхатдинов В. Ш., Силкина Е. А. Вопросы права со-
циального обеспечения в германской литературе // Электрон. прил.
к «Рос. юрид. журн.». – 2011. – № 6. – С. 44–49 (0,47 п. л.).
11. Силкина Е. А. Вопросы терминологии в регулировании
пенсионного обеспечения государственных служащих // Проблемы
реформирования российской государственности: итоги и перспек-
тивы: материалы VI ежегодной науч.-практ. конф. студентов и
молодых ученых 8 декабря 2011 г., посвященной 20-летнему юби-
лею Института государственного и международного права. –
Екатеринбург, 2012. – С. 108–111 (0,17 п. л.).
Иные работы
12. Шайхатдинов В. Ш., Силкина Е. А. Глоссарий по праву
социального обеспечения. – Екатеринбург, 2012. – 92 с. (5,35 п. л.)
Подписано в печать 15.11.13. Формат 60×84/16.
Бумага писчая. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 1,63. Уч.-изд. л. 1,53.
Тираж 200 экз. Заказ № 89
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 1 ч. 4 ст. 11
Федерального закона от 29.12.2010 г.
маркировке не подлежит
Отдел дизайна и полиграфии
Издательского дома
«Уральская государственная юридическая академия».
620137, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 23

 
Файлы: 
Порядок отображения: 
0