О совершенствовании механизма реализации права осужденных на помилование

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена

Страница не найдена

404 ошибка

404 ошибка на сайте

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.

Страница не найдена

Страница не найдена

404 ошибка

404 ошибка на сайте

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.


О совершенствовании механизма реализации права осужденных на помилование

Автор: Васильева И.А.


В соответствии с ч.3 ст.50 Конституции Российской Федерации, каждый осужденный имеет право просить о помиловании.


Помилование является частным выражением принципа гуманизма (ст.7 УК России), присущего российскому уголовному законодательству, оно, прежде всего, направлено на смягчение участи лиц, раскаявшихся в совершении преступления и утративших общественную опасность.


Помилование имеет сложную нормативную основу. С одной стороны, это конституционные нормы, определяющие полномочия главы государства в данной сфере. Так, согласно п. "в" ст.89 Конституции Президент Российской Федерации осуществляет помилование. С другой - действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (ст.85) закрепляет помилование как самостоятельный уголовно-правовой институт, (помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица). Порядок его применения регламентирован нормами уголовно-исполнительного законодательства и другими нормативно-правовыми актами. В соответствии с ч.2 ст.85 УК России, можно различить несколько видов помилования:



  • в виде полного освобождения от наказания;
  • в виде частичного освобождения от наказания (сокращение срока отбытия или изменение наказания более мягким);
  • в виде снятия судимости с лица, отбывшего наказание.

Закон не регламентирует от каких видов наказания возможно освобождение в порядке помилования. Но из сравнительного анализа ст. 84 (Амнистия) и 85 (Помилование), можно сделать вывод, что помилование не освобождает от дополнительных видов наказаний (конфискации имущества, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, используемых в качестве дополнительного наказания). Не реально и применение помилования в отношении осужденных к штрафу, как основному виду наказания. Это вытекает из смысла ч.2 ст.85, которая предусматривает не денежное выражение наказания, а уменьшение срока лишения свободы может быть освобождено от дальнейшего отбытия наказания.

В последнее время в процессе правоприменительной деятельности учреждений исполняющих наказание, процент освобождения осужденных в порядке помилования весьма значителен. Так, в 1998 г. в Управление по помилованию при Президенте Российской Федерации было направлено 46816 ходатайств о помиловании, помиловано - 4244; за 8 месяцев 1999 г. - из 32231 помиловано - 6905, в апреле 1999 г. помиловано 716 осужденных к смертной казни1. (из выступления председателя Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации А.Приставкина на региональном семинаре-совещании в г. Кемерово по вопросам осуществления помилования в Российской Федерации).


В соответствии с ч.2 ст.175 уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении осужденного, представляемого к помилованию учреждением или органом исполняющим наказание, ходатайство вносится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Но до сих пор сотрудники уголовно-исполнительной системы при подготовке материалов о помиловании руководствуются приказом МВД СССР № 153 за 1981 г., который не соответствует реалиям настоящего времени, изменениям в законодательстве. Поэтому очень своевременным является подготовленный Управлением Президента Российской Федерации по вопросам помилования проект Положения о порядке осуществления помилования в Российской Федерации. Этот проект в настоящее время обсуждается с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, занимающимися непосредственно реализацией прав осужденных на помилование и исполнением Указов Президента Российской Федерации о помиловании. Так, 23-24 сентября 1999 г. в г. Кемерово, проведен региональный семинар-совещание по вопросам осуществления помилования в Российской Федерации.


Положение о порядке осуществления помилования в Российской Федерации призвано установить порядок и основания издания и исполнения. Оно содержит 3 раздела и 30 пунктов. В первом разделе описаны общие положения, но не дается понятие помилования, хотя многие авторы, в его работах посвященных данному вопросу[1] формулировали это понятие. . На наш взгляд, наиболее верным оказалось определение И.Л.Марогуловой: "Помилование - это акт государственного прощения индивидуально определенного лица, совершившего преступление…"[2], если добавить: "…раскаявшегося в совершенном преступлении".


Пункт 1 Положения гласит: " Помилование осужденного осуществляется Президентом Российской Федерации, как правило, один раз. Не смотря на то, что на семинаре было много дебатов по поводу формулировки "как правило", предлагалось ее исключить из проекта, я не ставлю под сомненье право субъекта нормотворчества употреблять такие формулировки: "как правило", "по возможности", "в порядке исключения". Но в таком случае необходимо уточнить условия применения данной нормы: "В отношении осужденных, освобождавшихся от наказания в порядке помилования и вновь совершивших умышленные преступления, помилование осуществляется только при наличии исключительных обстоятельств". Необходимо дать приблизительное определение "исключительных обстоятельств", так как это понятие неоднократно встречается в Положении. Это может быть возникновение особых обстоятельств в семье, состояние здоровья осужденного и т.п.


Пункт 2 Положения определяет формальные условия рассмотрения ходатайств о помиловании осужденных к пожизненному лишению свободы, а также тем, которому в порядке помилования смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы. Эти ходатайства могут быть рассмотрены по отбытии ими не менее 15 лет наказания. Так как п. 8 Положения предусматривает отклонение ходатайств о помиловании осужденных по отбытии ими менее половины срока наказания, то в ст.2 следовало бы включить формальные условия ограничения сроков подачи ходатайств и других категорий осужденных в зависимости от вида наказания и тяжести совершенного преступления. Например, ходатайство о помиловании рассматривается после фактического отбытия осужденным наказания не связанного с лишением свободы, а также к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести не менее 1/3 срока наказания;


- за тяжкие и особо тяжкие преступления к лишению свободы не менее 1/2 срока наказания.


Раздел 2 регламентирует порядок рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании. Здесь рассматриваются вопросы оформления материалов, прилагаемых к ходатайству, сроки представления их в Управление по помилованию при Президенте Российской Федерации, рассмотрение материалов в Управлении и Комиссии по помилованию и представление на рассмотрение ходатайств Президенту. Деятельность Управления и Комиссии регламентируется Указами Президента от 12 декабря 1992 г. и 13 августа 1996 г.

Пункт 19 Положения предусматривает приостановление процедуры представления администрацией учреждений исполняющих наказания осужденных к условно-досрочному освобождению, при направлении материалов на помилование до рассмотрения этого вопроса. По мнению участников семинара-совещания, это нарушает конституционные права осужденных (ст.ст.45 и 50 Конституции, поэтому данная статья должна быть исключена из Положения.
Раздел 3 определяет процедуру подготовки проектов и исполнения указов Президента Российской Федерации о помиловании. Решения Комиссии по помилованию, содержащие рекомендации об удовлетворении ходатайств осужденных оформляются протоколом (ходатайство осужденного рассматривается Комиссией в течение месяца с момента его получения), который передается в Управление по помилованию для подготовки проекта указа Президента Российской Федерации о помиловании. В течение 2-х недель с момента получения протокола, Управление готовит проект указа и передает его Президенту. Подписанный указ направляется на исполнение в территориальные органы уголовно-исполнительной системы Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации в течение 5 дней. При получении указа администрация исправительного учреждения незамедлительно должна его исполнить и сообщить в Управление по помилованию. Такая тщательная регламентация сроков должна ускорить процедуру рассмотрения ходатайств о помиловании (в настоящее время эта процедура занимает порой более года).


В Положении следовало бы учесть мнение К.М.Тищенко[3] об опубликовании указов о помиловании как реализацию принципа демократизма, открытости в деятельности государственных органов.




Порядок отображения: 
0
Группы: