О помощнике следователя

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



О помощнике следователя

Автор: Баранов А.М.


Институт помощников следователя в Российском государстве не является новшеством. В Российской империи в конце 19-го века у судебных следователей были помощники в лице рассыльных и письмоводителей, которые находились на государственной службе по вольному найму, в отличие от самих следователей, состоявших на должности и имеющих соответствующие классные чины. Письмоводители были гораздо ближе, чем рассыльные, к процессуальной деятельности следователя (1). Они выполняли функцию секретарей (делопроизводителей) при следователях; составляли протоколы следственных действий, произведенных следователем; переписывали постановления и другие документы следователя, таким образом, имели доступ ко всем материалам уголовного дела. При этом они не обладали полномочиями по осуществлению процессуальной деятельности и не могли самостоятельно выполнять какие-либо иные, кроме "технических", действия.


В современный период институт помощников следователей был возрожден в 1992 году приказом № 197 МВД РФ от 15.06.92г. "О неотложных мерах по улучшению деятельности следственных аппаратов ОВД". Требования предъявляемые к кандидату на должность младшего следователя, функциональные обязанности и процессуальные полномочия определялись в Примерном положении и функциональных обязанностях младшего следователя следственного подразделения органов внутренних дел (утвержденном совместным Указанием ГУК и СК МВД России 13 января 1993г., № 21/15/42). Указанные документы наряду с уголовно-процессуальным кодексом являлись нормативной базой, определяющей правовой статус младшего следователя вплоть до конца 1998 года. 4 января 1999г. министром внутренних дел был подписан приказ за № 1 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998г. № 1422 "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации". Настоящий приказ не только изменил название, но и существенно изменил полномочия данного должностного лица.


Попробуем путем анализа указанных нормативных актов, провести сравнительную характеристику правового статуса младшего следователя и помощника следователя.


1.Младший следователь являлся аттестованным работником органов внутренних дел, имеющим звание по должности "старшина милиции". Согласно Примерного положения должность младшего следователя должна была финансироваться за счет средств местного бюджета. Помощник следователя - должностное лицо, состоящее на службе в органах внутренних дел в должности младшего начальствующего состава в органе внутренних дел и имеющее специальное звание - старший прапорщик юстиции.


2.Назначались на должность младшего следователя лица, имеющие гражданство России, возраст 18 лет, среднее юридическое или неполное высшее образование, положительно характеризующиеся по месту работы, учебы и жительства. Назначение производилось начальником ГОРОВД, ЛОВД по представлению руководителя следственного подразделения. Назначение помощника следователя на должность, согласно п.3. приложения № 22 к приказу №1 МВД Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В ч.6 ст.8 Положения указывается, что прием на работу сотрудников органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел согласно компетенции, определяемой министром внутренних дел. Следовательно, порядок назначения на должность помощника следователя должен регулироваться ведомственным нормативным актом министерства внутренних дел. Согласно п.17.5. приложения № 2 к приказу МВД России № 1, все сотрудники следственного управления субъекта Российской Федерации и подчиненных ему органов предварительного следствия назначаются, перемещаются, освобождаются от должности и увольняются начальником главного следственного управления субъекта федерации, за исключением лиц, назначаемых министром внутренних дел. Таким образом, назначение на должность помощника следователя является исключительной компетенцией начальника следственного управления субъекта федерации.


На наш взгляд, помощник следователя должен назначаться приказом начальника следственного управления субъекта федерации по представлению непосредственного руководителя того органа предварительного следствия, в который происходит назначение.

Существенно изменились и снизились требования, предъявляемые к кандидату на должность помощника следователя. Лицо должно достигнуть возраста 18-ти лет, иметь общее среднее образование, а так же соответствующее здоровье и моральные качества необходимые для службы в органах внутренних дел.


3.Разительно отличаются полномочия младшего следователя и помощника следователя. Младшие следователи должны были проходить обязательную первоначальную подготовку по специальной программе, после чего стажировку в течение года, под руководством наиболее опытных следователей. После завершения стажировки по аттестации руководства следственного подразделения младшие следователи допускались к самостоятельной работе. Согласно положения им должно было поручаться расследование несложных уголовных дел. В реальности же, редко кто из младших следователей проходил подготовку по специальной программе и тем более не всегда соблюдалось требование о прохождении стажировки. Зачастую младший следователь после назначения на должность и работы в течении небольшого времени под руководством опытного следователя допускался к самостоятельному расследованию по уголовным делам. В зависимости от качества производства, осуществляемого младшим следователем, начальник следственного органа определял какой сложности уголовные дела поручать ему к расследованию. Фактически младшие следователи, проработавшие некоторое время ни чем не отличались от лиц, состоящих на должности следователя по своим должностным обязанностям. Например, уголовное дело по факту совершения несовершеннолетним Б. убийства З., расследование которого представляло определенную сложность, было поручено младшему следователю (2). Процессуальное положение младших следователей ни чем не отличалось от процессуального положения следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и регламентировалось ст.127 УПК РСФСР. Фактические данные, полученные младшим следователем в ходе расследования по уголовному делу, если они были собраны в соответствии с требованиями УПК, являлись доказательствами по уголовному делу. Суд, прокурор и другие участники уголовного процесса относились к младшему следователю как к полноправному субъекту, наделенному правами и обязанностями следователя.


Помощник следователя, при назначении на должность должен пройти первоначальную подготовку по программе милиционеров с учетом специфики предстоящей работы. В его полномочия, согласно п.8. Приложения 22 к приказу №1, входит осуществление технической и организационной помощи следователю при расследовании преступлений. Однако, нет подробного разъяснения, что входит в содержание технической и организационной деятельности. В п.7. Положения определено, что функциональные обязанности помощника следователя определяет руководитель органа предварительного следствия. На наш взгляд, должны быть разработаны типовые функциональные обязанности помощника следователя, утвержденные приказом начальника следственного управления при УВД субъекта Российской Федерации. Полномочия помощника следователя по оказанию технической и организационной помощи могут выражаться в виде: составления протоколов следственных действий, производимых следователем; осуществления дело производства; подготовки машинописных документов; организации вызова свидетелей и иных участников по расследуемому уголовному делу к следователю; вручения повесток о вызове к следователю;осуществлении иных действий.


Согласно п.9. Приложения помощнику следователя категорически запрещается выполнять поручения и действия процессуального характера. Данная формулировка порождает массу вопросов. Во-первых уже из названия данного субъекта вытекает, что помощник - это не следователь, т.е. он занимает иное процессуальное положение в уголовном процессе и на него не распространяются права и обязанности закрепленные в ст.127 УПК РСФСР. Во-вторых в уголовно-процессуальном кодексе нет такого субъекта как помощник следователя. В качестве кого он будет выступать при составлении протокола следственного действия? Должно ли его участие при производстве следственного действия отражаться в протоколе следственного действия? Должно ли даваться следователем поручение помощнику следователя о выполнении каких-либо технических действий в письменном виде по аналогии с поручением органу дознания?


Представляется, что помощник следователя не может выступать в качестве специалиста по уголовному делу, поскольку он будет выполнять разнородную работу, которая в то же время может быть выполнена самим следователем. Действия помощника следователя будут выступать в качестве обслуживающих, создающих условия для более быстрого и эффективного выполнения осуществляемого следователем действия. Кроме того специалист привлекается для участия в уголовном деле не только тогда, когда следователь сам не может выполнить какие-либо действия, но и для того чтобы эти действия были осуществлены незаинтересованным в результатах расследования лицом. Следовательно, в качестве специалиста не может выступать лицо, работающее со следователем в одном органе, а помощник следователя является должностным лицом того же органа предварительного следствия в котором работает следователь. Правовое положение помощника следователя ближе всего к статусу секретаря судебного заседания. В связи с чем, участие помощника следователя в производстве по уголовному делу должно обязательно находить отражение в материалах дела. Так, если помощник участвует в производстве следственного действия путем осуществления каких-либо действий, либо посредством составления протокола, то это должно быть отражено в протоколе. Допуск к участию помощника следователя в производстве по уголовному делу должен отражаться при вынесении следователем постановления о принятии дела к своему производство, это необходимо для того, чтобы участники процесса имели возможность заявить отвод помощнику следователя. Такое решение освобождает в дальнейшем от необходимости в каждом отдельном случае давать письменное поручение следователем помощнику о необходимости выполнения каких-либо действий по конкретному уголовному делу.


И основная проблема, порождаемая не четкой формулировкой п.9. Положения, заключается в том, что содержит ли данное предписание запрет на производство помощником следователя всех без исключения процессуальных действий, или же он не может выполнять процессуальные действия, связанные с ограничением прав и свобод участников уголовного процесса, определением дальнейшего движения по уголовному делу и сбору доказательств?


Рассмотрим следующие ситуации при производстве по уголовному делу: 1) следователь поручил помощнику следователя вызвать на допрос свидетеля; 2) удовлетворяя заявленное ходатайство защитника об ознакомлении с материалами уголовного дела полученными с участием его подзащитного следователь поручил помощнику ознакомить адвоката с соответствующими документами. И тот и другой вариант нельзя в полном смысле признать техническими или же организационными. Порядок вызова свидетеля на допрос регламентируется ст.ст.155,156 УПК РСФСР, следовательно эта деятельность является процессуальной. Однако, на наш взгляд, она может быть осуществлена помощником следователя. В ч.2 ст.51 УПК РСФСР закреплено право защитника с момента допуска к участию в деле знакомиться с материалами уголовного дела, полученными с участием его подзащитного. Закон не определяет каким образом должно происходить это ознакомление, и кто его должен осуществлять, должен ли быть составлен протокол по данному факту. Видимо это действие может быть выполнено и помощником следователя, хотя оно так же вряд ли может быть признано организационным или же чисто техническим.


На наш взгляд, помощник следователя не может выполнять процессуальные действия направленные на получение доказательств по уголовному делу. В качестве таковых выступают не только следственные действия, но и истребование характеристик, иных документов. Кроме того он не может выполнять процессуальные действия, сопряженные с ограничением прав участников уголовного процесса, например, принять решение о принудительном приводе, отказать в удовлетворении заявленного ходатайства и т.д., а так же связанные с принятием решений по движению уголовного дела, или же принимать решения, обязательные к исполнению предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Таким образом, помощник следователя в отличии от младшего следователя не может самостоятельно осуществлять расследование по уголовному делу.




1. Подробнее о письмоводителях при судебных следователях см.: Власов В.И., Гончаров Н.Ф. История розыскного процесса в России (законодательство и практика). Домодедово.,1997. С.87-89.


2. См.: Деришев Ю.В. Основные процессуальные ошибки, влекущие необоснованное привлечение к уголовной ответственности.//Законодательство и практика. Омск., 1998., №1., С.21.

Порядок отображения: 
0
Группы:

Комментарии

Сайт помощника следоватля

Новый портал общественного помощника следователя. Вся информация по должности. Рад буду видеть. http://sledohelper.esy.es/