О совершенствовании механизма реализации права осужденных на помилование

Аватар пользователя Лукашин Игорь Владимирович

На главную страницу



Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.
Страница не найдена | Правовые технологии
 

Страница не найдена

Запрошенная страница не найдена.


О совершенствовании механизма реализации права осужденных на помилование

Автор: Васильева И.А.


В соответствии с ч.3 ст.50 Конституции Российской Федерации, каждый осужденный имеет право просить о помиловании.


Помилование является частным выражением принципа гуманизма (ст.7 УК России), присущего российскому уголовному законодательству, оно, прежде всего, направлено на смягчение участи лиц, раскаявшихся в совершении преступления и утративших общественную опасность.


Помилование имеет сложную нормативную основу. С одной стороны, это конституционные нормы, определяющие полномочия главы государства в данной сфере. Так, согласно п. "в" ст.89 Конституции Президент Российской Федерации осуществляет помилование. С другой - действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (ст.85) закрепляет помилование как самостоятельный уголовно-правовой институт, (помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица). Порядок его применения регламентирован нормами уголовно-исполнительного законодательства и другими нормативно-правовыми актами. В соответствии с ч.2 ст.85 УК России, можно различить несколько видов помилования:



  • в виде полного освобождения от наказания;
  • в виде частичного освобождения от наказания (сокращение срока отбытия или изменение наказания более мягким);
  • в виде снятия судимости с лица, отбывшего наказание.

Закон не регламентирует от каких видов наказания возможно освобождение в порядке помилования. Но из сравнительного анализа ст. 84 (Амнистия) и 85 (Помилование), можно сделать вывод, что помилование не освобождает от дополнительных видов наказаний (конфискации имущества, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, используемых в качестве дополнительного наказания). Не реально и применение помилования в отношении осужденных к штрафу, как основному виду наказания. Это вытекает из смысла ч.2 ст.85, которая предусматривает не денежное выражение наказания, а уменьшение срока лишения свободы может быть освобождено от дальнейшего отбытия наказания.

В последнее время в процессе правоприменительной деятельности учреждений исполняющих наказание, процент освобождения осужденных в порядке помилования весьма значителен. Так, в 1998 г. в Управление по помилованию при Президенте Российской Федерации было направлено 46816 ходатайств о помиловании, помиловано - 4244; за 8 месяцев 1999 г. - из 32231 помиловано - 6905, в апреле 1999 г. помиловано 716 осужденных к смертной казни1. (из выступления председателя Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации А.Приставкина на региональном семинаре-совещании в г. Кемерово по вопросам осуществления помилования в Российской Федерации).


В соответствии с ч.2 ст.175 уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении осужденного, представляемого к помилованию учреждением или органом исполняющим наказание, ходатайство вносится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Но до сих пор сотрудники уголовно-исполнительной системы при подготовке материалов о помиловании руководствуются приказом МВД СССР № 153 за 1981 г., который не соответствует реалиям настоящего времени, изменениям в законодательстве. Поэтому очень своевременным является подготовленный Управлением Президента Российской Федерации по вопросам помилования проект Положения о порядке осуществления помилования в Российской Федерации. Этот проект в настоящее время обсуждается с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, занимающимися непосредственно реализацией прав осужденных на помилование и исполнением Указов Президента Российской Федерации о помиловании. Так, 23-24 сентября 1999 г. в г. Кемерово, проведен региональный семинар-совещание по вопросам осуществления помилования в Российской Федерации.


Положение о порядке осуществления помилования в Российской Федерации призвано установить порядок и основания издания и исполнения. Оно содержит 3 раздела и 30 пунктов. В первом разделе описаны общие положения, но не дается понятие помилования, хотя многие авторы, в его работах посвященных данному вопросу[1] формулировали это понятие. . На наш взгляд, наиболее верным оказалось определение И.Л.Марогуловой: "Помилование - это акт государственного прощения индивидуально определенного лица, совершившего преступление…"[2], если добавить: "…раскаявшегося в совершенном преступлении".


Пункт 1 Положения гласит: " Помилование осужденного осуществляется Президентом Российской Федерации, как правило, один раз. Не смотря на то, что на семинаре было много дебатов по поводу формулировки "как правило", предлагалось ее исключить из проекта, я не ставлю под сомненье право субъекта нормотворчества употреблять такие формулировки: "как правило", "по возможности", "в порядке исключения". Но в таком случае необходимо уточнить условия применения данной нормы: "В отношении осужденных, освобождавшихся от наказания в порядке помилования и вновь совершивших умышленные преступления, помилование осуществляется только при наличии исключительных обстоятельств". Необходимо дать приблизительное определение "исключительных обстоятельств", так как это понятие неоднократно встречается в Положении. Это может быть возникновение особых обстоятельств в семье, состояние здоровья осужденного и т.п.


Пункт 2 Положения определяет формальные условия рассмотрения ходатайств о помиловании осужденных к пожизненному лишению свободы, а также тем, которому в порядке помилования смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы. Эти ходатайства могут быть рассмотрены по отбытии ими не менее 15 лет наказания. Так как п. 8 Положения предусматривает отклонение ходатайств о помиловании осужденных по отбытии ими менее половины срока наказания, то в ст.2 следовало бы включить формальные условия ограничения сроков подачи ходатайств и других категорий осужденных в зависимости от вида наказания и тяжести совершенного преступления. Например, ходатайство о помиловании рассматривается после фактического отбытия осужденным наказания не связанного с лишением свободы, а также к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести не менее 1/3 срока наказания;


- за тяжкие и особо тяжкие преступления к лишению свободы не менее 1/2 срока наказания.


Раздел 2 регламентирует порядок рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании. Здесь рассматриваются вопросы оформления материалов, прилагаемых к ходатайству, сроки представления их в Управление по помилованию при Президенте Российской Федерации, рассмотрение материалов в Управлении и Комиссии по помилованию и представление на рассмотрение ходатайств Президенту. Деятельность Управления и Комиссии регламентируется Указами Президента от 12 декабря 1992 г. и 13 августа 1996 г.

Пункт 19 Положения предусматривает приостановление процедуры представления администрацией учреждений исполняющих наказания осужденных к условно-досрочному освобождению, при направлении материалов на помилование до рассмотрения этого вопроса. По мнению участников семинара-совещания, это нарушает конституционные права осужденных (ст.ст.45 и 50 Конституции, поэтому данная статья должна быть исключена из Положения.
Раздел 3 определяет процедуру подготовки проектов и исполнения указов Президента Российской Федерации о помиловании. Решения Комиссии по помилованию, содержащие рекомендации об удовлетворении ходатайств осужденных оформляются протоколом (ходатайство осужденного рассматривается Комиссией в течение месяца с момента его получения), который передается в Управление по помилованию для подготовки проекта указа Президента Российской Федерации о помиловании. В течение 2-х недель с момента получения протокола, Управление готовит проект указа и передает его Президенту. Подписанный указ направляется на исполнение в территориальные органы уголовно-исполнительной системы Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации в течение 5 дней. При получении указа администрация исправительного учреждения незамедлительно должна его исполнить и сообщить в Управление по помилованию. Такая тщательная регламентация сроков должна ускорить процедуру рассмотрения ходатайств о помиловании (в настоящее время эта процедура занимает порой более года).


В Положении следовало бы учесть мнение К.М.Тищенко[3] об опубликовании указов о помиловании как реализацию принципа демократизма, открытости в деятельности государственных органов.




Порядок отображения: 
0
Группы: