НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕКОДИФИЦИРОВАННОГО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.
Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.


НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕКОДИФИЦИРОВАННОГО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Автор: П.Г. Марфицин, А.В. Ножкина


Одной из особенностей современного Российского уголовно-процессуального законодательства является существование наряду со специализированным систематизированным законом - Уголовно-процессуальным кодексом, большого количества нормативных предписаний, которые включены в иные законы. К таким законам следует отнести во-первых, основной закон нашего государства - Конституцию Российской Федерации; во-вторых, законы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов и суда (например, законы: "О милиции", "О прокуратуре Российской Федерации", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О статусе судей в Российской Федерации", "О судоустройстве" и др.) и в-третьих, иные законы (например, законы: "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" "О свободе вероисповедания", "О банках и банковской деятельности", "О средствах массовой информации", Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Основы законодательства об охране здоровья граждан, и др.).


Правовые нормы, содержащиеся в рассматриваемых нормативных актах, по характеру воздействия на уголовно-процессуальные отношения неоднородны. Одни из них (как правило, конституционные) имеют весомое значение для всего уголовного процесса, другие - ориентированы на регламентацию частных вопросов. Но тем не менее все они являются источниками уголовно-процессуального права и не могут быть проигнорированы в правоприменительной деятельности.


Сложность состоит в том, что значительный разброс уголовно-процессуальных норм делает их труднодоступными для практического работника, а это явно не способствует полному и правильному применению закона. Так, проведенный нами опрос следователей органов внутренних дел показал, что им знакомы далеко не все уголовно-процессуальные предписания, содержащиеся вне УПК РСФСР. На вопрос: "какими законами (кроме УПК РСФСР) Вы руководствуетесь при производстве расследования?" Конституцию Российской Федерации назвали 71% из числа опрошенных, Закон "О милиции" - 66,6%, "Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" - 23,8%, Закон "О статусе судей в Российской Федерации" - 5%.


Для оказания помощи следователям, работникам органов дознания, прокурорским работникам нами предпринята попытка обобщить и систематизировать некоторые наиболее важные положения некодифицированного уголовно-процессуального законодательства, а также кратко прокомментировать их. Надеемся, что предложенная информация будет способствовать более качественному производству предварительного расследования.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Продолжающаяся реформа российской правовой системы проявляется прежде всего в усилении прав человека. Эти вопросы нашли отражение как в Конституции Российской Федерации, так и в других законах, затрагивающих уголовно-процессуальные аспекты. В частности, в Законе о милиции наряду с конкретизацией прав работников милиции (получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки) особое внимание уделяется соблюдению прав личности, защите чести и достоинства гражданина.


Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. (ч.1 ст. 50 Конституции РФ)


Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека.


Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.


Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.


Милиция не имеет права разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудие не требуют иного. (ст. 5 Закона о милиции).


Работники милиции вправе:



  • проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

  • вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

  • входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов;

  • проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении;

  • при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств), в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций; получать от их должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства;

  • изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозяйное имущество и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности; (ст. 11 Закона о милиции).


Основные функции надзора и контроля за уголовно-процессуальной деятельностью осуществляются прокуратурой и судебными органами. В связи с этим в Законе "О статусе судей" и в "Законе о прокуратуре Российской Федерации" содержатся положения, указывающие на обязательность выполнения распоряжений судей, указаний Генерального прокурора.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность. (ч. 6 ст. 1 Закона о статусе судей).


Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. (ч. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре).




[Далее (ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ) >>>]


Порядок отображения: 
0
Группы: