1. Соотношение субъективного и объективного в деятельности следователя (продолжение 2).

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.
Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.


Усмотрение следователя (уголовно-процессуальный аспект)

Глава первая. СУБЪЕКТИВНОЕ НАЧАЛО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ


1. Соотношение субъективного и объективного в деятельности следователя (продолжение 2).


Таким образом, суждение является связующим субъективным моментом между правом и обстоятельствами жизненного случая. И не только. Представляется, что именно суждение служит тем мостиком, который соединяет объективное и субъективное начала в деятельности следователя.


В силовом поле субъективно-объективных отношений выделяют три основных вида деятельности человека: познавательную, ценностно-ориентационную и преобразовательную [23].


Обозначенное разграничение носит, на наш взгляд, условный характер. В жизни эти виды переплетены настолько, что достаточно сложно провести грань и установить в какой момент человек, например, познает, а в какой - преобразовывает мир. Основную, наиболее значимую часть деятельности следователя именуют доказыванием, под которым понимается осуществляемая в предусмотренном законом порядке деятельность по собиранию, проверке и оценке фактических данных (доказательств), использованию их в установлении истины по делу, обосновании выводов и принимаемых решений [24]. В этом понятии сочетаются и познавательная, и оценочная, и преобразовательная деятельность. Но в исследовательских целях мы будем рассматривать соотношение объективных и субъективных начал раздельно в каждом виде деятельности.


В ходе познавательной деятельности активность субъекта, направленная на объект, не модифицирует его, не разрушает, не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте.


Вопросы соотношения объективного и субъективного начал в познании достаточно глубоко разрабатывались и разрабатываются в философии. Нам предстоит преломить эти знания с учетом рассматриваемого аспекта. Сразу следует оговориться, что познание в уголовном судопроизводстве как проявление общечеловеческого познания имеет некоторую специфику. Выделяются следующие особенности доказывания - процесса познания [25].


  1. Познание осуществляют специальные субъекты, к числу которых относится следователь. Лица, не наделенные правом собирания, проверки, оценки доказательств, могут участвовать в этом процессе лишь опосредованно.


  2. Познание реализуется следователем не произвольно, а в силу возложенной на него обязанности (ст. 21 УПК РФ [26]).


  3. Получение следователем информации о преступлениях возможно в рамках производимых следственных и иных процессуальных действий, порядок исполнения которых в большинстве случаев прописан законодателем и обязателен.


  4. Уголовно-процессуальный закон содержит исчерпывающий перечень источников (видов) доказательств (ч. 2 ст. 74 УПК РФ), посредством которых возможно познание. Относящиеся к делу знания могут быть извлечены и из непроцессуальных источников (оперативные данные, анонимные письма, поведение обвиняемого, свидетелей при проведении следственных действий и т.п.). На основе информации, полученной таким путем, могут выдвигаться версии, определяться тактика проведения следственных действий, устанавливаться пути и средства обнаружения доказательств, но в качестве доказательств она используется только при условии "преобразования" в один из источников, указанных в ч. 2 ст. 74 УПК РФ, и с соблюдением всех правил получения, оценки доказательств.


  5. В уголовном судопроизводстве ограничен предмет познания. В рамках производства по делу исследуется только круг фактов, связанных с расследуемым преступлением.

  • Процесс доказывания ограничен во времени. Для этого закон устанавливает определенные сроки, а также возможность и порядок их продления (или восстановления).


  • Познание, осуществляемое следователем, обеспечивается государственным принуждением. В частности, свидетеля можно принудительно доставить к следователю для дачи показаний; в ходе обыска могут быть вскрыты запертые помещения; обвиняемый, препятствующий расследованию, может быть "нейтрализован", например, путем заключения под стражу и т.д.


  • Доказывание носит удостоверительный характер, т.е. результаты познания должны быть отражены следователем в официальных документах, к которым, в свою очередь, также предъявляются соответствующие требования (например, в ст. 166 УПК РФ).


  • Уголовно-процессуальное познание должно быть завершено принятием решения. Оно может быть итоговым или промежуточным, основным или вспомогательным, иметь письменное выражение или нет. В данном случае это не имеет значения.


  • Рассматривая доказывание как процесс познания, нельзя игнорировать наличие здесь лиц, заинтересованных в результатах доказывания. Они могут как оказывать содействие следователю, так и противодействовать познанию.



    Уголовно-процессуальное познание основывается на совокупности всех указанных обстоятельств. Наличие таких особенностей в одних случаях ограничивает познавательные возможности (посредством установления сроков, форм познания), в других - увеличивает (например, допуская применение принуждения).

  • Перечисленные отличия объективны, вытекают из закона и не могут быть проигнорированы или изменены следователем. Но они ориентированы и на субъективный фактор. Так, следователь достаточно свободен в выборе уголовно-процессуальных форм познания, отчасти свободен в принятии решений, в определении предмета познания и др. Процесс познания сопровождают эмоции, чувства, которые делают его более активным, вызывающим личное отношение к предмету познания, явлениям общественной жизни, поведению других людей, к самому себе и своим действиям [27].


    Необходимо также учитывать, что при расследовании, следователь познает не только обстоятельства жизненного случая, но и право, закон, его смысл, дух, правовые предписания.


    Известно, что процесс познания складывается из двух форм освоения объективной реальности: чувственности и мышления. Нередко этот процесс изображается так, будто сначала возникают ощущения, затем восприятия и представления. Эта схема, идущая от метафизического материализма, односторонне и упрощенно трактует процесс чувственного отражения объективной реальности. На самом деле восприятие возникает в результате синтеза ощущений с помощью представлений, опыта, имеющегося у познающего, т.е. это есть синтез объективного с помощью субъективного [28].


    Не таящее в себе, на первый взгляд, никаких загадок восприятие вещей, в котором предметы мира видятся непосредственно данными, оказывается не столь уж простым. Даваемый в нем образ есть сложное субъект-объективное образование, включающее как окружающую действительность, так и самого воспринимающего человека. Это сфера, пронизанная и структурированная человеческим фактором, сфера, в которой мир и воспринимающий его субъект теснейшим образом связаны. "Познание может быть адекватно понято лишь в том случае, если оно рассматривается в отношении к феномену человека - в связи с формами его жизнедеятельности, с фундаментальными условиями его существования в мире природы и культуры" [29].


    В связи с этим Н.К. Вахтомин отмечает, что термин "познание" используется в двух смысловых значениях. Во-первых, он употребляется в широком смысле слова тогда, когда под познанием понимается воспроизведение объективной реальности с помощью органов чувств и мышления. При этом речь идет о мышлении в целом, без различения его творческих и нетворческих моментов. Во-вторых, термин "познание" употребляется в узком смысле слова, когда познание рассматривается как творческий процесс. В этом случае под мышлением понимаются переработка чувственных данных, образование понятий, получение знаний, принципиально новых результатов [30].




    1. См.: Каган М.С. Указ. соч. - С. 51 - 53.
    2. См.: Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов. - Омск, 1997. - С. 19.
    3. См.: Лупинская П.А. Указ. соч. - С. 86; Опорные конспекты по уголовному процессу. - Омск, 1997. - С. 13.
    4. В связи с тем, что исследование завершалось в период перехода к новому уголовно-процессуальному законодательству, мы будем обозначать аббревиатурой "УПК РФ" Уголовно-процессуальный кодекс, принятый Государственной Думой 22 ноября 2001 г., а "УПК РСФСР" - закон от 27 октября 1960 г. с последующими изменениями и дополнениями.
    5. См.: Лупинская П.А. Указ. соч. - С. 63.

  • См.: Вахтомин Н.К. Практика - мышление - знание: (К проблеме творческого мышления). - М., 1978. - С. 5.
  • Филатов В.П. Научное познание и мир человека. - М., 1998. - С. 7.
  • См.: Вахтомин Н.К. Указ. соч. - С. 7.



    [В начало] [<<< Назад] [Далее >>>]

  • Порядок отображения: 
    0
    Группы: