2013avtoref166
06 июня 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Нарушение специальных правил безопасности в уголовном праве России» (специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.123.01
Сноска на автореферат:
Евдокимов А.А. Нарушение специальных правил безопасности в уголовном праве России: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 30.
Ознакомиться с другими авторефератами Вы можете в разделе Авторефераты диссертаций по юридическим наукам сайта «Правовые технологии»
Текст автореферата диссертации:
доктор юридических наук, профессор,
ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский
государственный университет»,
профессор кафедры уголовного права
Борисенкова Наталья Владимировна– кандидат юридических наук,
Нагатинский районый суд г. Москвы, федеральный судья
Ведущая организация ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский)
федеральный университет»
Защита диссертации состоится 06 июня 2013 года в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.01, созданного на базе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, зал заседаний диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Автореферат разослан 02 мая 2013 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук,
доцент В.Н. Орлов
ВВЕДЕНИЕ
За период действия УК РФ рассматриваемых преступлений зарегистрировано:
1) по ст. 215: 1997 г. – 2; 1998 г. – 2; 1999 г. – 3; 2000 г. – 0; 2001 г. – 76; 2002 г. – 105; 2003 г. – 42; 2004 г. – 44; 2005 г. – 37; 2006 г. – 41; 2007 г. – 39; 2008 г. – 7; 2009 г. – 4; 2010 г. – 7; 2011 – 4;
2) по ст. 216: 1997 г. – 223; 1998 г. – 18; 1999 г. – 229; 2000 г. – 217; 2001 г. – 240; 2002 г. – 233; 2003 г. – 235; 2004 г. – 193; 2005 г. – 216; 2006 г. – 260; 2007 г. – 190; 2008 г. – 203; 2009 г. – 181; 2010 г. – 234; 2011 – 257;
3) по ст. 217: 1997 г. – 17; 1998 г. – 27; 1999 г. – 6; 2000 г. – 18; 2001 г. – 20; 2002 г. – 15; 2003 г. – 12; 2004 г. – 20; 2005 г. – 34; 2006 г. – 26; 2007 г. – 15; 2008 г. – 15; 2009 г. – 14; 2010 г. – 24; 2011 – 18;
4) по ст. 219: 1997 г. – 181; 1998 г. – 39; 1999 г. – 135; 2000 г. – 173; 2001 г. – 165; 2002 г. – 140; 2003 г. – 131; 2004 г. – 95; 2005 г. – 108; 2006 г. – 151; 2007 г. – 138; 2008 г. – 137; 2009 г. – 144; 2010 г. – 135; 2011 – 97.
Кроме того, обоснована необходимость использования зарубежного законодательного опыта в совершенствовании уголовно-правового механизма обеспечения реализации специальных норм безопасности:
а) УК КНР – в части описания преступного деяния как нарушения правил противопожарной безопасности, а также отказа от принятия мер по исправлению недостатков в соответствии с уведомлением органов пожарной охраны, приведших к тяжким последствиям;
б) УК Украины – в части криминализации нарушения правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью на производстве;
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, указываются цели и задачи, определяется состояние научной разработанности проблемы, раскрываются научная новизна, методологическая, теоретическая и эмпирическая основы диссертации, формулируются основные положения, выносимые на защиту, аргументируется теоретическое и практическое значение работы, приводятся сведения об апробации результатов проведенного исследования.
Первая глава «Специальные правила безопасности: понятие, виды, уголовно-правовые средства обеспечения» состоит из двух параграфов.
В первом параграфе «Понятие и виды специальных правил безопасности» выделяются их сущностные признаки, формулируется понятие источника повышенной опасности (ИПО), раскрывается его содержание, определяются особенности, критерии и порядок эксплуатации. По мнению диссертанта, источником повышенной опасности могут являться объекты материального мира, явления и процессы, которые заключают в себе угрозу для жизни или здоровья человека, зданий, сооружений, окружающей среды, популяций животных и организмов и т.д. Смыслообразующим признаком ИПО выступает тяжесть последствий выхода его из-под контроля человека. Этот признак позволяет провести разграничение между вредными и опасными для человека объектами. При его оценке следует учитывать направленность предполагаемого воздействия (объект негативного воздействия, значимость) и размер возможного материального ущерба.
Использование источника повышенной опасности предполагает четкую последовательность продуманных и, как правило, опробованных на практике действий, определенную технологию процесса взаимодействия с ним человека. Эта обусловленная объективными причинами необходимость чаще всего воплощена в законодательно закрепленных правилах поведения, для обозначения которых используется термин «специальные правила безопасности».
Специальные правила безопасности, определяющие порядок взаимодействия человека с ИПО, можно разделить на следующие основные составляющие: 1) правила создания (производства) опасных объектов, их хранения, перемещения и т.д. (обращение с источниками опасности, находящимися в статическом состоянии); 2) правила непосредственного использования или применения их по назначению (обращение с ними в динамике); 3) правила предосторожности, касающиеся взаимодействия человека с источниками опасности, главным образом природного происхождения, не используемыми в конкретной его деятельности (такие правила могут быть направлены, например, на предотвращение возможных угроз со стороны стихий).
При этом все они должны отвечать ряду критериев: а) безопасность в любом производственном процессе должна иметь приоритет перед всеми остальными целями и задачами, поэтому смысл устанавливаемых правил обращения с ИПО должен заключаться не в учете технических особенностей их применения, а в создании условий безопасного функционирования; б) правила, какого бы источника повышенной опасности они ни касались, должны соответствовать объективным закономерностям, условиям и обстоятельствам обращения с ними, учитывать способности человека и параметры выхода этого объекта из-под контроля; в) если объект не отличается высокой надежностью, его эксплуатация сопряжена со значительной опасностью, то правила должны учитывать возможные негативные последствия обращения с ним, не зависящие от воли и возможностей оператора; г) правила должны исключать ответственность за причинение ущерба, связанного с эксплуатацией опасных объектов, если лицо действовало в строгом соответствии с установленными предписаниями; д) специальные правила безопасности, определяющие порядок обращения с ИПО, должны быть рассчитаны на лиц, прошедших обучение, имеющих специальную подготовку и допущенных в установленном порядке к их использованию; оптимальным вариантом реализации этой задачи является процедура лицензирования, выдачи разрешений на эксплуатацию объекта, оформление допуска к работе с ним, прохождение инструктажа по технике безопасности и т.д. В целом правила должны подразумевать такой перечень предписаний, соблюдение положений которого исключало бы возможность наступления ущерба.
Во втором параграфе раскрываются средства уголовно-правового обеспечения соблюдения специальных правил безопасности, дается их классификация. В работе предлагается рассматривать специальные правила безопасности как вид общественных отношений, которые обусловлены объективными факторами, сложились исторически, учитывают особенности использования источника повышенной опасности и направлены на обеспечение безопасного взаимодействия с ним. Ввиду особой важности эти отношения урегулированы нормами права различных отраслей. Уголовно-правовые средства в этой системе образуют соответствующий уровень их правовой охраны наряду с нормами гражданского, административного и иного законодательства. Они составляют его важнейшую часть, состоят из запретов нарушения специальных правил безопасности.
Названные установления имеют двоякое значение. Во-первых, нормы уголовного права выступают средством предостережения, поддерживая состояние безопасности тем, что заставляют действовать лиц, взаимодействующих с ИПО, в строгом соответствии с установленными правилами, таким образом предупреждая возможные нарушения. В этом проявляется статическая функция уголовно-правовых запретов, обеспечивающих соблюдение специальных правил безопасности. Во-вторых, они рассчитаны на ситуации, когда происходит нарушение специальных правил безопасности, возникают опасные последствия (причиняется вред жизни и здоровью людей, окружающей природной среде и т.д.). В этом случае приводится в действие механизм уголовно-правового принуждения, т.е. реализуется динамическая функция. В процессе применения к нарушителям санкций восстанавливаются социальная справедливость, нормальное функционирование общественных отношений. Вместе с этим возвращается на прежний уровень состояние безопасности за счет нейтрализации негативного человеческого фактора, ставшего причиной нарушения.
Система взаимодействия обозначенных инструментов образует механизм уголовно-правового обеспечения безопасности ИПО. При этом сами нормы уголовного права, направленные на обеспечение безопасного использования последнего, не относятся к числу специальных правил безопасности, так как не регулируют порядок использования опасных объектов, а являются средствами обеспечения их соблюдения.
К нарушениям специальных правил безопасности можно отнести: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ) и нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ). Данные преступления характеризуются единством социально-правовой сущности, одинаковым объектом, схожими объективными и субъективными признаками, выступают общими по отношению ко всем остальным преступным нарушениям правил безопасного обращения с ИПО.
Вторая глава «Уголовно-правовая характеристика нарушения специальных правил безопасности» включает пять параграфов.
В первом параграфе дается общая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 215, 216, 217 и 219 УК РФ, раскрываются их общие черты, определяется объект, схожие признаки объективной и субъективной сторон, очерчивается круг лиц, которые могут нести ответственность за их совершение, проводится сравнение названных норм УК РФ с соответствующими положениями уголовного законодательства зарубежных стран.
Смысл функционирования системы безопасности автор видит в обеспечении неприкосновенности жизни и здоровья людей, имущественных интересов физических и юридических лиц, состояния окружающей среды и других жизненно важных интересов и благ общества. Пока отсутствуют факторы угрозы извне, эти элементы находятся в состоянии защищенности; как только появляется опасность нарушения их нормального существования, которая вызывает неблагоприятный результат (причинение какого-либо ущерба), состояние защищенности разрушается. Появление угрозы безопасности не всегда может привести к наступлению неблагоприятных последствий. Опасность может быть устранена на начальном этапе ее детерминации, например в результате своевременных слаженных действий. В таком случае безопасность сначала будет нарушена, а потом восстановлена.
Преступления, связанные с нарушением специальных правил безопасности, по своей природе являются однообъектными. Их основным непосредственным объектом выступают общественные отношения, направленные на обеспечение безопасного взаимодействия человека с ИПО в той или иной сфере жизнедеятельности. Последствия в виде причинения физического, материального или иного вреда при совершении деяний такого рода полностью охватываются понятием нарушения общественной безопасности и не требуют обоснования существования дополнительного объекта, а вместе с тем и дополнительной квалификации по иным статьям Особенной части УК РФ.
В составах нарушения специальных правил безопасности потерпевший одновременно может являться и субъектом преступления. Природа деяний, предусмотренных ст. 215–217, 219 УК РФ, такова, что в них виновный причиняет вред не только себе, но и окружающим.
Объективная сторона всех преступлений рассматриваемой группы имеет идентичную конструкцию, что обусловлено их единой юридической природой. Она включает деяние, последствия и причинно-следственную связь между ними. При этом отличительной особенностью всех анализируемых норм является их бланкетный характер. Поэтому для уяснения содержания объективных признаков необходимо обращаться к иным отраслям законодательства (устанавливающих правила безопасного обращения ИПО на производстве). Такой подход к конструированию анализируемых составов оправдан; в данном случае речь идет о специфических отношениях, в рамках которых каждый акт поведения человека имеет значение и подчинен строго определенному порядку. Его использование, с одной стороны, позволяет исключить проблему, связанную с неполнотой отображения всей специфики подобного рода нарушений (особенностей порядка взаимодействия человека с ИПО), с другой – обеспечивает стабильность уголовного закона на фоне динамичного развития охраняемых социальных связей.
В преступлениях, предусмотренных ст. 215, 216, 217 и 219 УК РФ, причинно-следственная связь, как правило, является опосредованной. Наступление вредных последствий происходит в несколько этапов, зависит от стечения целого ряда обстоятельств, а сам факт нарушения правил безопасности еще не означает обязательного причинения материального вреда. По сути, нарушения лишь создают, а в некоторых случаях увеличивают потенциал угрозы, которая может реализоваться в последствиях либо может быть предотвращена в результате действий самого нарушителя или других лиц.
По мнению диссертанта, последствия, который могут повлечь преступления рассматриваемой группы, недостаточно точно отражены в нормах УК РФ. Их описание необходимо унифицировать и конкретизировать; кроме того, представляется целесообразным расширить перечень возможных последствий нарушения специальных правил безопасности в соответствующих нормах УК РФ, в том числе за счет указания на «иные тяжкие последствия».
С субъективной стороны преступления характеризуются неосторожной формой вины, на что прямо указывает сам законодатель, формулируя определение последствий. Как показывает практика, 74,3 % преступлений совершается по легкомыслию; 25,7% – по небрежности.
Субъект нарушения правил безопасности специальный – лицо, которое в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязано соблюдать или обеспечивать правила безопасного обращения с источниками повышенной опасности, требования безопасного производства или поведения на опасных объектах. Всех работников опасного производства можно разделить на две категории: 1) лиц, деятельность которых связана с непосредственной работой с источником повышенной опасности, его использованием (управлением), обслуживанием и т.д.; 2) лиц, деятельность которых связана с организацией безопасности на производстве. К последним могут быть отнесены как должностные лица, так и работники, профессиональные функции которых связаны с обеспечением безопасного обращения с источником опасности.
Во втором параграфе «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики» дается характеристика преступления, предусмотренного ст. 215 УК РФ, раскрываются его признаки, анализируются сложные вопросы квалификации. Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики является наиболее опасным из числа рассматриваемых деяний. Его общественная опасность заключается не только в угрозе причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц и заражения окружающей среды в результате радиоактивного воздействия. Возникновение аварии на объекте атомной энергетики порождает опасность взрыва, пожара, а стало быть, уничтожения или повреждения имущества и т.д. Поэтому неправильно сводить понятие непосредственного объекта данного преступления лишь к радиационной безопасности (см. раздел I автореф.).
С учетом многообразия объектов атомной энергетики, отсутствия единой терминологии в данной сфере предлагается уточнить и унифицировать понятийный аппарат: 1) признать синонимичными термины «атомная безопасность» и «ядерная безопасность»; 2) использовать для обозначения всех объектов, заключающих в себе угрозу радиоактивного воздействия, эксплуатация которых регламентирована законом, универсальный термин – «объект использования атомной энергии».
Рассматриваемое преступление нужно отличать иных деяний, характеризующихся такими же последствиями, но не представляющих угрозы для ядерной безопасности. Не охватываются указанной статьей такие нарушения правил безопасности на объектах использования атомной энергии, которые создали угрозу для жизни и здоровья людей по причинам, не связанным с ядерным поражением (механические повреждения, поражение электротоком, отравление промышленными ядовитыми веществами). Не образуют состава данного преступления и нарушения правил строительства и эксплуатации объектов ядерной энергетики, которые не предполагают наступления последствий, предусмотренных в ст. 215 УК РФ, и прежде всего радиоактивного заражения. Необходимо отличать рассматриваемое преступление от не связанных с соблюдением правил безопасности на объектах атомной энергетики незаконных приобретения, хранения, использования, передачи или разрушения ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст. 220 УК РФ).
Включение в число обязательных признаков состава преступления общественно опасных последствий в виде создания опасности причинения смерти человека или радиоактивного загрязнения окружающей среды представляется не совсем оправданным. По действующим нормативам радиационного воздействия в настоящее время довольно сложно определить, когда радиоактивное излучение представляет ту самую реальную угрозу для жизни или здоровья человека, наличие которой образует в деянии состав преступления. Между тем такая угроза теоретически существует при любом нарушении правил безопасности при использовании атомной энергии. Она присуща данному деянию от природы, поэтому не может рассматриваться как критерий определения степени опасности различных нарушений в этой сфере.
Субъект рассматриваемого преступления специальный – лицо, деятельность которого связана с соблюдением правил безопасности на объектах атомной энергетики, в том числе и должностное.
В третьем параграфе «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» раскрывается понятие горных, строительных и иных опасных работ, определяются пределы уголовной ответственности за нарушения порядка их осуществления. В ст. 216 УК РФ законодатель объединил сразу несколько видов нарушений, касающихся различного рода работ: строительных, горных и иных, связанных с опасным производством. Такой же подход используется в уголовном законодательстве большинства зарубежных стран. Его следует признать оправданным, так как правила, о которых идет речь, одинаковы по своей сущности и характеру. Горные и строительные работы часто осуществляются на одном и том же объекте, одни работы одновременно предполагают проведение других. Например, в соответствии со специальным законодательством к горным работам относятся строительство, реконструкция, эксплуатация и ремонт буровых установок, шахт или иных выработок по добыче полезных ископаемых, а также строительство и ремонт подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, например метрополитена, тоннелей. В свою очередь при осуществлении строительства, сфера которого охватывает эксплуатацию строительных машин (тракторов, экскаваторов, грейдеров) и т.д., обязательно соблюдение еще ряда других правил по технике безопасности. Единство социально-правовой сущности фактически стирает границы между горными, строительными и иными схожими работами, что в свою очередь лишает смысла раздельного определения объекта преступления.
При характеристике объекта преступления автор приходит к выводу о необходимости конкретизации понятия «иные работы» (см. раздел I автореф.).
Перечень преступных последствий, указанных в ст. 216 УК РФ, по мнению диссертанта, следовало бы расширить. Если для нарушения правил строительства и проведения горных работ больше характерны гибель людей и причинение вреда здоровью, причинение имущественного ущерба, то при нарушении правил ведения иных опасных работ возможно причинение и другого вреда – загрязнения окружающей среды, пожара и т.д. В действующем законодательстве данное обстоятельство не учтено (в примечании к ст. 216 УК РФ речь идет лишь об имущественном ущербе), в связи с чем предлагается дополнить перечень последствий «иными тяжкими последствиями», которые были включены в ст. 214 и 215 УК РСФСР 1960 г.
Многообразие опасных работ, осуществляемых в сфере горнодобывающей деятельности и строительства, схожесть последствий, наступающих в результате нарушения специальных правил безопасности, а также нарушение правил охраны труда порождает проблему разграничения этих преступлений. При отграничении деяния, предусмотренного ст. 216 УК РФ, от нарушения правил охраны труда (ст. 143 УК РФ) нужно учитывать, что правила безопасности горных, строительных и иных работ включают в себя одновременно и правила охраны труда и техники безопасности. Поэтому их нарушения, как правило, являются и нарушениями общих правил охраны труда. При квалификации деяний, которые по своему характеру подпадают одновременно под признаки названных составов преступлений, следует учитывать в первую очередь то, какой потенциал угрозы они в себе несут. Если нарушения касались лишь безопасных условий труда работников, то виновный должен нести ответственность по ст. 143 УК РФ; если же они представляли опасность для окружающих, то такие деяния следует квалифицировать по ст. 215, 216, 217 или 219 УК РФ.
Субъект преступления специальный – учредитель, руководитель, должностное лицо горнодобывающих предприятий, строительных и иных организаций, деятельность которых предполагает выполнение опасных работ, другие работники, осуществляющие такие работы. К числу субъектов преступления следует относить также иных лиц (стажеров, практикантов и т.д.), ознакомленных с правилами безопасности при ведении работ, прошедших инструктаж, на которых возложены обязанности по их соблюдению.
В четвертом параграфе «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах» характеризуется преступление, предусмотренное ст. 217 УК РФ, раскрываются особенности его квалификации, определяются критерии отграничения его от смежных деяний. Диссертант считает, что нецелесообразно понятие «взрывоопасный объект» относить к какому-то конкретному производственному подразделению, как это сделано в названии и тексте указанной статьи. Взрывобезопасность, об охране которой в данном случае идет речь, подвергается угрозам зачастую не только в пределах границ названных производственных объектов. Обращение с взрывоопасными предметами может охватывать собой и проведение работ вне каких-то специально оборудованных для этого производственных площадей, скажем работ по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов на местности. Поэтому при нынешнем способе описания преступного деяния в ст. 217 УК РФ уголовно-правовая норма не способна в полной мере обеспечить защиту личности и общества. Кроме того, возникает проблема отграничения взрывоопасных объектов от пожароопасных. Некоторые нормативные правовые акты не различают между собой пожаро- и взрывоопасные объекты; рассматривая их как единое целое, обозначают общим термином «взрывопожароопасные производственные объекты».
В связи с этим предлагается заменить термин «взрывоопасный объект» на термин «объект, на котором производятся взрывоопасные работы». Содержанием последнего охватывается порядок их осуществления как на взрывоопасных предприятиях, так и во взрывоопасных цехах и на любых других производственных объектах. Такой подход к определению сущности преступления позволит провести четкую грань, отделяющую его от смежных преступлений, прежде всего от деяния, предусмотренного ст. 218 УК РФ.
В работе рекомендуется уточнить перечень преступных последствий, указанных в ст. 217 УК РФ, за счет включения в него вреда здоровью человека, имуществу и окружающей среде.
Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах может быть совершено только с неосторожной формой вины. Субъектом преступления является любой работник взрывоопасного объекта, обязанный соблюдать установленные на этом объекте правила безопасности, а также посторонние лица, ознакомленные с этими правилами и обязанные их соблюдать. Утверждение о возможности совершения преступления общим субъектом не может быть признано состоятельным в силу особого порядка допуска к работам с взрывоопасными объектами или построенными на использовании взрывоопасных технологий и особых требований, предъявляемых к таким лицам. Названные требования предусмотрены в отношении всех без исключения работ такого рода специальными нормативными правовыми актами. В том случае, когда правила безопасности нарушены лицом, случайно оказавшимся на объекте и не знающим этих правил, оно не несет ответственность по ст. 217 УК РФ, но может быть субъектом иного преступления.
В пятом параграфе содержится анализ нарушения требований пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ). Требования, о которых идет речь, не связаны с каким-то особым производством, использованием сложных устройств или технологий, распространяются на неопределенный круг объектов – производственных, жилых, культурно-просветительных и др. Поэтому по отношению к другим деяниям анализируемой группы нарушение требований пожарной безопасности носит общий характер.
Надо иметь в виду, что жизнь и здоровье граждан, а также их имущественные интересы могут пострадать в рассматриваемых ситуациях не только от пожара как такового, но и от тления, задымления и т.п., т.е. от факторов, не сопровождающихся открытым огнем, горением.
В работе предлагается относить к правилам пожарной безопасности не все, а только те из них, которые непосредственно направлены на профилактику пожаров, а также на борьбу с ними, напрямую влияют на пожаробезопасность. В целях уточнения признаков деяния, предусмотренного ст. 219 УК РФ, рекомендуется вернуть в закон ранее использовавшуюся формулировку «правила пожарной безопасности» вместо введенного термина «требования».
По действующему законодательству под охраной уголовного закона находятся лишь отдельные аспекты пожарной безопасности. Последствия пожара, как известно, могут быть и не связаны с человеческими жертвами, а выражаться в ином существенном ущербе, например уничтожении или повреждении зданий или сооружений, иного имущества. Поэтому следует расширить круг последствий преступления за счет включения в него крупного ущерба и иных тяжких последствий.
Многочисленные нормативные акты, содержащие правила пожарной безопасности, не всегда имеют четко определенных адресатов. Многие из них распространяются на неопределенный круг лиц, причем не только должностных или лиц, чья работа связана с пожароопасными веществами. Поэтому ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, предусмотренная ст. 219 УК РФ, должна распространяться на всех обязанных соблюдать требования пожарной безопасности независимо от того, находятся ли они на работе, территории производственного объекта или в жилом помещении, отдыхают в лесу и т.д. Для каждой категории граждан предназначен свой круг конкретных правил пожарной безопасности. Субъектом данного преступления может выступать лицо, которое не соблюдает правила, предназначенные именно для него. Такое мнение было поддержано большинством респондентов, участвовавших в опросе.
В заключении излагаются основные результаты проведенного диссертационного исследования и формулируются предложения по совершенствованию действующих положений уголовного закона, касающихся ответственности за нарушение специальных правил безопасности.
В приложениях даны таблицы, в которых отражены: характеристика и масштабы чрезвычайных ситуаций; объекты использования атомной энергии; структура требований безопасности в атомной сфере; обстоятельства, способствующие нарушениям правил безопасности при ведении опасных работ; результаты анкетирования по вопросу о соотношении преступлений, предусмотренных ст. 143 и ст. 215, 216, 217 и 219 УК РФ; результаты анкетирования по вопросу о целесообразности изменения формулировки деяния, предусмотренного ст. 219 УК РФ.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
I. В изданиях, рекомендованных ВАК
1. Евдокимов А.А. Средства уголовно-правового обеспечения соблюдения специальных правил безопасности и их классификация /А.А. Евдокимов // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 2 (19) – 0, 3 п.л.
II. В других изданиях
2. Евдокимов А.А. Понятие специальных правил безопасности / А.А. Евдокимов // Право: теория и практика. 2010 г. № 6–7 – 0, 5 п.л.
3. Евдокимов А.А. Нарушение специальных правил безопасности в системе неосторожных преступлений, связанных с использованием источников повышенной опасности / А.А. Евдокимов // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы Седьмой Международной научно-практической конференции 28–29 января 2010 г. М., 2010. – 0, 25 п.л.
4. Евдокимов А.А. Нарушение специальных правил безопасности как относительно самостоятельная группа преступлений / А.А. Евдокимов // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы Восьмой Международной научно-практической конференции 27–28 января 2011 г. М., 2011. – 0, 25 п.л.
5. Евдокимов А.А.. Нарушение специальных правил безопасности в уголовном праве России / А.А. Евдокимов / под ред. А.И. Чучаева. М.: Проспект, 2012. – 9, 5 п.л.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии