Традиции и инновации в образовании

Аватар пользователя Турышев Александр Александрович

Публикация 2010 г.

Преподаватель кафедры уголовного права ОмА МВД России, к.ю.н. Турышев А.А.

Система самоидентификации в России всегда была, есть и будет актуальной. Извечный вопрос кто я и для чего живу? Спор западников и славянофилов не является чем-то мифическим, давно прошедшим, а имеет четкую практическую выраженность во всех областях жизни общества. Фактически страна решилась на беспрецедентный эксперимент, результат которого выльется в увеличение раскола российского общества и другим последствиям. Образование – это самое ценное, что существует в любом обществе, оно создает преемственность развития и обеспечивает целостность всего общества. Ни одна страна не согласится заменить свою систему образования на зарубежную, пусть даже и лучшую, но идеологически чуждую. Проводимая политика в сфере образования показывает кризис российского общества и основ его развития, где высшие учебные заведения имеют статус, не позволяющий им сдерживать разрушительные тенденции в сфере образования.

Лихорадочное реформирование системы высшего образования направлено на разрушение сложившихся традиции «советского высшего образования», на замену которым насильно внедряются традиций западного образования, более пропиаренного, но не соответствующего Российскому менталитету. Существующая сегодня ориентация на западную систему образования не принимается большинством ученых правоведов, это приводит к столкновению продолжающих существовать советских традиций образования с российскими прозападными реформами.

Обучение – это процесс, требующий приложения максимум сил и способностей преподавателя. Оно заключается в передаче миропонимания наиболее незаметным и непринужденным способом, через конкретную систему знаний. Фактически все преподаватели, вне зависимости от того, что они преподают, являются носителями выработанных образов и механизмов поведения в обществе, как поступать в той или иной ситуации. Так, что по большому счету мы преподаем не дисциплину, а свое миропонимание, выраженное в знаниях узкой дисциплины. Таким образом, образование направлено на формирование образованного человека, гражданина своей страны, способного решать задачи национального строительства. Наряду с этой основополагающей целью образования можно выделить более конкретную.

К ней следует отнести получение специалиста, востребованного обществом. В настоящее время произошла подмена целей высшего образования, где в качестве основной была поставлена – получение специалиста, а второстепенной – образованного человека. Однако для реализации поставленной государством основной цели не требуется высшее образование, оно выбрало не те средства. Для ее достижения вполне достаточно уровня средне-профессионального образования. Данная тенденция в частности затронула Омскую академию МВД России, что сказалось на тех замечательных традициях, которые в свое время существовали в Омском юридическом институте МВД России (Омской высшей школе милиции МВД СССР).

Словарь Ожегова определяет традицию, как «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений»[1]. В этом смысле традиции выступают консервативным элементом образовательного процесса, несут стабильность необходимую для развития. Как правило, традиции закрепляют механизмы достижения положительных результатов обучения на этапах развития общества в определенный промежуток времени. С одной стороны они несут положительную функцию, с другой стремление всех сохранить традиции в неизменном виде приводят к их устареванию и несоответствию жизни. В этом случае традиции начинают выполнять тормозящую функцию, не способствовать достижению поставленной цели, а препятствовать ей. Все это связано с тем, что в традиции важно, прежде всего, ее содержание, а уже потом форма, которая требует постоянного обновления.

В этом смысле инновация выступает тем необходимым элементом сохранения традиций, которое принципиально не меняет содержание, но совершенствует ее форму. Инновация в образовании – это результат творчества выраженный в форме предложения по повышению эффективности образовательного процесса. Таким образом, традиции и инновации естественным образом соединяются в единый процесс соответствия образования поставленным перед ним целям.

В настоящее время государство стремится повысить роль инновации, совершенно забывая, что она является лишь одним элементом сложного процесса, где в большей мере важна слаженность элементов нежели преимущество одного над всеми. Так, безудержное стремление к изменениям, требование постоянного новшества девальвирует инновацию и способствует ее дискретизации как необходимого элемента развития. По нашему мнению, процесс взаимодействия традиций и инноваций может быть представлен на схеме.

 Таким образом, необходимо откорректировать соотношение целей высшего образования в зависимости от важности. В качестве основной цели высшего образования следует признать получение образованного человека, а второстепенной – специалиста в определенной области.

Считаю, что для достижения целей образования необходимо правильное соотношение традиций и инноваций, которое может быть выражено в следующей пропорции: 80% в процессе образования составляют традиции и 20 % – инновации. Кроме того, для реализации данного процесса требуется повышение статуса ВУЗа, которое подразумевало бы способность защищать свои традиции и отстаивать введение инноваций перед Министерством образования РФ.

В заключении хотелось бы остановиться на традициях, которые по моему мнению, Омская академия МВД России потеряла:

1. Свободный день для научного творчества, самообразования и исправления долгов. Во время моего обучения в Омской академии МВД России учебный процесс был организован с понедельника по пятницу, в результате чего суббота была свободным от занятий днем, который можно было бы использовать либо для дополнительной подготовки, либо для ликвидации возникающих задолженностей. Свободный день необходим для самообразования и для отдыха, поскольку одного дня (воскресенья) явно не достаточно. Суббота также удобна для преподавателей, поскольку нагрузка снижается, дежурство по отработке двоек выпадает один раз в неделю, а не каждый день.

2. Стабильная и простая методическая база. В настоящее время планы семинарских и практических занятий успевают устареть раньше, чем они выходят из печати. Актуальными они остаются максимум в течении одного года, и это несмотря на то, что типография загружена их воспроизведением. Все мы знаем как тяжело привести их в соответствие всем формальным требованиям, а учитывая их короткий срок «жизни» авторы в большей мере работают на мусорную корзину, нежели на развитие методики. Устаревшие планы семинарских и практических занятий фактически больше вводят в заблуждение, нежели помогают подготовиться. Преподавателю постоянно требуется напоминать группе домашнее задание и объяснять, почему структура методички не соответствует расписанию занятий. Решение данной проблемы возможно либо в обеспечении стабильности тематических планов, либо если это невозможно в разделении представляемой информации содержащейся в планах семинарских и практических занятий на 2 источника: задания к семинарским и практическим занятиям и отдельно литературу.

3. Целостное изучение дисциплины уголовного права. Особенностью изучения уголовного права в Омской академии МВД России являлось его комплексность и углубленность. В настоящее время общие часы дисциплины сокращаются, поэтому невозможно изучить все особенности рассматриваемой темы. Концепция изучения уголовного права в рамках спецкурсов явно не актуальна для очной формы обучения, поскольку не представляет ценности для курсантов не имеющих практического опыта. Кроме того, не закрепленный на уголовном праве материал до начала ведения спецкурсов забывается, поэтому на них приходится уделять часть времени на вспоминание основ уголовного права.

4. Свободная вторая половина дня. В настоящее время она занята обязательными для посещения факультативами и другими мероприятиями, что не способствует самостоятельности в процессе подготовки. Кроме того, данное время является необходимым условием для успешной подготовки к занятиям на следующий день. Излишняя загруженность негативно влияет на активность курсантов в научной работе, так на научные кружки курсанты просто не имеют возможности попасть в связи с занятостью в других мероприятиях. Освобождение второй половины дня выступило бы положительным моментом, способствующим повышению качества обучения.



[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1988. – С. 658.
Порядок отображения: 
0