Реализация участковыми уполномоченными полиции полномочий в сфере безопасности дорожного движения

Аватар пользователя Голованова Татьяна Валерьевна
  • Текст
  • Кратко
  • Справка
  • Рецензии*

Участковый уполномоченный полиции ключевая полицейская фигура в сфере профилактики правонарушений.Будучи сотрудником полиции, он не ограничен законодательством одним направлением правоохранительной работы, а наделен широким кругом полномочий в различных сферах, в том числе обеспечения безопасности дорожного движения.Особенностью работы данного субъекта правопорядка выступает его «привязанность» к административному участку, который закрепляется за участковым уполномоченным полиции с момента назначения на должность, затем оперативная обстановка на вверенном участке становится главным критерием оценки его профессиональной деятельности и эффективности работы2.

Безусловно, обеспечение безопасности дорожного движения – первостепенная задача сотрудников Госавтоинспекции, и в городах, особой необходимости в реализации участковым полномочий в этой сфере не возникает, другое дело в отдаленной сельской местности, где на приезд экипажа ГИБДД к месту дорожно-транспортного происшествия по объективным причинам можно рассчитывать лишь спустя несколько часов.Участковый уполномоченный полиции там оказывается единственным представителем правоохранительных органов, реализация прав и обязанностей в сфере дорожного движения выступает неотъемлемой частью основной работы.

Вместе с тем, продолжающееся сокращение числа сотрудников ГИБДД, наметившаяся уже сегодня нехватка экипажей для выезда на все заявляемые дорожно-транспортные происшествия, приводит к повышению актуальности участия участкового уполномоченного полиции в обеспечении безопасности дорожного движения.Заметим, что на территории России трудится порядка 46 тысяч участковых уполномоченных полиции.К сожалению, при всей широте компетенции, обязанности участкового сведены к пресловутому количеству составленных протоколов об административных правонарушениях по главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за отчетный период.

При этом, как правило, составы административных правонарушений «выбираются» из соображений их очевидности, простоты оформления и минимальной санкции (статья 12.3 КоАП РФ Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; статья 12.6 КоАП РФ Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов; статья 12.20 КоАП РФ Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки и т.п.).

Пресечение административных правонарушений, требующих хороших знаний Правил дорожного движения, влекущее дальнейшее административное расследование, применения мер обеспечения производства и т.д.

не осуществляется.В лучшем случае при выявлении правонарушители «передаются» для последующего оформления сотрудникам ГИБДД, а иногда их административные правонарушения вовсе остаются без процессуальной фиксации, что совершенно неправильно.

С одной стороны, обеспечение безопасности дорожного движения, как не основное направление деятельности, можно расценить в качестве вменения дополнительных обязанностей, что не приводит ни к чему иному, «как к формальному их исполнению, а иногда и к созданию видимости исполнения, что негативно отражается на уровне обеспечения охраны общественного порядка и безопасности граждан»3.С другой стороны, следует отметить, что безопасность дорожного движения, неотъемлемая часть правопорядка в целом, для профилактики которого государство учредило должности участковых уполномоченных полиции, и оно вправе рассчитывать на работу сорока шести тысяч квалифицированных специалистов в сфере дорожного движения.Поэтому данные обязанности не должны игнорироваться участковыми как ненужная дополнительная нагрузка.

При анализе современного законодательства функции и задачи участкового уполномоченного полиции в пределах административного участка в сфере дорожного движения сводятся к следующему:

– знать в пределах своего административного участка направление шоссейных, грунтовых и железных дорог, горных троп, местонахождение и состояние гатей, мостов, переправ;

– участвовать в пропаганде правовых знаний населения, соблюдения правил дорожного движения, т.к.органы внутренних дел Российской Федерации «обязаны оказывать помощь в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах»4;

– при необходимости регулировать дорожное движение, организовывать объезды опасных участков и крупных дорожно-транспортных происшествий;

– до приезда следственно-оперативной группы обеспечивать охрану места дорожно-транспортного происшествия;

– составлять схему дорожно-транспортного происшествия;

– останавливать транспортные средства в случаях, предусмотренных законодательством;

– проверять документы водителей транспортных средств;

– осматривать транспортные средства;

– проверять соблюдение правил перевозки пассажиров;

– применять необходимые меры обеспечения производства, предусмотренные КоАП РФ;

– составлять протоколы об административном правонарушении по ряду статей 12 Главы КоАП РФ5;

– а также от имени полиции рассматривать некоторые дела об административных правонарушениях предусмотренных главой 12 КоАП РФ6.

– участвовать в исполнении отдельных видов наказаний за административные правонарушения, посягающие на сферу дорожного движения;

– кроме того, как полноценная фигура осуществляющая надзор в сфере дорожного движения участковый уполномочен при выявлении фактов нарушения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог информировать об этом должностных лиц7.

Казалось бы, круг полномочий довольно широк, однако участковые уполномоченные полиции редко их реализовывают, следствием чего стало то, что население зачастую не воспринимает участкового полноправным субъектом, обеспечивающим безопасность дорожного движения.

Что должно быть подвержено критике, при наметившемся росте в стране количества пьяных водителей, водителей, управляющих транспортными средствами, не имеющими права управления, лишенных права управления и т.д., увеличении общего количества совершенных административных правонарушений в области дорожного движения.

Основной причиной видится то, что некоторые участковые уполномоченные полиции не осведомлены о своих полномочиях в сфере дорожного движения.Например, в пропаганде правовых знаний участковый уполномоченный полиции если и участвует, то только совместно с инспекторами по пропаганде ГИБДД, присутствуя на встречах, лекциях о соблюдении правил дорожного движения с воспитанниками детских садов, школьниками, студентами и т.д., а зачастую, в силу своей занятости, вовсе на них не приходят.Самостоятельно беседы с населением на административном участке о безопасности дорожного движения не проводят, считая это пустой тратой времени.

Что касается регулирования дорожного движения, то хотя Правилами дорожного движения предусмотрено, что любой сотрудник полиции может взять на себя эти функции, при необходимости организовать движение транспорта в объезд места дорожно-транспортного происшествия и проведения аварийно-спасательных работ8, однако не все участковые обладают такими навыками.Кроме необходимых навыков, они не имеют при себе специального оборудования.В участковом пункте полиции должны находиться необходимые специальные средства – жезл, светоотражающий жилет, знаки аварийной остановки, объезда и т.д.

Опрос участковых уполномоченных полиции из четырех субъектов Российской Федерации (Омская область, Томская область, Кемеровская область и Красноярский край) показал, что поскольку в ведомственных требованиях к участковому пункту полиции, данное оборудование не предусмотрено9, оно приобретается на собственные средства, одалживается на время у сотрудников ГИБДД, либо вовсе отсутствует. При этом, помимо реализации закрепленного права, возникает вопрос о личной безопасности участкового уполномоченного полиции, летнее форменное обмундирование не оборудовано светоотражающей символикой, что создает угрозу для жизни и здоровья сотрудника.

Что же касается реализации административно-юрисдикционных полномочий участковым уполномоченным полиции в области безопасности дорожного движения, то указанная выше «избирательность» по составлению протоколов об административных правонарушениях обусловлена неумением оформлять протоколы об административных правонарушениях «с чистого листа», что привело к зависимости сотрудника от наличия готовых бланков документов. Они заказываются и передаются для конкретного подразделения ГИБДД, зачастую не доходят до участковых.

Такая ситуация приводит к возможному коррупционному поведению, когда отсутствие бланка протокола об административном правонарушении может спровоцировать «умолчать» о правонарушении.Кроме того, бланки протоколов и постановлений по делу об административном правонарушении, разработанные для ГИБДД, не унифицированы для службы участковых уполномоченных полиции, т.к.содержат в себе индивидуальный идентификационный номер, указывающий на конкретное подразделение, при размещении информации в базы данных будет засчитываться этому подразделению, а не конкретному должностному лицу, составившему процессуальный документ.Отсутствие навыков и опыта работа привело к тому, что участковые уполномоченные полиции практически не выносят постановления по делам об административных правонарушениях.

Слабое знание участковыми уполномоченными полиции административного законодательства в сфере безопасности дорожного движения вызывает проблемы по реализации административно-юрисдикционных полномочий.По признанию самих участковых, они практически не работают с водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, каждый раз дожидаясь сотрудников ГИБДД, которые, прибыв на место, составляют все необходимые процессуальные документы – отстраняют от управления транспортным средством, направляют водителя на медицинское освидетельствование, принимают решение о помещении автомобиля на штрафную стоянку.На наш взгляд, введенное недавнее требование для назначения на должность участкового уполномоченного полиции, наличие высшего юридического образования, направлено именно на ликвидацию этого недостатка.

Кроме повышения профессионального уровня участкового уполномоченного полиции, следует наладить более тесное взаимодействие служб участковых уполномоченных полиции и служб ГИБДД с целью обмена опытом работы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Обобщая сказанное, следует отметить, что для более эффективной реализации полномочий в сфере дорожного движения участковыми уполномоченными полиции необходимо наладить совместную работу служб УУП и ГИБДД по трем основным направлениям:

1.Проводить дополнительное обучение участковых уполномоченных полиции по приобретению ими знаний и навыков, по регулированию дорожного движения, составлению необходимых процессуальных документов, которые могут проводится совместно с сотрудниками ГИБДД;

2.Обеспечить участковые пункты полиции и самих участковых уполномоченных полиции необходимыми средствами для реализации полномочий в сфере безопасности дорожного движения (жезлами, знаками аварийной остановки, бланками протоколов об административных правонарушениях, постановлений по делам об административных правонарушениях и т.д.);

3.

Привлекать участковых уполномоченных полиции к работе по пропаганде правовых знаний в сфере безопасности дорожного движения, организовывать более тесного взаимодействия служб ГИБДД и службы участковых уполномоченных полиции.

Список использованных источников:

 

1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г.№ 196-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.1995.№ 50.Ст.4873.

3. О Правилах дорожного движения: постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г.№ 1090 // Собрание актов Президента и Правительства РФ.1993.№ 47.Ст.4531.

4.Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31 декабря 2012 г.№ 1166 // Российская газета.27 марта 2013 г.

5.Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог: приказ МВД России от 30 марта 2015 г.№ 380 // http://www.pravo.gov.ru.10 декабря 2015 г.

6.О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: приказ МВД России от 5 мая 2012 г.№ 403 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.2012.№ 36.

7.Анисимов П.Е.Совершенствование административного законодательства как одно из направлений антинаркотической политики // Административное право и процесс.2015.№ 8.С.58-61.

8.Климович Е.В.К вопросу о правах участкового уполномоченного полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ // Законодательство и практика.2014.№ 2.С.59-60.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Проблемы и решения: 

Участковый уполномоченный полициинаделен широким кругом полномочий в различных сферах, в том числе обеспечения безопасности дорожного движения

продолжающееся сокращение числа сотрудников ГИБДД, наметившаяся уже сегодня нехватка экипажей для выезда на все заявляемые дорожно-транспортные происшествия, приводит к повышению актуальности участия участкового уполномоченного полиции в обеспечении безопасности дорожного движения. К сожалению, при всей широте компетенции, обязанности участкового сведены к пресловутому количеству составленных протоколов об административных правонарушениях по главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за отчетный период.

любой сотрудник полиции может взять на себя эти функции, при необходимости организовать движение транспорта в объезд места дорожно-транспортного происшествия и проведения аварийно-спасательных работ,однако невсе участковые обладают такими навыками. Кроме необходимых навыков, они не имеют при себе специального оборудования. В участковом пункте полиции должны находиться необходимые специальные средства – жезл, светоотражающий жилет, знаки аварийной остановки, объезда и т.д.

поскольку в ведомственных требованиях к участковому пункту полиции, данное оборудование не предусмотрено, оно приобретается на собственные средства, одалживается на время у сотрудников ГИБДД, либо вовсе отсутствует.

«избирательность» по составлению протоколов об административных правонарушениях обусловлена неумением оформлять протоколы об административных правонарушениях «с чистого листа», что привело к зависимости сотрудника от наличия готовых бланков документов.

Кроме повышения профессионального уровня участкового уполномоченного полиции, следует наладить более тесное взаимодействие служб участковых уполномоченных полиции и служб ГИБДД с целью обмена опытом работы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Обобщая сказанное, следует отметить, что для более эффективной реализации полномочий в сфере дорожного движения участковыми уполномоченными полиции необходимо наладить совместную работу служб УУП и ГИБДД по трем основным направлениям:

1. Проводить дополнительное обучение участковых уполномоченных полиции по приобретению ими знаний и навыков, по регулированию дорожного движения, составлению необходимых процессуальных документов, которые могут проводится совместно с сотрудниками ГИБДД;

2. Обеспечить участковые пункты полиции и самих участковых уполномоченных полиции необходимыми средствами для реализации полномочий в сфере безопасности дорожного движения (жезлами, знаками аварийной остановки, бланками протоколов об административных правонарушениях, постановлений по делам об административных правонарушениях и т.д.);

3. Привлекать участковых уполномоченных полиции к работе по пропаганде правовых знаний в сфере безопасности дорожного движения, организовывать более тесного взаимодействия служб ГИБДД и службы участковых уполномоченных полиции.

Zip_слово: 
Участковый
Статус автора: 
Преподаватель
Описание статьи / тезисов
Публикуются: 
Статья
Тип статьи / тезисов: 
Практическая
Article name /Название статьи (анг.): 
Realization of authorized precinct police powers in the field of road safety
Аннотация: 

Статья посвящена проблеме участия участкового уполномоченного полиции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в современных условиях, предложены пути разрешения некоторых трудностей в ходе осуществления профессиональной деятельности

Annotation/ Аннотация (анг.): 
The article is devoted to the participation of the District Police Commissioner in the field of road traffic safety in the contemporary context, suggest ways to resolve some of the difficulties in the course of professional activities
Направляется в редакцию: 
Журнал "Правовые технологии"
Статус статьи/тезисов: 
Публикуется впервые