НОВОЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРОДЛЕНИИ СРОКОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ДОЗНАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ОБВИНЯЕМЫХ ПОД СТРАЖЕЙ (краткий комментарий Указания Генерального прокурора Российской Федерации № 38/36 от 18. 06 98 г

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена

Страница не найдена

404 ошибка

404 ошибка на сайте

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.

Страница не найдена

Страница не найдена

404 ошибка

404 ошибка на сайте

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.


НОВОЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРОДЛЕНИИ СРОКОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ДОЗНАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ОБВИНЯЕМЫХ ПОД СТРАЖЕЙ (краткий комментарий Указания Генерального прокурора Российской Федерации № 38/36 от 18. 06 98 г.)

Автор: П.Г. Марфицин, Н.П. Ефремова


18 июня 1998 г. Генеральным прокурором Российской Федерации было издано указание "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при продлении сроков предварительного следствия, дознания и содержания обвиняемых под стражей" (в дальнейшем - Указание) и признано утратившим силу аналогичное указание от 23 июня 1995 г.


По новому указанию Генерального прокурора механизм обращения с ходатайством о продлении сроков следствия и содержания под стражей в основном остался прежним. Не изменились сроки представления ходатайств (п. 4), требования к постановлению о возбуждении ходатайства (п. 5), процедура рассмотрения ходатайств (п. п. 8, 9), в том числе при повторном их возбуждении (п. 7.3).


Вместе с тем Указание содержит ряд принципиально новых положений, на которые необходимо обратить внимание.



  1. Прокурорам предложено предъявлять более жесткие требования к проверке законности ареста, наличию предусмотренных в законе оснований для его избрания (п. 2). Дано указание освобождать из-под стражи обвиняемых, когда отпали основания для их ареста.

  2. Подчеркнуто, что перечень преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 96 УПК РСФСР, расширительному толкованию не подлежит. В связи с этим предложено с особой тщательностью рассматривать ходатайства о продлении сроков содержания под стражей в отношении граждан, совершивших иные преступления.

  3. Особо предусмотрен порядок возбуждения ходатайств о продлении сроков содержания под стражей по делам, возвращенным для дополнительного расследования (п. 4 Указания). При возвращении уголовного дела прокурором следователь или орган дознания должны обратиться с ходатайством о продлении срока содержания под стражей в день принятия решения прокурором. При возвращении дела судом - на следующий день после поступления к ним дела из суда. Из срока содержания под стражей в этом случае исключается лишь время нахождения дела в суде.
  4. Новые положения содержат п. 7.2 и п. 9.1 Указания в части повышения ответственности работников аппарата прокуратуры, по вине которых не соблюден порядок обращения с ходатайством в Генеральную прокуратуру или допущены другие нарушения.

  5. В п. 10 Указания изменен порядок определения сроков расследования и содержания обвиняемых под стражей. Впредь при продлении данных сроков необходимо указывать и продолжительность срока, и дату его окончания, причем дата окончания срока расследования должна совпадать с датой окончания срока ареста. Например, если удовлетворено ходатайство о продлении срока содержания под стражей до 10 декабря 1998 года, срок расследования в случае необходимости должен быть продлен также до 10 декабря 1998 года.

  6. Согласно п. 13 Указания с трех до десяти дней увеличен срок информирования вышестоящего прокурора о результатах рассмотрения судом дела, по которому продлевался срок.

  7. В п. 16 Указания обращено внимание на основания продления сулом сроков содержания под стражей. По существу дано официальное толкование ст. 97 УПК РСФСР - предельным сроком ареста назван восемнадцатимесячный.

  8. В п. 17 Указания впервые содержит новые положения о порядке исчисления сроков по уголовным делам, поступившим из других государств.

  9. Впервые определен порядок исчисления сроков при выделении уголовных дел. Анализ п. 18 Указания позволяет обратить внимание на два момента. Во-первых, выделению уголовного дела о новом преступлении или в отношении другого лица должно предшествовать вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. Во-вторых, при исчислении сроков в случае выделения уголовного дела необходимо руководствоваться следующими правилами:


    • по делам, не имеющим общей фабулы (при выявлении дополнительного преступления), срок исчисляется с момента возбуждения уголовного дела по факту совершения дополнительного преступления;

    • по делам, имеющим общую фабулу (например, при выделении дела в отношении несовершеннолетнего, скрывшегося обвиняемого и др.), срок исчисляется с момента возбуждения основного уголовного дела.



Порядок отображения: 
0
Группы: