2013avtoref1758

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Фоменко Станислав Александрович
 
26 декабря 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Закрепление основ конституционного строя Российской Федерации в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 521.004.06
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Фоменко С.А. Закрепление основ конституционного строя Российской Федерации в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1758 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Фоменко С.А. Закрепление основ конституционного строя Российской Федерации в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

На правах рукописи
 
 
 
 
 
ФОМЕНКО Станислав Александрович
 
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНСТИТУЦИЯХ И УСТАВАХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс;           муниципальное право
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МОСКВА - 2013

 

 

 
 Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
 

Научный руководитель –   

кандидат юридических наук, доцент      

 

 

 

Официальные оппоненты:

Гуляков Александр Дмитриевич
 
 
доктор юридических наук, профессор
Балашова Татьяна Николаевна,
заведующий кафедрой гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»   

 

 
кандидат юридических наук, доцент
Машаров Евгений Иванович,
доцент кафедры конституционного и муниципального права ФГБОУ ВПО ««Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»
 

Ведущая организация –

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»

 
 
 
 
Защита диссертации состоится 26 декабря 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 521.004.06 при АНО ВПО «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, учебный корпус № 3, ауд. 511.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АНО ВПО «Московский гуманитарный университет».
Автореферат разослан «___» ноября 2013 г.
 
 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор юридических наук, доцент                                                      Е.В. Белоусова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется федеративным устройством Российской Федерации, которое обусловило двухуровневую систему российского законодательства, состоящую из федерального уровня и уровня субъектов РФ. Субъекты РФ после принятия Конституции РФ 1993 г. получили право на собственное законотворчество в ряде отраслей права, включая конституционное право.
Одним из основных результатов конституционного законотворчества стало принятие субъектами РФ своих основных законов - конституций и уставов, что, несомненно, расширило всю систему конституционно-правового регулирования и значительно увеличило количество источников конституционного права.
 Такое расширение конституционно-правового регулирования, исходящее из конституционных принципов российского федерализма, поставило все субъекты РФ в новые условия, связанные с необходимостью осуществления их собственного правотворчества в указанной сфере. При этом субъекты РФ не обязаны были копировать федеральные нормативные акты, а сохраняли определенную самостоятельность, в рамках конституционных установлений, в собственном законотворчестве. Они, с одной стороны, должны были соблюдать общие, получившие закрепление на федеральном уровне, конституционные принципы и другие нормы федеральной Конституции, а с другой -  учитывать национальные, исторические, социально-экономические и иные региональные особенности субъектов РФ.
Правовой базой для конституций и уставов субъектов РФ является Конституция РФ. Ее воздействие на учредительные акты субъектов РФ трудно переоценить. Оно осуществляется по нескольким основным направлениям. Во-первых, субъекты РФ обязаны создавать такие основные законы, которые бы соответствовали или не противоречили Конституции РФ. Во-вторых, они включают в свои конституции (уставы) под непосредственным воздействием федеральной Конституции новые правовые нормы. В-третьих, субъекты РФ в своих учредительных актах конкретизируют общие конституционные нормы. В-четвертых, субъекты РФ дополняют в своих конституциях и уставах конституционные нормы, не искажая их смысла. Именно такое воздействие федеральной Конституции на учредительные акты субъектов обеспечивает единство двух уровней основных законов - Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов РФ. Следовательно, правовое регулирование со стороны Конституции РФ и учредительных актов субъектов РФ имеет в своей основе ярко выраженную федеративную природу Российского государства. При этом конституции и уставы субъектов РФ развивают положения федеральной Конституции. Поэтому будет правильным сказать, что Конституция РФ находит свою реализацию в конституциях и уставах субъектов РФ.
 Учредительные акты субъектов РФ по своей форме и содержанию наиболее близки к Конституции РФ. Это объясняется тем, что у данных нормативных правовых актов единый объект правового регулирования. Следовательно, конституции и уставы субъектов РФ являются для субъектов РФ актами конституционного значения. Вместе с тем они являются актами ограниченного нормотворчества, и их правовое регулирование распространяется не на все общественные отношения, а только на те, которые установила Конституция РФ в виде предметов ведения и полномочий субъектов РФ.
 Конституция РФ закрепила единые для всей Российской Федерации основы конституционного строя, которые в той или иной мере находят свое выражение в конституциях и уставах субъектов РФ. Это очень сложный правотворческий процесс, связанный с тем, что субъекты РФ, дополняя или конкретизируя основы конституционного строя РФ, в своих учредительных актах не должны выходить за их пределы.
Конституции и уставы субъектов РФ должны соответствовать или не противоречить Конституции РФ, прежде всего, на уровне основ конституционного строя. Обеспечение такого единства конституционного законодательства  – одна из главных задач органов государственной власти федерального и регионального уровней. Отсюда тема настоящего исследования имеет свою научно-теоретическую и практическую значимость, что свидетельствует о ее актуальности.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с изучением основ конституционного строя РФ, находили свое освещение в науке конституционного права. Сравнительная новизна этого конституционно-правового института способствовала возрастающему интересу к нему со стороны ученых-юристов. Поэтому мы имеем на сегодняшний день достаточно прочную научно-теоретическую основу изучения проблемы диссертационного исследования. Она выражена работами С. А. Авакьяна, А. С. Автономова, М. В. Баглая, Н. А. Богдановой, Н. С. Бондаря, Н. В. Витрука, В. Т. Кабышева, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина, В. О. Лучина, Ж. И. Овсепян, Т. Я. Хабриевой, В. И. Фадеева, В. Е. Чиркина, С. М. Шахрая, Ю. Л. Шульженко, Б. С. Эбзеева и других. В их работах излагались такие вопросы как понятие и содержание основ конституционного строя, их связь с конституционным государством и конституционализмом, раскрывались различные стороны указанного правового института.
Значительная группа работ, имеющая отношение к нашей проблеме, представлена работами, раскрывающими проблемы российского федерализма: работы Н. В. Алехиной, А. М. Бускунова, Н. В. Бутусова, А. В. Васильева, Н. И. Грачева, Л.Э. Гумашвили, Н. М. Добрынина, С. Э. Дударова, М.В. Золотаревой, В.В. Иванова, А. С. Калиничевой, Н.Л. Кожевниковой, А.А. Кондрашева, И. А. Конюховой, А.Н. Лебедева, А.А. Ливеровского, В. А. Литвинова, В. Н. Лысенко, И. В. Николаева, С. Л. Сергевнина, Л. А. Тхабисимовой, М.Х. Фарукшина, С.Н. Чернова, А. Н. Черткова и других авторов. В них раскрывался, в том числе конституционно-правовой статус субъектов РФ, из которого вытекали те сферы общественных отношений, в которых имели право законодательствовать субъекты РФ.
Отдельная группа работ посвящена рассмотрению юридической природы и нормативного содержания конституций и уставов субъектов РФ, выявлению их особенностей как источников конституционного права. Это работы Л. В. Андриченко, Е. С. Аничкина, В.В. Антоновой, А. Н. Артамонова, В.В. Гошуляка, И.Г. Дудко, С.М. Ермакова, Т.Ж. Жунусканова, А. А. Жученко, Ф.М. Ибрагимовой, В. А. Кряжкова, Э. Г. Липатова, А.А. Максурова, Н.А. Михалевой, И.А. Побережной, Г. Б. Романовского, С. Г. Салминой, А.А. Тайбакова, И.В. Титова, Ю. А. Тихомирова А.С. Степаненко, Г. Т. Чернобель, Л.В. Четвериковой, Н.И. Шаклеина, Ю. А. Шарандина, И.А. Штейна, А.С. Янюшкина. В них, наряду с изучением теоретико-правовых проблем конституционного и уставного законодательства субъектов РФ, рассматривались отдельные аспекты нашей темы исследования.
К теме нашего исследования имеют отношение кандидатские диссертации А.С. Янюшкина и Т. Н. Карасёвой[1]. Первая посвящена закреплению политических основ конституционного строя РФ в субъектах РФ, а вторая касается пределов соответствия конституций и уставов субъектов РФ Конституции РФ, в том числе и по основам конституционного строя. Эти работы имели свой предмет исследования и не затрагивали все основы конституционного строя РФ.
В целом же проблема закрепления основ конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ не получила свое комплексного исследования в науке конституционного права и нуждается в своей разработке.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с закреплением основ конституционного строя РФ в учредительных актах субъектов РФ.
Предметом исследования стали дискуссионные вопросы, связанные с понятием и юридическим содержанием основ конституционного строя РФ, принципы закрепления основ конституционного строя в конституциях и уставах субъектов РФ, особенности закрепления основ конституционного строя РФ в учредительных актах субъектов РФ.
Цель исследования состоит в попытке комплексного рассмотрения закрепления основ конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ, выявления их конкретизации и правового наполнения в учредительных актах субъектов РФ, определения пределов соответствия конституций и уставов субъектов РФ Конституции РФ в сфере закрепления в них основ конституционного строя РФ.
Задачи исследования:
-  рассмотреть конституционный строй как институт конституционного права и конституционный институт и выработать авторское определение основ конституционного строя;
- определить принципы закрепления основ конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ;
- показать особенности закрепления политических и социально-экономических основ конституционного строя в учредительных актах субъектов РФ;
- проанализировать степень самостоятельности субъектов РФ в закреплении в конституциях и уставах принципов организации государственной власти и местного самоуправления;
- изучить закрепление основ конституционного строя РФ в особенных и отдельных положениях конституций и уставов субъектов РФ.
Нормативной основой исследования стали Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции и уставы субъектов РФ.
Эмпирическую основу исследования составили постановления и определения Конституционного Суда РФ, касающиеся основ конституционного строя РФ, соответствия конституций и уставов субъектов РФ Конституции РФ, газетные публикации по теме исследования.
Методологической основой диссертации стали общенаучные и частно-научные методы исследования. Среди них большое значение имел общенаучный метод анализа и синтеза, который применялся в сочетании со сравнительно-правовым. Автором проводился формально-юридический анализ Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ в части, касающейся закрепления в них основ конституционного строя РФ. В диссертации также использовались такие методы исследования как системный анализ, логический, формально-юридический, институциональный и иные методы.
При анализе конституций и уставов субъектов РФ диссертант использовал такие философские категории как общее, особенное и отдельное. Вследствие их применения выявлялись общие положения основ конституционного строя, которые закреплены во всех учредительных актах субъектов РФ, особенные положения основ конституционного строя, которые закреплены в группе субъектов РФ, отдельные положения основ конституционного строя, которые закреплены только в одном субъекте РФ.
Для методологии диссертационного исследования большое значение имел понятийный аппарат, а именно: пределы соответствия конституций и уставов субъектов РФ Конституции РФ в части, касающейся основ конституционного строя РФ, первичное правовое регулирование основ конституционного строя в учредительных актах субъектов РФ, вторичное правовое регулирование основ конституционного строя в конституциях и уставах субъектов РФ.
Под пределами соответствия конституций и уставов субъектов РФ Конституции РФ в части, касающейся основ конституционного строя РФ, автор понимал степень самостоятельности субъектов РФ в рамках конституционных установлений в регулировании основ конституционного строя РФ и возможность их конкретизации и правового наполнения в конституциях и уставах субъектов РФ.
Под первичным правовым регулированием основ конституционного строя автор понимал самостоятельное правовое регулирование в конституциях и уставах субъектов РФ тех общественных отношениях, которые не имеют аналогов в федеральной Конституции, но по своей значимости могут быть отнесены к основам конституционного строя или вытекают из основ конституционного строя РФ.
Под вторичным правовым регулированием основ конституционного строя диссертант понимал имеющее аналоги в федеральной Конституции РФ, производное от Конституции РФ правовое регулирование основ конституционного строя РФ в конституциях (уставах) субъектов РФ.
Научная новизна диссертации состоит в том, что автор, один из первых в Российской Федерации, в комплексном и систематизированном виде осветил проблемы закрепления основ конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ, выявил степень самостоятельности субъектов РФ в правовом регулировании основ конституционного строя РФ. Элементы научной новизны имеются также в ряде теоретических и практических положений диссертации. Так автором уточнен категориальный аппарат, примененный в диссертации, дано авторское определение основ конституционного строя, выявлены принципы закрепления основ конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ, показаны особенности закрепления различных основ конституционного строя РФ в учредительных актах субъектов РФ.
Научную новизну диссертации выражают положения, выносимые автором на защиту. Они состоят в следующем:
 1.Изучение основ конституционного строя Российской Федерации и их закрепление в учредительных актах субъектов РФ показало, что через основы конституционного строя выражается сущность конституционного государства, которое, в свою очередь, является одним из проявлений конституционализма. Поэтому конституционный строй, конституционное государство и конституционализм, связанные друг с другом категории, при которых выхолащивание хотя бы одной из них, изменяет сущность других понятий и рушит всю теорию современного конституционализма.
 2. Под конституционным строем следует понимать такой способ организации государственной власти и такой процесс государственного властвования, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, гражданское общество имеет необходимые конституционные рычаги влияния на государственную власть, а государство действует в соответствии с законом, соответствующим праву.
3. Конституции и уставы субъектов РФ, в той или иной мере закрепили основы конституционного строя Российской Федерации. И это не случайно по двум основным причинам. Во-первых, конституции и уставы субъектов РФ по своей юридической природе, предмету и объему правового регулирования сходны. И Конституция РФ, и учредительные акты субъектов РФ являются основными законами и именно в этом качестве они занимают свое место в иерархии нормативно-правовых актов. Во-вторых, основы конституционного строя регулируются общими правовыми нормами-принципами, которые находят свое выражение, а в некоторых случаях и конкретизацию, в конституциях и уставах субъектов РФ. При этом основы конституционного строя являются едиными, а субъекты РФ не имеют права устанавливать свои, отличные от Российской Федерации, основы конституционного строя. Конституционный Суд РФ, хотя и признал наличие у республик своих основ конституционного строя, указал на то, что эти основы носят производный от основ конституционного строя Российской Федерации характер.
4.Конституционно-правовой институт основ конституционного строя не замыкается только на Конституции РФ. Он включает в себя также нормы конституций и уставов субъектов РФ и выходит в этой части за рамки только конституционного института, становясь институтом конституционного права. При этом важно, чтобы он представлял собой системное единство норм федеральной конституции и учредительных актов субъектов РФ, которое обуславливается следующими принципами: федерализма, единства основ конституционного строя РФ, возможности субъектов РФ осуществлять правовое наполнение основ конституционного строя РФ в рамках конституционных установлений; соблюдения пределов правового регулирования основ конституционного строя РФ в субъектах РФ.
5.Правовое наполнение гуманистических основ конституционного строя в конституциях и уставах субъектов РФ осуществлялось по следующим направлениям:
а) высшей ценностью являются не только права и свободы, но и сам человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность;
б) стремление субъектов РФ создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие своих граждан;
в) закрепление положения о равенстве прав граждан во всех областях политической, экономической, социальной, духовной и культурной жизни;
г) распространение прав и свобод человека и гражданина на находящихся на территории субъектов РФ не граждан РФ;
д) установление запрета на ограничение прав и свобод нормативно-правовыми актами субъекта РФ, запрет дискриминации в правах;
е) указание на возможность субъектов РФ устанавливать дополнительные гарантии защиты прав и свобод граждан государственными органами и органами местного самоуправления;
ж) обеспечение защиты прав коренных малочисленных народов в субъектах РФ.
6.Анализ конституций и уставов субъектов РФ, закрепивших демократические основы российской государственности в духе статьи 1 Конституции РФ, показал, что те учредительные акты субъектов РФ, которые содержат такие нормы, осуществляли их правовое наполнение. Сущностными моментами этого правового наполнения являются указания на то, что данные субъекты РФ входят в состав Российской Федерации, что они выражают волю и интересы многонациональных народов, их населяющих, что республики имеют право на национально-государственное самоопределение. Кроме того конституции республик расширили нормы о демократической правовой государственности с республиканской формой правления за счет включения в них конституционных характеристик республик как субъектов РФ, что вышло за пределы только политических основ конституционного строя.
7. Во всех конституциях и уставах нашли свое закрепление конституционные принципы народовластия. Учредительные акты субъектов РФ закрепили такие стороны непосредственной и представительной демократии как цели осуществления публичной власти, учет интересов населения, право народа на осуществление власти, ответственность органов государственной власти перед населением, расширение по сравнению с федеральной Конституцией перечня форм непосредственной демократии. Все эти нормы углубляют и конкретизируют конституционные принципы народовластия и не противоречат Конституции РФ.
8. При закреплении в конституциях и уставах принципов социального государства субъекты РФ, основываясь на нормах Конституции РФ, исходили из правовой теории, согласно которой государство берет на себя значительную часть расходов в реализации социальных программ и осуществляет социальную политику в интересах всего населения. В качестве правового наполнения социальных основ конституционного строя РФ можно считать следующие положения конституций и уставов субъектов РФ:
-  обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности;
- взаимное уважение, добровольное и равноправное сотрудничество всех слоев общества, граждан всех национальностей как социальная основа субъекта РФ;
- социальная ориентация экономики субъекта РФ, устранение диспропорций в развитии территорий;
- связанность социальных программ с возможностями бюджетов субъектов РФ при обеспечении минимальных государственных социальных стандартов и нормативов;
- направленность социальной политики на повышение жизненного уровня населения.
9. При закреплении принципа разделения властей в своих конституциях и уставах субъекты РФ осуществили его правовое наполнение и конкретизацию, выражающуюся в других конституционных принципах и принципах, установленных в федеральном законодательстве, касающимся организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Этот вывод подтверждается положениями учредительных актов субъектов РФ о том, что принцип разделения властей дополняется принципом единства и взаимодействия ветвей власти; что органы государственной власти при осуществлении своих полномочий учитывают исторические, национальные и иные особенности; что взаимодействие ветвей власти не должно выходить за пределы полномочий каждой из ветвей; что полномочия ветвей власти должны быть сбалансированы; что деятельность органов государственной власти субъектов РФ должна строиться на основе принципов законности, гласности, всемерной защиты прав и свобод человека и гражданина, народовластия, обеспечения социальной справедливости, разграничения компетенции с федеральными органами.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты будут способствовать формированию теоретической базы для закрепления основ конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ, для обеспечения соответствия конституций и уставов субъектов РФ Конституции РФ, для выявления степени свободы субъектов РФ в собственном правовом наполнении основ конституционного строя РФ в своих учредительных актах, что, в конечном итоге, окажет влияние на углубление теоретических представлений о юридической природе и нормативном содержании конституций и уставов субъектов РФ.
Практическая значимость. Выводы, содержащиеся в исследовании, расширяют знания о методике обеспечения соответствия конституций и уставов субъектов РФ Конституции РФ. Высказанные в нем рекомендации и предложения могут быть использованы в нормотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ при внесении изменений в свои учредительные акты.
Результаты исследования также могут найти применение не только в юридической и законодательной практике, но и в учебном процессе при преподавании общих и специальных курсов конституционного права, а также при разработке учебных, учебно-методических пособий по данной тематике.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения диссертации на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» и выступлений автора на всероссийских научно-практических конференциях «Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе» (Пенза, 2012), «Университетское образование» (Пенза, 2013), «Российская конституционная модель: замысел, реализация, перспективы» (Пенза, 2013).
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в семи публикациях автора, три из которых изданы в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.
Материалы диссертации внедрены в учебный процесс Пензенского государственного университета, используются в деятельности Пензенского регионального отделения «Ассоциации юристов России», «Союза юристов Пензенской области» при проведении ими экспертно-аналитической работы.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка нормативно-правовых актов и научной литературы.
 
 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, степень ее разработки в науке конституционного права, определяются объект, предмет, цель и задачи работы, научная новизна диссертации, теоретические положения, выносимые автором на защиту, научно-теоретическая и практическая значимость диссертации.
В первой главе диссертации «Методологические подходы к закреплению основ конституционного строя Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» рассматриваются понятия, теории, принципы, концепции, определившие основы конституционного строя Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
Первый параграф «Конституционный строй как выражение конституционного государства» посвящен выяснению сущности и содержания основных категорий, использованных при написании настоящей работы: конституционный строй, конституционное государство и конституционализм.
В параграфе приводятся толкования конституционализма и конституционного государства, даваемые учеными-юристами различных временных периодов, в том числе, советского периода, в эпоху перестройки, настоящего времени. Автором делается вывод о том, что в основу понимания категории конституционного государства, как в советский период, так и на современном этапе развития науки конституционного права, положен принцип народовластия. Конституционное государство является одним из проявлений конституционализма. При этом именно конституционный строй характеризует конституционное государство.
Как база текущего законодательства Конституция РФ определяет его характер, как с точки зрения наименования правовых актов, так и их содержания при детальном правовом регулировании. Среди норм Конституции РФ определяющую роль играют те правовые нормы, которые закрепляют основы конституционного строя, устанавливающие в России конституционное государство. Следовательно, к ним относятся те основы, которые выражают сущность конституционного государства: народный суверенитет, демократизм российской государственности, идеологическое и политическое многообразие, разделение властей, приоритет прав и свобод человека и гражданина, многообразие форм собственности и их равная правовая защита, гарантированность местного самоуправления.
Второй параграф «Конституционный строй как институт конституционного права и как конституционный институт» посвящен исследованию понятия конституционного строя как института конституционного права и как конституционного института.
Анализируя институты конституционного права, выделенные А. Е. Постниковым[2], автор, дополняя его рассуждения, приходит к выводу, что основным институтом конституционного права является институт основ конституционного строя. Именно он на основе входящих в него правовых норм-принципов составляет главные начала организации публичной власти, правового положения личности, федеративного устройства государства. Этот институт конституционного права одновременно является конституционным институтом, поскольку его нормы закреплены в Конституции РФ.
В параграфе показывается, что в юридической науке нет единого мнения относительно содержания понятия «основы конституционного строя», однако все существующее в науке мнения позволяют раскрыть содержательную сторону рассматриваемого понятия, что позволило автору сформулировать собственное определение конституционного строя.
Исследуя вопрос о соотношении основ конституционного строя и конституции в параграфе сделан вывод, что не всякая конституция может выражать основы конституционного строя и не всякие основы конституционного строя, в том случае, если они так называются в конституции, означают, что государство является конституционным.
Из приведенных в параграфе определений конституционного строя, включая и авторское, следует, что конституционный строй имеет прямое отношение к гражданскому обществу и правовому государству.
Конституционным государство может считаться только тогда, когда между основами конституционного строя, провозглашенными в конституции и реальной практикой нет расхождений.
В параграфе отмечается, что между конституционными идеями и практикой реализации Конституции в России лежит большая дистанция.
Автором не принимаются две крайние точки зрения на современный российский конституционализм: псевдодемократия по форме и тоталитарный либерализм по сути и идеализация современного политического режима.
В параграфе указывается на позитивное содержание процессов, которые произошли в России за последние два десятилетия: переход страны на демократические рельсы развития, введение многообразия форм собственности, преодоление отчуждения народа от собственности и власти, формирование гражданского общества, многопартийность. С другой стороны, утверждается, что такая форма развития России в виде олигархического капитализма не могла востребовать углубление, провозглашенных в Конституции РФ принципов народовластия и демократии. На демократические завоевания началось наступление через изменения конституционного законодательства и внесения поправок в Конституцию РФ. Приводятся соответствующие примеры.
Рассуждая о существующих проблемах конституционализма в современной России, автор говорит о том, что исправить их может нынешняя государственная власть, наполняя основы конституционного строя РФ развивающими и углубляющими их нормами федеральных законов, и формирующееся в России гражданское общество, которое рано или поздно востребует те конституционные положения, которые будут работать на утверждение принципов демократии и народовластия. Поэтому, используя в заложенных основах конституционного строя потенциал, Россия имеет шанс стать в ближайшем будущем конституционным государством.
Третий параграф «Принципы закрепления основ конституционного строя Российской Федерации в учредительных актах субъектов РФ» посвящен основополагающим идеям, руководящим началам закрепления основ конституционного строя Российской Федерации в основных законах субъектов РФ.
Среди них автор на первое место поставил принцип федерализма. В параграфе раскрываются современные точки зрения на проблемы федерализма, имеющие отношение к конституционному законодательству субъектов РФ. Поддерживая изложенные точки зрения в качестве дополнительного аргумента, характеризующего переходный характер современного российского федерализма, автором приводится тот факт, что разные субъекты РФ в условиях действия конституционного принципа их равноправия имеют разные по форме и содержанию учредительные акты, которыми являются конституции и уставы субъектов РФ. Следовательно, Конституция РФ закрепила тот переходный характер российского федерализма, который сложился на момент ее принятия, в том числе и по форме основного закона субъекта РФ. В начале 90-х годов республики вряд ли отказались бы от такой формы нормативного правового акта, которая была у них ранее, как конституция.
По мнению автора, исследователи, занимающиеся основами конституционного строя при всем разнообразии их мнений, недостаточно оценили одно важное обстоятельство, а именно, основы конституционного строя вытекают из суверенитета государства. В связи с чем сформулированы два вывода. Первый о единстве основ конституционного строя Российской Федерации. И второй – отсутствие у субъектов РФ права устанавливать свои основы конституционного строя.
К следующей руководящей идее закрепления основ конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ автор относит возможность субъектов РФ осуществлять правовое наполнение основ конституционного строя РФ в рамках конституционных установлений, что имеется в реальной правовой действительности.
В параграфе доказывается, что правовое наполнение основ конституционного строя РФ, не должно изменять их суть. Отсюда делается вывод о пределах в закреплении основ конституционного строя в субъектах РФ, которыми является такое правовое наполнение основ конституционного строя Российской Федерации в учредительных актах субъектов РФ, которое не противоречит их смыслу и не выхолащивает их.
Во второй главе диссертации «Особенности закрепления основ конституционного строя Российской Федерации в учредительных актах субъектов Российской Федерации» анализируются отличительные свойства закрепления гуманистических, политических, социально-экономических основ в основных законах субъектов РФ, а также рассматривается закрепление основ конституционного строя в особенных и отдельных положениях учредительных актов субъектов РФ.
В первом параграфе «Гуманистические основы конституционного строя Российской Федерации в субъектах РФ» проведено исследование правового наполнения в конституциях и уставах субъектов РФ гуманистических основ конституционного строя Российской Федерации.
В данной структурной части показывается, что современная юридическая наука уделяет значительное внимание исследованию института прав и свобод человека и гражданина как одного из основных институтов конституционного права. Теоретические исследования ученых позволили выработать современную концепцию прав человека и сопоставить ее с теми правовыми теориями, которые легли в основу закрепления в Конституции РФ основных прав и свобод, включая основы конституционного строя Российской Федерации.
В параграфе отмечается разнообразие подходов к закреплению таких основ в конституциях республик РФ, что дало автору основание классифицировать конституции указанных субъектов РФ на три группы; конституции, в которых права и свободы человека и гражданина как основа конституционного строя закреплены по примеру федеральной Конституции; конституции, в которых не закрепляются гуманистические основы конституционного строя; конституции, в которых осуществлено собственное правовое наполнение данной основы конституционного строя Российской Федерации.
Анализируя правовые нормы уставов субъектов РФ, автором делается вывод, что уставы, закрепившие гуманистические основы конституционного строя, выходили за рамки формулировки «права человека» как высшая ценность и устанавливали нормы, связанные с гарантиями обеспечения прав человека на территории данных субъектов РФ.
Проведенное исследование позволило автору выделить направления, по которым осуществлялось правовое наполнение основ конституционного строя в конституциях и уставах субъектов РФ, и сформулировать вывод, что такое правовое наполнение гуманистических основ конституционного строя в Российской Федерации не противоречило конституционным положениям о том, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.
Во втором параграфе «Закрепление политических основ конституционного строя в учредительных актах субъектов РФ» анализируются положения конституций и уставов субъектов РФ, в которых нашел свое выражение демократизм РФ.
Согласно статье 1 Конституции РФ Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В параграфе показано, что практически все конституции республик закрепили демократизм как одну из политических основ конституционного строя с учетом положений федеральной Конституции. Уставы субъектов РФ, в отличие от конституций республик, за редким исключением, не содержат норм, вытекающих из статьи 1 Конституции РФ.
Проведенное исследование учредительных актов субъектов РФ, позволило прийти к выводу, что конституционные принципы народовластия нашли свое выражение во всех конституциях и уставах субъектов РФ, которые в значительной части осуществили их конкретизацию и правовое наполнение.
Подробно рассматривая основные законы субъектов РФ, автор делает вывод, согласно которому идеологическое и политическое многообразие как одна из основ конституционного строя России в подавляющем большинстве конституций республик закреплено с учетом формулировок статьи 13 Конституции РФ. Некоторые республиканские конституции, закрепляя данный принцип, раскрыли его содержание. В их правовых нормах содержатся положения о добровольных началах организации и деятельности общественных объединений, о принципах их деятельности с учетом интересов общества, прав и свобод граждан, о равных правовых возможностях для деятельности общественных объединений, о возможности их участия в управлении делами государства. Уставы субъектов РФ, за исключением Устава Красноярского края, если и содержат нормы об идеологическом и политическом многообразии, то они закреплены в формулировках федеральной Конституции.
В параграфе формулируется вывод, согласно которому учредительные акты субъектов РФ, закрепляя политические основы конституционного строя Российской Федерации, за редким исключением, не вышли за пределы конституционных установлений, а развивали, дополняли и конкретизировали их с учетом научных разработок и достижений конституционной теории.
Третий параграф «Социально-экономические основы конституционного строя в конституциях и уставах субъектов РФ» посвящен анализу установленных в учредительных актах субъектов РФ социальных и экономических основ конституционного строя.
В данной структурной части работы показывается, что принципы экономических отношений и разнообразие форм собственности нашли свое закрепление и в конституциях республик, и в уставах других субъектов РФ, которые осуществили их правовое наполнение.
Автором сделан, вывод, что на уровне субъекта РФ нецелесообразно устанавливать его экономическую основу, а имеющиеся в конституциях и уставах субъектов РФ ссылки на экономическую основу автор рассматривает, в большей степени, как дань традиции, ничего не имеющей с современной правовой теорией.
Изучение конституционно-уставного регулирования института собственности в субъектах РФ, как одной из основ конституционного строя РФ, позволило выявить одну закономерность: практически все конституции и уставы указали на единство экономического пространства и свободу экономической деятельности. И то, и другое связано с формами собственности. Это не случайно, поскольку в учредительных актах субъектов РФ определяется их правовой статус, в котором необходимо указать, в том числе и на наличие собственности субъекта РФ и полномочий субъекта РФ по управлению ею.
Право собственности и его гарантии, закрепленные в конституциях и уставах субъектов РФ, не относятся к экономическим основам конституционного строя, но стали возможны благодаря им. Они в значительной степени их конкретизировали и наполнили новым правовым содержанием, не выходящим за пределы Конституции РФ.
В учредительных актах субъектов РФ содержатся и нормы о земельной собственности. В конституциях республик нормы о земельной собственности по существу воспроизводят соответствующие положения Конституции РФ. Одновременно с этим в конституциях республик имеются и другие положения, не нарушающие Конституцию РФ. Обобщенный анализ уставов в части, касающейся земельной собственности и других природных ресурсов, привел в выводу, что данные учредительные акты субъектов РФ с учетом положений Конституции РФ вышли за пределы экономических основ конституционного строя и взялись за более конкретное правовое регулирование, которое шло по пути раскрытия содержания понятия «другие природные ресурсы», разграничения государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, усиления государственного контроля за использованием земель и других природных ресурсов.
В параграфе исследуется понятие «социальное государство», выделены положения конституций и уставов субъектов РФ, осуществивших правовое наполнение социальных основ конституционного строя Российской Федерации.
Четвертый параграф «Конституционные принципы организации государственной власти и местного самоуправления в учредительных актах субъектов РФ» рассматривает вопросы закрепления в конституциях и уставах субъектов РФ основных начал организации государственной власти и местного самоуправления.
Все учредительные акты субъектов РФ в той или иной степени закрепили принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя, в некоторых из них имеются оригинальные подходы. В параграфе делается вывод, согласно которому субъекты РФ при закреплении данного принципа в своих конституциях и уставах осуществили его правовое наполнение и конкретизацию, выражающуюся в других конституционных принципах и принципах, установленных в федеральном законодательстве, касающемся организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
Исследование основных законов субъектов РФ показало, что в них содержатся разнообразные подходы к закреплению местного самоуправления как основы конституционного строя: по примеру Конституции РФ; с ее правовым наполнением на уровне субъектов РФ; без закрепления местного самоуправления в первых главах учредительных документов. Это свидетельствует об известной свободе регионального законодателя в закреплении данной основы конституционного строя РФ. Однако эта свобода имеет свои пределы – правовое поле, четко очерченное Конституцией РФ. Закрепляя местное самоуправление в качестве основы конституционного строя, учредительные акты субъектов РФ не вышли за рамки конституционных установлений, а только конкретизировали их дополнительными положениями о праве населения на местное самоуправление; о гарантиях местного самоуправления на территории субъекта РФ; о формах непосредственной демократии на муниципальном уровне; о территориальных основах местного самоуправления и т. п.
Принципы светского государства, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации, нашли свое отражение только в конституциях республик, правда в их весьма ограниченном количестве. Их анализ показал, что все они сформулированы с учетом положений статьи 14 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Дополнительных положений, уточняющих и конкретизирующих эту основу конституционного строя в них не содержится. Следовательно, все субъекты РФ не осуществляли правового наполнения данной основы конституционного строя РФ.
Пятый параграф «Закрепление основ конституционного строя в особенных и отдельных положениях конституций и уставов субъектов Российской Федерации» посвящен анализу закрепленных в положениях учредительных актов субъектов РФ норм, которые имеются в отдельных группах субъектов РФ (особенные нормы), и норм, имеющихся только в одном субъекте (отдельные нормы).
Общий анализ конституций республик в части, касающейся их особенных и отдельных положений, позволил сделать вывод о том, что они вытекают из положений Конституции РФ и обеспечивают на республиканском уровне правовое наполнение основ конституционного строя РФ. Вместе с тем следует отметить и тот факт, что особенными и отдельными положениями конституций республик осуществлялось первичное правовое регулирование основ конституционного строя республик. Однако данное правовое регулирование имело свои пределы, связанные с закрепленными в первой главе Конституции РФ принципами, которые одновременно выступают пределами в формировании особенных и отдельных положений конституций республик.
Анализ особенных и отдельных положений уставов субъектов РФ показал, что их нормы, хотя прямо и не вытекают из основ конституционного строя РФ, но все же регулируют те же группы общественных отношений, что и основы конституционного строя РФ. Эти основы конституционного строя, в свою очередь, играют роль правовых пределов при самостоятельной их формулировке субъектами РФ.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные теоретические выводы и положения, выносимые автором на защиту.
 
Основные положения диссертации изложены в публикациях автора.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:
1.Фоменко С. А. Правовое наполнение основ конституционного строя Российской Федерации в конституциях республик //Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 1. C. 23 – 26. – 0,4 п.л.
2. Фоменко С. А. О соотношении основ конституционного строя Российской Федерации и основ конституционного строя республик как субъектов Российской Федерации //Закон и право. 2013. № 2. С.48 – 51. – 0,4 п.л.
3.Фоменко С. А. Первичное правовое регулирование основ конституционного строя в отдельных положениях конституций республик //Закон и право. 2013. № 5. С. 44 – 46. – 0,4 п.л.
Статьи в других изданиях:
4.Фоменко С. А. Первичное правовое регулирование основ конституционного строя в особенных положениях конституций республик //Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе /Сб. статей XI Всерос. научн.-практ. конф. Пенза: Дом знаний, 2012. С. 63 – 67. – 0,3 п.л.
5.Фоменко С. А. Первичное правовое регулирование основ конституционного строя в общих положениях конституций республик //Университетское образование /Сб. статей 17 межд. научн-практ. конф. Пенза: ПГУ, 2013. С.212-215. – 0,3 п.л.
6. Фоменко С. А. Особенные и отдельные положения уставов субъектов Российской Федерации в части закрепления основ конституционного строя //Российская конституционная модель: замысел, реализация, перспективы /Сб. статей Всерос. научн-практ. конф. Пенза: ПГУ, 2013. С. 34-38. – 0,3 п.л.
7. Фоменко С. А. Правовое регулирование основ конституционного строя в отдельных положениях конституций республик //Наука. Общество. Государство /Электр. науч. журнал. Пенза: ПГУ, 2013. № 1. – 0,4 п.л.
 
 
 
 
 
 
 
 
Подписано в печать 22.11.2013 г. Заказ №____
Формат 60х84 1/16. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии «Реглет»
119526, г. Москва, ул. Рождественка, 5/7, стр.1
 
 

 
[1] Янюшкин А. С. Политические основы конституционного строя Российской Федерации в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации //Автореф. дис. к.ю.н. М., 2009; Карасёва Т. Н. Пределы соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации //Автореф. дис. к.ю.н. М.,2013.
 
[2] Постников А. Е. Тенденции развития институтов конституционного права //Журнал
российского права. 2011. № 10. С. 27
Файлы: 
Порядок отображения: 
0