1. Понятие и значение относительно определенных предписаний в уголовно-процессуальном праве.

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.
Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.


1. Понятие и значение относительно определенных предписаний в уголовно-процессуальном праве.

В качестве эпиграфа к рассматриваемому вопросу вполне оправдано использовать образное высказывание С.С. Алексеева о том, что "право напоминает … не матрицу, на которой запрограммированы все возможные варианты человеческих поступков, по которым "печатается" поведение людей, а скорее обширную "раму", состоящую из такого рода программ и ячеек, различных объемов и форм, всегда четко очерченных, но всегда оставляющих пространство для собственного поведения участников общественных отношений" 1. Действительно, рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях, расследование уголовных дел, осуществление по ним правосудия было бы немыслимым без предоставления правоприменителю на законодательном уровне возможности выбора вариантов поведения, решений.


Обусловлено это прежде всего тем, что в своей деятельности правоприменитель сталкивается с огромным спектром жизненных ситуаций, различными их оттенками, которые невозможно учесть в процессе нормотворчества. "Естественно, правовое регулирование не может быть индивидуальным для каждого уголовного дела"2. В.И. Ленин указывал, что "сочинить такой рецепт или такое общее правило… которое бы годилось на все случаи, есть нелепость"3.


Зная об этом, законодатель и формирует "раму", очерчивающую границы поведения исполнителя. Здесь учитывается целый ряд факторов как общего, так и специального (индивидуального) значения. К числу основных, на наш взгляд, можно отнести следующие. Во-первых, характер общественных отношений, регулируемых правом. Так, относительная определенность гипотез и диспозиций материальных отраслей права (в частности, уголовного права), значительно уступает по своему объему диспозитивности, присущей процессуальным отраслям права (например, уголовно-процессуальному праву). Во-вторых, возможность выбора поведения не строится по одному шаблону и в рамках отдельной отрасли права. В зависимости от социальной значимости регулируемых отношений законодатель и здесь дифференцированно подходит к вопросу определения свободы выбора действия или решения. Например, следователю в отдельных случаях предоставляется значительный простор в принятии решения о приглашении специалиста для участия в следственном действии (ч. 3 ст. 179 УПК4), в других ситуациях право такого выбора отсутствует, поскольку участие специалиста возведено в ранг обязательного (ч. 1 ст. 159, ч. 1 ст. 180 УПК). В-третьих, немаловажное значение имеет мнение законодателя о том, насколько право выбора может быть допустимо с учетом обстановки, сложившейся в обществе, и в том числе, в правоприменительной практике. Предоставление правоприменителю широкого выбора поведения может привести к росту числа злоупотреблений должностными обязанностями, своеобразной "вольнице". Напротив, жесткие рамки будут сковывать деятельность по реализации права, порождать проблемы, препятствовать достижению целей и задач. Поэтому выбор "золотой середины" процесс архисложный, но весьма значимый.


Для сопоставления "уровня доверия" законодателя в части предоставления возможности выбора, усмотрения правоприменителю приведем следующий пример. По законодательству Великобритании право производства ареста (такой арест в нашем понимании больше схож с задержанием подозреваемого) предоставляется не только должностным, но и частным лицам. В обобщенном виде основания ареста без судейского решения можно свести к следующим позициям: 1) любой подданный Ее Величества вправе арестовать всякого, совершившего или совершающего в его присутствии преступление, влекущее арест; 2) любой подданный Ее Величества вправе арестовать всякого, в отношении которого есть разумные основания полагать, что он совершил преступление, влекущее арест; 3) констебль вправе арестовать любое лицо, которое он вне разумных сомнений подозревает в намерении совершить преступление, влекущее арест5. Представляется, что такой значительный допуск в усмотрении правоприменителя может иметь место не в любом обществе и государстве.

С позиций законодательной техники предоставление правоприменителю возможности выбора достигается путем создания правовых предписаний с относительно определенным содержанием6.


Следует отметить, что в общей теории права и в теории уголовного процесса уделялось значительное внимание исследованию сущности, характера, иных аспектов, связанных с существованием в праве относительно определенных предписаний. Тем не менее, единство взглядов по некоторым вопросам не достигнуто. В связи с этим, считаем необходимым, высказать свое мнение по ряду позиций.


Во-первых, относительно определенные формулировки, по мнению отдельных авторов, в структуре права существуют в виде правовых норм. Так, Н.Л. Гранат и В.В. Лазарев отмечают, что "относительно определенные нормы (Выд. наше - Авт.) не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом конкретных обстоятельств"7. Суждения того же плана можно обнаружить в работах В.В. Храпанюка8, и других авторов.


Во-вторых, рассматривая вопросы классификации правовых норм, в теории права выделяют, например, нормы, именуемые управомочивающими, императивными, поощрительными, рекомендательными и т.п. Однако, по степени и объему дозволенности эти правовые нормы могут быть относительно определенными.






Далее (продолжение...) >>>


Порядок отображения: 
0
Группы: