НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕКОДИФИЦИРОВАННОГО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.
Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.


НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕКОДИФИЦИРОВАННОГО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ


Одно из важных правовых предписаний, касающихся процесса доказывания по уголовным делам, нашло отражение в ст. 50 Конституции Российской Федерации. В нем говориться, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. В уголовно-процессуальной теории это положение получило название "правило об исполнении". Признание доказательства не имеющим юридической силы связано с таким понятием, как допустимость доказательств, которое основывается на требованиях ч.3 ст. 69, ст. 70 УПК. Данные требования к сбору доказательств по уголовному делу должны соблюдаться и в ходе осуществления частной детективной деятельности, которая в настоящее время также может оказывать влияние на производство по делу.


В Законе о милиции появилась правовая норма, указывающая на возможность использования показаний работников милиции наравне с иными доказательствами, полученными в ходе расследования.


Закон об оперативно-розыскной деятельности указывает на возможность использования в уголовном судопроизводстве данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности.


При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ).


Видами частной детективной и охранной деятельности являются:


сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело. (ст. 3 Закона о частной детективной деятельности).


В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона. (ст. 5 Закона о частной детективной деятельности).


Показания сотрудника милиции по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке. (ст. 26 Закона о милиции).

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготовляющих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц. скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (ч. 1 ст. 11 Закона об оперативно-розыскной деятельности).


ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА


Современное уголовно-процессуальное законодательство предусматривает ряд особенностей возбуждения уголовного дела в отношении лиц некоторых категорий (судей, депутатов и др.).


Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. (ч.3 ст. 16 Закона о статусе судей).


Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.


Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Генеральный прокурор Российской Федерации вносит в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление.


Совет Федерации или Государственная Дума не позднее чем в недельный срок со дня внесения представления Генерального прокурора Российской Федерации рассматривает это представление в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора Российской Федерации. При необходимости от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса в Совете Федерации или в Государственной Думе вправе участвовать соответственно депутат Совета Федерации или депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено представление.


О прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата Совета Федерации или депутата Государственной Думы орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации. (ст. 20 Закона о статусе депутата).


ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Некоторые вопросы подследственности уголовных дел, помимо УПК, дополнительно регулируются и другими законами. Так, ст. 31 Закона о прокуратуре предусматривает право прокурора на расследование любого преступления, а ст. 42 этого же Закона указывает на исключительную компетенцию органов прокуратуры по расследованию преступлений, совершенных прокурорами или следователями органов прокуратуры. В Законе о милиции содержится разграничение полномочий криминальной милиции и милиции общественной безопасности по раскрытию преступлений, по делам о которых обязательно и необязательно предварительное следствие.


Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. (ч. 2 ст. 31 Закона о прокуратуре).


Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры.


На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. (ст. 42 Закона о прокуратуре).


Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. (ч. 1 ст. 8 Закона о милиции).


Основными задачами милиции общественной безопасности (местной милиции) являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. (ч. 1 ст. 9 Закона о милиции).




[В начало] [<<< Назад] [Далее >>>]


Порядок отображения: 
0
Группы: