2013avtoref1841

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Решетников Никита Андреевич
 
25 декабря 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Правовое регулирование налогообложения субъектов, оказывающих рекламные услуги» (специальность 12.00.04 – финансовое право; налоговое право; бюджетное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д-212.239.01
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Решетников Н.А. Правовое регулирование налогообложения субъектов, оказывающих рекламные услуги: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 28.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1841 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Решетников Н.А. Правовое регулирование налогообложения субъектов, оказывающих рекламные услуги: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 28.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

На правах рукописи
РЕШЕТНИКОВ Никита Андреевич
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СУБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ РЕКЛАМНЫЕ УСЛУГИ
12.00.04 – финансовое право; налоговое право; бюджетное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Cаратов – 2013
2
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном об-
разовательном учреждении высшего профессионального образования
«Саратовская государственная юридическая академия».
Научный руководитель
Официальны оппоненты:
Ведущая организация
доктор юридических наук, профессор,
академик МАН ВШ
Химичева Нина Ивановна
Гриценко Валентина Васильевна
доктор юридических наук, доцент,
ФГБОУ ВПО «Воронежский государст-
венный университет», профессор
Бехер Вероника Виссарионовна
кандидат юридических наук, ФГБОУ
ВПО «Саратовский государственный
социально-экономический универси-
тет», заведующий кафедрой
ФГБОУ ВПО «Ростовский государст-
венный экономический университет
(РИНХ)» (юридический факультет)
Защита состоится 25 декабря 2013 г. в 12 часов на заседании дис-
сертационного совета Д-212.239.01 при федеральном государственном
бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального
образования «Саратовская государственная юридическая академия» по
адресу: 410056, г. Саратов, ул. Чернышевского, 104, зал заседаний
диссертационных советов.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке феде-
рального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Саратовская государствен-
ная юридическая академия» по адресу: 410056, г. Саратов, ул. Черны-
шевского, 104.
Автореферат разослан «__» ноября 2013 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета
Кобзева Елена Васильевна
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Произо-
шедший в 1991 году распад СССР был связан с коренными измене-
ниями общественной, политической и экономической системы страны.
В Основном Законе Российской Федерации – Конституции были про-
возглашены принципы свободного перемещения товаров, услуг и фи-
нансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической
деятельности (ст. 8), право граждан на свободное использование своих
способностей и имущества для предпринимательской и иной не за-
прещенной законом экономической деятельности (ст. 34). Соответст-
венно этому активизировалось развитие рыночной экономики, что
обусловило и полноценное развитие рекламы, которая традиционно
является одной из важнейших составляющих экономической инфра-
структуры, социальной и политической жизни общества.
Налогообложение субъектов рекламной деятельности в России не-
достаточно урегулировано нормами налогового законодательства. Так,
в налогово-правовых нормах отсутствуют четкие и однозначные фор-
мулировки понятия «расходы на рекламу», используемого в целях оп-
ределения налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добав-
ленную стоимость, термина «наружная реклама», широко применяе-
мого в нормах, регулирующих взимание единого налога на вмененный
доход и т.п.
После отмены в 2005 году специфического отраслевого налога –
налога на рекламу – нормативно-правовое регулирование налогообло-
жения рекламной деятельности осуществляется в общем порядке лишь
с некоторыми особенностями. Однако при всем многообразии данного
вида деятельности, ее субъектов, а также форм рекламных услуг на-
блюдается недостаточная разработанность норм о налогообложении
в сфере рекламы и рекламных услуг. В п. 6 ст. 3, п. 1 ст. 17 Налогового
кодекса РФ предусмотрено, что при установлении налогов должны
быть определены все элементы налогообложения. При этом акты зако-
нодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким
образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и
в каком порядке он должен платить.
В настоящее время в действующем налоговом законодательстве о
рекламе далеко не полностью отражены все существующие её значения,
что вызывает необходимость устранения любой вероятности смешения
понятий рекламы, рекламной деятельности со смежными правовыми
терминами, закрепленными в нормах Налогового кодекса РФ.
Однако правовые нормы, как известно, обязаны носить однозначный
4
характер, не допускающий произвольного толкования, чтобы быть при-
годными для принятия единообразных правовых решений. Между тем
ни в действующих нормативно-правовых актах, ни в юридической лите-
ратуре нет исчерпывающего ответа на вопрос о том, чем рекламная ин-
формация отличается от собственно информации. В связи с этим суще-
ствует необходимость в проведении научного анализа обозначенных
проблем, в том числе и с целью включения в ст. 3 Федерального закона
«О рекламе»1 однозначно и четко сформулированных терминов и опре-
делений, исключающих вероятность их неверного толкования.
Возможности совершенствования российской налоговой системы
связаны с обеспечением полноценных условий реализации норм зако-
нодательства о налогах и сборах, прав и обязанностей налогоплатель-
щиков и государства.
Немаловажной проблемой, обусловившей актуальность настоящего
исследования, является необходимость оптимизации процесса распре-
деления налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюд-
жетной системы РФ. Учитывая непростую ситуацию, сложившуюся на
муниципальном уровне при недостатке собственных бюджетных
средств, одним из инструментов решения данных проблем может стать
совершенствование механизма правового регулирования налогообло-
жения в сфере рекламной деятельности.
Актуальность обозначенных проблем и запросов практики опреде-
лили выбор темы данного исследования.
Степень научной разработанности темы. Проблемы налогооб-
ложения субъектов, оказывающих рекламные услуги, в науке финан-
сового и налогового права в достаточной мере еще не изучены. Отсут-
ствуют комплексные теоретические разработки в области взимания
налогов с упомянутых субъектов, недостаточно затронуты вопросы
структуры и отдельных элементов налогообложения при взимании
налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС), единого
налога на вмененный доход (ЕНВД). При этом общие вопросы право-
вого регулирования налогообложения рекламных организаций и рек-
ламодателей являлись предметом исследования специалистов в облас-
ти финансового, гражданского и административного права, однако
носили узкопредметный характер.
Отдельные аспекты правового регулирования процесса налогообло-
жения субъектов, осуществляющих рекламные услуги, были предметом
1 См. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (с изм. от 21 октября
2013 г., № 274-ФЗ) «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232; 2013. № 43.
Ст. 5444.
5
исследования таких специалистов, как: О.Е. Аникеева, А.В. Брызгалин,
А.М. Бойкова, А.А. Егоров, Е.В. Орлова и др.
Вопросы правовой регламентации рекламной деятельности, оказа-
ния рекламных услуг освещались такими исследователями, как:
А.Н. Андреев, С.Г. Богацкая, Д.А. Копытин, Г.М. Мишулин, В.Л. Не-
чуй-Ветер, А.Н. Толкачев, Ю.В. Романец, Г.А. Свердлык, Е.А. Свири-
дова, М.А. Спиридонова, Э.Л. Страунинг, Н.М. Удалова, К.Э. Хача-
турян, Ю.В. Черячукин, С.В. Яцковский.
Следует отметить, что понятия рекламы и рекламной деятельности
традиционно рассматриваются и с позиций экономической науки как
предмет изучения экономических и маркетинговых дисциплин.
Общая концепция рекламы как экономического, маркетингового,
социального понятия рассматривалась в работах таких зарубежных
авторов, как: Д. Бернет, Н. Бродбент, А. Дейлян, К.Л. Келлер, Ф. Кот-
лер, К. Ретцол, Н. Сэндвидж, У. Уэллс, В. Фрабургер и др., а также
российских исследователей: Л.Ю. Гермогеновой, В.Л. Музыканта,
А.М. Пономаревой, И.Я. Рожкова, А.А. Романова, Б.Д. Семенова,
М.М. Терещенко, О.А. Феофанова и др.
Исторические аспекты рекламы освещаются в трудах А.Н. Мудро-
ва, Н.В. Старых, В.В. Ученовой.
Однако ряд вопросов не нашел отражения в научной литературе.
Так, несмотря на многочисленные исследования генезиса рекламы как
таковой, отсутствует развернутый анализ истории последовательного
совершенствования правового регулирования рекламной деятельности
в России, а также сопоставительный анализ развития законодательства
о рекламе в России и в других государствах. Кроме того, требует пра-
вового анализа и оценки существующее несоответствие действующего
налогового законодательства требованиям рекламного рынка и качест-
венно новому состоянию информационных технологий, Интернета и
телефонной связи, что предопределяет отставание правовых норм от
реалий рекламного бизнеса.
Так, в нормах налогового, административного, гражданского законо-
дательства отсутствует комплексный подход к определению содержания
понятий: «реклама», «рекламная информация», «рекламные услуги»,
«рекламная деятельность». Вместе с тем в нормах действующего зако-
нодательства о рекламе прочно закрепились такие внутренне противо-
речивые и неразработанные понятия, как «социальная реклама» и «по-
литическая реклама». Недостаточно полно в налоговом законодательст-
ве освещены вопросы применения рекламной терминологии, что поро-
ждает ряд проблем на практике, нередко вызывая судебные споры.
Так, сложности вызывают вопросы определения элементов налогообло-
6
жения субъектов, оказывающих рекламные услуги, в части отнесения
размещаемой информации к рекламной или нерекламной, в целях опре-
деления налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную
стоимость; отнесения расходов организации к рекламным расходам;
толкования понятий «рекламная продукция», «наружная реклама» в том
смысле, который заложен в налогово-правовых нормах и т.п.
Кроме того, по данным, опубликованным Федеральной антимоно-
польной службой России, только в 2012 году антимонопольные органы
рассмотрели более 16 тысяч фактов, указывающих на событие нару-
шения законодательства Российской Федерации о рекламе. Было рас-
смотрено 6151 заявление о несоответствии рекламы требованиям зако-
нодательства о рекламе, возбуждено 6147 дел об административных
правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесено
5153 постановления о наложении штрафа на сумму 167 832 600 руб-
лей2. Эти данные наглядно иллюстрируют, какие проблемы создает на
практике несовершенство законодательства в сфере рекламы.
Сглаживанию существующих проблем, равно как и защите интере-
сов субъектов рекламных правоотношений, могло бы способствовать
развитие саморегулирования в рекламной отрасли. Создание дейст-
венной, эффективной системы саморегулирования, обладающей сис-
темой обязательных для своих участников норм, правил и требований,
призвано восполнить пробелы действующего законодательства, в том
числе в спорных вопросах налогообложения субъектов, оказывающих
рекламные услуги.
Все это свидетельствует о том, что в настоящее время вопросы со-
вершенствования налогового законодательства в сфере рекламы с це-
лью внедрения комплексной, рациональной и эффективной модели
налогообложения, ориентированной на удовлетворение потребностей
как налогоплательщиков, так и фискальных органов, представляющих
интересы государства, являются особенно актуальными. Недостаточ-
ная теоретическая разработанность и большая практическая значи-
мость данных вопросов в современных экономических условиях обу-
словили выбор темы диссертационной работы, определили цель, зада-
чи и последовательность научного исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, кото-
рые складываются между субъектами, оказывающими рекламные услуги,
и государством в лице налоговых органов по поводу уплаты налогов.
2 Результаты работы антимонопольных органов по пресечению правона-
рушений Закона о рекламе в 2012 году [Электронный ресурс] // Федеральная
антимонопольная служба (официальный сайт). URL: http://www.fas.gov.ru/-
spheres/advertising.html?theme=5 (дата обращения: 25 августа 2013г.).
7
Предмет исследования составляют применимые к объекту иссле-
дования нормы финансового, налогового, а также иных смежных от-
раслей и подотраслей права, подзаконные нормативные акты, акты
правоприменительной практики, научные концепции и разработки,
содержащиеся в правовой и экономической литературе.
Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы заключа-
ется в разработке концептуальных подходов к решению проблем
правового регулирования налогообложения субъектов, оказывающих
рекламные услуги.
В соответствии с целью определяются следующие задачи исследо-
вания:
1) разработка понятийного аппарата в сфере законодательства о ре-
кламе;
2) определение соотношения понятий «реклама», «рекламная ин-
формация», «рекламные услуги», «формы и виды рекламных услуг»,
«субъекты, оказывающие рекламные услуги» в целях установления
объекта налогообложения и субъектного состава налоговых правоот-
ношений в сфере оказания рекламных услуг;
3) выявление генезиса правового регулирования рекламных услуг и
их налогообложения с учетом российского и зарубежного опыта;
4) определение сущности субъектов рекламной деятельности, вы-
явление особенностей налогообложения субъектов, оказывающих рек-
ламные услуги, в зависимости от их конкретного вида;
5) выявление правовых коллизий в нормах рекламного законода-
тельства и законодательства о налогах и сборах, регулирующих дея-
тельность субъектов, оказывающих рекламные услуги, и разработка
путей их преодоления;
6) анализ и систематизация судебной практики по налоговым спо-
рам хозяйствующих субъектов, осуществляющих оказание рекламных
услуг либо производство рекламной продукции, в целях выявления
наиболее типичных проблем налогообложения, обусловленных несо-
гласованностью норм действующего законодательства;
7) разработка основных предложений по совершенствованию норм
законодательства о рекламе и норм законодательства о налогах и сбо-
рах, позволяющих оптимизировать налогообложение в данной сфере.
Теоретическую основу диссертационного исследования соста-
вили научные разработки ученых в области финансового и налогового
права, таких как: А.А. Ахполов, А.А. Бастриков, А.В. Брызгалин,
Е.Л. Васянина, И.А. Дрожжин, А.А. Исаев, В.Г. Князев, Б.Г. Маслов,
Н.В. Миляков, Г.В. Петрова, В.В. Попов, Л.В. Попова, Н.И. Химичева,
И.И. Янжул и др.
8
Выявление сущности правового статуса субъектов налогообложе-
ния, оказывающих рекламные услуги, стало возможно на базе иссле-
дований таких известных специалистов в области теории государства
и права, как: А.В. Малько, Н.И. Матузов, А.В. Серегин, Н.М. Чепурно-
ва и др.
Кроме того, диссертант опирался на работы ученых-цивилистов
Е.Н. Абрамовой, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушевой, Д.А. Копытина,
А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого и др.; специалистов в
области административного права: А.Г. Бабичева, П.П. Беликова,
С.Ю. Зюзина, А.В. Кирилина, М.М. Мокеева, С.Ю. Наумова, Л.А. Рез-
никовой и др., а также в области рекламоведения: С.Г. Богацкой,
Е.А. Комаровой, Г.Г. Николайшвили, А.М. Потехина, М.А. Спиридо-
новой, А.Н. Толкачева, Н.М. Удаловой и др.
Ввиду специфики исследования автор обращался к работам спе-
циалистов в области налогообложения, налогового и бухгалтерского
учета – М.Ю. Ильюшенко, М.А. Климовой, Е.В. Орловой, В.Г. Пан-
скова и др.
Концепция рекламы как экономического понятия рассматривалась
в работах таких зарубежных экономистов, как: Н. Бродбент, А. Дей-
лян, К.Л. Келлер, Ф. Котлер, а также российских исследователей:
И.Я. Рожкова, А.А. Романова и др.
Методологическую основу исследования составляют общенауч-
ные методы познания, такие как диалектический метод, позволяющий
наиболее полно и всесторонне исследовать проблемы налогообложе-
ния в сфере рекламных услуг в процессе его развития и взаимодейст-
вия с различными институтами финансового, налогового, гражданско-
го и административного права. Применялись также общенаучные
(исторический, логический, функциональный и др.) и частнонаучные,
присущие юридической науке (сравнительно-правовой, формально-
юридический и др.) методы познания.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечи-
валась теоретической обоснованностью его исходных позиций, приме-
нением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту,
предмету, целям и задачам исследования, использованием статистиче-
ских методов обработки полученных данных в сочетании с качествен-
ным анализом результатов.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Рос-
сийской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, На-
логовый кодекс Российской Федерации, Федеральные законы
«О рекламе», «Об информации, информационных технологиях и о за-
щите информации», «Об общих принципах организации местного са-
9
моуправления в Российской Федерации», «О саморегулируемых орга-
низациях», Закон Российской Федерации «О средствах массовой ин-
формации» и другие законы и подзаконные акты.
Эмпирической базой исследования послужили акты высших су-
дебных инстанций, в том числе акты Конституционного Суда Россий-
ской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитраж-
ных судов округов, информационные письма Министерства финансов
Российской Федерации, официальные данные Федеральной службы
государственной статистики.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
том, что на основе системного анализа правового регулирования дея-
тельности коммерческих организаций в сфере рекламы были вырабо-
таны концептуальные подходы к налогообложению доходов субъектов
в сфере рекламных услуг, позволившие выдвинуть ряд научно обосно-
ванных предложений, направленных на совершенствование налогово-
правового регулирования в обозначенной сфере.
Специфика работы обусловлена тем, что в ней проведено систем-
ное исследование норм законодательства о рекламе, уточнена его тер-
минология, затронуты исторические аспекты рекламы как социально-
правового явления, осуществлен анализ субъектно-объектного состава
рекламной деятельности, классифицированы рекламные услуги. Авто-
ром также исследованы акты исполнительной власти (Министерства
финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы),
носящие рекомендательный характер, а также многочисленные мате-
риалы судебной практики, составляющие на сегодняшний день основу
для разрешения споров в отношении налогообложения субъектов, ока-
зывающих рекламные услуги. Сформулированы выводы о тенденциях
дальнейшего развития налогового правового регулирования рекламной
деятельности, в частности предложены некоторые изменения в нормы
действующего законодательства о рекламе и налоговые нормы, а так-
же высказано предложение о введении местного налога на рекламу как
существенного источника пополнения местных бюджетов с учетом
значительных изменений в социально-экономической обстановке и
сложившейся рыночной конъюнктуры.
Научная новизна находит непосредственное выражение в следую-
щих основных положениях, выносимых на защиту:
1. Термин «реклама» имеет несколько значений и наиболее полно
раскрывается через понятие деятельности, действий по распростране-
нию определенного вида информации с присущим ей объектом, субъ-
ектом и содержанием. Законодательное определение термина «рекла-
10
ма», которое сводится к тому, что реклама – это определенный вид
информации, неоправданно узко сформулировано и не раскрывает со-
держание данного понятия в полной мере. Кроме того, это приводит к
смешению понятия «реклама» со смежными социально-правовыми
явлениями. Предлагаются авторские определения понятий «рекламная
информация», «рекламные услуги», «рекламные объекты».
2. Исследуются исторические аспекты развития рекламы в России и
за рубежом. Отмечается, что законодательное регулирование не всегда
адекватно отражало потребности рекламной практики. Даже принятие
в 2006 году нового Федерального закона «О рекламе» не смогло уст-
ранить всех имеющихся пробелов в данной сфере, оставив нерешен-
ными проблемы терминологического и методологического характера.
Сохраняется правовая неопределенность в регулировании налогооб-
ложения рекламного бизнеса, сформировавшаяся после отмены мест-
ного налога на рекламу.
3. В настоящее время законодатель не учитывает дифференциа-
ции по формам и видам рекламных услуг, доход от которых положен
в основу объекта налогообложения, однако в дальнейшем, в случае
введения налога на рекламу, возможна существенная градация ставок
налога в зависимости от отнесения рекламы к тому или иному виду
(коммерческая или социальная реклама) либо в зависимости от фор-
мы рекламы (телевизионная, печатная, наружная и др.). Классифика-
ция рекламных услуг по формам и видам позволяет не только про-
вести теоретическое разграничение собственно рекламных услуг
и маркетинговых услуг (брендинг, медиапланирование и т.д.), хотя
и тесно связанных с рекламными, но таковыми не являющихся, но
и урегулировать вопросы налогообложения субъектов, участвующих
в рекламной деятельности – рекламодателей, рекламопроизводителей
и рекламораспространителей, ввиду внедрения более четкого опре-
деления объекта налогообложения при взимании единого налога
на вмененный доход, а также налогов на добавленную стоимость,
на прибыль и предлагаемого налога.
4. Доказывается, что понятие рекламных услуг является обобщаю-
щим, включающим собственно услуги и работы, а также комплексные
действия, объединяющие работы и услуги в сфере рекламной деятель-
ности. Следовательно, договор может носить название «Договор
на оказание рекламных услуг», несмотря на сочетание в его предмете
и услуг, и работ.
5. Сложности, которые возникают на практике с определением на-
логово-правового статуса рекламопроизводителя и(или) рекламорас-
пространителя, нередко бывают обусловлены наличием многочислен-
11
ных посредников в рекламных правоотношениях, поэтому при рас-
смотрении вопроса о применении мер административной ответствен-
ности суды вынуждены в каждом конкретном случае выяснять, какой
из исполнителей является рекламораспространителем. Решением дан-
ной проблемы могло бы стать изложение абз. 7 ст. 3 Федерального
закона «О рекламе» в следующей редакции:
«рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распростране-
ние рекламы любым способом, в любой форме и с использованием
любых средств для донесения рекламной информации до конечного
потребителя».
Это позволило бы исключить из круга рекламораспространителей
рекламные организации, которые осуществляют продажу/покупку ре-
кламного времени и являются промежуточными звеньями между рек-
ламодателем и рекламораспространителем.
6. В среде различных объединений рекламопроизводителей и рек-
ламораспространителей (ассоциаций, союзов и объединений) предпоч-
тительным является развитие саморегулирования в целях разработки
и распространения обязательных требований и стандартов, направлен-
ных на унификацию рекламной деятельности. Так, предлагается вклю-
чить в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» требования о принад-
лежности организаций, осуществляющих деятельность по производст-
ву и распространению рекламы, к одной из саморегулируемых органи-
заций в обозначенной сфере, дополнив её абзацем 7.1 следующего со-
держания: «В случае, если рекламопроизводителем/рекламораспро-
странителем выступает субъект предпринимательской деятельности,
обязательным требованием для него является членство в саморегули-
руемой организации».
7. Обосновывается необходимость выработки ряда изменений в за-
конодательство о рекламе, конкретизирующих основные термины и
определения, а также уточнение и дополнение норм законодательства
о налогах и сборах, касающихся налогообложения как рекламодателей,
так и исполнителей рекламных услуг. В частности, предлагается раз-
деление понятий «рекламная информация» и «носитель рекламной
информации», «техническое средство размещения рекламной инфор-
мации». Представляется также необходимой конкретизация понятия
«информация, адресованная неопределенному кругу лиц» как инфор-
мации, не имеющей конкретного адресата и легко доступной любому
потребителю.
8. В целях усовершенствования налогово-правовой регламентации
расходов на рекламу и устранения имеющихся пробелов предлагается
внести изменения в перечень «прочих расходов», учитываемых при
12
расчете налога на прибыль организации, изложив абзацы 2 и 4 п. 4
ст. 264 Налогового кодекса РФ в следующей редакции:
- «расходы на изготовление и размещение наружных технических
средств-носителей рекламной информации (вывесок, стендов, щитов и
т.д.)»;
- «… а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз.
2-4 настоящего пункта, связанные с распространением доступной для
неопределенного круга лиц (потребителей) информации, направленной
на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование
или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке…».
9. Вносится предложение по включению в перечень местных нало-
гов налога на рекламу с целью увеличения источников собственных
доходов бюджетов муниципальных образований. Формулируются ос-
новные положения, которые могут использоваться при подготовке
нормативной базы для введения этого налога.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного
исследования состоит в углублении и расширении научных познаний
в области финансового и налогового права, в частности, касающихся
налогообложения субъектов, оказывающих рекламные услуги. Содер-
жащиеся в диссертации положения могут послужить теоретической
основой для дальнейших исследований проблем налогообложения
субъектов рекламной деятельности, а также будут полезны при осмыс-
лении смежных финансово-налоговых категорий и институтов.
Теоретические выводы и предложения, сформулированные в рабо-
те, могут найти применение в образовательной деятельности – при
подготовке учебников, учебных пособий, практикумов и иной литера-
туры по финансовому и налоговому праву, а также при преподавании
дисциплин «Финансовое право» и «Налоговое право»; в правотворче-
ской деятельности – при совершенствовании Налогового кодекса РФ и
законодательства о рекламе; в профессиональной деятельности со-
трудников налоговых органов и практикующих юристов.
Апробация результатов исследования. Основные положения,
сформулированные в диссертации, обсуждены и одобрены на заседа-
нии кафедры финансового, банковского и таможенного права ФГБОУ
ВПО «Саратовская государственная юридическая академия».
Полученные научные результаты апробированы посредством уча-
стия автора в ряде научно-практических конференций: Международ-
ная научно-практическая конференция «Институциональные пробле-
мы современного финансового права» (г. Саратов, СГЮА, 2 июня
2011 г.); Международная научно-практическая конференция «Совре-
менная юридическая наука и правоприменение (IV Саратовские пра-
13
вовые чтения)» (г. Саратов, СГЮА, 3-4 июня 2011 г.); Международная
научно-практическая конференция «Финансовая безопасность: эконо-
мические и правовые проблемы» (г. Саратов, СГЮА, 31 мая 2012 г.);
Всероссийская научно-практическая конференция «Юридическая нау-
ка и правоприменение» (г. Саратов, СГЮА, 1-2 июня 2012 г.).
Результаты диссертационного исследования используются при
проведении лекционных и семинарских занятий по дисциплинам «Фи-
нансовое право», «Налоговое право» в ФГБОУ ВПО «Саратовская го-
сударственная юридическая академия».
Основные итоги настоящей работы нашли отражение в девяти
научных статьях, три из них опубликованы в рецензируемых науч-
ных журналах, перечень которых утвержден ВАК при Минобрнауки
России.
Структура диссертации. Внутреннее построение работы предо-
пределено особенностями поставленных задач, объектом и целью ис-
следования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, объединяю-
щих десять параграфов, заключения и библиографического списка
использованных источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы дис-
сертации, формулируются объект и предмет исследования, обосновы-
вается постановка цели и задач работы, определяются теоретическая и
методологическая основы, научная новизна работы, ее теоретическая и
практическая значимость, формулируются основные положения, вы-
носимые на защиту, приводятся данные об апробации полученных
научных результатов.
Глава первая «Теоретико-правовые основы налогообложения
рекламных услуг», состоящая из трех параграфов, посвящена иссле-
дованию гражданско-правовых и налогово-правовых аспектов основ-
ных понятий в сфере рекламной деятельности, детальному рассмотре-
нию форм и видов рекламных услуг в структуре элементов налогооб-
ложения, а также анализу основных этапов исторического развития
механизма правового регулирования рекламных услуг и их налогооб-
ложения на примере российского и зарубежного опыта.
В первом параграфе «Понятия «реклама», «рекламная деятель-
ность» и «рекламные услуги»: гражданско-правовые и налогово-
правовые аспекты» рассматриваются существующие в экономической
и правовой науке понятия: «реклама», «рекламная деятельность» и
«рекламные услуги». Установлено, что основные рекламные термины
и определения ведут свое происхождение из экономических наук,
14
прежде всего из маркетинга. Наиболее широкое и емкое определение
термина «реклама» было дано американскими учеными У. Уэллсом,
Д. Бернетом, С. Мориарти, которые определяли рекламу как оплачен-
ную неперсонализированную коммуникацию, осуществляемую инден-
тифицированным спонсором и использующую средства массовой ин-
формации с целью склонить к чему-то аудиторию или повлиять на
нее3. В правовом смысле понятие «реклама» чаще всего отождествля-
ется с понятием «информация» в силу определения, содержащегося в
ст. 3 Федерального закона «О рекламе». Однако данный подход пред-
ставляется автору чрезмерно узким.
В такой ситуации более предпочтительным следует определить ин-
формацию как понятие более широкое по своему содержанию, чем по-
нятие реклама. Иными словами, реклама – разновидность информации.
Общность этих понятий заключается в том, что оба они представляют
собой деятельность по распространению определенных данных. Что же
касается отличий, то на основе анализа представленных данных можно
кратко сформулировать их следующим образом: область применения
(реклама в предпринимательской деятельности, а информация в любой
области); цель (коммуникативное воздействие на потенциального по-
требителя у рекламы и возможное отсутствие такой цели у информа-
ции); характер деятельности (добровольный у рекламы и принудитель-
ный у информации); направленность воздействия (на неопределенный
круг лиц у рекламы и на любых лиц у информации).
Несмотря на то, что реклама является комплексным социально-
экономическим и правовым явлением, в настоящее время в россий-
ском законодательстве отражены далеко не все её значения, что обу-
словило потребность в формулировании принципиально нового поня-
тия рекламы, позволяющего устранить любую вероятность смешения
понятий рекламы, рекламной деятельности со смежными социально-
правовыми явлениями. Автором предложено ввести в оборот понятие
«рекламная деятельность», сформулировано его определение и прове-
дено разграничение с понятием «реклама».
Диссертант обосновывает необходимость включения в ст. 3 Феде-
рального закона «О рекламе» авторских определений терминов: «рек-
ламная информация (реклама)», «рекламная продукция», «рекламные
услуги», в совокупности являющихся элементами понятия «реклама» в
широком смысле, так как в ст.3 вышеуказанного Закона данное поня-
3 См.: Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика.
СПб, 1999. Цит. по: Толкачев А.Н. Реклама и РR в бизнесе/А.Н. Толкачев.
М.:Эксмо, 2009. С.12.
15
тие определено неоправданно узко. Диссертантом предполагается, что
в дальнейшем эти определения могут быть перенесены и в область
гражданско-правовых отношений по оказанию рекламных услуг.
Во втором параграфе «Формы и виды рекламных услуг в структу-
ре элементов налогообложения» устанавливается, что роль первого
элемента механизма правового регулирования отношений в сфере рек-
ламной деятельности выполняет комплекс правовых норм различного
назначения, который может включать в свой состав как нормы налого-
вого права, так и нормы смежных отраслей права, в частности граж-
данского. В то же время определение понятия «рекламные услуги»
обладает практической значимостью не только в вопросах налогооб-
ложения доходов субъектов, которые выступают рекламопроизводите-
лями либо рекламораспространителями (имеются в виду налог на при-
быль и налог на добавленную стоимость), но и при определении рек-
ламных расходов рекламодателей, которые подлежат вычету при оп-
ределении налоговой базы. На основе проведенного автором анализа
терминологии, используемой организациями, оказывающими реклам-
ные услуги, и с учетом противоречивой судебной практики с участием
субъектов, оказывающих рекламные услуги, и налоговых органов, оп-
ределяется, что понятие «формы рекламных услуг» означает способы
их внешнего выражения (например, наружная реклама, реклама в пе-
чатных изданиях, на телевидении и т.п.), а дефиниция «виды реклам-
ных услуг» основана на характеристике их внутреннего содержания
(реклама товара, реклама фирмы, спонсорская реклама и т.п.). Практи-
ческое значение четкого разграничения форм и видов рекламных услуг
как элементов налогообложения можно отследить как при отнесении
деятельности субъектов, оказывающих рекламные услуги, к подпа-
дающей под уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), так и
при учете расходов на рекламу при определении налоговой базы по
реализации товаров и (или) имущественных прав у рекламодателя.
По мнению диссертанта, отсутствие единообразия в судебной практи-
ке по спорам с участием субъектов, оказывающих рекламные услуги,
является следствием отсутствия единообразного терминологического
подхода в сфере рекламного законодательства и законодательства о
налогах и сборах.
В третьем параграфе «Генезис правового регулирования рекламных
услуг и их налогообложения: российский и зарубежный опыт» посвящен
исследованию истории развития института рекламы в целом, а также
генезису правового регулирования налоговых отношений в обозначен-
ной сфере услуг. По мнению автора, многими исследователями истории
рекламы зачастую применяется неоправданно расширенный подход
16
к использованию данного термина по отношению к любым коммуника-
ционным проявлениям. При этом становление и развитие рекламы про-
шло, на взгляд автора, ряд последовательных стадий.
Первая стадия – появление первой устной рекламы в древних антич-
ных государствах (Древней Греции, Древнем Риме, Финикийском госу-
дарстве), а также зарождение наружной рекламы в виде объявлений о
социально значимых событиях, вывесок ремесленных лавок и др.
Вторая значимая стадия связана с возникновением печатного дела.
Изобретение И. Гуттенбергом печатного станка в середине XV века
в Германии стало серьезным шагом к развитию рекламы в массовых
печатных изданиях. В дальнейшем печатное дело распространяется по
всей средневековой Европе, предопределяя возникновение и развитие
деятельности по распространению частных рекламных объявлений в
печати. При этом государством предпринимаются первые попытки
взять под контроль бурно растущую отрасль – как в области порядка и
содержания рекламных публикаций, так и в области налогообложения
рекламы. В 1797 г. в Англии был введен первый налог на рекламу,
предусматривающий отчисления в государственную казну с каждого
рекламного объявления в газете.
Третья стадия, по мнению диссертанта, связана с возникновением
в ХIХ веке рекламных агентств, специализировавшихся на оказании
услуг рекламного содержания, которые получили наибольшее разви-
тие в крупных американских городах.
Четвертая стадия может быть сопоставлена с внедрением достиже-
ний технического прогресса – новых эффективных средств массовой
информации (радио, телевидения, мобильной связи и, наконец, Интер-
нета как технологии, объединяющей достижения всех предыдущих).
Российскую историю рекламы отличали некоторые особенности.
Если средневековая и последующие стадии становления рекламной
деятельности были практически идентичны зарубежному опыту, то
с начала ХХ века российская реклама развивалась по своему пути, в
условиях практически полнейшей монополии государства. В стране
существовало три рекламные организации: «Союзторгреклама», «Ко-
опторгреклама», осуществлявшие рекламную деятельность внутри
страны, и « Внешторгреклама «Соверо»», ориентированная на работу
с иностранными клиентами. В условиях плановой экономики сложно
было говорить о рекламе как методе конкурентной борьбы, поскольку
государственные предприятия в борьбе за потребителя практически не
участвовали. Кроме того, рекламе как практической деятельности уде-
лялось крайне мало внимания, она сводилась все к тем же вывескам и
рекламным плакатам, например: «Летайте самолетами Аэрофлота».
17
Крайне мало реклама была представлена в печати, ограничиваясь, по
сути, специализированными изданиями промышленной рекламы.
Последующий переход экономики страны к рыночным условиям
предопределил, что российская рекламная отрасль прошла все этапы
развития, которые в мировом опыте растянулись почти на сто лет, все-
го за полтора-два десятилетия. При этом достаточно непоследователь-
ный характер носил процесс формирования нормативной базы для на-
логообложения в сфере рекламной деятельности. Так, изначально был
введен налог на рекламу в соответствии с положениями ст. 21 Закона
Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах
налоговой системы в Российской Федерации». При этом порядок ис-
числения и уплаты данного налога регулировался нормативными пра-
вовыми актами региональных органов власти или соответствующими
актами органов местного самоуправления, что служило основанием
многочисленных дискуссий о правомерности существования налога,
не регламентированного основным нормативным актом о налогах и
сборах. Для обеспечения единообразия применения муниципальных
нормативных актов о налоге на рекламу было издано Письмо Минфи-
на РФ, Госналогслужбы РФ и Комиссии Совета республик ВС РФ по
бюджету, планам, налогам и ценам от 2,4 июня 1992 г. № № 4-5-20,
ИЛ-6-04/176, 5-1/6934. В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 ста-
тьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации» местный налог на рекламу уплачивали юри-
дические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по
ставке, не превышающей 5 % стоимости услуг по рекламе. Налог на
рекламу регламентировался решениями представительных органов
муниципального уровня и зачислялся в районные бюджеты районов,
городские бюджеты городов либо по решению районных и городских
органов перечислялся в районные бюджеты районов (в городах), бюд-
жеты поселков и сельских населенных пунктов (пункт 4 статьи 21
упомянутого Закона). Обязанность уплаты данного налога возникала у
экономических субъектов, осуществляющих расходы по рекламе соб-
ственной продукции, работ и услуг.
На основе исследования генезиса правового регулирования реклам-
ных услуг автор пришел к выводу, что непоследовательность процесса
формирования нормативной базы для налогообложения в рекламной
отрасли предопределила и неразработанность понятийного аппарата,
отсутствие единообразия подходов к налогообложению субъектов рек-
ламного бизнеса, в том числе в антимонопольной и судебной практике,
4 Экономика и жизнь.1992. № 37 (утратило силу).
18
наличие многочисленных споров с участием налоговых органов.
В конечном итоге, основной причиной отмены налога на рекламу по-
служила именно его правовая неразработанность, наличие многочис-
ленных «слабых мест», а также тот факт, что данный налог не был рег-
ламентирован в отдельной главе части второй Налогового кодекса РФ, в
которой бы подробно описывались его основные элементы. Таким обра-
зом, существенный источник доходов местных бюджетов просто пре-
кратил свое существование без какой-либо адекватной альтернативы.
В настоящее время в российском законодательстве о налогах и сборах
отсутствует специальный налог, которым облагалась бы деятельность по
распространению рекламной информации.
В главе второй «Налогово-правовой статус субъектов, оказы-
вающих рекламные услуги», объединяющей четыре параграфа, оп-
ределяются понятие и основные виды субъектов, оказывающих рек-
ламные услуги, в том числе выявляются особенности участия публич-
но-правовых образований (государства, муниципалитетов) в правоот-
ношениях по оказанию рекламных услуг. Рассматриваются публично-
правовые и частноправовые аспекты правового статуса субъектов, ока-
зывающих рекламные услуги. В работе отмечаются проблемные во-
просы, связанные с саморегулированием рекламной деятельности, в
целях защиты интересов ее членов, выработки общих стандартов и
требований, обеспечения контроля за их выполнением, что дало автору
возможность сформулировать предложения по совершенствованию
нормативной базы саморегулирования в рекламе.
В первом параграфе «Субъекты, оказывающие рекламные услуги:
понятие и виды» определяется круг субъектов, которые занимаются
оказанием рекламных услуг, в частности рассматривается такой спор-
ный термин, как «рекламное агентство», функции которого не ограни-
чиваются агентированием, а нередко агентских услуг эти субъекты не
оказывают вообще. Так, оказывать рекламные услуги могут юридиче-
ские лица, физические лица-индивидуальные предприниматели, ре-
дакции средств массовой информации.
На основе анализа частноправовых аспектов рекламных правоот-
ношений делается вывод о том, что возможно и целесообразно имено-
вать различные смешанные договоры, несущие в себе элементы оказа-
ния услуг и иных правоотношений, устойчивым определением «дого-
вор на оказание рекламных услуг», а исполнителей по данным догово-
рам – «субъектами, оказывающими рекламные услуги».
Исполнитель по договору рекламных услуг может являться как ре-
кламопроизводителем, так и рекламораспространителем (нередко эти
субъекты совпадают в одном лице) в том смысле, который заложен в
19
ст. 3 Федерального закона «О рекламе». Анализ рекламных правоот-
ношений, направленный на правильное определение статуса субъекта
этих правоотношений имеет решающее значение при привлечении
к административной ответственности рекламораспространителя, на-
пример, при распространении недобросовестной или недостоверной
рекламы. Немаловажным статус рекламораспространителя является и
для субъектов, предоставляющих принадлежащее им имущество для
размещения на нем рекламной продукции, поскольку налогообложе-
ние таких субъектов осуществляется в особом порядке.
Во втором параграфе «Права и обязанности субъектов, оказы-
вающих рекламные услуги: публично-правовые и частноправовые ас-
пекты» автор подробно останавливается на исследовании особенно-
стей правового статуса субъектов, оказывающих рекламные услуги,
как в рамках соответствующих гражданских правоотношений, так и на
основе требований административного, налогового законодательства.
Таким образом, возможно определить наличие правового статуса
субъектов, оказывающих рекламные услуги, в широком смысле – как
совокупности прав, обязанностей и ответственности, установленных
действующим законодательством в целом (нормами законодательства
о рекламе, административными, налоговыми и иными правовыми нор-
мами), и в узком смысле – как комплекса прав и обязанностей по дого-
вору об оказании рекламных услуг, выполнению работ либо по сме-
шанному договору любого рода (договору, устанавливающему требо-
вания о качестве оказываемых услуг, сроках и др.). В целом права и
обязанности субъектов, оказывающих рекламные услуги, обусловлены
спецификой требований к рекламной деятельности, которая урегули-
рована Федеральным законом «О рекламе».
В третьем параграфе «Организационно-правовые формы субъек-
тов, оказывающих рекламные услуги как основание вариативного на-
логообложения» автором отмечается, что с отменой налога на рекламу
в 2005 году единственным специфическим налогом, упоминаемым
в Налоговом кодексе РФ в связи с производством и распространением
рекламы, остался единый налог на вмененный доход (ЕНВД), взимае-
мый с субъектов, которые предоставляют место для размещения на-
ружной рекламы и рекламы на транспорте. При этом налогоплатель-
щиками – организациями и индивидуальными предпринимателями –
с доходов от указанных видов деятельности не уплачивается налог на
прибыль, налог на доходы физических лиц для предпринимателей,
налог на имущество, НДС. При налогообложении субъектов остаются
спорные вопросы, ряд из них уже являлся предметом рассмотрения
в судах, и по некоторым сформировалась устойчивая судебная практи-
20
ка, которая опирается (как и в других случаях налогообложения рек-
ламной деятельности) на указания Министерства финансов РФ. Так, не
являются налогоплательщиками единого налога на вмененный доход
субъекты хозяйственной деятельности – рекламодатели, распростра-
няющие рекламную информацию о производимых ими товарах (рабо-
тах, услугах). Доходы, получаемые налогоплательщиками от передачи
во временное владение или пользование другим хозяйствующим субъ-
ектам по договорам аренды (субаренды) средств наружной рекламы,
подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в со-
ответствии с упрощенной системой налогообложения. В аналогичном
порядке осуществляется налогообложение доходов агентов, предос-
тавляющих рекламодателям средства наружной рекламы по поруче-
нию владельцев средств наружной рекламы – принципалов.
Указанные особенности обложения единым налогом на вмененный
доход распространителей наружной рекламы в очередной раз показы-
вают наличие пробелов как в законодательстве о рекламе, так и в нало-
говых правовых нормах, регулирующих налогообложение рекламного
бизнеса. Несмотря на важнейший принцип налогообложения, содер-
жащийся в п.1 ст. 17 Налогового кодекса РФ, о том, что налог считает-
ся установленным лишь в случае, если определены налогоплательщи-
ки и элементы налогообложения, в вопросах налогообложения распро-
странителей наружной рекламы наблюдаются серьезные недоработки.
Все это ставит налогоплательщиков в зависимость от трактовки зако-
нодательства о налогах и сборах официальными ведомствами, акты
которых не являются нормативно-правовыми актами, а зачастую про-
диктованы сугубо фискальными интересами и, кроме того, могут быть
в любой момент отменены новыми разъяснениями либо в судебном
порядке. Суды вправе не принимать во внимание данные акты как не-
обязательные к исполнению. Следовательно, налицо необходимость
внесения соответствующих уточнений в нормы Налогового кодекса
РФ, или издание разъяснений высших судебных инстанций.
Автором отмечается, что на практике зачастую возникают сложно-
сти с определением статуса рекламопроизводителя и (или) рекламо-
распространителя, которые нередко бывают обусловлены наличием
многочисленных посредников в рекламных правоотношениях, поэтому
при применении мер административной ответственности суды вынуж-
дены в каждом конкретном случае выяснять, какой из исполнителей
является рекламораспространителем.
По мнению диссертанта, решением данной проблемы могло бы
стать более детальное разграничение участников рекламных правоот-
ношений в Законе о рекламе. В связи с этим предлагается изложить
21
абз. 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» в авторской редакции,
которая выносится на защиту.
Кроме того, в целях избежания проблем, связанных с многосту-
пенчатой системой правоотношений в рекламной деятельности,
одним из путей выхода в сложившейся ситуации может стать зако-
нодательное закрепление принципа «генерального подряда» в дого-
ворах в сфере рекламной деятельности. В частности, следует доба-
вить в ст. 38 Федерального закона «О рекламе» норму о том, что
в случае привлечения рекламопроизводителем и рекламораспрост-
ранителем для исполнения обязательств по производству и (или)
распространению рекламы посреднических организаций, ответст-
венность, предусмотренную данной статьей, несет организация,
заключившая договор на производство и (или) распространение
рекламы непосредственно с рекламодателем.
По мнению диссертанта, указанные меры позволят урегулировать
многие вопросы, связанные с определением статуса субъекта реклам-
ных правоотношений, что имеет решающее значение как при налого-
обложении указанных лиц, так и при решении вопросов привлечения
их к административной ответственности (например, рекламораспрост-
ранителя в случае распространения им недобросовестной или недосто-
верной рекламы).
Автором обосновывается значение деятельности саморегулируе-
мых организаций в рекламной отрасли, которые осуществляли бы рас-
пространение обязательных требований и стандартов, направленных
на унификацию рекламной деятельности, и, как следствие – повыше-
ние качества рекламных услуг, защиту как производителей, так и по-
требителей рекламы, снижение количества нарушений в данной сфере.
В связи с изложенным предлагается новая редакция статьи 3 Феде-
рального закона «О рекламе», в которой содержится требование
о принадлежности организаций, осуществляющих деятельность по
производству и распространению рекламы, к числу саморегулируемых
организаций.
Параграф четвертый «Публично-правовые образования в отноше-
ниях по оказанию рекламных услуг» посвящен изучению различных
форм участия публично-правовых образований в правоотношениях по
оказанию рекламных услуг. На основе проведенного анализа норм
действующего законодательства делается вывод о том, что публично-
правовые образования выступают не только субъектами, осуществ-
ляющими регулирующие и контрольные функции в сфере рекламной
деятельности по целому ряду направлений, но и самостоятельными
участниками на рынке рекламы.
22
Так, государство выполняет роль регулятора цивилизованного рек-
ламного рынка, и его воздействие направлено на совершенствование
этого рынка в соответствии с общемировыми экономическими и соци-
альными тенденциями развития законодательства о рекламе. Весьма
важным является также осуществление государственного контроля в
данной сфере, который составляет неотъемлемую часть рекламной
деятельности. Органом, осуществляющим контроль в данной области,
является Федеральная антимонопольная служба.
При этом государство может выступать стороной в рекламных пра-
воотношениях, с учетом соответствующей специфики, посредством
участия органов государственной власти. Как представляется, участие
государства в рекламном процессе возможно в двух случаях: либо в
качестве заказчика так называемой «социальной рекламы», либо рек-
ламы государственных услуг.
Муниципальные органы вправе принимать на своем уровне акты,
устанавливающие порядок размещения средств наружной рекламы и
контролировать их выполнение. Участие муниципальных образований
в рекламных правоотношениях заключается как в распоряжении при-
надлежащими им муниципальными землями (и иным имуществом) для
размещения наружной рекламы в виде рекламных щитов, конструкций
и иных сооружений, так и в осуществлении контрольных функций –
выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, аннулиро-
ванию таких разрешений, выявлению самовольно установленных рек-
ламных конструкций, выдаче предписаний об их демонтаже, обраще-
нию в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществ-
лении демонтажа рекламной конструкции и о признании разрешения
на установку рекламной конструкции недействительным.
Третья глава «Особенности налогообложения субъектов право-
отношений по оказанию рекламных услуг», объединяющая три па-
раграфа, раскрывает существующее положение дел в области налого-
обложения субъектов, оказывающих рекламные услуги. Автором рас-
сматриваются налоги, уплачиваемые субъектами, оказывающими рек-
ламные услуги; анализируется правовая регламентация учета расходов
на рекламу, а также вносятся предложения по совершенствованию за-
конодательства о налогообложении субъектов, оказывающих реклам-
ные услуги.
В первом параграфе «Налоги, уплачиваемые субъектами, оказы-
вающими рекламные услуги» отмечается, что действующим россий-
ским законодательством о налогах и сборах предусмотрены общие
требования для субъектов, оказывающих рекламные услуги, с некото-
рыми особенностями.
23
Диссертант, анализируя порядок взимания налога на добавленную
стоимость и налога на прибыль с субъектов, оказывающих реклам-
ные услуги, и отмечая, что данный порядок не обладает специфиче-
скими особенностями, одновременно констатирует, что законода-
тельством о налогах и сборах предопределены особые требования
к самим договорам между рекламодателями, рекламопроизводителя-
ми и рекламораспространителями в части формулирования наимено-
ваний оказываемых услуг.
Обращается внимание на то, что определенные особенности взима-
ния налогов с субъектов, оказывающих рекламные услуги, существуют
в действующем российском законодательстве о налогах и сборах
в отношении специальной системы (режима) налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход. Данная система может приме-
няться при осуществлении двух форм деятельности, связанных с ока-
занием рекламных услуг: при распространении наружной рекламы и
при размещении рекламы на транспорте (автобусах любых типов,
трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах,
полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах). Плательщиками
данного налога по указанным видам деятельности являются субъекты,
осуществляющие предпринимательскую деятельность по распростра-
нению и (или) размещению наружной рекламы или рекламы на транс-
порте (пп. 10, 11 п. 2 ст. 346.26, п. 1 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ).
Во втором параграфе третьей главы «Правовая регламентация
учета расходов на рекламу» автором определяется, что учет особенно-
стей налогово-правового регулирования рекламных расходов субъек-
тов, выступающих на стороне рекламодателя, очень важен прежде все-
го для исчисления налога на прибыль. При этом правильное оформле-
ние документации бухгалтерского и налогового учета с указанием на-
именования оказываемых рекламных услуг имеет существенное зна-
чение для обеих сторон – рекламодателя и рекламопроизводителя
(рекламораспространителя), поскольку в условиях высокой конкурен-
ции именно субъект, оказывающий рекламные услуги, заинтересован
в чистоте заключаемых им сделок, в том числе в налогово-правовом
смысле. Действующим законодательством о налогах и сборах расходы
на рекламу делятся на ненормируемые и подлежащие нормированию,
причем перечень ненормируемых расходов на рекламу является за-
крытым и расширительному толкованию не подлежит, тогда как пере-
чень нормируемых рекламных расходов – открытый. Следовательно,
теоретически налогово-правовые нормы позволяют налогоплательщи-
ку при исчислении налогооблагаемой прибыли учесть расходы на лю-
бые виды рекламы, однако на практике зачастую требуется доказывать
24
рекламный характер расходов, что вызывает затруднения ввиду нераз-
работанности терминологической базы в области рекламы. Проблемы,
связанные с учетом расходов на рекламу, обусловлены, по мнению
диссертанта, недостатками рекламного законодательства и, как следст-
вие, – нечеткими формулировками понятия рекламных расходов
в Налоговом кодексе РФ, отсутствием четкой классификации расходов
в рекламной сфере.
Третий параграф третьей главы «Тенденции развития законода-
тельства о налогообложении субъектов, оказывающих рекламные
услуги». По мнению диссертанта, отмена в 2005 году налога на рекла-
му в России представляет собой непродуманный шаг, лишивший му-
ниципальные бюджеты существенных источников пополнения. Име-
ющиеся социально-экономические проблемы муниципалитетов (жи-
лищные, коммунальные, транспортные, энергетические) приводят к
активному оттоку населения и, в свою очередь, к существенному дис-
балансу экономической сферы в центре и на периферии. Как привле-
чение внебюджетных инвестиций, так и приход частного бизнеса в
малые города России (где проживает около 38% городского населения)
маловероятны, следовательно, налоговые источники становятся един-
ственной, практически безальтернативной формой пополнения мест-
ных бюджетов. В связи с этим автором предлагается вновь ввести
в российскую систему налогов и сборов местный налог на рекламу.
Диссертант подвергает критике доводы сторонников отмены налога
на рекламу как налога на расходы экономических субъектов. Однако
в мире существует два конкурирующих принципа определения нало-
говой базы: принцип полных доходов и принцип расходов. Кроме того,
в целях поддержания баланса налоговой системы в большинстве стран
применяются смешанные, гибридные формы, сочетающие в себе нало-
ги на доходы и на потребление.
По мнению автора, налогообложение расходов на рекламу могло
бы стимулировать экономичность производителей и продавцов, вы-
свобождение некоторого объема средств на развитие материально-
технической базы бизнеса и на выплаты наемным работникам.
В связи с изложенными аргументами предлагается авторская кон-
цепция налога на рекламу. Необходимо усовершенствование законода-
тельной конструкции налога на рекламу с соблюдением принципа
(основного начала) законодательства о налогах и сборов, упомянутого
в п. 6 ст.3 Налогового кодекса РФ: «При установлении налогов долж-
ны быть определены все элементы налогообложения. Акты законода-
тельства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким об-
разом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в ка-
25
ком порядке он должен платить». Это означает, что в Налоговый ко-
декс РФ должны быть включены нормы, определяющие субъектов
налогообложения, а также все элементы налога на рекламу, перечень
которых установлен общими нормами законодательства о налогах и
сборах (ст. 17 Налогового кодекса РФ). Особо отмечается, что для це-
лей налога на рекламу следует внести уже упомянутые уточнения
в Закон о рекламе – понятия рекламы, рекламной информации, рек-
ламных услуг, рекламодателя и рекламораспространителя.
В заключении подведены итоги проведенного исследования, из-
ложены результаты и выводы, полученные автором, описанные в от-
дельных параграфах и главах диссертации, сформулированы основные
предложения, направленные на совершенствование действующего за-
конодательства о налогах и сборах.
Основные научные результаты диссертации получили отраже-
ние в следующих опубликованных автором работах:
Статьи в рецензируемых научных изданиях,
перечень которых утвержден ВАК при Минобрнауки России
1. Решетников, Н. А. Проблемы терминологии российского законо-
дательства о рекламе [Текст] / Н. А. Решетников // Вестник Саратов-
ской государственной юридической академии. – 2013. – № 1 (90). –
С. 171-175 (0,5 п.л.);
2. Решетников, Н. А. Проблемы реализации принципа налогообло-
жения в рекламной деятельности [Текст] / Н. А. Решетников // Ленин-
градский юридический журнал. – 2013.– № 3(33). – С. 163-166
(0,25 п.л.);
3. Решетников, Н. А. Субъекты рекламных правоотношений: некото-
рые вопросы налогообложения [Текст] / Н. А. Решетников // Вестник
Саратовской государственной юридической академии. – 2013. – № 6 (95)
(0,5 п.л.);
Статьи в иных научных изданиях
4. Решетников, Н. А. История рекламы и ее правового регулирова-
ния в России [Текст] / Н.А. Решетников // Современная юридическая
наука и правоприменение (IV Саратовские правовые чтения) : сб. тез.
докл. (по матер. междунар. науч.-практ. конф., Саратов, 3-4 июня
2011 г.). – Саратов : Изд-во ГОУ ВПО «СГАП», 2011. – С. 191-192
(0,25 п.л.);
26
5. Решетников, Н.А. Налогово-правовой статус организаций, ока-
зывающих рекламные услуги [Текст] / Н.А. Решетников // Институ-
циональные проблемы современного финансового права : сб. науч. тр.
(по матер. междунар. науч.-практ. конф., Саратов, 2 июня 2011 г.). –
Саратов : Изд-во ГОУ ВПО «СГАП», 2011.– С. 290-293 (0,25 п.л.);
6. Решетников, Н.А. Особенности налогообложения субъектов,
оказывающих рекламные услуги [Текст] / Н.А. Решетников // Финан-
совая безопасность: экономические и правовые проблемы : сб. науч.
тр. (по матер. междунар. науч.-практ. конф., Саратов, 21 мая 2012 г.);
ФГБОУ ВПО «СГЮА». – Саратов : Изд-во ФГБОУ ВПО «СГЮА»,
2012.– С. 155-158 (0,25 п.л.);
7. Решетников, Н.А. Особенности правового регулирования расхо-
дов на рекламу [Текст] / Н.А. Решетников // Юридическая наука и пра-
воприменение (V Саратовские правовые чтения) : сб. тез. докл.
(по матер. всерос. науч.-практ. конф., Саратов, 1-2 июня 2012 г.). – Сара-
тов : Изд-во ФГБОУ ВПО «СГЮА», 2012. – С. 224-225 (0,25 п.л.);
8. Решетников, Н.А. Правовое регулирование интернет-рекламы и
ее налогообложение [Текст] / Н.А. Решетников // Актуальные пробле-
мы публичного права : сб. науч. тр. молод. уч. / ред. О.Ю. Бакаева. –
Саратов : Изд-во Саратовский социально-экономический университет,
2012. – С. 76-77 (0,1 п.л.);
9. Решетников, Н.А. Законодательная регламентация вопросов на-
логообложения рекламной деятельности [Текст] / Н.А. Решетников //
Модернизация России: актуальные проблемы формирования и реали-
зации налогово-финансовой политики (по матер. междунар. науч.-
практ. конф.) / отв. ред. О.С. Кириллова – Саратов : Изд-во Саратов-
ский социально-экономический университет, 2013. – С. 174-179
(0,4 п.л.).
27
Подписано в печать 21.11.2013 г. Формат 60х841/16.
Бумага офсетная. Гарнитура «Times». Печать офсетная.
Усл. печ. л. 1,5. Тираж 130 экз. Заказ 451
Отпечатано в типографии издательства
ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»
410056, Саратов, ул. Вольская, 1.
28
Файлы: 
Порядок отображения: 
0