НОРМЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА (продолжение 4)

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.
Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.


НОРМЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА (продолжение 4)

По назначению:


1) нормы права, определяющие порядок и способы расследования и разрешения уголовных дел. Данные нормы в уголовно-процессуальном праве занимают наибольшее место. Они определяют и направляют движение, развитие деятельности следственных, прокурорских и судебных органов при расследовании и разрешении уголовного дела, процесс движения дела от его возбуждения и до его окончательного разрешения, включая и обращение к исполнению вынесенного по делу судебного приговора. Например, такими нормами являются те нормы, которые определяют порядок допроса свидетелей на предварительном следствии, порядок производства экспертизы, порядок привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления ему обвинения, порядок проведения судебного следствия и допросов подсудимого и свидетелей судом и т.п. В таких уголовно-процессуальных нормах отчетливо выражается их, так сказать, процедурный характер. В порядке установленной законом процедуры соответствующие государственные органы, должностные лица и участвующие в производстве по делу граждане осуществляют свои права и выполняют свои обязанности. Такие нормы устанавливают те способы и средства, при помощи которых достигаются цели уголовного процесса - установление истины, осуждение и наказание совершившего преступление, ограждение от неосновательного обвинения, оправдание невиновного.


Конечно, в уголовно-процессуальном законодательстве немало предписаний, посвященных именно порядку осуществления того или иного процессуального действия. Скажем, ст. 278 УПК регламентируется порядок начала судебного следствия. Согласно ч.1 ст. 73 УПК свидетель обязан явиться по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы. По ч.2 этой же статьи при неявке свидетеля без уважительной причины лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе подвергнуть его приводу, а суд вправе также наложить на свидетеля денежное взыскание в размере до одной трети минимального размера оплаты труда.


В юридической литературе бытует мнение, согласно которому "под процессуально-правовыми нормами понимаются лишь те нормы, которые упорядочивают объективно обособившиеся сложные формы правоприменительной деятельности, необходимые для организации других, чаще всего материально-правовых норм" (23). Действительно, основанная на законе деятельность суда, прокурора, следователя, органов дознания образует основное содержание уголовного процесса. Без всякого сомнения, деятельность именно этих органов государства имеет определяющее и организующее значение при расследовании уголовных дел. Государственные органы и должностные лица несут ответственность за законное производство по уголовному делу, законность принимаемых решений. Однако, указанная деятельность не исчерпывает содержания уголовного процесса. Дело заключается в том, что уголовно-процессуальная деятельность слагается из системы процессуальных действий в которых кроме органов государства (должностных лиц) участвуют лица, в том или ином положении вовлекаемые в производство по делу. Как подчеркивалось ранее, для этого участия закон наделяет их процессуальными правами или обязывает к совершению конкретных действий. В одних случаях они совершают процессуальные действия в силу представленных им прав или возложенных обязанностей (возбуждают ходатайства, заявляют отводы, представляют доказательства, выступают в судебных прениях, обжалуют действия и решения государственных органов и т.д.); в других случаях привлекаются к участию в деле, например, в качестве обвиняемого, участвуют в производимых следственных действиях (допросах, осмотрах, следственных эксперементах и др.) или подвергаются мерам принуждения. В действиях, совершаемых органами, ведущими уголовное производство по делу, лица, участвующие в деле, также могут реализовать свои права. Все эти действия органически входят в структуру уголовно-процессуальной деятельности по реализации прав и выполнению обязанностей. Иными словами, уголовно-процессуальная деятельность - это система процессуальных действий, совершаемых как органами государства, так и всеми участвующими в производстве по делу лицами. Уголовно-процессуальная деятельность может происходить только в форме процессуально-правовых отношений. Иного, кроме процессуально-правовых отношений, способа осуществления прав и обязанностей в уголовном процессе нет.


Стало быть, уголовный процесс есть уголовно-процессуальная деятельность, регулируемая правом и, таким образом, воплощенная в уголовно-процессуальных правовых отношениях. В той же мере, в какой правоотношения всегда носят двусторонний или многосторонний характер и в них реализация прав одного субъекта требует реализации обязанностей другого, уголовный процесс не может рассматриваться как деятельность лишь с односторонними властными полномочиями. Подобный взгляд на уголовный процесс, как подчеркивалось, недопустим, так как он превращает участвующих в деле лиц из полноправных субъектов судопроизводства в объект властных полномочий органов государства и снимает с последних ответственность за свои действия перед личностью (24).


Нормы уголовно-процессуального права (императивные и диспозитивные; запрещающие, обязывающие и управомочивающие; абсолютно определенные и относительно определенные) воздействуют на общественные отношения, возникающие в сфере судопроизводства, путем регламентации всего процесса производства по делу. В этих целях нормы данной отрасли права определяют: круг возможных субъектов уголовно-процессуальных отношений; перечень обстоятельств, исключающих участие граждан в качестве тех или других субъектов уголовного процесса (судей, прокуроров, следователей и т.д.); объем и пределы прав каждого субъекта уголовно-процессуального права; содержание их юридических обязанностей; гарантии прав участников уголовного судопроизводства.


В нормах уголовно-процессуального права сформулированы юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, развитие и прекращение правоотношений. Ими также устанавливаются перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу; определяются круг действий и решений, которые допускается производить или принимать при возбуждении, расследовании и судебном рассмотрении дел, а также порядок, содержание, последовательность и сроки проведения процессуальных действий.

2) Нормы, в которых сформулированы принципы уголовного процесса, важнейшие принципиальные положения, основные требования. Таковыми, например, являются декларативные нормы, содержащиеся в ст. 2 УПК, определяющей задачи уголовного судопроизводства; в ст. 4 УПК (недопустимость привлечения в качестве обвиняемого иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом), ст. 11 УПК (неприкосновенность жилища, охрана личной жизни и тайны переписки), ст. 13 УПК (осуществление правосудия только судом) и т.п. Такие нормы-принципы в обобщенном виде формулируют основные, главные, руководящие правила, которым обязаны подчиняться суды, органы прокуратуры, следствия и дознания. Эти нормы, кроме регулирования уголовно-процессуальных отношений, выполняют и определенные мировозренческие функции: указывают на связь уголовно-процессуального права с важнейшими политико-правовыми институтами, выражающими общее правовое положение личности в обществе, реальную защищенность предоставленных ей прав и свобод. Регулирующие функции норм-принципов особенно ощутимо проявляются в случаях, когда возникает необходимость применить ту или иную уголовно-процессуальную норму по аналогии.


Принципы уголовного процесса имеют определяющее значение для всей системы процессуальных норм и институтов, отражают наиболее существенные свойства уголовного процесса. Следует отметить, что в уголовно-процессуальном праве есть нормы, в которых содержатся положения, формулирующие сущность принципа и в то же время предписывающие правила поведения. К числу таких норм можно отнести предписания ст. 18 УПК, в которой гласность судебного разбирательства определяется как открытое разбирательство дел во всех судах. Одновременно устанавливается, что судебное разбирательство должно быть закрытым, когда открытое разбирательство дела противоречит интересам охраны государственной тайны. Кроме того, закрытое заседание допускается по мотивированному определению суда по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. При этом приговоры судов во всех случаях провозглашаются публично.







Далее (продолжение) >>>
Порядок отображения: 
0
Группы: