​2013avtoref1291

Аватар пользователя ideolog
Шамардин Евгений Александрович
 
14 февраля 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Сочетание централизованного, регионального и локального регулирования как особенность метода современного трудового права» (специальность 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д.212.123.03
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Шамардин Е.А. Сочетание централизованного, регионального и локального регулирования как особенность метода современного трудового права: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 29.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1291 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Шамардин Е.А. Сочетание централизованного, регионального и локального регулирования как особенность метода современного трудового права: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 29.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
 
 
 
Шамардин Евгений Александрович
 
 
 
 
 
СОЧЕТАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И ЛОКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ОСОБЕННОСТЬ МЕТОДА СОВРЕМЕННОГО ТРУДОВОГО ПРАВА
 
 
12.00.05 - Трудовое право;
право социального обеспечения
 
 
 
 
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
Москва - 2012
Диссертация выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии имени          О.Е. Кутафина.

 
Научный руководитель                       
доктор юридических наук,  доцент Зайцева Ольга Борисовна
 
Официальные оппоненты:                  
доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Костян Ирина Александровна
 
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процессуального и трудового права юридического факультета ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» Степанова Елена Анатольевна
 
Ведущая организация
Уральская государственная юридическая академия
 
Защита состоится 14 февраля 2013 г. в 16.00 на заседании диссертационного совета Д.212.123.03 при Московской государственной юридической академии по адресу: 123995 г. Москва, ул. Садовая Кудринская д.9, зал заседаний диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина
Автореферат разослан «27» декабря 2012 г.
 
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор юридических наук,
профессор                                                И.О. Краснова
Общая характеристика работы.
 
Актуальность темы диссертационного исследования.
Социальные, экономические и политические реформы в Российской Федерации, развитие концептуальных оснований правопонимания в целом и понимания трудового права в частности оказывают большое влияние на общественные отношения, изменяют сущность правового регулирования труда. Прежняя концепция правового регулирования трудовых отношений, выработанная в основном в системе советского права, отвечающая идеологическим конструкциям социалистического общества, социалистическим производственным отношениям стала неприемлемой в условиях новой России. Изменение социально-политического строя,  переход к рыночной экономике, перемены в характере трудовых отношений требуют обновления способов и приемов правового регулирования.
Метод правового регулирования является одной из важнейших категорий правовой науки. Именно метод выражает специфические черты и особенности отрасли права, только совокупность особых приемов и способов позволяет осуществлять эффективное и отвечающее требованиям времени правовое регулирование той или иной группы общественных отношений.
В настоящее время, когда в Российской Федерации создается новая правовая система и формируются основы федерализма, вопрос о способах регулирования трудовых отношений приобретает особое значение.
Для адекватного и своевременного реагирования на происходящие изменения в реальных социально-трудовых отношениях, трудовое право должно обладать свойством динамизма – способностью приспособиться к новым экономическим и общественным реалиям. Сегодня именно динамизм правового регулирования должен стать главным ориентиром развития трудового права. Достижение этой задачи предопределяет необходимость эффективного сочетания разных уровней правового регулирования, основные из которых – централизованный, региональный и локальный. Рациональное использование этих уровней позволяет оптимально сочетать общее и особенное в регулировании социально-трудовых отношений; учитывать интересы всех субъектов трудового права; устанавливать как общие принципы и закономерности развития социально-трудовых отношений, так и их особенности на уровне субъекта РФ или у конкретного работодателя.
С принятием Трудового кодекса РФ и включением в правотворческий процесс других субъектов наряду с федеральным законодателем, вопрос о  сочетании различных уровней правового регулирования приобретает особую актуальность. Изменение метода трудового права вызывает необходимость решения вопроса о возможности действенного и согласованного правового регулирования на нескольких уровнях. Значительный исследовательский интерес вызывают проблемы сочетания федерального и регионального уровней регулирования, соотношения различных уровней социального партнерства, изменения роли локального уровня регулирования. Указанные проблемы требуют комплексного исследования сочетания централизованного, регионального и локального регулирования как одной из важнейших особенностей метода современного трудового права.
Диалектика статики и динамики и в этом контексте централизации и децентрализации во все периоды развития трудового права определяет принципиальные особенности метода правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Быстрый и эффективный ответ правового механизма на возникающие особенности трудовых отношений, достижение баланса интересов всех субъектов трудового права возможно только при широком использовании всех уровней правового регулирования, их сочетания и тесного взаимодействия.
Обозначенные основания вызывают необходимость переосмысления теоретических концепций, обосновывающих в науке трудового права взгляды на сущность метода трудового права, определяют актуальность и значимость выбранной темы исследования.
Целью диссертационного исследования является изучение метода современного трудового права и одной из его важнейших особенностей -  сочетания централизованного, регионального и локального уровней регулирования с анализом их взаимосвязи и совместного воздействия на общественные отношения.
Для достижения цели диссертационного исследования представляется необходимым решение следующих основных задач:
- продолжить исследование понятия и содержания правовой категории «метод правового регулирования» как в общей теории права, так и в науке трудового права;
- сформулировать определение метода правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений с позиций современного трудового права;
-  определить основы распределения правового регулирования по уровням: централизованному, региональному и локальному.
- проанализировать существующие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
- выявить роль и значение каждого из уровней правового регулирования трудовых отношений;
 -  раскрыть сущность сложившегося на практике соотношения между централизованным, региональным и локальным методами правового регулирования социально-трудовых отношений;
-  обосновать предложения по изменению действующего трудового законодательства, направленные на обеспечение оптимального сочетания и согласованности всех уровней правового регулирования.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения в сфере труда и метод их правового регулирования.
Предмет диссертационного исследования составляет одна из важнейших особенностей метода современного трудового права – сочетание централизованного, регионального и локального уровней правового регулирования.
Методологической основой исследования является системный анализ сочетания централизованного, регионального и локального регулирования трудовых отношений. В ходе исследования широко применялись различные методы научного познания, которые позволили автору изучить обозначенные проблемы в их взаимосвязи и взаимодействии: диалектический метод, универсальные научные методы (функциональный, формально-логический, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции), специальные научные методы (историко-правовой, юридико-догматический, сравнительно-правовой).
Теоретическую основу исследования составляют научные труды российских ученых в области общей теории права, конституционного, гражданского, трудового права и права социального обеспечения:
Е.М. Акоповой, Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, В.С. Андреева,
М.И. Байтина, Э.Н. Бондаренко, С.Н. Братуся, А.Б. Венгерова,
А.М. Витченко, С.Ю. Головиной, К.Н. Гусова, Е.А. Ершовой, О.Б. Зайцевой, С.А. Иванова, Д.А. Керимова, И.Я. Киселева, Р.И. Кондратьева, И.А. Костян, А.М. Куренного, В.М. Лебедева, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой,
А.В. Малько, Н.И. Матузова, В.И. Миронова, Ю.П. Орловского,
В.С. Нерсесянца, А.Ф. Нуртдиновой, А.Е. Пашерстника, А.Я. Петрова,
Ю.Н. Полетаева,  А.И. Процевского, Н.М. Саликовой, В.Д. Сорокина,
Г.С. Скачковой, В.Н. Смирнова, О.В. Смирнова, Е.А. Степановой,
Л.А. Сыроватской, Л.С. Таля, В.Н. Толкуновой, Э.Г. Тучковой,
М.Ю. Федоровой, Е.Б. Хохлова, Г.В. Хныкина, А.Л. Шведова, Л.С. Явича, В.Ф. Яковлева и др.
Эмпирическую и информационную базу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, международные акты о правах человека, конвенции и рекомендации Международной организации труда, российское трудовое законодательство, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации,  нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления,  коллективные договоры и соглашения, локальные нормативные акты, материалы судебной практики, научная и учебная литература.
Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе проблемам метода правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений традиционно уделяется много внимания. Первое и на сегодняшний день единственное комплексное исследование метода трудового права было предпринято в 1972г.
А.И. Процевским[1]. Впоследствии предметом научных исследований становились лишь отдельные особенности метода трудового права: единство и дифференциация правового регулирования[2], особый характер защиты прав и интересов субъектов трудового права[3], сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений[4]. Вопросы децентрализации и сочетания уровней правового регулирования трудовых отношений до сих пор не получили специального освещения.
Научная новизна диссертационного исследования.
Работа представляет собой комплексное исследование, направленное на системное изучение децентрализации правового регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации. Впервые сочетание централизованного, регионального и локального регулирования как особенности метода трудового права стало предметом специального исследования. Если прежде акцент ставился лишь на сочетании государственного и договорного регулирования, то в настоящем диссертационном исследовании проведен подробный анализ «вертикальной» системы трудового права и доказано, что не только усиление договорных начал, но и сочетание централизованного, регионального и локального регулирования является важнейшей особенностью метода современного трудового права.
Наиболее существенные положения, отражающие научную новизну диссертационного исследования, содержатся в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

  1. Метод правового регулирования современного трудового права определен как особый правовой феномен - система взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых средств, которые выражают основные особенности отрасли трудового права, проявляются на всех стадиях механизма правового регулирования и обеспечивают эффективное воздействие права на трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
  2. Метод трудового права следует рассматривать как системное образование, в котором в качестве элементов выступают  специфические приемы, свойства и юридические особенности воздействия норм отрасли на общественные отношения, и только их совокупность придает методу трудового права определенное отраслевое своеобразие. Проведенный компонентный анализ черт метода трудового права как совокупности способов правового регулирования показывает их изменение, обусловленное развитием государственности и правовой системы России, тенденцию к усилению децентрализации правового регулирования.
  3. Под основами распределения правового регулирования по уровням в широком смысле следует понимать те особенности существующих социально-трудовых отношений, которые в конечном итоге и определяют необходимость создания многоуровневой системы правового регулирования. К числу таких особенностей следует отнести динамизм трудовых отношений и их специфику в регионе, отрасли и у конкретного работодателя. В узком смысле под основами распределения правового регулирования по уровням следует понимать исходные положения законодательства, устанавливающие приоритетные требования к построению многоуровневой системы трудового права.
  4. Существующая модель разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, закрепленная в статье 6 ТК РФ, имеет существенные недостатки. Буквальное толкование статьи 6 ТК РФ не оставляет возможности для правового регулирования трудовых отношений на региональном уровне. Существующий сегодня «остаточный» принцип необходимо заменить законодательным закреплением наряду с компетенцией Федерации, также и конкретных вопросов, находящихся в ведении субъектов РФ. Обоснована необходимость корректировки статьи 6 действующего Трудового кодекса РФ с предложением ее авторской редакции, в которой к компетенции субъектов РФ отнесены следующие вопросы: социальное партнерство в субъекте РФ; рабочее время и время отдыха; оплата и нормирование труда; занятость, условия высвобождения работников; гарантии и компенсации (включая дополнительные гарантии при увольнении и применении дисциплинарных взысканий, а также дополнительные гарантии для отдельных категорий работников).
  5. Обосновано, что локальный уровень является важнейшей частью системы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, а реализация многих централизованных норм невозможна без их конкретизации на локальном уровне. В этом контексте предлагается редакция новой статьи 81 ТК РФ, устанавливающей перечень локальных нормативных актов, обязательных для принятия работодателем: правила внутреннего трудового распорядка; штатное расписание; локальный нормативный акт, определяющий порядок обработки, хранения и использования персональных данных работников; локальный нормативный акт, определяющий системы оплаты труда и конкретные размеры доплат и надбавок; локальный нормативный акт, утверждающий правила и инструкции по охране труда.
  6. Сделан вывод о необходимости принятия в Российской Федерации нормативного правового акта, передающего обязанности по ведению регистра коллективных соглашений и договоров Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и устанавливающего обязательность размещения (опубликования) указанного регистра и полных текстов коллективных соглашений и договоров в сети Интернет. Для обновления регистра предложена авторская редакция пункта 1 статьи 50 ТК РФ, предусматривающая уведомительную регистрацию любых изменений, вносимых в действующие коллективные договоры и соглашения. Это позволит сторонам социального партнерства во всех случаях учитывать содержание уже существующих и распространяющихся на них коллективно-договорных актов и обеспечивать координацию, не допуская противоречий и дублирования.
  7. Обоснована необходимость закрепления в ТК РФ обязанности работодателя знакомить работников при заключении с ними трудового договора с действующими в их отношении не только коллективными договорами, но и другими социально-партнерскими соглашениями; предложена авторская редакция части 3 статьи 68 ТК РФ.
  8. Развитие рыночной экономики и активное включение России в процессы глобализации привели к появлению новых уровней социального партнерства: уровня федеральных округов, корпоративного уровня, международного (транснационального) уровня. Обоснована необходимость закрепления в ТК РФ возможности заключать коллективные соглашения и на других уровнях, не перечисленных в статье 26 ТК РФ, но реально складывающихся на практике.
  9. Доказана необходимость изменения порядка установления минимальной заработной платы в субъекте РФ, который предполагает присоединение к соглашению работодателей, не участвовавших в его заключении, что противоречит принципу добровольности принятия обязательств. Сделан вывод, что установление минимальной заработной платы должно стать прерогативой регионального законодателя при условии обязательности соответствующего нормативного правового акта для всех работодателей субъекта РФ, при этом федеральное законодательство о минимальной заработной плате должно стать структурным ядром и предпосылкой дальнейшей децентрализации правового регулирования. На централизованном уровне необходимо установить минимальные, но достаточно конкретные и четкие положения, касающиеся основных государственных гарантий в сфере оплаты труда.
  10. Сочетание централизованного, регионального и локального регулирования трудовых отношений позволяет устанавливать на каждом последующем уровне дополнительные гарантии трудовых прав работников, уточнять нуждающиеся в конкретизации централизованные нормы, учитывать особенности социально-трудовых отношений в регионе или на конкретном предприятии. Сочетание всех уровней правового регулирования трудовых отношений является действенным фактором становления российского федерализма и развития системы социального партнерства.

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования. Сформулированные автором выводы, содержащиеся в диссертации, развивают и дополняют ряд положений науки трудового права и могут быть использованы в процессе совершенствования трудового законодательства, в правоприменительной деятельности, в учебном курсе по российскому трудовому праву при чтении лекций и проведении практических занятий по проблемам общей части трудового права.
Апробация и внедрение результатов исследования. Работа выполнена и обсуждена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии
им. О.Е. Кутафина. Основные положения диссертации нашли отражение в семи научных статьях, в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК Российской Федерации для опубликования результатов научных исследований при подготовке докторских и кандидатских диссертаций, материалах международных и всероссийских научно-практических конференций.
Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования и направлена на системное изложение основных положений диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка нормативных правовых актов и специальной литературы.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, практическая и теоретическая значимость работы, освещается научная разработанность проблемы, определяются цели и задачи, доказывается научная новизна исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Понятие, содержание и значение метода правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений» состоит из четырех параграфов, посвящена исследованию дискуссионных теоретических проблем, имеющих базовое значение для последующего раскрытия темы.
В первом параграфе «Метод трудового права как особая модификация единого метода правового регулирования общественных отношений» рассмотрена категория метода правового регулирования в общей теории права; проведен подробный анализ научных концепций относительно понятия и содержания метода правового регулирования; сформулированы авторские выводы по теоретическим дискуссиям; установлено соотношение метода правового регулирования с категориями «способ правового регулирования» и «механизм правового регулирования».
На основе проведенного общетеоретического исследования метода правового регулирования сделан первоначальный вывод о том, что метод следует понимать в двух смысловых значениях. Во-первых, как свойство права в целом (общий, единый метод регулирования), и, во-вторых, как отраслевой метод - совокупность специфических приемов, свойств и юридических особенностей воздействия норм права на общественные отношения, составляющие предмет той или иной отрасли. Общий метод правового регулирования характеризует право как таковое, позволяет дифференцировать право в ряду других социальных регуляторов и предполагает общеобязательность, неперсонифицированность правовых норм; обеспечение принудительной силой государства; использование трех основных способов регулирования (дозволение, обязывание, запрет). В каждой отрасли права мы сталкиваемся с особой модификацией данного общего метода, с особым сочетанием способов регулирования - дозволения, обязывания и запрета, особым сочетанием диспозитивных и императивных норм права, той или иной степенью централизации и децентрализации регулирования.
Диссертант полагает, что именно метод правового регулирования наполняет элементы механизма правового регулирования (нормы права, права и обязанности, акты реализации) определенной «отраслевой» спецификой. Метод проявляется не только на каждом этапе, на каждой стадии механизма правового регулирования, но и предшествует ему. Метод выступает набором средств и способов, которые применяются еще до того, как механизм правового регулирования будет запущен, уже на стадии правотворчества.
Во втором параграфе «Становление и развитие метода российского трудового права» представлен анализ основных этапов становления и развития метода российского трудового права; проведено исследование важнейших научных работ, посвященных проблемам метода трудового права и отражающих поступательное изменение специфики правового регулирования труда.
Метод трудового права прошел значительный путь становления и исторического развития. Появившись вместе с отраслью трудового права, метод правового регулирования изначально не рассматривался учеными в качестве самостоятельной правовой категории. Однако, выделенные еще Л.С. Талем признаки трудового договора, по сути,  определили и специфику метода правового регулирования. Первые специальные исследования метода трудового права относятся к 60-м – 70-м годам XX века. В этот период метод рассматривается как один из основных критериев деления права на отрасли. Однако изначально в качестве метода трудового права ученые[5] обозначают один-единственный признак – участие работников в управлении организацией через профессиональные союзы, и только впоследствии развивается комплексный подход, сторонники[6] которого считают, что своеобразие юридического регулирования отдельной отрасли всегда проявляется в целом ряде специфических черт и особенностей, образующих в совокупности своеобразие метода правового регулирования трудовых отношений.
Особый вклад в исследование проблемы метода трудового права внес А.И. Процевский. В его комплексном исследовании «Метод регулирования трудовых отношений» выделены основополагающие особенности метода трудового права, не потерявшие своей актуальности и сегодня.
Ретроспективный анализ позволил автору констатировать, что новейший этап развития метода российского трудового права характеризуется значительной трансформацией приемов и способов правового регулирования труда, усилением коллективного и индивидуального правового регулирования, повышением роли социального партнерства, рецепцией частно-правовых конструкций гражданского права.  Несмотря на это, сохраняется значительная преемственность с советским периодом развития российской государственности, и основной набор компонентов метода трудового права лишь дополняется новыми чертами и особенностями, отражая происходящие в фактических трудовых отношениях изменения.
Изучение этапов становления и развития учения о методе трудового права позволяет автору сделать вывод о тесной взаимосвязи метода, во-первых, с развитием российского трудового права как отдельной отрасли права, а во-вторых, с конкретными социально-экономическими условиями, которые оказывают определяющее влияние и на сам метод, и на степень научной разработанности этой правовой категории.
В третьем параграфе «Компонентная характеристика основных черт метода современного трудового права» проведен анализ особенностей метода современного трудового права.
Метод рассмотрен диссертантом как системное образование; доказано, что только совокупность всех его особенностей (компонентов) отражает специфику регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Рассмотрение метода трудового права как системы позволило, во-первых, рассмотреть его особенный состав и структуру; во-вторых, раскрыть внутреннее единство и взаимозависимость составляющих компонентов; и, в-третьих, выявить взаимодействие метода трудового права с развитием и динамикой трудовых отношений.
Автором исследованы особенности метода трудового права в контексте изменения государственности и правовой системы современной России. Представлен анализ следующих черт метода: сочетание императивного и диспозитивного регулирования, договорный характер труда и установления его условий, специфичный способ защиты трудовых прав, участие работников в правовом регулировании труда, сочетание централизованного, регионального и локального регулирования.
Проведенный анализ позволил определить отраслевой метод трудового права как особый правовой феномен – систему взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых средств, которые выражают основные особенности отрасли трудового права, проявляются на всех стадиях механизма правового регулирования и обеспечивают эффективное воздействие права на трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
В четвертом параграфе «Динамизм и многоуровневость правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений» исследовано явление динамизма правового регулирования трудовых отношений и его взаимосвязь с существованием нескольких уровней регулирования.
Изменение общественных отношений, составляющих предмет трудового права; новые тенденции в развитии экономики и эволюция рынка труда вызывают необходимость быстрого реагирования со стороны отрасли трудового права. Способность метода правового регулирования адаптироваться к изменениями в реальных социально-трудовых отношениях именуется динамизмом трудового права. Адаптация норм права к новым условиям, несомненно, является одним из важнейших признаков эффективности всей правовой системы.
Важным средством обеспечения динамизма, по мнению диссертанта, выступает распределение правотворческой власти по уровням регулирования – централизованному, региональному и локальному. В этом контексте в исследовании сделан вывод о том, что быстрый и эффективный ответ правового механизма на возникающие особенности трудовых отношений, а также достижение баланса интересов всех субъектов трудового права возможно только при широком использовании всех уровней правового регулирования, их сочетания и тесного взаимодействия.
При этом необходимыми условиями для обеспечения эффективного правового регулирования меняющихся трудовых отношений являются: укрепление федеративных начал, конкретизация федеральных норм с учетом региональной и местной специфики, развитие социального партнерства. В этом контексте многоуровневость правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений наиболее ярко проявляется в следующих аспектах: во-первых, сочетание федерального и регионального законодательства, разделение правотворческой компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; во-вторых, сочетание различных уровней социального партнерства в рамках ст.26 ТК РФ; и, в-третьих, локальное правовое регулирование как способ конкретизации и дополнения  регионального и централизованного уровней.
Сделан вывод о том, что сочетание нескольких уровней правового регулирования обосновано динамизмом социально-трудовых отношений.
Вторая глава «Системно-правовые основы сочетания централизованного, регионального и локального регулирования труда» раскрывает наиболее сущностные основы сочетания централизованного, регионального и локального уровней регулирования.
Первый параграф «Основы распределения правового регулирования по уровням: централизованному, региональному и локальному».
Сочетание нескольких уровней правового регулирования - централизованного, регионального и локального выражается в распределении правотворческих полномочий и правотворческой компетенции, во-первых, между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов и работодателем, принимающим локальные нормативные правовые акты; во-вторых, между различными уровнями социального партнерства. Подобная модель децентрализации правового регулирования трудовых отношений способна обеспечить полное и оптимальное согласование интересов всех субъектов трудового права, интересов государства и интересов субъектов Российской Федерации. На нынешнем этапе развития трудового права перспективы данной модели, по мнению автора, состоят в установлении на каждом последующем уровне дополнительных гарантий трудовых прав, улучшении положения работников, конкретизации правовых норм, увеличении активности всех перечисленных субъектов нормотворчества.
Диссертант полагает, что основы сочетания централизованного, регионального и локального регулирования необходимо рассматривать в широком и узком смыслах. Под основами распределения правового регулирования по уровням в широком смысле, следует понимать те особенности существующих социально-трудовых отношений, которые, в конечном итоге, и определяют необходимость создания многоуровневой системы правового регулирования.  К числу таких особенностей следует отнести динамизм трудовых отношений, а также их специфику в регионе, отрасли и на отдельном предприятии, при этом федеративное устройство России как таковое является значимой предпосылкой для децентрализации правового регулирования.
В узком смысле под основами распределения правового регулирования следует понимать исходные положения законодательства, устанавливающие приоритетные требования к построению многоуровневой системы трудового права. Такие нормативные основы должны быть созданы именно на федеральном уровне, ведь без диспозитивных норм федеральных законов, делегирующих право урегулировать трудовые отношения на других уровнях, децентрализация будет невозможна. Основные предпосылки для сочетания централизованного, регионального и локального регулирования трудовых отношений заложены в Конституции РФ и ТК РФ, которые устанавливают четкую субординацию, иерархию нормативных правовых актов. Главным правилом построения такой многоуровневой системы является запрет ухудшения положения работника по сравнению с актами, обладающими большей юридической силой. Кроме этого, в ТК РФ содержится целый ряд требований к построению многоуровневой системы источников трудового права.  Таким образом, федеральный законодатель закрепляет уже сложившуюся тенденцию децентрализации регулирования трудовых отношений.
Диссертантом обоснован вывод о том, что децентрализация правового регулирования трудовых отношений путем расширения коллективно-договорного регулирования, расширения правотворческой компетенции субъектов РФ способствует включению большего числа субъектов в процесс создания норм права, а значит, и развитию демократических институтов. Только при полном использовании всех уровней правового регулирования можно достичь провозглашенных ТК РФ целей создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей. Делегирование правотворческой компетенции другим субъектам помимо федерального законодателя поможет обеспечить реальный баланс интересов всех субъектов трудового права, учесть в каждом конкретном случае отраслевую, географическую, иную специфику трудовых отношений, а значит обеспечить максимальный правовой эффект такого регулирования.
Во втором параграфе «Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений» проведен анализ существующей модели разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере трудовых отношений как важнейшего аспекта исследуемой особенности метода трудового права.
По мнению диссертанта, региональное правовое регулирование является одной из основных форм обеспечения динамизма трудового права и важным средством его дифференциации. Принятие нормативных правовых актов на уровне субъекта РФ позволяет, во-первых, учесть территориальные, географические, экономические особенности, а во-вторых, быстро реагировать на изменение фактических социально-трудовых отношений и финансовых возможностей региона. Российская модель разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов определена в ст.6 ТК РФ. Однако компетенция Российской Федерации излагается столь исчерпывающим образом, что возможностей для правового регулирования на уровне субъектов РФ практически не остается. Федеральный законодатель закрепляет за федеральными органами государственной власти почти весь объем полномочий по предмету, отнесенному Конституцией РФ к совместному ведению.
В исследовании проведен подробный анализ судебной практики по вопросу разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, и при этом установлено, что в большинстве случаев правовое регулирование трудовых отношений субъектами РФ противоречит статье 6 ТК РФ и признается превышением полномочий субъекта РФ. В связи с этим автор полагает, что существующий в настоящее время «остаточный» принцип необходимо заменить законодательным закреплением, наряду с компетенцией федерации, также и конкретных вопросов, находящихся в ведении субъектов РФ. В частности, в эту группу компетенций предлагается включить установление дополнительных трудовых прав, свобод и гарантий и повышение их существующего уровня, в том числе установление дополнительных гарантий при расторжении трудового договора, регулирование рабочего времени, времени отдыха, оплаты и нормирования труда, вопросы социального партнерства на уровне субъекта РФ и т.д., но при обязательном сохранении общеотраслевого запрета ухудшения положения работника по сравнению с федеральным законодательством. Для разграничения предметов ведения между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ по вопросам регулирования трудовых отношений предлагается авторская редакция статьи 6 ТК РФ.
Предложенная модель разграничения полномочий, во-первых, снимет противоречия и недостатки статьи 6 ТК РФ, во-вторых, создаст определенность в вопросе регулирования трудовых отношений субъектами РФ, и, в-третьих, даст возможность дальнейшего расширения полномочий субъектов РФ для реализации конституционной нормы о том, что регулирование трудовых отношений находится в совместном ведении.
В параграфе третьем «Локальное нормотворчество как способ конкретизации и дополнения централизованных и региональных норм трудового права» рассмотрен локальный уровень правового регулирования в его взаимосвязи с централизованным и региональным уровнями.
Метод правового регулирования современного трудового права характеризуется все более широким использованием локального уровня регулирования.
Проведенный анализ сущности локального нормативного правового регулирования  позволил автору сделать вывод о том, что основная задача локальных нормативных правовых актов в общем механизме правового регулирования состоит, прежде всего, в конкретизации и детализации правовых норм.
Сочетание локального, регионального и централизованного регулирования проявляется в том, что принятие локальных нормативных актов санкционируется законодателем либо путем прямого указания, либо путем предоставления работодателям права урегулировать те или иные вопросы на локальном уровне. На централизованном уровне устанавливаются рамки и принципы локального регулирования. Осуществление локальных предписаний гарантируется государственным принуждением.
Основы для развития локального уровня регулирования заложены непосредственно в ТК РФ, который во многих случаях отсылает к регулированию тех или иных вопросов посредством коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, других локальных нормативных актов. Во многих случаях вопрос о реализации централизованной нормы напрямую поставлен в зависимость от того, будет ли она конкретизирована на локальном уровне. Автором проведен анализ норм ТК РФ, объективно нуждающихся в конкретизации путем локального нормотворчества. Сделан вывод о необходимости закрепления на законодательном уровне перечня обязательных локальных нормативных актов в качестве дополнительной нормы в статье 81 ТК РФ.
Диссертант проводит исследование еще одной важнейшей функции локального уровня регулирования – так называемого первичного или опережающего регулирования. Федеральное законодательство зачастую не успевает реагировать на стремительное изменение реальных социально-трудовых отношений и их специфику. В исследовании проведен подробный анализ системы локальных нормативных правовых актов ОАО «Оренбургоблгаз» в их взаимосвязи с региональным и централизованным регулированием. Сделан вывод, что в современной организации труда локальные нормативные акты, создаваемые без использования сложных и длительных процедур принятия, стали незаменимым инструментом правового регулирования и установления дополнительных по сравнению с законодательством льгот и гарантий, реализуемых за счет средств работодателя. Автором выделены следующие тенденции современного локального регулирования: стремление детально урегулировать вопросы, связанные с управлением персоналом; уточнить нормы федерального законодательства, нуждающиеся в конкретизации; обеспечить работникам более высокий уровень трудовых прав.
Таким образом, локальное регулирование органично дополняет централизованный и региональный уровни, делает их совместное воздействие на общественные отношение наиболее эффективным; отличается от других уровней гибкостью, динамизмом, способностью быстро реагировать на изменения в организации труда на конкретном предприятии; социальной направленностью и тесной связью с работниками.
В третьей главе диссертационного исследования «Реализация сочетания централизованного, регионального и локального регулирования трудовых отношений в современный период» рассмотрены основные сферы сочетания уровней правового регулирования, выявлены существующие проблемы, связанные с сочетанием различных уровней регулирования, сформулированы авторские предложения по совершенствованию действующего трудового законодательства.
В первом параграфе «Социальное партнерство как область сочетания централизованного, регионального и локального регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» проведен комплексный анализ существующей многоуровневой системы социального партнерства, исследовано соотношение разных уровней социального партнерства и механизм их координации между собой.
Исследование сущности уровней социального партнерства позволило автору выявить сложность согласования коллективных соглашений и договоров разных уровней. Зачастую федеральные, региональные, отраслевые соглашения содержат противоречивые или, напротив, абсолютно идентичные правовые нормы.
Диссертант полагает, что эффективное правовое регулирование трудовых отношений возможно только при условии четкой координации и грамотном сочетании всех уровней социального партнерства. При построении системы социального партнерства стороны должны во всех случаях учитывать содержание уже существующих и распространяющихся на них коллективно-договорных актов. Так, например, заключение коллективного договора как акта социального партнерства более низкого уровня должно основываться на положениях соответствующих федеральных, региональных и отраслевых соглашений. В связи с этим в исследовании предлагаются и обосновываются соответствующие изменения и дополнения в нормы ТК РФ.
Так, в ст.48 ТК РФ говорится только о соотношении коллективных соглашений между собой и не содержится каких-либо требований относительно соотношения коллективного договора и коллективных соглашений. В связи с этим предлагается авторская редакция п.6 ст.48 ТК РФ.
В работе высказано предложение об указании в ТК РФ на возможность правового регулирования соответствующих вопросов посредством не только коллективного договора, но и коллективных соглашений всех уровней, что позволит более полно реализовать принцип свободного выбора сторонами уровня социального партнерства и задействовать все уровни правового регулирования.
Одна из причин недостаточной координации и согласования условий коллективно-договорных актов разного уровня заключается в отсутствии или недостаточности информирования работодателей и работников о том, какие коллективные соглашения распространяются на конкретного работодателя. В этой связи автор приходит к выводу о необходимости закрепления в ТК РФ обязанности работодателя знакомить работников под роспись с действующими в их отношении коллективными соглашениями. Предложена авторская редакция ч.3. ст. 68 ТК РФ.
Диссертантом высказана точка зрения о целесообразности разработки и принятия в Российской Федерации нормативного правового акта, передающего обязанности по ведению регистра коллективных соглашений Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и устанавливающего обязательность размещения (опубликования) указанного регистра и полных текстов коллективных соглашений и договоров в сети Интернет. Для обновления регистра предложена авторская редакция п.1 ст.50 ТК РФ, предусматривающая уведомительную регистрацию любых изменений в коллективные договоры и соглашения.
Выше обозначенные предложения по изменению действующего законодательства, по мнению автора, будут способствовать повышению эффективности коллективно-договорного правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ним отношений путем оптимизации сочетания централизованного, регионального и локального регулирования трудовых отношений.
Во втором параграфе «Сочетание централизованного, регионального и локального регулирования отношений, связанных с заработной платой» проведен анализ каждого уровня правового регулирования отношений, связанных с заработной платой (оплатой труда), а также исследовано соотношение уровней регулирования, сложившееся в современный период становления и развития в России рыночной экономики.
Регулирование отношений, связанных с заработной платой осуществляется на всех уровнях правового регулирования: централизованном, региональном и локальном. С принятием ТК РФ и развитием рыночных социально-экономических отношений соотношение указанных уровней существенно изменилось. Централизованный уровень устанавливает лишь основные принципы оплаты труда и ее государственные гарантии. Однако в настоящее время реализация многих государственных гарантий по оплате труда поставлена в прямую зависимость от локального и регионального уровней правового регулирования.
В исследовании обоснована необходимость установления на централизованном уровне конкретных положений, касающихся государственных гарантий по заработной плате (оплате труда), включая механизм повышения уровня реального содержания заработной платы,  установление размеров доплат за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания и др.
Нормы, определяющие формы и системы оплаты труда, меры поощрения, доплаты и надбавки устанавливаются либо локальными нормативными актами, либо в коллективно-договорном порядке. При этом возможности для правового регулирования заработной платы на других, кроме федерального уровнях, заложены непосредственно в ТК РФ, где  содержится большое количество норм, отсылающих к локальному и коллективно-договорному регулированию заработной платы (оплаты труда).
Таким образом, федеральный уровень устанавливает концептуальные основы правового регулирования института заработной платы (оплаты труда), указывая приоритетные направления его развития и, в конечном итоге, выступает гарантом основных социальных стандартов в области оплаты труда.
Региональный уровень регулирования оплаты труда представлен законами и иными нормативными актами субъектов РФ, а также региональными (в том числе отраслевыми) коллективными соглашениями. При этом в исследовании отмечено, что доля законов и нормативных актов органов государственной власти по вопросам оплаты труда, к сожалению, невелика. Законы субъектов РФ касаются в большинстве своем оплаты труда только работников бюджетной сферы.
Проведен анализ региональных соглашений о минимальной заработной плате, которые в соответствии со ст.133.1 распространяются на работодателей, не участвовавших в их заключении, если последние не представят мотивированный отказ от присоединения. По мнению автора, такой порядок никак не согласуется с провозглашенным в ст.24 ТК РФ принципом добровольности принятия сторонами на себя обязательств и позволяет заключать соответствующие соглашения, не заручившись поддержкой большинства работодателей региона. Обоснован вывод о том, что принятие нормативных актов, обязательных для исполнения всеми субъектами трудовых отношений, должно стать прерогативой региональных органов законодательной власти, которые в рамках Конституции РФ и ст.6 ТК РФ вправе принимать нормативные акты, регулирующие трудовые отношения на всей территории субъекта при условии, что они не будут ухудшать положения работника в сравнении с федеральным законодательством. При этом федеральное законодательство о минимальной заработной плате должно стать структурным ядром и предпосылкой дальнейшей децентрализации в субъекте РФ.
В третьем параграфе «Сочетание централизованного, регионального и локального уровней правового регулирования занятости и трудоустройства» рассмотрены проблемы регулирования отношений по занятости и трудоустройству на всех уровнях, выявлена существующая между ними взаимосвязь и проведен анализ того, каким образом происходит их сочетание и совместное воздействие на регулируемые общественные отношения.
В ходе исследования проведен анализ процесса разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений занятости с момента принятия первой редакции Закона о занятости  по настоящее время. В современной России в компетенции федеральных органов государственной власти  находятся полномочия по разработке и реализации государственной политики в сфере занятости, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, разработка федеральных программ в сфере занятости, то есть федеральные органы государственной власти осуществляют лишь координацию работы всей системы, направленной на содействие занятости и устанавливают общие основы ее правового регулирования.  Осуществление большинства услуг в сфере занятости населения, разработка конкретных мероприятий, ведение надзора за реализацией государственных гарантий в области занятости – все эти полномочия переданы сегодня органам государственной власти субъектов РФ.
Сделан вывод, что федеральный законодатель осуществляет планомерную децентрализацию правового регулирования в области занятости населения. Диссертант полагает, что именно такой подход позволит обеспечить наиболее эффективное правовое регулирование в этой сфере, включая вопросы трудоустройства инвалидов и иных категорий граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях с учетом сложившейся социально-экономической ситуации в конкретном регионе РФ.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что большую активность в решении проблем, связанных с занятостью, проявляют сегодня стороны социального партнерства на всех его уровнях. В действующих коллективных договорах и соглашениях устанавливается целый комплекс мер, направленных на уменьшение негативных последствий сокращения штата (численности) и организацию профессионального переобучения и дальнейшего трудоустройства уволенных работников. Именно сочетание всех уровней правового регулирования позволяет более эффективно решать проблему безработицы, которая становится в условиях мирового экономического кризиса все более актуальной. Поэтому правовое регулирование вопросов занятости приобретает все более гибкий характер.
Исследование законодательства РФ о занятости показывает, что на современном этапе налицо углубление децентрализации, вот почему намерение  федерального законодателя передать большую часть проблем обеспечения занятости населения на региональный и локальный уровни вполне оправданно.
В заключении подведены итоги исследования и систематизированы основные выводы.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что широкое использование всех уровней правового регулирования является сегодня важнейшей особенностью метода трудового права. Результаты исследования убедительно доказывают, что только при сочетании всех уровней правового регулирования можно достичь провозглашенных ТК РФ целей трудового законодательства: установления государственных гарантий трудовых прав и свобод, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей. Делегирование правотворческой компетенции иным субъектам, помимо федерального законодателя, позволяет обеспечить реальный баланс интересов работников и работодателей, учесть отраслевую, географическую, территориальную и иную специфику трудовых отношений, и получить максимальный эффект от правового регулирования.
В конечном итоге сочетание централизованного, регионального и локального правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений путем расширения правотворческой компетенции субъектов Российской Федерации и субъектов социального партнерства будет способствовать включению все большего числа субъектов в процесс создания норм права, а значит развитию важнейших демократических институтов.
 
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях ВАК Министерства образования и науки РФ:

  1. Е.А. Шамардин. Методы правового регулирования трудовых отношений и их эволюция в современный период. // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА. Выпуск тринадцатый. Оренбург, 2011. (0,55 п.л.)
  2. Е.А. Шамардин (в соавторстве с Зайцевой О.Б.). Локальное нормотворчество как проявление нормативной власти работодателя (на примере газовой промышленности) // Журнал «Кадровик». М., 2012, №6. (0,6 п.л.)
  3. Е.А. Шамардин. К вопросу о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов в сфере регулирования трудовых отношений. // Вестник ОМГУ. Омск. 2012г. (0,6 п.л.)

 
В других изданиях:

  1. Е.А. Шамардин. О некоторых вопросах децентрализации государственного и договорного регулирования трудовых отношений в РФ // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Сочетание государственного и договорного регулирования в сфере наемного труда и социального обеспечения». М.: Проспект, 2012. (0,45 п.л.).
  2. Е.А. Шамардин. Метод правового регулирования труда как часть механизма правового регулирования общественных отношений. // Вехи познания науки трудового права и права социального обеспечения в Оренбуржье. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2011. (0,6 п.л.)
  3. Е.А. Шамардин. К вопросу о сочетании централизованного, регионального и локального правового регулирования в сфере социального партнерства в РФ. // Журнал «Трудовое и социальное право». Минск, 2012, №2. (0,4 п.л.)
  4. Е.А. Шамардин. К вопросу о сочетании централизованного и регионального правового регулирования занятости и трудоустройства. // Право и практика. Научные труды Института (филиала) Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина в г. Кирове. Киров, 2012, №10. (0,5 п.л.)

 

 
[1] Процевский А.И. Метод регулирования трудовых отношений. М., 1972.
[2] Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциации его норм: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. Рогалева И. Ю. Дифференциация норм трудового права: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
[3] Нестерова Т.А. Защита трудовых прав в России: юридическая сущность и приоритетная роль государственных органов: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2005. Костян И.А. Правовые проблемы защиты трудовых прав работников в условиях рыночных отношений в России: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.
[4] Бондаренко  К.А. Договорное регулирование как особенность метода трудового права: Дис. … канд. юрид наук.  М., 2009. Привалова С.В. Методы правового регулирования трудовых отношений. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
[5] Александров Н.Г. О месте трудового и колхозного права в системе советского социалистического права // Советское государство и право. 1958. №5. Андреев В.С. О предмете и основных принципах советского трудового права. Вопросы трудового права на современном этапе,  изд-во МГУ, 1964.
[6] Процевский А.И. Метод регулирования трудовых отношений. М., 1972. Советское трудовое право: Учебное пособие. Под ред. А.С. Пашкова. Л., 1966.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0