Спорные вопросы определения объекта нарушения требований в области транспортной безопасности (ст. 163-1 УК РФ)

Аватар пользователя Козун Александр  Владимирович
  • Текст
  • Кратко
  • Справка
  • Рецензии*

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г.№ 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности»2 уголовный закон пополнился нормой, предусматривающей ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности. По существу, включение ее в Уголовный кодекс Российской Федерации (Далее – УК РФ), особых возражений не вызывает.Однако, с точки зрения определяющего ее закона, не совсем понятна ее правовая природа, объект преступного посягательства и некоторые особенности законодательного конструирования.

Конститутивным для этой нормы является Федеральный закон от 09 февраля 2007 г.№ 16-ФЗ «О транспортной безопасности»3, ключевыми понятиями которого являются: акт незаконного вмешательства, зона транспортной безопасности, аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, аттестующие организации, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, объекты транспортной инфраструктуры и т.д.

Одним из первых в упомянутом нормативно-правовом акте законодатель определяет понятие «акт незаконного вмешательства» как противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт (курсив мой – К.А.), угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.Обеспечение транспортной безопасности характеризуется законодателем как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства4.Таким образом, принимая во внимание процитированный понятийный аппарат указанного закона, очевидно, что он направлен на регулирование и защиту отношений транспортной безопасности, в целом, от таких угроз, которые соизмеримы с террористическим актом.Ее сущность весьма отличается от особенностей содержания объекта преступления, предусмотренного главой 27 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Профессор А.И.Коробеев говорит, что «исходным моментом для определения понятия транспортных преступлений должна служить мысль, что эти преступления посягают на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и эксплуатации) транспортных средств.И, далее, ученый пишет, что «под безопасностью функционирования транспорта мы понимаем такое состояние транспортной деятельности, которое исключает причинение вреда жизни и здоровью людей, транспортным средствам, материальным ценностям, окружающей природной среде и обеспечивается мерами экономического, технического, организационного, социального и правового характера»5.

Сущностью общественных отношений, охраняемых рамками главы 27 Уголовного кодекса Российской Федерации, является процесс безопасного движения и (или) эксплуатации транспортных средств, иных технических систем транспорта6.Потерпевшими могут являться только случайные лица, в том числе управляющие другими транспортными средствами, а также перевозимые транспортными средствами пассажиры.Таким образом, принимая во внимание законодательную технику описания сравниваемых объектов уголовно-правовой охраны, отмечаем, что содержание видового объекта преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств существенно уже, нежели законодатель заявил в уголовно-правовой норме, предусмотренной ст.263-1 УК РФ.Это объясняется особенностями законодательного описания признаков объективной стороны, субъекта преступления, признаков соучастия, отражающих отягчающие обстоятельства данного преступления.

По мнению М.П.Кузнецова «сложившееся сегодня в науке уголовного права понимание объекта рассматриваемого преступления не в полной мере отражает суть общественных отношений, охраняемых уголовно-правовой нормой, предусмотренной ст.263-1 УК РФ, а, следовательно, не поможет правоприменителю правильно отграничить данное преступление от других, например от недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст.266 УК РФ)».Несмотря на схожую объективную сторону, это совершенно разные по содержанию составы: первый имеет целью охрану общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения транспортной безопасности, а второй связан с безопасностью движения и эксплуатацией транспортных средств7.

В законодательстве под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п.10 ст.1 Закона № 16-ФЗ).Ключевой элемент в данном определении – «акт незаконного вмешательства», который означает противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (п.1 ст.1 Закона № 16-ФЗ).

Понятие же безопасности движения – более общее и определяется в законодательстве применительно к каждому виду транспорта.Например, в соответствии со ст.2 Федерального закона от 10 января 2003 г.№ 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта признается состояние защищенности процесса движения подвижного состава и самого подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц8.

Механизм причинения вреда объекту транспортного преступления и нарушения требований в области транспортной безопасности (ст.263-1 УК РФ) разный.В первом случае речь идет о противоправном воздействии на узлы и агрегаты транспортного средства (иных технических систем транспорта), приводящем к нарушению специальных правил, которые обусловливают безопасность движения и эксплуатации источника повышенной опасности.Во втором случае, законодатель говорит о причинении вреда, вследствие неисполнения требований по соблюдению транспортной безопасности, т.е.о беспечном отношении к общим мерам предосторожности (ч.1 ст.263-1 УК РФ) или неисполнении обязанностей специального субъекта (ч.2 ст.263-1 УК РФ), ставшем причиной совершения террористического акта или иных деяний, повлекших дестабилизацию работы транспорта.

Таким образом, объект преступления, предусмотренного ст.263-1 УК РФ, – общественные отношения, направленные на обеспечение выполнения регламентированных нормативными правовыми актами мер по предупреждению и недопущению совершения актов незаконного вмешательства, а также минимизации их последствий.Именно такое понимание объекта рассматриваемого преступления позволяет понять его суть и отграничить данный состав от иных преступлений, совершаемых в сфере функционирования транспорта (ст.ст.263, 264, 266 УК РФ и др.)9.

Поэтому, учитывая особенности непосредственного объекта данного состава преступления, на мой взгляд, он должен быть размещен в рамках раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».Судя по характеристике профильного закона, определяющего содержание общественных отношений как объекта анализируемого состава преступления, ближе по правовой природе ему место в главе 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности».Учитывая особенности компонентов федерального закона от 09 февраля 2007 г.№ 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обсуждаемый состав преступления должен закрепляться в рамках преступлений террористического характера или вслед за нарушением требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ст.217-1 УК РФ).

Список используемых источников

  1. Козун А.В.Новый взгляд на понятие видового объекта преступлений главы 27 Уголовного кодекса Российской Федерации // Проблемы российского права: теория и практика: материалы региональной научно-практической конференции (31 октября 2006 г.).Кемерово: Кемеровский филиал заочного обучения Омской академии МВД России, 2007.
  2. Коробеев А.И.Транспортные преступления.СПб., 2003.
  3. Кузнецов М.П.Уголовная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности // СПС «КонсультантПлюс».
  • 1
  • 2
  • 3
Проблемы и решения: 

Уголовный закон пополнился нормой, предусматривающей ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности ... с точки зрения определяющего ее закона, не совсем понятна ее правовая природа, объект преступного посягательства и некоторые особенности законодательного конструирования.

Содержание видового объекта преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств существенно уже, нежели законодатель заявил в уголовно-правовой норме, предусмотренной ст. 263-1 УК РФ. Это объясняется особенностями законодательного описания признаков объективной стороны, субъекта преступления, признаков соучастия, отражающих отягчающие обстоятельства данного преступления.

Учитывая особенности непосредственного объекта данного состава преступления, на мой взгляд, он должен быть размещен в рамках раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Судя по характеристике профильного закона, определяющего содержание общественных отношений как объекта анализируемого состава преступления, ближе по правовой природе ему место в главе 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности». Учитывая особенности компонентов федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обсуждаемый состав преступления должен закрепляться в рамках преступлений террористического характера или вслед за нарушением требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ст. 217-1 УК РФ).

Zip_слово: 
транспортная безопасность
Статус автора: 
Преподаватель
Отрасли: 
Особенная часть
Уголовное право
Описание статьи / тезисов
Публикуются: 
Статья
Тип статьи / тезисов: 
Теоретическая
Article name /Название статьи (анг.): 
Disputable issues of object definition of requirements violations in the field of transport safety (art. 163-1 of the Criminal Code of Russian Federation)
Аннотация: 

В статье рассматриваются спорные вопросы определения места расположения состава преступления, предусмотренного ст. 263-1 УК РФ (нарушение требований в области транспортной безопасности) в структуре Особенной части уголовного закона.

Annotation/ Аннотация (анг.): 
The article deals with the controversial issues of determining the place of attachment of corpus delicti under Art. 263-1 of the Criminal Code of Russian Federation (disruption in transport security requirements) in the structure of the special part of the criminal law.
Направляется в редакцию: 
Журнал "Правовые технологии"
Статус статьи/тезисов: 
Публикуется впервые