НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕКОДИФИЦИРОВАННОГО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена

Страница не найдена

404 ошибка

404 ошибка на сайте

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.

Страница не найдена

Страница не найдена

404 ошибка

404 ошибка на сайте

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.


НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕКОДИФИЦИРОВАННОГО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Автор: П.Г. Марфицин, А.В. Ножкина


Одной из особенностей современного Российского уголовно-процессуального законодательства является существование наряду со специализированным систематизированным законом - Уголовно-процессуальным кодексом, большого количества нормативных предписаний, которые включены в иные законы. К таким законам следует отнести во-первых, основной закон нашего государства - Конституцию Российской Федерации; во-вторых, законы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов и суда (например, законы: "О милиции", "О прокуратуре Российской Федерации", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О статусе судей в Российской Федерации", "О судоустройстве" и др.) и в-третьих, иные законы (например, законы: "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" "О свободе вероисповедания", "О банках и банковской деятельности", "О средствах массовой информации", Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Основы законодательства об охране здоровья граждан, и др.).


Правовые нормы, содержащиеся в рассматриваемых нормативных актах, по характеру воздействия на уголовно-процессуальные отношения неоднородны. Одни из них (как правило, конституционные) имеют весомое значение для всего уголовного процесса, другие - ориентированы на регламентацию частных вопросов. Но тем не менее все они являются источниками уголовно-процессуального права и не могут быть проигнорированы в правоприменительной деятельности.


Сложность состоит в том, что значительный разброс уголовно-процессуальных норм делает их труднодоступными для практического работника, а это явно не способствует полному и правильному применению закона. Так, проведенный нами опрос следователей органов внутренних дел показал, что им знакомы далеко не все уголовно-процессуальные предписания, содержащиеся вне УПК РСФСР. На вопрос: "какими законами (кроме УПК РСФСР) Вы руководствуетесь при производстве расследования?" Конституцию Российской Федерации назвали 71% из числа опрошенных, Закон "О милиции" - 66,6%, "Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" - 23,8%, Закон "О статусе судей в Российской Федерации" - 5%.


Для оказания помощи следователям, работникам органов дознания, прокурорским работникам нами предпринята попытка обобщить и систематизировать некоторые наиболее важные положения некодифицированного уголовно-процессуального законодательства, а также кратко прокомментировать их. Надеемся, что предложенная информация будет способствовать более качественному производству предварительного расследования.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Продолжающаяся реформа российской правовой системы проявляется прежде всего в усилении прав человека. Эти вопросы нашли отражение как в Конституции Российской Федерации, так и в других законах, затрагивающих уголовно-процессуальные аспекты. В частности, в Законе о милиции наряду с конкретизацией прав работников милиции (получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки) особое внимание уделяется соблюдению прав личности, защите чести и достоинства гражданина.


Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. (ч.1 ст. 50 Конституции РФ)


Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека.


Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.


Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.


Милиция не имеет права разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудие не требуют иного. (ст. 5 Закона о милиции).


Работники милиции вправе:



  • проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

  • вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

  • входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов;

  • проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении;

  • при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств), в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций; получать от их должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства;

  • изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозяйное имущество и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности; (ст. 11 Закона о милиции).


Основные функции надзора и контроля за уголовно-процессуальной деятельностью осуществляются прокуратурой и судебными органами. В связи с этим в Законе "О статусе судей" и в "Законе о прокуратуре Российской Федерации" содержатся положения, указывающие на обязательность выполнения распоряжений судей, указаний Генерального прокурора.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность. (ч. 6 ст. 1 Закона о статусе судей).


Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. (ч. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре).




[Далее (ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ) >>>]


Порядок отображения: 
0
Группы: