ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ (лекция-сценарий)

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу


Страница не найдена

Страница не найдена

404 ошибка

404 ошибка на сайте

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.

Страница не найдена

Страница не найдена

404 ошибка

404 ошибка на сайте

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.


ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
(лекция-сценарий)

1. Понятие и значение ППР.


2. Основания и условия ППР.


3. Процессуальный порядок ППР.


4. Деятельность органов предварительного расследования по приостанавливаемым уголовным делам.


5. Возобновление дознания и предварительного следствия.


Согласно программе изучение данной темы включает: рассмотрение обозначенных вопросов на семинарском занятии; анализ и решение типичных следственных ситуаций, изложенных в сборнике задач по уголовному процессу и опорном конспекте; а также написание в рамках практикума соответствующих постановлений о приостановлении предварительного расследования и о розыске обвиняемого.


Думается, ни у кого не вызывает сомнений, что логическим завершением предварительного расследования является направление уголовного дела в суд. Но для этого необходимо установить лицо, совершившее преступное деяние и доказать его виновность.


Однако в ходе уголовного производства могут возникнуть обстоятельства, препятствующие или делающие невозможным на данном этапе принять окончательное решение по делу.


По этой причине, определенная часть уголовных дел не доходит до суда в установленные законом сроки, а их расследование на некоторое время прерывается (или другими словами - приостанавливается).

Такой специфический временный (не всегда короткий) период, возникающий в ходе расследования уголовных дел и будет предметом нашего рассмотрения.


Актуальность темы наглядно демонстрирует диаграмма, показывающая соотношение числа приостановленных дел с общим количеством дел, находящихся в производстве следователей ОВД, а также с числом дел, направленных в суд. Несмотря на ежегодное сокращение дел, приостановленных производством, их доля в общей массе расследуемых дел остается высокой, и в 1995 г. составила 41 % (направлено в суд лишь 31 %).


(диаграмма)


1. Понятие ППР


Правовой основой ППР является гл. 17 УПК РСФСР (ст.ст. 195-198).


Следует заметить, что в УПК РСФСР отсутствует формулировка понятия ППР, а лишь указаны обстоятельства, предусматривающие возможность приостановления расследования (ст. 195).


Кроме того, законодатель не употребляет и сам термин ППР, а использует различные обозначения, которые не изменяют существа данного правового института: приостановление предварительного следствия, приостановление производства по делу, приостановление уголовного дела (ст.ст. 195, 124, 231, 257).


Поэтому, употребляя термин ППР, мы будем вести речь о приостановлении лишь предварительного следствия и дознания, по делам по которым предварительное следствие не обязательно.


Юридическая наука не выработала единого мнения относительно содержания понятия рассматриваемого правового института.

Для большинства ученых-процессуалистов ППР - это временный перерыв в предварительном расследовании, вызванный обстоятельствами, предусмотренными уголовно-процессуальным законом (Строгович М.С., Шимановский В.В. и др.).


Вместе с тем отдельные авторы, подчеркивая в своих монографиях и учебных пособиях специфические черты ППР, предлагают собственное определение его понятия. Остановимся на трех из них и разберем некоторые аргументы, что позволит вам сформировать собственное мнение по данному вопросу.


Доктор юридических наук В.М.Быков и Владимир Михайлович Ломовский считают, что взгляд на ППР только как на перерыв в расследовании является не полным, поскольку согласно ч. 1 ст. 196 и ст. 197 УПК после приостановления предварительного следствия следователь обязан как непосредственно, так и через органы дознания принять меры к розыску обвиняемого и к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, хотя и без производства следственных действий.


То есть деятельность следователя и органа дознания по приостановленным уголовным делам не прерывается.


Таким образом, сформулированное названными учеными понятие ППР выглядит следующим образом.


ППР - установленная уголовно-процессуальным законом особая, исключительная процессуальная форма, применяемая по сравнительно небольшому числу уголовных дел и лишь в случаях, если в деле отсутствует основной участник судопроизводства - обвиняемый или не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого.


Доктора юридических наук А.А.Чувилев и Р.Х.Якупов определяют ППР - как особый вид производства по уголовному делу, направленный на устранение обстоятельств, вызвавших временную задержку в его движении.


Данное определение основывается на положении УПК, сформулированном в ч. 5 ст. 195: "Производство по приостановленному делу подлежит прекращению по истечению давности..."


Леонид Михайлович Репкин в своей монографии формирует следующее понятие: Приостановление производства по уголовному делу - это регламентированный законом перерыв в производстве по делу, в течение которого орган дознания, следователь, прокурор и суд в пределах своей компетенции принимают активные меры по устранению обстоятельств, вызвавших приостановление.

Последнее определение, на мой взгляд, наиболее точно отражает сущность ППР, т.к. здесь не только указывается на временную невозможность окончания производства по делу в силу установленных законом причин, но и выделяется деятельность соответствующих органов по своевременному устранению этих причин. В свою очередь эта деятельность есть важное средство достижения задач уголовного судопроизводства, в частности задачи быстрого и полного раскрытия преступления (ст. 2 УПК).


Поэтому, соглашаясь с авторами определений, подчеркивающих особенность, специфичность данного правового института, связанную с отсутствием в деле главного участников - обвиняемого, нужно отметить, что согласно нормам УПК сама процессуальная деятельность следователя или органа дознания по такому уголовному делу прерывается до устранения процессуальных препятствий или необходимости производства дополнительных следственных действий.


Сказанное подтверждает и положение ч. 4 ст. 133 УПК о том, что время, в течение которого производство по делу было приостановлено, не включается в срок предварительного следствия и дознания.


Итак, отметим важные признаки ППР:



  • это временный перерыв в производстве следственных действий, но не прекращение деятельности следователя и ОД;
  • причины ППР связаны с отсутствием или невозможностью участия в деле основного субъекта - обвиняемого;
  • деятельность следователя и ОД по приостановленному уголовному делу направлена на устранение причин, повлекших перерыв в производстве.

  • Значение ППР


    ППР характеризуется обстановкой, когда отсутствуют условия для продолжения расследования, а также нет оснований для прекращения уголовного дела.

    Поэтому значение ППР заключается в том, что это промежуточное решение, которое позволяет следователю и органу дознания фактически не прекращая своей деятельности по делу, избежать процедуры формального продления срока расследования.


    На практике, зачастую с принятием решения о ППР следователь устраняется от работы по приостановленному делу, переключая внимание на расследование дел "с лицами".


    Однако существующая система ведомственного и прокурорского контроля за делами данной категории позволяет учитывать их, а также проверять законность и обоснованность принимаемых решений.


    2. Основания и условия ППР


    Основания ППР указаны в ч. 1 ст. 195 УПК.


    Перечень приведенных оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Никакие другие случаи, связанные, например, с заболеванием потерпевшего, свидетеля или защитника, отсутствием обвиняемого по мету производства следствия по каким-либо уважительным причинам, либо связанные со стихийным бедствием или утратой уголовного дела не могут служить основанием для приостановления производства по делу.


    Указанные обстоятельства могут рассматриваться как предложения по совершенствованию обсуждаемого правового института.


    Целесообразность и обоснованность расширения оснований ППР (в большинстве своем представленных в проектах УПК) будет полезно обсудить на семинарском занятии.


    Разберем подробнее каждое из оснований ППР.

    1. П. 1 ст. 195 УПК содержит два самостоятельных основания ППР. Ограничение их друг от друга имеет важное практическое значение, связанное с исчислением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 195 производство по приостановленному делу подлежит прекращению по истечению давности, установленной уголовным законом.


    В случае если обвиняемый скрылся от следствия или суда, то согласно ч. 3 ст. 48 УК течение срока давности прерывается.


    Данное обстоятельство предполагает наличие в материалах дела совокупности доказательств, указывающих на активные действия обвиняемого, препятствующие установлению его места нахождения:



  • оставление места работы и жительства в связи с уклонением от явки к следователю или в суд;
  • побег из-под стражи.

  • В отличие от предыдущего основания, иные причины невозможности установления места нахождения обвиняемого связаны с отсутствием данных о его месте нахождения, которые не обусловлены умышленными действиями обвиняемого по уклонению от органов, ведущих расследование (например, смена места жительства, командировка и т.п.)


    Констатация неизвестности местопребывания обвиняемого в этом случае означает признание того, что розыск обвиняемого должен осуществляться в пределах дифференцированных сроков давности, установленных ч. 1 ст. 48 УК, если обвиняемый своими повторными преступными действиями не вызовет перерыва или приостановления этих сроков.


    2. В законе не указаны конкретные признаки того или иного заболевания обвиняемого, которое может быть основанием для приостановления дела по ч. 2 ст. 195 УПК.


    Следует отметить, что, во-первых, здесь речь идет о тяжком заболевании: психическом (связанном с расстройством душевной деятельности) и ином (связанном с нарушением функционирования организма человека), во-вторых, должно служить препятствием для участия обвиняемого в судопроизводстве, и, в-третьих, оно должно быть удостоверено врачом, работающим в медицинском учреждении.

    УПК не содержит наименование документа, в котором должно быть отражено врачом наличие у обвиняемого тяжкого заболевания. Это может быть выписка из истории болезни, справка, больничный лист. Отсутствие в законе прямого указания на этот счет позволяет некоторым процессуалистам, в частности Репкину, Якупову считать, что таким документом врача должно быть только заключение эксперта. Не отвергая данного мнения и соглашаясь с тем, что для определения состояния здоровья обвиняемого в некоторых случаях необходимы специальные познания, следует отметить, что ППР по ч. 2 ст. 195 УПК нельзя связывать с обязательным производством экспертизы, т.к. данного требования УПК ни ст. 195, ни в ст. 79 не содержит.


    3. ППР на основании п. 3 ст. 195 УПК предполагает ситуации, когда не смотря на принятые меры, лицо, совершившее преступление не обнаружено вообще или по делу не собрано достаточных доказательств, позволяющих привлечь конкретное лицо в качестве обвиняемого.


    Условия ППР можно подразделить на общие, относящиеся по всем случаям приостановления производства, и частные, которые необходимо учитывать в зависимости от основания принимаемого решения.


    Обращаю ваше внимание, что в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 195 УПК речь идет об обвиняемом, т.е. о лице, в отношении которого собрано достаточно доказательств виновности в совершении преступления. Поэтому важным условием для обоих оснований является вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.


    Что касается п. 2 ст. 195 УПК, то Положения ч. 3 ст. 195 допускают ППР по данному основанию до окончания срока следствия и дознания.


    Наличие такого условия как "отсутствие оснований для применения ПММХ" (когда обвиняемый заболел тяжким психическим заболеванием) требует от следователя при принятии решения о ППР учитывать следующее:


    1. Данное решение принимается, если обвиняемый подвергся тяжкому психическому заболеванию в ходе предварительного расследования, а не до совершения преступления, т.к. последнее влечет за собой освобождение его от уголовной ответственности.


    2. Его заболевание не должно быть хроническим (последнее является неизлечимым и влечет освобождение лица от наказания в соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РСФСР).


    3. Обвиняемый не должен своим поведением представлять опасность для общества.

    4. Временное расстройство душевной деятельности обвиняемого, требующее в соответствии с п. 4 ст. 409 УПК ППР, должно быть коротким и не требовать принудительного направления заболевшего в психиатрическую больницу для лечения.


    В противном случае дело необходимо расследовать в рамках особого производства по применению ПММХ, с которым вы ознакомитесь позже.


    3. Процессуальный порядок ППР


    При наличии одного из оснований, предусмотренных в ч. 1 ст. 195 УПК соответствующим должностным лицом выносится мотивированное постановление о ППР.


    Правом принятия такого решения наделены следователь (ч. 2 ст. 195)), начальник следственного отдела (ч. 2 ст. 1271), прокурор (п. 11 ч. 1 ст. 211), орган дознания (ч. 3 ст. 124).


    В УПК отсутствует указание на содержание выносимого документа.


    Исходя из общих требований закона о структуре и содержании процессуальных документов и сложившейся практики, постановление о ППР должно состоять из вводной, описательно-мотивировочной и резулятивной частей.


    Особенностью описательно-мотивировочной части постановления является приведение фактических данных, подтверждающих событие преступления и участие в его совершении обвиняемого (если он установлен), а также данных, указывающих на наличие оснований приостановления дела и на выполнение предусмотренных законом условий.


    В результативной части указывается решение о приостановлении ПР, а также др. решения, связанные с основным (об объявлении розыска обвиняемого, избрание либо изменение меры пресечения и др.).

    Копия данного постановления направляется прокурору.


    Если по делу привлечено несколько обвиняемых, а основание для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, лицо, в производстве которого находится дело вправе выделить и приостановить дело в отношении отдельных обвиняемых или приостановить производство по всему делу.


    Нормы УПК не предусматривают уведомлять кого-либо из участников судопроизводства о принятии решения о ППР.


    В этой связи, заслуживает внимания новела, предложенная разработчиками проекта УПК, подготовленная авторским коллективом Минюста: "уведомлять письменно о ППР обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей и разъяснять им права обжаловать решение прокурору".


    4. Деятельность органов предварительного расследования по приостановленным уголовным делам


    С ППР деятельность следователя и ОД не принуждается.


    В соответствии со ст. 196 УПК при неизвестности места нахождения обвиняемого следователь принимает меры к его розыску, а после ППР в случае, предусмотренном п. 3 ст. 195 УПК, следователь обязан принимать как непосредственно, так и через органы дознания меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ст. 197 УПК), однако без производства следственных действий.


    В равной мере это относится и к органу дознания. В частности приказ МВД № 368 - 92 г. "Об организации специализированных подразделений в ОВД" возлагает на дознавателя обязанность в случае ППР принимать меры к установлению лиц, совершивших преступление либо розыску скрывшегося обвиняемого.


    Определенную сложность в теоретическом и практическом плане представляет деятельность следователя и ОД по розыску скрывшихся преступников.

    Розыск обвиняемого


    Уголовно-процессуальным законом и ведомственными нормативными актами обязанность принимать меры к обнаружению обвиняемых, местонахождение которых не известно, возложена на следователя и органы дознания, в частности на милицию.


    В ст. 10 Закона РСФСР "О милиции" сказано, что милиция обязана разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда. Указанная обязанность милиции в целом конкретизируется в Приказе МВД № 213-93 г. (с изменениями, внесенными Приказом № 66 от 28.02.94 г.), где говорится, что розыск обвиняемых, скрывшихся от дознания и следствия организуют подразделения криминальной милиции. При этом ведущая роль в розыскной работе в ГРОВД возлагается на аппараты УР.


    Кроме того, принятие розыскных мер возложены на экспертные подразделения, дежурные части, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетними, ГАИ и т.д.


    В юридической науке не достигнуто единства взглядов относительно содержания такого понятия как розыск обвиняемого. Это объясняется тем, что уголовно-процессуальный закон, являющийся правовой базой розыскной деятельности употребляя термин "розыск обвиняемого" не содержит его определения.


    Большинством авторов розыск определяется как согласованная деятельность следователя и ОД, осуществляющих следственные действия, розыскные и оперативно-розыскные мероприятия, направленная на обнаружение обвиняемого, местонахождение которого не известно.


    О розыске обвиняемого в процессуальном аспекте можно говорить при условии, когда в отношении скрывшегося лица вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.


    Деятельность по установлению лица, совершившего преступление, не входят в понятие розыска, а составляет содержание раскрытия преступлений.


    В розыскной работе следователя можно выделить три основных ее этапа.

    Первый этап начинается с того момента, когда установлено, что обвиняемый не явился к следователю и отсутствует по месту жительства. На данном этапе следователь:



  • проводит мероприятия, направленные на установление действительного факта уклонения или неизвестности места нахождения обвиняемого, изучает его личность;
  • производит следственные действия (обыск, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и т.д.);
  • дает поручение ОД в порядке ст. 127 УПК о проведении ОРМ;
  • оценивает собственные доказательства для объявления розыска обвиняемого.

  • После вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого и установления факта его уклонения от расследования либо неизвестности его местонахождения появляется возможность объявить розыск обвиняемого и поручить его ОД.


    С вынесением постановления о розыске обвиняемого начинается


    второй этап деятельности следователя, который оканчивается с вынесением постановления о приостановлении предварительного следствия по п. 1ч. 1 ст. 195 УПК, если мероприятия по розыску обвиняемого не принесли ожидаемого результата.

    Попутно отметим, что согласно ч. 2 ст. 196 розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.


    При объявлении розыска следователь обязан направить в 3-х дневный срок в соответствующее розыскное подразделение милиции с постановлением об объявлении розыска копии следующих документов:



  • постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого;
  • постановление об избрании или изменении меры пресечения в отношении скрывшегося обвиняемого, а также справку о личности обвиняемого;

  • С объявлением розыска и поручением его ОД участие следователя в розыске обвиняемого не прекращается.


    С вынесением постановления о приостановлении предварительного следствия наступает третий этап, который характеризуется сужением круга средств розыска, поскольку закон запрещает производство следственных действий по приостановленному уголовному делу.


    На третьем этапе розыск осуществляется посредством преимущественно розыскных и организационных мероприятий, направленных на установление местонахождения обвиняемого (проверка по учетам ОВД, информирование общественности, совместное планирование с органом дознания розыскных мероприятий и т.д.).

    Этот этап оканчивается либо обнаружением обвиняемого, либо прекращением уголовного дела вследствие истечения срока давности привлечения виновного к уголовной ответственности.


    Следует отметить, что для предупреждения уклонения обвиняемого от органов расследования и суда, а также для обеспечения будущего движения уголовного дела в случае обнаружения скрывшегося обвиняемого, важное значение имеет своевременное применение к обвиняемому мер пресечения.


    Согласно ч. 3 ст. 196 УПК следователь при наличии оснований вправе избрать в отношении разыскиваемого меру пресечения, т.ч. заключение под стражу.


    При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно решается вопрос об этапировании разыскиваемого обвиняемого к месту расследования. Решение об аресте и этапировании в этом случае должно быть санкционировано прокурором республики, края или области.


    Согласно приказу № 213-93 г. при обнаружении обвиняемого в результате исполнения розыскного задания, в котором указано об избрании к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, ОВД водворяет обвиняемого в ИВС, оформляя это протоколом задержания. Одновременно об этом уведомляется прокурор, а также инициатор розыска, который получив сообщение о задержании обвиняемого обязан не позднее суток выслать факсимильной или фельдсвязью постановление на арест. Данный документ является юридическим основанием для водворения обвиняемого в СИЗО.


    Однако здесь нельзя не заметить проблему, связанную с тем, что ст. 122 УПК не предусматривает в качестве самостоятельного основания задержание обвиняемого, уклоняющегося от органов расследования.


    Для того чтобы исключить сомнения в правомерности таких действий, необходимо в уголовно-процессуальном законодательстве регламентировать основания задержания обвиняемого, разысканного не по месту производства предварительного следствия.


    Обсуждая деятельность следователя и ОД по приостановленному уголовному делу вследствие психического или иного тяжкого заболевания обвиняемого, отметим, что было бы не правильно возлагать на следователя и ОД работу по организации более эффективного лечения обвиняемого, так как это находится вне компетенции следователя и ОД. Однако контролировать состояние здоровья обвиняемого в целях своевременного возобновления предварительного расследования указанные субъекты, несомненно, должны.


    Деятельность следователя и ОД при приостановлении производства по делу в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 195 УПК заключается в принятии соответствующих мер к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ст. 197 УПК).

    Так, следователь вправе самостоятельно проводить гласные розыскные действия (запросы, беседы), а ОД - оперативно-розыскные мероприятия (ч. 1 ст. 118, ч. 4 ст. 119) информируя об этом следователя.


    Кроме того, следователь вправе давать поручения и указания органам дознания и следствия в порядке статей 127 и 132 УПК, а также использовать помощь общественности (ст. 128 УПК).


    В целях совершенствования указанной деятельности с учетом нагрузки и количества приостановленных дел в литературе высказаны предложения:



  • передавать дела о нераскрытых преступлениях другому следователю (аргументы: новый взгляд, отсутствие груза прежних ошибок, однако в этом случае требуется время на изучение дела);
  • сосредоточить такие дела у следователей, которые занимаются только расследованием нераскрытых преступлений (аргумент: специализация, нет отвлечения на расследование так называемых "дел с лицами" - подозреваемыми, обвиняемыми, однако концентрация такого количества уголовных дел у одного следователя примерно 350-400 как показал опыт такой работы, влечет ее низкое качество);
  • создание специальных оперативных групп по нераскрытым преступлениям (проблема: штаты).

  • В настоящее время уголовные дела, после их приостановления, находятся в производстве у того должностного лица, который принял об этом решение.


    5. Основания и процессуальный порядок возобновления предварительного расследования


    Приостановленное следствие и дознание в соответствии со статьями 120, 198 УПК возобновляется после того, как отпали основания для его приостановления или возникла необходимость производства дополнительных следственных действий, о чем составляется мотивированное постановление.

    Факты обнаружения места пребывания обвиняемого, его выздоровление или установление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, должны быть подтверждены соответствующими материалами (сообщениями должностных лиц, письмами граждан о местонахождении обвиняемого, справкой врача о выздоровлении обвиняемого, проколом явки с повинной и т.д.).


    Согласно ч. 3 ст. 133 УПК при возобновлении приостановленного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до 1 месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.


    В заключение отмечу, что согласно указанию Генерального Прокурора РФ № 19/22 от 10.06.93 г. дознание и предварительное следствие возобновленного производством уголовного дела, которое было приостановлено за неустановлением лица, совершившего преступление, поручается, как правило, тому органу, который принимал решение о приостановлении дела.


    Выводы:


    1. Уголовно-процессуальное законодательство содержит самостоятельный правовой институт ППР, являющийся регламентированным законом перерывом в производстве по делу, в течение которого ОД, следователь, прокурор и суд в пределах своей компетенции принимают активные меры по устранению обстоятельств, вызвавших приостановление.


    2. Основания ППР закреплены в ч. 1 ст. 195 УПК. Перечень этих оснований является исчерпывающим.


    При наличии одного из оснований, предусмотренных в ч. 1 ст. 195 УПК соответствующие должностные лица выносят мотивированное постановление, копия которого направляется прокурору, осуществляющему надзор за следствием.


    3. С ППР деятельность следователя и ОД не прекращается, о ее содержании определяется в зависимости от оснований приостановления.


    В случаях, когда обвиняемый скрылся или по иным причинам не установлено его местопребывание, следователь обязан принимать меры к его розыску, который определяется так - согласованная деятельность следователя и ОД, осуществляющих СД, розыскные и ОРМ, направленная на обнаружение обвиняемого, местонахождение которого не известно.

    4. Когда основания для ППР отпали или возникла необходимость производства дополнительных следственных действий приостановленное следствие и дознание подлежат возобновлению, о чем составляется мотивированное постановление.

    Порядок отображения: 
    0
    Группы: