2. Ведомственный контроль и прокурорский надзор за обеспечением прав личности в стадии возбуждения уголовного дела.

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.
Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.


2. Ведомственный контроль и прокурорский надзор за обеспечением прав личности в стадии возбуждения уголовного дела.

Система контроля за законностью и обоснованностью процессуальных действий и решений включает в себя проверку обеспечения прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве. Без производства такой проверки реализация уголовно-процессуальных гарантий не будет являться полной. В зависимости от органов, осуществляющих контрольные функции, принято различать: 1) ведомственный контроль, который в свою очередь подразделяется на организационный и процессуальный, 2) прокурорский надзор, 3) надзор, осуществляемый судом.


В последнее время, кроме того, в юридической литературе выдвинут тезис о существовании "социального контроля" за уголовным судопроизводством, одним из элементов которого также является охрана прав личности.


Ведомственный контроль в стадии возбуждения уголовного дела представляет из себя деятельность по организации своевременной и полной регистрации информации о преступлениях, оперативной проверки такой информации и правильностью ее разрешения. Он основывается на положениях уголовно-процессуального закона, но в основном регламентирован нормативными актами МВД. Такой контроль возлагается как на начальника органа внутренних дел, так и на руководителей следственных аппаратов, подразделений уголовного розыска, ГАИ и др. (1). Здесь реализуется в административно-правовых и иных формах организационное воздействие субъекта управления на подчиненных ему лиц (2).


Права и законные интересы личности в уголовном судопроизводстве должны быть обеспечены уже с момента получения правоохранительным органом заявления или сообщения о преступлении. В связи с этим большое значение имеет деятельность по проверке своевременности и полноты регистрации поступаемой информации о преступлениях.


Часть 1 ст.109 УПК Российской Федерации возлагает обязанность на прокурора, следователя, орган дознания и судью принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготавляемом преступлении и принимать по ним решения в установленный законом срок. Порядок приема, регистрации заявлений и сообщений о преступлениях органами внутренних дел дополнительно и довольно полно определяется ведомственным нормативным актом - приказом министра внутренних дел СССР N 415 от 11 ноября 1990 г., объявляющим Примерную инструкцию о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях (эта инструкция и в настоящее время является действующей на территории России). В этом же документе регламентирован порядок осуществления контроля за приемом и регистрацией информации о преступлениях. Полнота ее учета проверяется непосредственно начальником органа внутренних дел или по его поручению ответственными лицами путем сопоставления сведений, содержащихся в Книге учета происшествий и Журнале учета иной информации, с данными о преступлениях зафиксированными в иных источниках, например, инспекциях государственного страхования, медицинских учреждениях и др. Особое внимание должно уделяться при этом выявлению фактов отказа гражданам в приеме заявлений о преступлениях.


Однако, несмотря на детально разработанную и регламентированную методику контроля, количество нарушений, связанных с приемом и регистрацией информации о преступлениях, не снижается. Только в 1991 г. Прокуратурой СССР было выявлено свыше 31 тысячи преступлений не зарегистрированных органами внутренних дел (3). Существует несколько причин, порождающих такое явление. Немаловажное значение при этом имеет формальное отношение руководителей подразделений органов внутренних дел к осуществлению контроля за приемом и регистрацией заявлений и сообщений о преступлениях.

Следует отметить, что нарушения, связанные с приемом и регистрацией заявлений и сообщений о преступлениях, являются узловой проблемой в обеспечении прав личности не только в нашем государстве. Так, в США полиция оставляет без рассмотрения 23% заявлений и сообщений о преступлениях (4) и не принимает решений в каждом четвертом случае обращения к ним пострадавших.


Но в то же время, у них эта проблема включена в национальную программу исследования, а у нас же такие исследования проводятся разрознено.


Немалую роль в обеспечении прав и законных интересов личности играет правильная оценка поступившей информации о преступлении, принятие обоснованного решения о необходимости производства предварительной проверки, а также определение границ этой проверки. Следственная практика показывает, что от правильного определения направления и объема проверочных действий во многом зависит обоснованность и законность возбуждения уголовного дела. Согласно пунктов 2.2; 4.5 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, начальник органа внутренних дел или лицо, его замещающее, в зависимости от содержания поступившей информации о преступлении дает письменное указание о порядке ее проверки. Такая процедура должна заключаться в следующем. В случаях, когда проведение предварительной проверки не требуется, начальником органа внутренних дел должен быть незамедлительно решен вопрос о возбуждении уголовного дела. Если же имеется необходимость в уточнении оснований к возбуждению уголовного дела, начальник органа дознания, отдавая поручение о производстве предварительной проверки, должен определить ее границы, т.е. указать какие обстоятельства необходимо уточнить либо какие действия следует выполнить. Это позволит воздержаться от неоправданного расширения границ предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении, необоснованного или несвоевременного вовлечения граждан в сферу уголовного судопроизводства и в какой-то мере повлияет на оперативность принятия решения в стадии возбуждения уголовного дела.


Одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела является соблюдение сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Законодатель, определив трехдневный срок для принятия решения, в исключительных случаях позволяет увеличить его до десяти суток. Однако в ст.109 УПК Российской Федерации не оговорено какие обстоятельства в данном случае надо считать исключительными. На практике это приводит к волоките. По материалам нашего исследования 76,8% заявлений и сообщений о преступлениях рассматриваются в срок свыше трех суток, хотя по большинству изученных материалов, решение могло бы быть принято своевременно.







Далее (продолжение...) >>>


Порядок отображения: 
0
Группы: