2012avtoref1257

Аватар пользователя ideolog
Арефкина Марина Юрьевна
 
17 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Международная система АТА: Вопросы международного частного права» (специальность 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.123.03
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Арефкина М.Ю. Международная система АТА: Вопросы международного частного права: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 29.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref1257 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Арефкина М.Ю. Международная система АТА: Вопросы международного частного права: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 29.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
  
 
 
 
 
На правах рукописи
 
 
 
 
 
Арефкина Марина Юрьевна
 
 
МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА АТА:
ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
 
 
 
12.00.03 – гражданское право, предпринимательское право,
семейное право, международное частное право
 
 
 
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
 кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва - 2012
 
 
 
 
Работа выполнена на кафедре международного частного права
Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина

 
 
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор,
 Дмитриева Галина Кирилловна
 
Официальные оппоненты:
 
доктор юридических наук, профессор, Петрова Галина Владиславовна
место работыВсероссийская государственная налоговая академия
должность – заведующая кафедрой Международного частного права и гражданского процесса
 
кандидат юридических наук – Еремичев Николай Евгеньевич
место работы – Открытое акционерное общество «ДУКС»
должность – Советник генерального директора по юридическим вопросам
 
 
Ведущая организация: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет  «Высшая школа экономики»
 
 
 
 
Защита состоится 17.05.2012 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.03 при Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина по адресу: 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, дом 9, зал заседаний диссертационного совета.
 
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
 
 
Автореферат разослан ______________________________2012 года
 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор юридических наук,
профессор                                                                         ____________И.В. Ершова
 
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. По мере  развития культурного обмена и экономических связей между деловыми кругами разных стран, возникла необходимость в упрощении  формальностей, связанных с перемещением товаров, предназначенных для временного ввоза, таких как выставочные образцы, театральный реквизит, а также различного рода профессиональное оборудование. Подобные товары, как правило, не предназначены для продажи, ввозятся на определённый срок, используются по своему прямому назначению и покидают территорию государства в неизменном виде. Однако таможенное законодательство большинства стран, в качестве гарантий своевременного вывоза таких товаров предполагает внесение залога. В ряде стран сумма такого залога может многократно превышать стоимость самого товара, что в итоге не способствует развитию внешнеэкономических отношений.
Таким образом, возникла идея о выработке конвенции о международном таможенном документе для временного ввоза товаров, которая предполагала бы универсальную систему международных гарантий уплаты таможенных платежей. С этой целью в 1958 году Международной торговой палатой были разработаны соответствующие Рекомендации, в которых предлагалось учредить таможенный документ, охватывающий временный беспошлинный ввоз определенных классов профессионального оборудования и упаковочных материалов. Итогом разработки данного направления стали две международные конвенции – Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 года и Конвенция о временном ввозе 1990 года (далее - Конвенции АТА). Так появилась международная система АТА предполагающая временный беспошлинный ввоз определённых категорий товаров с применением единого таможенного документа – карнета АТА.
Слово карнет происходит от французского слова carnet - книжка, блокнот. Документ действительно представляет собой скреплённые между собой листы зелёного, жёлтого, белого и голубого цвета (каждый цвет предназначен для выполнения определённой таможенной операции, как то - вывоз, ввоз, обратный вывоз, обратный ввоз). Сокращение "ATA"  представляет собой комбинацию французских слов "admission  temporaire" и английских слов "temporary admission", что на обоих языках означает временный ввоз.
Карнет АТА является стандартным международным тамо­женным документом, признаваемым за рубежом в качестве таможенной де­кларации, позволяющим беспошлинно ввести, а также  идентифицировать временно ввозимые товары и включающим в себя действующую в международном обращении финансовую гарантию по уплате ввозных таможен­ных пошлин, налогов и сборов.
Начало создания специальных институтов и меха­низмов деятельности системы АТА  в России было положено еще в 1995 году с принятием Постановления Прави­тельства Российской Федерации от 2 ноября 1995 года № 1084 "О присоединении Российской Федерации  к Таможенной конвенции о карнете ATA для временного ввоза товаров от 6  декабря 1961 года и Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 года с принятием ряда приложений"[1]. Указанным Постановлением правами выдающей и гарантирующей карнеты АТА организации на территории России была наделена Торгово-промышленная палата Российской Федерации.  
С 15 мая 2000 года система АТА, предназначенная существенно упростить и ускорить для российских участников внешнеэкономической деятельности процедуру таможенного оформления вре­менного ввоза товаров, начала функционировать на территории Российской Федерации.
За время функционирования в России системы АТА сложилась устоявшаяся практика применения процедуры временного беспошлинного ввоза товаров, принят ряд нормативных актов по введению в российскую правовую систе­му данных международных стандартов. Сотни карнетов оформлены для российских держателей, тысячи иностранных компаний использовали карнет АТА для временного ввоза товаров на тамо­женную территорию Российской Федерации.
Вместе с этим, актуальность темы данного научного исследования обусловлена тем, что сегодня для многих участников внешнеэкономической деятельности, а также для тех, кто интересуется вопросами международного частного права, остаются неясными некоторые теоретические и практические вопросы применения международной системы АТА, относящиеся по своей природе к гражданско-правовым отношениям, осложнённым иностранным элементом. Кроме того,  особый интерес вызывают частноправовой механизм действия и правовая природа гарантии в системе АТА. Сложность вызывает  нехватка базовой, в том числе теорети­ческой информации по данной теме, а порой и просто отсутствие минимально необходимых сведений о возможностях и порядке использования карнетов АТА.
Степень научной разработанности темы. Исследованию международной системы АТА посвящены работы А.Ю. Райковой[2], в которых в основном рассматриваются вопросы таможенного и международного публичного права. Упоминания о системе АТА  содержатся также в ряде учебников по таможенному праву.[3]
Вместе с этим, в современной российской науке международная система АТА всё ещё остается мало изученной. Несмотря на то, что значительная часть проблем функционирования международной системы АТА относится к международному таможенному праву, остаётся полоса отношений, где «принципы частного права  переплетаются с элементами публично-правового регулирования. Оптимальное соотношение того и другого и должно обеспечиваться правом».[4] В представленной работе, исходя из того, что «отграничение международного частного права от меж­дународного публичного права не носит абсолютного характера»[5], даётся комплексный анализ международной системы АТА, в котором преобладают частноправовые аспекты.
Объектом данного научного исследования являются общественные отношения по обеспечению уплаты гарантии в случае нарушения процедуры временного ввоза с применением карнетов АТА в международной системе АТА, которая представляет собой сложную взаимосвязь публично-правовых и частноправовых субъектов по поводу упрощения процедуры временного ввоза товаров,  в основе функционирования которой лежит финансовая гарантия. 
Предметом представленного научного исследования являются Конвенции АТА, а также иные международные документы, законы и подзаконные акты Российской Федерации.
Целью данного научного исследования является комплексный анализ международной системы АТА, прежде всего с точки зрения международного частного права, в частности исследование правовой природы гарантии в системе АТА. Указанные цели достигаются путём решения следующего комплекса задач:
- выделение понятия и основных принципов функционирования международной системы АТА;
- анализ правового и негосударственного регулирования отношений в международной системы АТА;
- определение правового статуса субъектов международной системы АТА и, прежде всего, частоправовых субъектов;
- исследование частноправового механизма действия гарантии в системе АТА;
- установление правовой природы гарантии в системе АТА;
- определение роли гарантии в системе АТА в институте обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Методологическая и эмпирическая основа исследования. В процессе работы над диссертацией применялись такие теоретические методы научного познания как диалектический метод с системно-структурным подходом к изучению материала, а также анализ, синтез, классификация, сравнение и аналогия. Также были использованы правовые методы, как  то: изучение и анализ российского и зарубежного законодательства, а также трудов учёных-правоведов.  Кроме того, использовались такие практические методы исследования как  наблюдение, ведение контроля и мониторинга, а также проведение опросов.
Теоретико-правовую основу данной работы составляют труды учёных-цивилистов, а также крупнейших специалистов по международному частному и международному публичному праву, таких как Т.Е. Абова, Л.П. Ануфриева, А.В. Асосков,  М.П. Бардина, В.В. Безбах, И. Блюнчли, М.М. Богуславский, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, И.Г. Вилкова, Г.М. Вельяминов,             Н.Н. Вознесенская,  Г.К. Дмитриева, И.С. Зыкин, О.С. Иоффе, А.С. Комаров, А.А. Костин, Л.А. Лунц, И.И. Лукашук, Ф. Мартенс, А.Л. Маковский,            В.П. Мозолин, И.Б. Новицкий,  И.С. Перетерский, Б.И. Пугинский,               М.Г. Розенберг, О.Н. Садиков, Е.А. Суханов, Р.О. Халфина, В.М. Шумилов, Г.Ф. Шершеневич, П. Норт, Дж. Чешир. Несмотря на то, что труды указанных авторов не были посвящены непосредственно объекту настоящей работы, они создали необходимую теоретическую базу для достижения целей и задач настоящего диссертационного исследования.
Эмпирическую базу настоящего научного исследования составляет практический опыт, полученный автором в процессе работы в Торгово-промышленной палате России, где в должностные обязанности автора входило оформление карнетов АТА, взаимодействие с российскими и иностранными таможенными органами, а также с Всемирным Советом по карнетам АТА при Международной Торговой Палате, претензионная работа. Полученные в процессе этой деятельности знания и опыт легли в основу данного научного исследования.
Нормативная база исследования. Нормативную базу исследования составляют российские, зарубежные и международно-правовые акты. В частности: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Таможенный  кодекс Таможенного союза,  Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Гражданский кодекс Франции, Таможенный кодекс ЕС, Единообразный торговый кодекс США, Гражданский кодекс Нидерландов, другие нормативные акты.
Особая роль в настоящем исследовании отведена  Конвенциям АТА и другим международным документам, составляющим нормативную базу международной системы АТА.
Научная новизна настоящей диссертации состоит в том, что она представляет собой первую попытку комплексного исследования международной системы АТА с точки зрения международного частного права. Выделены особенности нормативной базы системы АТА, роли правового и негосударственного регулирования и их взаимодействия. В работе сформулировано определение системы АТА, а также основные принципы её функционирования.
Раскрыто понимание, сущность и механизм действия гарантии, лежащей в основе функционирования всей международной системы АТА, сформулировано понятие «гарантия в международной системе АТА».
В диссертации сформулированы и обоснованы новые теоретические положения, которые и выносятся на защиту:
1.  Определена международная система АТА как основанная на международной гарантии сложная взаимосвязь  международно-правовых (межправительственных международных организаций и государств) и частноправовых субъектов (национальных и иностранных) по поводу упрощения процедуры временного ввоза товаров, уплаты таможенных платежей.
       Установлены международные неправительственные органы администрирования международной системы АТА (Постоянный Технический Комитет Всемирной Таможенной организации и Всемирный совет по карнетам АТА при Всемирной Федерации Палат Международной Торговой Палаты), а также её субъекты, которыми являются таможенные органы (основные операторы системы), гарантирующие и выдающие ассоциации (торгово-промышленные палаты стран-участниц Конвенций АТА), юридические и физические лица (держатели и представители держателей карнетов АТА).
 2. Выявлены особенности нормативной системы регулирования отношений в международной системе АТА, состоящей из правовых (международных и национальных) и неправовых регуляторов. Основу нормативной базы международной системы АТА составляют Конвенции АТА, регулирующие общие вопросы функционирования международной системы АТА, и национальное (таможенное) законодательство, регулирующее вопросы таможенного оформления товаров с применением карнетов АТА. При этом Конвенции АТА и национальное право стран-участниц Конвенций не регулируют весь спектр отношений, возникающих в международной системе АТА.
 Наибольшую нагрузку в регулировании отношений в системе АТА выполняют акты негосударственного регулирования (рекомендации, инструкции, протоколы и другие документы), подписанные частноправовыми субъектами международной системы АТА -  физическими и юридическими лицами. Данные документы, не имея обязательной юридической силы,  обобщают или создают правила поведения, которые в течение продолжительного времени единообразно и устойчиво применяются частноправовыми субъектами государств-участников системы АТА, в результате чего формируются обычаи и обыкновения международного делового оборота. Они являются основным регулятором частноправовых отношений международного характера в международной системе АТА.
3. Регулирование частноправовых отношений, осложнённых иностранным элементом, внутри международной системы АТА является воплощением современной тенденции роста негосударственного регулирования. Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в отношениях между государственными органами и юридическими (физическими) лицами разных стран делает  проблематичным выбор права какой-либо конкретной страны для регулирования отношений внутри системы, что порождает стремление к саморегулированию и уходу от национального права и на практике гарантирует международной системе АТА единообразное регулирование и минимизирует количество споров.
В международной системе АТА сложилась система правил, имеющих единообразное устойчивое применение в течение продолжительного периода времени. Толкование указанных правил, как и разрешение споров между субъектами системы, осуществляется внутри самой международной системы АТА с помощью специально созданных органов.
4.  Основным этапом введения системы АТА в конкретной стране, присоединившейся к Конвенциям АТА, является подписание национальной гарантирующей ассоциацией Межпалатского протокола об организации системы международного таможенного обеспечения по карнетам АТА (Протокол АТА) и Заявления о системе АТА (Заявление АТА). Подписанные национальными гарантирующими ассоциациями государств - участников Конвенций АТА, эти документы формируют многосторонний гражданско-правовой договор, являющийся контрактной основой международной системы АТА. Предмет договора - создание системы обеспечения уплаты таможенных платежей в случае нарушения процедуры временного ввоза по карнету АТА, а также формирование и обеспечение функционирования Международной гарантирующей сети Всемирной Федерации Палат при Международной торговой Палате. Стороны договора: все национальные гарантирующие организации (торговые палаты стран-участниц Конвенций АТА), подписавшие их в одностороннем порядке и сформировавшие тем самым Международную гарантирующую сеть. Содержание договора составляют права и обязанности национальных гарантирующих организаций (торговых палат стран-участниц Конвенций АТА) в качестве субъектов Международной гарантирующей сети.
5. Финансовая гарантия, предъявляемая национальной гарантирующей организацией для вступления в Международную гарантирующую сеть, представляет собой трансграничное гарантийное соглашение, в котором гарантом может выступать банк, страховая компания или другой поручитель, должником является национальная гарантирующая организация, вступающая в Международную гарантирующую сеть, а кредитором любая из иностранных гарантирующих организаций – действующих членов Международной гарантирующей сети.  В международной системе АТА существует двухуровневая  система гарантий уплаты таможенных платежей в случае нарушения процедуры временного ввоза по карнету АТА: основная финансовая гарантия, оформленная трансграничным гарантийным соглашением третьего лица, предъявляемая национальной гарантирующей организацией для вступления в Международную гарантирующую сеть; дополнительная гарантия - гарантия держателя карнета АТА, предъявляемая заявителем на карнет АТА в национальную гарантирующую организацию. 
Под гарантией в международной системе АТА понимается обязательство национальной гарантирующей ассоциации, обеспеченное финансовой гарантией по уплате суммы таможенных платежей в адрес таможенных органов своей страны или иностранной гарантирующей ассоциации, в случае нарушения процедуры временного ввоза с применением карнетов АТА.
6. Определён механизм действия гарантии в системе АТА: в случае нарушения процедуры временного ввоза иностранным держателем карнета АТА таможенные органы страны временного ввоза направляют запрос в гарантирующую ассоциацию своей страны; гарантирующая ассоциация страны временного ввоза направляет претензию к своему партнёру-гаранту из страны, выдавшей спорный карнет АТА; в  случае, если нарушение условий временного ввоза доказано в установленном Конвенциями АТА порядке, гарантирующая ассоциация страны, выдавшей спорный карнет АТА, переводит соответствующую сумму таможенных платежей на счёт гарантирующей ассоциации страны временного ввоза; гарантирующая ассоциация страны временного ввоза обеспечивает поступление установленной суммы таможенных платежей в адрес таможенных органов своей страны;
Каждая национальная гарантирующая организация действует на трансграничном уровне одновременно, во-первых, как гарант по отношению к своим иностранным партнёрам – национальным гарантирующим организациям-членам Международной гарантирующей сети по уплате таможенных платежей по выданным ею карнетам АТА, и во-вторых,  как гарант по отношению к таможенным органам своей страны по уплате таможенных платежей по карнетам АТА, выданным иностранными гарантирующими ассоциациями.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования определяется тем, что представленная работа является первым комплексным теоретическим исследованием вопросов международного частного права в международной системе АТА. Кроме того, теоретическое значение настоящей диссертации состоит в расширении научных знаний в области международного частного права. Материалы диссертации могут быть использованы для последующих научных исследований, касающихся изучения системы АТА, в рассмотрении таких понятий, как «международная система АТА», «гарантия в международной системе АТА» и некоторых других. Материалы представленного исследования могут использоваться в учебном процессе в рамках соответствующего спецкурса в области международного частного права.
Практическая значимость работы заключается в разработке обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового и неправового регулирования частноправовых отношений, осложнённых иностранным элементом в международной системе АТА и совершенствование правового механизма обеспечения гарантии в этой системе. Кроме того, материалы работы могут быть полезны торгово-промышленным палатам государств-участников Конвенций АТА, а также банкам и страховым компаниям, участвующим в обеспечении гарантии в международной системе АТА, а также другим участникам внешнеэкономической деятельности при осуществлении ими временного ввоза и вывоза товаров зарубеж.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на кафедре международного частного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. Основные положения диссертационного исследования были опубликованы автором в научных статьях и монографии. Результаты проведённой работы используются автором в профессиональной деятельности в качестве сотрудника Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, которая выполняет на территории России функции национальной гарантирующей ассоциации.
Структура диссертации. Настоящая диссертация состоит из введения, трёх глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
 
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
 
Во введении обосновывается актуальность темы исследования и характеризуется степень её разработанности, определяются её объект, предмет, цель и задачи, указывается методологическая основа, обосновывается научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту, а также раскрывается практическая значимость и апробация результатов проведённого исследования.
В первой главе «Правовые основы международной системы АТА», состоящей из трёх параграфов,  представлена целостная характеристика международной системы АТА, основанной на Конвенциях ATA, включая характеристику организационной структуры и субъектного состава Системы, а также анализ основных мировых тенденций её развития.
Первый параграф главы первой «Становление и развитие системы АТА» посвящён процессу становления международной системы АТА начиная от её создания в 60-х годах двадцатого столетия, до системного формирования в 90-х годах того же столетия.
 В работе сделан вывод о том, что предпосылкой возникновения международной системы АТА явилась тенденция упрощения международной торговли, а функционирование международной системы АТА продолжает способствовать этому процессу.
Далее в работе даётся характеристика Таможенной конвенции о карнете ATA для временного ввоза товаров 1961 года. Главным результатом вступления в силу указанной конвенции является учреждение международной системы АТА. Эту систему можно определить как сложную взаимосвязь разноплановых субъектов – международных правительственных и неправительственных организаций, государств, таможенных органов, юридических и физических лиц государств-участников Конвенций АТА - по поводу упрощения процедуры временного беспошлинного ввоза товаров, а также, обеспечения уплаты таможенных платежей в случае нарушения предусмотренных правил, основанную на международной финансовой гарантии.
Конвенция о карнете АТА 1961 года достаточно четко и подробно регламентирует структуру и действие указанной системы, устанавливает её основные задачи и принципы, права и обязанности её субъектов, а также определяет порядок выда­чи, оформления и использования карнетов АТА.
Практика использования карнета АТА участниками внешнеэкономической деятельности выявила необходимость дальнейшего совершенствования и детализации международных норм, регулирующих процедуру временного ввоза. Результатом этой работы стала Конвенция о временном ввозе 1990 года, в которую был полностью инкорпорирован текст Конвенции о карнете АТА 1961 года (далее  Конвенции АТА).
Прежде всего, Конвенция о временном ввозе отличается оригинальной структурой построения. Конвенция состоит из двух частей: базового текста, включающего в себя основные принципы и положения, регулирующие единообразное применение документа, а также положения, касающиеся действия самой  Конвенции (порядок вступления в силу, внесения поправок, денонсации и др.); Приложения А «О  документах временного ввоза (карнетах АТА и карнетах CPD)» и двенадцати Приложений, каждое из которых предусматривает упрощение процедуры временного ввоза для конкретной категории товаров. Согласно установленной процедуре, при подписании Конвенции о временном ввозе, страна-участница должна присоединиться к Приложению А, и, по крайней мере, еще к одному из двенадцати приложений.
Статья 1 Конвенции о временном ввозе содержит определения основных терминов используемых в международной системе АТА, например:
гарантирующая ассоциация - ассоциация, признанная таможенными органами страны-участницы Конвенций АТА в качестве гаранта уплаты таможенных пошлин на территории данной страны;
выдающая ассоциация - ассоциация, признанная таможенными органами в качестве имеющей право выдавать документы о временном ввозе.
Конвенция о временном ввозе завершила процесс формирования международной системы АТА. Правовая база системы, основанная на двух международных конвенциях, устанавливает процедуру таможенного оформления товаров, ввозимых в соответствии с процедурой временного ввоза, и  опреде­ляет основы взаимоотношений держателей карнетов АТА с выдающими ассоциациями и та­моженными органами. Кроме того, являясь правовым фундаментом международной системы АТА, Конвенции АТА определяют ее структуру и порядок взаимодействия её участников.
Международная система АТА базируется на следующих основных положениях:
-  сопровождение товаров при временном ввозе единым таможенным докумен­том (карнетом АТА), оформленным в госу­дарстве отправления и служащим документом контроля в государствах отправления, назначения и транзита;
-  устранение необходимости в оформлении национальных таможенных документов в стране временного ввоза;
-  свобода выбора процедуры временного ввоза для участников внешнеэкономической деятельности - временно ввести товар на территорию государства-участника Конвенций АТА можно как по международной процедуре (с применением карнета АТА), так и  по национальной процедуре (с оформлением таможенной декларации);
- наличие Международной сети гаранти­рующих организаций, состоящих из национальных гарантирующих и выдающих ассоциаций (торговых палат) стран-участиц Конвенций АТА;
- основой международной системы АТА является финансовая гарантия, обеспечивающая ей устойчивое функционирование.
Второй параграф главы первой «Организационная структура и субъектный состав системы АТА» посвящён характеристике основных органов администрирования международной системы АТА, а также её участников.
Администрирование международной системы АТА осуществляется одновременно двумя международными организациями по двум основным направлениям: вопросы, касающиеся таможенного оформления, курирует международная правительственная организация - Всемирная таможенная организация, в свою очередь вопросы, касающиеся работы национальных гарантирующих и выдающих ассоциаций, курирует международная неправительственная организация - Международная торговая палата.
Всемирная таможенная организация координирует работу по единообразному применению Конвенций АТА через специально созданный орган – Постоянный технический комитет, которым было издано более тридцати заключений по различным вопросам, связанным с функционированием международной системы АТА. Несмотря на то, что заключения Комитета не носят обязательного характера, они фактически являются руководством для таможенных органов, гарантирующих и выдающих ассоциаций в спорных ситуациях.
Спектр деятельности Международной торговой палаты довольно широк: от арбитража и раз­решения коммерческих споров до борьбы с коррупцией. Важно отметить, что именно Международная торговая палата выступила с предложением о создании системы АТА, приняв непосредственное участие в разработке Конвенций АТА. Таким образом, благодаря своей работе по упрощению торговых про­цедур, успешному сотрудничеству с Всемирной таможенной ор­ганизацией, а также прямым контактам с торговыми палатами во всех странах мира, на Международную торговую палату возложена роль координатора Меж­дународной гарантирующей сети по карнетам АТА.
С целью координации сотрудничества национальных торговых палат по всему миру в структуре Международной торговой палаты создано специальное подразделение  — Всемирная федерация палат. Для представления интересов всех гарантирующих ассоциаций в системе АТА на базе Всемирной федерации палат при Международной торговой палате была создана Международная гарантирующая сеть Всемирной федерации палат.
Работа Международной торговой палаты ведется также через Всемирный совет по карнетам АТА – постоянно действующий рабочий орган во главе с председателем, в который входят представители торговых палат из всех стран участниц Конвенций АТА. Так, Совет осуществляет администрирование сети гарантирующих ассоциаций, контролируя выполнение ими своих обязательств. Для решения насущных проблем Всемирный совет по карнетам АТА проводит ежегодные заседания. Кроме того, Совет занимается сбором и анализом статистических данных о количестве выдаваемых карнетов АТА и таможенных претензий.
Система АТА – сложный и многогранный механизм,  опосредующий взаимоотношения публично-правовых и частноправовых субъектов. Основным оператором системы АТА, выполняющим контрольные и технические функции, являются таможенные органы стран-участниц Конвенций АТА.
 Ключевым субъектом данного механизма является Международная гарантирующая сеть, состоящая из национальных гарантирующих и выдающих карнеты АТА ассоциаций (организаций). В соответствии со сложившейся международной практикой функции гарантирующей ассоциации выполняют национальные торговые палаты. С практической точки зрения торговые палаты прекрасно подходят для выполнения функций выдающих и гарантирующих ассоциаций по следующим основаниям: палаты существуют во всех странах мира; палаты имеют свои представительства или филиалы (реги­ональные палаты) во всех крупных городах, что делает порядок оформления карнетов АТА макси­мально удобным для лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, и позволяет оперативно обращаться в ближайшее отделе­ние торговой палаты; палаты активно сотрудничают с государственными, в частности, с таможенными органами, являясь своеобразным «связующим звеном» между властью и бизнесом.
Кроме того, обязательными участниками (субъектами) системы АТА являются держатели карнетов АТА - в основном держателями карнетов АТА являются  юридические лица, однако важную роль в системе играют также и физические лица в качестве представителей держателей карнетов АТА.
Третий параграф первой главы «Тенденции развития системы АТА. Опыт таможенных союзов» посвящён анализу основных мировых тенденций развития международной системы АТА.
Основным фактором, определяющим современные тенденции развития системы АТА,    являются процессы мировой интеграции. Всё больше стран в мире создают различные таможенные и экономические союзы, что в свою очередь отражается и на функционировании международной системы АТА. Объединение государств в таможенные союзы влечёт за собой перенос таможенного оформления временно ввозимых товаров в рамках системы АТА с внутренних границ государств-членов таможенного союза на внешние границы  союза.
Одним из главных приоритетов Всемирной федерации палат при Международной торговой палате является необходимость распространения системы АТА в новых регионах мира и стимулирование процесса включения в нее новых членов, а также присоединение государств-участников Конвенций АТА к новым приложениям Конвенции о временном ввозе 1990 года, что в итоге способствует расширению сферы действия международной системы АТА.
На очередном заседании Всемирного Совета по карнетам АТА, гарантирующие ассоциации - члены Международной гаран­тирующей сети Всемирной федерации палат, учредили Партнерский фонд по карнетам АТА[6], позволяющий вновь вступающим гарантам вносить де­позит на обеспечение своих финансовых обязательств в размере меньшем, чем установленный нижний предел, а именно, 100 000 долларов США.
Первоначальный денежный фонд Партнерского фонда по карнетам АТА составил 300 000 Евро. Субсидии предоставляются палатам, которые не справляются с расхода­ми, связанными с функционированием системы в их странах, а также странам, желающим вступить в Международную гаран­тирующую сеть Всемирной федерации палат, однако, не имеющим возможности выполнить все требования о гарантии. Кроме того, Протокол предусматривает возможность предоставления субсидии гарантирующим ассоциациям, у которых возникают серьезные трудности по погашению банковских расходов по обеспечению депозита. Денежные суммы, полученные из Партнерского фонда, не могут использоваться на покрытие расходов держателей карнетов АТА, а также на уплату национальными гарантирующими ассоциациями таможенных пошли и сборов.
Успешное функционирование международной системы АТА в Российской Федерации напрямую зависит от работы по унификации и гармонизации таможенного законодательства в рамках ЕврАзЭс.
Во второй главе – «Международная гарантирующая сеть в системе АТА», состоящей из двух параграфов, рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей правового регулирования, создания и функционирования Международной гарантирующей сети в системе АТА, центральным элементом которой является гарантия.
В первом параграфе второй главы «Правовое и негосударственное регулирование международной гарантирующей сети в системе АТА» выделены особенности нормативной системы регулирования отношений в международной системе АТА, состоящей из правовых (международных и национальных) и неправовых регуляторов.
Правовую основу  системы АТА составляют Конвенции АТА и национальное (таможенное) законодательство стран-участниц Конвенций АТА по вопросам, касающимся таможенного оформления временного ввоза товаров с применением карнетов АТА.
Отношения между гарантирующими организациями регулируются в основном рекомендательными документами Всемирного совета по карнетам АТА, такими как Руководство по работе Международной гарантирующей сети АТА при Всемирной Федерации Палат, Инструкция Всемирного Совета по карнетам АТА, касающаяся гарантии, которая должна быть предоставлена каждой гарантирующей организацией, и др. Указанные документы не имеют обязательной юридической силы в государствах-участниках Конвенций АТА, однако правила в них сформулированные получили в течение длительного периода широкое устойчивое применение по воле национальных гарантирующих ассоциаций, что привело к формированию обычаев и обыкновений международного делового оборота. Таким образом, важным регулятором системы АТА являются также обычаи и обыкновения международного делового оборота.
 Введение системы АТА в конкретном государстве после присоединения к Конвенциям АТА предполагает сложный процесс, включающий в себя несколько этапов. Основным этапом данного процесса является подписание и предъявление в Секретариат Всемирной федерации палат каждой национальной гарантирующей ассоциацией следующих документов:
1) межпалатского протокола об организации системы международного таможенного обеспечения по карнетам АТА (Протокол АТА);
2)  заявления о системе АТА (Заявление АТА);
3) финансовой гарантии (обеспечения).
Заявление АТА вместе с Протоколом АТА, подписанные всеми национальными гарантирующими ассоциациями, по своей природе выступают в качестве многостороннего трансграничного гражданско-правового договора, устанавливающего права и обязанности сторон, что  формирует контрактную основу системы АТА. Предмет договора - создание системы обеспечения уплаты таможенных платежей в случае нарушения процедуры временного ввоза по карнету АТА, а также формирование и обеспечение функционирования Международной гарантирующей сети. Стороны договора: все национальные гарантирующие организации, подписавшие Заявление АТА и Протокол АТА в одностороннем порядке и сформировавшие тем самым Международную гарантирующую сеть. Содержание договора составляют права и обязанности национальных гарантирующих организаций в качестве субъектов Международной гарантирующей сети.
Содержание Заявления АТА и Протокола АТА позволяет рассматривать указанные документы по аналогии с российским гражданским правом, как многосторонний трансграничный гражданско-правовой договором об учреждении коллективного образования, не являющегося юридическим лицом - договором простого товарищества (договором о совместной деятельности).
Представляется возможным рассматривать необходимость предоставления финансовой гарантии в качестве доказательства выполнения национальной гарантирующей организацией своих обязательств перед остальными членами Международной гарантирующей сети, а также выполнение ряда других обязательных требований как вклад, который в результате подписания Заявления и Протокола АТА каждая национальная гарантирующая организация вносит в совместную деятельность Международной гарантирующей сети по организации системы обеспечения уплаты таможенных платежей в случае нарушения процедуры временного ввоза. Таким образом, Заявление АТА и Протокол АТА отвечают существенному условию договора простого товарищества – объединение вкладов для достижения общей цели.
Поскольку речь идёт о трансграничном договоре с иностранными участниками неизбежно возникает вопрос о праве, применимом к этому договору. Исходя из российского коллизионного порядка (п.1 ст.1210 ГК РФ), стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. В соответствии с п.2 ст.1210 ГК РФ соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела.
В Заявлении АТА и Протоколе АТА отсутствует пункт о праве, применимом к правам и обязанностям национальных гарантирующих организаций  в качестве членов Международной гарантирующей сети. Однако в результате функционирования Международной гарантирующей сети вопрос о применимом праве всё же может возникнуть, поскольку Заявления АТА и Протокол АТА, как и любой договор, не в состоянии урегулировать абсолютно все аспекты взаимоотношений сторон. Кроме того, торговые палаты стран-участниц Конвенций АТА, желающие стать участниками Международной гарантирующей сети, сталкиваются с проблемой выбора права при заключении ими гарантийного соглашения, необходимого для предоставления в Международную Федерацию Палат в качестве доказательства выполнения национальной гарантирующей организацией своих финансовых обязательств по отношению к другим членам Сети.
Однако, справедливости ради, заметим, что возможность выбора применимого права предусмотрена в международной системе АТА лишь теоретически. На практике субъекты системы не сталкиваются с необходимостью решения вопроса о применимом праве ввиду того, что все вопросы функционирования международной системы АТА урегулированы международными единообразными нормами (Заявлением АТА и Протоколом АТА)  и обыкновениями международного делового оборота.
Система АТА сочетает в себе частноправовые и публичноправовые начала и объединяет государственные органы и юридические лица разных стран, что делает весьма проблематичным выбор права какого-либо конкретного государства для отношений по гарантии. По этой причине отношения   по гарантии в системе АТА регулируются в значительной мере обычаями (обыкновениями) международного делового оборота, что свидетельствует о стремлении к саморегулированию и уходу от национального права. На практике уход от национального права создаёт в системе АТА единообразное регулирование и минимизирует количество споров.
Второй параграф второй главы «Основные элементы Международной гарантирующей сети и механизм действия гарантии в системе АТА» посвящён гарантии, являющейся центральным институтом Международной гарантирующей сети, придающем ей устойчивость и обеспечивающим её успешное функционирование.
В работе рассматривается термин гарантия в его различных значениях, а также содержание данного понятия, применительно к международной системе АТА. В частности гарантия в международной системе АТА определяется автором как  обязательство национальной гарантирующей ассоциации, обеспеченное финансовой гарантией, в случае нарушения процедуры временного ввоза с применением карнетов АТА уплатить сумму таможенных платежей в адрес таможенных органов своей страны или иностранной гарантирующей ассоциации.
Отношения по гарантии в международной системе АТА подразделяются на следующие группы:
- финансовая гарантия (обеспечение) третьего лица, предъявляемая при вступлении национальной гарантирующей организации в Международную гарантирующую сеть в качестве доказательства исполнения ею своих обязательств перед иностранными партнёрами – национальными гарантирующими организациями – членами Международной гарантирующей сети;
-дополнительная гарантия, предъявляемая держателем карнета АТА национальной гарантирующей организации при получении карнета АТА.
Основанием возникновения обязательства по гарантии для национальной гарантирующей ассоциации является её включение в Международную гарантирующую сеть, опосредованное подписанием ею Заявления АТА и Протокола АТА, а также предоставлением финансовой гарантии. В свою очередь основанием исполнения обязательства по гарантии является нарушение условий временного ввоза держателем карнета АТА или его представителем;
Финансовая гарантия, предъявляемая национальной гарантирующей организацией при вступлении в Международную гарантирующую сеть представляет собой трансграничное гарантийное соглашение, в котором гарантом может выступать банк, страховая компания или другой поручитель, должником является национальная гарантирующая организация, вступающая в Международную гарантирующую сеть, а кредитором любая из иностранных гарантирующих организаций – действующих членов Международной гарантирующей сети. 
Обращение к основной финансовой гарантии возможно только в том случае, если гарантия держателя карнета АТА по каким-либо причинам оказались недейственна и национальная гарантирующая организация не выполнила своё обязательство по уплате таможенных платежей в результате нарушения процедуры временного ввоза по выданному ею карнету АТА.
Форма и содержание дополнительной гарантии держателя карнета АТА зависит от того, каким способом национальная гарантирующая ассоциация предпочетает компенсировать свои расходы, в случае нарушения процедуры временного ввоза держателем карнета АТА. К указанным способам относится:
а)  страхование рисков, связанных с нарушением условий временного ввоза держателями карнетов АТА;
б)  предоставление лицом, желающим получить карнет АТА, дополнительной гарантии выполнения своего письменного обяза­тельства по несению всех расходов в случае нарушения процедуры временного ввоза (например, банковской гарантии, страхового полиса, внесение за­логовой суммы);
в)  сочетание указанных способов.
Выплаты по гарантии в системе АТА предполагают наличие доказательств нарушения условий временного ввоза. С целью получения и предъявления соответствующих доказательств в системе АТА существует претензионный порядок.
В работе также сформулирован механизм действия гарантии в системе АТА,  основанный, на том, что всегда существует национальный партнер (национальная гарантирующая ассоциация), к которому таможенные органы могут напрямую обращаться в случае каких-либо нарушений со стороны иностранных держателей. В случае, если нарушение условий временного ввоза доказано в установленном порядке, основная обязанность  гарантирующей ассоциации страны временного ввоза состоит в том, чтобы, обеспечить поступление в адрес таможенных органов своей страны суммы всех импортных пошлин, налогов и сборов, установленных для данных товаров, которая была уплачена иностранной гарантирующей ассоциацией, выдавшей спорный карнет АТА.
В третьей главе «Правовая природа и назначение гарантии в международной системе АТА» представлена характеристика гарантии в международной системе АТА с точки зрения российского и зарубежного законодательства, а также различных теоретических подходов.
 Первый параграф третьей главы «Правовая природа гарантии в системе АТА» посвящён анализу теоретических подходов к понятию «гарантия» и выявлению правовой природы гарантии в системе АТА.
На основе анализа российского и зарубежного законодательства, а также доктринальных источников в работе делается вывод о том, что, несмотря на отсутствие соответствующих положений закона и  единства мнений относительно возможности проведения аналогии гарантии с поручительством, отношения по гарантии в системе АТА имеют некоторое сходство с поручительством в гражданско-правовом смысле. Причём особенностью такого поручительства является трансграничный характер, т.к. указанные отношения осложнены иностранным элементом.
 Применяя по аналогии определение международной гарантии, данное И.Блюнчли, в работе отмечено, что в международной системе АТА существует основной гарантийный договор - финансовая гарантия национальной гарантирующей ассоциации, предъявляемая при вступлении национальной гарантирующей организации в Международную гарантирующую сеть в качестве доказательства исполнения обязательств по уплате таможенных платежей перед своими иностранными партнёрами – национальными гарантирующими организациями – членами международной гарантирующей сети, в форме трансграничного гарантийного соглашения третьего лица. Финансовые гарантии всех членов Сети подчинены защите бесперебойного функционирования Международной гарантирующей сети. Вместе с основным гарантийным договором в международной системе АТА существует также дополнительный гарантийный договор – гарантия держателя карнета АТА, предъявляемая им в зависимости от требований национальной гарантирующей организации в форме страхового полиса, банковской гарантии или депозита при получении карнета АТА. Эта гарантия защищает одного из членов Международной гарантирующей сети.
Анализ механизма обеспечения гарантии в системе АТА, а также состава субъектов и суть складывающихся между ними отношений, позволяет сделать вывод о том, что, гарантия в системе АТА имеет частноправовую природу, поскольку само понятие «гарантия» в системе АТА используется в его гражданско-правовом значении, как способ обеспечения гражданско-правового обязательства.
Во втором параграфе третьей главы «Гарантия в системе АТА как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов» гарантия в системе АТА рассматривается как особый способ обеспечения уплаты таможенных платежей.
Говоря о природе гарантии в системе АТА, нельзя устраниться от такого вопроса, как сущность основного обязательства по гарантии. В данном случае в качестве такового выступает обязанность по уплате таможенных платежей.
По мнению ряда авторов, отношения между таможенным органом и плательщиком представляют собой не столько обязательственное правоотношение, сколько административное, а обеспечение уп­латы таможенных пошлин, налогов — дополнитель­ное по отношению к главному административ­ному правоотношению. И это отношение оформляется как обязательственное и к нему применяются нормы гражданского права. Таким образом, вопрос о сочетании столь разных отраслей законодательства, как гражданское и таможенное, и применении их в совокупности породил в науке множество дискуссий.
Отношения по уплате таможенных пла­тежей носят публично-правовой  характер, так как одной из сторон этих отно­шений выступает государство в лице специ­ально уполномоченных им на это органов  — таможенных. Для обеспечения исполнения их функций государство устано­вило специальные индивидуально безвозмез­дные платежи в государственную казну, ко­торые в установленных законодательством случаях лицо обязано уплатить. И это в пол­ной мере относится и к таможенным плате­жам. В отличие от отношений, регулируемых гражданским законодательством, которые носят частноправовой характер, в таможен­ных правоотношениях нет фактического ра­венства сторон, ибо здесь реализуется метод власти и подчинения.
Принимая участие в дискуссии о сочетании норм гражданского и таможенного законодательства для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов,  автор выражает собственную позицию по данному вопросу. С усложнением общественных отношений усложняются и правоотношения. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что законодатель для решения публично-правовых задач по урегулированию такой проблемы как обеспечение уплаты таможенных платежей заимствует некоторые гражданско-правовые способы. Сочетая нормы столь разных отраслей законодательства, как гражданское и таможенное, законодатель исходил, прежде всего, из принципа эффективности. А эффективность применения гражданско-правовых способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов доказана как международной практикой, так и практикой российских таможенных органов. Таким образом, сочетание норм гражданского и таможенного законодательства для обеспечения уплаты таможенных пошлин представляется оправданным.
Гарантия в системе АТА занимает самостоятельное место в системе отношений по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов, являясь особым видом (способом) обеспечения их уплаты, основанным на международных Конвенциях АТА. Несмотря на то, что ни в Таможенном кодексе Таможенного союза, ни в Таможенном кодексе Евросоюза нет прямого упоминания о гарантии в системе АТА, этот способ обеспечения уплаты таможенных платежей весьма эффективно выполняет свою задачу по устранению негативных последствий, связанных с невыполнением участниками внешнеэкономической деятельности своих обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов.
В заключении подводятся итоги исследования, формируется ряд теоретических и практических выводов, вытекающих из научного исследования и направленных на совершенствование правового и неправового регулирования частноправовых отношений, осложнённых иностранным элементом в международной системе АТА, и совершенствование правового механизма обеспечения гарантии в этой системе.
Диссертационное исследование завершается списком литературы и нормативных правовых актов, а также приложениями.
 
 

Основные научные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:

 
  1. Арефкина М.Ю. Что такое карнет АТА? // Актуальные проблемы российского права. Сборник статей. - М.: Изд-во МГЮА, 2007, № 2 (5). – 0,7п.л.
  2. Арефкина М.Ю. Правовое регулирование системы АТА в РФ. Проблемы российских держателей карнетов АТА // Актуальные проблемы российского права. - М.: Изд-во МГЮА, 2008, № 3 (8). – 0,8 п.л.
  3. Арефкина М.Ю. Тенденции развития международной системы АТА. Опыт таможенных союзов // Актуальные проблемы российского права. - М.: Изд-во МГЮА, 2011, № 1 (18). – 1,1 п.л.
  4. Арефкина М.Ю. Международная система АТА. Правовое и негосударственное регулирование Saarbrucken, Germany LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co KG, 2012, - 4,8 п.л.
  5. Арефкина М.Ю. Правовая природа гарантии в международной системе АТА // Право и государство: теория и практика. 2012. №5 – 0,8 п.л.

 
 

 
[1] Собрание Законодательства Российской Федерации от 6 ноября1995 года №45, ст.4339
[2] Райкова А.Ю. Расширение ЕС: к вопросу о применении международной таможенной процедуры временного ввоза товаров по карнетам АТА на территорию Европейского Союза // Международное право - International Law. - М.: Изд-во РУДН, 2006, № 4 (28). - С. 139-153; Райкова А.Ю. Международная таможенная система А.Т.А – инструмент упрощения международной торговли. – М.: Научная книга, 2007; Райкова А.Ю. Международная таможенная процедура временного ввоза товаров. Система АТА. – М.: Научная книга, 2008.-208с.; Международно-правовые аспекты упрощения и гармонизации таможенных процедур (на примере международных таможенных конвенций по Карнетам А.Т.А.). дис. ... канд. юрид. наук / Райкова А.Ю. - М., 2009;
[3] См.:Таможенное право: учебник/ отв. ред. А.Ф. Ноздрачев; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российкой Федерации. – М.: Волтерс Клувер, 2007
О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко Таможенное право: учебник/ отв. ред. Н.И. Химичева. – 2-е изд., перераб. И доп. -  М.: Юристъ, 2007
[4] Яковлев В.Ф. О неоторых вопросах применения части первой ГК РФ арбитражными судами // Вестник ВАС РФ.1995.№5. С.93
[5] Лунц Л.А.  Курс международного частного права в трёх томах. М.: Спарк. 2002. С.47
[6]   Протокол об учреждении и управлении Партнерского Фонда по карнетам АТА.WCF WATAC 13 May 2003 AD/LCB Document 550-1/1206 Rev.3E
Файлы: 
Порядок отображения: 
0